СТИЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования приемов
стилизации для создания художественного образа 7
1.1. Сущность стилизации и ее значение для создания художественного
образа в процессе изобразительной деятельности 7
1.2. Способы и приемы выполнения стилизации при создании
декоративного образа 12
1.3. Особенности стилизации при создании художественных изделий в
различных художественных техниках 18
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методов обучения приемам стилизации в процессе создания изделий в технике аппликации 26
2.1. Проверка уровня сформированности навыков владения приемами
стилизации в процессе создания декоративного образа в технике аппликации 26
2.2. Поиск, разработка и апробация эффективных методов обучения,
направленных на овладение приемами стилизации на внеклассных занятиях по изобразительному искусству 32
Глава 3. Описание творческой части дипломного исследования.... 40
3.1. Идея и замысел создания декоративного панно в технике
аппликации 40
3.2. Этапы создания декоративного панно «Храм» 47
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование использования приемов
стилизации для создания художественного образа 7
1.1. Сущность стилизации и ее значение для создания художественного
образа в процессе изобразительной деятельности 7
1.2. Способы и приемы выполнения стилизации при создании
декоративного образа 12
1.3. Особенности стилизации при создании художественных изделий в
различных художественных техниках 18
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методов обучения приемам стилизации в процессе создания изделий в технике аппликации 26
2.1. Проверка уровня сформированности навыков владения приемами
стилизации в процессе создания декоративного образа в технике аппликации 26
2.2. Поиск, разработка и апробация эффективных методов обучения,
направленных на овладение приемами стилизации на внеклассных занятиях по изобразительному искусству 32
Глава 3. Описание творческой части дипломного исследования.... 40
3.1. Идея и замысел создания декоративного панно в технике
аппликации 40
3.2. Этапы создания декоративного панно «Храм» 47
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время художественное образование в школе требует серьезного научного подхода. Большая роль в художественном воспитании отводится общеобразовательным школам на занятиях художественно-эстетического цикла. При изучении этих предметов особое внимание уделяется декоративному рисованию, которые в свою очередь основываются на развитом восприятии натуры, а также на ее отражении с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании художественного образа.
В процессе художественно-творческой деятельности художник постоянно оперирует наглядными образами объектов окружающего мира. Механизмом отражения их средствами искусства является художественный образ, который формируется в результате сложной аналитико-синтетической работы мозга. В процессе постепенного формирования образа вначале выявляются наиболее существенные признаки объекта и несколько позже - отдельные детали, которые проявляются с различной степенью интенсивности и ясности. Таким образом, художественный образ возникает в сознании художника в результате обобщения и упрощения формы объекта действительности и выделения наиболее характерных и выразительных деталей.
Одним из важных средств создания художественного образа в процессе выполнения декоративного изображения является стилизация.
В процессе обучения на занятиях изобразительного цикла обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения рисунка с натуры, особенно на первоначальном этапе изображения. В то же время предельная обобщенность формы и подчеркнутая выразительность ее деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации в процессе декоративного рисования, и при изготовлении эскиза изделия декоративно-прикладного характера.
Вследствие этого необходимо отметить, что стилизация - это метод, при использовании которого у учащихся закладываются фундаментальные знания о действительности, формируются художественно-обобщенные представления о ее образном отражении, вырабатывается понимание особенностей национального стиля.
Основные теоретические положения нашего исследования, базируются на фундаментальных трудах ученых, художников-педагогов H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, В.К. Лебедко, и др.
При изучении психолого-педагогических закономерностей
изобразительной деятельности декоративного рисования нами были использованы положения результатов исследований известных отечественных и зарубежных ученых: H.H. Волкова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, B.C. Кузина, Л.С. Выготского, Р. Арнхейма, Р. Вудвордса, П. Линдсея, Д. Нормана, С.Е. Игнатьева, П.М. Якобсона, В.И. Киреенко, и др.
В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на фундаментальные исследования В.Г. Власова, А.Н. Соколова,
A. Ф Лосева, Н.М. Сокольниковой.
При изучении теоретических положений проблемы народных традиций в художественной культуре изучали труды ученых - И.Я. Богуславской,
B. М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской.
В авторских программах Т.Я. Шпикаловой раскрывается положение о том, что эстетическое восприятие природы и произведений всех видов искусства в равной мере помогает ученику осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество как при выполнении живописной или графической работы, так и при создании художественного изделия. Поэтому необходимо отметить большое значение исследований Т.Я. Шпикаловой в целях развития и воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность методов обучения, направленных на овладение приемами
стилизации для создания художественного образа в процессе создания изделий в технике аппликации.
Задачи исследования
- определить сущность и структуру понятия стилизации, определить ее значение для создания художественного образа в процессе декоративного изображения;
- выявить наиболее эффективные способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа;
- определить особенности стилизации, заложенные в традициях народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении аппликации;
- сформулировать и обосновать критерии и уровни сформированности навыков владения приемами стилизации;
- разработать и апробировать специальные задания и упражнения, направленные на эффективное овладение приемами стилизации.
Объектом исследования является процесс обучения приемам стилизации для создания художественного образа в процессе создания изделий в технике аппликации.
Предметом исследования являются методы обучения приемам стилизации на внеклассных занятиях по созданию изделий в технике аппликации.
Гипотеза исследования основана на том, что овладение приемами стилизации в процессе создания художественного образа будет осуществляться более эффективно при системном развитии у учащихся умений и навыков грамотно выполнять натурные и декоративные изображения на основе использования специально разработанных заданий, упражнений, методов и целевых установок, которые предусматривают: семантический разбор термина «стилизация» как меры обобщения и способа трансформации природного объекта; диагностику уровня сформированности навыков владения приемами стилизации по разработанным критериям на основе выделенных компонентов (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художественно-эстетического цикла в системе внеурочной деятельности школьников;
- эмпирические - проведение педагогического эксперимента.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методы обучения, могут быть внедрены в процесс обучения изобразительному искусству на внеклассных занятиях в школе, а так же в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному и декоративно - прикладному искусству.
В процессе художественно-творческой деятельности художник постоянно оперирует наглядными образами объектов окружающего мира. Механизмом отражения их средствами искусства является художественный образ, который формируется в результате сложной аналитико-синтетической работы мозга. В процессе постепенного формирования образа вначале выявляются наиболее существенные признаки объекта и несколько позже - отдельные детали, которые проявляются с различной степенью интенсивности и ясности. Таким образом, художественный образ возникает в сознании художника в результате обобщения и упрощения формы объекта действительности и выделения наиболее характерных и выразительных деталей.
Одним из важных средств создания художественного образа в процессе выполнения декоративного изображения является стилизация.
В процессе обучения на занятиях изобразительного цикла обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения рисунка с натуры, особенно на первоначальном этапе изображения. В то же время предельная обобщенность формы и подчеркнутая выразительность ее деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации в процессе декоративного рисования, и при изготовлении эскиза изделия декоративно-прикладного характера.
Вследствие этого необходимо отметить, что стилизация - это метод, при использовании которого у учащихся закладываются фундаментальные знания о действительности, формируются художественно-обобщенные представления о ее образном отражении, вырабатывается понимание особенностей национального стиля.
Основные теоретические положения нашего исследования, базируются на фундаментальных трудах ученых, художников-педагогов H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, В.К. Лебедко, и др.
При изучении психолого-педагогических закономерностей
изобразительной деятельности декоративного рисования нами были использованы положения результатов исследований известных отечественных и зарубежных ученых: H.H. Волкова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, B.C. Кузина, Л.С. Выготского, Р. Арнхейма, Р. Вудвордса, П. Линдсея, Д. Нормана, С.Е. Игнатьева, П.М. Якобсона, В.И. Киреенко, и др.
В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на фундаментальные исследования В.Г. Власова, А.Н. Соколова,
A. Ф Лосева, Н.М. Сокольниковой.
При изучении теоретических положений проблемы народных традиций в художественной культуре изучали труды ученых - И.Я. Богуславской,
B. М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской.
В авторских программах Т.Я. Шпикаловой раскрывается положение о том, что эстетическое восприятие природы и произведений всех видов искусства в равной мере помогает ученику осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество как при выполнении живописной или графической работы, так и при создании художественного изделия. Поэтому необходимо отметить большое значение исследований Т.Я. Шпикаловой в целях развития и воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность методов обучения, направленных на овладение приемами
стилизации для создания художественного образа в процессе создания изделий в технике аппликации.
Задачи исследования
- определить сущность и структуру понятия стилизации, определить ее значение для создания художественного образа в процессе декоративного изображения;
- выявить наиболее эффективные способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа;
- определить особенности стилизации, заложенные в традициях народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении аппликации;
- сформулировать и обосновать критерии и уровни сформированности навыков владения приемами стилизации;
- разработать и апробировать специальные задания и упражнения, направленные на эффективное овладение приемами стилизации.
Объектом исследования является процесс обучения приемам стилизации для создания художественного образа в процессе создания изделий в технике аппликации.
Предметом исследования являются методы обучения приемам стилизации на внеклассных занятиях по созданию изделий в технике аппликации.
Гипотеза исследования основана на том, что овладение приемами стилизации в процессе создания художественного образа будет осуществляться более эффективно при системном развитии у учащихся умений и навыков грамотно выполнять натурные и декоративные изображения на основе использования специально разработанных заданий, упражнений, методов и целевых установок, которые предусматривают: семантический разбор термина «стилизация» как меры обобщения и способа трансформации природного объекта; диагностику уровня сформированности навыков владения приемами стилизации по разработанным критериям на основе выделенных компонентов (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художественно-эстетического цикла в системе внеурочной деятельности школьников;
- эмпирические - проведение педагогического эксперимента.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методы обучения, могут быть внедрены в процесс обучения изобразительному искусству на внеклассных занятиях в школе, а так же в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному и декоративно - прикладному искусству.
В заключении подведены основные итоги проведенного исследования, отмечена практическая значимость данной работы, намечены перспективы дальнейшей научно-практической разработки рассматриваемой проблемы.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования были решены следующие задачи:
- изучено состояние проблемы исследования: проанализированы и охарактеризованы сущность понятия стилизации как меры обобщения и способа трансформации природного объекта. Выявлена роль стилизации как эффективного средства для создания художественного образа в процессе декоративного изображения.
- систематизированы способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа, использование которых зависит от формообразования и материала изготовления.
- определены особенности стилизации, заложенные в традициях народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении художественных изделий, которые основаны на канонах изображения различных объектов действительности (геометричность и пластичность формы) и на способах обработки материала изготовления (плоскостное и объемное решение декоративного образа).
- на основании анализа изученной психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, посвященной проблеме исследования, последних действующих программ и традиционной методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, в ходе, проведенного экспериментального исследования, выявлена и подтверждена необходимость и целесообразность использования принципа взаимосвязи натурного и декоративного рисования для эффективного овладения приемами стилизации.
- в ходе проведения экспериментального исследования доказана эффективность предлагаемой методики обучения, направленной на овладение приемами стилизации в процессе создания изделия в технике текстильной аппликации
- сформулированы и обоснованы критерии и уровни сформированное навыков владения приемами стилизации (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).
В результате анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, а также на основании проведенного педагогического эксперимента можно выделить следующие методы обучения, которые стали наиболее эффективны в процессе овладения приемами стилизации:
- теоретическая подготовка в области изобразительной грамоты и декоративного рисования
- методы параллельного и последовательного анализа формы изображаемого объекта действительности при переходе от натурного рисунка к декоративному изображению с целью передачи наиболее характерных особенностей формы для создания декоративного образа.
При этом важно давать учащимся целевую установку на выполнение стилизации с учетом материала изготовления и национальных традиций формообразования.
Результаты предпринятого нами теоретического исследования, практических изысканий, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Данная работа не претендует на завершенность и требует дальнейшего, более глубокого исследования.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования были решены следующие задачи:
- изучено состояние проблемы исследования: проанализированы и охарактеризованы сущность понятия стилизации как меры обобщения и способа трансформации природного объекта. Выявлена роль стилизации как эффективного средства для создания художественного образа в процессе декоративного изображения.
- систематизированы способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа, использование которых зависит от формообразования и материала изготовления.
- определены особенности стилизации, заложенные в традициях народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении художественных изделий, которые основаны на канонах изображения различных объектов действительности (геометричность и пластичность формы) и на способах обработки материала изготовления (плоскостное и объемное решение декоративного образа).
- на основании анализа изученной психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, посвященной проблеме исследования, последних действующих программ и традиционной методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, в ходе, проведенного экспериментального исследования, выявлена и подтверждена необходимость и целесообразность использования принципа взаимосвязи натурного и декоративного рисования для эффективного овладения приемами стилизации.
- в ходе проведения экспериментального исследования доказана эффективность предлагаемой методики обучения, направленной на овладение приемами стилизации в процессе создания изделия в технике текстильной аппликации
- сформулированы и обоснованы критерии и уровни сформированное навыков владения приемами стилизации (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).
В результате анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, а также на основании проведенного педагогического эксперимента можно выделить следующие методы обучения, которые стали наиболее эффективны в процессе овладения приемами стилизации:
- теоретическая подготовка в области изобразительной грамоты и декоративного рисования
- методы параллельного и последовательного анализа формы изображаемого объекта действительности при переходе от натурного рисунка к декоративному изображению с целью передачи наиболее характерных особенностей формы для создания декоративного образа.
При этом важно давать учащимся целевую установку на выполнение стилизации с учетом материала изготовления и национальных традиций формообразования.
Результаты предпринятого нами теоретического исследования, практических изысканий, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Данная работа не претендует на завершенность и требует дальнейшего, более глубокого исследования.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ СТИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ИЗ ТЕКСТИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



