ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И
ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.2 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО
ХАРАКТЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ 16
1.3 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ИТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО
МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 36
2.1 СРЕДСТВА, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ 36
2.2 КОМПЛЕКС ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ УРОКОВ
МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 47
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ИНТЕГРИРОВАННЫХ
ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 10 КЛАССЕ 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время современному обществу нужны люди, которые готовы к реальной жизни, занимают активную жизненную позицию, способны работать в команде и имеют возможность быстро переучиваться в зависимости от требований рынка и социального порядка. Несомненно, образовательные организации формируют эти качества и навыки, ориентируясь на практическую направленность познавательной деятельности школьников. Как известно, математическая подготовка школьников включает в себя теоретические знания, прикладные и практические навыки. Так, одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) к результатам усвоения основной образовательной программы является формирование научного типа мышления, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Поэтому уже в старших классах школа должна сформировать у своих будущих выпускников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире, тем самым развивая мировоззрение учащихся. Формирование таких навыков будет происходить быстрее и проще, если на уроках школьники смогут реализовывать свои знания при решении межпредметных задач.
Под межпредметной задачей понимается задача, для решения которой требуется применить умения и навык из двух и более учебных дисциплин. В процессе решения данных задач между дисциплинами начинают устанавливаться межпредметные связи - взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.
В данной работе рассматривается средства и методы реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах на уроках
4 математики. Рассмотрением данной проблемы занимались многие методисты Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег А., К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова и др.
Анализ работ этих и многих других авторов позволил нам выявить основные средства, методы и приемы для реализации межпредметной интеграции курсов математики и физики в старших классах и разработать специальный комплекс межпредметных задач, который мог бы быть использован в школьной курсе на уроках математики.
Поэтому проблема исследования заключается в изучении требований к задачам, направленным на установление межпредметных связей математики и физики для учащихся старших классов.
Цель данной работы состоит в разработке комплекса задач межпредметного характера, которые могут быть реализованы на уроках математики в 10 классах.
Объект исследования - средства реализации межпредметной интеграции математики и физики.
Предмет исследования - межпредметные задачи для учащихся 10 классов.
Исходя из цели работы, нам было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные литературные источники, посвященные видам межпредметной интеграции и формам ее реализации на уроках.
2. Структурировать полученную информацию и разработать методические рекомендации для реализации межпредметных связей математики и физики.
3. Разработать комплекс межпредметных задач для учащихся 10 классов.
4. Апробировать разработанный комплекс задач в ходе практического применения на базе общеобразовательной школы.
Гипотеза: если на уроках математики внедрять интегрированные задачи типа «математика-физика», то это позволит усилить межпредметные связи двух дисциплин, расширить научную картину единства мира учащихся и развить
умение у учащихся решать задачи интегрированного вида, а также повысить процент верно выполненных заданий.
При выполнении данной работы применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ различных литературных источников, посвященных межпредметной интеграции математики и физики в школьном курсе;
2) эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент;
3) статистические: статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Методологической основой работы послужили статьи и исследования М.И. Шипченко, О.Л. Репниной, Н.Н. Белоус, С.М. Кучина, Д.А. Татаринова, С.Н. Кононовой.
Организационная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Ишимского района Тюменской области, учащиеся 10 Б класса в составе 19 человек.
Новизна исследования: теоретически обоснована и проверена
возможность использования межпредметных задач для развития мировоззрения учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования: в данной работе описана методика и формы проведения уроков для реализации межпредметных связей математики и физики на уроках в старших классах, а также с учетом данных требований был разработан комплекс межпредметных задач, который может быть использован учителями математики в 10 классах. Предложенные задачи могут реализовываться как в начале уроков, так и в конце на закрепление темы или же даны в качестве домашнего задания, требующего от учащихся высокой мыслительной деятельности и привлечение дополнительных знаний из курса физики.
Автором работы был получен Акт о внедрении методики использования комплекса межпредметных задач из Муниципального автономного
6 образовательного учреждения «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» с. Гагарина Ишимского района Тюменской области.
Кроме того, основные положения исследования прошли апробацию через участие во Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Математическое и информационное моделирование», г. Тюмень [Мамонтова, Чернов, 2020].
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно- экспериментальной), заключения, списка использованной литературы (43 источника).
Изучение особенностей, приемов и форм проведения уроков для реализации межпредметных связей позволило нам составить основные требования для проведения интегрированных уроков математики и физики в старших классах на основе использования межпредметных задач.
В ходе работы были рассмотрены различные способы, методы и приемы реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах. Основываясь на научной литературе по установлению межпредметных связей математики и физики, был разработан комплекс, включающий в себя 40 задач межпредметного характера для учащихся 10 классов. Данный комплекс содержит задачи на знание определений и физических процессов, формул геометрических фигур, особенности графиков иррациональных и тригонометрических функций и др.
Разработанный нами комплекс интегрированных задач был апробирован во время педагогической практики, которая проходила с 11 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Ишимского района Тюменской области. Результаты опытно-экспериментальной работы показали справедливость нашей гипотезы о том, что если на уроках математики внедрять интегрированные задачи типа «математика-физика», то это позволит усилить межпредметные связи двух дисциплин, расширить научную картину единства мира учащихся и развить умение у учащихся решать задачи интегрированного вида, а также повысить процент верно выполненных заданий.
Таким образом, внедрение интегрированных задач в школьный курс позволяет сформировать мировоззрение учащихся и полноту научной картины миры, обобщить схожие определения и физические процессы, что благоприятно сказывается на усвоении и более осознанном понимании учебного материала обоих дисциплин. Поэтому цель работы была достигнута, поставленные ранее
70 задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна и интересна учителям математики и физики, преподающих в старших классах для интеграции курсов обоих дисциплин.
1. Абдуллаева Г.Д. Межпредметные связи в современной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №3-3. Москва, 2016. С. 66-68.
2. Адиганова Н.А. Интегрированный урок математики и физики по теме: «Векторы. Векторные физические величины» // Студенческая наука и XXI век. Йошкар-Ола, 2018. С. 11-13.
3. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/527712/ (дата обращения: 13.12.2019).
4. Бабина Н.Ф. Межпредметная интеграция как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру // Перспективы науки и образования. Воронеж, 2018. С. 35-39.
5. Байгушева И.А. Педагогические условия формирования
математической компетенции будущих экономистов // cyberleninka.ru [сайт]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-
matematicheskoy-kompetentsii (дата обращения: 28.01.2020).
6. Белов С.В. Межпредметные связи математики и физики в системе обучения в старших классах // Научный поиск. №4.4. Шуя, 2014. С. 55-58.
7. Беляева В.Е. Интеграция как средство усиления межпредметных связей в обучении // Теория и практика современной науки. Саратов, 2018. С. 35¬40.
8. Валович Е.С Решение задач по физике //Психолого-методический аспект, 2014. №4. С. 104-107.
9. Величко А.И. Всестороннее развитие личности педагога и обучающегося в системе непрерывного педагогического образования и профессионального самообразования // XLIV Международные научные чтения (памяти А.К. Нартова). Москва, 2019. С. 39-41.
10. Гилязова О.Г. Психолого-педагогические основы интегрированных уроков // Проблемы вузовской и школьной педагогики материалы научно¬практической конференции. 2018. С. 34-36.
11. Гузаирова Л.С. Интеграция естественно-математических дисциплин как средство повышения формирования универсальных учебных действий // Наука и образование: новое время. 2018. № 6 (29). С. 1025-1030.
12. Гуськова Е.А. Педагогические идеи К.Д. Ушинского и
современность // Образование и воспитание. № 1 (6). Москва, 2016. С. 5-8
13. Зверева Д.А. Язык математики и инструментарий информатики как средства решения задач экономики // Педагогическая информатика. 2016. № 2. С. 72-82.
14. Зиновьева В.Н. Реализация межпредметных связей на уроках математики в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Вестник калужского университета. Калуга, 2018. С. 126-129.
15. Интегрированный урок // Инфоурок [сайт]. URL:
https://infourok.ru/statxa-na-temu-integriroyannix-urok-2993695.html (дата
обращения 23.09.2019).
16. Калугина Т.Н. Методические приемы организации познавательной деятельности учащихся // Вестник приднестровского университета (гуманитарные науки). №1(55). Тирасполь, 2017. С. 131-135.
17. Карпухина Е.А. Межпредметные задачи по физике как одно из средств для самоопределения учащихся в системе предпрофильной подготовки // Школа будущего. 2008. № 4. С. 104-107.
18. Коноваленко Т.А. Интегрированный урок, методика проведения //
Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=108751 (дата
обращения: 24.12.2019).
19. Майер В.В. Образовательные ресурсы проектной деятельности школьников по физике. Москва: ФЛИНТА, 2016. 228 с.
20. Максимова В.Н. Качество образования как комплексный показатель и критерий эффективности деятельности образовательного учреждения // XV (XXXI) Всероссийская научно-методическая конференция: в 3 частях. 2018. С. 31-35.
21. Мамонтова Т.С., Чернов Р.В. Решение межпредметных задач как один из принципов интеграции курсов математики и физики в старших классах // Математическое и информационное моделирование: сб. статей по итогам всеросс. науч.-практ. конф. Тюмень, 2020.
22. Маркарян И.А. Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях // Наука и образование, 2019. С. 43-52.
23. Минченков Е.Е. Особенности развития научного потенциала личности школьника // Наука и школа. 2013. № 1. С. 100-102.
24. Муштавинская И.В. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 256 с.
25. Насонова И.С. Межпредметные связи при обучении физике // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/mezhpredmetnie-svyazi-pri-obuchenii- fizike-1370104.html (дата обращения: 20.12.2019).
26. Петрова Г.С. Межпредметные связи на уроках математики // multiurok.ru [сайт]. URL: https: //multiurok.ru/files/mezhpredmetnye-sviazi-na- urokakh-matematiki.html (дата обращения: 28.10.2019).
27. Пирютко О.Н. Практико-ориентированные задачи как средство формирования метапредметных компетенций // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе, 2019. С. 34-37.
28. Портников В.И. Интеграционные технологии как механизм развития творческого мышления и познавательной активности у детей среднего школьного возраста // Перспективы развития современной культурно¬образовательной среды столичного мегаполиса. Москва,2018. С. 82-87.
29. Романов Ю.В. Формирование опыта творческой деятельности в теории и практике // Проблемы современного педагогического образования.
2016. № 53-11. С. 39-46.
30. Румянцева Н.В. Межпредметная интеграция как способ формирования универсальных учебных действий // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Уфа, 2018. С. 117-120.
31. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной
деятельности школьников // ИнфоНарод.РФ [сайт]. URL:
http://infonarod.ru/info/samarin-yu-ocherki-psihologii-uma-osobennosti-umstvennoy- deyatelnosti-shkolnikov-m-izd-vo-apn (дата обращения: 23.01.2020).
32. Самойлова Е.С. Реализация межпредметных связей при изучении физики в основной школе // XIV межвузовский сборник научных трудов. Под ред. О.Р. Шефер. Челябинск, 2018. С. 89-93.
33. Сердюкова Н.С. Система профориентационной работы в условиях многоуровнего непрерывного образования // Всероссийская научно¬практическая конференция. 2019. С. 49-61.
34. Симакова Н.И. Производная в физике // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/594799/ (дата обращения: 13.12.2019).
35. Скаткин М.Н. Межпредметные связи физики и математики // docplayer.ru [сайт]. URL: http://docplayer.ru/28818572-Mezhpredmetnye-svyazi- fiziki-i-matematiki-grafovaya-model.html (дата обращения: 10.01.2020).
36. Скворцова М.Н. Межпредметные связи на уроках математики // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/iz-opita-raboti-mezhpredmetnie-svyazi- na-urokah-matematiki-3215611 .html (дата обращения: 11.12.2019).
37. Тедорадзе Т.Г. Инновационная деятельность в преподавании физики // Наука и образование: новое время № 4, 2016. С. 35-38.
38. Терешин Н.А. Практические приложения математики в школе. Москва, 2015. 261 с.
39. Тихонов А.Н. Математическое моделирование // Актуальные вопросы физики и химии. 2019. № 2. С. 168-177.
40. Усова А.В. Динамика количества учреждений начального и общего образования в России // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика.
2017. № 4. С. 338-342.
41. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения // Современные проблемы науки и образования [сайт]. URL: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=6490 (дата обращения: 11.11.2019).
42. Федорова Н.Б. Межпредметная интеграция в курсе физики. Рязань, 2010. 108 с.
43. Фещенко Т.С. Методическая система подготовки учителя физики в рамках постдипломного образования выпускника технического вуза: проблемы и перспективы: монография. Москва: Прометей, 2016. 508 с.