ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Психологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 7
1.2. Взаимоотношения младших школьников со
сверстниками 14
1.3. Особенности отношения младших школьников к сверстникам
с ограниченными возможностями здоровья 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты и их обсуждение 31
2.3. Рекомендации педагогическому составу, работающему в системе
инклюзивного образования с младшими школьниками 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время растет количество детей, которые относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специально организованном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Проблемы инклюзивного образования в России особенно актуальны в настоящее время в связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доступ к школе для детей с ограниченными возможностями часто ограничивается отсутствием понимания их образовательных потребностей, отсутствием подготовки учителей, школьной среды, поддержки в классе и учебных ресурсов. Для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья приобретение навыков и знаний, необходимых для успешного взаимодействия со сверстниками, является непростой задачей. Анализ литературы и собственный опыт дает нам понять, что дети с ОВЗ, по сравнению с нормативным уровнем развития детей аналогичного возраста, взаимодействуют со сверстниками реже и не так быстро принимаются другими детьми, поэтому данная тема для нас является особенно актуальной.
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них высшим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком».
Анализ современных исследований показывает, что в сознании многих людей сложился стереотип о том, что взаимодействуя с детьми с ОВЗ, люди будут испытывать неопределенные, неприятные чувства, что программы интегрированного обучения не доведены до совершенства и будут доставлять дискомфорт всему социуму [31]. Исследования родителей детей с нормотипичным развитием и родителей детей с ОВЗ показывают, что у родителей детей первой группы отмечается недостаточность знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, противоречивое отношение к таким детям, неадекватная оценка возможностей детей с ОВЗ, знание, но не принятие целей инклюзивного образования [1].
Вопросом организации инклюзивного образования в нашей стране занимается ряд исследователей, среди которых наиболее глубокие исследования принадлежат С.В. Алехиной, Н.Н. Малофееву, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Н.Д. Шматко и др. В Белгородской области данную проблему разрабатывает Л.В. Годовникова и др. [20].
Поскольку, в связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья данная проблема приобретает особо значимое звучание, мы выбрали данную тему нашего исследования.
Проблема исследования: каково отношение младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья?
Цель исследования: выявить особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: отношения между детьми в младшей школе.
Предмет исследования: особенности отношения младших
школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что отношение учащихся начальных классов школы к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья может быть разным, а именно: положительное отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ будет наблюдаться в классе с позитивными взаимоотношениями между всеми детьми и положительным отношением классного руководителя к инклюзивному образованию детей с ОВЗ; негативное отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ будет наблюдаться в классе со сложными взаимоотношениями между всеми детьми и отрицательным отношением классного руководителя к проблеме инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ.
2. Определить особенности в отношении младших школьников к сверстникам с нормативным развитием и к сверстникам с ОВЗ.
3. Изучить связь в отношении младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением учителя к проблеме инклюзивного образования.
4. Разработать рекомендации педагогическому составу для работы в условиях инклюзивного образования.
Теоретико-методологические основы исследования:
Теоретико-методологическую базу заложил Л. С. Выготский. Его теоретические положения, такие как единство законов развития нормального и умственно отсталого ребенка, в дальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др. Проблемы инклюзивного образования в России разрабатывают С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.
Методы исследования:
1. Организационные методы: сравнительный метод.
2. Эмпирические методы: опрос, тестирование.
3. Метод математической обработки эмпирических данных: критерий Спирмена.
4. Интепретационные методы: структурные методы (классификация, типологизация).
В ходе нашего исследования были использованы следующие методики:
1. «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» (Дж. Морено). Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
2. «Методика Рене Жиля». Исследование социальной
приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
3. «Анкета отношения учащихся к классному руководителю» (Т.А. Огнева). Анкета для выявления степени позитивности отношения учащихся к своему классному руководителю.
4. Анкета для учителей, составленная с помощью метода анализа латентных структур Лазарсфельта. Отношение педагога к работе в условиях инклюзивного образования может быть сложным, и методика позволяет выявить скрытую позицию опрашиваемого, которую, возможно, он и сам как следует не осознает.
Выборка и база исследования:
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, в котором приняли участие ученики трех параллелей с 1 по 3 классы и 4 классных руководителя. Общее количество испытуемых - 95, из которых 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. Возраст детей 7-9 лет.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы подтвердил актуальность и востребованность темы исследования. В условиях инклюзивного образования особо остро стоит вопрос социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в сообщество нормативно развивающихся сверстников. По мнению исследователей, образовательную инклюзию в школе лучше начинать с начальных классов, так как именно младший школьный возраст наиболее сензитивен к адекватному и наиболее толерантному восприятию различий между людьми. Мы разобрали особенности обучающихся младшего школьного возраста, влияющие на взаимоотношения между детьми, феномен общения в младшем школьном возрасте, как со здоровыми детьми, так и со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья. Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте происходит становление и формирование тех глубинных структур, которые затем осуществляют регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований, от которых во многом зависит дальнейшее психическое развитие личности, возможности его личностного и социального самоопределения, самоотношения и самовосприятия, осуществление ведущей деятельности. Основной деятельностью школьного детства является учебная деятельность, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимодействий. Общение в данном возрасте имеет свою специфику. Мы проанализировали, как дети выбирают себе друзей, как мотивы выбора могут меняться по мере взросления. В младшей школе отношения со сверстниками во многом определяются учителем через организацию учебного процесса, так как учитель в данном возрасте является авторитетной фигурой. Общение так же является необходимым и важным условием для социализации и интеграции ребенка в общество. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья круг общения и его содержание значительно уже и беднее, чем у обычных детей. Педагогически адекватной потребность в общении может быть тогда, когда ребенок находится в группе сверстников, но это может накладывать и свои трудности.
В рамках эмпирического исследования нами было выявлено, что дети с ОВЗ имеют такой же социометрический статус, как и здоровые сверстники. Количество детей с ОВЗ, находящихся в благоприятных статусных категориях (от очень высокого до среднего уровня) составило большинство (69,23%), что свидетельствует о значительном преобладании над количеством детей (30,77%), оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (начиная от низкого уровня). Это указывает на то, что младшие школьники не выделяют детей с особенностями развития из общей массы, не изолируют их, не обращают внимания на какие-либо их особенности, а воспринимают как обычных сверстников.
При определении уровней отношения младших школьников к детям с ОВЗ мы выявили, что дети с типичным развитием практически поровну разделились на три категории - от малого количества выборов ребенка с ОВЗ до большого количества. Это, как и предыдущая методика, показало нам независимость дружеских связей детей от отнесения их к категории с ОВЗ.
Нами было изучено отношение к классному руководителю у младших школьников. Как показало наше исследование, позитивное отношение к учителю в младшей школе продолжает оставаться на высоком уровне.
Мы предположили, что отношение младших школьников к сверстникам с ОВЗ может быть связано с отношением учителя к проблеме инклюзивного образования. Результаты исследования показали, что большинство учителей имеют неопределенное или безразличное отношение к инклюзивному образованию детей с особенностями развития. Однако связи между отношением учителя к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и отношением к ним сверстников не было выявлено.
Поскольку существует проблема в отношении педагогического состава школ к инклюзии, мы разработали ряд рекомендаций, которые помогли бы учителям, социальным педагогам, психологам, родителям, а так же администрации школы понять цели и задачи инклюзивного образования, разобраться, где и каким образом можно получить дополнительные недостающие знания и умения, которые пригодились бы им в работе с особенными детьми.
С целью выявления характера связи между отношением младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением к учителю, а так же между отношением младших школьников к сверстникам с ОВЗ и отношением учителя к проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, нами был использован непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок - r-критерий Спирмена. В результате по изучаемым показателям связи на уровне р<0,05 выявлено не было.
Таким образом, в результате нашего исследования установлено, что младшие школьники по-разному могут относиться к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и это отношение обусловлено сложившейся системой отношений в классном коллективе, что подтверждает первую часть выдвинутой нами гипотезы. Вторая часть гипотезы, заключающаяся в предположении, что отношение одноклассников к сверстникам с ОВЗ зависит от отношения классного руководителя к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья - не подтвердилась. Таким образом, мы можем говорить, что наша гипотеза подтвердилась частично.
1. Адеева, Т.Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию [Электронный ресурс]/ Т.Н. Адеева// Сибирский педагогический журнал: электрон. науч. журн. - 2016. - №4 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema- psihologicheskoy-gotovnosti-roditeley-razlichnyh-kategoriy-detey-k- inklyuzivnomu-obrazovaniyu
2. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование: электрон. науч. журн. - 2011. - №1. - С. 83-91
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование. Вып. 1. [Текст]/ С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - М.: Центр «школьная книга», 2010. - 272 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностика и коррекционно-развивающая работа психолога : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова - М. : Академия, 2003. - 96с.
5. Ахметжанова, Г.В. Проектирование сетевой системы повышения квалификации специалистов на основе корпоративно-академического партнёрства: Вектор науки Тольяттинского Государственного университета [Электронный ресурс] / Г.В. Ахметжанова, О.А. Захарова // Вестник университета: электрон. науч. журн. - 2013. - №4(26) - С. 207-211 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii- i-perepodgotovki-spetsialistov-na-osnove-korporativnogo-partnerstva
6. Багдарасьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка [Текст]: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.10 / И.С. Багдарасьян - Н. Новгород, 2000. - 22 с.
7. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы [Текст] / под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 181 с.
8. Бережковская, Е. Психологические основы организации обучения детей на уроках в первом классе [Электронный ресурс] / Е. Бережковская, А. Козлина // Школьный психолог. Прил. к газ. «Первое сентября». - 2004. -
Окт. (№ 37). - С. 21-23. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php? ID=200403708.
9. Богданова, А.А. Формирование профессиональной
компетентности педагогов, реализующих инклюзивное обучение [Текст] / А.А. Богданова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров - 2016. - №3 (28) - С.89-95
10. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема
формирования личности [Текст] / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. :
Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
11. Борисова, Т.В. Условия формирования коммуникативной
культуры младших школьников в информационном пространстве
[Электронный ресурс]/ Т.В. Борисова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та: электрон. науч. журн. - 2011. - №2. - 5 с. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-kommunikativnoy- kultury-mladshih-shkolnikov-v-informatsionnom-prostranstve
12. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Б.Н. Бубеева // Вестник БГУ: электрон. науч. журн. - 2010. - №1. - С.221-225 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-inklyuzivnogo-
obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
13. Буянова, С.М. Становление представлений о себе в младшем школьном возрасте [Текст] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки - 2011. - №2 С. 352-360
14. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? [Текст]/ Л. Венгер // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2010. - №4. - С. 54-61
15. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
16. Воронцова, Е.Г. Особенности активных форм поведения младших школьников [Электронный ресурс]/ Е.Г. Воронцова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: электрон. науч. журн. - 2011. - №2. - С.30-37 - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-aktivnyh-form-povedeniya- mladshih-shkolnikov
17. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/ Л.С. Выготский. - Москва : Эксмо-Пресс : Смысл, 2003. - 1136 с.
18. Габуева, Е.М. Препятствия в развитии общения младших школьников [Текст]/ Е.М. Габуева // Известия ЮФУ. Технические науки - 2005. - №5. - С.132-135
19. Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы [Текст] / А.И. Гаурилюс// Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 27-31
20. Годовникова, Л.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В.Годовникова, О.В.Бок, Л.И.Мин, Р.И.Политова; под общ. ред. Л.В. Годовниковой. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - 144 с.
21. Гидденс, Э. Социология [Текст] / пер. с анг.: под ред. В.А. Ядова.
- М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 397-398
22. Гребенникова, Г.С. Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями интелектуального развития в инклюзивной образовательной среде [Текст] / Г.С. Гребенникова // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 6-8.
23. Давыденко, Т.М. Сущность и функции адаптивной школы [Текст] / Т.М. Давыденко // Психол.-пед. журнал «Гаудеамус». - 2002. - № 1. - 125 с.
24. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология Под ред. А. В. Петровского. - М., - 1979. - С. 69-101.
25. Демченко, И.И. Проблема готовности педагогов к социализации
школьников в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / И.И. Демченко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология: электрон. науч. журн. - 2013. - №3 (14). - С.92-95 - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-govnosti-pedagogov-k-sotsializatsii- shkolnikov-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya
26. Долгобородова, Н.П. Понимание сути некоторых общественно исторических понятий учащимися вспомогательной школы [Текст]: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Н.П. Долгобородова Ученые записки Лен.гос. ун - та. - Л., 1971. - С.15-22
27. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение,
1999. - 464 с.
28. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М. : Дрофа, 2008. - 286 с.
29. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика [Текст]: Высшая школа/ И.Г. Еременко - Киев - 1985.
30. Зайцева, Е.С., Особенности эмпатии у младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования [Текст] / Е.С. Зайцева, Е.В. Шлай, Д.Ю. Нахай // 2015. - №7-2. - С.171-174
31. Заляева, А.В. Сравнительный анализ отношения к людям с
ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) [Электронный ресурс] / А.В. Заляева // Мониторинг. - 2015. - №2 (125). - С.113-120 - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23457323
32. Зубарева, Т.Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования [Текст] / Т. Г. Зубарева // Сибирский педагогический журнал - 2009. - № 4. - С. 297-311.
33. Карпушова, О.А. Возрастные особенности развития образа
сверстника у младших школьников [Электронный ресурс] / О.А. Карпушова // Известия ВГПУ: электрон. науч. журн. - 2013. - №10 (85). -С.81-85 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-
razvitiya-obraza-sverstnika-u-mladshih-shkolnikov
34. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.07 / Л.В. Коломийченко. - Челябинск: ЧГПУ, 2008.¬44 с.
35. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст]: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск: ТетраСистемс, 2006. — 431 с.
36. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса
[Текст]: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л.
Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
37. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг, Д. Бокум - Серия «Мастера психологии», 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.
38. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
39. Лисина, М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее
и различное [Текст]: Исследования по проблемам возрастной и
педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Наука, 1980. - 320 с.
40. Марютина, Г.М., Психология развития [Текст]: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с
41. Мжельская, Н.В. Развитие общения младших школьников с нарушениями зрения [Электронный ресурс] / Н.В. Мжельская // Специальное образование: электрон. науч. журн. - 2013. - №2. - С.72-79 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obscheniya-mladshih-shkolnikov-s- narusheniyami-zreniya
42. Мишакова, Г.А. Нравственные особенности современных
младших школьников [Электронный ресурс] / Г.А. Мишакова // Царскосельские чтения: электрон. науч. журн. - 2010. - №XIV. - С.122-125 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-osobennosti-
sovremennyh-mladshih-shkolnikov
43. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик - М., - 2002.
44. Мукина, Е.Ю. Условия социального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Е.Ю. Мукина // Гаудеамус: электрон. науч. журн. - 2016. - №1. - С.42-49 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-sotsialnogo- razvitiya-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
45. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
46. Никитина, М.И. Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / М.И. Никитина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина : электрон. науч. журн. - 2015. - №1. - С.23-26 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23869149
47. Разуван, Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Разуван, Е.И. // Дефектология : научно-методический журнал: ред. В.И. Лубовский. - 1989. - №3
48. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / Раттер Р. - М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
49. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
50. Реан, А.А., Социально-педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии» - Питер, С - Птб,
2000. - 212 с.
51. Романов, Д.К. Особенности понимания младшими школьниками сверстников [Электронный ресурс] / Д.К. Романов // Интеграция образования: электрон. науч. журн - 2011. - №4. - С.95 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17275325
52. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие [Текст] / Е.Е. Сапагова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
53. Сафронова, Е.М., Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями [Текст] / Е.М. Сафронова, Н.А. Плаксина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - №3. - С.34-37
54. Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / А.Т. Фатуллаева //
Ученые записки университета Лесгафта: электрон. науч. журн. - 2009. -
№9. - С.97-100 - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktory- vliyayuschie-na-razvitie-samootsenki-v-mladshem-shkolnom-vozraste
55. Феталиева, Л.П., Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании [Текст] /Л.П. Феталиева, Н.А. Юсупов // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №8. - С.91-96
56. Хафизуллина, И.Н. Модель процесса формирования у будущих учителей инклюзивной компетентности для работы в общеобразовательной школе [Текст] / И. Н. Хафизуллина // Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно¬методической) работы и системы повышения квалификации кадров». - Челябинск, 2007.
57. Четверикова, Т.Ю. Феномены практики инклюзивного
образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Т.Ю. Четверикова // СИСП. - 2015. - №8 (52). - С.226-242
58. Шалюгина, Т.А. Особенности и условия развития общения межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: дис. ... канд. психол. Наук: 19.00.10 / Т.А. Шалюгина - Краснодар, 2001. - 143 с.
59. Шевырдяева, К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников [Электронный ресурс] / К.С. Шевырдяева/Z Вестник ПензГУ: электрон. науч. журн. - 2013. - №4. - С.25-29. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti- motivatsii-mladshih-shkolnikov
60. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., 1989. - С. 255.
61. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психолог. труды [Текст] / Д.Б. Эльконин ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва: Издательство Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995 - 146 с.