ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Психологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 7
1.2. Взаимоотношения младших школьников со
сверстниками 14
1.3. Особенности отношения младших школьников к сверстникам
с ограниченными возможностями здоровья 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты и их обсуждение 31
2.3. Рекомендации педагогическому составу, работающему в системе
инклюзивного образования с младшими школьниками 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Психологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 7
1.2. Взаимоотношения младших школьников со
сверстниками 14
1.3. Особенности отношения младших школьников к сверстникам
с ограниченными возможностями здоровья 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты и их обсуждение 31
2.3. Рекомендации педагогическому составу, работающему в системе
инклюзивного образования с младшими школьниками 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время растет количество детей, которые относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специально организованном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Проблемы инклюзивного образования в России особенно актуальны в настоящее время в связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доступ к школе для детей с ограниченными возможностями часто ограничивается отсутствием понимания их образовательных потребностей, отсутствием подготовки учителей, школьной среды, поддержки в классе и учебных ресурсов. Для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья приобретение навыков и знаний, необходимых для успешного взаимодействия со сверстниками, является непростой задачей. Анализ литературы и собственный опыт дает нам понять, что дети с ОВЗ, по сравнению с нормативным уровнем развития детей аналогичного возраста, взаимодействуют со сверстниками реже и не так быстро принимаются другими детьми, поэтому данная тема для нас является особенно актуальной.
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них высшим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком».
Анализ современных исследований показывает, что в сознании многих людей сложился стереотип о том, что взаимодействуя с детьми с ОВЗ, люди будут испытывать неопределенные, неприятные чувства, что программы интегрированного обучения не доведены до совершенства и будут доставлять дискомфорт всему социуму [31]. Исследования родителей детей с нормотипичным развитием и родителей детей с ОВЗ показывают, что у родителей детей первой группы отмечается недостаточность знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, противоречивое отношение к таким детям, неадекватная оценка возможностей детей с ОВЗ, знание, но не принятие целей инклюзивного образования [1].
Вопросом организации инклюзивного образования в нашей стране занимается ряд исследователей, среди которых наиболее глубокие исследования принадлежат С.В. Алехиной, Н.Н. Малофееву, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Н.Д. Шматко и др. В Белгородской области данную проблему разрабатывает Л.В. Годовникова и др. [20].
Поскольку, в связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья данная проблема приобретает особо значимое звучание, мы выбрали данную тему нашего исследования.
Проблема исследования: каково отношение младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья?
Цель исследования: выявить особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: отношения между детьми в младшей школе.
Предмет исследования: особенности отношения младших
школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что отношение учащихся начальных классов школы к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья может быть разным, а именно: положительное отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ будет наблюдаться в классе с позитивными взаимоотношениями между всеми детьми и положительным отношением классного руководителя к инклюзивному образованию детей с ОВЗ; негативное отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ будет наблюдаться в классе со сложными взаимоотношениями между всеми детьми и отрицательным отношением классного руководителя к проблеме инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ.
2. Определить особенности в отношении младших школьников к сверстникам с нормативным развитием и к сверстникам с ОВЗ.
3. Изучить связь в отношении младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением учителя к проблеме инклюзивного образования.
4. Разработать рекомендации педагогическому составу для работы в условиях инклюзивного образования.
Теоретико-методологические основы исследования:
Теоретико-методологическую базу заложил Л. С. Выготский. Его теоретические положения, такие как единство законов развития нормального и умственно отсталого ребенка, в дальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др. Проблемы инклюзивного образования в России разрабатывают С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.
Методы исследования:
1. Организационные методы: сравнительный метод.
2. Эмпирические методы: опрос, тестирование.
3. Метод математической обработки эмпирических данных: критерий Спирмена.
4. Интепретационные методы: структурные методы (классификация, типологизация).
В ходе нашего исследования были использованы следующие методики:
1. «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» (Дж. Морено). Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
2. «Методика Рене Жиля». Исследование социальной
приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
3. «Анкета отношения учащихся к классному руководителю» (Т.А. Огнева). Анкета для выявления степени позитивности отношения учащихся к своему классному руководителю.
4. Анкета для учителей, составленная с помощью метода анализа латентных структур Лазарсфельта. Отношение педагога к работе в условиях инклюзивного образования может быть сложным, и методика позволяет выявить скрытую позицию опрашиваемого, которую, возможно, он и сам как следует не осознает.
Выборка и база исследования:
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, в котором приняли участие ученики трех параллелей с 1 по 3 классы и 4 классных руководителя. Общее количество испытуемых - 95, из которых 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. Возраст детей 7-9 лет.
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них высшим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком».
Анализ современных исследований показывает, что в сознании многих людей сложился стереотип о том, что взаимодействуя с детьми с ОВЗ, люди будут испытывать неопределенные, неприятные чувства, что программы интегрированного обучения не доведены до совершенства и будут доставлять дискомфорт всему социуму [31]. Исследования родителей детей с нормотипичным развитием и родителей детей с ОВЗ показывают, что у родителей детей первой группы отмечается недостаточность знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, противоречивое отношение к таким детям, неадекватная оценка возможностей детей с ОВЗ, знание, но не принятие целей инклюзивного образования [1].
Вопросом организации инклюзивного образования в нашей стране занимается ряд исследователей, среди которых наиболее глубокие исследования принадлежат С.В. Алехиной, Н.Н. Малофееву, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Н.Д. Шматко и др. В Белгородской области данную проблему разрабатывает Л.В. Годовникова и др. [20].
Поскольку, в связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья данная проблема приобретает особо значимое звучание, мы выбрали данную тему нашего исследования.
Проблема исследования: каково отношение младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья?
Цель исследования: выявить особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: отношения между детьми в младшей школе.
Предмет исследования: особенности отношения младших
школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что отношение учащихся начальных классов школы к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья может быть разным, а именно: положительное отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ будет наблюдаться в классе с позитивными взаимоотношениями между всеми детьми и положительным отношением классного руководителя к инклюзивному образованию детей с ОВЗ; негативное отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ будет наблюдаться в классе со сложными взаимоотношениями между всеми детьми и отрицательным отношением классного руководителя к проблеме инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ.
2. Определить особенности в отношении младших школьников к сверстникам с нормативным развитием и к сверстникам с ОВЗ.
3. Изучить связь в отношении младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением учителя к проблеме инклюзивного образования.
4. Разработать рекомендации педагогическому составу для работы в условиях инклюзивного образования.
Теоретико-методологические основы исследования:
Теоретико-методологическую базу заложил Л. С. Выготский. Его теоретические положения, такие как единство законов развития нормального и умственно отсталого ребенка, в дальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др. Проблемы инклюзивного образования в России разрабатывают С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.
Методы исследования:
1. Организационные методы: сравнительный метод.
2. Эмпирические методы: опрос, тестирование.
3. Метод математической обработки эмпирических данных: критерий Спирмена.
4. Интепретационные методы: структурные методы (классификация, типологизация).
В ходе нашего исследования были использованы следующие методики:
1. «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» (Дж. Морено). Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
2. «Методика Рене Жиля». Исследование социальной
приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
3. «Анкета отношения учащихся к классному руководителю» (Т.А. Огнева). Анкета для выявления степени позитивности отношения учащихся к своему классному руководителю.
4. Анкета для учителей, составленная с помощью метода анализа латентных структур Лазарсфельта. Отношение педагога к работе в условиях инклюзивного образования может быть сложным, и методика позволяет выявить скрытую позицию опрашиваемого, которую, возможно, он и сам как следует не осознает.
Выборка и база исследования:
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, в котором приняли участие ученики трех параллелей с 1 по 3 классы и 4 классных руководителя. Общее количество испытуемых - 95, из которых 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. Возраст детей 7-9 лет.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы подтвердил актуальность и востребованность темы исследования. В условиях инклюзивного образования особо остро стоит вопрос социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в сообщество нормативно развивающихся сверстников. По мнению исследователей, образовательную инклюзию в школе лучше начинать с начальных классов, так как именно младший школьный возраст наиболее сензитивен к адекватному и наиболее толерантному восприятию различий между людьми. Мы разобрали особенности обучающихся младшего школьного возраста, влияющие на взаимоотношения между детьми, феномен общения в младшем школьном возрасте, как со здоровыми детьми, так и со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья. Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте происходит становление и формирование тех глубинных структур, которые затем осуществляют регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований, от которых во многом зависит дальнейшее психическое развитие личности, возможности его личностного и социального самоопределения, самоотношения и самовосприятия, осуществление ведущей деятельности. Основной деятельностью школьного детства является учебная деятельность, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимодействий. Общение в данном возрасте имеет свою специфику. Мы проанализировали, как дети выбирают себе друзей, как мотивы выбора могут меняться по мере взросления. В младшей школе отношения со сверстниками во многом определяются учителем через организацию учебного процесса, так как учитель в данном возрасте является авторитетной фигурой. Общение так же является необходимым и важным условием для социализации и интеграции ребенка в общество. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья круг общения и его содержание значительно уже и беднее, чем у обычных детей. Педагогически адекватной потребность в общении может быть тогда, когда ребенок находится в группе сверстников, но это может накладывать и свои трудности.
В рамках эмпирического исследования нами было выявлено, что дети с ОВЗ имеют такой же социометрический статус, как и здоровые сверстники. Количество детей с ОВЗ, находящихся в благоприятных статусных категориях (от очень высокого до среднего уровня) составило большинство (69,23%), что свидетельствует о значительном преобладании над количеством детей (30,77%), оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (начиная от низкого уровня). Это указывает на то, что младшие школьники не выделяют детей с особенностями развития из общей массы, не изолируют их, не обращают внимания на какие-либо их особенности, а воспринимают как обычных сверстников.
При определении уровней отношения младших школьников к детям с ОВЗ мы выявили, что дети с типичным развитием практически поровну разделились на три категории - от малого количества выборов ребенка с ОВЗ до большого количества. Это, как и предыдущая методика, показало нам независимость дружеских связей детей от отнесения их к категории с ОВЗ.
Нами было изучено отношение к классному руководителю у младших школьников. Как показало наше исследование, позитивное отношение к учителю в младшей школе продолжает оставаться на высоком уровне.
Мы предположили, что отношение младших школьников к сверстникам с ОВЗ может быть связано с отношением учителя к проблеме инклюзивного образования. Результаты исследования показали, что большинство учителей имеют неопределенное или безразличное отношение к инклюзивному образованию детей с особенностями развития. Однако связи между отношением учителя к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и отношением к ним сверстников не было выявлено.
Поскольку существует проблема в отношении педагогического состава школ к инклюзии, мы разработали ряд рекомендаций, которые помогли бы учителям, социальным педагогам, психологам, родителям, а так же администрации школы понять цели и задачи инклюзивного образования, разобраться, где и каким образом можно получить дополнительные недостающие знания и умения, которые пригодились бы им в работе с особенными детьми.
С целью выявления характера связи между отношением младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением к учителю, а так же между отношением младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением учителя к проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, нами был использован непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок - r-критерий Спирмена. В результате по изучаемым показателям связи на уровне р<0,05 выявлено не было.
Таким образом, в результате нашего исследования установлено, что младшие школьники по-разному могут относиться к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и это отношение обусловлено сложившейся системой отношений в классном коллективе, что подтверждает первую часть выдвинутой нами гипотезы. Вторая часть гипотезы, заключающаяся в предположении, что отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ зависит от отношения классного руководителя к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья - не подтвердилась. Таким образом, мы можем говорить, что наша гипотеза подтвердилась частично.
В рамках эмпирического исследования нами было выявлено, что дети с ОВЗ имеют такой же социометрический статус, как и здоровые сверстники. Количество детей с ОВЗ, находящихся в благоприятных статусных категориях (от очень высокого до среднего уровня) составило большинство (69,23%), что свидетельствует о значительном преобладании над количеством детей (30,77%), оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (начиная от низкого уровня). Это указывает на то, что младшие школьники не выделяют детей с особенностями развития из общей массы, не изолируют их, не обращают внимания на какие-либо их особенности, а воспринимают как обычных сверстников.
При определении уровней отношения младших школьников к детям с ОВЗ мы выявили, что дети с типичным развитием практически поровну разделились на три категории - от малого количества выборов ребенка с ОВЗ до большого количества. Это, как и предыдущая методика, показало нам независимость дружеских связей детей от отнесения их к категории с ОВЗ.
Нами было изучено отношение к классному руководителю у младших школьников. Как показало наше исследование, позитивное отношение к учителю в младшей школе продолжает оставаться на высоком уровне.
Мы предположили, что отношение младших школьников к сверстникам с ОВЗ может быть связано с отношением учителя к проблеме инклюзивного образования. Результаты исследования показали, что большинство учителей имеют неопределенное или безразличное отношение к инклюзивному образованию детей с особенностями развития. Однако связи между отношением учителя к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и отношением к ним сверстников не было выявлено.
Поскольку существует проблема в отношении педагогического состава школ к инклюзии, мы разработали ряд рекомендаций, которые помогли бы учителям, социальным педагогам, психологам, родителям, а так же администрации школы понять цели и задачи инклюзивного образования, разобраться, где и каким образом можно получить дополнительные недостающие знания и умения, которые пригодились бы им в работе с особенными детьми.
С целью выявления характера связи между отношением младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением к учителю, а так же между отношением младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением учителя к проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, нами был использован непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок - r-критерий Спирмена. В результате по изучаемым показателям связи на уровне р<0,05 выявлено не было.
Таким образом, в результате нашего исследования установлено, что младшие школьники по-разному могут относиться к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и это отношение обусловлено сложившейся системой отношений в классном коллективе, что подтверждает первую часть выдвинутой нами гипотезы. Вторая часть гипотезы, заключающаяся в предположении, что отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ зависит от отношения классного руководителя к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья - не подтвердилась. Таким образом, мы можем говорить, что наша гипотеза подтвердилась частично.



