ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы развития профессионально значимых качеств судебных приставов в период адаптации к профессиональной деятельности 10
1.1. Понятие о профессионально значимых качествах судебных приставов .. 10
1.2. Особенности адаптации судебных приставов- к профессиональной
деятельности 16
1.3. Развитие профессионально значимых качеств судебных приставов как
условие успешности процесса адаптации к профессиональной деятельности 25
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение профессионально, значимых качеств судебных приставов в период адаптации, к профессиональной деятельности 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения профессионально
значимых качеств судебных приставов в период адаптации_ к профессиональной деятельности 40
2.2.1. Анализ результатов исследования уровня адаптации судебных
приставов к профессиональной деятельности 40
2.2.2. Анализ результатов исследования профессионально значимых качеств
судебных приставов 44
2.3. Разработка и реализация специальной- тренинговой программы по
развитию профессионально значимых_качеств судебных приставов в период адаптации_к профессиональной деятельности 58
2.4. Проверка эффективности специальной- тренинговой программы по
развитию профессионально значимых_качеств судебных приставов в период адаптации_к профессиональной деятельности 60
2.5. Предложения и рекомендации по организации социально-
психологического обеспечения профессионального становления сотрудников
в период адаптации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Данное обстоятельство определяет его профессиональную деятельность как одну из разновидностей государственной службы с
присущими ей специфическими психологическими особенностями. К основополагающим характеристикам профессиональной деятельности судебных
приставов относятся: высокий уровень ответственности, высокий уровень
нервно-психической устойчивости, высокая работоспособность, коммуникабельность, уравновешенность, способность адаптироваться в разных условиях труда, высокая помехоустойчивость, развитая эмоционально-волевая сфера внимательность, переключаемость, наблюдательность.
Изучение социально-психологических особенностей становления личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики
как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии
с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального
образования и профессиональной адаптации.
Не все поступившие на службу сотрудники успешно проходят начальный этап профессиональной деятельности – адаптацию к профессиональной
деятельности. По данным анкетирования в Управлении Федеральной службы
судебных приставов по Белгородской области (далее – Управление) 80% сотрудников покинули новое место работы в течении года, большинство из них
приняли это решение в течении первой недели пребывания в новом коллективе. Многие из принятых молодых сотрудников не выдерживают специфических трудностей и противоречий адаптационного периода, что может привести к значительным кадровым и экономическим потерям, нарушению преемственности передачи профессиональных знаний и опыта, негативному
влиянию на общий уровень профессионализма и компетентности сотрудников.
Анализ психологических факторов периода адаптации к профессиональной деятельности сотрудников является важной основой для обоснования рекомендаций по оптимизации их профессионального становления, а
также для разработки методов прогнозирования успешности профессиональной адаптации сотрудников на основе их профессионально значимых качеств.
Имеется целый ряд исследований (Л.И. Анциферова, А.И. Бычкова,
Н.Р. Битянова, В.Г. Зазыкин, Л.И. Иванова, Д.П. Кайдалов, А.К. Маркова,
В.Н. Мясищев, Д. Маэрс, Б.Д. Парыгин,
А.В. Петровский, Л.Н. Собчик, Г. Томэ, А.П. Чернышев, И.И. Чеснокова,
В.В. Шпалинский, В.Я. Ядов и др.), посвященных анализу проблемы протекания периодов профессионализации и карьерного роста, в которых внутреннее психологическое содержание данного процесса выделяется в качестве
основополагающего элемента, его определяющего.
Все вышеперечисленное свидетельствует о наличие серьезных противоречий в теории и практике профессиональной деятельности судебных приставов, суть которых состоит в следующем:
Первое противоречие – практическое – состоит в несоответствии между требованием труда и уровнем реальной психологической помощи в период адаптации.
Второе противоречие – теоретическое – состоит в том, что поиск эффективных способов и средств развития профессионально значимых качеств
судебных приставов в процессе адаптации предполагает выявление специфики данного вида деятельности и разработки профессиограммы судебного
пристава. В настоящее время эта задача в отечественной психологии еще не
решена.
Таким образом, потребность Управления в совершенствовании работы
с личным составом и в научном обеспечении, прогнозировании и повышении
эффективности процесса профессиональной адаптации сотрудников, недостаточная разработанность данной проблемы в современной психологиче6
ской науке позволяют рассматривать избранную для диссертационного исследования тему «Развитие профессионально значимых качеств судебных
приставов в период адаптации к профессиональной деятельности» как актуальную и значимую в научном, теоретическом и прикладном отношении.
Проблема нашего исследования: какие профессионально значимые качества и при каких условиях будут способствовать повышению уровня адаптации к профессиональной деятельности?
В соответствии с проблемой исследования мы определили цель – создание условий развития профессионально значимых качеств судебных приставов с помощью специальной тренинговой программы, которая будет способствовать повышению уровня адаптации в профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессионально значимые качества судебных
приставов.
Предмет исследования: особенности развития профессионально значимых качеств судебных приставов в период адаптации к профессиональной
деятельности с помощью специальной разработанной тренинговой программы.
В нашей работе мы выяснили, что необходимое для эффективной трудовой деятельности судебного пристава движение от профессиональной
адаптации через личностное развитие к следующим периодам профессионализации - это сложный и напряженный процесс, который может приводить к
профессиональной деформации личности в профессии, значительным кадровым потерям, неэффективности использования временных ресурсов и другим
негативным последствиям. В связи с этим обстоятельством представленное
нами изучение профессионально значимых качеств судебного пристава, которые обеспечивают его успешную адаптацию, имеет прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности и представляет собой те
опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего
развития состояния личности и пути его коррекции.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели особенности
развития профессионально значимых качеств судебного пристава, а именно,
коммуникативные способности (навыки общения с людьми), психическая и
эмоциональная уравновешенность, развитые организаторские способности,
гибкость поведения, умение держать дистанцию, представительские способности и другие. Так же в теоретической части нами исследовалась возможность зависимости развития профессионально значимых и успешность социально-психологической адаптации сотрудников такими качествами обладающими.
На основании теоретического изучения образовавшихся противоречий
мы обосновали практическую значимость нашей работы. С помощью выбранных методик сформировали перечень профессионально значимых качеств, которые оказывают влияние на успешность трудовой деятельности судебного пристава в период адаптации, а именно
1. Коммуникативность;
2. Личностная направленность;75
3. Эмоциональная стабильность;
4. Внутренний контроль поведения.
В результате анализа полученных нами результатов эмпирических исследований, направленных на выявление уровней социально психологической адаптации, уровне выраженности профессионально значимых качеств
сотрудников Управления, нами сделаны определенные выводы:
1. Доказано на достоверном уровне значимости связь между высоким
уровнем социально-психологической адаптации и высоким уровнем выраженности исследуемых профессионально значимых качеств сотрудников
Управления.
2. Для развития профессионально значимых качеств у сотрудников с
низким уровнем адаптации в профессиональной деятельности мы разработали и апробировали специальную программу тренингов,
1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118 - ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О судебных приставах».
2. Федеральный закон от 19.07.2009г. № 194 - ФЗ О внесении изме¬нений в Федеральный закон «О судебных приставах».
3. Приказ ФССП России от 29.05.2012 № 256 «Об утверждении Ре¬гламента Федеральной службы судебных приставов».
4. «Методические рекомендации по организации психологического обеспечения служебной деятельности в Федеральной службе судебных при¬ставов» утверждено Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 18 января 2011 года № 09-1
5. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД экстремальных ситуациях. - М., МВД СССР, 1988. - 47 с.
6. Авдюшкин Е.Г. Изучение условий профессиональной адаптации сотрудников ОВД // Е.Г. Авдюшкин, И.Н. Бобровничий Актуальные пробле¬мы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. Материалы научно-практической конференции - Барнаул, 2000. - С. 165-171.
7. Аврамцев В.В. Психологическая характеристика профессиональ¬ной деятельности и личности судебного пристава // Проблемы исполнения судебных решений. - Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. - С. 68-77.
8. Ананьев Б.Г. Комплексное исследование человека и психиче¬ская психодиагностика. // Вопросы психологии, 1968. №6. - 105 с.
9. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений - М.: Аспект Пресс, 2007. - 365 с.
10. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. - М.: Издательство «Экмос». 2001 г. - 144 с.
11. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситу¬ациям. - М.: ВЛАДОС - Пресс, 2002. - 176 с.
12. Анисимов С.А., Гусева A.C., Кандыбович C.JI., Конюхов Н.И. Юридическая психология: противопоказания к профессиональной деятель-ности государственного служащего. - М.: Статут, 2000. - 250 с.
13. Андреев О.В. Особенности морально-психологической подготов¬ки в школах начсостава // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. — М., 1990. - 268 с.
14. Андриянов, A.M. Повышение квалификации дознавателей и старших дознавателей отделов, отделений дознания горрайорганов внутрен¬них дел. - М.: Статут, 2008. - 676 с.
15. Бажович О.Я. Основы юридической психологии: Курс лекций. М.: Экзамен, 2009. - 227с.
16. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки персо-нала государственных и коммерческих структур. - М., 1995. - 205 с.
17. Баклицкая О.П. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в трудовом коллективе: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2008. - С. 24.
18. Баранов П.П. Вопросы психологического обеспечения работы с руководящими кадрами органов внутренних дел // П.П. Баранов: Моногра¬фия. Ростов н Д: РЮИ МВД России, 2005. - 320 с.
19. Батаршев A.B. Психология индивидуальных различий. От темпе¬рамента - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2001. - 120 с.
20. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.,1995.- 358 с.
21. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упраж-нения. - СПб.: изд. «Социально-психологический центр», 1996. — 379 с.
22. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб-ное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - С. 29.
23. Борисова С.Е. Коммуникативная компетентность инспекторов ДПС ГИБДД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. - С. 10.
24. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психо-техники. - М.: Изд-во «Ось-89», 2000. - 200 с.
25. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2008. — 655 с.
26. Гавриков В.П. Механизм правового регулирования: новое про-чтение // Современное общество и власть: электронный научный журнал. 2015. №1(3). - С. 57-63. URL: http://gmanagement.ru/index.php/ru/ (Дата обра¬щения: 28.11.2017).
27. Глушко А.Н. Основные этапы подбора и адаптации психологиче¬ских методик в целях профессионального психологического отбора - М.: ЦВМУ, 1991.-119 с.
28. Головинов В.А. Специальный правой статус судебного пристава - исполнителя как субъекта исполнительного производства В Российской Фе¬дерации // Бизнес в законе. 2010. - № 2. - С. 40
29. Гуревич К.М. Профессиональная, пригодность и основные свой¬ства нервной системы. - М.: Наука, 1970: -271 с.
30. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в осо¬бых и экстремальных условиях. - М., 1998. - 269 с.
31. Дмитриева М.А. Социально-психологическая профессиональная адаптация / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - С.104.
32. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа ста¬новления профессионализма. - Воронеж: Научная книга, 2010. - С. 120.
33. Душкин А.С., Зуева Е.Г. Психологическое сопровождение про-филактической деятельности сотрудников органов внутренних дел: - М., 2014. - С. 5.
34. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб - Питер. 2010. - 480 с.
35. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.О. Социальная психо¬логия: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006. - С.91. С.98-99.
36. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. Екатерин-бург. 2010, -279 с.
37. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становле¬ния личности. / Психологический журнал, 1997, №6, - С.35-44.
38. Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессиона¬ла. // Вопросы психологии. 1991, №4, - С. 35-42.
39. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
40. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика
Р. Кеттелла - СПб.: Речь, 2007.- 104 с.
41. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспече¬ния служебной деятельности. // Юридическая психология. - 2013. № 3. - С. 56.
42. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организа¬ции: Отбор и оценка при найме, аттестация. - М.: Экзамен, 2003. - 103 с.
43. Китов А.И., Хорошев Г.И. Социально-психологический анализ взаимосвязей удовлетворенности работой и стабильности трудовых коллек¬тивов. // Психология управления. - М.,1982, - С. 140-159.
44. Климов Е. А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.; Воронеж: Институт практической психологии, 2006. - 509 с.
45. Климов Е.А. Пути в профессионализм / Е.А. Климов. - М.: Мос-ковский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.
46. Клубов Е.П. Профессионально-важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера. - М., 1987, - 114 с.
47. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М.,1992. - 280 с.
48. Корчагина Н.П. Споры, связанные с обжалованием действий су¬дебных приставов-исполнителей // Право и экономика. 2006. № 6. - С. 15.
49. Колодкин Л.М. Методы изучения и оценки персонала органов внутренних дел. - М.: Академия МВД России, 1993.323 с.
50. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. - М.,1989. - 358 с.
51. Лихтарников А. Л. Ценностный опросник С. Шварца и духовное
развитие личности: нормальное и патологическое //
http://www.diagnostika.spb.ru/ (Дата обращения: 07.12.2017).
52. Львов В.М. Проблемы обеспечения психологической безопасно¬сти личности в производственной сфере. Концептуальные и методические основы. - Тверь: Губернская медицина, 2002.- 136с.
53. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. - М., Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1995. - 105 с.
54. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. — М.: Изд-во Экс¬мо, 2005. - 960 с.
55. Малкова Т.Н. Образ сотрудника ОВД как детерминанта профес¬сионального становления будущих специалистов. // Психопедагогика в пра¬воохранительных органах. 2013. № 4. - С. 30.
56. Малыгина О.В. Индивидуально-психологические особенности женщин-курсанток ОВД и гражданских лиц в период профессионального становления // Вестник Интегративной психологии. - Ярославль-Москва, 2008. - С. 114-115.
57. Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгора-ния и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализа-ции в экстремальных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2010. Т. 10, Вып. 4. - С.74-78
58. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в со¬циально- психологическом тренинге. - Киров, 1995. - 300 с.
59. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 280 с.
60. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессио-нализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. - С. 40.
61. Марищук В.Л. Педагогические основы изучения личности воен-нослужащего, проблемы профотбора и профориентации. - Л.: ВДКИФК, 1977, - 30 с.
62. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профес-сионально значимых качеств: авт. дис. .докт. психол. наук. - Л., 1982. - С. 52.
63. Марьин М.И., Касперович Ю.Г., Петров В.Е. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникатив-ной компетентности у сотрудников органов внутренних дел. Учебно-методическое пособие / под общей ред. В.Л. Кубышко. - М., 2007. - 369 с.
64. Марьин М.И, Ловчан С.И., Леви М.В. Диагностика, профилакти¬ка и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Г осударственной противопожарной службы МВД России. - М.: ВНИИПО, 1999.-187 с.
65. Марьин М.И., Ефанова И.Н., Поляков М.И. Профессиография ос¬новных видов деятельности сотрудников Г осударственной противопожарной службы МВД России. - М: - ВНИИПО, 1998. - 114 с.
66. Михайлова Т.В. Оценка и прогноз профессиональной пригодно¬сти личного состава специального подразделения МВД РФ: автореф. дис. .канд. псих, наук: - СПб., 2003 - 24 с.
67. Моторин В.Б. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления: монография / В.Б. Моторин. - СПб.: СпбУ МВД России, 2002. - 214 с.
68. Мягких Н.И. Профессиональный психологический отбор канди-датов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис.канд. псих, наук: - СПб., 2004. - 21 с.
69. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психоло-гии и социальных науках / А.Д. Наследов. — СПб.: Питер, 2005. - 416 с.
70. Петровская Л.А. Компетентность в общении // Л.А. Петровская Социально-психологический тренинг. - М.: МГУ, 1989. - С. 216.
71. Петрухин И.Л. Отчет о социологическом исследовании факторов,
влияющих на деятельность адвокатов Московской городской коллегии адво¬катов. // Рассказывают адвокаты / Отв. ред. Резник Г.М. - М., 2000. - 315
с.
72. Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирова-ния структуры профессиональных способностей // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, - М., 1991. - 23 с.
73. Попов С.В. Психологический отбор телохранителей / С.В. Попов. - СПб.: Изд-во «Скифия», 2000 - 348 с.
74. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психо-логия: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002.-298 с.
75. Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управ¬ления. - М., 1999. - 340 с.
76. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. - 479 с.
77. Родин В.Ф. Индивидуально-воспитательная работа с сотрудни-ками таможенных органов. - М.,1996. - 154 с.
78. Роша А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел: учебное пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1989. - С. 74.
79. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический ана¬лиз и профессиограммы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - С. 35.
80. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и пептидная регуляция состояния специалистов экстремального профиля: Монография / В.Ю. Рыбников. - СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД Рос¬сии, 2000. - 205 с
81. Самонов А.П. Психологическая основа профессиональной и пси¬хологической подготовки пожарных / А.П. Самонов. Пермь, 2000. -77 с.
82. Семчук И. Формирование морально-психологической устойчиво¬сти у сотрудников органов внутренних дел. // Профессионал, 2013. № 6. - С 48.
83. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в де¬ловом взаимодействии. - СПб., 2002. - 140 с.
84. Синченко Т.Ю. Профессиональные и личностные качества пси-хологов разных специализаций Текст. // Профессиональное становление спе¬циалиста. Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Из-во «Фолиант», 2006. - С. 64-84.
85. Скрипкина Ш.П. Психология доверия: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000. - С.19.
86. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел A.M. Столяренко. - М.: Академия МВД СССР, 1987. - С. 70.
87. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики - М., 1998. - 280 с.
88. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - СПб.: Речь, 2002. - 72с.
89. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, 2000. - 512 с.
90. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. - М.,2001. С. 42.
91. Осипов А.В. Программа психологической помощи сотрудникам пожарно-спасательных формирований МЧС России по РСО-Алания. - Вла¬дикавказ, Сев.-Осет. Гос. пед. ин-т, 2007 - 164 с.
92. Фантина С.Г. Личностно-профессиональное развитие резерва ру¬ководящих кадров таможенных органов. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2001. - С. 30.
93. Финогенко Е.И. Индивидуально-типологические аспекты учеб-ной адаптации студентов // Вестник ИрГТУ. - 2012. - №1. С. 15.
94. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 1. - С. 146-150.
95. Чекмарева А.В. Роль судебного пристава-исполнителя в исполни¬тельном производстве современной России // Современное право. - 2010. - № 5. - С. 69
96. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: Право и Закон, 2012. 587 с.
97. Шамионов Р.М. Личностное и профессиональное самоопределе-ние как эффекты социализации // Известия Саратовского университета. Но-вая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2008. Т. 8, Вып. 1. - С.90-95.
98. Шалахин И.В., Папкин А.И. Общение руководителя МВД, УВД с подчиненными. - М., 1991. - 140 с.
99. Щеколдина А. А. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. - 232 с.
100. Шелепова Е.С. О проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: Изд-во ТГУ, 2007.
101. Щербаков А.И. - Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М.: 2007. - 420 с.
102. Психология профессиональной деятельности кадров государ-ственной службы / Под ред. Деркача A.A.. - М.: РАГС, 1996. - С. 40.
103. Диагностика стрессоустойчивых сотрудников, испытывающих трудности социальной адаптации в коллективах ГПС МЧС России: метод, рекомендации. - М.: ВНИИПО, 2005. - 91 с.
104. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный.
подход / под ред. В.А. Бодрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -390 с.