ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЖАНРОМ СКАЗКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения 8
1.1. Сущность и значение литературоведческих понятий в
начальном литературном 8
образовании
1.2. Особенности формирования литературоведческих понятий у
младших 15
школьников
1.3. Жанр сказки как средство формирования литературоведческих
понятий у младших школьников на уроке литературного чтения 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения 34
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с
точки зрения исследуемой 34
проблемы
2.2. Выявление уровня сформированности литературоведческих
понятий у младших школьников в процессе работы над жанром 40
сказки
2.3. Проектирование работы по формированию
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром 48
сказки
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 66
Глава 1. Теоретические основы формирования
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения 8
1.1. Сущность и значение литературоведческих понятий в
начальном литературном 8
образовании
1.2. Особенности формирования литературоведческих понятий у
младших 15
школьников
1.3. Жанр сказки как средство формирования литературоведческих
понятий у младших школьников на уроке литературного чтения 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения 34
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с
точки зрения исследуемой 34
проблемы
2.2. Выявление уровня сформированности литературоведческих
понятий у младших школьников в процессе работы над жанром 40
сказки
2.3. Проектирование работы по формированию
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром 48
сказки
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 66
Современное состояние школьного литературного образования обусловлено переменами, характерными для данного этапа развития нашего общества. Включение в мировую информационную цивилизацию, несомненно, имеющее свои положительные стороны, приводит к возникновению и негативных явлений, присущих технократическому обществу: бездуховности, снижению нравственного потенциала, росту
агрессивности. Серьёзный вклад в преодоление этих явлений призвано внести гуманитарное образование. Основными целями современного начального литературного образования являются приобщение младших школьников к сокровищнице мировой и отечественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности, нашедших своё отражение в художественном произведении, становление духовного мира личности, формирование внутренней потребности в позитивной и плодотворной реализации творческого потенциала. Воспитание самодостаточной личности немыслимо без подготовки квалифицированного читателя, без формирования знаний и умений, помогающих глубокому освоению художественных ценностей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования литературоведческие понятия являются инструментом для постижения художественного текста, составной частью школьного литературного образования и носят прикладной характер. Ученые-практики уверены, что младшие школьники, приобретая навык работы с полученными теоретическими знаниями в процессе чтения и разбора произведения, сознательно обращают внимание на художественные особенности при уяснении содержания и учатся воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, что формирует читательскую компетентность младшего школьника.
Изучением различных аспектов литературоведческих понятий занимались многие отечественные ученые, такие как А.Г. Балыбердин, Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, М.П. Воюшина, В.В. Голубков, Л.М. Крупчанов, Н.И. Кудряшев, В.А. Лазарева, М.А. Рыбникова и др.
В системе единого непрерывного литературного образования начальные классы рассматриваются как пропедевтический этап. При этом, начальная школа не мыслима без преемственности с дошкольным воспитанием и образованием. Еще с детства дети знакомятся с таким жанром произведений как сказка, которая сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Знакомство с миром литературы начинается со сказки, знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки показывают детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом место для воображения. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, быстрое развитие событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимой для приобщения ребенка к литературоведческим понятиям.
Процесс знакомства и усвоения теоретических понятий о литературе как искусстве слова, начавшись в 1 - 4 классах, продолжается в среднем звене школьного образования и направлен на углубление и расширение литературоведческих представлений учащихся. Методически грамотно организованная работа над литературоведческими понятиями обеспечивает постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, который обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Вышеизложенное объясняет выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения».
Проблема исследования: каковы методические условия формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования литературоведческих понятий у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения будет эффективным если:
- усвоение понятий будет происходить последовательно: от наиболее доступных - к более сложным; литературоведческие понятия будут изучаться вместе с близкими либо с контрастными понятиями;
- планировать специальную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков этих понятий;
- использовать разнообразные методы и приемы в процессе анализа художественных произведений, направленные на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы раскрыть сущность литературоведческих понятий и их значение в начальном литературном образовании.
2. Описать особенности формирования литературоведческих понятий у
младших школьников.
3. Охарактеризовать потенциал жанра сказки в формировании литературоведческих понятий у младших школьников на уроке литературного чтения.
4. Провести анализ программ и учебников по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы и на его основе охарактеризовать возможности программ по литературному чтению в формировании у младших школьников литературоведческих понятий, изучаемых в начальной школе при работе над жанром сказки.
5. Осуществить диагностику уровня сформированности
литературоведческих понятий у младших школьников.
6. Разработать комплекс экспериментальных уроков литературного чтения, направленных на формирование литературоведческих понятий в процессе работы над жанром сказки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ действующих учебников и программ по литературному чтению для общеобразовательных школ; эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование, математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгород, 4 «Е» класс.
Апробация результатов исследования: методические разработки
представлены на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 (апрель 2018), опубликована статья в журнале «Начальная школа» №1, 2018 (из списка ВАК) на тему: «Образно-картинные и игровые приемы при изучении композиции литературного произведения».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается сущность и значение литературоведческих понятий в начальном литературном образовании; изучены особенности формирования литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста; раскрыты возможности жанра сказки в формировании литературоведческих понятий на уроке литературного чтения в начальной школе.
Во второй главе проанализированы действующие программы и учебники по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы; описана организация и проведение экспериментальной работы по формированию литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
В приложении помещены диагностические материалы и планы- конспекты уроков по литературному чтению, направленные на формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения .
агрессивности. Серьёзный вклад в преодоление этих явлений призвано внести гуманитарное образование. Основными целями современного начального литературного образования являются приобщение младших школьников к сокровищнице мировой и отечественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности, нашедших своё отражение в художественном произведении, становление духовного мира личности, формирование внутренней потребности в позитивной и плодотворной реализации творческого потенциала. Воспитание самодостаточной личности немыслимо без подготовки квалифицированного читателя, без формирования знаний и умений, помогающих глубокому освоению художественных ценностей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования литературоведческие понятия являются инструментом для постижения художественного текста, составной частью школьного литературного образования и носят прикладной характер. Ученые-практики уверены, что младшие школьники, приобретая навык работы с полученными теоретическими знаниями в процессе чтения и разбора произведения, сознательно обращают внимание на художественные особенности при уяснении содержания и учатся воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, что формирует читательскую компетентность младшего школьника.
Изучением различных аспектов литературоведческих понятий занимались многие отечественные ученые, такие как А.Г. Балыбердин, Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, М.П. Воюшина, В.В. Голубков, Л.М. Крупчанов, Н.И. Кудряшев, В.А. Лазарева, М.А. Рыбникова и др.
В системе единого непрерывного литературного образования начальные классы рассматриваются как пропедевтический этап. При этом, начальная школа не мыслима без преемственности с дошкольным воспитанием и образованием. Еще с детства дети знакомятся с таким жанром произведений как сказка, которая сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Знакомство с миром литературы начинается со сказки, знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки показывают детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом место для воображения. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, быстрое развитие событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимой для приобщения ребенка к литературоведческим понятиям.
Процесс знакомства и усвоения теоретических понятий о литературе как искусстве слова, начавшись в 1 - 4 классах, продолжается в среднем звене школьного образования и направлен на углубление и расширение литературоведческих представлений учащихся. Методически грамотно организованная работа над литературоведческими понятиями обеспечивает постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, который обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Вышеизложенное объясняет выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения».
Проблема исследования: каковы методические условия формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования литературоведческих понятий у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения будет эффективным если:
- усвоение понятий будет происходить последовательно: от наиболее доступных - к более сложным; литературоведческие понятия будут изучаться вместе с близкими либо с контрастными понятиями;
- планировать специальную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков этих понятий;
- использовать разнообразные методы и приемы в процессе анализа художественных произведений, направленные на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы раскрыть сущность литературоведческих понятий и их значение в начальном литературном образовании.
2. Описать особенности формирования литературоведческих понятий у
младших школьников.
3. Охарактеризовать потенциал жанра сказки в формировании литературоведческих понятий у младших школьников на уроке литературного чтения.
4. Провести анализ программ и учебников по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы и на его основе охарактеризовать возможности программ по литературному чтению в формировании у младших школьников литературоведческих понятий, изучаемых в начальной школе при работе над жанром сказки.
5. Осуществить диагностику уровня сформированности
литературоведческих понятий у младших школьников.
6. Разработать комплекс экспериментальных уроков литературного чтения, направленных на формирование литературоведческих понятий в процессе работы над жанром сказки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ действующих учебников и программ по литературному чтению для общеобразовательных школ; эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование, математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгород, 4 «Е» класс.
Апробация результатов исследования: методические разработки
представлены на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 (апрель 2018), опубликована статья в журнале «Начальная школа» №1, 2018 (из списка ВАК) на тему: «Образно-картинные и игровые приемы при изучении композиции литературного произведения».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается сущность и значение литературоведческих понятий в начальном литературном образовании; изучены особенности формирования литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста; раскрыты возможности жанра сказки в формировании литературоведческих понятий на уроке литературного чтения в начальной школе.
Во второй главе проанализированы действующие программы и учебники по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы; описана организация и проведение экспериментальной работы по формированию литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
В приложении помещены диагностические материалы и планы- конспекты уроков по литературному чтению, направленные на формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения .
В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание формирования литературоведческих понятий у младших школьников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы. Анализ методической и педагогической литературы позволил раскрыть сущность и значение литературоведческих понятий в начальном литературном образовании. На основе анализа психолого-педагогической литературы описаны особенности формирования литературоведческих понятий у младших школьников. Проанализировав методическую литературу, охарактеризовали потенциал жанра сказки в формировании литературоведческих понятий у младших школьников на уроке литературного чтения.
Анализ программ и учебников по литературному чтению показал, что усвоение литературоведческих понятий в процессе работы над жанром сказки на уроках литературного чтения происходит последовательно: от наиболее доступных, к более сложным; литературоведческие понятия изучаются вместе с близкими либо с контрастными понятиями. В программах планируется специальная деятельность учащихся, направленная на анализ признаков литературоведческих понятий.
На основе результатов констатирующего эксперимента был спроектирован следующий этап эксперимента. Формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе изучения жанра сказки осуществлялось в процессе анализа художественных произведений, при помощи разнообразных методов (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный) и приемов (составление схем, таблиц, моделей) направленных на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Полученные результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанных уроков по формированию литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки.
Исследование подтверждает, что формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения будет эффективным, если:
- усвоение понятий будет происходить последовательно: от наиболее доступных - к более сложным; литературоведческие понятия будут изучаться вместе с близкими либо с контрастными понятиями;
- планировать специальную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков этих понятий;
- использовать разнообразные методы и приемы в процессе анализа художественных произведений, направленные на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых методов и приемов формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Анализ программ и учебников по литературному чтению показал, что усвоение литературоведческих понятий в процессе работы над жанром сказки на уроках литературного чтения происходит последовательно: от наиболее доступных, к более сложным; литературоведческие понятия изучаются вместе с близкими либо с контрастными понятиями. В программах планируется специальная деятельность учащихся, направленная на анализ признаков литературоведческих понятий.
На основе результатов констатирующего эксперимента был спроектирован следующий этап эксперимента. Формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе изучения жанра сказки осуществлялось в процессе анализа художественных произведений, при помощи разнообразных методов (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный) и приемов (составление схем, таблиц, моделей) направленных на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Полученные результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанных уроков по формированию литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки.
Исследование подтверждает, что формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения будет эффективным, если:
- усвоение понятий будет происходить последовательно: от наиболее доступных - к более сложным; литературоведческие понятия будут изучаться вместе с близкими либо с контрастными понятиями;
- планировать специальную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков этих понятий;
- использовать разнообразные методы и приемы в процессе анализа художественных произведений, направленные на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых методов и приемов формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Подобные работы
- Формирование читательской компетенции младших школьников в
процессе чтения юмористических произведений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Методика изучения юмористических стихотворений в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Влияние философской сказки на развитие мышления младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие образного мира обучающихся начальных классов средствами иллюстрирования
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Языковые средства создания образа подростка (на материале повести Евгения Рудашевского «Ворон»)
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Поэтика календарной прозы А. П. Чехова
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022



