Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Работа №68413

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольной организации на основе дифференцированного подхода 8
1.1. Особенности организации образовательного процесса в
разновозрастной группе дошкольной организации 8
1.2. Дифференцированный подход в образовательном процессе
дошкольной организации 18
1.3. Педагогические условия организации образовательного процесса
в разновозрастной группе дошкольной организации на основе дифференцированного подхода 25
Глава 2. Экспериментальная работа по организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольной организации на основе дифференцированного подхода 37
2.1. Изучение организации образовательного процесса в
разновозрастной группе дошкольной организации 37
2.2. Методические рекомендации по организации образовательного
процесса в разновозрастной группе дошкольной организации на основе дифференцированного подхода 50
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения

Среди многообразных проблем современного дошкольного
образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных организаций - проблема
разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных организациях во всех регионах России.
Современные научные представления о значимости дошкольного периода детства в развитии человека делают актуальным поиск концептуальных оснований для построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада.
Анализ теоретических идей разновозрастной педагогики, показывает наличие определенного широко распространенного мнения о проблемах совместного обучения и воспитания детей разного возраста. Как отмечает О.Л. Захарова, в отечественной педагогической традиции можно увидеть:
- отношения к разновозрастной группе и классам как к явлению вынужденному, нежелательному;
- стремление обнаружить и учесть в педагогическом процессе некоторые взаимные влияния детей разных возрастов;
- преобладающую ориентацию на образовательные задачи каждого отдельного возраста;
- приоритет групп, сформированных по возрастному принципу.
Л.С. Байбородова, Б.З. Вольфов, С.Л. Илюшкина, А.В. Соловьев и др. оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка. Поскольку в разновозрастном общении и взаимо¬действии обеспечивается прежде всего эффект социального развития -
4 достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
Существенный вклад в исследование проблематики разновозрастных дошкольных групп внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др.
Особую актуальность проблема организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада имеет в сельской
местности, поскольку чаще всего - это единственная дошкольная
организация, которая оказывает населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Все дети составляют одну разновозрастную группу, и особенности их возраста определяют специфику педагогической деятельности в данных образовательных учреждениях.
Так как долгое время образование детей осуществлялось в форме предметных занятий, то и организация образовательного процесса чаще всего рассматривалась как организация занятий с детьми разновозрастной группы. В соответствии же с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. Кроме того введение ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Воспитатель обязан обеспечить условия воспитания, обучения и развития детей в процессе всех видов детской деятельности, соответствующих возрасту детей.
Именно в разновозрастной группе детского сада важен дифференцированный подход. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с
разновозрастным коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Проблема дифференцированного подхода исследовалась в работах С.В. Алексеева, И.А. Арапова, Т.Н. Захаровой, О.Б. Лошновой, М.Г. Синяковой, М.Х. Спатаевой, И.В. Тельнюк, И.Э. Унт и других ученых. Однако средства и способы реализации дифференцированного подхода изучаются учеными, в основном, в обучении школьников и крайне редко - дошкольников.
В современной науке дифференцированный подход рассматривается как научно- практическое направление, изучающее технологии, методы и приемы в целостном образовательном процессе, ориентированные на организацию условий развития ребенка как активного субъекта собственной жизни и деятельности. При этом учитываются психофизиологические и индивидуально-типологические особенности ребенка, уровень психического, интеллектуального развития, интересов, склонностей и т.д.
На основании вышеизложенного можно определить объективно существующее противоречие между необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей в разновозрастных группах дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью научно¬методического обеспечения реализации дифференцированного подхода к воспитанию детей в разновозрастных группах сельского детского сада.
Проблема исследования: каковы педагогические условия организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: организация образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода.
Гипотеза исследования: организация образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе
дифференцированного подхода обеспечивается совокупностью
педагогических условий:
- выявление уровней овладения детьми навыками и умениями по образовательным областям;
- организация разновозрастного взаимодействия в обогащающей развивающей среде с учетом возрастных особенностей детей в группе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения.
2. Рассмотреть дифференцированный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения.
3. Обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода.
4. Дать анализ организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения.
5. Разработать методические рекомендации по организации
образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода
Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент;
- методы качественного и количественного анализа результатов эксперимента.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Малобыково»
Красногвардейского района Белгородской области (МБДОУ «Детский сад с. Малобыково»).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Результаты исследования докладывались на Всероссийском научно-методическом семинаре « Организация работы в разновозрастной группе детского сада» (Иркутск, май 2017 г.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы позволил нам рассмотреть проблему организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода.
Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.
Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что особую актуальность проблема организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада имеет в сельской местности, поскольку чаще всего - это единственная дошкольная организация, которая оказывает населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и чаще всего все дети составляют одну разновозрастную группу, и именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных образовательных учреждениях.
Как показал анализ научных исследований, сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Мы теоретически обосновали педагогические условия,
способствующие организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода.
Экспериментальная работа по организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода проводилась в разновозрастной группе МБДОУ «Детский сад с. Малобыково» Красногвардейского района Белгородской области. В педагогическом эксперименте принимали участие 13 детей.
Согласно поставленным задачам, мы выявили специфику образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада и уровни индивидуального развития детей и их подготовленности к разным видам деятельности.
У детей 3-4 лет средний уровень овладения навыками и умениями по образовательным областям показали 60% детей (3 ребенка), высокий - 40 % дошкольников (2 ребенка).
Средний уровень овладения детьми 4-5 лет навыками и умениями по образовательным областям мы выявили у 66,7% детей (2 ребенка). 33,3 % дошкольников (1 ребенок) имеют высокий уровень овладения навыками и умениями по образовательным областям.
40 % детей 5-6 лет (2 ребенка) имеют высокий уровень овладения навыками и умениями по образовательным областям, средний уровень мы определили у 60% детей (3 ребенка).
Низкий уровень овладения детьми навыками и умениями по образовательным областям мы не обнаружили.
На основе полученных результатов и заявленных в гипотезе условий, мы разработали методические рекомендации по организации
62 образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения на основе дифференцированного подхода.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе». - М., 1979.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: Педагогика, 2007. - 122 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
4. Асмолов А.Г. Требования к мониторингу с позиций ФГОС
дошкольного образования. К вопросу о мониторинге по программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. . - URL:
http://blog.wikionika.ru/ (дата обращения: 03.11.2016).
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Наука, 2007.-384 с.
6. Басов Н.Ф., Басова В.М. Социальный педагог. Введение в профессию. - М.: Академия, 2007. - 256 с.
7. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: Астрель, 2001. - 400 с.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Академия, 2009. - 304 с.
9. Божович Е.Д., Ефремова Ю.Э. Индивидуальный опрос на занятии. - М.: Современная педагогика, 2006. - С.57.
10. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
11. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. - М.: Академия, 2009. - 496 с.
12. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). - М., 1998.
13. Бутузов И.Д., Дровалева С.Л. Дифференцированный подход к воспитанию дошкольников. - Изд-во: Новгород, 2015. -254 с.
14. Бучковская Л. Воспитание ребенка. - М.: Психология и педагогика,
2013. - 226 с.
15. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. ФГОС. - СПб: Детство-Пресс, 2014
16. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание дошкольников. - М.: Прогресс, 2007. - 327 с.
17. Волошина Л.Н., Курилова Т.В., Исаенко Ю.М. Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе ДОУ. - М.: АРКТИ, 2012 - 68 с.
18. Воспитание дошкольников //Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Просвещение, 2005. - 195 с.
19. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. - Автореф.. диссертации доктора педагогических наук - СПб, 2009.
20. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / сост. Теленги В.И. - М., «Просвещение», 2015.
21. Гильбух Ю., Кондратенко Л., Коробко С. К.Д. Ушинский о системе
дифференцированного обучения в начальной школе. - М.: Просвещение,
2006. - С.192-194.
22. Деминцев А.Д. О затруднениях педагогов в реализации принципа и индивидуального подхода в образовании. - М.: Просвещение, 2007. - С.72
23. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
24. Диканская С.Ю. Взаимодействие детского сада с социумом как проблема в деятельности образовательного учреждения // Культура и
образование. - Февраль 2015. - № 2. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/02/3318 (дата обращения 03.02.2017).
25. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях// Дошкольное воспитание - 2004 - №2. - С.46-50.
26. Драль Ю. Программа экспериментальных мер (о специализации и дифференциации обучения дошкольников). - М.: Народное образование, - 2013. - 106 с.
27. Дыбина О.В., Анфисова С. Е., Кузина А. Ю., Груздова И. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет / Под общей ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - URL: http://mybook.ru/author/o-v-dybina/pedagogicheskaya-diagnostika- kompetentnostej -doshk (дата обращения: 015.01.2017).
28. Журавлев И.К. Дифференцированное обучение дошкольников. - М.: Народное образование, 2015. -414 с.
29. Запорожец А.В., Венгер Л.А.и др. Восприятие и действие. - М.:
Прогресс, 2006. - 119 с.
30. Захарова О.Л. Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада. - Автореф... канд...психол...наук. - М., 2006
31. Исмакова Л.С., Нуруллина Г.Ю. Утренний сбор (методические рекомендации для воспитателей разновозрастных групп ДОО). - Н- Новгород, 2016.
32. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М., КАРО, 2007.
33. Комарова Т.Н., Водовозова Е.Н. За что и как поощрять ребенка. - М.: Дело, 2005. - 128 с.
34. Кудрявцева О.В., Шаталова Е.В. Реализация дифференцированного подхода в работе с детьми группы риска в процессе обучения элементарной математике в детском саду. - URL: http://festival.1september.ru/articles/551222/ (дата обращения: 21.10.2016).
35. Пензулаева Л. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе // Ребенок в детском саду. - 2002. - №5. - С. 20 - 25.
36. Логачевская С.А. Дифференцированное обучение на основе сочетаний
групповых, фронтальных и индивидуальных занятий. - М.: Начальная
школа, 2011. - 173 с.
37. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1988. - 271с.
38. Маханева М.Д. Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 5. - С. 76-85
39. Минкина М.В. Работа в разновозрастной группе детского сада. - Ижевск, 2013.
40. Модернизация дошкольного образования на селе / Под ред. Н.С. Моровой) - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 240с.
41. Монахова А.Ю. Дифференцированный подход к воспитанию. - Изд- во: Ярославль, 2015. -248 с.
42. Наумов Н. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - М.: Начальная школа, 2013. - С.54.
43. Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. Местности / Л. В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др.; Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1988. - 240с.
44. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.
45. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. - Тула, 20096. - 157с.
46. Пашукова Т.И. Децентрадия в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. Дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2004.
47. Пащук Е.Ф., Кондур И.П. О методах обучения с учетом индивидуального подхода. - М.: Начальная школа, 2009. - С.46.
48. Перетятку М.И. Взаимообучение детей разновозрастной группы в процессе дидактических игр. - Автореф...Дисс. ... канд. пед. наук. - М.,2011.
49. Поздняк Л.В. и др. Организация работы сельского детского сада / Сост. Н.А. Реуцкая, Петрова Н.А. / Под ред. Р.А. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
50. Пронина А.Н. Педагогическая диагностика как средство построения образовательного процесса: на примере разновозрастной группы детского сада. - Дис ... канд. пед. наук. - М., 2013
51. Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов / Сост.Ю.Е. Антонов, Р.А. Горб. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 192 с.
52. Рекарро А. О развитии социальной чуткости в разновозрастной группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С. 41-44.
53. Свирская Л. Дорогой малокомплектный. - URL:
http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/41 (дата обращения: 11.11.2016).
54. Соловьёв О.В. Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор социального развития. - Автореф... Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2007.- 174 с
55. Соловьева Е. Игры - занятия по формированию элементарных математических представлений. Разновозрастная группа (2,5 - 4,5 года) // Ребенок в детском саду. - 2011. - №5 .- С. 27 -31.
56. Туркулец Н. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, 2009.- № 8. - С. 63-68
57. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. - URL: http://www.firo.ru/?page id= 11821 (дата обращения: 12.12.2016).
58. Флегонтова Н.П. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников в разновозрастной группе детского сада. - Автореф.Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 138 с.
59. Шабалина З.П. Проблема дифференцированного обучения в детском саду. - М.: Новые знания, 2008.
60. Шахмаев Н.М. Дифференциация в дошкольном учреждении. - Изд-во: Новгород, 2012. - 260 с.
61. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 144с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ