Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №68399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования приемов
стилизации для создания художественного образа 7
1.1. Сущность стилизации и ее значение для создания художественного
образа в процессе изобразительной деятельности 7
1.2. Способы и приемы выполнения стилизации при создании
декоративного образа 12
1.3. Особенности стилизации при создании художественных изделий в
различных художественных техниках 18
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методов обучения приемам стилизации в процессе создания изделий в технике аппликации 26
2.1. Проверка уровня сформированности навыков владения приемами
стилизации в процессе создания декоративного образа в технике аппликации 26
2.2. Поиск, разработка и апробация эффективных методов обучения,
направленных на овладение приемами стилизации на внеклассных занятиях по изобразительному искусству 32
Глава 3. Описание творческой части дипломного исследования.... 40
3.1. Идея и замысел создания декоративного панно в технике
аппликации 40
3.2. Этапы создания декоративного панно «Храм» 47
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время художественное образование в школе требует серьезного научного подхода. Большая роль в художественном воспитании отводится общеобразовательным школам на занятиях художественно-эстетического цикла. При изучении этих предметов особое внимание уделяется декоративному рисованию, которые в свою очередь основываются на развитом восприятии натуры, а также на ее отражении с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании художественного образа.
В процессе художественно-творческой деятельности художник постоянно оперирует наглядными образами объектов окружающего мира. Механизмом отражения их средствами искусства является художественный образ, который формируется в результате сложной аналитико-синтетической работы мозга. В процессе постепенного формирования образа вначале выявляются наиболее существенные признаки объекта и несколько позже - отдельные детали, которые проявляются с различной степенью интенсивности и ясности. Таким образом, художественный образ возникает в сознании художника в результате обобщения и упрощения формы объекта действительности и выделения наиболее характерных и выразительных деталей.
Одним из важных средств создания художественного образа в процессе выполнения декоративного изображения является стилизация.
В процессе обучения на занятиях изобразительного цикла обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения рисунка с натуры, особенно на первоначальном этапе изображения. В то же время предельная обобщенность формы и подчеркнутая выразительность ее деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации в процессе декоративного рисования, и при изготовлении эскиза изделия декоративно-прикладного характера.
Вследствие этого необходимо отметить, что стилизация - это метод, при использовании которого у учащихся закладываются фундаментальные знания о действительности, формируются художественно-обобщенные представления о ее образном отражении, вырабатывается понимание особенностей национального стиля.
Основные теоретические положения нашего исследования, базируются на фундаментальных трудах ученых, художников-педагогов H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, В.К. Лебедко, и др.
При изучении психолого-педагогических закономерностей
изобразительной деятельности декоративного рисования нами были использованы положения результатов исследований известных отечественных и зарубежных ученых: H.H. Волкова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, B.C. Кузина, Л.С. Выготского, Р. Арнхейма, Р. Вудвордса, П. Линдсея, Д. Нормана, С.Е. Игнатьева, П.М. Якобсона, В.И. Киреенко, и др.
В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на фундаментальные исследования В.Г. Власова, А.Н. Соколова,
A. Ф Лосева, Н.М. Сокольниковой.
При изучении теоретических положений проблемы народных традиций в художественной культуре изучали труды ученых - И.Я. Богуславской,
B. М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской.
В авторских программах Т.Я. Шпикаловой раскрывается положение о том, что эстетическое восприятие природы и произведений всех видов искусства в равной мере помогает ученику осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество как при выполнении живописной или графической работы, так и при создании художественного изделия. Поэтому необходимо отметить большое значение исследований Т.Я. Шпикаловой в целях развития и воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность методов обучения, направленных на овладение приемами
стилизации для создания художественного образа в процессе создания изделий в технике аппликации.
Задачи исследования
- определить сущность и структуру понятия стилизации, определить ее значение для создания художественного образа в процессе декоративного изображения;
- выявить наиболее эффективные способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа;
- определить особенности стилизации, заложенные в традициях народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении аппликации;
- сформулировать и обосновать критерии и уровни сформированности навыков владения приемами стилизации;
- разработать и апробировать специальные задания и упражнения, направленные на эффективное овладение приемами стилизации.
Объектом исследования является процесс обучения приемам стилизации для создания художественного образа в процессе создания изделий в технике аппликации.
Предметом исследования являются методы обучения приемам стилизации на внеклассных занятиях по созданию изделий в технике аппликации.
Гипотеза исследования основана на том, что овладение приемами стилизации в процессе создания художественного образа будет осуществляться более эффективно при системном развитии у учащихся умений и навыков грамотно выполнять натурные и декоративные изображения на основе использования специально разработанных заданий, упражнений, методов и целевых установок, которые предусматривают: семантический разбор термина «стилизация» как меры обобщения и способа трансформации природного объекта; диагностику уровня сформированности навыков владения приемами стилизации по разработанным критериям на основе выделенных компонентов (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художественно-эстетического цикла в системе внеурочной деятельности школьников;
- эмпирические - проведение педагогического эксперимента.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методы обучения, могут быть внедрены в процесс обучения изобразительному искусству на внеклассных занятиях в школе, а так же в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному и декоративно - прикладному искусству.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подведены основные итоги проведенного исследования, отмечена практическая значимость данной работы, намечены перспективы дальнейшей научно-практической разработки рассматриваемой проблемы.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования были решены следующие задачи:
- изучено состояние проблемы исследования: проанализированы и охарактеризованы сущность понятия стилизации как меры обобщения и способа трансформации природного объекта. Выявлена роль стилизации как эффективного средства для создания художественного образа в процессе декоративного изображения.
- систематизированы способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа, использование которых зависит от формообразования и материала изготовления.
- определены особенности стилизации, заложенные в традициях народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении художественных изделий, которые основаны на канонах изображения различных объектов действительности (геометричность и пластичность формы) и на способах обработки материала изготовления (плоскостное и объемное решение декоративного образа).
- на основании анализа изученной психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, посвященной проблеме исследования, последних действующих программ и традиционной методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, в ходе, проведенного экспериментального исследования, выявлена и подтверждена необходимость и целесообразность использования принципа взаимосвязи натурного и декоративного рисования для эффективного овладения приемами стилизации.
- в ходе проведения экспериментального исследования доказана эффективность предлагаемой методики обучения, направленной на овладение приемами стилизации в процессе создания изделия в технике текстильной аппликации
- сформулированы и обоснованы критерии и уровни сформированное навыков владения приемами стилизации (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).
В результате анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, а также на основании проведенного педагогического эксперимента можно выделить следующие методы обучения, которые стали наиболее эффективны в процессе овладения приемами стилизации:
- теоретическая подготовка в области изобразительной грамоты и декоративного рисования
- методы параллельного и последовательного анализа формы изображаемого объекта действительности при переходе от натурного рисунка к декоративному изображению с целью передачи наиболее характерных особенностей формы для создания декоративного образа.
При этом важно давать учащимся целевую установку на выполнение стилизации с учетом материала изготовления и национальных традиций формообразования.
Результаты предпринятого нами теоретического исследования, практических изысканий, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Данная работа не претендует на завершенность и требует дальнейшего, более глубокого исследования.



1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусств: 1-4 кл. / М. А. Абрамова. - Москва: ВЛАДОС, 2002. -122 с. (Библиотека учителя начальной школы)
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.,1925. - 325 с.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.
6. Вудвордс Р. Экспериментальная психология. - М.: Оникс, 2012. - С. 45
7. Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл. / Н. А. Горяева; под ред. Неменского Б. М. -Москва: Просвещение 2003. -109 с.
8. Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: метод. пособие: 7-8 кл. / Г. Е. Гуров, А.С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2008. -111 с.
9. Жуковский В.И. О теории изобразительного искусства // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 12. - С. 127-128.
10. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1981. - 2001. -213 с.
11. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты уроков: 1-6 кл. / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. -143 с.
12. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция: учеб. пособие [для вузов по спец. 050602.65 (030800) -«Изобр. Искусство»] / К. Т. Даглдиян. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 313 с.
13. Любимов Д. Л. Искусство Древней Руси. М., Просвещение, 1981 -313 с.
14. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [учеб. для студентов худ.- грф. фак. пед. ин-тов и ун-тов] / Н.Н. Ростовцев. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Москва: Альянс, 2014. - 251 с.
15. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009. 2014. -218 с.
16. Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав-й. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.
17. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей - М., 1981. — 127 с
18. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления
школьников. - Л.: Знание, 1987. - 38 с.
19. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 143 с.
20. Сергеева, Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности: [учеб. пособие для пед. вузов] / Н. Ю. Сергеева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 233 с.24.
21. Сокольникова, Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подгот. «Пед. Образование» (профиль «изобр. Искусство») / Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 2013. -336 с.
22. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. -5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2012. -255 с.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007.
24. Вишневская В.М., Каплан Н.И. (14-12) Русская народная резьба и роспись по дереву. М., КОИЗ, 1956. С -24
25. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
26. Психологические исследования творческой деятельности /Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.
Электронный ресурс.
27. Ломов, С.П. Методология художественного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. П. Ломов, С.А. Аманжолов. - Москва: Прометей. МИГУ, 2011. - 188 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ