ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению развития
универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.2. Возрастные особенности формирования личностных
универсальных учебных действий у учащихся младших классов 15
1.3. Индивидуальный стиль деятельности педагога как условие
развития универсальных учебных действий 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов 40
2.3. Программа по развитию универсальных учебных действий у
младших школьников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий, обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Анализ литературы по теме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана.
Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы работы.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста и недостаточностью путей решения проблемы.
Проблема исследования: каков характер связи между
сформированностью универсальных учебных действий младших школьников и индивидуальным стилем деятельности педагога?
Цель исследования: решение проблемы исследования.
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования - универсальные учебные действия младших школьников, обучающихся у педагогов с разными индивидуальными стилями педагогической деятельности.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у школьников, обучающихся у педагогов с рассуждающе-методическим стилем педагогической деятельности, в структуре УУД доминируют регулятивные и познавательные умения, в то время как у школьников, обучающихся у педагогов с эмоционально-методическимстилем педагогической деятельности, преобладают личностные и коммуникативные УУД.
Задачи исследования:
1. изучить степень разработанности проблемы универсальных учебных действий младших школьников;
2. изучить особенности универсальных учебных действий младших школьников, обучающихся у педагогов с разными индивидуальными стилями деятельности;
3. разработать программу по развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Теоретическая основа исследования. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся рассматриваемых А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой
Методы исследования. Организационный (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования); эмпирические (наблюдение, диагностические методики, констатирующий эксперимент), методы количественной и качественной обработки, статистические методы, интерпретационный метод.
Методики исследования. В ходе эмпирического исследования применялись следующие психологические методики: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера,
Д.Б.Эльконина); анкета «Оцени поступок» (дифференциация
конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой);анкета «Оценка сформированности целеполагания, контроля, оценки» ;методика «Образец и правило»; «МЭДИС - методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей»; «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)»; методика «Рукавички» (А.Г. Цукерман); методика «Задание- Дорогак
дому»(модифицированноезадание«Архитектор-строитель»);методика, направленная на изучение индивидуального стиля деятельности педагога (А.К. Марковой, А.Я. Никоновой).
Практическая значимость исследования. Разработанная автором программа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников может найти применение в деятельности педагогов начальной школы, практических психологов системы образования.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось в Белгородской области, город Белгород, МБОУ СОШ №33. В исследовании принимали участие школьники с 1 по 4 класс, в количестве 204 школьника и 8 педагогов (все педагоги имеют высшее педагогическое образование, стаж работы более 5 лет), общее количество испытуемых 212 человек.
Анализ экспериментальных данных проводился с помощью стандартного пакета программ MS Excel.
Целью нашего исследования является изучение особенностей психолого-педагогического развития универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе у школьников, обучающихся у учителей с разными стилями педагогической деятельности. Мы рассмотрели современные требования ФГОС и особенности психолого-педагогического сопровождения к обучению.
Проведя теоретический анализ по проблеме исследования, мы пришли к выводу что, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Проведя эмпирическое исследование мы пришли к таким выводам: Мониторинг сформированности УУД характеризуется следующими признаками:
• Личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» (1класс) до нравственно-этической ориентации (4класс).
• Регулятивный компонент: от отсутствия цели (1класс) до принятия познавательной цели (4класс); от контроля (1класс) до актуального контроля (4класс); от оценки (1класс) до потенциально адекватной оценки (4класс);
• Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого (1класс) переходит в средний (4класс);
• Коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов (1класс) до сложных видов кооперации (умения слушать, слышать и понимать партнера).
Также было выявлено, чтоу школьников, обучающихся у педагогов с рассуждающе-методическим стилем педагогической деятельности в структуре УУД доминирует регулятивные и познавательные умения, в то время как у школьников обучающихся у педагогов с эмоционально¬методическим стилем педагогической деятельности преобладают
личностные и коммуникативные УУД.
Таким образом, цели и задачи достигнуты гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение. 2008 .
2. Асмолов А.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://standart. edu. ru/catalog. aspx?CatalogId=243
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Атаханов Р. БобковаМ.Г.Педагогическая психология: психология обучения [Текст] / Р. Атаханов, Учеб.пособие для студ. Специальностей«психология»«педагогикапсихология».Тюмень.Издательство Тюменского государственного университета, 2009.- 260с.
5. Бобкова М.Г., Плоникова Е.А. Фасилитация как условие формирования универсальных учебных действий на уроках английского в начальной школе языка // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сборник материалов 5-й международной научно- практической конференции, 25 апреля, 2014 г. — Махачкала: ООО "Апробация", 2014.—C. 101-111.
6. Бобкова М.Г. Методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №4. 119-133с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
8. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко и др. Народноеобразование2012.-
№4 160 с.
9. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://kanaevamv.sehost.ru/page1
10. Козлова В.В., Кондакова А.М. [и др.] Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
11. Кямалзаде Г.М. Динамика развития регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 3
12. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии.- 1987.- № 5.
13. Матвеева М.Г., Тарасова А.М. Модель психологического сопровождения
ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -
http: //www.pandia. ru/text/77/302/25836. php
14. Меркулова Т.В.,ТеплицкаяА.Г.Учимсяучитьсяидействовать [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://log-in.ru/books/uchimsya- uchitsya-i-deiystvovat-monitoring-metapredmetnykh-universalnykh-uchebnykh- deiystviiy-merkulova-t-v-teplicskaya-a-g-psikhologicheskaya-rabota-s-detmi- mladshego-shkolnogo-vozrasta/
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / Учебник для студ.вузов. - 9-е изд., М.: Академия, 2004. - 456 с.
16. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Текст] / УлГПУ имени И.Н.Ульянова, педагогический факультет г. Ульяновск.
17. Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля
педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды / Л.А. Нижегородова // Интеграция. - Челябинск: ЧИПиПКРО, 2016¬С. 32.
18. Образовательные программы для начальной школы [Электронный ресурс].Режимдоступа.-
http: //www. nnmama. ru/content/evolution/Methods/razviv?path2=content%2Fevol ution%2FMethods%2Frazviv&VOTE_ID=94&view_result=Y
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа.- http://uchebniki.ws/149903145274/psihologiya/mladshiy_shkolnyy_vozrast
20. Орехова А.И. УУД - это навыки, которые нужно закладывать в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://pedsovet. su/publ/26-1 -0-2543
21. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / Начальная школа. 2012.- №10.
22. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте
[Электронный ресурс] .Режимдоступа. -
http://www.vevivi.ru/best/Osobennosti-psikhicheskikh-protsessov-v-mladshem- shkolnom-vozraste-ref140401 .html
23. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под. Редакцией И.В. Дубровиной - СПБ.: Питер, 2009. - 592с.
24. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http: //school4nv. web-box. ru/document/profsouz
25. Программа формирования УУД [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.school4-
golovko.narod.ru/2011/02.02.2011/realisazija_FGOS/Osn_programma/6.htm
26. Психологические особенности обучения в младшем школьном возрасте [Электронныйресурс].Режимдоступа.-
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obuchenie-mshv.html
27. Пушкина О.П. Система работы по воспитанию и развитию качеств
личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -
http://festival.1september.ru/articles/627031/
66
28. Рождественская С.В. Формирование УУДвначальнойшколе-
требование времени [Электронный ресурс]. Режимдоступа.-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/formirovanie-universalnykh- uchebnykh-deistvii-v-nachalnoi-shkole-treb
29. Рослякова Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога / Н.И. Рослякова // Вестник Адыгейского государственного
университета. - 2015. - №5. - С.72-75.
30. Сидорова И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011. - С.32-35.
31. СлепцовЮ.Формированиеуниверсальныхучебныхдействийкак
требование ФГОС[Электронныйресурс].- Режимдоступа.-
http://polevoe- school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie_uud_kak_trebovanie_fgos/5 -1-0-19
32. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего
образования [Текст]: пособие для учителей/ П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010. - С.4-20.
33. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования [Текст] / С.Т. Терентьева // Вестник образования. - 2013. - №11. - С.29-32.
34. Тропина Т.Д. Проблема психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс].
- Режим доступа. - http://festival.1september.ru/articles/599933/
35. ФГОС - глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://standart. edu. ru/catalog. aspx?CatalogId=313
36. ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://edu-lider. ru/fgos-v-nachalnoj -shkole/
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа. -
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429
38. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа.- http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429
39. Формирование логических универсальных учебных действий
[электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/matematika/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh- matematiki-sre свободный-Социальная сеть работников образования.
40. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. - М. 1990. - 192с.
41. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. /Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. —
159 с.
43. Хабибуллина Р.Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС //[Электронный ресурс]. - Режим доступа.- pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-lichnostnyh- i-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos-501036 Хоменко В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность //[Электронный ресурс]. - Режим доступа.- pedportal.net/nachalnye- klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu- deyatelnost-508239
44. Хурматуллина Р.К. Индивидуальный творческий
стиль деятельности: теоретический аспект / Р.К. Хурматуллина // Филология И Культура. - 2013. - №1(31). - С. 272-275.
45. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман [Текст] /
68
Томск, 1993. - 310 с.
46. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]:
пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.:
Педагогический центр "Эксперимент", 2012. - 362с.
47. Черкасова И.И. Ситуационные задачи как средство подготовки будущего учителя к формированию универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Образование и культура в контексте развития региона. Материалы ХХУ!всерос. Менделеевскихчтений. Тобольск ТГСПА 2011. - C 72-74.
48. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения [Текст]: пособие для
студентов педагогических вузов/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.:
издательский центр "Союз", 2009. - С.153-157.
49. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям //Вестник Самарского государственного университета. — 2013. — № 8-1 (109). — с. 283-287.
50. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе [Текст] / Т.С. Ячменникова // Муниципальное образование. - 2011. - №12. - С.25-32.