ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы акцентуаций характера педагогов с синдромом эмоционального выгорания 6
1.1 Основные теоретические подходы к объяснению феномена
«эмоционального выгорания» 6
1.2 Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы,
детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов 17
1.3. Понятие «акцентуации характера» в психологии 25
1.4. Теоретическое обоснование связи акцентуаций характера с
синдромом «эмоционального выгорания» 29
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование акцентуаций характера педагогов с синдромом эмоционального выгорания 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности. Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. . Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с акцентуациями характера. Из работ П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко, Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что акцентуации могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных акцентуаций как зависит от профессиональнойдеятельности, так и может влиять на нее. Вероятность развития симптомов
профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - какой характер связи акцентуаций характера педагога и уровня его эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагогов.
Предмет исследования - характер связи синдрома эмоционального выгорания педагогов с их акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между степенью эмоционального выгорания и наличием акцентуаций характера педагога, а именно: высокий уровень эмоционального выгорания у педагогов с дистимным, педантичным и тревожным типом, низкий уровень эмоционального выгорания у педагогов с гипертимным и демонстративным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем акцентуаций и эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить акцентуации характера педагогов;
3. Изучить синдром эмоционального выгорания у педагогов;
4. Рассмотреть связь эмоционального выгорания педагога с акцентуациями характера;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретической основой нашего исследования составили взгляды на проблему эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.В. Водопьянова, А.А. Меграбян) и акценцентуаций характера (Н.Е. Водопьянова, П.Б. Ганушкин, К. Леонгрард, Г. Шмишек).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними); эмпирические методы: психодиагностические методы; методы обработки данных: количественный метод (статистическая обработка данных
проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs- Спирмена, критерия Манна-Уитнина основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»); интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда; методика В.В. Бойко.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
В теоретической части нашей работы мы определили следующие положения:
Впервые термин «burnout» (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности». Подверженными «эмоциональному
выгоранию» признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. К. Маслач относит к группе риска профессионалов, которых «объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время». В.В. Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Среди многих особенностей и трудностей учительской,
преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. В профессиональной деятельности педагогов стрессовые ситуации могут создаваться цикличностью учебных событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером педагогической деятельности, высоким уровнем конфликтности в отношениях. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.
Определенные личностные характеристики, по мнению Е.М. Борисовой, О.В. Гребенниковой, И.А. Кураповой и др., могут быть дополнительными факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Личности с различными акцентуациями обладают чертами характера, усугубляющими влияние стрессогенных ситуаций:
нерешительность, тревожная мнительность в виде опасений за будущее, навязчивые страхи, раздражительность и склонность к ипохондричности, неустойчивость настроения, импульсивность, замкнутость и т.д. Из работ П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, и др. следует, что акцентуации могут влиять на профессиональную деятельность. Н.Е. Водопьянова отмечает связь синдрома эмоционального выгорания с акцентуациями характера. Для определения акцентуаций характера мы выбрали классификацию К. Леонгарда, выделявшего следующие типы акцентуированных личностей: гипертимные; застревающие; эмотивные; педантичные; тревожные; циклотимные; демонстративные; возбудимые; дистимичные;
экзальтированные.
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от связи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Исследование проходило на базе МАУО «ЦО №1» г.Белгорода. В нем приняли участие 76 педагогов.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность акцентуаций характера среди опрошенных педагогов: гипертимность (34%), дистимичность (32%), циклотимность (18%), возбудимость (8%), застревание (37%), эмотивностъ (26%), демонстративность (37%), экзальтированность (32%), тревожность (13%), педантичность (15%).
Сравнивая представленность акцентуаций характера у педагогов с несформированным и формирующимся синдромом «эмоционального выгорания», мы пришли к выводу, что среди педагогов, у которых не сформирован синдром «эмоционального выгорания», наиболее представлены гипертимность (52%), демонстративность (44%), тогда как среди педагогов, у которых синдром эмоционального выгорания уже начался, преобладают такие акцентуации характера как: дистимичность (46%), эмотивность (31%), застревание (46%), педантичность (46%), экзальтированность (38%).
Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами в преобладании акцентуаций черт характера с использованием критерия Манна-Уитни. Математический анализ показал следующие результаты: существует значимая разница между двумя группами педагогов по показателю педантичности, дистимичности (наибольшие показатели - у «выгоревших» педагогов), гипертимности и демонстративности (эти акцентуации преобладают у педагогов с невыраженным синдромом «эмоционального выгорания».
Для исследования связи синдрома эмоционального выгорания педагогов с их акцентуациями характера нами был произведен математический анализ на выявление корреляционной связи (r-критерий Спирмена). Корреляционный анализ показал наличие 43 корреляционные связей - 21 положительную и 19 отрицательных. Существуют положительные корреляционные связи между симптомами переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой,
неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально¬нравственная дезориентации, эмоциональная отстраненность, редукция
профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления и фазами напряжения, резистенции и истощения и дистимическим, педантичным, тревожным типами, отрицательные корреляционные связи между симптомами неудовлетворённость собой, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления и фазами резистенции и истощения с гипертимным, демонстративным типами акцентуаций.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между степенью эмоционального выгорания и наличием тех или иных акцентуаций черт характера педагога, а именно: уровень эмоционального выгорания выше у педагогов с дистимичным, педантичным и тревожным типом, нежели с гипертимным и демонстративным, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. вып. 2, 2004. С. 82-90.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
3. Баранов А.А. Стресс - толерантность педагога: теория и практика. -М.: АСТ; Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. 124 с.
5. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психол. журн. 1996, т. 17, № 4, с. 64-74
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. 138 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций. Взгляд на себя и других. - СПб.: Питер, 2004. 472 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2013. - № 2. - С. 96-103.
9. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. 336 с.
10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 - изд. - СПб.: Питер, 2009. 336 с.
11. Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL. Учебное пособие .-2 - е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2008. 464 с.
12. Ганеева Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявления акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис.. канд. психол. н. - Казань, 2012. - 20 с.
13. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. - СПб.: Речь, 2008. 96 с.
14. Гринберг Дж., Управление стрессом Серия: Мастера психологии Издательство: СПб: Питер; Издание 7-е; 2004. 496 с.
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психология . - СПб.:Питер, 2004. 432 с.
16. Ильин. Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.:Питер, 2008. 432 с.
17. Казанская В. Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. 366 с.
18. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11 - е изд. СПб.: Питер, 2004. 1168с.
19. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. 426 с.
20. Кризисная психология. Справочник практического психолога / сост. СЛ. Соловьева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 288с.
21. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. М., 2006, 167 с.
22. Лапин И.П. Зачем «копинг», когда есть совладание? //
Социальная и клиническая психиатрия. 2012, № 2. С. 57 -59.
23. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. С нем. - Киев, 1981. 448 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Academia, 2004. 352 с.
25. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Стиль человека: психологический анализ - М.: Смысл, 1998. C. 190 - 204.
26. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. - Л. 1983. 256 с.
27. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Психологический журнал. - 2011. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
28. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога.
Психосоматика. - М.: Эксмо, 2005. 848 с.
29. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское
государственное издательство. 1962. 283 с.
30. Мерзлякова Д.Р. Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника: дисс.... канд. психол. н. Ижевск, 2006. 211 с.
31. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.:
Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
32. Митина Л.М. и др. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2003. 144 с.
33. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. 2008, т. 1, № 2. С. 23-34.
34. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. 368 с.
35. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности. Психол. журн. 1997, т. 18, № 5, с. 20-30
36. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3:
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 465 с.
37. Носкова Е.Г Психология труда : Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /под ред. Е. А. Климова. - .: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
38. Овчарова Р.В., Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. 203 с.
39. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2013. 246 с.
40. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний:
феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ. 2005. 328 с.
41. Реан А.А. Психология адаптации личности/ Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. 426 с.
42. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 2007. № 1. - С.45-55.
43. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2006. 264 с.
44. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Телесные технологии, 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2008. 288 с.
45. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс 1972. 389 с.
46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 465 с.
47. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. С. 3-9.
48. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 2008. - № 8. - С. 84-89.
49. Трунов Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2004. - № 6. С. 32-34
50. Форманюк Т.В. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 42-56.
51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. 328 с.
52. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. 156 с.