РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы развития профессионально значимых качеств судебных приставов в период адаптации к профессиональной деятельности 10
1.1. Понятие о профессионально значимых качествах судебных приставов .. 10
1.2. Особенности адаптации судебных приставов- к профессиональной
деятельности 16
1.3. Развитие профессионально значимых качеств судебных приставов как
условие успешности процесса адаптации к профессиональной деятельности 25
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение профессионально, значимых качеств судебных приставов в период адаптации, к профессиональной деятельности 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения профессионально
значимых качеств судебных приставов в период адаптации_ к профессиональной деятельности 40
2.2.1. Анализ результатов исследования уровня адаптации судебных
приставов к профессиональной деятельности 40
2.2.2. Анализ результатов исследования профессионально значимых качеств
судебных приставов 44
2.3. Разработка и реализация специальной- тренинговой программы по
развитию профессионально значимых_качеств судебных приставов в период адаптации_к профессиональной деятельности 58
2.4. Проверка эффективности специальной- тренинговой программы по
развитию профессионально значимых_качеств судебных приставов в период адаптации_к профессиональной деятельности 60
2.5. Предложения и рекомендации по организации социально-
психологического обеспечения профессионального становления сотрудников
в период адаптации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы развития профессионально значимых качеств судебных приставов в период адаптации к профессиональной деятельности 10
1.1. Понятие о профессионально значимых качествах судебных приставов .. 10
1.2. Особенности адаптации судебных приставов- к профессиональной
деятельности 16
1.3. Развитие профессионально значимых качеств судебных приставов как
условие успешности процесса адаптации к профессиональной деятельности 25
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение профессионально, значимых качеств судебных приставов в период адаптации, к профессиональной деятельности 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения профессионально
значимых качеств судебных приставов в период адаптации_ к профессиональной деятельности 40
2.2.1. Анализ результатов исследования уровня адаптации судебных
приставов к профессиональной деятельности 40
2.2.2. Анализ результатов исследования профессионально значимых качеств
судебных приставов 44
2.3. Разработка и реализация специальной- тренинговой программы по
развитию профессионально значимых_качеств судебных приставов в период адаптации_к профессиональной деятельности 58
2.4. Проверка эффективности специальной- тренинговой программы по
развитию профессионально значимых_качеств судебных приставов в период адаптации_к профессиональной деятельности 60
2.5. Предложения и рекомендации по организации социально-
психологического обеспечения профессионального становления сотрудников
в период адаптации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Данное обстоятельство определяет его профессиональную деятельность как одну из разновидностей государственной службы с
присущими ей специфическими психологическими особенностями. К основополагающим характеристикам профессиональной деятельности судебных
приставов относятся: высокий уровень ответственности, высокий уровень
нервно-психической устойчивости, высокая работоспособность, коммуникабельность, уравновешенность, способность адаптироваться в разных условиях труда, высокая помехоустойчивость, развитая эмоционально-волевая сфера внимательность, переключаемость, наблюдательность.
Изучение социально-психологических особенностей становления личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики
как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии
с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального
образования и профессиональной адаптации.
Не все поступившие на службу сотрудники успешно проходят начальный этап профессиональной деятельности – адаптацию к профессиональной
деятельности. По данным анкетирования в Управлении Федеральной службы
судебных приставов по Белгородской области (далее – Управление) 80% сотрудников покинули новое место работы в течении года, большинство из них
приняли это решение в течении первой недели пребывания в новом коллективе. Многие из принятых молодых сотрудников не выдерживают специфических трудностей и противоречий адаптационного периода, что может привести к значительным кадровым и экономическим потерям, нарушению преемственности передачи профессиональных знаний и опыта, негативному
влиянию на общий уровень профессионализма и компетентности сотрудников.
Анализ психологических факторов периода адаптации к профессиональной деятельности сотрудников является важной основой для обоснования рекомендаций по оптимизации их профессионального становления, а
также для разработки методов прогнозирования успешности профессиональной адаптации сотрудников на основе их профессионально значимых качеств.
Имеется целый ряд исследований (Л.И. Анциферова, А.И. Бычкова,
Н.Р. Битянова, В.Г. Зазыкин, Л.И. Иванова, Д.П. Кайдалов, А.К. Маркова,
В.Н. Мясищев, Д. Маэрс, Б.Д. Парыгин,
А.В. Петровский, Л.Н. Собчик, Г. Томэ, А.П. Чернышев, И.И. Чеснокова,
В.В. Шпалинский, В.Я. Ядов и др.), посвященных анализу проблемы протекания периодов профессионализации и карьерного роста, в которых внутреннее психологическое содержание данного процесса выделяется в качестве
основополагающего элемента, его определяющего.
Все вышеперечисленное свидетельствует о наличие серьезных противоречий в теории и практике профессиональной деятельности судебных приставов, суть которых состоит в следующем:
Первое противоречие – практическое – состоит в несоответствии между требованием труда и уровнем реальной психологической помощи в период адаптации.
Второе противоречие – теоретическое – состоит в том, что поиск эффективных способов и средств развития профессионально значимых качеств
судебных приставов в процессе адаптации предполагает выявление специфики данного вида деятельности и разработки профессиограммы судебного
пристава. В настоящее время эта задача в отечественной психологии еще не
решена.
Таким образом, потребность Управления в совершенствовании работы
с личным составом и в научном обеспечении, прогнозировании и повышении
эффективности процесса профессиональной адаптации сотрудников, недостаточная разработанность данной проблемы в современной психологиче6
ской науке позволяют рассматривать избранную для диссертационного исследования тему «Развитие профессионально значимых качеств судебных
приставов в период адаптации к профессиональной деятельности» как актуальную и значимую в научном, теоретическом и прикладном отношении.
Проблема нашего исследования: какие профессионально значимые качества и при каких условиях будут способствовать повышению уровня адаптации к профессиональной деятельности?
В соответствии с проблемой исследования мы определили цель – создание условий развития профессионально значимых качеств судебных приставов с помощью специальной тренинговой программы, которая будет способствовать повышению уровня адаптации в профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессионально значимые качества судебных
приставов.
Предмет исследования: особенности развития профессионально значимых качеств судебных приставов в период адаптации к профессиональной
деятельности с помощью специальной разработанной тренинговой программы.
присущими ей специфическими психологическими особенностями. К основополагающим характеристикам профессиональной деятельности судебных
приставов относятся: высокий уровень ответственности, высокий уровень
нервно-психической устойчивости, высокая работоспособность, коммуникабельность, уравновешенность, способность адаптироваться в разных условиях труда, высокая помехоустойчивость, развитая эмоционально-волевая сфера внимательность, переключаемость, наблюдательность.
Изучение социально-психологических особенностей становления личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики
как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии
с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального
образования и профессиональной адаптации.
Не все поступившие на службу сотрудники успешно проходят начальный этап профессиональной деятельности – адаптацию к профессиональной
деятельности. По данным анкетирования в Управлении Федеральной службы
судебных приставов по Белгородской области (далее – Управление) 80% сотрудников покинули новое место работы в течении года, большинство из них
приняли это решение в течении первой недели пребывания в новом коллективе. Многие из принятых молодых сотрудников не выдерживают специфических трудностей и противоречий адаптационного периода, что может привести к значительным кадровым и экономическим потерям, нарушению преемственности передачи профессиональных знаний и опыта, негативному
влиянию на общий уровень профессионализма и компетентности сотрудников.
Анализ психологических факторов периода адаптации к профессиональной деятельности сотрудников является важной основой для обоснования рекомендаций по оптимизации их профессионального становления, а
также для разработки методов прогнозирования успешности профессиональной адаптации сотрудников на основе их профессионально значимых качеств.
Имеется целый ряд исследований (Л.И. Анциферова, А.И. Бычкова,
Н.Р. Битянова, В.Г. Зазыкин, Л.И. Иванова, Д.П. Кайдалов, А.К. Маркова,
В.Н. Мясищев, Д. Маэрс, Б.Д. Парыгин,
А.В. Петровский, Л.Н. Собчик, Г. Томэ, А.П. Чернышев, И.И. Чеснокова,
В.В. Шпалинский, В.Я. Ядов и др.), посвященных анализу проблемы протекания периодов профессионализации и карьерного роста, в которых внутреннее психологическое содержание данного процесса выделяется в качестве
основополагающего элемента, его определяющего.
Все вышеперечисленное свидетельствует о наличие серьезных противоречий в теории и практике профессиональной деятельности судебных приставов, суть которых состоит в следующем:
Первое противоречие – практическое – состоит в несоответствии между требованием труда и уровнем реальной психологической помощи в период адаптации.
Второе противоречие – теоретическое – состоит в том, что поиск эффективных способов и средств развития профессионально значимых качеств
судебных приставов в процессе адаптации предполагает выявление специфики данного вида деятельности и разработки профессиограммы судебного
пристава. В настоящее время эта задача в отечественной психологии еще не
решена.
Таким образом, потребность Управления в совершенствовании работы
с личным составом и в научном обеспечении, прогнозировании и повышении
эффективности процесса профессиональной адаптации сотрудников, недостаточная разработанность данной проблемы в современной психологиче6
ской науке позволяют рассматривать избранную для диссертационного исследования тему «Развитие профессионально значимых качеств судебных
приставов в период адаптации к профессиональной деятельности» как актуальную и значимую в научном, теоретическом и прикладном отношении.
Проблема нашего исследования: какие профессионально значимые качества и при каких условиях будут способствовать повышению уровня адаптации к профессиональной деятельности?
В соответствии с проблемой исследования мы определили цель – создание условий развития профессионально значимых качеств судебных приставов с помощью специальной тренинговой программы, которая будет способствовать повышению уровня адаптации в профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессионально значимые качества судебных
приставов.
Предмет исследования: особенности развития профессионально значимых качеств судебных приставов в период адаптации к профессиональной
деятельности с помощью специальной разработанной тренинговой программы.
В нашей работе мы выяснили, что необходимое для эффективной трудовой деятельности судебного пристава движение от профессиональной
адаптации через личностное развитие к следующим периодам профессионализации - это сложный и напряженный процесс, который может приводить к
профессиональной деформации личности в профессии, значительным кадровым потерям, неэффективности использования временных ресурсов и другим
негативным последствиям. В связи с этим обстоятельством представленное
нами изучение профессионально значимых качеств судебного пристава, которые обеспечивают его успешную адаптацию, имеет прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности и представляет собой те
опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего
развития состояния личности и пути его коррекции.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели особенности
развития профессионально значимых качеств судебного пристава, а именно,
коммуникативные способности (навыки общения с людьми), психическая и
эмоциональная уравновешенность, развитые организаторские способности,
гибкость поведения, умение держать дистанцию, представительские способности и другие. Так же в теоретической части нами исследовалась возможность зависимости развития профессионально значимых и успешность социально-психологической адаптации сотрудников такими качествами обладающими.
На основании теоретического изучения образовавшихся противоречий
мы обосновали практическую значимость нашей работы. С помощью выбранных методик сформировали перечень профессионально значимых качеств, которые оказывают влияние на успешность трудовой деятельности судебного пристава в период адаптации, а именно
1. Коммуникативность;
2. Личностная направленность;75
3. Эмоциональная стабильность;
4. Внутренний контроль поведения.
В результате анализа полученных нами результатов эмпирических исследований, направленных на выявление уровней социально психологической адаптации, уровне выраженности профессионально значимых качеств
сотрудников Управления, нами сделаны определенные выводы:
1. Доказано на достоверном уровне значимости связь между высоким
уровнем социально-психологической адаптации и высоким уровнем выраженности исследуемых профессионально значимых качеств сотрудников
Управления.
2. Для развития профессионально значимых качеств у сотрудников с
низким уровнем адаптации в профессиональной деятельности мы разработали и апробировали специальную программу тренингов,
адаптации через личностное развитие к следующим периодам профессионализации - это сложный и напряженный процесс, который может приводить к
профессиональной деформации личности в профессии, значительным кадровым потерям, неэффективности использования временных ресурсов и другим
негативным последствиям. В связи с этим обстоятельством представленное
нами изучение профессионально значимых качеств судебного пристава, которые обеспечивают его успешную адаптацию, имеет прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности и представляет собой те
опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего
развития состояния личности и пути его коррекции.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели особенности
развития профессионально значимых качеств судебного пристава, а именно,
коммуникативные способности (навыки общения с людьми), психическая и
эмоциональная уравновешенность, развитые организаторские способности,
гибкость поведения, умение держать дистанцию, представительские способности и другие. Так же в теоретической части нами исследовалась возможность зависимости развития профессионально значимых и успешность социально-психологической адаптации сотрудников такими качествами обладающими.
На основании теоретического изучения образовавшихся противоречий
мы обосновали практическую значимость нашей работы. С помощью выбранных методик сформировали перечень профессионально значимых качеств, которые оказывают влияние на успешность трудовой деятельности судебного пристава в период адаптации, а именно
1. Коммуникативность;
2. Личностная направленность;75
3. Эмоциональная стабильность;
4. Внутренний контроль поведения.
В результате анализа полученных нами результатов эмпирических исследований, направленных на выявление уровней социально психологической адаптации, уровне выраженности профессионально значимых качеств
сотрудников Управления, нами сделаны определенные выводы:
1. Доказано на достоверном уровне значимости связь между высоким
уровнем социально-психологической адаптации и высоким уровнем выраженности исследуемых профессионально значимых качеств сотрудников
Управления.
2. Для развития профессионально значимых качеств у сотрудников с
низким уровнем адаптации в профессиональной деятельности мы разработали и апробировали специальную программу тренингов,
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



