Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Советский социализм как идеологический компонент «Гарлемского ренессанса» Soviet Socialism as an ideological component of the Harlem Renaissance

Работа №68407

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности формирования идеологии «Гарлемского ренессанса» 9
I. 1 Эстетико-идеологическая основа «Гарлемского ренессанса» 9
I. 2. Утопия о Советской Америке как часть идеологии «Гарлемского ренессанса» 15
II. Взаимодействие представителей Гарлемского ренессанса с реалиями советской действительности 25
II. 1. Писательская деятельность афроамериканцев как средство пропаганды
социалистических идей на примере творчества Л. Хьюза и К. Маккея 25
II. 2. Искусство как способ взаимодействия идеологии «Нового Негра» и советского
социализма 34
Глава III. Идеология «Гарлемского ренессанса» в рамках советско-американских отношений 43
III. 1. «Негритянский вопрос» как связующая нить между СССР и США 43
III. 2. Идеологическая трансформация «Гарлемского ренессанса» - от 1930-х гг. к современности 49
Заключение 54
Список источников 59
Список литературы 61


Идея справедливости и социального равенства на протяжении многих веков являлась магистральной темой мысли человечества. Особую актуальность данная тематика приобрела в процессе крушения «господства белого человека» и становления расового равноправия в мире. Формально расизм осуждён и опорочен вот уже как полвека назад, но не искоренён. Борьба против расовой дискриминации и ксенофобии ведётся до сих пор. Нужно заметить, избавиться от пережитков прошлого не так-то просто. Историческая память народов играет немаловажную роль сегодня. «Угнетенные» помнят, что их угнетали, «угнетатели» — помнят, кого порабощали.
На территории США расовый вопрос всегда стоял особенно остро. И сегодня до сих пор, хоть и в скрытой форме, но он существует. Случаи расовой и этнической дискриминации происходят ежедневно, препятствуя, таким образом, нормальному развитию миллионов людей во всем мире. Расизм и нетерпимость разрушают жизни людей и сообществ, лишая отдельных лиц права на основополагающие принципы равенства и способствуя разжиганию этнической ненависти. Борьба с расизмом является приоритетом для международного сообщества и находится среди основных направлений деятельности ООН.
На территории двух американских континентов проживает примерно 200 миллионов человек африканского происхождения. 10 декабря 2014 г. Генеральная Ассамблея ООН официально провозгласила 2014-2025 гг. «Международным десятилетием лиц африканского происхождения», подчеркнув, что «лица африканского происхождения представляют собой обособленную группу, чьи права человека необходимо поощрять и защищать». Тема десятилетия — «Признание, справедливое отношение и содействие развитию лиц африканского происхождения».
Почти век назад началось движение по борьбе за гражданские права афроамериканцев, что впоследствии было названо «Гарлемским ренессансом». Со второй половины 1930-х гг. это движение стало угасать, но в конце 50-х-начале 60-х гг. ХХ в. вспыхнуло с новой силой и уже в другой форме. Сегодня молодые активисты продолжают борьбу против расового неравенства. Последнее массовое движение чёрных американцев, охватившее множество людей не только в США, но и за их пределами — это the Black Lives Matter Movement, что в переводе означает «Чёрные жизни имеют значение».
Специфика же движения, родившегося в 20-е, 30-е гг. ХХ столетия заключалась в том, что главным оружием «гарлемцев-повстанцев» являлась культура, а именно — музыка, поэзия, проза, театр, живопись и идеологическое обоснование новорождённых жанров в искусстве.
Вот уже на протяжении нескольких десятков лет Гарлем ассоциируется с криминалом, преступностью, развратом. Немногие, к сожалению, из нынешних жителей этого района знают о периоде мощного расцвета афроамериканской культуры, о выдающихся деятелях, которые внесли значительный вклад в формирование современного облика американской нации. Означает ли это, что «Движение Нового Негра», как первоначально называли «Гарлемский ренессанс», потерпело крах?
Идеология — это то, что всегда, либо напрямую, либо косвенно оказывает влияние как на отдельных личностей, так и на общество в целом. Это то, что так или иначе вливается во все сферы общественной жизни. Поэтому изучение данного феномена необходимо как в процессе становления личности, так и в построении государственной политики.
Коммунистическая идеология потрясла мир своей радикальностью, а Советский Союз стал феноменом ХХ в. - реализацией беспрецедентного в мировой истории социально-политического проекта. Новое государство воспринималось именно как семья народов. Многие представители этнических меньшинств стремились побывать в «мифической стране»: «Мы все знали, что один из основных принципов Советского государства - отказ от идеи расового неравенства», - писал в своих мемуарах один из наиболее ярких представителей «Гарлемского ренессанса», поэт и писатель Ленгстон Хьюз.
Источниковую базу исследования составили автобиографические труды героев данной работы, а именно: Г. Хэйвуда , Л. Хьюза , К. Маккея , У Дюбуа (Дубойса) , Р Робинсона , П. Робсона, М. Андерсон; продукты творческой, научной и публицистической деятельности вышеупомянутых лиц, а также некоторых других авторов, в которых просматриваются социалистические идеи; подробно анализируется политический памфлет «Негры в Советской Америке» , авторство которого принадлежит лидерам Коммунистической партии США (CPUSA) - Джеймсу Форду (James W. Ford, 1893 - 1957) и Джеймсу Аллену (James S. Allen, 1906-1986) и используются материалы Российского Государственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ) из фондов №631 «Союз писателей СССР» , №1397 «Редакция журнала «Интернациональная литература» (Москва, 1928-1943)». В данной работе цитируются и анализируются некоторые статьи из периодических изданий, рассчитанных, прежде всего, на афроамериканских читателей: «Либерэйтор» (The Liberator), «Эбони» (Ebony ), «Джет» (Jet), «Крайзис» (Crisis), «Чикаго Дефендер» (Chicago Defender), «Мессенджер» (The Messenger) и т. д.
Историография. Монографий, конкретно посвящённых такому историческо- культурному феномену, как «Гарлемский ренессанс», на русском языке пока что ещё нет. Русскоязычному читателю этот термин вообще мало знаком. Но существуют фундаментальные работы по смежной тематике, Прежде всего, здесь следует отметить работу Э . А. Иваняна, которая достаточно подробно описывают культурное взаимодействие США и России с XVII до начала XXI в, сборники научных статей «Африканцы в странах Америки» под редакцией Э. Л. Нитобурга и «Pax Africana: континент диаспора в поисках себя» (редактор — А. Б. Давидсон). Тему советско- американских отношений затрагивает венгерский учёный П. Холландер в монографии, посвящённой истории интеллектуалов, переведённой на русский язык в 2001 г. Большую помощь в проведении исследования оказали монографии Э. Л. Нитобурга, в которых комплексно представлена история и культура афроамериканцев, начиная с XVI в. и заканчивая началом XXI в., а именно, это такие работы как: «Негры США. XVII - нач. XX в. Историко-этнографический очерк», «Афроамериканцы США. XX век: этноисторический очерк» , «Церковь афроамериканцев США» ; афроамериканскую литературу исследовал Б. А. Гиленсон, истории негритянского народа Америки посвящено несколько трудов Р Иванова. Достаточно полно рассмотрены сюжеты на тему афроамериканских связей с Советским Союзом в англоязычном сборнике под редакцией петербургских учёных Е. М. Апенко и Ю. П. Третьякова.
Из наиболее значимых трудов англоязычных авторов нельзя не сказать о книгах Н. И. Хаггинса: «Гарлемский ренессанс», впервые вышедшей ещё в 1971 г., а затем несколько раз переиздававшейся (последний раз в 2007 г.) и «Голоса из Гарлемского Ренессанса» 1976 г., где рассматриваются особенности творчества разных авторов того периода: Зоры Нил Хёрстон, Уоллеса Турмана, Клода Мак-Кея, Ленгстона Хьюза и не только.
Влияние социалистической идеологии на отдельных представителей афроамериканской культуры и общественно-политической мысли рассматривала К. Болдуин , а также Э. Блейкли , М. Соломон , Р Килли , Дж. Зумофф и другие. В данной работе впервые идеология советского социализма рассматривается в контексте «Гарлемского ренессанса» как часть системы этого феномена.
Автор диссертации ссылается на документальные фильмы, а именно: сериал «Джаз» (2001 г., режиссёр — Кен Барнс), «Поль Робсон: на том я стою» («Paul Robeson: Here I Stand» 1999, directed by St. Clair Bourne), телесериал «Нерассказанная история США» (2012, режиссёр — Оливер Стоун). Необходимо отметить проект документального фильма на английском языке под названием «Чёрные русские — красный опыт» , начатый ещё в 2012 г., но до сих пор пока не вышедший в свет из-за недостатка финансовых средств. Автором идеи является режиссёр Елена Демиковская, русская по происхождению, которая уже на протяжении многих лет проживает и работает в Нью-Йорке.
Обзор источников и литературы позволяет определить объект, предмет, цель исследования и выделить в соответствии с этим основные задачи.
Объектом диссертации является идеологическая составляющая «Гарлемского ренессанса». Предметом же выступает социалистический компонент как неотъемлемая часть идеологии «Гарлемского ренессанса».
Цель исследования: проследить развитие социалистических идей в контексте такого кросскультурного движения, как «Гарлемский ренессанс».
Обозначим следующие Задачи:
- выделить и рассмотреть системные компоненты «Гарлемского ренессанса»;
- определить хронологические рамки вышеупомянутого явления;
- обозначить причины установления советско-афроамериканских связей;
- выделить точки соприкосновения советского социализма и идеологии «Нового Негра»;
- выявить формы взаимодействия представителей двух народов;
- изложить и сравнить взгляды представителей афроамериканского мира на жизнь советского социалистического общества;
- оценить влияние советского социализма как на отдельных представителей афроамериканской культуры и общественно-политической мысли, так и на афроамериканское общество в целом.
Хронологические рамки исследования, в основном, охватывают период с 1922 по 1937 гг — наиболее плодотворное время взаимодействия представителей двух народов — советского и афроамериканского. В ноябре 1922 г. на IV Конгрессе Коминтерна в СССР впервые была освещена проблема, касающаяся расового вопроса в Америке; 1937 г. - это начало «Большого террора», в связи с чем образ Советского государства оказался гораздо менее привлектельным. Но, поскольку анализируется и степень влияния советского социализма на афроамериканскую культуру в целом, а также рассматривается взаимодействие двух идеологий в контексте российско-американских отношений, приходится обращаться к более поздним сюжетам вплоть до современности.
Методологической основой исследования является историко-системный подход, позволяющий структурно проанализировать идеологическую составляющую «Гарлемского ренессанса» и определить место идеологии советского социализма в структуре данного явления. Также используется историко-сравнительный анализ, позволяющий сопоставить мнения самих представителей «Гарлемского ренессанса» и исследователей, касающихся этого историко-культурного феномена.
Тематика диссертационного исследования отражена в девяти публикациях автора диссертации (см. Приложение 1). Также промежуточный результат работы был представлен в виде доклада на международной конференции Европейской Ассоциации Американских Исследований, состоявшейся в г. Констанца (Румыния) 22-25 апреля 2016 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении двух с лишним веков американские государственные деятели и идеологи, начиная с великих просветителей ХУШ в. Бенджамина Франклина и Томаса Джефферсона, до негритянских лидеров движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икса в ХХ в. искали выход из идеологического «порочного круга»: на противоречии демократических принципов и сохранении расизма основывалась жизнь американского общества. Две созданные человеком идеи слились воедино в Новом Свете, и этот союз породил уникальную культуру. Новый этнос, афроамериканцы, уже на родной для них земле, искали путь к самоутверждению и пытались определить свою идентичность.
«Гарлемский ренессанс» или «Движение Нового Негра» - не только кросскультурное явление. Это вызов американскому обществу, благодаря которому стала возможна интеграция и идеологическое взаимодействие афроамериканцев с другими народами. Черные радикалы заставили белых «леваков» видеть, слышать и мыслить по- другому — так постепенно рождалось утопическое будущее. Идея Большевистской революции, советский социализм мы определили как один из идеологических компонентов «Гарлемского ренессанса». Конечно, нельзя говорить, что чернокожие технические специалисты были представителями этого движения, наряду, например, с К. Мак-Кеем или Л. Хьюзом. Но их приезд по рабочему контракту в Россию служит примером сотрудничества, которое обуславливалось совпадением двух идеологий в определенных аспектах — идеологии «Нового Негра», в рамках которой происходил поиск средств избавления от расовой сегрегации в США, и пропагандируемого советским государством интернационализма.
В общепринятом смысле напрямую нельзя назвать деятелями «Гарлемского ренессанса» и политических активистов, членов компартий и т. д. К примеру, Гарри Хэйвуд, один из выдающихся левых представителей афроамериканской общественно¬политической мысли, о «Гарлемском Ренессансе» услышал, находясь в России, от Карла Радека, который, в свою очередь, протежировал негритянского поэта и писателя Мак-Кея во время пребывания последнего в Советском Союзе. Опять же, цель политиков была та же — поиск и создание идеологической подоплёки, с помощью которой стало бы возможным опрокинуть систему капитализма, в которой не было места «Новому Негру».
Специфика «Гарлемского ренессанса» выражалась в том, что процесс поиска новой идеологии, в которой бы отражалась афроамериканская идентичность, и с помощью чего афроамериканское меньшинство могло бы наименее болезненно интегрироваться в американское общество, должно было осуществляться посредством, прежде всего, культуры; остальное являлось следствием культурного взаимодействия. Тем не менее, как нам кажется, и политические деятели, и технические эксперты, наряду с писателями, учёными, артистами, формировали идеологическую составляющую движения.
«Гарлемский ренессанс» - это пример влияния культуры на политику государств. Благодаря этому движению, «негритянский вопрос» стал немаловажным аспектом в истории советско-американской культурной дипломатии.
Импорт революции со стороны СССР в США оказался неудачным. Но нужно понимать, что в США классовая борьба в условиях расовой сегрегации имела несколько иной и, пожалуй, более острый характер. Многие афроамериканцы достаточно быстро разочаровывались в коммунистическом движении, по мере того как осознавали, что компартия фактически не помогала неграм добиться равноправия в Соединённых Штатах, а использовала их для более масштабной цели — идейного порабощения всех народов, независимо от цвета кожи. Афроамериканские интеллектуалы не стремились создать стратегию внедрения революционных преобразований, а лишь пытались доказать своё равноправие путём собственных достижений в области науки, культуры, техники, спорта, заручившись поддержкой со стороны других народов.
Продукты интеллектуальной деятельности афроамериканцев, приезжавших в Советский Союз, заключающие в себе впечатления от жизни при социалистическом строе, мысли о её политике, экономике, искусстве, идеологии — всё это культурная репрезентация пропагандистской деятельности СССР в отношении американских негров. В результате, картина возникает достаточно пёстрая: мнения о жизни в СССР во многих аспектах кардинально расходятся, причём это не зависит от профессиональной деятельности героев данной научной работы. Скорее, немаловажную роль играл психологический фактор, а также личные цели и устремления афроамериканцев. Наблюдается следующая закономерность: чем короче были визиты негритянских гостей в СССР, тем более положительными были их отзывы о поездках. Это подтверждает мысль о том, что между реальной жизнью в стране Советов и идеализированным образом государства, созданным его властями специально для иностранцев, которых они намеревались привлечь на свою сторону в идеологическом плане, существовала целая пропасть. По мнению Р Килли, афроамериканцы оказались жертвами коммунистической интриги. С одной стороны, с этим можно согласиться — для некоторых из них СССР оказался ловушкой; их негативный опыт в каком-то плане поспособствовал распаду Советского Союза (некоторые активно участвовали в критике тоталитарного строя, упрекали в отсутствии подлинной демократии и гласности в стране, что стало декларативными принципами политики перестройки). Но, с другой стороны, коммунистическая идеология и международные контакты открыли для афроамериканцев совершенно новые перспективы: жизнь без сегрегации, получение высшего образования, достойная оплату труда и т. п. На протяжении десятилетий страна Советов являлась для американских негров источником вдохновения и примером идеального государственного устройства, которое они стремились экстраполировать на Соединённые Штаты. Интерес к социализму активизировал процесс развития афроамериканского искусства, научной и общественно-политической мысли. Кроме того, социализм существенно повлиял на протестные движения в США и продолжает оказывать влияние до сих пор.
Разрешится ли когда-нибудь расовая проблема? Сегодня определённо сказать сложно. Возможно, решение данного вопроса подвластно только времени. Вполне вероятно, что генетика сможет оказать существенное влияние. Расовые различия пока что слишком заметны между людьми. Прежде всего, конечно, это внешние признаки. Но, как правило, с определёнными внешними особенностями всегда связаны стереотипы о характере и поведении человека. А пока мы всё это замечаем, всегда будет существовать проблема непонимания, нетерпимости и субъективной неприязни. Наша задача такова: постараться обернуть негативное восприятие, основанное на расовых предрассудках, в интерес к людям, непохожим на нас. И реализация данной идеи будет эффективнее именно посредством искусства. Искусство — это то, что объединяет различные социальные группы в кризисное время, только оно способно сглаживать конфликты. Оно порождает эмоции. С его помощью возможно стирание территориальных границ, социальных и ментальных барьеров.
Мы склонны утверждать, что на сегодняшний день раса — это больше стереотип, нежели проблема социально-экономического характера, как это было раньше, фактически, до 1964 г., ознаменовавшего запрет расовой дискриминации в Америке. Но трансформацию общественного мнения в этом отношении способна завершить лишь интернациональная культура, которая должна процветать в условиях глобализации и господства коммуникационных технологий.


Источники личного происхождения:
1. «Господину Эйзенштейну, который мне симпатичен...» Об автографах на книгах из
библиотеки С.М.Эйзенштейна / беседа с Наумом Клейманом. С. 82. // Киноведческие записки. URL: chrome-
extension://ecnphlgnajanjnkcmbpancdjoidceilk/http://www.kinozapiski.ru/data/home/arti cles/attache/79.pdf (дата обращения: 14.04.2016).
2. Мак-Кей К. Домой в Гарлем. Пер. с англ. М. Волосова. М., Ленинград, 1929. - 240 с.
3. Мак-Кей К. Негры в Америке. М.-Пг.: Гос. Изд-во, 1923. - 135 с.
4. Мак-Кей К. Судом Линча. Рассказы о жизни негров в Сев. Америке. - М.: Огонек, 1925. - 44 с.
5. Anderson M. My Lord, what a morning. An autobiography. - New York : Viking press, 1964. VIII, - 312 p.
6. Du Bois W. E. B. The autobiography of W. E. B. Du Bois:A soliloquy of viewing my life from the last decade of its first century. - New York: International publ., 1968. - 448 p..
7. Haywood G. Black Bolshevik. Autobiography of an African-American Communist. -Chicago: Liberator Press, 1978. - 700 p.
8. Hughes L. I wander as I wonder. - New York: Alfred A. Knopf., 1956. - 405 p.
9. Hughes L. My adventures as a social poet // Phylon (1940-1956), Vol. 8, №3, pp. 205¬212.
10. Hughes L. The Big Sea. - New York: Alfred A. Knopf., 1940. - 335 p.
11. Hughes L. The Negro Artist and The Racial Mountain // The Nation, June 23, 1926.
URL: http://www.hartford-hwp.com/archives/45a/360.html (дата обращения:
10.11.2013).
12. Hughes L. To Negro Writers // American Writers' Congress / ed. By H. Hart. New York: International Publishers, 1935. pp. 139-141.
13. McKay C. Speech to the 4th Congress of the Comintern, Nov. 1922 // International Press Correspondence, 1923. - Vol. 3. P 16-17.
14. Speeches to the 4th World Congress of the Comintern on the Negro Question by Otto Huiswoud and Claude MacKay // Bulletin of the IV Congress of the Communist International, № 22 (Dec. 2, 1922). - pp. 17-23.
15. Wright R. I tried to be a communist. URL: http://www.nathanielturner.com/itriedtobeacommunist.htm (дата обращения: 05.12.2015).
Архивные документы:
1. Письма Иностранной Комиссии Союза Советских Писателей Хьюзу Лэнгстону (Langston Hughes) о высылке ему доклада тов. Молотова на XVIII партийном съезде и газеты "Москоу Ньюс" и высылке им своей статьи в Комиссию. Отзыв Хьюза о Маяковском, отзыв Абрамова о романе Хьюза "Большое море". Речь Хьюза на Интернациональной сессии писателей в Париже. На английском языке. // РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 11. Д. 108.
2. Письмо Ленгстона Хьюза о создании серии статей об СССР. На русском и
"Возмущенный остров", участии в праздновании 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина. На русском и английском языках // РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 14. Д. 1157.
4. Переписка редакции с Хьюзом Ленгстоном о его творчестве, об издании его произведений в СССР и др. На английском языке // РГАЛИ. Ф. 1397. Оп. 1. Д. 957.
5. Телеграмма и письмо редакции Хьюзу Ленгстону и его стихах и смерти постоянного переводчика Хьюза - Анисимова. На английском языке, машинописные копии // РГАЛИ. Ф. 1397. Оп. 3. Д. 114.
Журналы:
16. The Liberator / Ed. by M. Eastman. New York, 1918. - No. 1 (March). - 43 p.
17. JET / Ed. by S. Flanagan. New York, 1990. - Vol. 78. No. 14 (July 16). - 67 p.
18. Ebony / Ed. by J. Johnson. New York, 1960. - Vol. XV. No. 3 (January). - 115 p.
19. JET / Ed. by S. Flanagan. New York, 1994. - Vol. 85. No. 23 (April 11). - 67 p.
20. The Crisis. A Record of the Darker Races. / Ed. by Fauset J. Richmond, 1927. - Vol. 33. No. 4 (February). - 223 p.
21. The New Masses, February 1933 Issue.3 2 pp. URL:
http://www.unz.org/Pub/NewMasses-1933feb (дата обращения: 06.06.2015).
Документальные фильмы:
1. Джаз. 12-серийный документальный сериал. 2001. Режиссёр — К. Барнс.
2. Нерассказанная история США. 10-серийный документальный сериал. 2012. Режиссёр - О. Стоун.
3. Paul Robeson: Here I Stand. // A Documentary film directed by St. Clair Bourne. URL: https://www.youtube.com/watch? v=BUki-v-NvoE (дата обращения: 17.04.2016).
Прочие источники:
22. Стенографический отчёт VI Конгресса Коминтерна. М.: Государственное изд-во, 1929. Вып. 6.
23. Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г. // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr- rsfsr/1918/chapter/5/ (дата обращения: 17.04.2016).
24. Black and White. Directed by I. Ivanov-Vano and L. Amalrik. 193 2. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kG-Cx-wO3Ec (дата обращения 16.04.2016).
25. Democratic Debate. Bernie Sanders: Why Black lives Matter URL: https://www.youtube.com/watch?v=N3mvbxeA1UA (дата обращения: 04.05.2016).
26. Ford J. W., Allen J. S. The Negro in a Soviet America. New York: Workers library publishers, 1935. 48 p.
27. O f f i c i a l T w i t t e r o f B e r n i e S a n d e r s . U R L: https://twitter.com/berniesanders/status/676546220593045505 (дата обращения: 06.05.2016).
Список литературы
1. Африканцы в странах Америки: негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. / Отв. ред. Э. Л. Нитобург. - М.: Наука, 1988. - 406 с.
2. Арустамова А. А. Образы России и Америки на страницах журнала «Земля Колумба» // Вестник Пермского университета. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2013. Вып. 3 (23). С. 152-157.
3. Блюм А. "Интернациональная литература": подцензурное прошлое // «Иностранная литература», 2005, №10. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2005/10/bl2Lhtml (дата обращения: 25.04.2015)
4. Гиленсон Б.А. Современные негритянские писатели США. М.: Знание, 1981. 64 с.
5. Досбаева Н. Узбекистан читает европейскую литературу на родном языке //
Исламские новости. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/105/627/?
sphrase_id=425754 (дата обращения: 13.06.2014).
6. Зимянин В. Поль Робсон. М., 1985. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 223 c.
7. Иванов Р Чёрные пасынки Америки. — М.: Мол. Гвардия, 1978. - 192 с.
8. Иванов Р.Ф. Дюбуа. — М.: Молодая гвардия, 1968. - 240 с.
9. Иванян Э. А. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей. М.: Междунар. Отношения, 2007. 432 с.
10. Нитобург Э. Л. Афроамериканцы США. XX век: этноисторический очерк. - М.: Наука, 2009. - 580 с.
11. Нитобург Э. Л. Негры США. XVII - нач. ХХ в. Историко-этнографический очерк. - М., 1979. - 376 с.
12. Нитобург Э. Л. Церковь афроамериканцев в США. - М.: Наука, 1995. - 276 с.
13. Попова М. К. Проблема национальной идентичности в ранней лирике Л. Хьюза // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Воронеж, 2002. С.518-528.
14. Семёнов О. Выборы в США: ради победы демократы готовы использовать
экстремистов / / Baltnews.lt. URL:
http://baltnews.lt/vilnius news/20151102/1014372881.html (дата обращения: 04.05.2016).
15. Согрин В. В. Центральные проблемы истории США. М.: Весь мир, 2013. 352 с.
16. Стернс М. История джаза / пер. с англ. Ю. Верменича. URL: http://www.scribd.com/doc/16052780/ (дата обращения: 05.07.2015).
17. Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М.: Российский университет дружбы народов, 2010. 211 с.
18. Холландер П. Политические пилигримы: путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе, 1928-1978 - СПб.: Лань, 2001. - 592 с.
19. Шиэ М., Стэк Л.Слова Обамы, сказанные в адрес общественных движений: «Вы не можете просто продолжать на них кричать» .URL: http://pindosiya.com/news/2016/04/29/slova- obamyi- skazannyie-v- adres- obshhestvennyih-dvizheniy-vyi-ne-mozhete-prosto-prodolzhat-na-nih-krichat/ (дата обращения: 06.05.2016).
20. Шпотов Б. М. Американский фактор в индустриальном развитии СССР, 1920-1930¬е гг. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 39 с.
21. Этнические меньшинства Узбекистана: Американцы // Письма о Ташкенте. URL: http://mytashkent.uz/2012/09/12/etnicheskie-menshinstva-uzbekistana-amerikancy/ (дата обращения: 10.08.2013).
22. Baldwin K. A. Beyond the Color Line and the Iron Curtain: Reading encounters between Black and Red, 1922-1963. Durham Duke university press, 2002. - 360 p.
23. Berry F. Langston Hughes: Before and Beyond Harlem. - Westport: Lawrence Hill & Company, 1983. - 376p.
24. Blakely A. Russia and The Negro: Blacks in Russian History and Thought. - New York: Howard University Press, 1986. - 201 p.
25. Bynum L. C. The New Negro and Social Democracy during the Harlem Renaissance, 1917-37 // The Journal of the Gilded Age and Progressive Era. January 2011. Vol. 10, №1. pp. 89-112. URL: http: //j ournal s .cambri dge.org/acti on/displayAbstract? fromPage=online&aid=7970532 (дата обращения: 05.05.2013).
26. Cohassey J., Kotynek R. American cultural rebels: avant-garde and bohemian artists, writers and musicians from the 1850 through the 1960. - Jefferson, 2008. - 254 p.
27. McKay C. Complete Poems. / Ed. by W. J. Maxwell. - Chicago: University of Illinois Press, 2004. - 456 p.
28. Cooper, W. F. Claude McKay. Rebel sojourner in the Harlem renaissance. A biography. 1990. - New York : Schocken books, cop. 1990. - 441 p.
29. Goldweber D. Home at last. The pilgrimage of Claude McKay. // Commonweal, September 10, 1999. - pp. 11-13.
30. Good Morning, Revolution: Uncollected Social Protest Writings by Langston Hughes / ed. By F. Berry. Westport: Lawrence Hill & Company, 1973. 145 p.
31. Gray R. A History of American Literature. - Oxford: Blackwell Publishing, 2005. - 524 p.
32. Holcomb G. E. The Sun Also Rises in Queer Black Harlem: Hemingway and McKay's Modernist Intertext. // Journal of Modern Literature, Vol. 30, No. 4, Reading from the Margins of Modernism (Summer, 2007), - pp. 61-81.
33. Hudlin W. Harlem Renaissance Re-examined. // The Harlem Renaissance / Ed. by H. Bloom. - Broomall: Chelsea House Publishers, 2004. P 5-13.
34. Huggins N. Harlem Renaissance. — New York: Oxford UP, 1971. - 343 p.
35. Huggins N. I. Voices from the Harlem Renaissance. - New York: Oxford UP, 1976. - 438 p.
36. Juzwlak R. Remember When Whitney Houston Got Booed for Being Too White? // Gawker.com. 11/24/14. URL: http://gawker.com/remember-when-whitney-houston-got- booed-for-being-too-w-1660783143 (дата обращения: 06.05.2016).
37. Kelley R. D. G.. Freedom Dreams. The Black Radical Imagination. - Boston: Beacon Press, 2002. - 264 p.
38. Kelley R. G. “Comrades, praise Lawd for Lenin and them: Ideology and Culture among Black Communists in Alabama, 1930-1935. // Science&Society, Vol. 52. No. 1, Spring 1988. - pp. 59-82.
39. Lewis D. L. W.E.B. Du Bois. Biogr. of a race, 1868-1919. - New York : Holt a. co, 1993. - 735 p.
40. Louis Armstrong Cancels trip to Russia. // History.com. URL: http://www.history.com/this-day-in-history/louis-armstrong-cancels-trip-to-russia (дата обращения: 29.03.2016).
41. MacKay C. Selected poems of Claude McKay / With a biogr. note by Max Eastman. - New York : Harcourt, Brace & World, 1953., - 110 p.
42. Modernism on file. Color lines and race differences. / Ed. by C. Culleton, K. Leick. - New York: Palgrave macmillan, 2008. - 268 p.
43. Osofsky G. Symbols of the Jazz Age: The New Negro and Harlem Discovered // American Quarterly. New York, 1965. Vol. 17, № 2.
44. Patel R. Martin Luther King: We Are Not Interested in Being Integrated into This Value Structure. URL: http://rajpatel.org/2010/01/18/martin-luther- king-we- are- not- interested- in-being-integrated-into-this-value- structure/ (дата обращения: 25.03.2016).
45. Pax Africana. Континент и диаспора в поисках себя. Оборник научных статей / Под ред. А. Б. Давидсона. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2009. 437 с.
46. Rampersad A. The life of Langston Hughes. Vol. 1: 1902-1941. I, too, sing America. - New York : Oxford University Press, 1986. - 521 p.
47. Rampersad A. The Life of Langston Hughes: Vol. 2: 1941-1967, I Dream a World. - New York : Oxford University Press, 2002. - 576 p.
48. Russian-American links: African-Americans and Russia. / ed. by Yuri P Tretyakov and Elena M. Apenko. St. Petersburg: Nauka, 2009. 430 p.
49. Solomon M. The cry was unity: Communists and African Americans, 1917-1936. University Press of Mississippi, 1988. - 405 p.
50. Spencer J.M. The New Negroes and their music: The success of the Harlem Renaissance. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1997. - 173 p.
51. Spillers H. J. The Crisis of the Negro Intellectual: A Post-Date // boundary 2, Vol. 21, No. 3 (Autumn, 1994), pp. 65-116.
52. Tagirova T. “A Vagabond with a Purpose”: Claude McKay and His International Aspirations. // fiar. The journal of the international association of inter-american studies. URL: http://www.uni-bielefeld.de/cias/fiar/pdf/072/FIAR072-55-71-Tagirova-Daley.pdf (дата обращения: 05.05.2016).
53. Tillery T. Claude McKay: A Black Poet’s Srruggle for Identity. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1992. 237 p.
54. Tzouliadis T. The Forsaken: An American tragedy in Stalin's Russia.- New York: Penguin Books, 2008. - 448 p.
55. Wintz C. D., Finkelman P. Encyclopedia of Harlem Renaissance: A-Z. URL: http://books.google.ru/books? id=9- VNopZkYpQC&pg=PA123&lpg=PA123&dq=Meschrabpom+Film+Corporation&source =bl&ots=TwTbImCqBK&sig=AAd7DCo7yF6Gj 7y3 oYACwXRZ 1 cY&hl=ru&sa=X&ei =IkbgUYvrH CN4gSg2YDYAQ&ved=0CD4Q6AEwAw#v=onepage&q=Meschrabpom %20Film%20Corporation&f=false (дата обращения: 15.10.2015).
56. Young K. Poems Written in Soviet Uzbekistan, 1932-33: From the 1934 Uzbek Translation of S. Siddiq Prepared in English by Kevin Young, from the Notes of Muhabbat Bakaeva: Langston Hughes Reviewed works. Baltimore : The Johns Hopkins University Press, 2002. Vol. 25, №4. pp. 1 1 0 0 -1 1 1 3 . URL : http://www.jstor.org/stable/3300272. (дата обращения: 05.07.2013).
57. Zumoff J.A. Mulatties, Reds, and the Fight for Black Liberation in Claude McKay's “Trial by Lyncing” and “Negroes in America” // Journal of West Indian Literature. 2011. Vol. 19, № 1. - pp. 22-53.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ