ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
8
1.1. Научно-теоретические аспекты изучения проблемы ценностных
ориентаций старших подростков из полных и неполных семей
8
1.2. Особенности ценностных ориентаций старших школьников
15
1.3. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций старших
школьников
22
Выводы по первой главе
30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
33
2.1. Организация и методы исследования
33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
36
2.3. Рекомендации по формированию ценностных ориентаций
старшеклассников 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Приложение
Актуальность проблемы исследования. Ценностные ориентации являются одним из центральных личностных новообразований, с помощью которого человек выражает своё отношение к окружающему миру, демонстрирует своё поведение и пытается воздействовать на социальную действительность. Так, поступки и мотивы, отношение к людям и к миру в целом, всё это зависит от системы ценностей человека, его ценностных ориентаций.
На протяжении всей жизни человека его ценности постоянно меняются. Система уже имеющихся ценностей дополняется новыми, преобразуется, видоизменяется, в результате чего развивается личность. За последние годы структура смысложизненных ориентаций старшеклассников изменилась, а именно, альтруистические ценности (терпимость к мнениям другим, чуткость и забота) сменились прагматическими (деловые отношения, которые приносят определенную пользу).
Поскольку ценности, которые приобретает человек в процессе социализации ему транслируются самим социумом, исследование ценностных ориентаций старших подростков является актуальной проблемой, этому есть свои причины: во-первых, не существует единого мнения насчет трактовки понятия «ценностные ориентации», собственно, его и нужно попытаться найти, а во-вторых, с изменением социально-экономического, политического и духовного развития, ценности приобретают иную значимость, а это влечёт за собой кардинальные изменения в поведении и поступках людей, наиболее ярко это становится заметно на примере старших подростков.
Также, актуальность нашего исследования обусловлена огромным количеством статей, работ и экспериментов, посвященных изучению всевозможных аспектов данной проблемы. В исследованиях педагогов - психологов (А. Маслоу, Т. Парсонс, М. Рокич, В. Собкин, В. Франкл, Ш. Шварц) и социологов (В.Г. Алексеева, А.Г. Здравомыслов) рассмотрена и проанализирована роль ценностных ориентаций, их связь с различными особенностями личности, динамика и структура ценностных ориентаций в подростковом возрасте, но соотношению ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей уделено очень мало внимания. Это и обусловило выбор проблемы нашего исследования.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций подростков в контексте семейных отношений внесли А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.М. Кузнецов и др. В современном мире, мире социально-экономического развития, роль семьи, а именно, общение ребенка с родителями приобретает огромное значение. К сожалению, с каждым годом растет количество неполных семей. Это вызвано разными причинами. И.В. Борисова, А.И. Захаров, В.С. Мухина и др. обратили внимание к данной проблеме в своих исследованиях, отметив, что неполные семьи, в большей степени способны отрицательно влиять на формирование ценностей личности подростка, нежели полные.
В условиях современного мира, модификации всех сфер социальной жизни, перестройки прежней системы воспитания, главной средой формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения становится семья.
Проблема исследования - существуют ли сходства и различия в структуре ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей?
Цель исследования - изучить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объект исследования - ценностные ориентации старшеклассников.
Предмет исследования - особенности ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ литературы, посвященной исследованию проблемы ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей.
2. Изучить особенности структуры ценностных ориентаций старших подростков.
3. Выполнить сравнительный анализ показателей «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах у старшеклассников из полных и неполных семей.
4. Изучить отличия между уровнями соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах у старшеклассников в их гендерном аспекте.
5. Проанализировать выраженность уровней субъективного переживания внутреннего дискомфорта старшеклассников из полных и неполных семей.
6. Сопоставить уровень расхождения между «ценностью» и «доступностью» в мотивационно-личностной сфере со степенью субъективно переживаемого при этом дискомфорта.
7. Провести дополнительное исследование «ценностного ядра» личности старшеклассников из полных и неполных семей.
8. Разработать рекомендации по формирования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Гипотеза нашего исследования состоит из нескольких предположений:
1. Для современных старшеклассников характерны общие ценностные ориентации, однако в системе ценностей существует и вариативность, во многом определяющаяся влиянием типа семьи, в которой они воспитываются: в структуре смысложизненных ориентаций
старшеклассников из полных семей преобладают прагматические ценности (которые приносят определенную пользу), из неполных семей - альтруистические, как важные и необходимые.
2. Современных подростков в целом характеризует согласованность представлений о значимости и достижимости ценностей, но существуют различия, обусловленные влиянием типа семьи: для подростков из полных семей высокую значимость имеют материальные ценности, для подростков из неполных семей - ценности общения, взаимопонимания, уважения. Большей достижимостью характеризуется у подростков из полных семей сфера счастливой семейной жизни и работы, из неполных - познание и чувство уверенности в себе.
3. Гендерные различия в структуре ценностных ориентаций проявляются в том, что девочки придают большую значимость ценностям внутреннего мира, мира чувств и эмоций, а мальчики - рациональному, прагматическому отношению к миру.
Теоретической основой нашего исследования стали работы И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой, И.С. Кона, Б.С. Круглова, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, А.С. Шарова, В.А. Ядова и других, которые утверждают, что ценностные ориентации, «созревшие» в старшем подростковом возрасте, определяют характер дальнейших поступков подростков, направленных на окружающую действительность.
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: анализ научной
психолого-педагогической литературы, а также теоретических и эмпирических исследований по проблеме, диагностика ценностных ориентаций (тестирование, анкетирование), методы качественной (дифференциация материала по группам, анализ) и количественной обработки эмпирических данных (программы MS Excel и IBM SPSS. Statistics. v22, непараметрический статистический метод для 2-х независимых выборок критерий U-Манна Уитни, Н - критерий Крускала - Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования.
В контексте нашего исследования использовалась ценностно-ориентированная система методик Е.Б. Фанталовой: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах», «Шкала оценки дискомфорта», «Свободный выбор ценностей».
Практическая значимость. Данные могут быть использованы педагогами и психологами в работе со старшими подростками по ценностному становлению личности, формированию способности к сознательной выработке системы ценностных ориентаций, в научной деятельности, а также при разработке соответствующих развивающих программ.
База исследования и характеристика выборки.
Исследование проводилось на базе МБОУ - «Лицей № 10» города Белгорода, в качестве испытуемых выступили обучающиеся 10-х и 11-х классов в количестве 109 человек (59 из полных семей, 50 из неполных). Возраст испытуемых 16 - 18 лет.
В становлении системы ценностей важную роль играет то, насколько значимые ценности рассматриваются человеком как достижимые, доступные для него. Проблема соотношения значимости и возможности достижения ценностей, а также, сходства и различия в структуре ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей были изучены нами в ходе теоретического и эмпирического исследования.
В первой главе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы и изучили теоретические аспекты особенностей структуры ценностных ориентаций старших подростков.
Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся явными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. Как стойкое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации имеют все шансы формироваться только на достаточно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций говорит о конкретном этапе формирования личности старшего школьника, возникновении этих психологических структур, которые сильно содействуют становлению его миропонимания.
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что условия развития и воспитания в семье оказывают определяющее влияние на формирование системы ценностей личности подростка. Многими авторами отмечается, что для современных подростков значимость отношений с родителями имеет не меньшее значение, чем отношения со сверстниками. Внутрисемейные отношения, тип семьи оказывают решающую роль на формирование смысложизненных ориентаций подростков.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ особенностей ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей и решили ряд эмпирических задач. Во-первых, выполнили сравнительный анализ показателей «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах у старшеклассников из полных и неполных семей. Современных старшеклассников из полных и неполных семей характеризует общность ценностных ориентаций, занимающих крайние позиции в ценностной иерархии, а также, согласованность представлений о важных и необходимых ценностях в различных жизненных сферах и возможности их достижения. Однако наблюдается вариативность результатов, а именно: старшеклассники из полных семей в большей степени ориентированы на прагматические ценности (материально-обеспеченная жизнь, свобода), а альтруистические ценности (счастливая семейная жизнь, любовь, наличие верных друзей, получение образования и, как следствие, интересная работа) являются характерной особенностью старшеклассников из неполных семей.
Во-вторых, изучили различия между уровнями соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах у старшеклассников в их гендерном аспекте. Гендерные различия в структуре ценностных ориентаций проявляются в том, что девочки придают большую значимость ценностям внутреннего мира, мира чувств и эмоций, а мальчики - рациональному, прагматическому отношению к миру.
В-третьих, нами была проанализирована выраженность уровней субъективного переживания внутреннего дискомфорта старшеклассников из полных и неполных семей. Для общей выборки старшеклассников характерным является преобладание состояния внутреннего комфорта, но у старшеклассников из неполных семей он выражен слабее.
Сопоставили уровень расхождения между «ценностью» и «доступностью» в мотивационно-личностной сфере и степенью субъективно переживаемого при этом дискомфорта: почти все испытуемые, вне зависимости от пола и типа семьи, испытывают дискомфорт в связи с недостижимостью значимых ценностей. В обеих группах невозможность реализации значимых ценностных ориентаций сильнее переживается девочками.
Дополнительное исследование «ценностного ядра» личности старшеклассников из полных и неполных семей подтвердило наши предположения: старшеклассников из полных и неполных семей
характеризует схожесть взглядов на те качества, которые являются необходимыми и важными для каждого человека: честность, мудрость, целеустремленность, а также, на некоторые другие аспекты, такие как чувство юмора, доброта и понимание других людей. В структуре «ценностного ядра» подростков из полных семей преобладают ценности прагматического характера, в первую очередь, удовлетворяющие материальные потребности и наличие семьи, а для подростков из неполных семей свойственна склонность к выбору ценностей альтруистического характера, основанная на уважении, взаимопонимании людей друг с другом. аспекты, такие как чувство юмора, доброта и понимание других людей.
Таким образом, цель нашего исследования, изучить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей, была достигнута, а все предположения, которые мы выдвигали в качестве гипотезы, подтвердились:
1. Для современных старшеклассников характерны общие ценностные
ориентации, однако в системе ценностей существует и вариативность, во многом определяющаяся влиянием типа семьи, в которой они воспитываются: в структуре смысложизненных ориентаций
старшеклассников из полных семей преобладают прагматические ценности (которые приносят определенную пользу), из неполных семей - альтруистические, как важные и необходимые.
2. Современных подростков, в целом характеризует согласованность представлений о значимости и достижимости ценностей, но существуют различия, обусловленные влиянием типа семьи: для подростков из полных семей высокую значимость имеют материальные ценности, для подростков из неполных семей - ценности общения, взаимопонимания, уважения. Большей достижимостью характеризуется у подростков из полных семей сфера счастливой семейной жизни и работы, из неполных - познание и чувство уверенности в себе.
3. Гендерные различия в структуре ценностных ориентаций проявляются в том, что девочки придают большую значимость ценностям внутреннего мира, мира чувств и эмоций, а мальчики - рациональному, прагматическому отношению к миру.
В соответствии с полученными результатами исследования мы разработали рекомендации по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников.
Полученные в исследовании результаты о вариативности ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей могут быть использованы в работе педагогов и психологов со старшеклассниками из разных типов семей, по ценностному становлению личности, формированию способности к сознательной выработке системы ценностных ориентаций, а также при разработке соответствующих развивающих программ.
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева // СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Белоусова, О.А. Проблемы социализации подростков в неполных семьях / О.А. Белоусова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - Выпуск №3. - с. 45-51.
3. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. /гл. ред.
А.М. Прохоров. — М. : Сов. энцикл., 1991. — 2 т.
4. Варга, А.Я., Драбкина, Т.С., Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. — М.: МГУ, 1984. - 128 с.
6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков //: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006. - 256 с.
7. Гарванова, М.З., Гарванов, И.Г. Исследование ценностей в современной психологии / М.З. Гарванова, И.Г. Гарванов // Современная психология: материалы 3 междунар. науч. конф.- Казань: Бук, 2014. - с. 5-20.
8. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева // М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
9. Закревская, О.В. Особенности ценностных ориентаций подростков / О.В. Закревская // Система ценностей современного общества. - 2013. - Выпуск № 29. - с. 15-34.
10. Иванова, В.П., Сулайманова, А.И. ст. «Психологические особенности жизненных целей старших подростков» / В.П. Иванова, А.И. Сулайманова // Вестник КРСУ. 2014. Том 14. № 10. - с. 30.
11. Капцова, Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.А. Капцова // — М, 2002. - с. 174-203.
12. Капцов, А.В. Повышение валидности психологической диагностики / А.В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. №2 с. 188-193.
13. Капцов, А.В. Диагностика индивидуальной структуры личностных ценностей / А.В. Капцов // Весник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», 2007, №2 с. 82-94.
14. Карпушина, Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп [Текст]: автореф. дис.... канд. псх. наук / Л.В. Карпушина // Самара, 2003. - 25 с.
15. Карпушина, Л.В. Значимость в категории «ценности» и ее измерение / Л.В. Карпушина // Мотивация в психологии управления: сб. матер. второй межвузовской науч. - практ. конф. Самар. гуманит. акад., 2003. - с. 66-75.
16. Колб, У.Л. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории / У.Л. Колб, Г. Беккер, А. Босков // Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961. - 112 с.
17. Красильников, И.А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал: автореф. дис.. ..канд. псх. наук / И.А. Красильников. — Саратов, 2005. - 25 с.
18. Круглов, Б.С. Социальная направленность личности / Б.С. Круглов // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989. - с. 12 - 14.
19. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа строения и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев // М.: Смысл, 2003, - 487 с.
20. Логутова, Е.В. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов [Текст] / Е.В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - с. 22-26.
21. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов // М., 1984. - 225 с.
22. Лысогорская, М.В. Типы родительской семьи и особенности
внутриличностного ценностного конфликта у подростков: автореф.
дис.. ..канд. псх. наук / М.В. Лысогорская // Ярославль, 2001 - 18 с.
23. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 108-118.
24. Мухаматулина, Е.А., Обидная, С.Н. Проблемы социально-психологической адаптации подростков в процессе построения жизненной перспективы и оценивания своих субъективных возможностей / Е.А. Мухаматулина, С.Н. Обидная // Подросток на перекрестке эпох. М., 1997. - 98 с.
25. Наследов, А.Д. Н31 SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов // СПб.: Питер, 2011. — 400 с.: ил.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов // М., 2001. - 873 с.
27. Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 1990. - 158 с.
28. Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности / Г. Риккерт // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Выпуск № 1 — М., 1994. - 25 с.
29. Салихова, Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей / Н.Р. Салихова // Казань: КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина, 2005. - 36 с.
30. Сейлулаев, К.Б. Психология Ценностных ориентаций / К.Б. Сейдулаев // Педагогика и психология. 2009. № 1 (4). с. 70-76.
31. Семенов, В.Е. Современная российская полиментальность и ментальные типы молодежи / В.Е. Семенов // Ментальность российской провинции: сб. материалов 4 Всерос. конф. по исторической психологии российского сознания. Самара : Изд-во СГПУ, 2005. - с. 159-163.
32. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. М., 1990. - 122 с.
33. Собкин, В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте / В.С. Собкин //. Докт. дисс. в виде научн. докл. М., 1997. - 88 с.
34. Спенсер, Г. Первые принципы / Г. Спенсер. М., 1972. - 201 с.
35. Стойлик, А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: автореф. дис. канд. псх. наук / А.Ю. Стойлик // М, 2004. - 25 с.
36. Стойлик, А.Ю. К проблеме изучения ценностных ориентаций современных подростков и юношей / А.Ю. Стойлик // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения. Психология как профессия (исследователь, практик). Том 9, №3, М., 2002. - с. 192 - 193.
37. Стойлик, А.Ю. Сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте: 70-80-е г. 20в. и начало 21в. / А.Ю. Стойлик // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 13-й Международной конференции молодых ученых. Раздел Психология, - СПБ., 2002. - С. 322.
38. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье [Текст] / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №3 (40). - С. 61-67.
39. Тетерина, Е.А., Питерова, А.Ю. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи / Е.А. Тетерина, А.Ю. Питерова. - М.: Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». № 2 (2) / 2013. - 5 с.
40. Тугаринов, В.П. Теория ценности в марксизме / В.П. Тугаринов //. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 25 с.
41. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е.Б. Фанталова // Психол. журн. — 1992. — Т. 13, № 1. — С. 107—117.
42. Фанталова, Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова // Тематическое приложение № 2 к «Журналу практического психолога». — М., 1997. - 25 с.
43. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова // Самара: БАХРАХ — М, 2001. - 33 с.
44. Фанталова, Е.Б. Внутренний конфликт, внутренний вакуум и нейтральная зона как ценностно-ориентированные личностные конструкты в экзистенциальном пространстве человека / Е.Б. Фанталова // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука 21века: Монография. Краснодар, 2012. - 31 с.
45. Фанталова, Е.Б. Особенности ценностных предпочтений у студентов / Е.Б. Фанталова // Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека: Материалы 6 Междунар. конф. Студентов и молодых ученых, 12-13 мая 2011 года / отв. Ред. М.К. Кабардов. Рязань, 2011. - 40 с.
46. Фанталова, Е.Б. Уровень соотношения «ценности» и
«доступности» в различных жизненных сферах: психометрическое
исследование показателей / Е.Б. Фанталова // Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал № 2 (66). М., 2011. - 34 с.
47. Фанталова, Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика / Е.Б. Фанталова // Lap Lambert Academic Publishing GmbHCo.KG, 2012. - 47 с.
48. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва и др. - М.: Сов. энциклопедия. - 1983. - 840 с.
49. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // М.: Прогресс, 1990.
50. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм //. - М.: Республика. - 1993. - 415 с.
51. Холл, К.С., Альфред Адлер / К.С. Холл, Г. Линдсей // Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С. 139 - 151.
52. Холл, К.С. Аналитическая теория Юнга / К.С. Холл, Г. Линдсей // Теория личности. М.: «КСП+», 1997. С. 91 - 135.
53. Чукреева, Л.Н. Особенности воспитания детей в неполных семьях (на материалах социологического исследования) [Текст] / Л.Н. Чукреева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - №7. - С. 47-52.
54. Шаров, А.С. формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности / А.С. Шаров // М., 1981. - 147 с.
55. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
56. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 55 - 60.
57. Thomas, S., Znaniecki, F. The Polish Peasant in Europe and America by William Vol. 1, part. 1. N-I. 1918.