ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Особенности лексикона и его развитие в
онтогенезе 7
1.2. Особенности глагольного словаря детей с общим недоразвитием
речи в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ методической литературы по проблеме развития
глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи 26
2.2. Анализ результатов изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
2.3. Методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Особенности лексикона и его развитие в
онтогенезе 7
1.2. Особенности глагольного словаря детей с общим недоразвитием
речи в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ методической литературы по проблеме развития
глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи 26
2.2. Анализ результатов изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
2.3. Методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие, невозможно стать полноценным членом общества (27).
Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения (19).
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в работах педагогов: Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, психологов: Л.С.
Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина, логопедов: Р.Е.Левиной, Н.С. Жуковой и др.
Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, в которых рассматриваются вопросы развития лексики с точки зрения ее обогащения, понимания значения, точности словоупотребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина) (3).
В научной литературе неоднократно исследовалась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е.Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) (6).
Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Н.С. Жукова, Р.Е.Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Авторами предложены основные направления обогащения словаря у детей с нарушениями речи (24, 30).
Одним из направлений исследований, посвященных вопросам развития лексикона у детей с общим недоразвитием речи, в последнее время является развитие глагольной лексики. Это связано с тем, что глаголы являются ядром предикативной лексики. В синтаксисе предикат является сказуемым. С семантической позиции предикат сообщает о действии, состоянии, качестве и других признаках предмета. И это лежит в основе построения разнообразных синтаксических конструкций (28).
Ряд авторов указывает на особое развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.А. Гончарова, Е.Н. Дроздова, Н.С.Жукова, А.В. Кроткова, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Имеются отдельные исследования, посвященные развитию глагольной лексики (С.Н. Коновалова, И.А. Чистякова) (32).
В исследованиях С.Н. Коноваловой описана методика работы по развитию глагольной лексики. Она предлагает использовать пиктограммы как средство наглядной помощи для обогащения словаря детей с общим недоразвитием речи (15) Методика И.А. Чистяковой предполагает использование игровых приемов по обогащению глагольной лексики(33).
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения. В связи с актуальностью этой проблемы мы займемся ее исследованием.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы - исследовать особенности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
2. Выявить состояние понимания и употребления предикативной лексики детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опираемся на:
- Положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович);
- Лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон, Л.В. Щерба).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования; эмпирические: комплексное логопедическое обследование детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения (19).
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в работах педагогов: Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, психологов: Л.С.
Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина, логопедов: Р.Е.Левиной, Н.С. Жуковой и др.
Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, в которых рассматриваются вопросы развития лексики с точки зрения ее обогащения, понимания значения, точности словоупотребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина) (3).
В научной литературе неоднократно исследовалась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е.Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) (6).
Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Н.С. Жукова, Р.Е.Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Авторами предложены основные направления обогащения словаря у детей с нарушениями речи (24, 30).
Одним из направлений исследований, посвященных вопросам развития лексикона у детей с общим недоразвитием речи, в последнее время является развитие глагольной лексики. Это связано с тем, что глаголы являются ядром предикативной лексики. В синтаксисе предикат является сказуемым. С семантической позиции предикат сообщает о действии, состоянии, качестве и других признаках предмета. И это лежит в основе построения разнообразных синтаксических конструкций (28).
Ряд авторов указывает на особое развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.А. Гончарова, Е.Н. Дроздова, Н.С.Жукова, А.В. Кроткова, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Имеются отдельные исследования, посвященные развитию глагольной лексики (С.Н. Коновалова, И.А. Чистякова) (32).
В исследованиях С.Н. Коноваловой описана методика работы по развитию глагольной лексики. Она предлагает использовать пиктограммы как средство наглядной помощи для обогащения словаря детей с общим недоразвитием речи (15) Методика И.А. Чистяковой предполагает использование игровых приемов по обогащению глагольной лексики(33).
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения. В связи с актуальностью этой проблемы мы займемся ее исследованием.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы - исследовать особенности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
2. Выявить состояние понимания и употребления предикативной лексики детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опираемся на:
- Положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович);
- Лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон, Л.В. Щерба).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования; эмпирические: комплексное логопедическое обследование детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
В работе по формированию лексикона уделяется большое значение глаголам, так как это связано с их ролью в построении предложения. Глагол- сказуемое представляет собой структурный центр предложения, образует смысловую часть с подлежащим. Для детей с общим недоразвитием речи овладение глагольной лексикой представляет особую сложность, что связано с ограниченностью словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме (13).
Нарушение формирования глагольного словаря имеет широкое распространение среди детей с общим недоразвитием речи. Однако эта проблема является недостаточной, в связи с чем, изучение особенностей формирования глагольного словаря, определение направлений и содержание коррекционной работы по его преодолению у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Для использования поставленных задач мы использовали логопедические и педагогические, приемы позволяющие выявить особенности употребления глагольной лексики.
В экспериментальном исследовании по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были использованы в модифицированном виде методики Т.В. Ахутиной, О.Е. Грибовой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, О.Б. Иншаковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Исследование состояло из двух этапов:
1) Ориентировочный - знакомство с документацией, изучение анамнеза.
2) Этап изучения лексической системы - выявление предикативных форм, на семантическом, смысловом и формально грамматическом уровнях.
Второй этап состоял из двух серий заданий. Первая серия была направлена на изучение импрессивного глагольного словаря и включал следующие задания: определение понимания далеких по значению и
звучанию названий действий; определение понимания названий действий, близких по звучанию; определение понимания действий выраженных глаголами единственного и множественного числа. Вторая серия была направлена на изучение экспрессивной глагольной лексике и включала следующие задания: подбор синонимов; изучение антонимических
отношений; образование действий от звукоподражаний; понимание близких по значению глаголов; дополнение к глаголу; умение преобразовывать глагол повелительного наклонения 2-го лица ед. числа в форму изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени; изменение глаголов по лицам; изменение глаголов прошедшего времени по родам; изменение глаголов по времени; образование глаголов от других частей речи.
Наше исследование посвященное изучению глагольного словаря показало, что у детей с общим недоразвитием речи имеются расхождения в объеме пассивного и активного словаря, трудности в словообразовании, словоизменении глаголов. Также дети с общим недоразвитием речи нередко смешивают близкие по ситуации глаголы. Это вызывает необходимость разработать систему работы на совершенствование глагольной лексики.
Нарушение формирования глагольного словаря имеет широкое распространение среди детей с общим недоразвитием речи. Однако эта проблема является недостаточной, в связи с чем, изучение особенностей формирования глагольного словаря, определение направлений и содержание коррекционной работы по его преодолению у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Для использования поставленных задач мы использовали логопедические и педагогические, приемы позволяющие выявить особенности употребления глагольной лексики.
В экспериментальном исследовании по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были использованы в модифицированном виде методики Т.В. Ахутиной, О.Е. Грибовой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, О.Б. Иншаковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Исследование состояло из двух этапов:
1) Ориентировочный - знакомство с документацией, изучение анамнеза.
2) Этап изучения лексической системы - выявление предикативных форм, на семантическом, смысловом и формально грамматическом уровнях.
Второй этап состоял из двух серий заданий. Первая серия была направлена на изучение импрессивного глагольного словаря и включал следующие задания: определение понимания далеких по значению и
звучанию названий действий; определение понимания названий действий, близких по звучанию; определение понимания действий выраженных глаголами единственного и множественного числа. Вторая серия была направлена на изучение экспрессивной глагольной лексике и включала следующие задания: подбор синонимов; изучение антонимических
отношений; образование действий от звукоподражаний; понимание близких по значению глаголов; дополнение к глаголу; умение преобразовывать глагол повелительного наклонения 2-го лица ед. числа в форму изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени; изменение глаголов по лицам; изменение глаголов прошедшего времени по родам; изменение глаголов по времени; образование глаголов от других частей речи.
Наше исследование посвященное изучению глагольного словаря показало, что у детей с общим недоразвитием речи имеются расхождения в объеме пассивного и активного словаря, трудности в словообразовании, словоизменении глаголов. Также дети с общим недоразвитием речи нередко смешивают близкие по ситуации глаголы. Это вызывает необходимость разработать систему работы на совершенствование глагольной лексики.
Подобные работы
- Формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию
глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня с использованием игровой деятельности
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием
речи в старшем дошкольном возрасте
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Проявление лексического недоразвития у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



