Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №68426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность и основные характеристики познавательного
интереса детей дошкольного возраста 8
1.2. Познавательная деятельность как основа формирования
познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия формирования познавательного
интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного
интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Анализ результатов практической работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ,, 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Математика - это явление общечеловеческой культуры, приобщение к ней - это приобщение к культурным ценностям. В настоящее время математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Научно-технический прогресс требует от каждого человека определенного минимума математических знаний и представлений. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, использование информационных технологий и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому очень важно начинать математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Математическое развитие формирует у детей умения полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире. Осваивая математические знания, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, познают математические связи и отношения. В процессе математического развития у детей дошкольного возраста происходит развитие операций мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация), усвоение способов познания (сравнение, моделирование, экспериментирование). Усвоение математического содержания способствует развитию четкости, точности и логичности мысли, умения пользоваться символикой, раскрывать связи и отношения, обобщать и интерпретировать наблюдаемое. Данные характеристики отражают стиль мышления человека в современном обществе. Математика обладает большими возможностями в развитии мыслительных процессов.
Вопросы математического развития детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой Н.И. Непомнящей, А.А. Столяр и др. Проблема математического развития ребенка и организации математического образования в детском саду отражена в работах А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др. А.В. Белошистая исследовала вопросы, связанные с развитие математических способностей дошкольников. З.А. Михайлова изучала проблему использования в образовательном процессе игровых технологий. Т.И. Ерофеева рассматривала условия использования игровых проблемно-практических ситуаций в обучении детей элементарной математике.
А.В. Белошистая, З.А. Михайлова отмечают, что важную роль в процессе обучения математике занимает познавательный интерес. Например, А.В. Белошистая утверждала, что что математические способности относятся к познавательным и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами: сенсорными и интеллектуальными. Познавательный интерес к математике побуждает ребенка к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает ребенка более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес способствует тому, что дошкольник стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем их объекте, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии познавательного интереса у ребенка все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими и системными.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития детей дошкольного возраста является познавательное развитие, поэтому в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Л.И. Божович, Л.Н. Вахрушева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Р. Морозова, Л.С. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др. изучали вопросы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В частности, Л.И. Божович, Н.А. Менчинская и М.Н. Скаткин рассматривали данную категорию в аспекте развития умственной деятельности детей.
Изучению проблемы формирования познавательного интереса дошкольников в отечественной педагогической науке уделяется серьезное внимание. Проблемой формирования познавательного интереса к математике занималась Л.Н. Вахрушева, которая отмечает, что у старших дошкольников возникает различное отношение к математике, которое выражается в разной степени увлеченности: эмоциональные проявления, интеллектуальная
активность и проявления волевых усилий.
Н.И. Кашубо рассматривает познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к математике - это сложное личностное образование, состоящее из совокупности взаимосвязанных компонентов:
интеллектуального, эмоционального и волевого.
Однако, анализ научных публикаций показал, что педагоги недостаточно внимания уделяют формированию и развитию познавательного интереса детей в процессе математического развития. В результате складывается противоречие между необходимостью становления и развития познавательного интереса ребенка к математике и недостаточным использованием возможностей образовательного пространства детского сада.
Следует отметить, что в настоящее время недостаточно изучен потенциал образовательного пространства детского сада в аспекте формировании познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогические условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста».
С учетом анализа психолого-педагогической литературы проблема исследования заключается в определении педагогических условий формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формированию познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в детском саду будут способствовать следующие условия:
- организация различных форм познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (совместная познавательная деятельность воспитателя и детей, совместная познавательная деятельность детей, самостоятельная познавательная деятельность детей);
- обогащение математического центра дидактическим материалом, способствующим организации самостоятельной познавательной деятельность детей старшего дошкольного возраста и стимулирующим их активность при решении познавательных задач;
- участие родителей в формировании познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и основные характеристики познавательного интереса детей дошкольного возраста на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования .
2. Рассмотреть познавательную деятельность как основу формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы;
- эмпирические методы: тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ полученных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Математика является важным средством формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Вопросами математического развития детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.
Л.Н. Вахрушева, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием познавательного интереса к ней, так как усвоение новых знаний зависит от того, насколько дошкольник заинтересован математической деятельностью, поскольку эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Н.Г. Морозова считает, что «познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является внутренне присущим человеку от рождения».
На степень освоения математических знаний ребенком влияет познавательный интерес. Правильная оценка роли и места познавательного интереса в системе мотивов поведения, исследование закономерностей его формирования позволяет не только выявить значение его как стимулятора знаний, но и разработать механизм, направленный на целенаправленную организацию формирования математических знаний, увеличение их объема и качества.
Познавательный интерес к математике у детей дошкольного возраста - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение дошкольника к математической деятельности, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше новых знаний по математике, использовать их в различных видах детской деятельности. По мнению Г.И. Щукиной только деятельность, вызывающая познавательную активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса у детей. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркивали, что важно не только поставить перед дошкольником проблему, но и научить ее самостоятельно решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.).
Для организации и проведения работы по формированию познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы подобрали диагностические методики для выявления уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, провели диагностику и обработали полученные результаты. В ходе формирующего этапа эксперимента мы обеспечивали реализацию педагогических условий, связанных с организацией различных форм познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (совместная познавательная деятельность воспитателя с детьми, совместная познавательная деятельность детей, самостоятельная познавательная деятельность детей). Обновили математический центр дидактическим материалом, способствующим организации самостоятельной познавательной деятельность детей старшего дошкольного возраста и стимулирующим их активность при решении познавательных задач. В процессе математического развития дошкольников мы способствовали активному участию их родителей в формировании познавательного интереса к математике у детей. На контрольном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности познавательного интереса к математике детей у старшего дошкольного возраста и проанализировали результаты педагогического эксперимента, связанные с организацией процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста в предметно-развивающей среде группы. Динамика уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе подтвердила выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что формированию познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в детском саду будут способствовать следующие условия:
- организация различных форм познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (совместная познавательная деятельность воспитателя и детей, совместная познавательная деятельность детей, самостоятельная познавательная деятельность детей);
- обогащение математического центра дидактическим материалом, способствующим организации самостоятельной познавательной деятельность детей старшего дошкольного возраста и стимулирующим их активность при решении познавательных задач;
- участие родителей в формировании познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения для обоснования целостной системы работы по формированию познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного в
семье.



1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений.
- 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
2. Афонькина Ю.А Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа.
- Волгоград : Учитель, 2012. - 66 с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: Владос, 2004. - 400 с.
4. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. - М, 2012. - 128 с.
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
6. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры: Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - СПб, 2003. - 35 с.
7. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 61 с.
8. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1991. - 80 с.
9. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. - Бийск, 2002. - 163 с.
10. Детство: комплексная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Г огоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 321 с.
11. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. - М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961. - 267с
12. Дубровина И.В. Психология: учеб. для вузов / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 2 изд., стер. - М.: Академия, 2001. - 462 с.
13. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
14. Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - С. 17-20.
15. Есина Е.В. Педагогическая психология. - М., 2008. - 160 с.
16.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1986.
17.Звонкий А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников.
- М.: Московский центр непрерывного математического образования,
Московский институт открытого образования, 2006. -240 с.
18. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
19. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина; под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
20. Кашубо Н.И. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 195 с.
21. Кашубо Н.И. Формирование у дошкольников познавательного интереса к математике: методический аспект // Молодые ученые образования: научно - практ. конф., 4 апр. 2003 / Сост. и отв. ред. Г.М. Коджаспирова; оргком. конф.: Н.П. Пищулин и др. - М., 2003. - С. 300-309.
22. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации! - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - С. 9-18.
23. Комплексаная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» / Авт.-состав. Ю.А. Афонькина; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа.
- Волгоград: Учитель, 2012. - 110 с.
24. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 236 с.
25. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
26. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М.:
Просвещение, 1965. - 363 с.
27. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ / Авт. - сост.: З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина.
- СПб: Детство Пресс, 2004. - 105 с.
28. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Сост.: А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт и др. - СПб.: Детство- Пресс, 2006. - 191 с.
29. Михайлова З.А., Носова Е.А. и др. В Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 392 с.
30. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. - 112 с.
31. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М., 1961. - 222 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. - М.: «Академия», 2006. - 608 с.
33. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.
- М.: Мозаика-Синтез. 2000. - 112 с.
34. Носова Е.А. Педагогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л., 1990.- С. 47-62.
35. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте / Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990. - С. 24-37.
36. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 96 с.
37. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik- rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/771-poznavatelnoe-razvitie-detej-s- pomoshhyu-igry? start=2
38. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
39. Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003. - 176 с.
40. Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003. - 211 с.
41. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М. Педагогика, 1977.- 262 с.
42. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С. 23-27.
43. Пологрудова И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 366-367.
44. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005 - 304 с.
45. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.:
ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
46. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: Издательство «Речь», 2004 - 48с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с
48. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.
49. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 112 с.
50. Стрелова О.Ю., Гашичев А.В. концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-Х - 80-Х гг. ХХ в. // Вестник ТОГУ. - 2013. - №1 (28). - С. 265-274.
51. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - С.37-40.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
53. Федорова С.А. Развитие познавательного интереса к окружающему у детей в детском саду. - Томск, 2003. - 74 с.
54. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра и др. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с. 55.Чумакова И.В., Гадельшина Г.Р. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 34-36.
56. Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей
дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/415923/
57. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
58. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988. - 590 с.
59. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.
- 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ