Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ III - VII вв.

Работа №68387

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА КОНСТАНТИНОПОЛЯ III-VII
ВЕКОВ 11
1.1. Общественные здания Константинополя. Ипподром. Бани. Форумы 11
1.2. Дворцовые сооружения Константинополя 24
ГЛАВА II. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА КОНСТАНТИНОПОЛЯ III-VII
ВЕКОВ 33
2.1. Формирование архитектурного стиля Золотого века Византии. Церковь
святых великомучеников Сергия и Вакха. Церковь Овятого Полиевкта 33
2.2. Вершина архитектурного стиля византийского зодчества. Храм Святой
Софии 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Византийская цивилизация занимает почетное место в истории мировой культуры. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, отличающиеся благородным изяществом форм, образным видением мира, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Все это непосредственно отразилось во всех сферах византийского искусства.
Главенствующий общественный строй феодализма во многом сказался и на архитектуре Константинополя. В эту эпоху большое внимание уделялось строительству крепостей, укреплённых монастырей. Первые проявления византийского архитектурного стиля можно увидеть уже в некоторых храмах Равенны, а именно в соборной крестильнице, которая была выстроена примернов 430 г. по несложному плану правильного восьмиугольника; затем — в усыпальнице Галлы Плацидии. Уже тогда проглядывался план сооружений по восьмиугольному плану, который в дальнейшем станет основным элементом центрально-купольной системы.
Конечно, византийская культура с ее типологическими особенностями, ее формами и проявлениями может быть понята лишь в общем контексте культурно-исторического развития всего современного ей цивилизованного мира. Совершенно немыслимо изучать культуру Византии в какой-то изолированности, отгородив ее от культуры соседних стран и народов как Востока, так и Запада.
Для византийской культуры проблема культурного наследия, в частности наследия античности, как известно, имеет первостепенное значение. Сила традиций, стереотипов в византийской культуре была очень велика, особенно в первый период истории Византии.
Тема дипломной работы выбрана не случайно, так как на сегодняшний день эта тема актуальна, это связанно с тем, что существует недостаточное
количество систематизированных работ по подробному изучению
исторических ценностей Константинополя III-VII веков.
Таким образом, с точки зрения исторического опыта, изучение и обобшение материалов по данной теме позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, представляющим сегодня повышенный научный интерес для ученых-историков.
Цель работы заключается в систематизации данных по важным проблемам развития памятников Константинополя III-VII вв.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
• провести анализ историографии и литературы по данной тематике, а также дать характеристику источниковой базе исследования;
• рассмотреть процесс развития архитектурного строения в
Константинополе с III по VII вв.
• выделить основные направления архитектурных памятников Константинополя с III по VII вв.
• дать описание главных исторических памятников Константинополя с III по VII вв.
Объектом исследования являются исторические памятники Константинополя в период с III по VII в.
Предметом исследования являются проблемы, обозначившиеся в период III -VII в.в.
Определение хронологических рамок исследования обусловлено с учетом тематики работы, то есть основной изучаемый период будет включать в себя время, начинающееся III веком и заканчивающееся VII веком.
Методологическая база исследования основывается на принципах историзма и объективности, используя наработки теории локальных цивилизаций.
Основные методы исследования, которые были использованы в данной работе для наиболее полной характеристики исторических памятников Константинополя с III по VII вв.:
• Теоретические, включающие в себя изучение методической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические, которые включают в себя изучение и обобщение исследований, произведенных по данной теме.
В работе также применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помимо общенаучных использовались также специально-исторические методы: системный и сопоставительный сравнительный и другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Источниковую базу дипломного исследования составили, в основном, трактаты и произведения ранневизантийских авторов, таких как Прокопия Кесарийского, Марцеллина Комита, Иоанна Малалы, Павла Силенциария.
Первая работа, на которую стоит обратить внимание - это трактат Прокопия Кесарийского «О постройках» , которое посвящено строительной деятельности императора Юстиниана I (527—565). По своей тематике и объему содержащихся сведений этот трактат занимает уникальное место в византийской литературе. «Постройки» являются собранием ценнейшей информации о строительной активности в районе Средиземного моря в VI веке. Бытует мнение, что произведение было написано по заказу или приказу правящего императора с целью его прославления.
Произведение состоит из шести книг разного размера, каждая из которых посвящена достижениям Юстиниана в различных частях его обширной империи. После краткого введения следует описание столицы империи, Константинополя, церковным постройкам которого преимущественно посвящена книга I.
Следующая работа, которая была рассмотрена - это труд Марцеллина Комита «Хроника» , где излагаются события от прихода к власти императора Феодосия Великого (379 г.), его деятельность до правления Юстиниана. Сочинение Марцеллина Комита является единственной развёрнутой латинской хроникой из Ранней Византии, представляющий собой важнейший исторический источник по эпохе Поздней античности.
«Хронография» Иоанна Малалы излагает события от принятия христианства при Константине до правления Юстиниана включительно, включающих сооружения различных памятников архитектуры Константинополя. Сочинение Малалы является единственной развернутой хроникой из Ранней Византии и представляет собой важнейший исторический источник по эпохе поздней античности.
Последний труд, который был нами рассмотрен - это отрывок «Экфрасиса храма святой Софии» Павла Силенциария, который считается наряду с Македонием Консулом, лучшим поэтом эпохи Юстиниана I. Произведение датировано VI веком. Данный экфрасис сочинен по поводу освящения заново отстроенного после землетрясения храма святой Софии в Константинополе.
На сегодняшний день также сохранилось достаточное количество археологических источников, которые, пожалуй, будут являться основополагающими для решения задач нашего исследования.
Таким образом, можно сделать вывод, что источниковая база по данной проблеме достаточно широка. Но многие письменные источники так и не переведены на русский язык и на сегодняшний день, что значительно затрудняет исследование данной проблемы. Однако, использование представленных источников дало возможность опереться на существенный материал, который может послужить основанием для выводов и обобщений.
Историография. Проанализировав различную литературу по вышеуказанной проблеме, можно сделать вывод, что данная тема нашла отражение как в отечественной , так и зарубежной историографии. Яркими представителями в изучении ранней Византии и Византии, в целом, являются: Н.П. Кондаков, С.А. Иванов. Среди зарубежных византинистов Запада следует особо выделить труды таких выдающихся исследователей как А. Грабар, К. Вейцман и О. Демус.
Монументальная книга Н. П. Кондакова «Византийские церкви и памятники Константинополя» , пожалуй, является единственной в своем роде по широте и подробности описания византийских памятников Константинополя и остается одним из его высших достижений. Она написана в жанре научного путешествия еще в период развития русской дореволюционной науки, поставив главные вопросы комплексного изучения влияния византийского искусства (с его центром в Константинополе) на формирование и культуры славян и Западной Европы, в целом. Труд Н. П. Кондакова можно использовать в качестве настольной книги при изучении исторических памятников Константинополя и Византии, в целом.
Книга С.А. Иванова «В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям» является своеобразным гидом по древним достопримечательностям Константинополя, которые относятся к III - VII вв. Данный труд довольно-таки информативен и полезен для исследования нашей проблемы, он представляет собой не только описание храмов, монастырей и церквей, но и излагает новые научные гипотезы, которые связаны с историческими объектами Константинополя.
Значимые для нашего исследования работы российского историка- антиковеда и византивиста, профессора Н.Н. Болгова «Репрезентация
имперской идеологии в позднеантичных памятниках Константинополя: императорские колонны IV-V вв.» и «Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы» также составили научный интерес для исследования данной проблемы. В работах рассматриваются комплекс памятников ранневизантийского
Константинополя, отображающих как позднеантичную имперскую
идеологию, в которую вписались и христианские мотивы.
Значимые для нашего исследования работы российского историка- антиковеда и византивиста, профессора Н.Н. Болгова «Репрезентация имперской идеологии в позднеантичных памятниках Константинополя: императорские колонны IV-V вв.» и «Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы» также составили научный интерес для исследования данной проблемы. В работах рассматриваются комплекс памятников ранневизантийского
Константинополя, отображающих как позднеантичную имперскую
идеологию, в которую вписались и христианские мотивы.
Следующая работа, которая была нами рассмотрена, это труд зарубежного исследователя А. Грабара «Император в византийском искусстве» . В книге рассматривается влияние искусства Древнего Рима на поздневизантийскую культуру, сложение новых иконографических форм и их влияние на религиозное искусство, формирование канонов изобразительного искусства всего православного мира.
О. Демус свой научный труд «Мозаики Византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии» посвятил такому распространенному искусству в константинопольских церквях как мозаики. Автор синтезировал их в качестве богословских и художественных идей, традиций античного и восточного искусства и как целостный комплекс, которые прежде всего рассчитаны на средневекового зрителя.
В общих работах по истории Византии также можно найти много интересующей нас информации по заданной проблеме. Например, учебное пособие Г.Л. Курбатова «История Византии» дает полную историческую характеристику развития Византии от IV по XV век. В книге на основе новейших данных освещаются основные проблемы перехода от античности к феодализму в Византии, показано своеобразие его генезиса и развития по сравнению с другими странами, также подробно рассматриваются современные концепции истории Византии.
Монография В.Д. Лихачевой «Искусство Византии IV - XV веков » заслуживает отдельного внимания. Книга посвящена сложной истории византийской художественной культуры, а также подробно рассмотрены и проанализированы уникальные памятники искусства как Константинополя, так и Византии, в целом.
Таким образом, актуальность темы исследования, ее масштабность, недостаточность разработанности в отечественной и зарубежной историографии дают основание тому, что дипломная работа несет в себе научную новизну.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал можно использовать при организации факультативов по истории в средних и высших образовательных учебных заведениях. Возможно использование результатов данной дипломной работы при изучении вопросов, связанных с византологией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования можно придти к тому мнению, что именно византийское зодчество сыграло доминирующую роль, а также существенный вклад в развитие не только Византийской культуры, но и мировой архитектуры. Его основным достижением явилась замечательная разработка центрической архитектурной композиции на основе перекрытия главной части здания куполом, который, пожалуй, являлся главной темой византийского зодчества.
Изучение исторических памятников архитектуры Константинополя убеждает еще раз в том, что Константинопольский собор Святой Софии занимает в ней безукоризненно феноменальное место. Стоит также отметить, что данный собор был совершенно случайным явлением в истории византийского зодчества, которое не могло быть повторено никогда только потому, что не могло повториться задание построить главную церковь Византийской империи. Данное сооружение довольно-таки полно отразило византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства. Церковь Святой Софии в Константинополе выступает собой наиболее характерным произведением всего византийского зодчества. П
Таким образом, Собор Святой Софии является не просто историческим памятником своей эпохи, а также своеобразным зеркальным отражением жизни Константинополя того времени и, безусловно, обладающим необыкновенной силой воздействия не только на современников и на ближайшие к ним поколения, но и на людей последующих столетий и даже последующего тысячелетия
Подробно изучив историю и описание архитектуры Константинополя II - VII века, а именно : дворцовые сооружения Константинополя, форумы, бани, церковную архитектуру, мы пришли к тому выводу, что Константинополь - являлся центром цивилизации.
Также следует подчеркнуть, что античный храм - пример типично наружной архитектуры. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Все богатство фантазии - метопы и фризы, капители колонн и фронтонные группы - античный архитектор концентрирует снаружи и вписывает в окружающий пейзаж.
Мы выяснили, что на развития и становления Константинополя имели место быть следующие особенности, такие как: влияние Юстиниана на искусство Константинополя и развитие культурных ценностей в данный период времени. Помимо особенностей мы выяснили, что в период с V по VII век существовали проблемы, а именно проблемы искусства и проблемы сохранения исторических памятников византийского Константинополя. В целом данный период строительства памятников в Константинополе можно назвать успешным.
На данный момент развития человечества византийские памятники продолжают нести нам, как и прежде, свою величественную красоту, и вместе с тем тайны, которые нам еще предстоит разгадать.



1. Агафий. О царствовании Юстиниана / Пер., ст. и примеч. М.В. Левченко. - М.: Наука, 1953. - 232 с.
2. Марцеллин Комит. Хроника. - Белгород : БелГУ, ГиК - 2010. - 210 с.
3. Никифор Каллист. Церковная история. - СПб., 1899. - 331 с.
4. Олимпиодор. История / Пер., ст. и примеч. Е. Ч. Скржинской. // Византийский временник, 1956. - № 8. - С. 223-276.
5. Прокопий Кесарийский. Война с персами. - М.: Наука, 1993. - 578 с.
6. Прокопий Кесарийский. О постройках. - М.: Наука, 1996. - 190 с.
7. Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. С. П. Кондратьева. - ВДИ, 1938 - № 4 - C. 273- 360.
8. Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: Российская
политическая энциклопедия, 1996. - 368 с.
9. Павел Силентиарий. Экфрасис храма святой Софии. Византийская литература. - М.: Мысль, 1974. - 250 с.
10. The Chronicle of John Malalas. - Melbourne, 1990. - 320 p.
II. Исследования
11. Аверинцев, С. С. На перекрестке литературных традиций. Византийская литература: истоки и творческие принципы // Вопросы литературы, 1973. - № 2. - C. 67-75.
12. Aфанасьев, К.Н. Геометрический анализ храма Святой Софии в Константинополе // Византийский временник, 1952. - № 5. - C. 45-51.
13. Базили, К.М. Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя. - М.: Индрик, 2006. - 464 с.
14. Бартенев, И.А. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 384 с.
15. Беглери, Г.П. Святая София // Известия Русского Археологического института в Константинополе, 1902. - № 8. - С. 28-34.
16. Болгов, Н.Н. Репрезентация имперской идеологии в позднеантичных памятниках Константинополя: императорские колонны IV-V вв. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2010. - №19 (90). - C. 39-52.
17. Болгов, Н.Н. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный
комплекс в сердце христианской столицы. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История.
Политология. - 2011. - №19 (114). - C. 28-34.
18. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская энциклопедия, 1932. - 428 с.
19. Брунов, Н. И. Архитектура Византии. Всеобщая история
архитектуры. - М.: Центрполиграф, 2003. - С.16-60.
20. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры. - М.:
Центрполиграф, 2003. - 540 с.
21. Вагнер, Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник, 1986. - № 47. - С. 163-181.
22. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост., общ. ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора, РХГА, Издательство Олега Абышко, 2011. Т.1. - С. 415-418.
23. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. - Том 1. - М.:
Стройиздат, 1970. - 514 с.
24. Грабар, А. Император в византийском искусстве / Пер.с фр. Ю.Л. Грейдинг. - М.: Ладомир, 2004. - 328 с.
25. Дашков, С.Б. Императоры Византии. - М.: Красная Площадь, 2003. - 368 с.
26. Демус, О. Мозаики Византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. - М.: Индрик, 2001. - 160 с.
27. Диль, Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке. - СПб.,: Типография Альтшулера 1908,. - С. 76-89.
28. Евтушенко, Г. Храм Святой Софии в Константинополе. - СПб.: Сатисъ, 2008. - 272 с.
29. Зеленев, Е. И. Столица двух империй // Всемирный следопыт, 2005
- № 7.- C. 65-78.
30. Иванов, С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. - М.: Вокруг света, 2011. - 512 с.
31. Ионина, Н. Стамбул. История. Легенды. Предания. - М.: Вече, 2007.
- 404 с.
32. Карташев, А.В. Вселенские Соборы. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 679 с.
33. Кауфман, С.А. Из истории Софии Константинопольской //
Византийский временник, 1958 - № 14.- С. 23-39.
34. Кирпичников, А.И. Чудесные статуи в Константинополе.- Одесса: Типография Штаба Одесского военного округа, 1893. - 27 с.
35. Колпакова, Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - М.: Азбука, 2005. - 528 с.
36. Комеч, А. И. Особенности пространственной композиции Софийского собора в Константинополе // Византийский временник, 1973 - №
5. - С. 11-17.
37. Кондаков, Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. - М.: Индрик, 2005. - 230 с.
38. Культура Византии. IV — первая половина VII в. / Под ред. З.В. Удальцовой. - М.: Наука,1984. - 461 с.
39. Курбатов, Г. Л. История Византии (от античности к феодализму). - Л.: ЛГУ, 1984. - 288 с.
40. Курбатов, Г. Л. Ранневизантийские портреты. - Л.: ЛГУ, 1991. - 274 с.
41. Лазарев, В. Н. История византийской живописи. - М.: Мысль, 1986. - 322 с.
42. Левченко, М. В. История Византии. - М.: ОГИЗ, 1940. - 273 с.
43. Лихачёва, В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. - Л.: Искусство, 1981. - 328 с.
44. Марков, Владимир, протопресвитер. Храм святой Софии в Константинополе. Издание второе. - М.: Русская Печатня, 1911. - 132 с.
45. Машкин, Н. А. История Древнего Рима. - М.: Политиздат, 1950. - 736 с.
46. Миллер, Ю. А. Искусство Турции - М.: Наука, 1985. - 523 с.
47. Овсянников, Ю. История памятников архитектуры от пирамид до небоскребов. - М.: Галарт, 2001 - 284 с.
48. Петросян, Ю. А. Город на двух континентах. - М.: Наука, 1977. - 288 с.
49. Покровский, Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.
50. Удальцова, З. В. Основные направления развития византийской культуры IV - первой половины VII в. // ВДИ. 1984. - № 1. - С. 3-26.
51. Удальцова, З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы. // Византийский временник, 1971. - № 32. - С. 3-23.
52. Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Т. 1. - М.:
Астрель, 2001. - 822 с.
53. Чекалова, А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. - М.: Наука, 1986. - 174 с.
54. Якобсон, А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. - М.: Наука, 1986. - 387 с.
55. Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. - 800 A.D.). - Adamant Media Corporation, 2005. - 523 р.
56. Diller A. Excerpts from Strabo and Stephan in Byzantine Chronicles.— Transactions and Proceedings of the American Philological Association, 1950. - Р. 241—250.
57. Gregorovius, Ferdinand. History of the City of Rome in the Middle Ages (Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века. - М., 2009. - 872 с.).
58. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. - Harmondsworth, 1975. - 555 р.
59. Matthews, William. An historical and scientific description of the mode of supplying London with water. - L., 1841. - 632 р.
60. Janin R. La geographie ecclesiastique de V empire byzantin. Les eglises et les monasteres des grands centres byzantins. — Paris, 1953. — Т. III. — 609 p.
61. Nordhagen P. J. The Mosaics of the Great Palace of the Byzantine Emrerors // BZ. 1963. Bd. 56. - S. 53-68.
62. Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006. - 321 р.
63. Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. - Greenwood Press, 2006. - 333 р.
64. Tunay M. I. Byzantine Archaeological Findings in Istanbul during the Last Decade // Ibid. - P. 217-233.
65. Wornum, Ralph Nickolson. The epochs of painting characterized, a sketch of the history of painting, ancient and modern. - L., 1847. - 588 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ