МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И
ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.2 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО
ХАРАКТЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ 16
1.3 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ИТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО
МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 36
2.1 СРЕДСТВА, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ 36
2.2 КОМПЛЕКС ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ УРОКОВ
МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 47
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ИНТЕГРИРОВАННЫХ
ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 10 КЛАССЕ 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И
ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.2 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО
ХАРАКТЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ 16
1.3 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ИТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО
МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 36
2.1 СРЕДСТВА, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ 36
2.2 КОМПЛЕКС ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ УРОКОВ
МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 47
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ИНТЕГРИРОВАННЫХ
ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 10 КЛАССЕ 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время современному обществу нужны люди, которые готовы к реальной жизни, занимают активную жизненную позицию, способны работать в команде и имеют возможность быстро переучиваться в зависимости от требований рынка и социального порядка. Несомненно, образовательные организации формируют эти качества и навыки, ориентируясь на практическую направленность познавательной деятельности школьников. Как известно, математическая подготовка школьников включает в себя теоретические знания, прикладные и практические навыки. Так, одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) к результатам усвоения основной образовательной программы является формирование научного типа мышления, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Поэтому уже в старших классах школа должна сформировать у своих будущих выпускников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире, тем самым развивая мировоззрение учащихся. Формирование таких навыков будет происходить быстрее и проще, если на уроках школьники смогут реализовывать свои знания при решении межпредметных задач.
Под межпредметной задачей понимается задача, для решения которой требуется применить умения и навык из двух и более учебных дисциплин. В процессе решения данных задач между дисциплинами начинают устанавливаться межпредметные связи - взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.
В данной работе рассматривается средства и методы реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах на уроках
4 математики. Рассмотрением данной проблемы занимались многие методисты Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег А., К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова и др.
Анализ работ этих и многих других авторов позволил нам выявить основные средства, методы и приемы для реализации межпредметной интеграции курсов математики и физики в старших классах и разработать специальный комплекс межпредметных задач, который мог бы быть использован в школьной курсе на уроках математики.
Поэтому проблема исследования заключается в изучении требований к задачам, направленным на установление межпредметных связей математики и физики для учащихся старших классов.
Цель данной работы состоит в разработке комплекса задач межпредметного характера, которые могут быть реализованы на уроках математики в 10 классах.
Объект исследования - средства реализации межпредметной интеграции математики и физики.
Предмет исследования - межпредметные задачи для учащихся 10 классов.
Исходя из цели работы, нам было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные литературные источники, посвященные видам межпредметной интеграции и формам ее реализации на уроках.
2. Структурировать полученную информацию и разработать методические рекомендации для реализации межпредметных связей математики и физики.
3. Разработать комплекс межпредметных задач для учащихся 10 классов.
4. Апробировать разработанный комплекс задач в ходе практического применения на базе общеобразовательной школы.
Гипотеза: если на уроках математики внедрять интегрированные задачи типа «математика-физика», то это позволит усилить межпредметные связи двух дисциплин, расширить научную картину единства мира учащихся и развить
умение у учащихся решать задачи интегрированного вида, а также повысить процент верно выполненных заданий.
При выполнении данной работы применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ различных литературных источников, посвященных межпредметной интеграции математики и физики в школьном курсе;
2) эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент;
3) статистические: статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Методологической основой работы послужили статьи и исследования М.И. Шипченко, О.Л. Репниной, Н.Н. Белоус, С.М. Кучина, Д.А. Татаринова, С.Н. Кононовой.
Организационная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Ишимского района Тюменской области, учащиеся 10 Б класса в составе 19 человек.
Новизна исследования: теоретически обоснована и проверена
возможность использования межпредметных задач для развития мировоззрения учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования: в данной работе описана методика и формы проведения уроков для реализации межпредметных связей математики и физики на уроках в старших классах, а также с учетом данных требований был разработан комплекс межпредметных задач, который может быть использован учителями математики в 10 классах. Предложенные задачи могут реализовываться как в начале уроков, так и в конце на закрепление темы или же даны в качестве домашнего задания, требующего от учащихся высокой мыслительной деятельности и привлечение дополнительных знаний из курса физики.
Автором работы был получен Акт о внедрении методики использования комплекса межпредметных задач из Муниципального автономного
6 образовательного учреждения «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» с. Гагарина Ишимского района Тюменской области.
Кроме того, основные положения исследования прошли апробацию через участие во Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Математическое и информационное моделирование», г. Тюмень [Мамонтова, Чернов, 2020].
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно- экспериментальной), заключения, списка использованной литературы (43 источника).
Поэтому уже в старших классах школа должна сформировать у своих будущих выпускников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире, тем самым развивая мировоззрение учащихся. Формирование таких навыков будет происходить быстрее и проще, если на уроках школьники смогут реализовывать свои знания при решении межпредметных задач.
Под межпредметной задачей понимается задача, для решения которой требуется применить умения и навык из двух и более учебных дисциплин. В процессе решения данных задач между дисциплинами начинают устанавливаться межпредметные связи - взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.
В данной работе рассматривается средства и методы реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах на уроках
4 математики. Рассмотрением данной проблемы занимались многие методисты Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег А., К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова и др.
Анализ работ этих и многих других авторов позволил нам выявить основные средства, методы и приемы для реализации межпредметной интеграции курсов математики и физики в старших классах и разработать специальный комплекс межпредметных задач, который мог бы быть использован в школьной курсе на уроках математики.
Поэтому проблема исследования заключается в изучении требований к задачам, направленным на установление межпредметных связей математики и физики для учащихся старших классов.
Цель данной работы состоит в разработке комплекса задач межпредметного характера, которые могут быть реализованы на уроках математики в 10 классах.
Объект исследования - средства реализации межпредметной интеграции математики и физики.
Предмет исследования - межпредметные задачи для учащихся 10 классов.
Исходя из цели работы, нам было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные литературные источники, посвященные видам межпредметной интеграции и формам ее реализации на уроках.
2. Структурировать полученную информацию и разработать методические рекомендации для реализации межпредметных связей математики и физики.
3. Разработать комплекс межпредметных задач для учащихся 10 классов.
4. Апробировать разработанный комплекс задач в ходе практического применения на базе общеобразовательной школы.
Гипотеза: если на уроках математики внедрять интегрированные задачи типа «математика-физика», то это позволит усилить межпредметные связи двух дисциплин, расширить научную картину единства мира учащихся и развить
умение у учащихся решать задачи интегрированного вида, а также повысить процент верно выполненных заданий.
При выполнении данной работы применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ различных литературных источников, посвященных межпредметной интеграции математики и физики в школьном курсе;
2) эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент;
3) статистические: статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Методологической основой работы послужили статьи и исследования М.И. Шипченко, О.Л. Репниной, Н.Н. Белоус, С.М. Кучина, Д.А. Татаринова, С.Н. Кононовой.
Организационная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Ишимского района Тюменской области, учащиеся 10 Б класса в составе 19 человек.
Новизна исследования: теоретически обоснована и проверена
возможность использования межпредметных задач для развития мировоззрения учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования: в данной работе описана методика и формы проведения уроков для реализации межпредметных связей математики и физики на уроках в старших классах, а также с учетом данных требований был разработан комплекс межпредметных задач, который может быть использован учителями математики в 10 классах. Предложенные задачи могут реализовываться как в начале уроков, так и в конце на закрепление темы или же даны в качестве домашнего задания, требующего от учащихся высокой мыслительной деятельности и привлечение дополнительных знаний из курса физики.
Автором работы был получен Акт о внедрении методики использования комплекса межпредметных задач из Муниципального автономного
6 образовательного учреждения «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» с. Гагарина Ишимского района Тюменской области.
Кроме того, основные положения исследования прошли апробацию через участие во Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Математическое и информационное моделирование», г. Тюмень [Мамонтова, Чернов, 2020].
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно- экспериментальной), заключения, списка использованной литературы (43 источника).
Изучение особенностей, приемов и форм проведения уроков для реализации межпредметных связей позволило нам составить основные требования для проведения интегрированных уроков математики и физики в старших классах на основе использования межпредметных задач.
В ходе работы были рассмотрены различные способы, методы и приемы реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах. Основываясь на научной литературе по установлению межпредметных связей математики и физики, был разработан комплекс, включающий в себя 40 задач межпредметного характера для учащихся 10 классов. Данный комплекс содержит задачи на знание определений и физических процессов, формул геометрических фигур, особенности графиков иррациональных и тригонометрических функций и др.
Разработанный нами комплекс интегрированных задач был апробирован во время педагогической практики, которая проходила с 11 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Ишимского района Тюменской области. Результаты опытно-экспериментальной работы показали справедливость нашей гипотезы о том, что если на уроках математики внедрять интегрированные задачи типа «математика-физика», то это позволит усилить межпредметные связи двух дисциплин, расширить научную картину единства мира учащихся и развить умение у учащихся решать задачи интегрированного вида, а также повысить процент верно выполненных заданий.
Таким образом, внедрение интегрированных задач в школьный курс позволяет сформировать мировоззрение учащихся и полноту научной картины миры, обобщить схожие определения и физические процессы, что благоприятно сказывается на усвоении и более осознанном понимании учебного материала обоих дисциплин. Поэтому цель работы была достигнута, поставленные ранее
70 задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна и интересна учителям математики и физики, преподающих в старших классах для интеграции курсов обоих дисциплин.
В ходе работы были рассмотрены различные способы, методы и приемы реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах. Основываясь на научной литературе по установлению межпредметных связей математики и физики, был разработан комплекс, включающий в себя 40 задач межпредметного характера для учащихся 10 классов. Данный комплекс содержит задачи на знание определений и физических процессов, формул геометрических фигур, особенности графиков иррациональных и тригонометрических функций и др.
Разработанный нами комплекс интегрированных задач был апробирован во время педагогической практики, которая проходила с 11 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Гагаринская средняя общеобразовательная школа» Ишимского района Тюменской области. Результаты опытно-экспериментальной работы показали справедливость нашей гипотезы о том, что если на уроках математики внедрять интегрированные задачи типа «математика-физика», то это позволит усилить межпредметные связи двух дисциплин, расширить научную картину единства мира учащихся и развить умение у учащихся решать задачи интегрированного вида, а также повысить процент верно выполненных заданий.
Таким образом, внедрение интегрированных задач в школьный курс позволяет сформировать мировоззрение учащихся и полноту научной картины миры, обобщить схожие определения и физические процессы, что благоприятно сказывается на усвоении и более осознанном понимании учебного материала обоих дисциплин. Поэтому цель работы была достигнута, поставленные ранее
70 задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна и интересна учителям математики и физики, преподающих в старших классах для интеграции курсов обоих дисциплин.
Подобные работы
- Реализация межпредметной интеграции на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Организация изучения прикладных математических вопросов с применением
электронного курса «Физические основы математики» в старшей школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов средней школы по физике
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



