Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА ЧЕРЕЗ ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИКОНОГРАФИИ

Работа №68394

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМОДЕРЖАВНОЙ
ВЛАСТИ В РОССИИ В XV-XVI ВВ 20
§1. Понятие и факторы самодержавия: внешне- и внутриполитические, экономические, религиозные 20
§2. Этапы формирования самодержавной власти в России в XI - XVI вв 34
§3. Символы и атрибуты великокняжеской, и царской власти как составляющие элементы обоснования самодержавия в России в XV-XVI вв. 51
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИКОНОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ МОНАРХА В
РОССИИ В XV-XVI ВВ 58
§1. Роль и место иконы в религиозной жизни России в XV-XVI вв 58
§2. Патрональные иконы в Российском государстве и их характеристика 66
§3. Образ Иоанна Предтечи в отечественной иконографии 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность.
Феномен самодержавия в Российском государстве многие исследователи, как правило, сопоставляют с укреплением царской власти при последних князьях и царях династии Рюриковичей. В это время на первый план в вопросе самодержавной власти выдвинулась ее сакрализация, царь воспринимался людьми как отмеченный Богом человек, призванный управлять ими по его воле. Неслучайно, период расцвета древнерусского искусства и в частности иконописи приходится именно на это время. Лики святых, глядящие на царя и его окружение с икон, являлись защитниками русской земли, напоминали о преемственности православной веры, и о задаче сохранения ее как единственно верной, очищенной от всяких ересей. В это время вера была тем звеном, которое с одной стороны было очень важным элементом национальной идеи единого государства, защищавшего православие и всех верующих, которые в то же время являлись и подданными царя, с другой данный элемент задавал тон всему искусству, также тесно связанному с религией.
С древности до наших дней, немаловажную роль в определении характера и степени распространения власти, политической культуры играют политические обряды, ритуалы, действия. Во многих странах мира приход правителя к власти ознаменовывался особым обрядом. Русский обряд посажения князя на престол упоминается в летописях со времени киевского князя Владимира Всеволодовича (Мономаха). Со времени княжения Андрея Боголюбского, посажение на стол русских великих князей стало происходить во Владимире, а с середины XV века, начиная с великого князя московского Василия II Темного, - в Москве.
Позднее посажение на стол, сменяется обрядом венчания на царство, данный обряд носит многовековую историю, уже первые венчания на царство московских царей отмечались все возрастающей пышностью церемониала, добавлением регалий власти, что в свою очередь, говорит об
укреплении власти.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена изучением тех процессов и механизмов через которые происходило идеологическое обоснование самодержавной власти правителей Российского государства в XVI веке, эта тема является достаточно узкой, а следовательно и малоизученной. Обычно исследователи приводят внешне и внутриполитические процессы в качестве аргументов к становлению самодержавия в обозначенный период времени, лишь косвенно затрагивая религию.
Степень изученности темы.
О становлении и укреплении самодержавия в Российском государстве на различных этапах его исторического развития написано немало публикаций. Но особо хотелось бы отметить ряд трудов Р.Г. Скрынникова, так в монографии «Царство террора» на основе широкого круга источников автор анализирует происхождение репрессивного режима опричнины, раскрывает механизмы террора, его масштабы и влияние на исторические судьбы страны. Другая его работа «Иван III» , посвящена правлению великого князя, в данном исследовании подробно раскрыты элементы становления самодержавия в конце XV века. Из целого ряда доступных работ историков, которые по праву могут быть названы классиками российской истории, хотелось бы выделить труды Л.А. Тихомирова , В.О. Ключевского .
Также для характеристики идеологического влияния иконописи на становление и развитие самодержавной власти в Российском государстве в XV-XVI вв. были использованы следующие статьи из энциклопедий и словарей.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу данного явления в области истории необходимо рассмотреть целый ряд понятий, связанных с этой проблематикой, поскольку без выяснения ряда факторов. Говоря о самодержавии в Московском государстве, которое, в последующем получает наименование Россия, необходимо подчеркнуть, что Московское царство было связано с раннефеодальным объединением восточнославянских племен, ставшим в последующем единым централизованным государством под названием Киевская Русь. Вопросы, связанные с местом монарха в древней Руси не являются темой нашего исследования, но необходимо учитывать тот факт, что для московских монархов XV-XVI, Киев был важным политическим центром.
В справочно-энциклопедической литературе имеется много определений связанных с понятием единодержавия . Под ним сегодня понимается - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу.
Несмотря на достаточно большое количество определений данного понятия, в целом можно отметить, что единодержавием является власть монарха, распространявшаяся на все государство, в котором ликвидированы суверенные княжества.
Понятие самодержавие является практически синонимом единодержавия. В литературе привлекается достаточно большое количество понятий данного термина. На сегодняшний день под самодержавием понимается, государственный строй в России, при котором носителю верховной власти - великому князю (1498-1547), царю (1547-1721), императору (1721-1917) - принадлежали верховные права в сфере
законодательства, суда, выработки и реализации стратегического курса внутренней и внешней политики. Также, существует следующее определение, что самодержавие - в России - историческая монархическая форма правления, при которой носителю верховной власти - Царю, Императору - принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование).
Несмотря на достаточно большое количество определений данного понятия, в целом можно отметить, что самодержавие - монархическая форма правления в России в XV - начала XX вв. Содержание этого понятия исторически менялось. В XV в. - это власть национально-независимая, не ограниченная чужеземным государством. Такой она стала в конце XV в. при Иване III.
Такая форма правления, как единодержавие, так и самодержавие невозможна без подтверждения власти правителя, одной из форм которых является посажение на стол что было характерно для периода Киевской Руси и венчания на царство в Московии.
Этот обряд как бы дает новый импульс к развитию самодержавия или монархической формы правления. В современной литературе также имеются несколько определений такого понятия как венчание на царство. Сегодня под этим понятием понимается следующее определение - торжественный
церковный обряд возведения на престол царя с вручением символов высшей власти: барм, «шапки Мономаха», скипетра и державы. Обряд совершался в Успенском соборе Московского Кремля. Существует также определение, что венчание на царство - торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.
Несмотря на достаточно большое количество определений данного понятия, в целом можно отметить, что венчание на царство - церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царство носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания — «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям».
Важнейшим вопросом в данном исследовании является проблема символического восприятия монарха и прежде всего его атрибутов власти. Прежде чем говорить об атрибутах самодержавной власти, которые несомненно имеют символическое значение, необходимо дать характеристику самому понятию символ. Так, согласно одному из определений символ - знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление (так, скипетр - символ власти, пальмовая ветвь - мира, а также первенства, и т.д.). - Другое определение понятия символ - идейная, образная или идейно¬образная структура, содержащая в себе указания на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком.
Несмотря на достаточно большое количество определений данного понятия, в целом можно отметить, что термин символ в том смысле, в каком он употребляется применительно к атрибутике государства, следует понимать его как условное обозначение образа, понятия, идеи.
Л.В. Черепнин в своей работе обосновал вывод о создании к концу XV в. «централизованного Русского государства». Этот вывод имел концептуальное значение и оказал влияние на развитие отечественных исследований по этой проблематике не только в советский, но и в современный период развития отечественной историографии. В то же время Л.В. Черепнин поддержал мысль С.Б. Веселовского о необходимости разграничения понятий «централизация» и «самодержавие».
О зарождении элементов самодержавия во время правления Владимира I, описывал в своей работе А.И. Пономарев .
В книге Н.В. Синицыной «Третий Рим» проанализирована предыстория идеи, когда мысль о преемстве-противостоянии Руси по отношению к Риму и Константинополю выражалась в иной, нежели изучаемая концепция, форме (XV - нач. XVI вв.). Большое внимание уделено различному пониманию идеи в трудах В. Соловьева, П. Милюкова, Н. Бердяева, Г. Флоровского, А. Карташева и др.
В исследовании И.У. Будовниц , дана характеристика общественно-политической мысли Древней Руси, ее развитие и становление основ самодержавной мысли.
А.А. Горский также поднимал проблему о политическом строе древнерусского государства и значимости власти князей в развитии Киевской Руси.
И.И. Данилевский в своей работе, подробно раскрыл политическую ситуацию на Руси в XI-XII веках.
В труде Л.М. Дороговой поднимается проблема о роли самодержавия в культуре, в первую очередь в иконописи.
Установление российского самодержавия подробно отразил в своем труде И.П. Ермолаев , который указал на его истоки, а также на проблему формирования.
И.Е. Забелин описывал о значении города Москвы в становлении единого централизованного русского государства.
A. А. Зимин затронул непростой период для становления российского самодержавия - опричнину во времена правления Ивана IV Грозного.
В труде К.В. Кавелина описывается эволюция государственного строя начиная от времен посажения на стол и заканчивая периодом венчания на царство русских царей.
B. А. Колобков анализировал роль митрополита Филиппа в
становлении московского самодержавия.
Н.И. Костомаров анализировал роль главнейших деятелей в истории российского государства, в укреплении и централизации политического строя.
B. А. Кучкин в своей статье подробно изложил деятельность Дмитрия Донского в укреплении политического строя, а также религиозного влияния на деятельность правителей Киевской Руси. О жизни человека, сыгравшего большую роль не только в жизни Дмитрия Донского, но и в судьбе всей страны - Сергии Радонежском пишет в своей работе историк Н.С. Борисов . Ю.Г. Алексеев , в биографическом труде, посвященном Ивану III, осветил его деятельность, и роль этого правителя в историческом пути России.
Ф.И. Леонтович , в своем исследовании описывал монгольское влияние на становление института самодержавия на Руси.
C. О. Шмидт исследовал социально-политическую историю, а именно о сущности становления российского самодержавия в период правления Иоанна Грозного.
Описание происхождения и истории обряда посажения на стол отражены в трудах: М.Ф. Владимирского - Буданова , О.А. Плотниковой (труд «Легитимизация власти» и статья «Порядок наследования» ), П.П. Пятницкого , А.П. Толочко .
В книге Н.В. Будур рассказывается об истории костюма с древнейших времен до конца XIX в. Большое внимание в книге уделяется русскому костюму, в том числе и царским нарядам. Б.А. Литвинский затрагивает тему цветовой гаммы царской одежды и ее историю с древнейших времен.
Характеристика, история, процедура и роль обряда венчания на царство встречается в трудах С. М. Соловьёва: «Истории России с древнейших времён» , а также у Н. М. Карамзина в восьмом томе «Истории Государства Российского» . О царских регалиях, об одежде составляющих элементы в венчании на царство излагается в трудах: Э.В. Гмызиной , Е.В. Киреевой , Э. Лапкина и С. Макаренкова . Роль Успенского собора Московского кремля описывается в ряде статьях О.А. Исаевой и Н.Ю. Фроловой .
В книге «Три очерка о русской иконе» собраны воедино публичные лекции кн. Е.Н. Трубецкого о русской иконе, ее исторической роли в жизни русского человека, автор затрагивает и период XV-XVI вв.
В книге М.М. Кулбанова на широком фоне общественной жизни эпохи, ее социальных идей и духовных исканий рассматривается начальный этап формирования христианства, в ней так же упоминается роль Иоанна Крестителя.
В двух работах исследователя Э.С. Смирновой , раскрывается историческое развитие иконописания в России, роль и значение икон, затрагивается и интересующий нас вопрос патрональных икон. Аналогично в трудах К.С. Клоковой , В.В. Лепахина .
Статьи Т.С. Самойловой посвящены исследованию роли иконописи в жизни русских людей XIV-XVI вв.
О русской житийной иконе описывал в своей работе и Н.И. Комашко , также А.И. Комеч , он отметил, византийское наследие и становление самостоятельной традиции в древнерусской иконописи.
Ю.Г. Бобров описал феномен покровительства в истории родовой династии Рюриковичей, последним из представителей которой был царь Федор Иоаннович.
Книга святителя Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. Также в ней подробно описывается о сущности иконы .
В книге профессора Б.А. Успенского рассматриваются целый спектр вопросов, связанных с обрядом помазания на царство и символического значения религиозных торжественных обрядов. В другой работе автора, рассматривается один из возможных подходов к вычленению структуры произведения искусства, а именно подход, связанный с определением точек зрения, с которых ведется повествование в художественном произведении (или строится изображение в произведении изобразительного искусства), и исследующий взаимодействие этих точек зрения в различных аспектах60 .
И.К. Языкова останавливается на том, что икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма .
Т.С. Еремина в своем труде анализировала сущность русских икон, а также историю, предания Древней Руси. В каталоге под редакцией И.А. Шалиной не только собраны уникальные фотографии русской иконописи XV-XVI, но и даны подробные описания их истории и внешнего вида.
Труд В.Н. Лазарева характерен тем, что в нем подробно рассматривается московская школа иконописи в XIV-XVI веках, ее влияние на общерусскую школу иконописи. Аналогичным является и труд В.Д. Сарабьянова .
Если говорить непосредственно об Иоанне Крестителе, его жизнь отразил французский историк Амбелен Робер . О том как изображен на иконах св. Иоанн нам повествует А.М. Лидов . О роли святого пророка Иоанна Предтечи в историографии и развитии элементов самодержавия описывал протоиерей Симеон Вишняков .
В исследовании также использованы статьи «Икона» и «Иоанн Предтеча» из «Православной энциклопедии».
Работа А.Ф. Литвиной и Ф.Б. Успенского представляет собой первый опыт целостного описания принципов имянаречения у Рюриковичей на всем протяжении существования династии. Проблематика выбора имени в эту эпоху предельно тесно связана с проблематикой наследственных прав, стратегией власти, политической борьбой. Имена, которые даются наследникам княжеской власти, могут служить тончайшим индикатором для определения актуальности тех или иных внутри- династических и международных связей на разных этапах жизни правящего рода. В то же время принципы выбора имен, сохраняющиеся из поколения в поколение, обеспечивают единство разросшейся династии и стабильность ее властных привилегий.
Источниковая база. Основными памятниками по истории Киевской Руси, а также Московского царства являются летописи. Для написания работы необходимо обратиться к повести временных лет, которая охватывает период с библейских времён, а заканчивается 1117 годом .
О правлении Ярослава Мудрого повествует Илларион «Слово о Законе и Благодати», которое было составлено между 1037 и 1050 годами. В нем говорится о строительной деятельности князя и о храме Святой Софии .
Также была для описания о деятельности Ярослава Мудрого и о строительстве Софийского собора в Киеве была использована новгородская первая летопись старшего извода, которая содержит записи о событиях 1016¬1272 и 1299-1333гг. .
Для отображения смысла действия посажения на стол следует обратиться к софийской первой летописи, которая доводит события до 1418 года, а со второй половины XV-начала XVI века была положена в основу всех общерусских летописей .
Большую часть информации по данной теме можно встретить в летописях XVI века. Подробно о венчание Дмитрия Ивановича на княжение 1498 года описывается в Никоновской летописи .
«Сказание о князьях Владимирских» описывает легенду о том, что Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора Константина Мономаха .
Подробно об обряде венчания на царство, а также о царских регалиях, одежде, сообщают нам записки иностранных послов в России, а именно «Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна , а также Записки о России XVI - начало XVII в. сэра Джерома Горсея .
Что касается жизнеописания св. Иоанна Крестителя, то до нас почти не дошло исторических сведений об этом деятеле. Для написания нашей работы мы опирались на житие пророка Крестителя Иоанна Предтечи . О том как святой изображается на иконах нам повествует русский иконописец В.Д.
84
Фартусов
В исследовании используются «Летопись по Воскресенскому списку» и труд Константина VII Багрянородного «Об управлении империей».
В исследовании также были использованы изобразительные источники, такие как:
- изображения икон: «Богоявление» , «Богоявление» из праздничного чина иконостаса , «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, с преподобной Феодосией на полях» , фрагмента новгородской иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» , «Усекновение главы Иоанна Предтечи» ;
- изображения мозаик: «Дмитрия Солунского из Михайловского монастыря (Киев) (конец XII - начало XIII века)»91 , мозаик изображающих Василия Великого , Иоанна Златоуста ;
- другие изображения, к которым относятся изображение пелены 1490¬х годов «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Панагии XVI века со Святым Иоанном Предтечей» . Также необходимо отметить ряд изображений связанных с Архангельским собором Московского Кремля, среди которых изображение самого собора , а также гробницы Ивана Грозного и его сыновей и фресок с изображениями «портретов» великих князей .
Цель исследования: охарактеризовать идеологическое влияние
иконописи на становление и развитие самодержавной власти в Российском государстве в XV-XVI вв.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Рассмотреть все составляющие процесса становления и развития самодержавной власти в XVI веке;
2. Охарактеризовать этапы формирования самодержавной власти в России в XI - XVI веках;
3. Раскрыть специфику элементов развития самодержавия через церемониал венчания на царство: царские регалии, одежду, духовную составляющую;
4. Показать роль иконы в духовной и политической жизни России в XV-XVI веках;
5. Проанализировать историю развития иконописи в области мерных и патрональных икон;
6. Проследить особенности жизни и деятельности, а также иконографию Иоанна Предтечи.
Объектом исследования является феномен самодержавия в
Российском государстве XVI века.
Предметом исследования является идеологическое обоснование формирования самодержавной власти в России в середине XVI века через памятники отечественной иконографии.
Хронологические рамки работы обозначаются XI - XVI вв., но необходимо учитывать, что период 882-1132 гг. позволяет говорить о самодержавной власти киевских князей. Вторая дата связаны с удельным периодом, в большой связи с появлением самодержавной власти в различных землях, например в Северо-Восточной Руси, при этом, в северных землях бывшего единого централизованного государства, самодержавная власть не получает распространение, поскольку власть князя в этих землях была ограничена.
Географические рамки работы: Киевская Русь и Московское государство, данные государственные образования прошли через процесс исторического развития, результатом которого стало установление статуса Российского государства как политического и религиозного центра самодержавной власти и православной веры к XVI веку.
Научная новизна работы заключается в том, впервые предпринята попытка в рамках одного исследования проследить практически все составляющие развития самодержавия в XI-XVI веках. Кроме того, данное исследование обозначает и мало изученный фактор религиозного влияния на развитие самодержавной власти, а именно роль иконописи, в том числе мерных и патрональных икон на идеологическое изменение роли правителя, сакрализации его власти и становления Московского государства.
Практическая значимость заключается в широком спектре использования ее в рамках учебного процесса, как по тематике истории средневековой Руси и затем Московского государства, так и по теме роли религии в жизни наших предков. Также, выводы, приводящиеся в данном исследовании могут быть полезны при написании работ, докладов, проведении исследований и изучении сходной проблематики, посвященной истории развития самодержавия.
Методы исследования:
- метод актуализации;
- метод анализа исторических источников;
- проблемно-хронологический метод позволил соотнести проявление самодержавия в различные исторические периоды;
- общенаучный метод сравнительного анализа;
- историко-сравнительный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Самодержавная власть в России до начала правления династии Романовых, своего апогея достигла во время правления Ивана IV Грозного, однако ее корни уходят вглубь веков и восходят к правлению Владимира I привнесшего христианство в качестве государственной религии Киевской Руси, при последующих правителях происходило постепенное укрепление княжеской власти, с привнесением все новых элементов характеризующих ее. Этот процесс был неоднородным, зачастую прерывающимся в следствие различных исторических событий, будь то княжеские междоусобицы или действия иноземных захватчиков. Однако, эти же самые процессы в долгосрочной перспективе в итоге также повлияли на становление и развитие самодержавия. Так, многие исследователи выделяют как византийское так и монгольское влияние на становление самодержавия.
Процесс формирования самодержавной власти был многоэтапным, последний из этапов связан непосредственно с правлением Ивана III (собирание русских земель, освобождение от влияния Золотой Орды), Василия III (продолжение политики укрепления государства) и Ивана IV (венчание на царство, влияние на религию, введение опричнины, доктрина «Москва-Третий Рим» и множество других действий). Более ранние этапы связаны с действиями московских князей, периодами правления Ярослава Мудрого и Владимира I.
Существуют различные версии возникновения обряда посажения на стол, некоторые исследователи считают, что он возник при Владимире I, другие же, что во время правления Ярослава Мудрого. О присутствии молитв в ходе посажения на стол, вплоть до XIV века документальных свидетельств не сохранилось, то же относится и к регалиям. Венчание на царство явилось закономерным продолжением обряда посажения на стол. Сохранив, некоторые его черты (участие церковных лиц и народа, первые правители венчаные на царство получали титул великих князей, обряд венчания как и посажение на стол совершался в главном храме государства). Вместе с тем, со временем в обряд венчания на царство вносились все новые элементы, число царских регалий увеличивалось, в целом изменялся церемониал действия.
Присущие венчанию на царство регалии, вероятно в основе своей, пришли еще со времен Киевской Руси. К таковым можно отнести: царский венец, бармы, животворящий крест. Остальные атрибуты церемониала были внесены позднее. Церемониальная одежда царя во время венчания была богато украшенной и в основе цветовой составляющей, относилась как к символизму присущему античным церемониям, так и к традициям костюма Киевской Руси (преобладание красного и золотого цветов в царском облачении).
XV-XVI века были периодом, когда религия играла очень большую роль как в политической сфере так и в обыденной жизни. Именно на это время приходится деятельность виднейших русских иконописцев, именно в это время происходит зарождение новых видов икон, например мерных и патрональных, а количество списков икон достигает широких масштабов. Происходит расцвет иконописи, и в жизни обычного человека икона начинает играть еще большую роль, чем прежде. Происходит и сакрализация власти через иконы, в Архангельском соборе Московского кремля появляется иконостас с мерными иконами покровителей сыновей Ивана IV и последующих правителей. Так, Протоиерей А. Лебедев приводит подробное описание трехъярусного надгробного царского иконостаса в Архангельском соборе на западной грани восточного столпа, и во втором ярусе называет 8 «родимых икон». Начиная с Ивана IV, вводится традиция написания патрональных икон непосредственно к обряду венчания на царство. Все эти факторы происходят на фоне важных исторических событий, характеризующих правление Ивана IV как самодержавие, так, религия и иконопись приобретают идеологическое значение, возвеличивающее правителя, наделяют его высшей властью по Божией воли. Характерно, что последние правители династии Рюриковичей многие свои действия связывали с заступничеством православной веры, равно как и в случае неудач, обращались к религии, если говорить несколько частно, то зачастую к образам за помощью. Таково было мировоззрение и правителей и народа, в происходящих событиях религия должна была, и в итоге стала идеологическим фактором, национальной идеей, которая высшей властью в государстве определяла власть избранника Бога, царя всех русских земель.
Особое место в иконографии в это время занимает Иоанн Предтеча. Он славится своей религиозной деятельностью в иудейских окрестностях. Жители приходили к реке Иордан, где принимали христианскую религию. Иоанн также крестил Иисуса Христа. Погружение в воду и покаяние он называл приготовлением к принятию Мессии, который должен был скоро появиться в этих краях. На берегах этой священной реки Иоанн проповедовал и собирал большое количество сторонников. Композиции с участием Иоанна Крестителя как персонажа символического в основном связаны с образом Небесной Церкви. На иконах Иоанн Креститель изображен в среднем возрасте тощим по телосложению.
Культ св. Иоанна Предтечи получил чрезвычайно широкое распространение на Руси. Встречается большое количество шедевров русских иконописцев где изображен сам святой, особенно во время правления Ивана Грозного, ведь Иоанн Предтеча являлся его небесным покровителем. Царь в правление которого централизация власти достигла невиданного ранее эффекта во многом опирался на примеры более ранних государств, в которых традиционно была сильна власть одного правителя. Так, традиция написания мерных и патрональных икон, к которым относится в случае с Иваном Грозным образ Иоанна Предтечи вероятно взята из Византии. Вообще, после падения последней именно Московское государство не только взяло на себя правопреемственность в плане защиты
84
православной веры, но и продолжило целый ряд религиозных традиций и
атрибутов, характеризующих самодержавную власть.



1. Горсей, Дж. Коронация царя Федора Ивановича. Записки о России: XVI - начало XVII в. / Джером Горсей ; Комм. и пер. А. А. Севастьяновой. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
2. Житие пророка Крестителя Иоанна Предтечи. - URL:
http://www.vidania.ru/saints/zitie ioanna predtechi.html (дата обращения 15.05.2017)
3. Иоанн Предтеча и Креститель. Описание по подлиннику Фартусова. - URL: http: //www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top id=81 &mode=icono gr (дата обращения 15.05.2017)
4. Константин Багрянородный. Об управлении Империей/ Под. ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. Греческий текст, перевод, комментарии. - Изд. 2-е, исправл. - М., Наука, 1991. - С. 123-175.
5. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. - URL: http://padaread.com/?book=53600 (дата обращения 16.09.2017)
6. Летопись по Воскресенскому списку. - URL:
http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=3841 (дата
обращения 20.09.2017)
7. Новгородская первая летопись старшего извода. - URL:
http://www.lrclib.ru/rus letopisi/Novgorod/gif mm.php?file=015.gif (дата обращения 16.09.2017)
8. Обряд венчания государей (и особливо Димитрия Иоанновича) на царство // Герберштейн, С. Записки о Московии. / Под редакцией А. Л. Хорошкевич. - М.: Памятники исторической мысли, 2008. - С. 112 - 129.
9. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 1997. - С. 310 - 322.
10. Пономарев, А.И. Памятники древне-русской церковно-учительной литературы.: Вып.1 / А.И. Пономарев. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 218 с.
11. Сказание о князьях Владимирских. - URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/defaultaspx?tabid=5103 (дата обращения
21.09.2017)
12. Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского. / Ред. В. И. Буганов, Б. М. Клосс. - М.: Наука, 1994. - 204 с.
2. Изобразительные источники
13. Изображение Архангельского собора Московского Кремля. - URL:
http://niceplaces.trufanov.com/articles/russia/moscow/36.htm (дата
обращения 22.05.2018)
14. Изображение Василия Великого. Мозаика Софийского собора в Киеве
(XI век). - URL: http://www.pafnuty-
abbey.ru/files/nodus_items/0014/7118/attaches/1304770353_zhivopis- drevney-rusi-27_nevsedoma.com.ua.jpg (дата обращения 11.05.2018)
15. Изображение гробницы Ивана Грозного и его сыновей в
Архангельском соборе. - URL:
http://s4.travelask.ru/system/images/files/000/366/134/wysiwyg/Иван_гр.jp g?1506171462 (дата обращения 22.05.2018)
16. Изображение иконы «Богоявление». - URL:
http://www.russikona.ru/exhibit.php?coid=550 (дата обращения
12.01.2018)
17. Изображение иконы «Богоявление», из праздничного чина иконостаса. - URL: http://www.russikona.ru/exhibit.php?coid=276 (дата обращения 12.01.2018)
18. Изображение иконы «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, с
преподобной Феодосией на полях». - URL:
http://www.russikona.ru/exhibit.php?coid=364 (дата обращения
12.01.2018)
19. Изображение иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи». - URL:
http://www.russikona.ru/exhibit.php?coid=343 (дата обращения
12.01.2018)
20. Изображение Иоанна Златоуста. Мозаика Софийского собора в Киеве
(XI век). - URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Иоанн Златоуст#/media/File: Иоанн Златоус т Софийский собор 11 век.1ГС (дата обращения 15.05.2018)
21. Изображение Иоанна Лествичника. Фрагмент новгородской иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий». - URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Иоанн Лествичник#/media/F ile :John Climac us.jpg (дата обращения 12.05.2018)
22. Изображение мозаики Дмитрия Солунского из Михайловского
монастыря (Киев) (конец XII - начало XIII века).. - URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Димитрий_Солунский#/media/File: Св._Дмит рий_Солунский_-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения 12.05.2018)
23. Изображение «Панагии XVI века со Святым Иоанном Предтечей». -
URL: https://img-
fotki.yandex.ru/get/6727/121447594.5cf/0_107773_e0aed356_XXXL.jpg (дата обращения 12.01.2018)
24. Изображение пелены 1490-х годов «Усекновение главы Иоанна
Предтечи». - URL:
https://www.liveinternet.ru/users/5163870/post341234564/ (дата
обращения 12.01.2018)
25. Изображение фресок с «портретами» великих киевских князей из
Архангельского собора. - URL:
https://irinamedvedeva8.livejournal.com/2089136.html (дата обращения 23.05.2018)
3. Исследования
26. Алексеев Ю.Г. Иван Великий. Первый «Государь всея Руси». - М.:
Эксмо: Яуза, 2017. - 320 с.
27. Альшиц, Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного / Д.Н. Альшиц. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. - 246 с.
28. Амбелен Р. - Житие пророка Крестителя Иоанна Предтечи. - URL: http://www.vidania.ru/saints/zitie_ioanna_predtechi.html (дата обращения 15.05.2017)
29. Бобров, Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб.: Мифрил, 1995. - 256 с.
30. Борисов, Н.С. Сергий Радонежский. - 2-е изд. / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 336 с.
31. Будовниц, И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси / И.У. Будовниц. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 488 с.
32. Будур, Н.В. История костюма / Н.В. Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 480 с.
33. Венчание на царство // Зотова, М.В. Отечественная история в терминах и понятиях / М.В. Зотова. - М., 2002. - С. 31.
34. Венчание на царство // Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации. Сост. О. А. Платонов. - М., 2000. - С. 244.
35. Венчание на царство // Энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - URL:
https: //ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Венчание_на_царство (дата
обращения 25.09.2017)
36. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. - М.: Территория будущего, 2005. - 800 с.
37. Гмызина, Э.В. Цвет в культуре древней Руси: слово и образ / Э.В. Гмызина. - Киров, Изд-во ВятГУ, 2008. - 107 с.
38. Горский, А.А. Древняя Русь. Очерки политического и социального строя / А.А. Горский. - М.: «Индрик», 2008. - 476 с.
39. Данилевский, И. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов / И.И. Данилевский. - М.: Аспект Пресс, 1998.- 399 с.
40. Дорогова Л.М. Культурология. Самодержавие как феномен русской
культуры. - URL: http:ZZweb-local.rudn.ru/web-localZuem/idoZ1Zcult/cu3-
4. html (дата обращения 25.09.2017)
41. Единодержавие // Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М., 2000. - С. 49.
42. Единодержавие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. и 4 доп. Том Х1а - М., 2001. - С. 555-556.
43. Еремина, Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания Z Т.С. Еремина. - М.: МАИК «Наука», 1997. - 602 с.
44. Ермолаев, И.П. Становление российского самодержавия, истоки и условия его формирования: взгляд на проблему / И.П. Ермолаев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 392 с.
45. Забелин, И.Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I / И.Е. Забелин. - М.: Вече, 2007. - 688 с.
46.Зимин, А.А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. - М.:
Территория, 2001. - 450 с.
47. Икона // Православная энциклопедия. - URL:
http:ZZwww.pravenc.ruZtextZ389040.html (дата обращения 21.03.2018)
48. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. - М.: Церковно¬
научный центр «Православная энциклопедия», 2010. - Т. XXIV. - С. 538.
49. Исаева О.А. Росписи Успенского собора Московского Кремля в
зеркале русской реставрации. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rospisi-uspenskogo-sobora-moskovskogo- kremlya-v-zerkale-russkoy-restavratsii (дата обращения 25.05.2018)
50. Кавелин, К. Д. Государство и община / Сост., предисл., коммент. В. Б. Трофимова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2013. - 1296 с.
51. Карамзин Н.М. «История Государства Российского» в XII томах. ТОМ VIII. - URL: http:ZZwww.bibliotekar.ru/karamzin/59.htm (дата обращения 18.09.2017)
52. Киреева, Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века / Е.В. Киреева. - М.: Просвещение, 1970. - 165 с.
53. Клокова, Г.С. Русская иконопись / Г.С. Клокова. - М.: Новости, 1991. - 196 с.
54. Ключевский В.О. Курс русской истории. - URL:
http:ZZpstgu.ruZdownloadZkurs.pdf (дата обращения 15.05.2017)
55. Колобков, В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного / Под общ. ред. С. О. Шмидта; науч. ред. Г. П. Енин. - СПб.: Алетейя, 2017. - 640 с.
56. Комашко, Н.И. Русская житийная икона. / Н.И. Комашко. - М.: Книги WAM, 2007 - 352 с.
57. Комеч, А.И. Древнерусское зодчество конца Х - начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции Z А.И. Комеч. - М.: Наука, 1987. - 320 с.
58. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. - М.: Эксмо, 2011. - 1024 с.
59. Кубланов, М. М. - Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания / М.М. Кубланов. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
60. Кузнецов, А.М. Символы, святыни и награды Российской державы. / А.М. Кузнецов. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 336 с.
61. Кучкин, В.А. Дмитрий Донской / В.А. Кучкин // «Вопросы истории», 1995, № 5 - С. 19 - 35.
62. Лазарев, В.Н. Московская школа иконописи / В.Н. Лазарев. - М.: «Искусство», 1971. - 235 с.
63. Лапкин Э.С. Венчание русских государей на царство / Э.С. Лапкин, С.А. Макаренков. - М.: Издательство: Ламартис, 2013. - 280 с.
64. Леонтович, Ф.И. К истории права Русских инородцев. Древний монголо-калмыцкий или ойратский устав взысканий. (Цаадекин-Бичик) / Ф.И. Леонтович. - Одесса, 1879. - 282 с.
65. Лепахин, В. В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни - по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам / В.В. Лепахин. - М.: «Паломникъ», 2003.- 512 с.
66. Лидов, А.М. - Иеротопия. Пространственные иконы и образы
парадигмы в византийской культуре / А.М. Лидов. - М.: Дизайн.
Информация. Картография, 2009. - 362 с.
67. Литвина, А. Ф. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики / А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. - М.: «Индрик», 2006. - 904 с
68. Литвинский, Б.А. «Золотые люди» в древних погребениях Центральной Азии (опыт истолкования в свете истории религии) / Б.А. Литвинский // Советская этнография. 1982. - № 4. - С. 37.
69. Лосев, А. Ф. Символ. - Философская энциклопедия. Т. 5 / А.Ф. Лосев. - М., 1965. - С. 10.
70. Медведев М.Ю. Понятие «символ». - URL:
http://geraldika.ru/symbols/477 (дата обращения 21.03.2018)
71. Шалина, И.А. Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III-XVII вв. / И.А. Шалина. - М., 2010. - 550 с.
72. Плотникова, О.А. Легитимизация власти на этапе становления и
укрепления династии русских князей / О.А. Плотникова. - М:.
Московский гуманитарный университет, 2008. - 129 с.
73. Плотникова, О.А. Порядок наследования власти в Древнерусском государстве / О.А. Плотникова // Власть. - 2007.- № 10. - C. 107-110.
74. Протоиерей Симеон Вишняков. - Святой Великий Пророк Предтеча и
Креститель Господень Иоанн. - URL:
http://verapravoslavnaya.ru/7Simeon Vishnyakov Ioann Krestitelmz (дата обращения 15.04.2018)
75. Пятницкий, П.П. Сказание о венчание на царство русских царей и императоров / П.П. Пятницкий. - М.: «Профиздат», 1990. - 108 с.
76. Самодержавие // Большая Советская энциклопедия. - URL:
http ://'№№№.вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/самодержавие (дата
обращения 14.05.2018)
77. Самодержавие // Большая Российская энциклопедия. В. 35 т., т. 29. М., 2015. - С. 349.
78. Самодержавие // Зотова, М.В. Отечественная история в терминах и понятиях / М.В. Зотова. - М.: МГУП, 2002. - 228 с.
79. Самойлова Т.Е. Иконы и Власть. - URL: http://www.nasledie- rus.ru/podshivka/8703.php (дата обращения 18.11.2017)
80. Самойлова, Т. Е. Священное пространство княжеского гроба // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Т.Е. Самойлова. - М., 2006. - С. 11-19.
81. Сарабьянов, В. Д. История древнерусской живописи / В.Д. Сарабьянов. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007. - 752 с.
82. Симеон Солунский. Книга о храме // Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М.: Репринт, 1993. - 428 с.
83. Скрынников, Р.Г. Иван III / Р.Г. Скрынников. - М.: ACT: Транзиткнига, 2006. - 285 с.
84. Скрынников, Р.Г. Царство террора / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Наука. 1992. - 574 с.
85. Смирнова, Э.С. Московская икона XIV-XVII веков / Э.С. Смирнова.- М.: Аврора, 2008. - 111 с.
86. Смирнова, Э.С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси / Э.С. Смирнова. - М.: Северный паломник, 2007. - 384 с.
87. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 26 т. Том 6. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev/istorija-rossii-s-drevnejshih- vremen/6_1 (дата обращения 18.09.2017)
88. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. - М.: Облиздат, Алир, 1998. - 672 с.
89. Толочко, А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология / А.П. Толочко. - К.: Наукова думка, 1992. - 224 с.
90. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М.: ИнфоАрт, 1991. - 112 с.
91. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 360 с.
92. Успенский, Б.А. «Царь и император: Помазание на царство и семантика
монарших титулов» / Б.А. Успенский. - М.: «Языки русской
культуры», 2000. - 144 с.
93. Успенский Ф.Б. Родовые имена и небесные покровители в семье
московских Великих князей. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21358559 (дата обращения 23.05.2018)
94. Фролова Н.Ю. Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Успенскому собору. - URL: http://www.agipe.rU/content/articles/618/ (дата обращения 22.05.2018)
95. Шмидт, С.О. Становление российского самодержавства (Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного) / С.О. Шмидт. - М.: Мысль, 1973. - 350 с.
96. Черепнин, Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. - М.: Соцэкгиз, 1960. - 901 с.
97. Языкова, И.К. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX века / И.К. Языкова. - Тверь: Верхов С. И., 2014. - 288 с.
98. Языкова, И.К. Сотворение образа. Богословие иконы (Серия
«Современное богословие») / И.К. Языкова. - М.: ББИ, 2012. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ