АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы акцентуаций характера педагогов с синдромом эмоционального выгорания 6
1.1 Основные теоретические подходы к объяснению феномена
«эмоционального выгорания» 6
1.2 Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы,
детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов 17
1.3. Понятие «акцентуации характера» в психологии 25
1.4. Теоретическое обоснование связи акцентуаций характера с
синдромом «эмоционального выгорания» 29
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование акцентуаций характера педагогов с синдромом эмоционального выгорания 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы акцентуаций характера педагогов с синдромом эмоционального выгорания 6
1.1 Основные теоретические подходы к объяснению феномена
«эмоционального выгорания» 6
1.2 Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы,
детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов 17
1.3. Понятие «акцентуации характера» в психологии 25
1.4. Теоретическое обоснование связи акцентуаций характера с
синдромом «эмоционального выгорания» 29
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование акцентуаций характера педагогов с синдромом эмоционального выгорания 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности. Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. . Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с акцентуациями характера. Из работ П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко, Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что акцентуации могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных акцентуаций как зависит от профессиональнойдеятельности, так и может влиять на нее. Вероятность развития симптомов
профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - какой характер связи акцентуаций характера педагога и уровня его эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагогов.
Предмет исследования - характер связи синдрома эмоционального выгорания педагогов с их акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между степенью эмоционального выгорания и наличием акцентуаций характера педагога, а именно: высокий уровень эмоционального выгорания у педагогов с дистимным, педантичным и тревожным типом, низкий уровень эмоционального выгорания у педагогов с гипертимным и демонстративным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем акцентуаций и эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить акцентуации характера педагогов;
3. Изучить синдром эмоционального выгорания у педагогов;
4. Рассмотреть связь эмоционального выгорания педагога с акцентуациями характера;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретической основой нашего исследования составили взгляды на проблему эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.В. Водопьянова, А.А. Меграбян) и акценцентуаций характера (Н.Е. Водопьянова, П.Б. Ганушкин, К. Леонгрард, Г. Шмишек).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними); эмпирические методы: психодиагностические методы; методы обработки данных: количественный метод (статистическая обработка данных
проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs- Спирмена, критерия Манна-Уитнина основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»); интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда; методика В.В. Бойко.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с акцентуациями характера. Из работ П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко, Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что акцентуации могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных акцентуаций как зависит от профессиональнойдеятельности, так и может влиять на нее. Вероятность развития симптомов
профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - какой характер связи акцентуаций характера педагога и уровня его эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагогов.
Предмет исследования - характер связи синдрома эмоционального выгорания педагогов с их акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между степенью эмоционального выгорания и наличием акцентуаций характера педагога, а именно: высокий уровень эмоционального выгорания у педагогов с дистимным, педантичным и тревожным типом, низкий уровень эмоционального выгорания у педагогов с гипертимным и демонстративным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем акцентуаций и эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить акцентуации характера педагогов;
3. Изучить синдром эмоционального выгорания у педагогов;
4. Рассмотреть связь эмоционального выгорания педагога с акцентуациями характера;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретической основой нашего исследования составили взгляды на проблему эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.В. Водопьянова, А.А. Меграбян) и акценцентуаций характера (Н.Е. Водопьянова, П.Б. Ганушкин, К. Леонгрард, Г. Шмишек).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними); эмпирические методы: психодиагностические методы; методы обработки данных: количественный метод (статистическая обработка данных
проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs- Спирмена, критерия Манна-Уитнина основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»); интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда; методика В.В. Бойко.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
В теоретической части нашей работы мы определили следующие положения:
Впервые термин «burnout» (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности». Подверженными «эмоциональному
выгоранию» признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. К. Маслач относит к группе риска профессионалов, которых «объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время». В.В. Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Среди многих особенностей и трудностей учительской,
преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. В профессиональной деятельности педагогов стрессовые ситуации могут создаваться цикличностью учебных событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером педагогической деятельности, высоким уровнем конфликтности в отношениях. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.
Определенные личностные характеристики, по мнению Е.М. Борисовой, О.В. Гребенниковой, И.А. Кураповой и др., могут быть дополнительными факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Личности с различными акцентуациями обладают чертами характера, усугубляющими влияние стрессогенных ситуаций:
нерешительность, тревожная мнительность в виде опасений за будущее, навязчивые страхи, раздражительность и склонность к ипохондричности, неустойчивость настроения, импульсивность, замкнутость и т.д. Из работ П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, и др. следует, что акцентуации могут влиять на профессиональную деятельность. Н.Е. Водопьянова отмечает связь синдрома эмоционального выгорания с акцентуациями характера. Для определения акцентуаций характера мы выбрали классификацию К. Леонгарда, выделявшего следующие типы акцентуированных личностей: гипертимные; застревающие; эмотивные; педантичные; тревожные; циклотимные; демонстративные; возбудимые; дистимичные;
экзальтированные.
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от связи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Исследование проходило на базе МАУО «ЦО №1» г.Белгорода. В нем приняли участие 76 педагогов.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность акцентуаций характера среди опрошенных педагогов: гипертимность (34%), дистимичность (32%), циклотимность (18%), возбудимость (8%), застревание (37%), эмотивностъ (26%), демонстративность (37%), экзальтированность (32%), тревожность (13%), педантичность (15%).
Сравнивая представленность акцентуаций характера у педагогов с несформированным и формирующимся синдромом «эмоционального выгорания», мы пришли к выводу, что среди педагогов, у которых не сформирован синдром «эмоционального выгорания», наиболее представлены гипертимность (52%), демонстративность (44%), тогда как среди педагогов, у которых синдром эмоционального выгорания уже начался, преобладают такие акцентуации характера как: дистимичность (46%), эмотивность (31%), застревание (46%), педантичность (46%), экзальтированность (38%).
Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами в преобладании акцентуаций черт характера с использованием критерия Манна-Уитни. Математический анализ показал следующие результаты: существует значимая разница между двумя группами педагогов по показателю педантичности, дистимичности (наибольшие показатели - у «выгоревших» педагогов), гипертимности и демонстративности (эти акцентуации преобладают у педагогов с невыраженным синдромом «эмоционального выгорания».
Для исследования связи синдрома эмоционального выгорания педагогов с их акцентуациями характера нами был произведен математический анализ на выявление корреляционной связи (r-критерий Спирмена). Корреляционный анализ показал наличие 43 корреляционные связей - 21 положительную и 19 отрицательных. Существуют положительные корреляционные связи между симптомами переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой,
неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально¬нравственная дезориентации, эмоциональная отстраненность, редукция
профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления и фазами напряжения, резистенции и истощения и дистимическим, педантичным, тревожным типами, отрицательные корреляционные связи между симптомами неудовлетворённость собой, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления и фазами резистенции и истощения с гипертимным, демонстративным типами акцентуаций.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между степенью эмоционального выгорания и наличием тех или иных акцентуаций черт характера педагога, а именно: уровень эмоционального выгорания выше у педагогов с дистимичным, педантичным и тревожным типом, нежели с гипертимным и демонстративным, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Впервые термин «burnout» (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности». Подверженными «эмоциональному
выгоранию» признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. К. Маслач относит к группе риска профессионалов, которых «объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время». В.В. Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Среди многих особенностей и трудностей учительской,
преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. В профессиональной деятельности педагогов стрессовые ситуации могут создаваться цикличностью учебных событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером педагогической деятельности, высоким уровнем конфликтности в отношениях. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.
Определенные личностные характеристики, по мнению Е.М. Борисовой, О.В. Гребенниковой, И.А. Кураповой и др., могут быть дополнительными факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Личности с различными акцентуациями обладают чертами характера, усугубляющими влияние стрессогенных ситуаций:
нерешительность, тревожная мнительность в виде опасений за будущее, навязчивые страхи, раздражительность и склонность к ипохондричности, неустойчивость настроения, импульсивность, замкнутость и т.д. Из работ П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, и др. следует, что акцентуации могут влиять на профессиональную деятельность. Н.Е. Водопьянова отмечает связь синдрома эмоционального выгорания с акцентуациями характера. Для определения акцентуаций характера мы выбрали классификацию К. Леонгарда, выделявшего следующие типы акцентуированных личностей: гипертимные; застревающие; эмотивные; педантичные; тревожные; циклотимные; демонстративные; возбудимые; дистимичные;
экзальтированные.
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от связи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Исследование проходило на базе МАУО «ЦО №1» г.Белгорода. В нем приняли участие 76 педагогов.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность акцентуаций характера среди опрошенных педагогов: гипертимность (34%), дистимичность (32%), циклотимность (18%), возбудимость (8%), застревание (37%), эмотивностъ (26%), демонстративность (37%), экзальтированность (32%), тревожность (13%), педантичность (15%).
Сравнивая представленность акцентуаций характера у педагогов с несформированным и формирующимся синдромом «эмоционального выгорания», мы пришли к выводу, что среди педагогов, у которых не сформирован синдром «эмоционального выгорания», наиболее представлены гипертимность (52%), демонстративность (44%), тогда как среди педагогов, у которых синдром эмоционального выгорания уже начался, преобладают такие акцентуации характера как: дистимичность (46%), эмотивность (31%), застревание (46%), педантичность (46%), экзальтированность (38%).
Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами в преобладании акцентуаций черт характера с использованием критерия Манна-Уитни. Математический анализ показал следующие результаты: существует значимая разница между двумя группами педагогов по показателю педантичности, дистимичности (наибольшие показатели - у «выгоревших» педагогов), гипертимности и демонстративности (эти акцентуации преобладают у педагогов с невыраженным синдромом «эмоционального выгорания».
Для исследования связи синдрома эмоционального выгорания педагогов с их акцентуациями характера нами был произведен математический анализ на выявление корреляционной связи (r-критерий Спирмена). Корреляционный анализ показал наличие 43 корреляционные связей - 21 положительную и 19 отрицательных. Существуют положительные корреляционные связи между симптомами переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой,
неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально¬нравственная дезориентации, эмоциональная отстраненность, редукция
профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления и фазами напряжения, резистенции и истощения и дистимическим, педантичным, тревожным типами, отрицательные корреляционные связи между симптомами неудовлетворённость собой, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления и фазами резистенции и истощения с гипертимным, демонстративным типами акцентуаций.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между степенью эмоционального выгорания и наличием тех или иных акцентуаций черт характера педагога, а именно: уровень эмоционального выгорания выше у педагогов с дистимичным, педантичным и тревожным типом, нежели с гипертимным и демонстративным, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5010 р. Год сдачи: 2018 - Различия в копинг-стратегиях педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2022 - Особенности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ С ОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГОВ С
РАЗЛИЧНЫМ СООТНОШЕНИЕМ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
(на примере педагогов дошкольной образовательной организации)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2016



