Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Работа №68299

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 7
1.1. Особенности и проблемы развития связной речи младших
дошкольников 7
1.2. Современные подходы к развитию связной речи детей
младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации 13
1.3. Теоретическое обоснования педагогических условий развития
связной речи в разновозрастной группе 20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 29
2.1. Анализ опыта работы по речевому развитию детей в
разновозрастной группе дошкольного учреждения 29
2.2. Результаты изучения уровня развития связной речи у младших
дошкольников 36
2.3. Методические рекомендации по созданию педагогических
условий развития связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе 44
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66


Актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью и ролью в формировании личности связной речи. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Задачи связанные с процессом развития связной речи являются центральным в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Проблеме развития связной речи ребенка-дошкольника посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов. О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина изучали закономерности речевого развития дошкольников. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью С.В. Алабужева понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Анализ современных исследований (Н.И. Левшина, Л.В. Градусова, А.Г. Арушанова; М.В. Ильяшенко) свидетельствует о наличии следующих проблем развития связной речи: односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь); замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
При определении актуальности проблемы развития связной речи в разновозрастной группе мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.
Исследования В.В. Гербовой (2008г.) убедительно показали, что разновозрастной состав группы создает благоприятные условия для развития речи и у старших и у младших детей , а при правильно организованной педагогической работе общение детей разных возрастов оптимизирует процесс формирования культуры речевого общения.
Е.А.Вовчик-Блакитная (1998г. ) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей. Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению.
Е.Н. Герасимова (2000г.) выявила отличия во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его. Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников.
В работах Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г. исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей дошкольного возраста проблема ее развития в условиях разновозрастных групп не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования возникает противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития связной речи детей в условиях разновозрастных групп и существующей педагогической практикой.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе.
Гипотеза исследования: развитие связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Расширение стратегий разновозрастного взаимодействия дошкольников за счет образцов взаимодействия «взрослые-дети»;
2. Отбор и проектирование педагогических средств осуществляется на основе учета исходного уровня развития связной речи младшего дошкольника;
3. Использование новых педагогических средств (моделирование, организация образовательных ситуаций, ситуаций общения) которые способствуют возникновению мотивации совместной речевой деятельности старших и младших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития связной речи младших дошкольников.
2. Выявить проблемы, обосновать педагогические условия развития связной речи у младших дошкольников в условиях разновозрастной группы.
3. Определить критерии и оценить уровень развития связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе.
4. Разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий развития связной речи младших дошкольников разновозрастной группы.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап),
наблюдение, беседа; метод качественного и количественного анализа.
Опытно-экспериментальная база исследования: В исследовании
участвовало 8 воспитанников дошкольной разновозрастной группы МОУ «Графовская СОШ», Краснояружского района, с. Графовка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей социально-коммуникативного развития речи детей. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у младших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ:
1. Расширение стратегий разновозрастного взаимодействия дошкольников за счет образцов взаимодействия «взрослые-дети». Данное условие можно реализовать с помощью следующих направлений работы: формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
2. Отбор и проектирование педагогических средств осуществляется на основе учета исходного уровня развития связной речи младшего дошкольника. Речевое развитие дошкольников в разновозрастной группе в целом должна быть традиционная. В таких группах обучение дожно осуществляться по трем типам занятий: общегрупповые (фронтальные), групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные.
3. Использование новых педагогических средств (моделирование, организация образовательных ситуаций, ситуаций общения) которые способствуют возникновению мотивации совместной речевой деятельности старших и младших дошкольников.
Такое условие может реализоваться через следующее условие: организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом - важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности. А связная речь детей дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.
Затем мы провели экспериментальную работу, на основе которой выявили, что:
1. Создавая условия для взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастной группе должны реализоваться специальные стратегии такие, как включение в работу старших дошкольников для оказания младшим помощи в той или иной деятельности (в этом направлении работы младшие дошкольники учатся принимать помощь и благодарить за нее). Также в это время у младших дошкольников формируется уважение к старшим детям (в рамках их психологического комфорта), в связи с тем, что старшим дошкольникам приходится встречаться с систематическим требованием со стороны воспитателя или родителей - уступать малышам.
2. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Графовская СОШ» в дошкольной разновозрастной группе. Количество испытуемых - 8 человек. Цель исследования: определить уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста в разновозрастной группе.
В рамках исследования, мы выяснили, что овладение навыками монологической речи дошкольниками 3-х или 4-х летнего возраста - различаются, поэтому мы на основе выявленных результатов разделили испытуемых на две группы:
1- я группа, в которую вошли дети 3-х летнего возраста (Дима Л., Маша В., Маша К.) для которых характерны нарушения в построении высказываний, составлении рассказов, организации высказываний, навыка самостоятельного составления рассказа, бедность используемых языковых средств.
2- я группа, в которую вошли дети 4-х летнего возраста (Лена Ф., Кирилл Д., Валерия Б., Аня Р., Диана Г.) наблюдались меньшие нарушения при выполнении предложенных заданий (построении отдельных сообщений, построением фраз по наглядной опоре). В данной группе также были выявлены недостатки в логико-смысловом построении сообщения на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания.
Так, на основе комплексного исследования детей в разновозрастной группе можно установить проблемы и недостатки отдельных компонентов связной речи. Выявленные данные позволили нам наметить направления работы по формированию связной речи при работе в исследуемой разновозрастной группе.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении работы по формированию связной речи в разновозрастной группе. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наиболее затруднения и на какие виды можно опираться в процессе организации разновозрастного обучения.
Организованная работа по развитию связной речи должна реализоваться по следующим условиям:
1. Расширение стратегий разновозрастного взаимодействия дошкольников за счет образцов взаимодействия «взрослые-дети»;
2. Отбор и проектирование педагогических средств осуществляется на основе учета исходного уровня развития связной речи младшего дошкольника;
3. Использование новых педагогических средств (моделирование, организация образовательных ситуаций, ситуаций общения) которые способствуют возникновению мотивации совместной речевой деятельности старших и младших дошкольников.
Использование специальных педагогических средств обучения разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей разновозрастной группы, будет способствовать развитию связной речи младших дошкольников в условиях разновозрастной группы.
Так, выдвинутая гипотеза нашла свое отражение. Цели достигнуты.



1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.
2. Алексеева, М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М.Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - с.27-43.
4. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учеб. пособие. - Нижневартовск, 2014. - 235 с.
5. Бородич А. М., Методика развития речи детей "- М.,
Просвещение, 2004. - 255 с
6. Василенко О.Л. Система работы познавательно-речевого развития детей разновозрастной группы/ О.Л. Василенко// Дошкольное образование. - 2010. - № 4. - С. 12-19.
7. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика,
2003. - 136 с.
8. Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]Э.Д. Гейци. - Н.: Издательство 000 «БОРА - ПРЕСС» 2006. - 506с.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами //
Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23
10. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009. - 123 с.
11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов //
Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
15. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.
16. Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников// Дошкольная педагогика. 2005. №4. С. 21.
17. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М,
2004. - 107 с
18. Казакова И.П. Формирование связных высказываний- рассуждений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2011
19. Калинина В. А. Театрализованная игра как одна из форм развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. А. Калинина, А. В. Гилева // СибАК : науч.- практ. конф. ученых и студентов. - Новосибирск, 2015.
20. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.
21. Кондрашина О. Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников // Вестн. Тамбовского ун-та. - 2013. - Вып. 5 (121). - С. 112-116
22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
23. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .- М.: Просвещение,- 2004.-398с
24. Куткина А.В. Направления работы по развитию связной речи при МДОУ детский сад в рамках разновозрастной группы/ А.В. Куткина// Педагогика. - 2011. - №10. - С. 33-39.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010.- 2016с
26. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. - 218с
27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
28. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. - Детство-Пресс, 2012, 176 с
29. Пашковская Лилия Александровна. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 154 с. РГБ ОД, 61:03-13/256-X
30. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания; Айрис-Пресс - , 2011. - 128 с.
31. Радлов Н. Э. Рассказы в картинках. М.: Мелик-Пашаев, 2010
32. РейнстейнА.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: дис. .. .канд.психол.наук. - М., 1982
33. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009
35. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М. ; Детство-Пресс,2004
36. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2014. — №4. - С.12-14.
37. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
38. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
39. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
40. Струнина ,Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /Е.М. Струнина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.
42. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников.-М., ТЦ «Сфера».2008
44. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. ...док.пед.наук. -М., 1996
45. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с
46. Ушакова Оксана Семеновна. Речевое воспитание в
дошкольном детстве : Развитие связной речи : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.06. - Москва, 1996. - 364 с. РГБ ОД
47. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
48. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. - М.: Просвещение, 2004.-323с.
49. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с
50. Фролов И.Т Философский словарь [Текст] / Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
51. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2. Теоретические и методические основы. - Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. - 176 с.
52. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками : подходы к пониманию и способы реализации Текст. / О.В. Чиндилова. // Дошкольное воспитание. 2011. - № 1. - С. 21-28.
53. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. - 2012. - № 4. - С. 326-329
54. Шевченко И.А. Образовательная среда как средство развития связной речи в разновозрастной группе/ И.А. Шевченко// Образование. - 2013. - №2. - С. 45-54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ