Введение 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 7
1.1. Особенности и проблемы развития связной речи младших
дошкольников 7
1.2. Современные подходы к развитию связной речи детей
младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации 13
1.3. Теоретическое обоснования педагогических условий развития
связной речи в разновозрастной группе 20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 29
2.1. Анализ опыта работы по речевому развитию детей в
разновозрастной группе дошкольного учреждения 29
2.2. Результаты изучения уровня развития связной речи у младших
дошкольников 36
2.3. Методические рекомендации по созданию педагогических
условий развития связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе 44
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью и ролью в формировании личности связной речи. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Задачи связанные с процессом развития связной речи являются центральным в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Проблеме развития связной речи ребенка-дошкольника посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов. О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина изучали закономерности речевого развития дошкольников. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью С.В. Алабужева понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Анализ современных исследований (Н.И. Левшина, Л.В. Градусова, А.Г. Арушанова; М.В. Ильяшенко) свидетельствует о наличии следующих проблем развития связной речи: односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь); замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
При определении актуальности проблемы развития связной речи в разновозрастной группе мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.
Исследования В.В. Гербовой (2008г.) убедительно показали, что разновозрастной состав группы создает благоприятные условия для развития речи и у старших и у младших детей , а при правильно организованной педагогической работе общение детей разных возрастов оптимизирует процесс формирования культуры речевого общения.
Е.А.Вовчик-Блакитная (1998г. ) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей. Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению.
Е.Н. Герасимова (2000г.) выявила отличия во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его. Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников.
В работах Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г. исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей дошкольного возраста проблема ее развития в условиях разновозрастных групп не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования возникает противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития связной речи детей в условиях разновозрастных групп и существующей педагогической практикой.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе.
Гипотеза исследования: развитие связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Расширение стратегий разновозрастного взаимодействия дошкольников за счет образцов взаимодействия «взрослые-дети»;
2. Отбор и проектирование педагогических средств осуществляется на основе учета исходного уровня развития связной речи младшего дошкольника;
3. Использование новых педагогических средств (моделирование, организация образовательных ситуаций, ситуаций общения) которые способствуют возникновению мотивации совместной речевой деятельности старших и младших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития связной речи младших дошкольников.
2. Выявить проблемы, обосновать педагогические условия развития связной речи у младших дошкольников в условиях разновозрастной группы.
3. Определить критерии и оценить уровень развития связной речи младших дошкольников в разновозрастной группе.
4. Разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий развития связной речи младших дошкольников разновозрастной группы.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап),
наблюдение, беседа; метод качественного и количественного анализа.
Опытно-экспериментальная база исследования: В исследовании
участвовало 8 воспитанников дошкольной разновозрастной группы МОУ «Графовская СОШ», Краснояружского района, с. Графовка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей социально-коммуникативного развития речи детей. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у младших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ:
1. Расширение стратегий разновозрастного взаимодействия дошкольников за счет образцов взаимодействия «взрослые-дети». Данное условие можно реализовать с помощью следующих направлений работы: формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
2. Отбор и проектирование педагогических средств осуществляется на основе учета исходного уровня развития связной речи младшего дошкольника. Речевое развитие дошкольников в разновозрастной группе в целом должна быть традиционная. В таких группах обучение дожно осуществляться по трем типам занятий: общегрупповые (фронтальные), групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные.
3. Использование новых педагогических средств (моделирование, организация образовательных ситуаций, ситуаций общения) которые способствуют возникновению мотивации совместной речевой деятельности старших и младших дошкольников.
Такое условие может реализоваться через следующее условие: организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом - важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности. А связная речь детей дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.
Затем мы провели экспериментальную работу, на основе которой выявили, что:
1. Создавая условия для взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастной группе должны реализоваться специальные стратегии такие, как включение в работу старших дошкольников для оказания младшим помощи в той или иной деятельности (в этом направлении работы младшие дошкольники учатся принимать помощь и благодарить за нее). Также в это время у младших дошкольников формируется уважение к старшим детям (в рамках их психологического комфорта), в связи с тем, что старшим дошкольникам приходится встречаться с систематическим требованием со стороны воспитателя или родителей - уступать малышам.
2. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Графовская СОШ» в дошкольной разновозрастной группе. Количество испытуемых - 8 человек. Цель исследования: определить уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста в разновозрастной группе.
В рамках исследования, мы выяснили, что овладение навыками монологической речи дошкольниками 3-х или 4-х летнего возраста - различаются, поэтому мы на основе выявленных результатов разделили испытуемых на две группы:
1- я группа, в которую вошли дети 3-х летнего возраста (Дима Л., Маша В., Маша К.) для которых характерны нарушения в построении высказываний, составлении рассказов, организации высказываний, навыка самостоятельного составления рассказа, бедность используемых языковых средств.
2- я группа, в которую вошли дети 4-х летнего возраста (Лена Ф., Кирилл Д., Валерия Б., Аня Р., Диана Г.) наблюдались меньшие нарушения при выполнении предложенных заданий (построении отдельных сообщений, построением фраз по наглядной опоре). В данной группе также были выявлены недостатки в логико-смысловом построении сообщения на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания.
Так, на основе комплексного исследования детей в разновозрастной группе можно установить проблемы и недостатки отдельных компонентов связной речи. Выявленные данные позволили нам наметить направления работы по формированию связной речи при работе в исследуемой разновозрастной группе.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении работы по формированию связной речи в разновозрастной группе. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наиболее затруднения и на какие виды можно опираться в процессе организации разновозрастного обучения.
Организованная работа по развитию связной речи должна реализоваться по следующим условиям:
1. Расширение стратегий разновозрастного взаимодействия дошкольников за счет образцов взаимодействия «взрослые-дети»;
2. Отбор и проектирование педагогических средств осуществляется на основе учета исходного уровня развития связной речи младшего дошкольника;
3. Использование новых педагогических средств (моделирование, организация образовательных ситуаций, ситуаций общения) которые способствуют возникновению мотивации совместной речевой деятельности старших и младших дошкольников.
Использование специальных педагогических средств обучения разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей разновозрастной группы, будет способствовать развитию связной речи младших дошкольников в условиях разновозрастной группы.
Так, выдвинутая гипотеза нашла свое отражение. Цели достигнуты.
1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.
2. Алексеева, М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М.Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - с.27-43.
4. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учеб. пособие. - Нижневартовск, 2014. - 235 с.
5. Бородич А. М., Методика развития речи детей "- М.,
Просвещение, 2004. - 255 с
6. Василенко О.Л. Система работы познавательно-речевого развития детей разновозрастной группы/ О.Л. Василенко// Дошкольное образование. - 2010. - № 4. - С. 12-19.
7. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика,
2003. - 136 с.
8. Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]Э.Д. Гейци. - Н.: Издательство 000 «БОРА - ПРЕСС» 2006. - 506с.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами //
Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23
10. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009. - 123 с.
11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов //
Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
15. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.
16. Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников// Дошкольная педагогика. 2005. №4. С. 21.
17. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М,
2004. - 107 с
18. Казакова И.П. Формирование связных высказываний- рассуждений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2011
19. Калинина В. А. Театрализованная игра как одна из форм развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. А. Калинина, А. В. Гилева // СибАК : науч.- практ. конф. ученых и студентов. - Новосибирск, 2015.
20. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.
21. Кондрашина О. Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников // Вестн. Тамбовского ун-та. - 2013. - Вып. 5 (121). - С. 112-116
22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
23. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .- М.: Просвещение,- 2004.-398с
24. Куткина А.В. Направления работы по развитию связной речи при МДОУ детский сад в рамках разновозрастной группы/ А.В. Куткина// Педагогика. - 2011. - №10. - С. 33-39.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010.- 2016с
26. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. - 218с
27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
28. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. - Детство-Пресс, 2012, 176 с
29. Пашковская Лилия Александровна. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 154 с. РГБ ОД, 61:03-13/256-X
30. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания; Айрис-Пресс - , 2011. - 128 с.
31. Радлов Н. Э. Рассказы в картинках. М.: Мелик-Пашаев, 2010
32. РейнстейнА.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: дис. .. .канд.психол.наук. - М., 1982
33. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009
35. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М. ; Детство-Пресс,2004
36. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2014. — №4. - С.12-14.
37. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
38. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
39. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
40. Струнина ,Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /Е.М. Струнина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.
42. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников.-М., ТЦ «Сфера».2008
44. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. ...док.пед.наук. -М., 1996
45. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с
46. Ушакова Оксана Семеновна. Речевое воспитание в
дошкольном детстве : Развитие связной речи : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.06. - Москва, 1996. - 364 с. РГБ ОД
47. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
48. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. - М.: Просвещение, 2004.-323с.
49. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с
50. Фролов И.Т Философский словарь [Текст] / Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
51. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2. Теоретические и методические основы. - Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. - 176 с.
52. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками : подходы к пониманию и способы реализации Текст. / О.В. Чиндилова. // Дошкольное воспитание. 2011. - № 1. - С. 21-28.
53. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. - 2012. - № 4. - С. 326-329
54. Шевченко И.А. Образовательная среда как средство развития связной речи в разновозрастной группе/ И.А. Шевченко// Образование. - 2013. - №2. - С. 45-54.