Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЭСТАМПУ С УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №68408

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Становление и развитие эстампа и его особенности освоения в средней общеобразовательной школе 8
1.1. Из истории становления и развития станковой графики (эстампа)...8
1.2 Преподавание наиболее приемлемых видов станковой графики в
подготовке обучающихся в средней общеобразовательной школе 17
Глава II. Проведение констатирующего эксперимента и
экспериментальной работы с обучающимися 7-х классов МОУ
«Тавровская СОШ» 24
2.1 Проведение констатирующего эксперимента с обучающимися 7-х
классов МОУ «Тавровская СОШ» 24
2.2. Проведение экспериментальной работы с обучающимися 7-х
классов 29
Глава III. Выполнение творческой части дипломной работы в технике монотипия 37
3.1. Композиционные поиски композиции эстампа на тему: «Цветы» 37
3.2. Практическое выполнение творческих работ на тему: «Цветы» в технике
монотипия 45
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение


Актуальность темы. В настоящее время одно из основных направлений совершенствования отечественного образования состоит в концентрации внимания педагога на целостной личности учащегося, забота о духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками, возможностями полноценного развития, умению учиться. Когда педагог видит в ученике самодостаточную личность, достойную уважения, вне зависимости от возраста учащегося, тогда это определённо становиться возможным.
Свойственной чертой личностно-ориентированной педагогики, имеющей достаточно богатый опыт, является именно такой подход. Высокий уровень внимания к каждому учащемуся реализуется при помощи индивидуальных занятий, постановки конкретных задач для каждого ученика при работе в группе и преследует цель выявления заложенных в учащемся навыков и способностей. Осмыслить, проанализировать и поделиться данным опытом, сделать его доступным для общества — актуальная задача теории и методики обучения изобразительному искусству.
Чтобы воспитать в ребенке лучшие и эстетические качества с помощью художественного образования, как основы формирования личности, необходимо вовлечь его в процесс тесного общения с настоящим, подлинным искусством. И по нашему мнению, одно из важнейших мест в данном процессе занимает такой вид искусства, как искусство станковой графики.
Станковая графика подразделяется на два вида: рисунок и эстамп. Наша дипломная работа посвящена эстампу, как равноправной по важности части станковой графики. Эстамп, как средство художественной педагогики, предоставляет учителю широчайшие возможности в работе с детьми. В процессе работы над эстампом осуществляется формирование творческой, гармонично развитой личности в особенной атмосфере. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, едино ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. Эстамп позволяет расширить возможности плодотворной самореализации учащихся.
К сожалению преподавание и освоение эстампа в общеобразовательной школе, до сих пор остается малоизученной областью художественной педагогики. Конечно же в этом нет вины педагогов: преподавание занятий эстампом требуют наличия определенной материально-технической базы. Несмотря на это, всё же существует возможность знакомства с искусством эстампа с помощью технически несложных и в то же время не менее профессиональных его разновидностей.
Особое, немаловажное место в этом ряду определенно должна занять монотипия. Затруднения может вызвать недостаток информации у педагогов об особенностях преподавания и исполнения данной техники. Научный анализ и обобщение всё же имеющихся сведений об истории развития и различных способах работы художников-графиков является необходимым условием для включения этой разновидности эстампа в педагогический процесс художественного образования.
Только методологически обоснованные подходы к вопросам преподавания станковой графики, в частности, эстампа, могут помочь эффективно осуществлять художественное воспитание детей в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми самой современностью в условиях усовершенствования системы образования в целом. Изучение возможностей работы с этим видом эстампа в сфере художественного образования представляется в нынешних условиях определённо актуальным.
В качестве общей основы для рассмотрения эстампа в художественном творчестве мы опирались на теоретико-методологическое положение профессора, доктора философских наук М.С. Кагана о системном анализе, в котором искусствоведческий, педагогический и технологический аспекты рассматриваются неразрывно. Разработка педагогической основы применения эстампа в педагогическом процессе художественного обучения детей основывалась на следующих идеях: теории личностно - ориентированного обучения (И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова), положении о развивающих технологиях в обучении (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко), понятии интеграции в учебном процессе (И. Кашекова, Л.Г. Савенкова).
Проблема исследования: Каковы возможности наиболее
эффективного освоения учащимися седьмых классов техники эстампа? Каким образом освоение техники эстампа учащимися седьмых классов влияет на развитие творческой личности школьника?
Объект исследования — обучение эстампу в детских
художественных школах, школах искусств, кружках дополнительного художественного образования.
Предмет исследования — подготовка обучающихся 7-х классов на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе средствами эстампа.
Цель исследования — раскрытие развивающего потенциала эстампа как компонента личностно-ориентированного художественного пе¬
дагогического процесса.
Гипотеза исследования. Монотипия, как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста является эффективным и доступным средством изучения эстампа в различных условиях материального обеспечения школ; она дает возможность прак-тического изучения высокого и глубокого вида эстампа, развития творче-ских способностей, включая пространственно-колористические представле-ния учащихся.
Поставленная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) определить место эстампа в системе видов художественного творчества;
2) выявить художественное значение и выразительные возможности техники, проанализировать процесс выполнения эстампа и последовательность технологических операций;
3) обобщить и рассмотреть опыт педагогов, использовавших эстамп на занятиях с детьми;
4) выявить возможности эстампа в художественной педагогике;
5) разработать теоретические и методические положения по использованию эстампа в учебном процессе общеобразовательной школы для детей среднего школьного возраста.
Методологической основой исследования являются работы Павлова И.Н., Маторина М.В., Неменского В.М., Соловейчика А., Фаворского В.А.
Методы исследования:
- анализ искусствоведческой, научно-методической и педагогической литературы по теме исследования;
-изучение приемов, необходимых для владения техникой эстампа;
-анализ учебных программ, методических разработок, обобщение педагогического опыта учителя;
- наблюдение за процессом работы школьников седьмых классов;
- констатирующий эксперимент по теме исследования;
- анализ продуктов творческой деятельности школьников седьмых классов;
- проведение экспериментальных уроков, направленных на выявление методических особенностей обучения школьников седьмых классов технике эстамп;
- обработка материалов исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ уроков в общеобразовательной школе при проведении практических занятий.
Апробация работы исследования проводилась в процессе написания курсовых работ, на заседании кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства национального исследовательского университета Белгородский государственный университет.
Экспериментальная база исследования: МОУ «Тавровская СОШ» Белгородской области.
Теоретическая часть дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Практическая часть включает в себя: три станковых композиции, выполненных в технике монотипия, размером 50x60.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, на тему методические особенности организации занятий по эстампу с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства, посвященного монотипии и её возможностям в художественной педагогике, мы может утверждать, что монотипия занимает особое место, как в художественно-педагогическом процессе, так и в эстампе.
Художественно-выразительные возможности техники монотипии создают благоприятные условия для создания полноценных художественных произведений, позволяют решать проблему как графичности, так и живописности в эстампе. Техника, безусловно, обладает богатым творческим потенциалом, что подтвердилось и рассмотрением технологии выполнения монотипии маслом. Ранее предлагавшиеся для детей способы работы не раскрывают в полной мере дидактический потенциал техники. Наиболее важным для нас при рассмотрении технологии стало подтверждение положения о технологической доступности этой разновидности эстампа для работы с детьми в условиях различной материальной оснащенности. Наиболее интересным для нас является специфика выполнения монотипии маслом. Как показало исследование, для выполнения такой работы необходимо аналитико-синтетическое объемно-пространственное мышление. В соединении с регулярным решением задач, связанных с цветом, его восприятием в натуре и воплощением в работе развиваются пространственно-колористические представления учащихся. Добиться развития таких способностей позволяют длительные занятия эстампом, а также знание технологии выполнения печатной техники.
Цели и задачи нашей дипломной работы были достигнуты и решены, о чем свидетельствует проведенная нами деятельность. Вся исследовательская и практическая работа - долговременный и сложный процесс, который длился не один месяц. Методические особенности организации занятий по эстампу были апробированы в МОУ «Тавровская СОШ» 25 января 2016г. в Белгородском районе.
Результаты проведенного в данной дипломной работе исследования, основанного на эксперименте в школе, подтверждают нашу гипотезу, согласно которой, монотипия, как элемент художественного образования детей среднего школьного возраста, неоспоримо является продуктивным и доступным средством познания и изучения эстампа в различных условиях технического и материального обеспечения школ:
-монотипия дает возможность практического изучения эстампа, развития творческих способностей, включая пространственно-
колористические представления учащихся среднего школьного возраста;
-работа над монотипией наиболее воодушевляет учащихся, что позволяет поднять уровень знаний и умений в области станковой графики;
-неограниченная палитра цветов позволяет обозначить и решить большое количество учебных практических и теоретических задач.
В ходе выполнения дипломной работы мною было изучено большое количество литературы по эстампу, основам техники монотипии, истории развития станковой графики в целом.
В ходе проведённого в данной дипломной работе исследования были решены поставленные нами задачи, а именно:
1. определено место эстампа в системе видов художественного творчества;
2. выявлено художественное значение и выразительные возможности техники, проанализировать процесс выполнения эстампа и последовательность технологических операций;
3. обобщили и рассмотрели опыт учителей, использовавших эстамп на своих занятиях с детьми;
4. выявили возможности эстампа, как вида станковой графики в художественном образовании;
5. разработали теоретические и методические рекомендации по освоению эстампа в учебном процессе общеобразовательной школы детей среднего школьного возраста.
Основные выводы выпускной квалификационной работы:
-на собственном опыте убедились, что не достаточно только практических навыков и умений в процессе выполнения монотипии для реализации заданных целей и создания законченного художественного произведения;
-важнейшей частью данного процесса являются композиционные поиски, наброски, эскизы, рисунки;
-учащимся средней общеобразовательной школы необходимо уделить должное внимание линейной разработке композиции монотипии и окончательных цветовых эскизов;
-могу предположить, что мою проделанную работу можно использовать в качестве вспомогательного материала для учащихся седьмых классов общеобразовательной школы.
Работа над выпускной квалификационной работой дала возможность мне продемонстрировать все свои знания, приобретенные за период обучения. В течение работы я узнала много нового о монотипии как о виде станковой графики. Процесс выполнения работы объединил в себе не только, художественные навыки, но и умение работы с графическими материалами. Одними из поставленных мною целей были: выдержка строгой композиции, подборка определенного колорита и настроения с учетом всех своих способностей и приобретенных навыков. Главными задачами творческой части диплома считаю донесение до зрителя безграничной красоты окружающих нас цветов. Вызвать эмоции, взволновать своими работами, поделиться настроением, сопутствующем во время создания своих произведений.
Думаю, что выбранная мною тема наиболее полно демонстрирует умения, полученные мной, за пять лет обучения в университете. Эстамп дал возможность насладиться творческой работой. Выполнив выпускную квалификационную работу, получила не только практический и теоретический опыт, но и огромное удовольствие.



1. Алексеев, С. С. О колорите [Текст] / С. С. Алексеев. - Москва : Изобразит. искусство, 1974. - 174 с. : ил.
2. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи [Текст] : избр. искусствовед. тр. / А. В. Бакушинский ; авт. вступ. ст.: И. А. Либерфорт [и др. ]. - Москва : Сов. художник, 1981. - 351 с. : ил.
3. Беляев, Е. Ф. Изобразительное искусство в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для учителей / Е. Ф. Беляев. - Москва : Просвещение, 2000. - 137 с.
4. Борунова, В. И. А. Акритас [Текст] : альбом / В. И. Борунова. - Москва : Сов. художник, 1988. - 95 с. : ил. - (Мастера сов. искусства).
5. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б. Р. Виппер ; ВНИИ искусствознания. - Москва : Изобразит. искусство, 1985.
- 283 с.
6. Владыкин, И. Гравюра на картоне [Текст] / И. Владыкин // Художник. - 1967. - № 2. - С. 53-54.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский.
- Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 479 с.
8. Герштейн, Ю. Вырезная гравюра [Текст] / Ю. Герштейн // Художник. - 1963. - № 6 - С. 49-52.
9. Герштейн, Ю. Гравюра на бумажных формах [Текст] / Ю. Герштейн // Художник. - 1962. - № 6. - С. 56-58.
10. Герштейн, Ю. Новые виды гравюры [Текст] / Ю. Герштейн // Искусство. - 1958. - № 10. - С. 47-48.
11. Герштейн, Ю. И. Новые виды гравюры [Текст] / Ю. И. Герштейн.
- Москва : Искусство, 1959. - 73 с. : ил.
12. Гончаров, А. Д. Об искусстве графики [Текст] / А. Д. Гончаров. - Москва : Мол. гвардия, 1960. - 83 с. : ил.
13. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст] : кн. для учителя : из опыта работы / Н. А. Горяева. - Москва : Просвещение, 1991. - 159 с. : ил.
14. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям / Т. Г. Грушевицкая, М. А. Гузик, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. - Москва : Академия, 2001. - 408 с.
15. Звонцов, В. М. Офорт [Текст] / В. М. Звонцов, В. И. Шистко. - Москва : Искусство, 1971. - 118 с. : ил.
16. Ковтун, Е. Ф. Что такое эстамп [Текст] / Е. Ф. Ковтун. - Ленинград : Художник РСФСР, 1963. - 95 с. : ил.
17. Костерин, Н. П. Учебное рисование [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / Н. П. Костерин. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1984. - 240 с.
18. Краткий словарь по эстетике [Текст] : кн. для учителя / Е. Л. Акиньшина, В. Р. Аронов, М. Н. Афасижев [и др.] ; под ред. М. Ф. Овсянникова. - Москва : Просвещение, 1983. - 224 с.
19. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст] : учебник для сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Агар, 1998. - 335 с.
20. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. - Москва : Просвещение, 1985. - 175 с.
21. Мажуга, А. И. Литография [Текст] : учеб. пособие / А. И. Мажуга ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Образование, 1992. - 95 с.
22. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1988. - 302 с. - (Б-ка для родителей).
23. Маркова, Н. Искусство рисунка [Электронный ресурс] / Н.
Маркова // Искусство. - 2008. - № 23, спец. вып. - Режим доступа:
http://art. 1 september.ru/view_article.php?id=200802301.
24. Музыка. ИЗО. МХК // К УРОКУ.ЯИ : учителям, школьникам, студентам и родителям! : метод. портал. - Москва, 2009-2016. - Режим доступа: http://www.k-yroky.ru/.
25. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстет. воспитания [Текст] : кн. для учителя / Б. М. Неменский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1987. - 255 с.
26. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В. Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т худож. воспитания. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 184 с.
27. Очерки по истории и технике гравюры [Текст] / Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина. - Москва : Изобразит. искусство, 1987. - 688 с. : ил.
28. Павлов, И. Н. Избранные произведения [Текст] : альбом гравюр / И. Н. Павлов. - Москва : Сов. художник, 1958. - 4 с., 12 л. ил.
29. Павлов, И. Н. Техника гравюры на дереве и линолеуме [Текст] / И. Н. Павлов, М. В. Маторин. - 2-е изд. - Москва : Искусство, 1952. - 100 с.
30. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : АГАР : Рандеву-АМ, 2000. - 251 с. : ил.
31. Савенкова, Л. Интеграция в художественной педагогике ИЗО [Текст] / Л. Савенкова // Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 4-7.
32. Садохин, А. П. Мировая художественная культура [Текст] : словарь / А. П. Садохин. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 668 с.
33. Сидоров, А. А. Графика [Текст] / А. А. Сидоров. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1949. - 153 с. : ил. - (Сов. искусство ; кн. 3).
34. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. - 3-е изд., стер. - Москва :
ACADEMIA, 2006. - 365 c. : ил.
35. Старовит, Е. А. Разработка методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста: на примере офорта [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. А. Старовит. - Санкт-Петербург, 2002. - 18 с.
36. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский ; сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. - 3-е изд. - Москва : Политиздат, 1979. - 270 с.
37. Турова, В. В Что такое гравюра [Текст] / В. В. Турова. - 3-е изд., доп. - Москва : Изобразит. искусство, 1986. - 158 с. : ил. - (Молодежи об искусстве).
38. Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре [Текст] / В. А. Фаворский ; сост. и вступ. ст. Е. С. Левитина. - Москва : Книга, 1986. - 238 с. : ил.
39. Флекель, М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой- Лебедевой [Текст] : очерки по истории и технике репродукц. грав. XVI-XX в. / М. И. Флекель. - Москва : Искусство, 1987. - 367 с. : ил.
40. Флоренский, П. Иконостас [Текст] / П. Флоренский // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антол. : сб. / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - Москва, 1993. - С. 265-280.
41. Чесноков, В. К. Вадим Дмитриевич Фалилеев [Текст] : альбом / В. К. Чесноков. - Москва : Изобразит. искусство, 1975. - 18 с. : ил.
42. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство в III классе [Текст] : пособие для учителей / Т. Я. Шпикалова. - Москва : Просвещение, 1985. - 191 с. : ил.
43. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство: обучение и
творчество [Текст] : проблемы руководства изобразит. творчеством детей / В. С. Щербаков. - Москва : Просвещение, 1969. - 271 с. : ил.
44. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца [Текст] : кн. для учащихся ст. классов / А. С. Щипанов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 416 с. : ил.
45. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] : кн. для учителя / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган [и др.] ; сост. Г. С. Лабковская. - Москва: Просвещение, 1983. - 303 с.
46. RusEdu [Электронный ресурс] : Сетевое сообщество педагогов :
информац.-образоват. портал. - Москва, 2007-2016. - Режим доступа:
http: //www. rusedu. ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ