ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРЕПОСТНЫЕ ГОДЫ АКТЕРА 8
§ 1. Детство актера М.С.Щепкина 8
§ 2. Первые годы М.С.Щепкина в театре 13
§ 3. Освобождение от крепостной зависимости актера 22
ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
ВЕКА 30
§ 1. Щепкин в Малом театре 30
§ 2. Творчество Щепкина и Гоголя 40
§ 3. Литературный круг актёра 51
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.С.ЩЕПКИНА НА КУЛЬТУРУ
С.АЛЕКСЕЕВКА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 63
§ 1. История возникновения музея им.М.С.Щепкина 63
§ 2. Народный театр села Алексеевка «Зеркало» и детская студия
«Дебют» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Актѐрские способности человека известны издавна. Сначала актѐрские действа были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами. Но, постепенно артистизм развивался,
приобретая изящество и грациозность, формируясь как одно из величайших
видов искусств человечества.
Актѐрское искусство постоянно эволюционирует. До начала XX века,
зачастую в игре актѐров преобладала шаблонность, одноплановость характеров и типажей. В настоящее время, действительно хороший, актѐр является
мастером перевоплощений, он не просто играет роль, он проживает маленькую жизнь очередного персонажа. Но к великому сожалению, многие современные актѐры не понимают всей сути актѐрской профессии. Очень часто,
современный зритель сталкивается с бездарным исполнением актѐрской игры, будь то театр или же кино. По сути своей, такое происходит из-за того
что многих манит известность, богатство и интересная жизнь. Но не каждый
великий актѐр, как и художник, может быть богат материально. Чего конечно
нельзя сказать о внутреннем мире исполнителя.
Вот именно поэтому, была выбрана история жизни и деятельности, замечательного актѐра, одного из основоположников русской актѐрской школы
Михаила Семѐновича Щепкина.
Михаил Семѐнович был актѐром-универсалом. В своей работе он не
ограничивался драматическими и комедийными ролями. Не все знают, что он
пел на сцене Большого театра, исполняя главную партию в опере Луиджи
Керубини «Водовоз».
Более того, актѐр считал эту роль одной из своих самых любимых.
Щепкин, был абсолютно и неоспоримо, самым настоящим мастером своего
дела. Ведь многие современные актѐры пытаются, так же как и он развиваться во всех направлениях. Они так же играют роли разных планов, они так же4
исполняют песни, тем самым радуя зрителя. Искусство бессмертно. Оно испокон веков, заставляло человека восхищаться своими плодами. Ведь люди,
которые творили прекрасное, увековечены в истории. Актѐры, пусть то основоположники, современники, или же пока что не пришедшие в искусство,
всегда будут заниматься своим тяжелым и в то же время прекрасным ремеслом.
Степень изученности темы. XIX век в истории России был наполнен
множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь
современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие.
Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по-настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся,
по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства. И по сколько, одним из значимых
театральных деятелей является М. С. Щепкин, рассмотрим степень изученности его театральной деятельности.
Над исследованием истории русского театра и театральной деятельности М. С. Щепкина трудились следующие авторы-исследователи:
- Ярцев А., выполнил работу посвященную Михаилу Семѐновичу, в серии издания Павленкова «Жизнь замечательных людей». Много фактического материала. Работа устаревшая, но достаточно насыщена «либеральным
гуманизмом»;1
- В. Всеволодский (Гернгрос) произвѐл на свет в 1929 году, творение,
охватывающее по масштабам более обширную работу под названием: «История русского театра». В работе повествуется всѐ связанное с русским театром, так же говорится и о Щепкине;
1
Ярцев, А.А. М.С. Щепкин. Его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра. с.25-305
- Юлий Иосифович Кагарлицкий (советский и российский театровед
или литературный критик, историк научной фантастики, исследователь творчества Герберта Уэллса, доктор филологических наук) и Владислав Олегович
Отрошенко (русский писатель и эссеист). Они явили свету следующие работы: Кагарлицкий Ю.И. «Театр на века»; Отрошенко В. «Русский театр».
В исследовании театральной деятельности Михаила Семѐновича Щепкина написано много книг и статей, над ними работали не только вышеперечисленные писатели и критики но и такие известные личности как Стахович
А. А., Шуберт А. И., Шевченко Т. Г., Кони Ф., Афанасьев А. Н., Абалкин Н.,
Немирович-Данченко Вл.И., Сорочкин Б.Ю. и многие другие. Но самое ценное это то, что Михаил Семѐнович рассказал о себе сам «Записки актера
Щепкина», где Щепкин повествует об учении будущего актера, о системе
воспитания, о пренебрежении к актерам со стороны «общества» - помещиков
и чиновников.
Условия театральной деятельности каждого актера, таковы что после
завершения театральной карьеры, когда он уходит со цены, не остается вещественных следов которыми характеризовалась его деятельность. Отсюда вытекает вывод что актер может влиять только на своего зрителя. Щепкин же
оставил нам живое слово, живой пример того, каким должен стремиться
стать каждый артист. Влияние Щепкина в театральном мире, его нравственная и артистическая авторитетность были настолько велики, непосредственное обаяние игры настолько сильно, что современные ему представители
сцены не могли остаться вне усвоения его художественных принципов. Но и
среди последующих деятелей, не заставших Щепкина в живых, коренятся и
будут преемственно передаваться как традиция эти взгляды, сделавшиеся теперь уже основами сценического искусства.
Его жизнь — страница российской истории. Вышел из крепостных,
освобождения добился, когда уже стал признанным мастером на провинциальной сцене. Весной 1823 года он переезжает в Москву. Зачисляется в труппу императорских театров. Его первые роли на сцене Малого театра сразу
принесли ему славу великого комического актера. Лучшие русские драматурги посвящали ему свои пьесы. Он стал первым исполнителем в Москве
роли Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Барона в «Скупом рыцаре», Кузовкина в «Нахлебнике» и др. Он был тесно связан с Пушкиным и Гоголем, Белинским и Герценом, Тургеневым и Аксаковым, Шевченко и Островским. Вся его жизнь — это вдохновенное служение театру,
своему народу. Его имя неотделимо от золотого века русской культуры и от
последующей истории России.
В глубокой старости Щепкин, как юноша, верил в добро и правду и
любил жизнь и людей всеми силами своего доброго сердца. А старческий ум
бодро смотрел вперед и видел там зарю новой жизни народа, из среды которого вышел и сам великий артист-человек.
В ходе написания работы были выполнены следующие задачи:76
- были изучены крепостные годы актера, начиная его детством и заканчивая получением вольной;
- была исследована его театральная деятельность в Московском малом
театре, его взаимоотношения с видными деятелями той эпохи;
- было проанализировано влияние наследия Щепкина на его малую Родину село Красное, ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области.
Жители села Алексеевка помнят, что их село является родиной великого русского актера М.С. Щепкина и с трепетом относились к памяти о нем.
С детских лет жители села Алексеевка приобщаются к наследию великого актера. Со школьной скамьи участвуют во всевозможных школьных,
районных и областных конкурсах. Занимаются в театральном студии «Дебют».
Благодаря музею им. М.С. Щепкина село Алексеевка известно не только в пределах нашей страны, но и за рубежом.
После строительства нового здания музея и большого потока посетителей, начинает стремительно развиваться инфраструктура села. Строится Модельный дом культуры, здание новой школы, администрации, развлекательного центра, строятся многоэтажные квартирные дома, выстраивается жилищный микрорайон объединивший село Красное с селом Алексеевка Алексеевское сельское поселение. общежитие для молодых специалистов, приехавших в село для работы в школе, детском саду, колхозе им. Щепкина. Для
удобства подъезда к музею и селу прокладываются асфальтированные дороги.
Таким образом, творчество М.С. Щепкина оказало огромное влияние
не только на культуру Алексеевского сельского поселения, но и на инфраструктуру села.
1. XX век и столетие. 175 лет малому театру. 190 лет высшему театральному училищу им. М. С. Щепкина. 100 лет Н. А. Анненкову. - М.: Лазурь, 1999. - 240 с.
2. Воспоминания Александры Владимировны Щепкиной. - М.: ИЛ, 1989. - 248 с.
3. Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина. Два века истории в документах.1809-1918. - М.: Тончу, 2013. - 524 с.
4. Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина. Два века истории в иллюстрациях. - М.: Тончу, 2010. - 392 с.
5. История музея [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: ййр://музей-щепкина.рф
6. Реферат: Роль Щепкина в становлении русского театра [Электронный ре¬сурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.neuch.ru/referat/165268.html
7. Исторические достопримечательности - Администрация Алексеевского сельского поселения [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://alekseevka31.ru/social/myzey/
8. Щепкин Михаил Семенович - Биография - Великие люди [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL:
http: //velchel .ru/bio graphy/index .php?cnt=3&sub=3 &bio=132 <=%D9
9. Щепкин Михаил Семенович [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://cinref.ru/razdel/02400istoria mira/13/249637.htm
II. Литература
10. Алперс, Б. Михаил Семенович Щепкин / Б. Алперс. - М.: СИНТЕГ, 1982. - 873 c.
11. Гаррик. Волков. Щепкин. Катков. Салтыков-Щедрин. Биографические повествования. - М.: Урал ЛТД, 1998. - 504 c.
12. Гоголь, Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин. Гоголь и Аксаковы / Н.В. Гоголь. - М.: СИНТЕГ, 2010. - 298 c.
13. Дерман, А. Московского Малого театра актер Щепкин / А. Дерман. - М.: Московский рабочий, 1987. - 259 с.
14. Записки актера Щепкина. - М.: Искусство, 1988. - 382 с.
15. Записки актера Щепкина. - М.: Искусство, 2015. - 224 с.
16. Ивашнев, В.И «Артист по призванию». - М.: Сов. Россия, 1988. - 192 с.
17. Клинчин, А. Михаил Семенович Щепкин / А. Клинчин. - М.: Искус¬ство, 2006. - 124 с.
18. Клинчин, А. П. Великий русский артист М. С. Щепкин / А.П. Клинчин. - М.: Знание, 1998. - 309 с.
19. Кучина, А. В. Михаил Семенович Щепкин. Феномен личности / А.В. Ку¬чина. - М.: Русский мир, 2012. - 368 с.
20. Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество (комплект из 2 книг). - М.: Искусство, 1984. - 912 с.
21. Михаил Семенович Щепкин. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. - М.: Искусство, 2010. - 372 с.
22. Михаил Семенович Щепкин. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине. - М.: Искусство, 1985. - 372 с.
23. Михайлова, Мария Викторовна «Милая Таня...» (О Творчестве Т.Л.Щепкиной-Куперник). Статья / Михайлова Мария Викторовна. - М: Мир, 2009. - 428 с.
24. Тальников, Д. Система Щепкина / Д. Тальников. - М.: Искусство, 2010. - 208 с.
25. Щепкин, М. С. Записки крепостного актера М. С. Щепкина / М.С. Щеп-кин. - М.: Современные проблемы, 2009. - 272 с.
26. Щепкин, М.П. Общественное самоуправление в Москве: проект городо¬вого положения М.П. Щепкина / М.П. Щепкин. - М.: Нобель Пресс, 2011. -
175 с.
27. Щепкина-Куперник, Т. Л. Т. Л. Щепкина-Куперник. Из воспоминаний / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.: Всероссийское театральное общество, 2008. - 500 с.
28. Щепкина-Куперник, Т. Л. Т. Л. Щепкина-Куперник. Избранное / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.: Советский писатель, 1994. - 820 с.
29. Щепкина-Куперник, Т. Л. Т. Л. Щепкина-Куперник. Избранные переводы в 2 томах (комплект) / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.: ИЛ, 1999. - 643 с.
30. Ярцев, А.А. М.С. Щепкин его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра / А.А. Ярцев. - М.: СПб: Общественная польза, 2012. - 974 с.
31. Ярцев, А.А. М.С. Щепкин. Его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра / А.А. Ярцев. - М.: Книга по Требова¬нию, 2012. - 369 с.