Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения 8
1.1. Сущность и значение литературоведческих понятий в
начальном литературном 8
образовании
1.2. Особенности формирования литературоведческих понятий у
младших 15
школьников
1.3. Жанр сказки как средство формирования литературоведческих
понятий у младших школьников на уроке литературного чтения 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения 34
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с
точки зрения исследуемой 34
проблемы
2.2. Выявление уровня сформированности литературоведческих
понятий у младших школьников в процессе работы над жанром 40
сказки
2.3. Проектирование работы по формированию
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром 48
сказки
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 66
Современное состояние школьного литературного образования обусловлено переменами, характерными для данного этапа развития нашего общества. Включение в мировую информационную цивилизацию, несомненно, имеющее свои положительные стороны, приводит к возникновению и негативных явлений, присущих технократическому обществу: бездуховности, снижению нравственного потенциала, росту
агрессивности. Серьёзный вклад в преодоление этих явлений призвано внести гуманитарное образование. Основными целями современного начального литературного образования являются приобщение младших школьников к сокровищнице мировой и отечественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности, нашедших своё отражение в художественном произведении, становление духовного мира личности, формирование внутренней потребности в позитивной и плодотворной реализации творческого потенциала. Воспитание самодостаточной личности немыслимо без подготовки квалифицированного читателя, без формирования знаний и умений, помогающих глубокому освоению художественных ценностей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования литературоведческие понятия являются инструментом для постижения художественного текста, составной частью школьного литературного образования и носят прикладной характер. Ученые-практики уверены, что младшие школьники, приобретая навык работы с полученными теоретическими знаниями в процессе чтения и разбора произведения, сознательно обращают внимание на художественные особенности при уяснении содержания и учатся воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, что формирует читательскую компетентность младшего школьника.
Изучением различных аспектов литературоведческих понятий занимались многие отечественные ученые, такие как А.Г. Балыбердин, Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, М.П. Воюшина, В.В. Голубков, Л.М. Крупчанов, Н.И. Кудряшев, В.А. Лазарева, М.А. Рыбникова и др.
В системе единого непрерывного литературного образования начальные классы рассматриваются как пропедевтический этап. При этом, начальная школа не мыслима без преемственности с дошкольным воспитанием и образованием. Еще с детства дети знакомятся с таким жанром произведений как сказка, которая сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Знакомство с миром литературы начинается со сказки, знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки показывают детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом место для воображения. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, быстрое развитие событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимой для приобщения ребенка к литературоведческим понятиям.
Процесс знакомства и усвоения теоретических понятий о литературе как искусстве слова, начавшись в 1 - 4 классах, продолжается в среднем звене школьного образования и направлен на углубление и расширение литературоведческих представлений учащихся. Методически грамотно организованная работа над литературоведческими понятиями обеспечивает постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, который обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Вышеизложенное объясняет выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения».
Проблема исследования: каковы методические условия формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования литературоведческих понятий у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования
литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения будет эффективным если:
- усвоение понятий будет происходить последовательно: от наиболее доступных - к более сложным; литературоведческие понятия будут изучаться вместе с близкими либо с контрастными понятиями;
- планировать специальную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков этих понятий;
- использовать разнообразные методы и приемы в процессе анализа художественных произведений, направленные на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы раскрыть сущность литературоведческих понятий и их значение в начальном литературном образовании.
2. Описать особенности формирования литературоведческих понятий у
младших школьников.
3. Охарактеризовать потенциал жанра сказки в формировании литературоведческих понятий у младших школьников на уроке литературного чтения.
4. Провести анализ программ и учебников по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы и на его основе охарактеризовать возможности программ по литературному чтению в формировании у младших школьников литературоведческих понятий, изучаемых в начальной школе при работе над жанром сказки.
5. Осуществить диагностику уровня сформированности
литературоведческих понятий у младших школьников.
6. Разработать комплекс экспериментальных уроков литературного чтения, направленных на формирование литературоведческих понятий в процессе работы над жанром сказки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ действующих учебников и программ по литературному чтению для общеобразовательных школ; эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование, математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгород, 4 «Е» класс.
Апробация результатов исследования: методические разработки
представлены на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 (апрель 2018), опубликована статья в журнале «Начальная школа» №1, 2018 (из списка ВАК) на тему: «Образно-картинные и игровые приемы при изучении композиции литературного произведения».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается сущность и значение литературоведческих понятий в начальном литературном образовании; изучены особенности формирования литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста; раскрыты возможности жанра сказки в формировании литературоведческих понятий на уроке литературного чтения в начальной школе.
Во второй главе проанализированы действующие программы и учебники по литературному чтению с точки зрения исследуемой проблемы; описана организация и проведение экспериментальной работы по формированию литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
В приложении помещены диагностические материалы и планы- конспекты уроков по литературному чтению, направленные на формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения .
В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание формирования литературоведческих понятий у младших школьников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы. Анализ методической и педагогической литературы позволил раскрыть сущность и значение литературоведческих понятий в начальном литературном образовании. На основе анализа психолого-педагогической литературы описаны особенности формирования литературоведческих понятий у младших школьников. Проанализировав методическую литературу, охарактеризовали потенциал жанра сказки в формировании литературоведческих понятий у младших школьников на уроке литературного чтения.
Анализ программ и учебников по литературному чтению показал, что усвоение литературоведческих понятий в процессе работы над жанром сказки на уроках литературного чтения происходит последовательно: от наиболее доступных, к более сложным; литературоведческие понятия изучаются вместе с близкими либо с контрастными понятиями. В программах планируется специальная деятельность учащихся, направленная на анализ признаков литературоведческих понятий.
На основе результатов констатирующего эксперимента был спроектирован следующий этап эксперимента. Формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе изучения жанра сказки осуществлялось в процессе анализа художественных произведений, при помощи разнообразных методов (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный) и приемов (составление схем, таблиц, моделей) направленных на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Полученные результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанных уроков по формированию литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки.
Исследование подтверждает, что формирование литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения будет эффективным, если:
- усвоение понятий будет происходить последовательно: от наиболее доступных - к более сложным; литературоведческие понятия будут изучаться вместе с близкими либо с контрастными понятиями;
- планировать специальную деятельность учащихся, направленную на анализ признаков этих понятий;
- использовать разнообразные методы и приемы в процессе анализа художественных произведений, направленные на выявление основных признаков литературоведческих понятий.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых методов и приемов формирования литературоведческих понятий у младших школьников в процессе работы над жанром сказки на уроке литературного чтения.
1. Аникин В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. - М.: Учпедгиз, 1959. - 256 с.
2. Антипова А.Л. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Алла Михайловна Антипова. - Москва, 2005. 20 с.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки / А.Н. Афанасьев. - М.: Гос. изд. художественной литературы, 1957. - 572 с.
4. Балыбердин А.Г. Формирование литературоведческих понятий в школе / А.Г. Балыбердин. - Куйбышев: КГПИ им. В. В. Куйбышева, 1981. - 122 с.
5. Беленький Г.И. Изучение теории литературы в средней школе / Г.И. Беленький, М.А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
6. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе /
О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. - М.: Изд. центр
«Академия», 2004. - 400 с.
7. Борисенкова О.В. Литературное чтение: 4 кл.: Методическое пособие / О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 224 с.
8. Волгина Е.В. Роль филологического анализа художественного текста в формировании лингвистической и литературоведческой компетенций / Е.В. Волгина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - №5. - С. 3.
9. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения: 2 кл. / М.П. Воюшина // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С. 16-20.
10. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, И.Р. Николаева, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 288 с.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 1008 с.
12. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме
«Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад,
представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. Наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 1965. - 51 с.
13. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков - М.: Гос. учебно-педагог. изд-во, 1962. - 494 с.
14. Данилов М.А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы
современной дидактики / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. - М.:
Просвещение, 1982. - 319 с.
15. Добротннцкая Т.В. Стилистико-синтаксические особенности английской детской литературной сказки: дисс. ... канд. филол. наук. 10.02.04 / Татьяна Викторовна Добротницкая - Москва, 1980. - 206 с.
16. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
17. Залевская А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин, 1988. - 95 с.
18. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
19. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса / Е.А. Костюхин. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. - 272 с.
20. Крупчанов Л.М. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров / Л.М. Крупчанова Л.Н. Вершинина. - М.: «Юрайт», 2013. - 479 с.
21. Кудряшев Н.И. О некоторых тенденциях развития литературного образования / Н.И. Кудряшев // Сов. педагогика. - 1974. - №12. С. 4.
22. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В.А. Лазарева. - М.: Ин-т инноваций в образовании им. Л.В. Занкова; Оникс 21 век, 2006. - 96 с.
23. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2018. - Ч.1. - 80 с., Ч.2. - 80 с.
24. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2018. - Ч.1. - 224 с., Ч.2. - 224 с.
25. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2018. - Ч.1. - 223 с., Ч.2. - 223 с.
26. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2018. - Ч.1. - 223 с., Ч.2. - 223 с.
27. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 354 с.
28. Менчинская Н.А. Психологические проблемы формирования
научного мировоззрения школьников / Н.А. Менчинская. - М.:
Просвещение, 1968. - 240 с.
29. Мещеряков В.П. Основы литературоведения / В.П. Мещеряков, А.С. Козлов, Н.П. Кубарева, М.Н. Сербул. - М.: Дрофа, 2003 - 416 с.
30. Млечко Л.Е. Дидактические основы формирования теоретико-литературных понятий / Л.Е. Млечко // Известия ВГПУ. - 2007. - №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-osnovy-formirovaniya- teoretiko-literaturnyh-ponyatiy (дата обращения: 17.05.2018).
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Изд. ИТИ Технологии, 2008. - 944 с.
32. Оморокова М.И. Актуальные проблемы методики обучения чтению в
начальных классах / М.И. Оморокова, М.С. Васильева,
Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1977. - 215 с.
33. Педагогическая энциклопедия: т. 3 / под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1968. - 455 с.
34. Первова Г.М. Литературоведческая пропедевтика / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2005. - № 3. - С. 10-14.
35. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 5 июля 2017 года)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 года, регистрационный №30213).
36. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.
37. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
39. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя / М.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.
40. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального
литературного образования / Т.В. Рыжкова. - М.: Изд. центр
«Академия», 2007. - 416 с.
41. Слонь О.В. Формирование умения анализировать образ персонажа у младших школьников при изучении жанра сказки / О.В. Слонь // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4. - С. 282 - 285. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9786 (дата обращения: 19.05.2018).
42. Снежневская М.А. Теория литературы в 4 - 6-х классах средней школы / М.А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
43. Сосновская О.В. Теория и практика читательской деятельности / О.В. Сосновская. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 112 с.
44. Стилистическая энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.
45. Уткина Т.В. Взаимосвязанное изучение русских, мордовских и зарубежных литературных сказок: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Татьяна Викторовна Уткина. - Москва, 1998. - 20 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
47. Фокеев А.Л. Неиссякаемый источник: устное народное творчество /
A. Л. Фокеев. - Саратов: Изд. «Лицей», 2005. - 220 с.
48. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.
49. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / Л.В. Чернец,
B. Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. - М.: Высш. шк.; Академия, 1999. - 556 с.
50. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 кл.: Учеб. / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. - 72 с.
51. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 кл.: в 2 ч. Учеб. / Н.А.
Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. - Ч.1. - 193 с., Ч.2. - 193
с.
52. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 кл.: в 2 ч. Учеб. / Н.А.
Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. - Ч.1. - 176 с., Ч.2. - 184
с.
53. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 кл.: в 2 ч. Учеб. / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. - Ч.1. - 176 с., Ч.2. - 176 с.
54. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Примерная рабочая программа по учебному предмету / Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. - 160 с.
55. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 1 кл.: Методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 120 с.
56. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 2 кл.: Методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 272 с.
57. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 4 класс: Методическое пособие /
Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.:
Академкнига/Учебник, 2014. - 280 с.
58. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. - М.: Аркти, 2000. - 118 с.
59. Harries E.W. Twice upon a Time Women Writers and the History of the Fairy Tale / E.W. Harries. - Princeton University Press, 2001. - 230 с.
60. Opie L. The Classic Fairy Tales / L. Opie, P. Opie. - Granada; London, 1980. - 852 c.