Введение 3
Глава I. Цвет в абстрактном искусстве: проблемы терминологии 11
Этапы развития абстракционизма 11
Теории В. Кандинского и их влияние на искусство 19
Идеи П. Мондриана в развитии абстракционизма 23
Глава II. Работа с цветовым полем в творчестве О. Розановой и М. Ротко 30
«Цветопись» О. Розановой 30
«Живопись цветового поля» М. Ротко как самобытное явление в рамках
абстрактного экспрессионизма 36
Сравнительный анализ концепций в работе с цветом О. Розановой и М. Ротко 44
Заключение 45
Библиографический список 46
Печатные издания 46
Электронные ресурсы
Абстрактное искусство - своего рода красная нить, которая проходит через все искусство XX века. Масштаб этого направления изобразительного искусства поразителен, ведь ему было подвержено все европейское и американское общество. Влияние идей, их интерпретаций, практических и мыслительных подходов представителей абстрактного искусства также не подвергается сомнению. Зародившийся в самом начале XX века, абстракционизм и его приемы стремительно развились, заняв господствующее положение в период с 1920-х по 1960-е годы. Более полувека возникали и развивались идеи, которые возымели огромное влияние на все последующее изобразительное искусство.
Абстракционизм буквально изгнал реализм, фигуративность из живописи. Осмысление живописного пространства шло совершенно иными путями. Абстракция словно стремилась доказать свою абсолютность, свое первоначало, требовала для себя особого статуса. Это, безусловно, искусство интеллигентное, требующее не просто процесса самоидентификации в увиденном, схватывания и узнавания образа, которое Клемент Гринберг называл удовольствием, наслаждением - признак китча, массовой культуры, но его, выражаясь термином В. Воррингера, «вчувствования».
Осмысление абстрактного искусства началось с его зарождения. Пожалуй, это одно из немногих направлений, где теоретических рассуждений авторов, критиков и кураторов столько же, если не больше в общей массе, чем всего абстрактного живописного наследия. Крайне важно не только уметь видеть и чувствовать абстракцию, но и внимать ей. Именно поэтому творчество абстрактных художников не следует рассматривать в отрыве от их отношения к миру, обоснований своего творчества, приверженности определенным философским (или теософским) воззрениям. Однако не следует определять абстракцию как искусство для избранных. В данном случае мы согласны с современным художником и теоретиком Анатолием Осмоловским, который утверждает, вслед за тем же Гринбергом, что первоочереден вкус, развитость эстетической личности смотрящего. Ведь, если человеку понятно высокое искусство Рембрандта, то он может прочувствовать и понять искусство Поллока. Утверждение, отчасти, спорное, потому как быть знакомым с наиболее значительными теориями все же крайне важно для анализа этой живописи. Апеллирование к чувственному зрителя есть лишь часть воздействия абстрактной живописи. Но сама по себе абстракция не может содержать в себе только эмоциональное начало. Абстракция - результат процесса абстрагирования, а это процесс мышления, познания. Исходя из этого, аналитический подход к этому виду изобразительного искусства открывает гораздо больше возможностей и трактовок, так становится понятен процесс осмысления пространства художником.
Не последнюю роль при трактовке абстрактных живописных работ играет цвет: от теоретического обоснования выбора самого художника, до работы с восприятием цвета отдельным зрителем, к чему в своем творчеству и исследованиях обращались Ольга Розанова и Марк Ротко.
Интерес к их творчеству со временем только растет. Их известность и значение сложно сравнивать в силу хотя бы продолжительности творческого пути и объема оставленного наследия. Розанова - художник раннего русского авангарда, чей наиболее плодотворный период пришелся всего лишь на 5 лет ее жизни: с 1913 по год окончания ее недолгой жизни - 1918. Ее талант признавали многие именитые современники - от Малевича до Родченко. Особенно отмечали ее колористический дар. В 1920-е годы перед своими учениками Малевич называл ее не иначе, как «настоящим» супрематистом и ставил ее умение работать с цветом гораздо выше своего. Осмоловский указывает на нее как на новатора, говоря, что ее работа «Зеленая полоса» предшествует «живописи молнии» Ньюмана. Наследие Розановой, если говорить исключительно о живописных работах, малочисленно. Возможно, еще не все работы известны, так как ее творчество постигла та же участь, что и творчество других авангардистов в России - работы разошлись по частным коллекциям, запасникам или попросту были потеряны. Сохранившееся творческое наследие художницы и ее личность в последнее время привлекает к себе все больше внимания. Авангард всегда был популярен как для зрителей, так и для исследователей, но случай с Розановой особенный. О ее творчестве стали говорить только в конце 1980-х годов, и в настоящее время внимание ему уделяется все больше. В феврале 2017 года во Владимире, родном городе художницы, прошла вторая по счету ежегодная конференция, посвященная жизни и творчеству Розановой в рамках фестиваля современного искусства.
Марк Ротко, в сравнении с Розановой, художник гораздо большего масштаба по своей известности, величине наследия и длительности творческого пути. Его работы до сих пор вызывают большой интерес со стороны публики, что доказывают регулярные выставки в разных точках мира, а также постоянный спрос на его работы на аукционах. В 2004 году, к столетию со дня рождения, работы Ротко наконец-то посетили Россию в рамках персональной выставки в Эрмитаже. В 2010 была проведена выставка работ зрелого периода художника в Центре современной культуры «Гараж». Посещаемость обеих выставок была высока. В 2012 году в родном городе Марка Ротко Даугавпилсе
(Латвия) был открыт Центр современного искусства его имени, где в настоящее время проводят, к примеру, симпозиум молодых художников, которые работают в абстрактном направлении.
По жизни и творчеству Ротко продолжают издаваться книги (в 2015 году, к примеру, вышла книга за авторством Криса Ротко, сына художника), ставятся спектакли (знаменитая британская постановка Джона Логана «Red»), снимаются фильмы, заметки о нем нередко появляются новостях изданий об искусстве. Все это делает исследование творчества Ротко в сравнении с изучением наследия Розановой немного проще. Но лишь в количественном, а не в качественном отношении, ведь, если говорить о даре и вкладе этих художников, то становится ясна величина обоих.
Не единожды можно встретить мысль о схожести творчества Розановой и Ротко. Об этом высказывались Н. А. Гурьянова, исследователь биографии и творчества художницы, современный художник и теоретик искусства А. Ф. Осмоловский, крупнейший коллекционер русского авангарда Г. Д. Костаки. В частности, предпосылкой к данной работе стало найденное в книге Н. А. Гурьяновой замечание о том, что «типологические параллели розановских цветосветовых композиций с мистическими цветовыми абстракциями Марка Ротко и Барнетта Ньюмана 1950-1960-х годов, кажущиеся на первый взгляд несколько преувеличенными, по сути вполне обоснованны и заслуживают 1 отдельного исследования».
Творчество Ольги Розановой ранее нам уже исследовалось, в особенности, ее работы в области оформления футуристических книг (курсовая работа «Творчество Ольги Розановой в развитии русской футуристической книги 1913-1916 гг.»), где отдельное внимание было уделено работе с цветом художницы в иллюстрациях, графике и коллажах. Также нами было уделено внимание изучению творчества Марка Ротко с целью прослеживания пути перехода художника от предметного искусства к чистой абстракции (курсовая работа «Марка Ротко в кругу абстрактных экспрессионистов: эволюция творчества»).
Было решено обратить внимание на указанный Гурьяновой и неразработанный до настоящего момента вопрос об общих чертах в живописи этих художников в зрелые периоды их творчества и работы с цветовыми полями. Однако для того, чтобы сравнивать непосредственно живописное творчество, важно обратиться к теоретическим работам, высказываниям и рассуждениям этих художников на тему абстрактного искусства и роли цвета в нем, так как абстрактная живопись без подобного анализа становится сложной для интерпретации. Исходя из этого проблемой в данном исследовании обозначен поиск точек соприкосновения в теоретических разработках Розановой и Ротко в темах, касающихся живописи, абстрактного искусства и в особенности роли цвета в абстракции.
В связи со всем вышеизложенным, можно отметить, что актуальность данной работы, прежде всего, отсутствии попыток разработать вышеобозначенную проблему. Уделено немало внимания изучению живописного творчества Ротко, есть ряд работ, посвященных живописи Розановой. Теоретические работы данных авторов не подвергались анализу в отечественном искусствознании. Текст Розановой были приведены в работе Гурьяновой «Ольга Розанова и ранний русский авангард» , но к анализу этих текстов автор практически не обращается. Также стоит отметить, что на русском языке тексты Марка Ротко изданы не были. На английском языке наиболее крупный сборник его эссе ««The Artist's reality: philosophies of art» , подготовленный к печати сыном художника Кристофером Ротко, был издан в 2015 году. Именно он лег в основу изучения рассуждений художника на тему абстракции и цвета. Понимание современного искусства, его процессов невозможно без оценки авангарда в целом и абстракционизма в частности. Особенно это важно в отношении таких художников, как Розанова и Ротко. Также стоит отметить, что изучение роли цвета в искусстве, в особенности абстрактного, затрагивается достаточно редко, хотя колористические особенности - одни из существенных в изобразительном искусстве, тем более лишенном фигуративности, где цвет играет роль формообразующего элемента.
Таким образом, объектом данного исследования стал теоретические работы Ольги Розановой и Марка Ротко. Тема абстрактной живописи и роли цвета в ней, изучение подхода к работе с цветом в теоретических работах художников можно обозначить как предмет исследования.
Данное исследование ставит целью выявить общие черты в теоретических работах художников, их высказываниях и взглядах относительно абстрактного искусства и роли цвета в нем. Не раз в современном искусствознании было отмечено, что абстрактный экспрессионизм, как и современная ему абстракция в целом, выросли из авангардных экспериментов начала XX века. В данном случае мы будем рассуждать о точках пересечения в воззрениях на абстрактную живопись и в том, какое место и значение художники отдают роли цвета для определения понимания специфики живописи цветового поля и цветописи в дальнейших исследованиях.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
• выполнить обзор истории развития абстракционизма;
• исследовать пути развития абстракционизма: лирическую и геометрическую абстракции;
• изучить теоретические проблемы цвета в абстрактном искусстве;
• выполнить анализ понятия «цветопись» и отношения О. Розановой к цвету в асбтрактной живописи на основе ее теоретических работ;
• рассмотреть взгляды Марка Ротко относительно живописи «цветового поля» и также роли цвета в абстракции;
• на основе выполненных анализов сопоставить подходы художников к работе, к колористической составляющей с их теоретической точки зрения и сделать соответствующие выводы исследования.
В данном исследовании мы выдвигаем и рассчитываем доказать следующую гипотезу: сходство абстрактной живописи Марка Ротко и Ольги Розановой строится на общностях их взглядов на цвет в абстрактной живописи, на схожести концепций «цветописи» и «живописи цветового поля».
Новизна исследования заключается в отсутствии освещенности данного вопроса как в отечественном, так и в западном искусствознании. Тема взаимосвязи подходов этих художников не была рассмотрена ранее. Практическая значимость исследования в том, что оно становится базой для дальнейшего изучения сходства творчества художников уже на основе их живописных абстрактных работ. Также результаты данного исследования могут быть использованы при изучении специфики цвета в абстрактном искусстве, изучении истории цвета и анализе творчества Розановой и Ротко как живописного, так и теоретического характера.
Как уже было указано выше, данный вопрос в искусствознании не освещался. Следовательно, можно говорить лишь об историографии отдельных тем, вынесенных в задачи исследования.
Об абстрактном искусстве существует множество исследований. В нашем случае, наиболее важными являются тексты самих художников. Начать стоит с работ самих художников, например «О духовном в искусстве» В. Кандинского. Данная работа стала первым теоретическим обоснованием абстрактной живописи и важным текстом для понимания лирической абстракции. Изданная в 1910 году, данная книга повлияла на развитие абстракционизма. Изучению цвета и его возможностей выразительности Кандинским уделено в этом произведение значительное место. Тексты Малевича , как и взгляды Пита Мондриана являются основополагающими для понимания другой стороны развития исследования цвета - роль цвета в геометрической абстракции.
Важной работой в изучении абстрактного искусства является статья В. Воррингера «Абстракция и вчувствование» (или «Абстракция и эмпатия»), исследование В. Хофмана «Основы современного искусства: ведение в его символические формы» , где автор ставит во главе современного искусства абстракционизм как определяющий фактор развития. Также для понимания абстрактного искусства нами была изучена книга авторства В. Турчина «Образ двадцатого...» , которая обращает внимание на взаимосвязь между направлениями в искусстве, уделяя внимание тому, насколько распространилось в нем такое направление как абстракционизм.
При изучении абстрактного экспрессионизма нельзя обойти вниманием общие работы по американскому искусству В. Шестакова «История американского искусства. В поисках национальной идентичности» и отличающуюся по некоторым взглядам на развитие американского искусства работу Б. Роз «Американская живопись XX века» , которая в отличие от предыдущего издания является более подробным исследованием современного искусства Америки. Наиболее важным изданием для изучения направления абстрактный экспрессионизм является работа авторства Барбары Гесс «Абстрактный экспрессионизм» . Эти работы дают возможность представить культурно-исторический контекст эпохи, условия развития абстрактного экспрессионизма, что является важным для понимания предпосылок творчества Марка Ротко и его теорий.
Для общего изучения художественных процессов раннего русского авангарда и понимания того, в какую художественную среду была погружена Ольга Розанова было использовано несколько крупных изданий. В первую очередь следует назвать одно из наиболее полных исследований данного периода в русском искусства - работа А. В. Крусанова «Русский авангард» . В этих книгах подробно рассмотреть процесс становления и развития русского авангарда, изучены художественные объединения того времени и эпизодически прослежены судьбы отдельных художников. Сложно представить себе изучение русского авангарда без фундаментального издания «Энциклопедии русского авангарда» под редакцией А. Сарабьянова, где в трех томах отражены очень многие используемые в искусствознании понятия, когда речь заходит о русском авангарде, кратко описаны все значимые выставки, направления, объединения художников и приведены биографические справки по большинству так или иначе известных художников русского авангарда. Также важной книгой, особенно при рассмотрении коллажа стоит отметить книгу Е. А. Бобринской «Русский авангард. Границы искусства».
Наиболее информативным источником по творчеству Ольги Розановой является упомянутая работа Нины Гурьяновой «Ольга Розанова и ранний русский авангард», где приведены также тексты художницы. В отношении Марка Ротко - это книга Я. Бааль-Тушевой «Марк Ротко» и изданный сыном художника Кристофером Ротко сборник эссе «The Artist's reality: philosophies of art».
В процессе работы использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, подобранных в процессе разработке проблемы при решение поставленных задач; анализ текстов и высказываний О. Розановой и М. Ротко; метод интерпретации; сравнительный анализ для разбора концепций использования цвета в их творчестве.
Работа, исходя из поставленных выше цели и задач, получила следующую структуру: введение, две главы, заключение. Помимо этого в структуру работы входит библиографический список по разработанной теме, а также иллюстративное приложение.
Во введении отражена суть последующего исследования, выявлены цели, задачи, предмет и объект работы. Приведена краткая историография по данному вопросу, а также указана новизна и актуальность исследования.
Первая глава носит терминологический характер и посвящена изучению понятий «абстракция», «абстракционизм». Кроме этого выполнен обзор истории развития абстрактного искусства для прослеживания связи между искусством раннего русского авангарда и абстрактным экспрессионизмом, служащими началом и окончанием периода абстракционизма в мировом искусстве соответственно. Важным моментом является изучение теоретических проблем цвета в абстракционизме. Обращено внимание в этом отношении на идеи и теории основоположников абстракционизма: В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича, как отражение различных подходов к данному вопросу и обозначение двух путей развития абстрактного искусства - лирического и геометрического.
Вторая глава является основной частью данного исследования. В ней выполнен краткий обзор развития творчества Розановой и Ротко, изучен вопрос места, занимаемого ими в художественной среде, а также рассмотрен культурно-исторический контекст творчества для каждого автора, как факторы, повлиявшие на развитие взглядов художников и появление теоретических работ. Выполнен анализ текстов Розановой и Ротко, в котором наибольшее внимание уделяется взглядам художников на живопись, абстрактное искусство и роль цвета в нем. В последней части главы приводится сравнительный анализ основополагающих на наш взгляд для данной темы тезисов и вынесены выводы об общностях во взглядах художников и найденных отличиях.
В заключение вынесены выводы работы по главам, где структурно приведены главные результаты исследования. Общий вывод по обозначенной проблеме также приведен в заключении.
Абстракционизм стал тем проявлением изобразительного искусства, которое проникло во множество направлений в искусстве XX-XXI веков. Зародившись в самом начале XX века, абстрактное или беспредметное искусство стремительно развивалось, находя все больше последователей в рядах художников.
Произведения абстрактного искусства являются безграничным полем для интерпретаций. С самого начала развития этого направления потребность в пояснении, рассуждении на тему абстракционизма была как у самих художников, желающих объяснить и провозгласить создание нового искусства, так и зрителя, критика, искусствоведа, стремление которых - раскрыть тайны абстрактного искусства, понять его язык, исследовать выразительность. Именно поэтому первые размышления, тексты появлялись параллельно созданию первых живописных абстрактных работ.
Первым теоретическим произведением на тему абстрактного искусства стала книга В. Кандинского «О духовном в искусстве». К слову, именно Кандинского можно считать основателем абстракционизма. Его работа стала первым выражением чистой абстракции. «Первая абстрактная акварель» была написана в 1910 году. Практически одновременно с ней была издана названная книга.
Двумя другими признанными основателями абстракционизма являются П. Мондриан и К. Малевич, и оба они также являются авторами статей на тему абстрактного искусства, его философии и значения. Наиболее выдающееся в наследии Мондриана - «Неопластицизм живописи», у Малевича - статьи о супрематизме - варианте беспредметного искусства, заявленного автором в 1915 году на последней футуристической выставке «0,10».
С самого начала развития абстракционизма в нем прослеживаются два пути развития. Один из их был задан Кандинским, в творчестве которого больше звучания, экспрессии, чистого выражения цвета, стремления к духовному выражению через цвет. Здесь формообразование происходит от цвета, форма не довлеет над ним, она изменчива и не имеет строгих границ. Это проявление абстрактного искусства обозначается лирической абстракцией.
Вторая ветвь развития - абстракция геометрическая. Творчество Мондриана и Малевича являются ее выражением. В данном типе абстракции превалирует геометрическая форма. Цвет является важной частью живописи, но используется как инструмент. Композиция подвергается выстраиванию, в этом типа абстракции больше рационального, чем интуитивного начала. В ней нет порыва эмоции, стихийности. Геометрическая абстракция по своему выражению носит более математический характер.
Абстракционизм в целом, как лирическое, так и геометрическое его проявление оказал огромное влияние на его все последующее развитие искусства. Безусловно его влияние на художников русского авангарда. В большей степени здесь повлияли теории Кандинского, которые были известны русским художникам с 1911 года, но также очевидно влияние такой большой фигуры русского авангарда как Малевич. И здесь стоит указать, что входившая в круг художников «Супремус» Ольга Розанова была одной из первых, кто стал изучать тему цвета в абстрактной живописи. Это проявляется в ее первых статьях 1913 года до обращения внимания на эту же тему Малевичем. Существует предположение, что Розанова была знакома с теориями Кандинского, и они подтолкнули ее к изучению возможностей выразительности цвета. Зрелое творчество художницы, которое она сама именует новыми терминами «преображенный колорит» и «цветопись», тяготеет к лирической абстракции, несмотря на использование геометрических форм. Особая свето-цветовая моделировка и чистое звучание цвета, а не использование краски для создания геометрической формы, явно подтверждают это.
Лирическая абстракция и теории Кандинского повлияли на становление и последующее развитие абстрактного экспрессионизма в Америке в середине XX века. Художники того времени были знакомы с живописью Кандинского благодаря выставкам 1930-х годов. Вполне вероятно, что и распространение его теоретических изысканий также имело место быть. В основе абстрактного экспрессионизма лежит не только творческое наследие Кандинского, но и предшествовавший ему опыт всего европейского авангарда, положенный на стремление американских художников к самоидентификации и тому культурно-историческому контексту, в который эти художники были помещены. Эмоциональная выразительность творчества абстрактных экспрессионистов очевидна и без присутствия теоретических обоснований художников. Звучание цвета, свобода формы, стремление к первичным человеческим эмоциям и архетипам дает право назвать абстрактный экспрессионизм направлением, развивающимся в рамках лирической абстракции. Творчество Марка Ротко является красноречивым подтверждением этого утверждения. Подтвердить интерес художника к изучению возможностей цвета в теоретическом плане непросто, так как художник скорее в своих текстах обращался к общей философии искусства и таким вопросам как место художника в мировом искусстве, образы и цикличность искусства и так далее. Непосредственно свое творчество он не любил объяснять, что можно рассматривать как проявление тенденции, существовавшей в абстрактном экспрессионизме - самоудаление из собственной живописи. Ротко стремился к созданию прямого диалога между картиной и зрителем и боялся неверного понимания своих высказываний, того, что его пояснения не дадут в должной мере воспринять то духовное, что он закладывал в свое творчество.
И Ольга Розанова, и Марк Ротко выделялись на фоне своих современников. Их творчество шло вперед, вырываясь из рамок направлений, к которым их причисляли. Оно глубже и содержательнее и по цветовым решениям, и по воззрениям его авторов. Розанова, по мнению Родченко, ушла слишком рано, и если бы не эта смерть, то ей бы было суждено произвести революцию в живописи своими рассуждениями и творчеством. А Ротко, выражаясь цитатой другого талантливого колориста из среды абстрактных экспрессионистов Роберта Мазервелла стал одной из вершин мирового искусства: «Благодаря своей серьезности и безраздельной преданности искусству Ротко способен вобрать в свой творческий арсенал все, что представляется ему значимым в современном искусстве, и сделать это последовательнее и оригинальнее, чем сделал бы любой из его собратьев по цеху... Как личность Марк Ротко самый глубокий из всех американских
109 художников, живых или мертвых».
Этих художников разделяет более полувека. Но время, даже наполненное таким большим количеством событий, приведшим к большим различиям в культурно-историческом контексте, не стало преградой для того, чтобы было возможно выделить общее во взглядах и теориях Розановой и Ротко. Не раз было замечено некое глубинное сходство в творчестве этих одаренных колористов. И для того, чтобы была возможность раскрыть в дальнейшем это сходство уже в анализе живописи, рассмотрение их теоретических трудов, высказываний и идей становится тем необходимым начальным уровнем исследования, который может обеспечить верность дальнейшей интерпретации творчества. Абстрактное искусство с трудом поддается процессу анализа, так как по большей части ему чужда рациональность. Интерпретация сложна и множественна в этом вопросе. Исходя из этого, нами была предпринята попытка изучения теоретических трудов Розановой и Ротко, для большего погружения в смысловую составляющую их творчества, а также проведен анализ на поиск точек соприкосновения в этих текстах и высказываниях.
В процессе анализа были сделаны следующие выводы.
Самостоятельность живописи является основополагающим моментом в отношении к творчеству обоих авторов. Исходя из нее художники заявляют о свободе творчества и необходимости стремления к ней, так как это становится путем к передачи чувственного опыта.
Эстетическая ценность произведения заключается в полноте живописного содержания, которую формирует цвет. Цвет в этом отношении самодостаточен и выразителен.
Более того, именно цвет является основой живописи. Его насыщенность и качество цветопередачи служит передачи чувственного опыта.
Отличием в воззрениях художников стало отношение не к цвету вообще, а скорее к его функции: для Розановой цвет - конечной цель живописи; для Ротко - это средство передачи духовного, чувственного опыта, язык общения с сознанием зрителя. Однако даже при наличии этого расхождения во взглядах общность их отношения к цвету не поддается сомнению: цвет ставится в самую основу живописи. Возможности выразительности цвета велики, оба художника признают это, что становится наиболее заметным на примере их творчества.
Важным сходством в живописном творчестве Розановой и Ротко можно выделить светоносность их колорита. Оба работали с тонкой цветовой моделировкой, тонкость и проработанность их живописного слоя создает ощущение присутствия света в цветовых пятнах или их подсвеченности. Данное сходство, а также найденное сходство теоретических взглядов автора может стать отправной точкой в дальнейшем исследовании уже непосредственно живописных работ Розановой и Ротко для раскрытия темы общностей в их концепции цветового поля.
1. 1913. Год отсчета. М.: Изд-во АСТ Corpus, 2014.
2. Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010.
3. Андреева Е.Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 584 с.
4. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX -начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с.
5. Амазонки авангарда. М.: Наука, 2004.
6. Бааль-ТешуваЯ. Марк Ротко. М.: Арт-Родник, 2006. 96 с.
7. Бобринская Е. А. Русский авангард. Границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
8. Варст (Степанова В.). Выставка Ольги Розановой. // Искусство. Вестник отд. Изо Наркомпроса. № 4 от 22.02.1919. М.: 1919. С. 1.
9. Воррингер В. Абстракция и вчувствование. // Эстетика и теория искусства XX века. Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 516 с.
10. Вуорикоски Т.Hommage a Mondrian.
11. Гесс Б. Абстрактный экспрессионизм. М.: Арт-Родник, 2008. 96 с.
12. Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. М.: Гилея,
2002.
13. Голомшток И.Н. Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. 2
14. Даниэль С.М. Искусство видеть. СПб.: Амфора, 2006. 216 с.
15. Игнатов И.О. Проблемы пространства и цвета в позднем творчестве М. Ротко: Автореф. дис. канд. искусств. наук. - М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2013 г. 29 с.
16. Искусство с 1900. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад-Маргинем Пресс, 2015. 816 с.
17. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Издательство «Э», 2016. 160 с.
18. Краус Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003. 320 с.
19. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т.1 Боевое десятилетие. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
20. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т.2 Скандальные годы. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010
21. Крючкова В.А. Проблема содержания в абстрактном искусстве (по материалам дискуссии во Франции 1940-1950-х годов) //
Искусствознание, 2010. № 1. С. 413
22. Лебедева И.В. Геометрическая абстракция в американской живописи 1940-1950-х: от Пита Мондриана к Барнетту Ньюману: Автореф. канд. искусств. наук. - М.: МГУ, 2011. 21 с.
23. Марк Ротко. К столетию со дня рождения. Каталог выставки. Авт. Д. Аштон. М.: Трилистник, 2003. 70 с.
24. Мартыненко Н.В. Живопись США XX века. Киев: Наукова думка, 1989. 208 с.
25. Многоцветный мир Ольги Розановой: методико-библиографический материал. / Сост. О. В. Шуреева. Владимир: ОУНБ им. М. Горького.
2003.
26. Ольга Розанова = Olga Rozanova: 1886-1918. Москва-Хельсинки: ВХПО Helsingin kaupungin taidemuseo, 1992.
27. Ольга Розанова. «Лефанта чиол...» / Вступ. ст., публикации писем и комментарии к ним В. Терехиной. М.: RA, 2002.
28. Ольга Розанова. ...увидеть мир преображённым: Каталог выставки. / Предисл. Л. И. Иовлевой, вступ. ст. В. Н. Терёхиной. М.: Пинакотека, 2007.
29.
29. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Советский художник, 1989. 456 с.
30. Рид Г. Краткая история современной живописи. М.: Искусство - XXI век, 2009. 320 с.
31. Роз Б. Американская живопись XX века. Париж: Буккинг, 1996.
32. Розанова О.В. Основы Нового Творчества и причины его непонимания // Союз молодёжи. СПб.: 1913. № 3. С. 14-22.
33. Розанова О.В. Манифест «Союза молодёжи»: Листовка. СПб.: 1913.
34. Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908-1917) / Авт.-сост. И. С. Воробьев. СПб.: Композитор, 2008.
35. Рыков A.B.К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» // Искусствознание, 2009. № 1-2. С. 112.
36. Рыков A.B.Климент Гринберг и американская теория современного искусства 1960-х годов // Искусствознание, 2007. № 1-2. С. 538-563.
37. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. М: Эксмо-пресс, 2002.
38. Сандлер И. Марк Ротко. В неведомый мир. 1949-1969. Каталог выставки ЦСИ «Гараж». М.: ЦСИ «Гараж», 2010. С. 79.
39. Сарабьянов Д. В. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия. // Советское искусствознание. 1980. №1. С. 117-160.
40. Соловьев А.В. Искусство XX века. Утопии и реальность. СПб.: Виква, 2005. С. 46.
41. Сомсикова О.А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 2008. №2. С.83-85.
42. Терехина В., Сарабьянов А. Д. «Начало жизни цветочно-алой...» О. В. Розанова (1886-1918) // Панорама искусств. М.: 1989. - Вып. 12. С. 46-49.
43. Терехина В.Преображённый мир Ольги Розановой // Нашенаследие. М.: 2003. № 67—68. С. 25-28.
44. Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советски художник, 1987. 320 с.
45. Турчин В.С. Образ двадцатого. в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. М.: Прогресс-Традиция. 2003. 648 с.
47. Хофман В. Основы современного искусства: Введение в его символические формы. СПб.: Академический проект, 2004. 560 с.
48. Шестаков В.П. История американского искусства. В поисках национальной идентичности. М.: РИП-холдинг, 2013. 456 с.
49. Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим. 2013.
50. Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008.
51. Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира. От импрессионизма до классического авангарда. М.: Искусство, 2004. 492 с.
52. Якимович А.К. Реализмы ХХ века. М.: Галарт, 2000. 176 с.
53. Якимович А.К. Рождение авангарда. Искусство и мысль: Автореф. докт. искусств. наук. - М.: МГУ, 1998. 27 с.
54. Яковлева Т.В. Абстрактный экспрессионизм: причины возникновения // Этика и естетика, 1981. №24. С. 137.
55. Anfam D. Mark Rothko: The Works on canvas. Washington: National Gallery of Art, 1999.
56. Exhibition catalog «15 Americans». MoMA, Exh. No. 507. April 19 - July 27. 1952.
57. Hopkins D. After modern art. 1945-2000. NY: Oxford University Press, 2000.
58. Rothko M. The Artist's Reality: Philosophies of Art. New Haven: Yale University Press, 2006. 176 p.
59. Waldman D. Mark Rothko. A Retrospective. 1903-1970. NY: 2008. 76 p.
Электронные ресурсы
60. Адцеева Б. Чистый цвет Марка Ротко, или как довести зрителя до слез.
// Агентство РИА Новости. URL:
https://ria.ru/weekend_art/20130925/965685165.html(дата обращения 08.12.2016).
61. Блессинг Дж. Марк Ротко. Портал Музея Гуггенхайм. URL: https://www.guggenheim.org/artwork/3533. (дата обращения: 13.11.2016).
62. Броккен Я. Свет Марка Ротко. Портал русских журналов
«Журнальный зал». URL:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/6/b32.html. (дата обращения: 04.04.2017).
63. Ведущие кураторы XX столетия. // ARTandYOU - портал об искусстве. URL: http://artandyou.ru/category/history/post/kurator xx(дата обращения: 22.11.2016).
64. Коллекция Марка Ротко. // Портал Национальной галереи искусств
Вашингтона. URL:
http ://www.nga.gov/ content/ngaweb/features/slideshows/mark-rothko.html. (дата обращения: 21.04.2017).
65. Купрякова В.С. «Живопись цветового поля» Марка Ротко // Вестник
Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. №33-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-tsvetovogo-polya-marka-rotko(дата обращения: 06.12.2016).
66. Левина Т. Возвышенное в абстрактном экспрессионизме. //
Электронные статьи на портале Высшей Школы Экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2011/05/15/1213434990/Levina Sublime in AbstrExpr.pdf(дата обращения: 17.03.2017).
67. Ольга Владимировна Розанова. // Сайт: Русский авангард. URL: http://www.avangardism.ru/rosanova.html. Дата обращения: 05.02.2016.
68. Пенионжек Е.В. Арт-практики неомодернистского искусства // Наука
и современность. 2013. №23. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/art-praktiki-neomodernistskogo-iskusstva(дата обращения: 06.12.2016).
69. Петровская Е.В. Ностальгия по авангарду // Философский журнал.
2010. №1 (4). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/nostalgiya-po-avangardu(дата обращения: 07.12.2016).
70. Сандлер И. Воспоминания о Марке Ротко. // Третьяковская галерея,
2010. № 2. URL:
http://www.tg-m.ru/articles/2-2010-27/vospominaniya-o-marke-rotko (дата обращения: 07.12.2016).
71. Титкина А.А. «Живопись действия» в контексте абстрактного
экспрессионизма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. №3 (7).
URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-deystviya-v-kontekste-abstrak tnogo-ekspressionizma (дата обращения: 06.12.2016).
72. Хромова А. Выставка Ольги Розановой. // Портал: Зебра-ТВ, Новости Владмира и Владимирской области. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/vystavka-olgi-rozanovoy/. (Дата обращения: 28.03.2016).
73. Цитаты Марка Ротко. // Онлайн-журнал Orloff Magazine. URL: http ://orloffmagazine.com/content/tishina-tak-tochna-glavnye-citaty-marka- rotko. (дата обращения: 10.04.2017).
74. Zaletilo F.Тезисы об искусстве. // Арт-центр им. Марка Ротко в
Даугавпилсе. URL:
http://www.rothkocenter.com/ru/o-rotko/tezisi-ob-iskusstve (дата
обращения: 07.12.2016).