Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫРАЖЕННОСТЬ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №68308

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 7
РОЛИ СЕМЬИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к рассмотрению понятия «страх» в психолого-педагогической литературе
1.2 Виды и причин возникновения страхов в дошкольном детстве 15
1.3 Семья как основной фактор возникновения страхов в дошкольном 30 возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 43
2.3 Программа коррекции страхов у старших дошкольников и рекомендации по профилактике страхов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования заключается в том, что изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом
для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения
страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с
ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь.
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению
страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и,
как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей
стране страхи исследуются преимущественно в узких рамках конкретных,
прикладных проблем.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей.
Работа с детскими страхами невозможна без четкого понимания роли
семьи в формировании негативных состояний старших дошкольников.
Влияние семейного окружения на особенности развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. В настоящее время, в связи со значительными изменениями в социально-культурной среде, которые затрагивают современную семью, становится всё более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка и, в
частности, возникновения детских страхов.
Возникающая в современном обществе социально-политическая нестабильность вызывает раздражение родителей и обеспокоенность будущим
своих детей, отсюда их сверх требовательность к собственному ребенку или
наоборот, полное к нему безразличие. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать нате или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка.
Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов М.М. Безруких, Д. Боулби, Л.С. Выготского, Дж. Ман, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, В.В. Столина, Ю.В. Щербатых. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит
отражение в работах А.И. Захарова и А.М. Прихожан. Но данная проблема в
настоящее время остается малоизученной, что обусловило выбор данной темы дипломной работы.
Исходя из этого, проблема исследования звучит следующим образом,
какова выраженность страхов у старших дошкольников при разных характеристиках родительского воспитания?
Цель исследования: изучить степень выраженности страхов старших
дошкольников при разных характеристиках родительского воспитания, разработать коррекционно-развивающую программу для снижения выраженности страхов у старших дошкольников, а так же рекомендации для родителей
по профилактике страхов
Объект исследования: эмоциональная сфера старшего дошкольника.
Предмет исследования: выраженность страхов старших дошкольников при разных характеристиках родительского воспитания
Гипотеза исследования: степень выраженности страхов у старших
дошкольников определяется разными характеристиками родительского воспитания, а именно, неблагоприятные характеристики воспитания увеличива5
ют выраженность страхов старших дошкольников, а благоприятные уменьшают.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы выраженности страхов
старших дошкольников, воспитывающихся в семьях с разными характеристиками родительского воспитания в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить особенности страхов старших дошкольников.
3. Изучить различные характеристики родительского воспитания в различных семьях
4. Определить характер связи между степенью выраженности страхов у
старших дошкольников и разными характеристиками родительского воспитания
5. Разработать коррекционно-развивающую программу для снижения
выраженности страхов старших дошкольников.
6. Разработать рекомендации родителям, направленные на уменьшение
степени выраженности страхов у старших дошкольников.
Теоретико-методолгической основой исследования является представление о субъективном характере психики, принцип развития психики в
поведении и деятельности, получившие разработку и подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, К. Роджерса, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы исследования: тестирование, проективный
метод, опрос.
3. Методы качественной и количественной обработки эмпирических
данных (программы MS Excel и IBM SPSS. Statistics 17.0, непараметрический
статистический метод для 2-х независимых выборок критерий U-Манна Уитни, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена).6
Методики исследования:
1. «Страхи в домиках». (А.И. Захаров и М. Панфилова).
2. Методика «Стратегии семейного воспитания». (С. Степанов)
3. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок». (И.М. Марковская)
Практическая значимость. Результаты данного исследования помогут психологам и педагогам более адресно организовать коррекционноразвивающую работу с эмоциональной сферой старших дошкольников, дать
рекомендации родителям для осознания роли семьи в формировании страхов
у детей старшего дошкольного возраста.
База и выборка исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 37», г. Белгород. Было продиагностировано 42
ребенка в возрасте от 5,8 до 6,7 лет. Среди них 27 мальчиков и 15 девочки.
Так же было продиагностировано 84 родителя, в возрасте от 24 до 51 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования Апробация и
внедрение результатов исследования проводились на базе МБОУ «СОШ №
37» г. Белгорода, а также на кафедре возрастной и социальной психологии
НИУ «БелГУ» в рамках студенческой научно-практической конференции
«Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии». Разработанные нами рекомендации и программа были переданы
педагогу-психологу МБОУ «СОШ № 37»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению
страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и,
как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей
стране страхи исследуются преимущественно в узких рамках конкретных,
прикладных проблем.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей.
Проведенный в связи с этим теоретический анализ позволил нам сделать следующие выводы.
Страх – эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Страх –
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному
существованию человека и направленная на источник действительной или
воображаемой опасности.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка, это период активного развития и становления познавательной
деятельности и структур межличностного общения.
Особенности детско-родительских отношений в исследованиях многих
психологов и педагогов определяются, как особенно значимые. Эти отношения – обязательная предпосылка становления личности ребёнка. В процессах
общения он вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует
знания об окружающих и о собственном «Я».65
Среди первопричин, вызывающих страхи, выделяют неправильный
подход в процессе воспитания. Проблема влияния семейного окружения на
особенности эмоционального развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. Cемья играет в развитии ребёнка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью. Проведенные исследования по указанной теме, показывают, что психологический аспект семейного воспитания остается важнейшим и составляет основу этого процесса.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что выраженность страхов у
старших дошкольников определяется разными характеристиками родительского воспитания, а именно, неблагоприятные характеристики воспитания
увеличивают выраженность страхов старших дошкольников.
Для проверки гипотезы было организовано эмпирическое исследование. Были получены данные, которые в обобщенном виде представлены в
следующем виде. Родители испытывают по отношению к ребенку в основном
отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть, считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и третируют ребенка, в результате чего ребенок предоставляется самому
себе, вокруг него образуется психотравмирующая ситуация, ведущая к повышенной тревожности, способствует появлению, развитию и усилению
страхов.
Наиболее благоприятная ситуация для появления и укрепления страхов
возникает, когда родители используют в воспитании авторитарную стратегию. Часто такие родители проецируют агрессивные формы поведения. Поэтому ребенок, подражая им, терпит неудачи в процессе общения, настраивая
против себя сверстников, оказываясь, таким образом, в изоляции. Все это
способствует возникновению у него большого количества страхов
Изучение характеристик родительского воспитания, что чем выше результаты по неблагоприятным характеристикам, тем выше выраженность
страхов у детей старшего дошкольного возраста.66
Дальнейшее развитие данной проблемы мы видим в разработке комплексной программы коррекции и профилактики страхов старших дошкольнкиков.



1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика - М., 1996. - 247 с.
4. Варга, А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Ав- тореф. дис. канд. психол. наук - М., 1987.
5. Введение в психологию. / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Ака¬демия, 1998. - 576 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестома¬тия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 624 с.
7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ре-бенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - Санкт-Петербург, АО «Сфера», 1994 -160 с.
8. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006 - 342 с.
9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. - М.: «Русский язык», 1982.
10. Диагностика психических состояний детей дошкольного возрас-та: Учебно-методическое пособие. /Сост. Велиева С.В. - СПб: Речь, 2005 - 189 с.
11. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубро¬виной И.В. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 256 с.
12. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. - М.: «Академия», 1998 - 190 с.
13. Ежкова Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятель¬ности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1. - С. 20-27.
14. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психо¬логия ребёнка». - СПБ: 2000. - 448 с.
15. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с.
16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 115 с.
17. Зубкова А.С., Зубанова С.Г. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, СГ. Зубанова. - Ярославль.: Академия развития, 2007 - 165 с.
18. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Изда-тельство «Питер», 2000. - 464 с.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с
20. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведе-ний. - М. «Академия». - 2004 - 270 с.
21. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - М., 1982 - 271 с.
22. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - №9. - С. 22 - 24.
23. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.
24. Котова, Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное кон-сультирование». - Красноярск: РИО КГПУ, 2003-128 с.
25. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
26. Левис Ш. Ребёнок и стресс. - СПб., 1997 г. - 320 с.
27. Милюкова, В.И. Экспериментальное исследование специфики материнской и отцовской любви // Сб. научных трудов-аспирантов Курган-ского университета. - Курган: КГУ, 2014 - С. 64-65.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Из¬дательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология - М., 1996. - 337 с.
30. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 328 с.
31. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
32. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. / Сост. В.В. Мираненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
33. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 604 с.
34. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный изда¬тельский центр ВЛАДОС, 1998. - 384 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПБ, 2003. - 713 с.
36. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений /Н.Ю. Синягина - М.: ВЛАДОС, 2003. - 95 с.
37. Смирнова, Е.В., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / www.erudition.ru
38. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 430 с.
39. Степанов С.А. Стратегии семейного воспитания /С.А. Степанов // Школьный психолог - 2000. - №5. - С. 21-22
40. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотера- пия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007 - 135 с.
41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. - 332 с.
42. Фрейд З. Страх // Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. - С. 250-263;
43. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 296 с.
44. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в труд¬ной ситуации, - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. - 250 с.
45. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи
- это серьезно. - СПб.: Речь, 2007 - 195 с.
46. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007 - 342 с.
47. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова.
- М.: Знание, 1981 - 192 с.
48. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйде-миллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2000 - 656 с.
49. Эмоции, страх, стресс // Вопросы психологии - 2016 , - №4, стр. 13-23 с.
50. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1987. - 264 с.
51. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 2016. - №4. - С. 12 - 16.
52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000 - 704 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ