ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУРСА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения принципов организации дискурса глянцевых журналов 6
1.1. Дискурс и принципы его организации 6
1.2
Дискурс глянцевых журналов и его особенности 17
1.2.1 Глянцевый журнал как элемент массовой культуры 17
1.2.2 Принципы организации дискурса глянцевых журналов 21
1.3
Антропоцентрический принцип организации дискурса глянцевых
журналов 31
Выводы по ГЛАВЕ I 36
Глава II. Антропоцентрический принцип организации дискурса
глянцевых журналов 37
2.1
Смысловые доминанты как комплекс когнитивных и эмотивных эталонов дискурса глянцевых журналов 37
2.1.1 Престиж как смысловая доминанта в дискурсе глянцевых журналов 38
2.1.2 Роскошь как смысловая доминанта в дискурсе глянцевых журналах 45
2.1.3 Респектабельность как смысловая доминанта в дискурсе глянцевых журналов 49
2.2
Реализация принципа антропоцентричности в дискурсе глянцевых
журналов 54
2.2.1 Полимодальность в дискурсе глянцевых журналов 54
2.2.2 Прецедентность в дискурсе глянцевых журналов 66
Выводы по ГЛАВЕ II 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения принципов организации дискурса глянцевых журналов 6
1.1. Дискурс и принципы его организации 6
1.2
Дискурс глянцевых журналов и его особенности 17
1.2.1 Глянцевый журнал как элемент массовой культуры 17
1.2.2 Принципы организации дискурса глянцевых журналов 21
1.3
Антропоцентрический принцип организации дискурса глянцевых
журналов 31
Выводы по ГЛАВЕ I 36
Глава II. Антропоцентрический принцип организации дискурса
глянцевых журналов 37
2.1
Смысловые доминанты как комплекс когнитивных и эмотивных эталонов дискурса глянцевых журналов 37
2.1.1 Престиж как смысловая доминанта в дискурсе глянцевых журналов 38
2.1.2 Роскошь как смысловая доминанта в дискурсе глянцевых журналах 45
2.1.3 Респектабельность как смысловая доминанта в дискурсе глянцевых журналов 49
2.2
Реализация принципа антропоцентричности в дискурсе глянцевых
журналов 54
2.2.1 Полимодальность в дискурсе глянцевых журналов 54
2.2.2 Прецедентность в дискурсе глянцевых журналов 66
Выводы по ГЛАВЕ II 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Средства массовой информации, являясь неотъемлемой частью современного информационного общества, активно формируют картину мира человека, а также воздействуют на его мышление и мировоззрение. В связи с этим в последние годы увеличился интерес к изучению языка масс- медиа, а также к организации соответствующего типа дискурса.
Одним из наиболее интересных для читателей, и наименее изученным лингвистами является дискурс глянцевых журналов. Данный тип дискурса создает особое медиапространство и помещает читателя в идеальный мир, который является символом престижности и роскоши. Воспринимая медиатексты глянцевых журналов, читатель переносит смоделированные в них жизненные ценности и программу поведения на собственные потребности и убеждения, приобщаясь к идеальной жизни. Таким образом, языковые и неязыковые особенности глянцевых журналов нуждаются в подробном изучении с точки зрения их роли в формировании картины мира современного читателя.
Настоящее исследование направлено не только на поиск базового принципа организации дискурса глянцевых журналов, но и на анализ языковых средств его репрезентации. Это позволяет по-новому взглянуть на проблему формирования и проявления антропоцентричности языка в дискурсе глянцевых журналов. Таким образом, связь исследования с общей логикой развития современной лингвистики в антропоцентрической парадигме позволяет говорить о его актуальности.
Объектом исследования является дискурс глянцевых журналов.
Предметом исследования выступают принципы организации дискурса глянцевых журналов.
Цель настоящей работы заключается в выявлении принципов формирования и организации дискурса англоязычных глянцевых журналов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать принципы организации дискурса, выделенные в рамках существующих лингвистических учений;
2) рассмотреть глянцевые журналы как элемент массовой культуры;
3) выявить смысловые доминанты, которые обусловливают содержание дискурса глянцевых журналов;
4) определить роль социокультурных знаний в формировании специфики дискурса и их зависимость от адресата;
5) описать частные принципы организации антропоцентрического принципа в дискурсе глянцевых журналов;
6) проанализировать особенности содержания дискурса глянцевых журналов в аспекте полимодальности и прецедентности.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды ведущих российских и зарубежных исследователей
• в когнитивной теории концептуализации и категоризации:
работы Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, Е.С. Кубряковой, Э. Принс и др.;
• в лингвистике текста и дискурса: работы А. Вежбицкой, Н.Д.
Арутюновой, В.И. Карасика, А.А. Кибрика, Е.С. Кубряковой, Т.А. ван Дейка, О.Г. Дубровская, О.К. Ирисханова и др.
Фактическим материалом для исследования послужили издания англоязычные глянцевые журналы ELLE, COSMOPOLITAN, GLAMOUR, VANITY FAIR за период с августа 2017 по май 2018. Общий объем проанализированных дискурсивных фрагментов составил около 400.
В ходе исследования применялись следующие методы:
Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение, конкретизация, классификация, сравнение исследовательских явлений.
Эмпирические: сравнительно-сопоставительный анализ.
Методы лингвистического анализа: описательный метод,
компонентный анализ, анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, метод сплошной выборки и т.д.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивные исследования в гуманитарных науках» (17-18 мая 2018г. г. Тамбов) и опубликованы в материалах конференции: Литовкина А.А. Полимодальность в дискурсе глянцевых журналов // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXIII. С. 220-224.
Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала.
Во введении представлена общая характеристика работы, обосновывается актуальность выбора объекта исследования, определяется цель и соответствующие ей задачи, указываются использованные методы исследования, отмечаются данные об апробации результатов исследования, сообщаются данные о структуре выпускной квалификационной работы.
В главе I рассматриваются существующие подходы к изучению дискурса, выявляются особенности антропоцентрического принципа, рассматривается дискурс глянцевых журналов и его особенности.
В главе II непосредственно осуществляется анализ фактического материала, выявляются смысловые доминанты, анализируются особенности содержания дискурса глянцевых журналов в аспекте полимодальности и прецедентности.
В заключении представлены обобщенные результаты проведённого исследования.
Одним из наиболее интересных для читателей, и наименее изученным лингвистами является дискурс глянцевых журналов. Данный тип дискурса создает особое медиапространство и помещает читателя в идеальный мир, который является символом престижности и роскоши. Воспринимая медиатексты глянцевых журналов, читатель переносит смоделированные в них жизненные ценности и программу поведения на собственные потребности и убеждения, приобщаясь к идеальной жизни. Таким образом, языковые и неязыковые особенности глянцевых журналов нуждаются в подробном изучении с точки зрения их роли в формировании картины мира современного читателя.
Настоящее исследование направлено не только на поиск базового принципа организации дискурса глянцевых журналов, но и на анализ языковых средств его репрезентации. Это позволяет по-новому взглянуть на проблему формирования и проявления антропоцентричности языка в дискурсе глянцевых журналов. Таким образом, связь исследования с общей логикой развития современной лингвистики в антропоцентрической парадигме позволяет говорить о его актуальности.
Объектом исследования является дискурс глянцевых журналов.
Предметом исследования выступают принципы организации дискурса глянцевых журналов.
Цель настоящей работы заключается в выявлении принципов формирования и организации дискурса англоязычных глянцевых журналов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать принципы организации дискурса, выделенные в рамках существующих лингвистических учений;
2) рассмотреть глянцевые журналы как элемент массовой культуры;
3) выявить смысловые доминанты, которые обусловливают содержание дискурса глянцевых журналов;
4) определить роль социокультурных знаний в формировании специфики дискурса и их зависимость от адресата;
5) описать частные принципы организации антропоцентрического принципа в дискурсе глянцевых журналов;
6) проанализировать особенности содержания дискурса глянцевых журналов в аспекте полимодальности и прецедентности.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды ведущих российских и зарубежных исследователей
• в когнитивной теории концептуализации и категоризации:
работы Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, Е.С. Кубряковой, Э. Принс и др.;
• в лингвистике текста и дискурса: работы А. Вежбицкой, Н.Д.
Арутюновой, В.И. Карасика, А.А. Кибрика, Е.С. Кубряковой, Т.А. ван Дейка, О.Г. Дубровская, О.К. Ирисханова и др.
Фактическим материалом для исследования послужили издания англоязычные глянцевые журналы ELLE, COSMOPOLITAN, GLAMOUR, VANITY FAIR за период с августа 2017 по май 2018. Общий объем проанализированных дискурсивных фрагментов составил около 400.
В ходе исследования применялись следующие методы:
Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение, конкретизация, классификация, сравнение исследовательских явлений.
Эмпирические: сравнительно-сопоставительный анализ.
Методы лингвистического анализа: описательный метод,
компонентный анализ, анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, метод сплошной выборки и т.д.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивные исследования в гуманитарных науках» (17-18 мая 2018г. г. Тамбов) и опубликованы в материалах конференции: Литовкина А.А. Полимодальность в дискурсе глянцевых журналов // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXIII. С. 220-224.
Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала.
Во введении представлена общая характеристика работы, обосновывается актуальность выбора объекта исследования, определяется цель и соответствующие ей задачи, указываются использованные методы исследования, отмечаются данные об апробации результатов исследования, сообщаются данные о структуре выпускной квалификационной работы.
В главе I рассматриваются существующие подходы к изучению дискурса, выявляются особенности антропоцентрического принципа, рассматривается дискурс глянцевых журналов и его особенности.
В главе II непосредственно осуществляется анализ фактического материала, выявляются смысловые доминанты, анализируются особенности содержания дискурса глянцевых журналов в аспекте полимодальности и прецедентности.
В заключении представлены обобщенные результаты проведённого исследования.
Изучение различных подходов к пониманию и определению дискурса позволяет определить его как динамическое явление, включающее в себя не только результат коммуникации, но и сам процесс со всеми сопровождающими его элементами.
Рассмотрение глянцевых журналов как элемента массовой культуры позволило выяснить, что дискурс глянцевых журналов - это сложное коммуникативное явление, включающее сам текст в сочетании с прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и другими факторами. Данный текст рассматривается как целенаправленное социальное воздействие на читателя, как компонент, участвующий во взаимоотношении людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах).
Данный тип дискурса создает особое медиапространство, помещая читателя в мир престижности и роскоши. В настоящее время чтобы отыскать идеал эпохи, достаточно открыть глянцевый журнал, в них повсюду изображения того, к чему должен стремиться человек. В результате у современного человека формируется определенный идеал, суть которого состоит в желании владеть теми вещами, о которых говорится в глянцевых журналах.
Воспринимая медиатексты глянцевых журналов, читатель переносит смоделированные в них жизненные ценности и установки на собственную жизнь, таким образом, приобщаясь к идеальной жизни.
Основные принципы организации дискурса могут быть объединены в 2 группы: общелингвистические и когнитивные принципы.
Общелингвистические принципы включают: принцип системности,
тематический принцип, принцип текстотипологической модельности,
принцип интертекстуальности, принцип жанрово-стилевого разнообразия, принцип гендерной и статусно-ролевой дифференциации дискурса.
Когнитивные принципы объединяют: принцип иконичности, принцип
«разделения» информации на ту, которая известна адресату и информацию «новую», принцип различия «фигура-фон» и антропоцентрический принцип.
В работе выявлена доминирующая роль антропоцентрического принципа в организации дискурса глянцевых журналов, который заключается в ведущей роли человека в познании мира. Антропоцентрический принцип проявляется в том, что человек конструирует окружающий мир в контексте усвоенных им социальных, языковых, профессиональных знаний, формирует мысли и выбирает языковые средства для их выражения. Он использует и выражает полученные знания с помощью языковых единиц, что предполагает взаимосвязь языка и человека, как представителя культуры.
Было выяснено, что текст статей глянцевых журналов обладает определенным эмоционально-смысловым потенциалом, который проявляется в наличии в нем определённых смысловых доминант, которые наполняют текст не только содержательно, но и эмоционально, наполняя его определённым коннотативным значением. Анализ текстов глянцевых журналов позволяет выделить три смысловые доминанты: престиж, роскошь, респектабельность.
Исследование установленных смысловых доминант, позволило раскрыть способы их реализации в дискурсе глянцевых журналов. Смысловые доминанты «престиж» и «роскошь» реализуются как эксплицитно через лексемы ‘prestige’, ‘prestigious’, ‘luxury’, ‘luxurious’ так и имплицитно, в то время как доминанта «респектабельность» характеризуется наиболее частым имплицитным выражением. Дискурс глянцевых журналов не раскрывает понятие респектабельности, через лексемы ‘respectable, respectability’, а намекает читателю на те или иные идеи, связанные с проявлением респектабельности через использование синонимов.
Изучение фактического материала позволяет выделить следующие частные принципы реализации принципа антропоцентричности: полимодальность и прецедентность.
Исследование показало, что полимодальность как сочетание разных модусов восприятия информации, является важным механизмом организации дискурса глянцевых журналов. Иллюстрации не просто и не столько развлекают читателя, они подкрепляют ту или иную информацию, приводимую в тексте. Необходимо отметить, что эффективность воздействия сообщения в дискурсе глянцевых журналов зависит от взаимодействия текста и иллюстрации. Это значит, что при их успешном сочетании образуется многослойный знак, который активизирует сразу несколько каналов восприятия информации, цель которого заключается в стимулировании выработки нужной реакции читателя к сообщению.
Результаты исследования показывают, что в дискурсе глянцевых журналов механизм прецедентности используется в основном в заголовках статей, чтобы привлечь внимание читателя. Необходимо отметить, что источниками прецедентных феноменов, используемых в дискурсе глянцевых журналов, являются названия художественных произведений, песен, географических мест, а также цитат, крылатых выражений, речевых штампов, что делает текст более выразительным и запоминающимся. Текст прецедентных феноменов вводится, как в общепринятом виде, так и в трансформированном. Исследование показало, что чаще используются трансформированные прецедентные феномены.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практике преподавания дисциплин когнитивно-дискурсивного цикла, а также получить дальнейшее развитие в рамках междисциплинарных исследований.
Результаты, полученные в данной работе, открывают перспективы для будущего исследования особенностей организации дискурса не только глянцевых журналов, но и публицистического стиля в целом. Более детальное изучение данной проблемы позволит получить информацию, которая в дальнейшем поможет более четко представлять частные принципы и механизмы организации дискурса глянцевых журналов и других типов дискурса, а также его влияние на читателей.
Рассмотрение глянцевых журналов как элемента массовой культуры позволило выяснить, что дискурс глянцевых журналов - это сложное коммуникативное явление, включающее сам текст в сочетании с прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и другими факторами. Данный текст рассматривается как целенаправленное социальное воздействие на читателя, как компонент, участвующий во взаимоотношении людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах).
Данный тип дискурса создает особое медиапространство, помещая читателя в мир престижности и роскоши. В настоящее время чтобы отыскать идеал эпохи, достаточно открыть глянцевый журнал, в них повсюду изображения того, к чему должен стремиться человек. В результате у современного человека формируется определенный идеал, суть которого состоит в желании владеть теми вещами, о которых говорится в глянцевых журналах.
Воспринимая медиатексты глянцевых журналов, читатель переносит смоделированные в них жизненные ценности и установки на собственную жизнь, таким образом, приобщаясь к идеальной жизни.
Основные принципы организации дискурса могут быть объединены в 2 группы: общелингвистические и когнитивные принципы.
Общелингвистические принципы включают: принцип системности,
тематический принцип, принцип текстотипологической модельности,
принцип интертекстуальности, принцип жанрово-стилевого разнообразия, принцип гендерной и статусно-ролевой дифференциации дискурса.
Когнитивные принципы объединяют: принцип иконичности, принцип
«разделения» информации на ту, которая известна адресату и информацию «новую», принцип различия «фигура-фон» и антропоцентрический принцип.
В работе выявлена доминирующая роль антропоцентрического принципа в организации дискурса глянцевых журналов, который заключается в ведущей роли человека в познании мира. Антропоцентрический принцип проявляется в том, что человек конструирует окружающий мир в контексте усвоенных им социальных, языковых, профессиональных знаний, формирует мысли и выбирает языковые средства для их выражения. Он использует и выражает полученные знания с помощью языковых единиц, что предполагает взаимосвязь языка и человека, как представителя культуры.
Было выяснено, что текст статей глянцевых журналов обладает определенным эмоционально-смысловым потенциалом, который проявляется в наличии в нем определённых смысловых доминант, которые наполняют текст не только содержательно, но и эмоционально, наполняя его определённым коннотативным значением. Анализ текстов глянцевых журналов позволяет выделить три смысловые доминанты: престиж, роскошь, респектабельность.
Исследование установленных смысловых доминант, позволило раскрыть способы их реализации в дискурсе глянцевых журналов. Смысловые доминанты «престиж» и «роскошь» реализуются как эксплицитно через лексемы ‘prestige’, ‘prestigious’, ‘luxury’, ‘luxurious’ так и имплицитно, в то время как доминанта «респектабельность» характеризуется наиболее частым имплицитным выражением. Дискурс глянцевых журналов не раскрывает понятие респектабельности, через лексемы ‘respectable, respectability’, а намекает читателю на те или иные идеи, связанные с проявлением респектабельности через использование синонимов.
Изучение фактического материала позволяет выделить следующие частные принципы реализации принципа антропоцентричности: полимодальность и прецедентность.
Исследование показало, что полимодальность как сочетание разных модусов восприятия информации, является важным механизмом организации дискурса глянцевых журналов. Иллюстрации не просто и не столько развлекают читателя, они подкрепляют ту или иную информацию, приводимую в тексте. Необходимо отметить, что эффективность воздействия сообщения в дискурсе глянцевых журналов зависит от взаимодействия текста и иллюстрации. Это значит, что при их успешном сочетании образуется многослойный знак, который активизирует сразу несколько каналов восприятия информации, цель которого заключается в стимулировании выработки нужной реакции читателя к сообщению.
Результаты исследования показывают, что в дискурсе глянцевых журналов механизм прецедентности используется в основном в заголовках статей, чтобы привлечь внимание читателя. Необходимо отметить, что источниками прецедентных феноменов, используемых в дискурсе глянцевых журналов, являются названия художественных произведений, песен, географических мест, а также цитат, крылатых выражений, речевых штампов, что делает текст более выразительным и запоминающимся. Текст прецедентных феноменов вводится, как в общепринятом виде, так и в трансформированном. Исследование показало, что чаще используются трансформированные прецедентные феномены.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практике преподавания дисциплин когнитивно-дискурсивного цикла, а также получить дальнейшее развитие в рамках междисциплинарных исследований.
Результаты, полученные в данной работе, открывают перспективы для будущего исследования особенностей организации дискурса не только глянцевых журналов, но и публицистического стиля в целом. Более детальное изучение данной проблемы позволит получить информацию, которая в дальнейшем поможет более четко представлять частные принципы и механизмы организации дискурса глянцевых журналов и других типов дискурса, а также его влияние на читателей.
Подобные работы
- КОНЦЕПТ «КРАСОТА» В РУССКО- И АНГЛОЯЗЫЧНОМ РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Психолингвистические особенности рекламного текста (на материале журнала «Правила жизни»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2024 - Языковые стратегии продвижения достопримечательностей Санкт-Петербурга и пригородов, относящихся к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, в англоязычных СМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - Дискурсивные характеристики англоязычных рекламных видео в аспекте перевода на русский язык
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Лингвистическое конструирование фемининности и маскулинности в нарративах романтической аттракции
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Лингвистическое конструирование фемининности и маскулинности в нарративах романтической аттракции
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Террористическая организация XXI века как медиафеномен
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Жанрово-стилистические особенности журнала по нефтегазовому делу (на материале
русского и английского языков)
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2017



