ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ СТИЛИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ 8
1.1. Художественные приемы стилизации в декоративно - прикладном
искусстве 8
1.2. Методы и приемы стилизации изображения доступные учащимся
средних классов на занятиях декоративно - прикладном искусстве во внеурочной деятельности 13
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСЬЮ ПО ТКАНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ 19
2.1. Анализ содержания внеурочных занятий обучения учащихся приемам
стилизации на занятиях художественной росписи по ткани 19
2.2. Разработка содержания внеурочных занятий художественной росписи
по ткани для овладения учащимися приемов стилизации 25
ГЛАВА III. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 44
3.1. Особенности выбора и определение содержания творческой части
работы 44
3.2. Этапы выполнения творческой части выпускной квалифицированной
работы «Мой Белгород» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования
Художественное образование и воспитание неразделимо от побуждения детей к художественно-созидательной деятельности, к формированию эстетических и в том числе художественных ценностей. По федеральному государственному стандарту (ФГОС) современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности ребенка, обладающими такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также проявлять готовность к самообразованию [38]. В учебном процессе главенствующее место в формировании таких качеств у школьников занимает предмет изобразительное искусство, который способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря изобразительному искусству в процессе обучения у учащихся сформировывается умение выявлять характерное, обобщать наблюдаемые ими явления, усваивать художественный навык в виде разных художественных техник и применить их в собственном творчестве.
В процессе изобразительной деятельности для учащихся создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как любознательность, инициативность, умственная активность,
самостоятельность, индивидуальность, например, в выполнении творческой работы. Для выполнения таких условий преподавателю необходимо заинтересовать учащихся к самостоятельной художественной деятельности, убедить каждого ребенка по-новому посмотреть на окружающую действительность, уловить необычайную суть в обычных предметах.
Если на занятиях изобразительного искусства перед учащимися в основном ставится задача передачи изображения реалистических предметов, то на занятиях декоративно-прикладном искусстве во внеурочной деятельности посредством приема стилизации существует возможность освоения детьми художественно-творческой интерпретации окружающего мира. Осваивая на занятиях декоративно - прикладном искусстве художественные приемы стилизации, учащимся не только будет проще изучать основные законы изобразительной грамоты, но и развивать в себе творческие способности, художественный вкус. Обучение и применение основного приема декоративного изображения - стилизация, позволяет школьникам в абсолютно простых, бытовых вещах видеть, что-то свое, необычное, помогает выразить свою индивидуальность.
В процессе овладения приемам стилизации с психолого-педагогической точки зрения, у школьника будет развиваться творческое, наглядно-образное мышление, воображение, формироваться умение анализа, синтеза, обобщения наблюдаемых явлений, способность находить нестандартные решения. Все это необходимо для становления личностных качеств ребенка, что является немаловажным в современном мире.
Однако научно-методические публикации, посвященные особенностям организации внеклассной работы по декоративно-прикладному искусству, принадлежащие известным представителям отечественной художественной педагогики Сокольниковой Н. М. , Шпикаловой Т. Я. , Бадаеву В. С. , Хворостову А. С. , Барадулину В. А. и др. касались только некоторых аспектов художественной стилизации. В своих трудах этот прием декоративного изображения, они рассматривали для разработки художественных образов орнамента, кистевой росписи и др., а не как самостоятельную дисциплину. При всей актуальности и значимости обучения, художественным приемам стилизации во внеурочной деятельности на занятиях декоративно - прикладном искусстве, возникает противоречие в недостаточно методической разработанности данной дисциплины. Проблема же звучит следующим образом: каковы методические особенности обучения художественной стилизации учащихся средних классов.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов обучения, способствующие овладению приемам стилизации изображения на занятиях художественной росписью по ткани во внеурочной деятельности среди учащихся средних классов.
Предмет исследования: обучение приемам стилизации изображения на занятиях художественной росписью по ткани во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения учащихся средних классов приемам стилизации во внеурочной деятельности посредством художественной росписи по ткани.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что обучение учащихся средних классов приемам стилизации на занятиях художественной росписью по ткани во внеурочной деятельности будет проходить более эффективно, если:
1. Будут созданы мотивационные условия к творчеству или будет сформирована достаточная «насмотренность» в художественной стилизации изображения, то у учащихся средних классов проявится интерес к выполнению творческой работы.
2. Педагог будет использовать наглядно демонстрационный материал по приемам декоративной стилизации формы, то учащиеся ознакомятся и освоят приемы стилизации формы и цвета.
3. Будет разработана постепенно усложняющая система упражнений по выполнению учащимися художественной стилизации, то школьники не только освоят этот прием, но и будет закреплен в практическом применении.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с художественными приемами стилизации в декоративно-прикладном искусстве.
2. Изучить методы и приемы стилизации изображения доступные учащимся средних классов.
3. Проанализировать содержание занятий по художественной стилизации на занятиях декоративно-прикладном искусстве во внеурочной деятельности.
4. Разработать содержание внеурочных занятий художественной росписи по ткани для овладения учащимися приемам стилизации.
5. Выполнить творческую работу по теме исследования.
Методологию исследования составили научно-методические
исследования и публикации Шпикаловой Т.Я, Бадаева В.С, Кузина В.С, Даглдиян К., Логвиненко Г.М., Хворостова А.С., Новикова А.М. В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на фундаментальные исследования Власова В.Г, Соколова А.Н., Лосева А.Ф, Сокольниковой Н.М., которые рассматривали стиль как выражение сути и уникальности самого феномена художественного творчества.
Методологическую базу исследования составили учебно-методические пособия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Методы исследования:
— изучение научной и методической литературы;
— анализ учебных программ;
— педагогический эксперимент.
Практическая значимость:
1. Разработанное содержание занятий художественной росписи по ткани для овладения учащимися приемов стилизации, могут быть использованы в процессе обучения учащихся средних классов во внеурочной деятельности.
2. Выполнена творческая работа на тему: «Мой Белгород»
Опытно-экспериментальная база исследования МБОУ СОШ №20 г. Белгорода.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования проводились изучение и анализ литературы по теме и проблеме исследования, была обоснована актуальность темы, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования.
Второй этап исследования заключался в проведении педагогического эксперимента, анализе полученных результатов в ходе эксперимента.
Третий этап заключался в обобщении и оформлении материалов исследования в текстовом варианте.
Целью моей выпускной квалификационной работы было выявление наиболее эффективных методов обучения, способствующих овладению приемов стилизации изображения на занятиях художественной росписью по ткани во внеурочной деятельности среди учащихся средних классов. Цель считается достигнутой, так как в процессе исследования было изучена и проанализирована научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы. В ходе педагогического эксперимента мы выяснили, что для того, чтобы овладеть приемами стилизации необходимо на занятиях по художественной росписи ткани ознакомиться с особенностями стилизации отдельных элементов (природных форм), и использовать конкретные натурные постановки. Для эффективного освоения данного приема лучше всего проводить занятия по принципу «от простого к сложному», с учетом возрастных особенностей учеников.
В экспериментальной части исследования, мы разработали содержание внеурочных занятий по батику, способствующих эффективному овладению художественных приемов стилизации изображения. Был грамотно подобран материал, теоретические знания подкреплялись практической и самостоятельной деятельностью. По результатам таблицы можно сделать вывод, что 67 % учащихся показали высокий уровень сформированности теоретических знаний. Доказательством высокого уровня владения приемами стилизации изображения являются детские итоговые работы, на которых видны те задачи и цели, которые перед нами были поставлены.
На основании результатов эксперимента выдвинутая гипотеза исследования подтверждена.
В ходе работы над творческой частью была выполнена серия работ на тему «Мой Белгород» в технике холодного и горячего батика.
Таким образом, подводя итоги проделанной работы, мы можем сделать следующие выводы:
• декоративно - прикладное искусство обладает огромной значимостью для духовного и трудового развития, становления личности школьника;
• в процессе обучения художественным приемам стилизации, школьники проявляют свою индивидуальность, а также развивается воображение, образное, логическое мышление, проявляется особенность их виденья натуры, явления, что соответствует ФГОС;
• занятия по художественной росписи ткани во внеурочной деятельности, способствуют формированию и развитию творческой личности ученика, раскрытию его индивидуальности.
1. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани /Под ред. Н.Н. Соболева.М.Л., 1931. - 126 с.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.-59 с.
3. Белоусова Т.А. Декоративно-прикладное искусство. Стилизация в орнаменте: учебное пособие./под ред. Белоусовой Т.А. - М.,1995 - 72 с.
4. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов/ Бесчастнов Н.П. -М.: Владос, 2008.- 175 с.
5. Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика. - М.: Школа и производство, 1987.- 68с.
6. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. - Сер. 14: Психология, 1991. №1 - 18с.
7. Гамаюнова О. Роспись ткани: холодный батик // Юный художник. - 2001. - 53 с.
8. Герасимов, А.А. Стилизация природных форм: учебное пособие /А.А. Герасимов - Витебск: Изд: УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,2004 - 98 с.
9. Гильман Р.А «Художественная роспись тканей» Москва «Владос» 2003.- 265с.
10. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. Пособие. - 2-е изд.- М.: Искусство, 2004.-68с.
11. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 128с.
12. Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе // Искусство в шк. - 1999. - 64 с.
13. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учебное пособие/ Даглдиян К. Т.-изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, 2011.-312 с.
14. Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый / И. А. Дворкина. - М. :Радуга , 2000 - 159 с.
15. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. - Омск, 1993.¬259с
16.Зернов В.А. Цветоведение / В.А. Зернов. - М., 2006. - 165 с.
17. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
18. Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008.
19. Кожохина С. К. Батик. Все о картинах на ткани; Академия Развития - , 2007. - 144 с.
20. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных
изделий.- М., 1981.- 146 с. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480с.
21. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе:
Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. И доп.- М.:
Просвещение.1997. - 54 с.
22. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. - М.: Владос, 2008. - 598 с.
23. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.:
Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
24. Новиков А.М. Методология художественной деятельности / А.М. Новков. - М., 2003. - 122 с.
25.Основы художественного ремесла В.А. Барабулина и О.В. Танкус Москва «Просвещение» 1978г- 156 с.
26.Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство детям. / Г.Н Пантелеев. - М.:, 1996. - 104с.
27. Пономарьков С. И. Декоративное и оформительское искусство в школе/ С.И. Пономарьков. - М.: Просвещение, 1976. - 136 с.
28. Робинсон Р. Искусство батика: техника и образцы. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.-321 с.
29. Ромадина Н. Батик в школе // Там же. - 2002 - N 2 - 71-74 с.
30. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М., 1964.- 79 с.
31. Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. - М.: Профиздат, 2000.-264 с.
32. Соколова Е.О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования/ Е. О. Соколова// Преподаватель 21 век: в 2. Ч. Ч.1- 2013.-№4. - 194 с.
33. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999. - 204 с.
34. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.- 154 с.
35. Стародуб К. И. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному : учеб. Пособие / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. - 2-е изд. - Ростов н /Д : Феникс, 2011. - 162 с.
36. Тангус О.В. и др. Технология росписи тканей. - М., 1960. - 174 с.
37. Терешина Г.В. Батик своими руками. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2007.-251 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение,
2011. - 86с.
39. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
40. Шилкова Е.А. Волшебный батик; Книга по Требованию - Москва,
2012. - 260с.
41. Шорохов Е.В. Композиция. - М., 1985. -350 с.
42. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 1979.-87 с.