Введение 8
Глава 1 Теоретические аспекты профильного обучения в старшей школе 12
1.1 Понятие профильного обучения 12
1.2 Характеристика структуры и основных направлений профильного
обучения 18
1.3 Особенности реализации направлений профильного обучения в
старшей школе 23
1.4 Особенности развития и психофизиологические характеристики
старших школьников в условиях профильного обучения 34
Выводы по первой главе 41
Глава 2 Использование текстов профессиональной направленности для реализации профильного обучения на уроках иностранного языка в старшей школе 43
2.1 Понятие текста профессиональной направленности и критерии его
отбора 43
2.2 Анализ современных УМК по иностранному языка на предмет
наличия в них текстов профессиональной направленности и их соответствие критериям отбора текстов данного вида 55
2.3 Характеристика комплекта текстов профессиональной
направленности для изучения иностранного языка в профильных классах старшей школы 66
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
Переход старшей школы на профильное обучение отнесен
Правительством России к числу приоритетных направлений модернизации
российского образования в целом и общего образования в частности.
Согласно статистике, 40% выпускников институтов и университетов не
работают по выбранной когда-то специальности, что свидетельствует о
низком уровне сформированности профессионального самоопределения
выпускников школ. Это стало одной из главных причин усиления
профориентационной работы и повсеместного открытия профильных
классов, а с первого сентября 2020 года Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, предусматривающий профильное обучение в 10 и 11-х классах, станет обязательным для
всех школ. В соответствии с новым стандартом, к 2024 году большинство
школ должны будут закончить процесс перехода к профильному обучению.
Необходимость профильного обучения была обоснована в
нормативных документах в сфере образования, в соответствии с которыми
профильная школа, став началом профессионального образования, должна
заложить основы непрерывного профессионального образования и тем
самым помочь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.
В настоящее время происходит поиск необходимых средств и способов реализации профильного обучения. На наш взгляд, дисциплина
«Иностранный язык» обладает большим потенциалом в реализации
профильного обучения. Являясь существенным элементом культуры народа
и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует
формированию у школьников целостной картины мира. Владение
иностранным языком повышает уровень общего образования школьников,
способствует формированию личности и ее социальной адаптации к
условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Помимо этого, дисциплина «Иностранный язык» помогает ориентировать
школьников в огромном мире современных профессий, что способствует
профессиональному становлению личности. Иностранный язык дает доступ
к информации, значимой для будущей профессиональной деятельности.
Одним из средств реализации профильного обучения на уроках
иностранного языка являются тексты профессиональной направленности. В
ходе чтения таких текстов на уроках иностранного языка обучающиеся
знакомятся с различными сферами деятельности, особенностями профессии,
что в дальнейшем может помочь им с профессиональным самоопределением. Однако тексты профессиональной направленности в настоящее время
изучены недостаточно. Кроме этого, нет учебников по иностранному языку,
которые включали бы в себя тексты профессиональной направленности
отдельно для каждого профиля обучения.
Всё вышесказанное послужило основанием считать проблему
реализации профильного обучения в старшей школе посредством текстов
профессиональной направленности на уроках иностранного языка
актуальной. Данная проблема определила тему нашего исследования:
«Тексты профессиональной направленности как средство реализации
профильного обучения на уроках иностранного языка в старшей школе».
В педагогической, психологической и методической литературе
уделяется значительное внимание вопросам организации и совершенствования профильного образования обучающихся: определено понятие
«профильное обучение» и его содержание (И. Л. Бим, Т. Г. Новикова,
Л. М. Серебреникова, Е. Н. Головина); изучены методологические аспекты
реализации целей и задач профильного обучения (Т. А. Фуфурина,
В. Г. Кашинцева, З. Н. Фесенко); определены основные направления по
введению профильного обучения в образовательный процесс школы
(В. В. Абатурова, С. С. Кравцов, Э. И. Печерица); выявлены различные
аспекты методического и дидактического сопровождения процесса
профильного образования (Е. Н. Асеева, Т. А. Гордеева, И. Г. Жоговаи др.);
выделены особенности построения профильного обучения в условиях10
преемственности школьного, дополнительного и вузовского образования
(В. Г. Кашинцева, П. И. Образцов, Т. Г. Новикова и др.)
Вопросом особенностей развития и психофизиологических
характеристик старших школьников в условиях профильного обучения
занимались М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фербер, Н. П. Гребняк,
Е. В. Вербаховская, Д. Б. Эльконини, Г. С. Костюк и другие. Определение
понятия текста профессиональной направленности и критерии его отбора
представлены в работах С. К. Фоломкиной, С. В. Харитоновой,
Н. Е. Кирсанова, Т. А. Гордеевой и других авторов. Результаты исследований перечисленных авторов послужили теоретической базой данной
дипломной работы.
Переход к профильной школе на старшей ступени обучения является
одним из важнейших направлений современной системы школьного
образования. Профильное обучение является средством дифференциации и
индивидуализации обучения, позволяющим более полно учитывать
интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными
интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Перечень профилей, предлагаемых школой в рамках данного вида
обучения, определен ФГОС СОО, и включает в себя пять основных
профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический,
технологический и универсальный.
Выявлен ряд особенностей профильного обучения в старшей школе.
Новое содержание профильного образования формируется за счет введения
в школьную программу обязательных часов и часов согласно профилю
обучения. Анализ практического опыта реализации профильного обучения в
школе позволил выделить преимущества и недостатки данного процесса.
Одним из главных преимуществ профилизации обучения является содействие профессиональному самоопределению старших школьников.
Одной из проблем является недостаток необходимых средств и
способов реализации профильного обучения. Доказано, что дисциплина
«Иностранный язык» обладает большим потенциалом в реализации
профильного обучения. Реальный информационный мир немыслим без
специалистов, владеющих иностранным языком. Кроме этого, иностранный
язык помогает обучающимся сориентироваться в огромном мире
профессий.
Условия обучения в профильных классах характеризуются резким
увеличением объема информации, сложностью и спецификой изучаемого80
материала, что предъявляет повышенные требования к учебной
деятельности. Особенности развития и психофизиологические
характеристики старших школьников обеспечивают успешность учебной
деятельности в условиях профильного обучения.
Одним из средств реализации профильного обучения на уроках
иностранного языка являются тексты профессиональной направленности.
Для отбора данных текстов мы разработали критерии: тематическая направленность отбираемого текстового материала, соответствующая профилю
обучения; наличие терминированной лексики; методическая адаптация
аутентичного текстового материала; наличие межпредметных связей;
содействие формированию положительной мотивации к изучению
иностранного языка на профильном уровне.
Анализ 1599 текстов из восьми учебных пособий, входящих в состав
четырех УМК по иностранному языку, предназначенных для 10-11 классов
показал, что данные пособия не ориентированы ни на одно из направлений
профильного обучения; не содержат текстов профессиональной направленности для работы в профильных классах; небольшое количество имеющиеся
в учебниках текстов для чтения частично соответствуют критериям отбора
текстов профессиональной направленности.
Составлен комплект текстов профессиональной направленности для
реализации профильного обучения на уроках иностранного языка в старшей
школе. Подобранные нами тексты полностью соответствуют разработанным
критериям отбора текстов данного вида. Данный комплект текстов был
апробирован учителями иностранного языка МБОУ «СОШ № 12 имени
Героя Советского Союза Черновского С. А.», в которой реализуется
социально-экономический профиль подготовки. В опытном обучении
приняли участие 50 человек (обучающиеся 10 и 11-го класса).
Результат апробации составленного нами комплекта текстов профессиональной направленности для обучающихся социально-экономического
профиля обозначил актуальность использования текстов такого плана на81
уроках иностранного языка в старшей школе. Повышенный интерес обучающихся к тематике, содержанию, терминированной лексике предложенных
к работе текстов профессиональной направленности подтвердил необходимость использования их на уроках иностранного языка как средства
реализации профильного обучения.
Проблема использования потенциала учебной дисциплины
«Иностранный язык» для реализации профильного обучения не решена
полностью в рамках данной дипломной работы. Нами предложены лишь
тексты профессиональной направленности для работы в профильных
классах различных направлений.
1. Абатурова, В. В. Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению [Текст] / В. В. Абатурова, С. С. Кравцов. - Москва : Вентана- Граф, 2007. - С. 3.
2. Асеева, Е. Н. Профессиональная направленность при обучении иностранному языку [Текст] : Иностранные языки в школе / Е. Н. Асеева. - Москва : ИЯШ, 1978. - №6. - С. 62-67.
3. Афанасьева, О. В. Английский в фокусе. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / О. В. Афанасьева, В. Эванс, Дж. Дули, О. Е. Подоляко. - 5-е изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 2012. - 248 с.
4. Афанасьева, О. В. Английский в фокусе. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / О. В. Афанасьева, В. Эванс, Дж. Дули, О. Е. Подоляко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 2009. - 244 с.
5. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - Москва : Либроком, 2016. - С. 385.
6. Баранова, К. М. Английский язык. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс.
- 2-е изд., дор. и перераб. - Москва : Просвещение, 2012. - 200 с.
7. Баранова, К. М. Английский язык. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс.
- Москва : Просвещение, 2011. - 200 с.
8. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) [Текст] : учебное пособие для вузов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - Москва : Академия, 2007. - 416 с.
9. Биболетова, М. З. Английский язык [Текст] : учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. - 2-е изд., испр. - Обнинск : Титул, 2009. - 215 с.
10. Биболетова, М. З. Английский язык [Текст] : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. - 2-е изд., испр. - Обнинск : Титул, 2011. - 203 с.
11. Бим, И. Л. Немецкий язык [Текст] : учебник для 10 класса обще-образовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2010. - 216 с.
12. Бим, И. Л. Немецкий язык [Текст] : учебник для 11 класса обще-образовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. И. Рыжова, М. А. Лытаева - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 266 с.
13. Бим, И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы [Текст] : проблемы и перспективы / И. Л. Бим. - Москва : Просвещение, 2007. - 168 с.
14. Брагина, Н. Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - Москва : Медицина, 1988. - 240 с.
15. Васильева, М. А. Английский язык для студентов географиче-ских факультетов [Текст] : учебное пособие для вузов / М. А. Васильева. - Москва : Менеджер, 2001. - С. 31.
16. Вергунов, Е. Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической успешностью [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих.наук : 19.00.02 / Е. Г. Вергунов ; научный руко¬водитель доктор биологических наук, профессор, Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург, 2011. - 20 с.
17. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, ЭКСМО, 2005. - 1136 с.
18. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследова-ния [Текст] : Лингвистика текста. Часть 1 / И. Р. Гальперин. - Москва : Академия, 1981. - С. 67.
19. Гребняк, Н. П. Гигиеническая оценка и регламентация учебной нагрузки в средних классах гимназии [Текст] : гигиена и санитария / Н. П. Гребняк, Е. В. Вербаховская. - Москва : Академия, 1999. - № 3. - С. 40-42.
20. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания [Текст] : хрестома-тия по психологии / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Л. Романов. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2008. - 704 с.
21. Головина, Е. Н. Как вводят профильное образование [Электронный ресурс] : национальный исследовательский университет / Е. Н. Головина. - Электронные данные. - Новокузнецк, 2020. - Режим доступа: www.hse.ru/pressa2002.
22. Гордеева, Т. А. Формирование лингвистической компетенции с использованием коммуникативных стратегий [Электронный ресурс] : монография / Т. А, Гордеева, Т. П. Гуляева, В. В. Анисимов. - Электронные текстовые данные. - Пенза : ПГУ, 2004. - 150 с. - Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200 000018 RU NLR bibl 602485/
23. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиоло-гические основы детской валеологии [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва : ВЛАДОС, 2000. -144 с.
24. Ермолаева, Л. Д. Маркетинг [Текст] : учебное пособие по английскому языку / Л. Д. Ермолаева. - 2-е изд., испр. - Владимир : ВлГУ, 2014. - С. 5-6.
25. Жогова, И. Г. Профессионально ориентированная лексика как способ активизации критического мышления (на примере англоязычных юридических текстов) [Текст] : Новое слово в науке : перспективы развития / И. Г. Жогова, Е. В. Кузина. - Барнаул : АГУ, 2015. - № 1(3). - С. 148-150.
26. Залевская, А. А. Понимание текста: психолингвистический подход [Текст] / А. А. Залевская. - Москва : Флинта, 2015. - 544 с.
27. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] : психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - Москва : Академия, 1985. - С. 54-55.
28. Изюмова, С. А. Виды мнемических способностей и их связь с двумя психофизиологическими симптомокомплексами[Текст] : индивиду-альность человека: условия проявления и развития / С. А. Изюмова. - Пермь : Академия, 1988. - С. 77 - 78.
29. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 454 с.
30. Ильина, Ю. Н. Английский язык для юристов [Текст] : учебник / Ю. Н. Ильина, Т. А. Аганина. - Москва : Проспект, 2012. - С. 24-25.
31. Кашинцева, В. Г. Профессионально-коммуникативная компетенция как современное требование работодателей к выпускникам учреждений среднего профессионального образования [Текст] /
B. Г. Кашинцева. - Москва : Просвещение, 2012. - С. 2.
32. Кирсанова, Н. Е. К вопросу о формировании лингвокультуроло¬гической компетенции при обучении иностранному языку [Текст] : Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. - Иваново : ИГХТУ, 2007. - № 2. -
C. 129-132.
33. Клычникова, З. И. К вопросу о показателях понимания содержа¬ния иноязычного текста [Текст] : психология в обучении иностранному языку / З. И. Клычникова. - Москва : Просвещение, 1967. - 183 с.
34. Кондратьева, В. А. Немецкий язык для студентов-медиков [Текст] : учебник для медицинских вузов / В. В. Кондратьева, Л. Н. Григорьева. - Москва : ГОЭТАР-МЕД, 2002. - С. 20-22.
35. Костюк, Г. С. Принцип развития в психологии [Текст] : методо-логические и теоретические проблемы психологии / Г. С. Костюк. - Москва : Академия, 1969. - С. 118-152.
36. Кураев, Г. А. Психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях вариативного образования [Текст]: сообщение I. Психофизиологические особенности мальчиков физико-математического класса лицея и общеобразовательной школы / Г. А. Кураев, М. В. Хватова, Л. В. Сорокина. - Кемерово :КемГУ, 2005. - № 1. - С. 46 - 58.
37. Курникова, В. С. Учебное пособие по немецкому языку для студентов I - II курсов машиностроительных специальностей [Текст] / В. С. Курникова. - Владимир : ВлГУ, 2007. - С. 71.
38. Легасова, Т. А. Английский язык для пиар-специалистов [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Легасова, И. В. Рыжов. - Нижний Новгород : НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2014. - С. 31.
39. Макаренко, Н. В. Сенсомоторные функции в онтогенезе челове-ка и их связь со свойствами нервной системы [Текст] / Н. В. Макаренко, В. С. Лизогуб, Т. И. Борейко, Е. Д. Андриенко, О. К. Кравченко, А. Н. Василенко, Е. М. Давыдова, И. И. Мацейко, Д. Н. Харченко. - Москва : Физиология человека, 2001. - Т. 27. - № 6. - С. 52 - 57.
40. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Эксмо, 2004. - 416 с.
41. Малькова, Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: немецкий язык в неязыковом вузе, факультет с расширенной сеткой часов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. В. Малькова; научный руководитель канд. пед. наук, профессор Н. И. Гез.- Москва, 2000. - 25 с.
42. Манерко, Л. А. Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство [Текст]: сборник в честь Е. С. Кубряковой / Л. А. Манерко. - Москва: Языки славянских культур, 2009. - С. 348.
43. Мартынова, О. Н. Немецкий язык для экономистов [Текст]: учебное пособие по нем. яз. / О. Н. Мартынова, Е. С. Клочкова. - Самара: СГАУ, 2015. - С. 33.
44. Методические рекомендации по организации профильного обучения на уровне среднего общего образования [Электронный ресурс] : по результатам мониторинга по организации профильного обучения / органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования. - Электронные данные. - Москва : НИУ ВЭШ, 2004. - Режим доступа : http://www.apkpro.ru/doc/Metodicheskie%20rekomendatcii%20(2).pdf
45. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов по специ-альности «Иностранный язык» / Р. К. Миньяр-Белоручев. - Москва : Альянс, 2012. - 224 с.
46. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник [Текст] : толковый словарь терминов метидики обучения языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев. - Москва : Стелла, 1996. - 144 с.
47. Москальская, О. И. Грамматика текста [Текст] : пособие по грамматике немецкого языка для институтов и факультетов иностранных языков / О. И. Москальская. - Москва : Высшая школа, 1981. - 183 с.
48. Наказнюк, Н. И. Принципы отбора текстов для занятий по домашнему чтению для студентов лингвистических специальностей [Текст] : вопросы методики преподавания в вузе / Н. И. Наказнюк. - Санкт-Петербург : Нестор, 2007. - № 10. - С. 138-143.
49. Николаева, И. М. Актуальное членение - категория грамматики текста [Текст] : Вопросы языкознания / И. М. Николаева. - Москва : Академия наук - 1972. - №2. - С. 48
50. Новикова, Т. Г. Теория и практика организации предпрофиль- ной подготовки [Текст] / под ред. Т. Г. Новиковой. - Москва: АПК и ПРО, 2003. - 169 с.
51. Об одобрении Концепции модернизации российского образова-ния на период до 2010 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правитель-ства Российской Федерации от 29.12. 2001 г. № 176-р // КонсультантПлюс : комп. справ.правовая система / компания «КонсультантПлюс». - Электрон-ные текстовые данные. - Москва, 1997-2020. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=242634#0 7795967516479034
52. Образцов, П. И., Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов [Текст] : учебное пособие / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова.- Орел : ОГУ, 2005. - 114 с.
53. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] : приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783, распоряжение Правительства Российской Федерации // Кодекс : эл. фонд правовой и нормативно-технической документации / ком-пания «Кодекс». - Электронные текстовые данные. - Москва, 2002-2020. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901837067
54. Об утверждении федерального государственного образователь¬
ного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, зарегистри¬ровано в Минюсте России 07.06.2012, № 24480// КонсультантПлюс : комп. справ.правовая система / компания «КонсультантПлюс». - Электронные текстовые данные. - Москва, 2012-2020. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 131131/
55. О внесении изменений в Федеральный государственный образо-вательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017, зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2017, № 47532 // Министерство юстиции РФ. - Электронные текстовые данные. - Москва, 2003-2020. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/36124
56. Одров, А. О. Все школы - на профильное обучение [Электрон-ный ресурс] : местные новости / А. О. Одров. - Электронные данные. - Новокузнецк, 2008. - Режим доступа : https://www.city-n.ru/view/102260.html
57. Орловская, И. В. Учебник английского языка для студентов тех-нических университетов и вузов [Текст] : иностранный язык в техническом университете / И. В. Орловская, Л. С. Самсонова, А. И. Скубриева. - 6-е изд., стереотип. - Москва : МГИУ им. Н. Э. Бауэмана, 2006. - 448 с.
58. Отчет о профориентационной неделе в МБ НОУ «Лицей № 11» [Электронный ресурс] : официальный сайт МБ НОУ «Лицей № 11». - Электронные данные. - Новокузнецк, 2016. - Режим доступа : http://lizey11.ucoz.ru/index/proforientaciia/0-221
59. Печерица, Э. И. Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС [Текст] : Вестник ТГПУ / Э. И. Печерица. - Томск : ТОИПКРО, 2014. - № 6. - С. 102 - 107.
60. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников [Текст] : Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. - Москва : Педагогика, 1989. - 151 с.
61. Профильное обучение в 10-11 классах [Электронный ресурс] : официальный сайт МАОУ «СОШ № 99». - Электронные данные. - Новокузнецк, 2016. - Режим доступа : http://schoolmmm.ucoz.ru/index/profilnoe obuchenie/0-104
62. Профильный класс [Электронный ресурс] : официальный сайт МБОУ «СОШ № 36». - Электронные данные. - Новокузнецк, 2016. - Режим доступа :http://schkola36.ucoz.ru/index/profilnyi klass/0-91
63. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райе, К. Должин / под ред. Е. И. Николаевой. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 816 с.
64. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д. Э. Розенталь. - Москва: АСТ-ЛТД, 1998. - 384 с.
65. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст] : основная школа, стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. - Москва : Просвещение, 2011. - 462 с.
66. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям органи-зации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] : санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвер-ждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010. (с изменениями на 22 мая 2019 года). - постановление № 189. - Ст. 10.5. - С. 35.
67. Серебреников, Л. Н. Содержание профильного обучения школь¬ников [Текст] : науки об образовании / Л. Н. Серебреников. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. - № 4. - С. 152-161.
68. Сетко, Н. П. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора программы обучения ребенка [Текст] : гигиена и санитария / Н. П. Сетко, Е. А. Володина, А. И. Сафронова. Москва : Медицина, 2009. - № 4. - С. 61 - 63.
69. Смакотина, М. С. Плюсы и минусы ФГОС третьего поколения [Текст] : образование, карьера, общество / М. С. Смакотина. - Кемерово : КРИРПО, 2011. - № 2(31). - С. 75-77.
70. Степанова, М. М. Отбор текстов для домашнего чтения при обучении английскому языку на неязыковых факультетах [Текст] : иностранные языки и инновационные технологии в образовательном про-странстве технического вуза / М. М. Степанова. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - С. 282-285.
71. Суслова, Л. В. Немецкий для юристов [Текст] : учебное пособие по нем. яз. / Л. В. Суслова, Е. П. Марычева. - Владимир : ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2015. - 96 с.
72. Трушкина, Л. В. Состояние общего образования г. Кемерово (по данным АИС «Образование Кемеровской области») [Текст] / Л. В. Трушкина ; под общ. ред. Г. Т. Васильчук, И. В. Ионас. - Кемерово : МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2018. - 84 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт сред¬него общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012, с изменениями и дополнени¬ями от 29.12.2014, 31.12.2015 и 29.06.2017 // Гарант : информационно¬правовое обеспечение. - Электронные текстовые данные. - Москва, 2020. - п.18.3.1 - Режим доступа :
https ://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01 d34be 16ce9bafc6e0/
74. Федосеева, М. Ю. Профессионально ориентированный текст экономической конъюнктуры (на материале английского языка) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филолог.наук : 10.02.04 / М. Ю. Федосеева ; научный руководитель доктор филологических наук, профессор М. Я. Блох. - Москва: МИГУ, 2012 - 28 с.
75. Фесенко, З. Н. Организация профильного обучения в общеобра¬зовательной школе [Текст] : Омский научный вестник / З. Н. Фесенко. - Омск : ОГУ им. Ф. М. Достоевского, 2010. - №2. - С. 179.
76. Фоломкина, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в не-языковом вузе [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / С. К. Фоломкина. - Москва : Академия, 1987. - 207 с.
77. Фоменко, Т. М. Тексты и тесты. Типовой текст как основная единица обучения и как форма контроля знаний [Текст] : Науки об образо-вании / Т. М. Фоменко. - Москва : ПедИ, 2008. - № 4. - С. 75-59.
78. Фрумкина, Р. М. Степень понимания текста как критерий оцен-ки объёма словаря-минимума [Текст] : психология и методика обучения второму языку / Р. М. Фрумкина. - Москва : Институт языкознания АНССР, 1965. - 71 с.
79. Фуфурина, Т. А. Изучение иностранного языка для профессио-нальных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов [Текст] : наука, техника и образование / Т. А. Фуфурина. - Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. - № 2(8). - С. 98-103.
80. Чурилова, Т. М. Дифференциальная и возрастная психофизио-логия [Текст] : учебное пособие / Т. М. Чурилова, Ю. Е Леденева, М. В. Топчий. - Ставрополь : СКСИ, 2004. - 220 с.
81. Шлык, М. Ф. Реализация ФГОС среднего общего образования в пилотном режиме в образовательных организациях Краснодарского края в 2019-2020 году [Текст] / М. Ф. Шмык. - Краснодар : ГБОУ ДПО ИРОКК, 2019. - 52 с.
82. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.
83. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического разви-тия в детском возрасте [Текст] : вопросы психологии / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 1971. - № 4. - С. 6-20.
84. Юшина, О. П. Профильное обучение в контексте концепции мо-дернизации российского образования на современном этапе [Текст] : Вест-ник Башкирского университета / О. П. Юшина. - Уфа : БГУ, 2017. - № 2. - С. 83-84.
85. Balke-Homberg, Saskia Berufe aktuell: Die aktuell besten Berufe [Электронный ресурс] : материал для чтения / Saskia Balke-Homberg. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа : https://www.heimarbeit.de/berufe-aktuell-die-aktuell-besten-berufe/
86. Choosing a career [Электронный ресурс] :материал для чтения / Educational resources of the Internet - English. - Электронные текстовые дан-ные. -Режим доступа :https://may.alleng.org/engl-top/834.htm
87. McCarter, Sam. Oxford English for Careers: Medicine 2 [Текст] / Sam McCarter. - New York : Oxford University Press, 2010. - C. 8.
88. Six best jobs in the world in Australia [Электронный ресурс] : материал для чтения / British Council The United Kingdom's international organization for cultural relations and educational opportunities. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа : http://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/listening/upper-intermediate-b2- listening/best-job-world
89. Starting a business [Электронный ресурс] : материал для чтения / the balance small business. - Электронные текстовые данные. - Режим досту¬па : https ://www.thebalancesmb.com/ starting-a-small-business-4161641