Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема человека и философии Канта и философско-педагогические концепции русских философов

Работа №6840

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы24 стр.
Год сдачи2003
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
792
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в конце XX - начале XXI века проблема человека, его природы и назначения стала центральной проблемой философии. Девальвация ценностей культуры, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей созданными ими техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, возрастание в социуме тоталитарных и авторитарных тенденций и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании человека, его экономическом, социальном, политическом, нравственном и духовном выживании.
На рубеже тысячелетий стало ясно, что кризис современной цивилизации оказался кризисом самого человека, его антропологически ориентированного мира, что закономерно приводит к попыткам осмысления глубинных оснований человеческого бытия. По справедливому замечанию выдающегося немецкого философа Макса Шелера, «мы еще очень мало знаем о том, что это вообще такое - “человек”»1.
На этом фоне обращение к истокам антропологического способа мышления, в частности к философии Иммануила Канта (1824-1804 гт.) и философско-педагогическим концепциям русских мыслителей, выявление и реализация их еще далеко не исчерпанного гносеологического, методологического, нравственно-практического, гуманистического, педагогического потенциала представляются весьма актуальными задачами.
Кант впервые в истории европейской философской мысли разработал целостное учение о человеке - философскую антропологию. «Все интересы моего разума, - писал он, - объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?»* Впоследствии к упомянутым трем вопросам кенигсбергский мыслитель добавил еще и четвертый вопрос: «Что такое человек?», который объявил основным вопросом философии: «На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия и на четвертый - антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему. И. Кант был убежден в том, что основная задача философии состоит в познании жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, - это человек, ибо он для себя своя последняя цель.Выбор персоналий отечественных мыслителей для историко-философского исследования обусловлен культурно-антропологической направленностью философско-педагогических концепций Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.), Константина Дмитриевича Ушинского( 1824—1870/1871 гг.), Петра Федоровича Каптерева (1849-1922 гг.), Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950 гг.), наличием в их трудах позитивного опыта решения проблемы человека, определения сущностных характеристик и средств духовно-нравственного совершенствования личности как фактора общественного прогресса. Философско-педагогические концепции этих русских философов во многом созвучны идеям немецкого философа И. Канта, поскольку обращены на развитие человека как свободного и нравственного существа, способного к совершенствованию.
Степень разработанности проблемы. Философское наследие вели¬кого кенигсбержца постоянно находилось в центре внимания как зарубежных, так и отечественных мыслителей.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Педагогическая антропология Иммануила Канта // Вопросы фило¬софии и истории философии: Сб. науч. тр. Екатеринбург; Нижневартовск,
1999. С. 28-35. (0,5 п. л.)
2. Философия И. Канта как педагогика // Философия и педагогика (Вто¬рые Соколовские чтения): Материалы регионал. науч.-практ. конф., Ниж¬невартовск, 17-19 мая 1999 г. Нижневартовск, 1999. С. 33-35. (0,1 п. л.)
3. Идея «вечного мира» Иммануила Канта // Россия XXI века: Ми-ровоззренческие аспекты: Материалы регионал. науч.-теорет. конф. док-торантов, аспирантов и соискателей, Нижневартовск, 27 янв. - 4 февр. 2000 г. Нижневартовск, 2000. С. 54. (0,05 п. л.)
4. И. Кант о развитии способностей человека // Философия и педаго¬гика (Третьи Соколовские чтения): Материалы регионал. науч.-практ. конф., Нижневартовск, 17-19 мая 2000 г. Нижневартовск, 2000. С. 121. (0,05 п. л.)
5. Категорический императив как основа педагогического учения И. Канта // Вопросы истории философии: Сб. науч. тр. Нижневартовск,
2000. Вып. 1. С. 33-38. (0,35 п. л.) (В соавторстве с Р. А. Бурхановым).
23

6. Иммануил Кант о субъекте общественно-исторической деятельнос¬ти // Вопросы философии, культурологии и истории: Сб. науч. тр. Ниж¬невартовск, 2000. С. 10-17. (0,4 п. л.)
7. Иммануил Кант о чувственности, рассудке и разуме человека // Образование и наука на рубеже веков: Тез. школы-семинара аспирантов и соискателей НГПИ, Нижневартовск, 10-12 апр. 2001 г. Нижневартовск, 2002. С. 6-9. (0,2 п. л.)
8. Проблема воспитания и образования личности в философско-пе-дагогической концепции С. И. Гессена // Историко-философский ежегод¬ник-2001: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. С. 60-70. (0,6 п. л.)
9. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского // Проблемы антро-пологии и антроподицеи в философии: Коллективная монография. Ека-теринбург, 2002. Ч. 1. С. 33—46. (0,8 п. л.)
10. Иммануил Кант об обязанностях личности // Человек в фило¬софско-правовом измерении (Четвертые Соколовские чтения): Материа¬лы регионал. науч.-теорет. конф., Нижневартовск, 5-6 окт. 2001 г. Екате¬ринбург, 2002. С. 130-131. (0,05 п. л.)
11. Философская и педагогическая антропология И. Канта // Там же.
С. 93-95. (0,1 п. л.)
12. Философская и педагогическая антропология // Современная философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25-27 окт. 2001 г. Екатеринбург, 2001.
С. 129-131. (0, 1 п. л.)
13. Антропологическое обоснование воспитания в педагогике П. Ф. Каптерева // Антропоориентированные технологии в образователь¬ном процессе школы и вуза: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., Ниж¬невартовск, 23 нояб. 2001 г. СПб., 2002. С. 29-32. (0,2 п. л.)
14. Концепция воспитания личности в философско-педагогическом учении Н. И. Пирогова // Историко-философский ежегодник-2002: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. С. 59-68. (0,5 п. л.)


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ