Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Особенности лексикона и его развитие в
онтогенезе 7
1.2. Особенности глагольного словаря детей с общим недоразвитием
речи в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ методической литературы по проблеме развития
глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи 26
2.2. Анализ результатов изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
2.3. Методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие, невозможно стать полноценным членом общества (27).
Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения (19).
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в работах педагогов: Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, психологов: Л.С.
Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина, логопедов: Р.Е.Левиной, Н.С. Жуковой и др.
Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, в которых рассматриваются вопросы развития лексики с точки зрения ее обогащения, понимания значения, точности словоупотребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина) (3).
В научной литературе неоднократно исследовалась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е.Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) (6).
Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Н.С. Жукова, Р.Е.Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Авторами предложены основные направления обогащения словаря у детей с нарушениями речи (24, 30).
Одним из направлений исследований, посвященных вопросам развития лексикона у детей с общим недоразвитием речи, в последнее время является развитие глагольной лексики. Это связано с тем, что глаголы являются ядром предикативной лексики. В синтаксисе предикат является сказуемым. С семантической позиции предикат сообщает о действии, состоянии, качестве и других признаках предмета. И это лежит в основе построения разнообразных синтаксических конструкций (28).
Ряд авторов указывает на особое развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.А. Гончарова, Е.Н. Дроздова, Н.С.Жукова, А.В. Кроткова, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Имеются отдельные исследования, посвященные развитию глагольной лексики (С.Н. Коновалова, И.А. Чистякова) (32).
В исследованиях С.Н. Коноваловой описана методика работы по развитию глагольной лексики. Она предлагает использовать пиктограммы как средство наглядной помощи для обогащения словаря детей с общим недоразвитием речи (15) Методика И.А. Чистяковой предполагает использование игровых приемов по обогащению глагольной лексики(33).
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения. В связи с актуальностью этой проблемы мы займемся ее исследованием.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы - исследовать особенности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
2. Выявить состояние понимания и употребления предикативной лексики детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опираемся на:
- Положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович);
- Лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон, Л.В. Щерба).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования; эмпирические: комплексное логопедическое обследование детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе по формированию лексикона уделяется большое значение глаголам, так как это связано с их ролью в построении предложения. Глагол- сказуемое представляет собой структурный центр предложения, образует смысловую часть с подлежащим. Для детей с общим недоразвитием речи овладение глагольной лексикой представляет особую сложность, что связано с ограниченностью словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме (13).
Нарушение формирования глагольного словаря имеет широкое распространение среди детей с общим недоразвитием речи. Однако эта проблема является недостаточной, в связи с чем, изучение особенностей формирования глагольного словаря, определение направлений и содержание коррекционной работы по его преодолению у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Для использования поставленных задач мы использовали логопедические и педагогические, приемы позволяющие выявить особенности употребления глагольной лексики.
В экспериментальном исследовании по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были использованы в модифицированном виде методики Т.В. Ахутиной, О.Е. Грибовой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, О.Б. Иншаковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Исследование состояло из двух этапов:
1) Ориентировочный - знакомство с документацией, изучение анамнеза.
2) Этап изучения лексической системы - выявление предикативных форм, на семантическом, смысловом и формально грамматическом уровнях.
Второй этап состоял из двух серий заданий. Первая серия была направлена на изучение импрессивного глагольного словаря и включал следующие задания: определение понимания далеких по значению и
звучанию названий действий; определение понимания названий действий, близких по звучанию; определение понимания действий выраженных глаголами единственного и множественного числа. Вторая серия была направлена на изучение экспрессивной глагольной лексике и включала следующие задания: подбор синонимов; изучение антонимических
отношений; образование действий от звукоподражаний; понимание близких по значению глаголов; дополнение к глаголу; умение преобразовывать глагол повелительного наклонения 2-го лица ед. числа в форму изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени; изменение глаголов по лицам; изменение глаголов прошедшего времени по родам; изменение глаголов по времени; образование глаголов от других частей речи.
Наше исследование посвященное изучению глагольного словаря показало, что у детей с общим недоразвитием речи имеются расхождения в объеме пассивного и активного словаря, трудности в словообразовании, словоизменении глаголов. Также дети с общим недоразвитием речи нередко смешивают близкие по ситуации глаголы. Это вызывает необходимость разработать систему работы на совершенствование глагольной лексики.



1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст]/ Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова
- М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.
2. Алтухова, Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 1. [Текст]/ Т.А. Алтухова, Н.А. Егорова — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: /М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 287 с.
4. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г. В. Бабиной, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес - М.: МПГУ, 2012. - 104 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: /А.М.
Бородич- М.: Просвещение, 2004. - 199с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: /В.К. Воробьева, М.: Астрель,2006. - 116 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] /А.Н. Гвоздев
- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
8. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. [Текст] /Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова - М.: АРКТИ, 2007. -64
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. [Текст] /В.П. Глухов - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 352 с.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: / В.В. Давыдов, - М.: Педагогика, 2007. - 35с.
11. Елисеева, М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. [Текст] Монография. /М.Б. Елисеева — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 173 с.
12. Жукова, Н.С. Учимся говорить правильно. [Текст] /Н.С. Жукова - М.: Эксмо, 2002. - 72 с.
13. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] /А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова// - Логопед, - 2004 - № 1. - С. 26-34
14. Кондратенко, И.Ю. Логопедические упражнения. Произносим звуки правильно.[Текст] / И.Ю. Кондратенко - .М.: Айрис-Пресс, 2013.-64 с.
15. Коновалова, С.Н. Формирование предикативной лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи. Специальность 13.00.03. -
Коррекционная педагогика (логопедия). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва -2007
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] /Р.Е. Левина - М.:Альянс, 2013. - 368с.
17. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст]: / Р.Е. Левина. Специальная школа, 1967, вып. 2. - 105с.
18. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]: / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 355с.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] / А.А. Леонтьев, - М.: 2005. - 135 с.
20. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]:// Под. Ред. Л.П. Федоренко. -М., 2006. - 67 с.
21. Никашина, Н.А. Формирование речи и ее недоразвитие. [Текст] - М.: Эксмо, 2003. - 223с.
22. Овчинникова, И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). [Текст] /И.Г. Овчинникова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская - Пермь, 2000. - 85с.
23. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] /О.В. Правдина — М.: Просвещение, 2003. — 272 с
24. Спирова, Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи[Текст] /Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 2003. - 53с.
25. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http: //pedlib. ru/Books/1/0130/1_0130-1. shtml
26. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза[Текст] /Т.А. Ткаченко - М.: Гном и Д, 2005. — 48 с.
27. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220- 1.shtml
28. Фортунатов, Ф. Ф. О происхождении глаголицы [Текст] / Ф.Ф. Фортунатов - СПб.: Мир, 2008. - 36 с.
29. Филичева, Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Т.Б. Филичева - М.: Каро, 2003.
30. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. [Электронный ресурс]. URL:
http: //pedlib .ru/Books/1/0146/1 0146-1. shtml
31. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи[Текст]: Учеб. пособие. /С.Н. Цейтлин - М.: Просвещение, 2000. - 108 с.
32. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностикеречевых нарушений [Текст] / Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: Аркти, 2003. - 448с.
33. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. [Текст] / И.А. Чистякова - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
34. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] /Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.:Просвещение, 2007. - 198с.
35. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Электронный ресурс]: URL http://pedlib.rU/Books/1/0388/index.shml


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ