ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТО 7
1.1. Понятие «профессиональная идентичность» в психологии 7
1.2. Понятие и виды копинг-стратегий 17
1.3. Роль копинг-стратегий в прохождении кризиса профессиональной
идентичности в вузе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ 27
2.1. Описание и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации психологической службе по развитию копинг- стратегий студентов, как условие преодоления кризиса профессиональной
идентичности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России
прослеживается тенденция к увеличению количества студентов не работающих по специальности. Причин данного явления множества, но ключевую
роль в профессиональном становлении студентов играет профессиональная
идентичность.
По мнению Озериной А.А. профессиональная идентичность − это динамичная структура, в процессе развития которой конструируется представление человека о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся переживанием своей профессиональной принадлежности [30, с. 82].
Изучением профессиональной идентичности, ее динамики и компонентов, генезиса и функций занимались как отечественные, так и зарубежные
специалисты, такие как: П. А. Аза, А. А. Ручка, К. А. Абульханова-Славская,
Е. И. Головаха, Е. П. Ермолаева, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. Пряжников, Е. В. Шорохова, В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко, В. А. Ядова.
Именно в вузе студент понимает готов ли он посвятить свою жизнь
этой профессии или нет. Некоторые студентов уже на первом курсе, примерив на себя профессиональную роль, решают заниматься чем-то другим, другие же наоборот начинают работать над собой, что бы стать профессионалом
в определенной области. Таким образом, к последнему курсу обучения у студента формируется профессиональный план, положительное отношение к
профессии. Образ профессии и образ профессионала углубляется, становится
более целостным. Профессиональная позиция становится активной, а профессиональная самооценка адекватная. Кроме всего этого студент замотивирован работать по данной специальности.
Успешное формирование профессиональной идентичности влияет на
успешность в учебе, успешность карьерного роста, на удовлетворенность
своей профессией, и на удовлетворенность жизнью в целом.4
Студент с незрелой профессиональной идентичностью будет менее
успешен как в учебе, так и в дальнейшей карьере. А так как от успешности в
карьере зависит уровень удовлетворенности жизнью в целом, то появляется
необходимость изучать профессиональную идентичность именно в период
обучения вузе.
Процесс формирования профессиональной идентичности сопровождается кризисами. Они неизбежны и сопровождают любой процесс развития.
Благоприятный вариант формирование профессиональной идентичности во многом зависит от успешности прохождения кризиса. Именно в кризисный период происходит скачек в развитии профессиональной идентичности. Если кризис проходит успешно профессиональная идентичность становится зрелой, если же нет, она остается диффузной или предрешенной.
Для того чтобы кризис проходил успешно, необходимо эффективно
решать возникшие противоречия. В этом студенту помогаю копингстратегии.
Лазарус Р. считал, что копинг-стратегии- это непрерывно меняющиеся
попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как
чрезмерные или превышающие ресурсы человека [20, с.131].
Студенты, которые во время кризиса пользуются неэффективными копинг-стратегиями, нуждаются в особой помощи психологов и педагогов.
Необходимо создать благоприятные условия для прохождения студентами
кризисов профессиональной идентичности. Обучение использованию эффективных способов выхода из кризисной ситуации может благоприятно повлиять не только на прохождение кризиса, но и может помочь при любой затруднительной ситуации.
Для того, чтобы понять, есть ли связь между процессом профессиональной идентичности и копинг-стратегиями необходимо определить, как
идет процесс профессиональной идентичности студента на всех этапах обучения, определить ее качественные и количественные характеристики, а также определить какими же стратегиями пользуются студенты.
Проблема исследования: связан ли выбор копинг-стратегий с прохождением кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов.
Теоретической основой исследования служили основные положения
теории профессиональной идентичности Озериной А.А., основные положения теории копинг-стратегий Лазаруса Р.
Цель работы: изучить связь копинг-стратегий с прохождением кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов.
Объект исследования: профессиональная идентичность.
Предмет исследования: связь копинг-стратегий и кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: копинг-стратегии связаны с прохождением
кризиса профессиональной идентичности, а именно: у студентов с достигнутой профессиональной идентичностью доминируют эффективные копингстратегии («принятие ответственности», «самоконтроль», «планирование
решение проблем»); у студентов, находящихся в кризисе, доминирует неэффективный вид копинг-стратегий («бегство»).
Теоретический анализ изучения профессиональной идентичности показал, что эта тема не достаточная изучена, существует много подходов к определению профессиональной идентичности, ее структуры и динамики. В частности не хватает исследовании в области связи копинг-стратегий с данным
явлением. В ходе исследования мы выяснили, что профессиональная идентичность это- психосоциальная характеристика личности, именующая динамичную структуру, в процессе которой формируется представление человека
о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся
переживанием своей профессиональной принадлежности, способствующему
профессиональному развитию личности. Она состоит из четырех компонентов: эмоциональный, мотивационно-ценностый, когнитивный, поведенческий. А также имеет четыре статуса: диффузная, предрешенная, «Мараторий», достигнутая идентичность.
Копинг-стратегии же это те действия, которые человек предпринимает
по решению кризисных ситуаций. Кризис профессиональной идентичности,
возникающий в норме на первом и четвертом курсе является одной из важнейших ситуаций, где студенту необходимо уметь грамотно и эффективно
пользоваться копинг-стратегиями. Но это не всегда так, что и показало наше
исследование.
Копинг-стратегии делятся на эффективные и неэффективные. К эффективным относятся такие стратегии как: принятие ответственности, самоконтроль, планирование решения проблем. Эти стратегии будут эффективны при
переживании кризиса, так как они включают в себя целенаправленные действия по решению проблемных ситуаций. К неэффективным копингстратегиям можно отнести такие стратегии как: бегство, дистанционирование, конфронтация. Они не эффективны, так как не ведут к решению проблемы. Стратегия « Поиск социальной поддержки также была отнесена в разряд неэффективных в данном случае, так, как она приводит к зависимой позиции
и предрешенной профессиональной идентичности.
В начале мы выяснили, какими стратегиями владеют студенты разных
курсов. Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что к концу
обучения студенты используют больше эффективных копинг-стратегий, а
именно стратеги: «Планирование решения проблем» и «Самоконтроль».
На втором этапе исследования мы выявили, какие статусы профессиональной идентичности присутствуют у студентов разных курсах. Из полученных данных мы сделали вывод, что к концу обучения увеличивается число студентов с диффузной профессиональной идентичностью. При этом число студентов с предрешенной профессиональной идентичностью уменьшается. Из этого мы сделали вывод, что в начале многие студенты использовали
неэффективные копинг-стратегии, а именно: стратегию « Бегство» и «Поиск
социальной поддержки», то в конце обучения студенты перешли в статус
диффузной профессиональной идентичности. Они не видят в себе профессионала в данной области и не хотят идти работать по специальности. При этом
студенты, которые преимущественно использовали в кризисах эффективные
копинг-стратегии, такие как: «Принятие ответственности», «Самоконтроль»,
«Планирование решения проблем» имеют, статус достигнутой профессиональной идентичности, либо же находясь в кризисе в дальнейшем с могут
прийти к этому.
Проведя статистический анализ данных, мы получили подтверждение
нашей гипотезы.
1. Абитов, И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совла¬деющего поведения: в норме и при психосоматических и невротических рас¬стройствах: автореф. [Текст]: дис. ...канд. психол. Наук: 19.00.01/ И.Р. Аби¬тов - Казань, 2007. - 24 с.
2. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях[Текст]: дис. .канд. психол. наук: 19.00.03/ Е.В. Битюцкая - М, 2007, -63 с.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А. Бодров, - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - 528 с.
4. Бондыреева, С.К. Выживание: факторы и механизм/ С.К. Бондыре¬ва, Д.В. Колесов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инсти¬тута, 2011. - 368 с.
5. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного само-определения/ М.Р. Гинзбург //Вопросы психологии. -2004. -№3. - С. 43-53.
6. Ермакова, З.В. Профессиональная идентичность социального педа¬гога [Текст]: автореф. дис. .канд. психол. наук. 19.00.03 / З.В Ермакова - Хабаровск, 2007. - 22 с.
7. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность/ Е.П. Ермолаева// Психологический журнал.- 2001.- №4.- 51-59 с.
8. Жигинас, Н.В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья/ Н.В. Жигинас// Вестник ТГПУ-2009/-. Выпуск 4-61-64 с.
9. Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией/ Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова, А В. Карпова. Вып. 11.- Москва. - 2002. - С. 104 - 128.
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер - М.: Екатеринбург, -
2003. -С.324-325.
11. Зимина, Н.В. Изучение копинг-стратегий у старшеклассни¬ков [Текст] / Н. В. Зимина, О. Б. Симатова // Актуальные направления науч¬ных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.- практ. конф./ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2015. - С. 190-192.
12. Иванов, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство/ Н.Л. Иванов //Мир психологии-2004. -№2. - 148-157c.
13. Иванов, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально- психо¬логических исследованиях/ Н.Л. Иванов // Вопросы психологии.-№1-2008- 34c.
14. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов- М.: Воро¬неж- 1996-344с.
15. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание/ И.С. Кон - М.: «Политизнает». Личность и ее самосознание. -1984.-336 с.
16. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения [Текст]/ Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул- 2009. 76с.
17. Ксинг, В.А. Становление профессиональной идентичности у рабо¬тающих студентов/ В.А. Ксинг: автореф. Дис. ...канд. психол. Наук. -М.¬
2008. - 24 с.
18. Кулезнева, И.Н. Развитие профессиональной идентичности студен¬тов в условиях среднего профессионального образования/ И.Н. Кулезнева: дис. Канд. пед. наук,-Ярославль.- 2008.-183 с.
19. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг [Текст]/ Р.Лазарус. - М.: Меди¬цина. - 2013. - 218 с.
20. Лазарус, Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга [Текст]/ Р.Лазарус. - М.: Медицина. - 2012. - 131 с.
21. Матвеева, Л.Т. Становление профессионального самопознания кли¬нических психологов/ Л.Т Матвеева :дис. ...Канд.псих.наук.-Москва. -
2004. - 215 с.
22. Мищенко, Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза[Текст]// Т.В. Мищенко: автореферат дис. ...канд. Психол. Наук. - Ярославль. - 2005. - 23с
23. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев [Текст]// Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - том 1, вып. 2. - С. 37-47.
24. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь- 2010. -507 с.
25. Одинцова, М.А. Психология жизнестойкости [Текст] / М.А. Один-цова. - М.: Флинта.- 2015. - 256 с.
26. Озерина А.А. Особенности психологического сопровождения сту-дентов бакалавриата в зависимости от статуса профессиональной идентично¬сти / А.А. Озерина // Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции: «Психология образования: модерниза¬ция психолого-педагогического образования» - Москва. - 2012. - С. 84-89.
27. Озерина, А.А. Исследование содержания профессиональной иден-тичности студентов бакалавриата / А.А. Озерина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Изд-во Волгоградский государственный социально-педагогический университет. - Том 65 № 1 - Волгоград: Издательство ВГСПУ. - 2012. — С. 115-119.
28. Озерина, А.А. Особенности профессиональной идентичности сту-дентов бакалавриата/ А.А. Озерина // В мире научных открытий. Структура: Издательство ООО "Научно-инновационный центр - 2011. - С. 86 - 95.
29. Озерина, А.А., Голубь, О.В., Влияние типа мышления личности на профессиональное самоопределение старшеклассника // В мире научных от¬крытий. Проблемы науки и образования.- № 11.4-2013.- С. 78-86.
30. Озерина, А.А. Проблема понимания профессиональной идентично¬сти / А.А Озерина. // Материалы II Всероссийской научной конференции "Научное творчество XXI века"; журнал В мире научных открытий 2010 №4 (10), Часть 8. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2010. -С. 51-53.
31. Озерина, А.А. Профессиональной идентичности / А.А. Озерина - Красноярск. - 2010. - 56 с.
32. Озерина, А.А. Разработка опросника диагностики профессиональ¬ной идентичности студентов / А.А. Озерина // Известия Дагестанского госу¬дарственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -2011- № 2. -Структура: Издательство Дагестанский государствен¬ный педагогический университет. - 2011. - 15-22с.
33. Озерина, А.А. Статусы профессиональной идентичности студен-тов [Текст] / А.А. Озерина // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием. - СПб.: «АЙСИНГ». - 2009. - 163-165с.
34. Озерина, А.А. Типолония переживания кризиса профессиональной идентичности./ А.А. Озерина// Вест. Волгогр. Гос. Ун-та. Сер. 7, Филос. -
2009. - №1-24 с.
35. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М. - 2004. - 494 с.
36. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. / Н.Самоукина. СПб.: Питер.- 2003.-224 с.
37. Рассказова, Е.И. «Копинг-стратегии в психологии стресса: подхо-ды, методы и перспективы исследований» /Е.И. Рассказова, Т.О. Гордее¬ва [Текст] // Психологические исследования. - 2011. - № 3 (17). - С. 30-35.
38. Соколовский, С.В. Метафизика идентичности и исследования про-цессов идентификации в социальных науках / С.В. Соколовский, [Текст] // Сибирские исторические исследования. - 2015. - № 1. -13 с.
39. Сутович, Е.И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов/ Е.И. Сутович // Труды 3 Международной научной Ин-тернет-конференции, март-июнь 2009 г./ Отв. ред. М.Ю. Семенов. - Омск: Изд-во «Полиграфический центр Кан. - 2009. -С. 200-219.
40. Татарко, С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии / С.А. Татарко // Психологическая диагностика. -2009. -№ 1. - 1-39 с.
41. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по професси¬ональной ориентации / А.П. Чернявская - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2003. - 96 с.
42. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная иден-тичность: Теория и методы диагностики/ Л.Б. Шнейдер - Изд-во: МПСИ. -
2007
43. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная иден-тичность: Теория и методы диагностики/ Л.Б. Шнейдер - Изд-во: МПСИ. -
2007-53 с.
44. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления/ Л.Б. Шнейдер // Автореферат дис. на соискание учё¬ной степени доктора психологических наук. М. - 2001. - 32 с.
45. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. англ.-2-е изд./общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. -М.: Флинта:МПСИ: Прогресс. - 2006. - 352 с.
46. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы [Текст]/ В.М. Ялтонский, Н.А Сирота. - Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. - М.-2008. - 360 с.
47. Abul'khanova-Slavskaya, K.A. Psikhologiya i soznanie lichnosti/ K.A. Abul'khanova-Slavskaya- M.-1999.
48. Libin, A.V. Differentsial'naya psikhologiya: Na peresechenii evrop- eyskikh, rossiyskikh i ameri-kanskikh traditsiy./ A.V. Libin, M., 2000.
49. Marcia, J.E. Development and validation of ego-identity status//Journal of personality/ J.E. Marcia -1996.-551-558p.
50. Moss, R.H. Schaefer J.A. Life transitions and crises. Coping with life crises. An integrative approach./ R.H. Moss -New York: Plenum Press- 2010.