Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «В РИТМЕ ТАНЦА»)

Работа №68294

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность и особенности развития творческой самореализации
младших школьников 8
1.2. Структура и содержание внеурочной деятельности
младших школьников (на примере кружка «В ритме танца») 20
1.3. Педагогические условия развития творческой самореализации
младших школьников во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Практическая работа по развитию творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «в ритме танца») 40
2.1. Диагностика уровня развития творческой самореализации
младших школьников 40
2.2. Содержание работы по развитию творческой самореализации
младших школьников средствами кружка «В ритме танца» ... 48
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложения


В наше время общество остро нуждается в творчески развитых людях, так как все блага и условия, которые мы имеем на сегодняшний день, созданы креативностью мышления и творческим подходом к делу. Потому именно эти личные качества заслужили одно из главенствующих мест в ряде требуемых черт личности работников. Ведь творчески реализованные работники могут принести намного больше плодов в своей сфере деятельности, а значит и обществу в целом.
Творческая самореализация личности предполагает расширение границ человеческого потенциала в сфере творчества. Творческое развитие играет важную роль в самореализации личности, так как она способствует развитию креативного мышления, использованию ресурсов приобретения навыков, использованию своих умений через нестандартное мышление.
Так самореализация личности является процессом раскрытия индивидом всех его потенциальных возможностей и задатков с последующим развитием данных способностей и доведением полученных навыков до рефлексивного уровня.
Проблема развития творческой самореализации личности интересует педагогов-практиков, психологов, руководителей дополнительного образования. Младший школьный возраст является самым благоприятным для развития креативности, положительных качеств личности, её самореализации, гибкой адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни.
Многие исследователи считают, что традиционная система образования уделяет недостаточное внимание развитию творческой самореализации, хотя и имеет широкое распространение в образовательном пространстве школы.
Проблема развития творческой самореализации школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени: разработчики идей по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из этих идей недоступны для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.
Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведин, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинов, В.В. Зотов, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, О.Ю. Рыбаков, Л.А. Цыренова, Г.К. Чернявская и др.).
Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, Л.Л. Коростылевой, Л.П. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.
В экспериментальных исследованиях Р.М. Грановской, В.Н. Дружинина, Б.Б. Коссова, А. А. Леонтьева, Т.Н. Ковальчук, Н.Э. Вишневой, Г.В. Тереховой, Н.Ф. Вишняковой и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеурочной деятельности.
Самореализация как одна из основных идей обозначена в парадигме личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Она рассматривается как ведущее направление в теории о единстве профессионального и личностного развития (Л.М. Митина); главная цель в организации эвристического обучения (А.В. Хуторской); основное звено в разработке В.П. Лаврентьевым культурного аспекта педагогики самореализации личности; один из механизмов развития и саморазвития человека (О.С. Газман, Е.И. Горячева, Н.Б. Крылова и др.).
Актуальность самореализации иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» (Раздел II, статья 14), а неразработанность в педагогике вопросов, касающихся самореализации, свидетельствует о начальном становлении данной проблемы в комплексе педагогических исследований. На наш взгляд, наибольшую эффективность приобретает процесс развития творческой самореализации во внеурочной деятельности при организации кружка «В ритме танца».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческой самореализации младших во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»)
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс развития творческой самореализации младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»).
Гипотеза исследования: развитие творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца») будет эффективным, если:
1) обеспечить субъектную позицию младшего школьника в практической реализации творческого потенциала;
2) сформировать представление у учащихся об основах танцевального искусства.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. Определить сущность и особенности развития творческой самореализации младших школьников.
2. На основе анализа педагогической литературы изучить структуру и содержание внеурочной деятельности младших школьников.
3. Обосновать педагогические условия развития творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Организовать практическую работу по развитию творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме
исследования);
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы);
- тестирование;
- анкетирование;
- беседа;
- наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, описаны различные формы, приемы, средства, методы, направленные на развитие творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «В ритме танца», которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе 3 «Б» класс МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание внеурочной деятельности, проблемы развития творческой самореализации во внеурочной деятельности в начальной школе.
Вторая глава содержит описание практической работы по развитию творческой самореализации во внеурочной деятельности средствами кружка «В ритме танца».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 57 источников.
В приложении помещены планы-конспекты внеурочных занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обществу нужны образованные, нравственные. предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому приоритетной целью современного образования в соответствии с ФГОС НОО является создание условий для всестороннего гармоничного развития личности, креативной, способной действовать в нестандартной ситуации, принимать нестандартные решения. Всему этому лучше всего может способствовать развитие творческой самореализации личности. У людей много потребностей, но самореализация личности - высшая.
В первой главе мы выяснили, что творческая самореализация личности - это целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно значимой творческой деятельности.
Младший школьный возраст - самый благоприятный период для творческой деятельности.
В данный возрастной период игровая деятельность сменяется познавательной. Любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности. Что и указывает на то, что развитие творческой самореализации на данном этапе имеет место быть.
Во второй главе на констатирующем этапе был выявлен уровень развития творческой самореализации младших школьников. Мы получили следующие результаты: у 10% обучающихся низкий уровень развития творческой самореализации, у 50% - средний уровень, у 40% - высокий уровень.
Формирующий этап включал в себя множество методов, форм и приемов работы для повышения уровня развития творческой самореализации младших школьников.
Безусловно, работа по развитию творческой самореализации младших школьников, проведенная нами не является законченной и требует дополни-тельных доработок. Однако первые ее результаты нам удалось увидеть уже в начале формирующего этапа.



1. Абульханова К.А.,. Время личности и время жизни./ К.А. Абульханова, Т.Н Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. -
М.: Изд-во ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: Учеб.курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 345 с.
5. Баранова Е.В. От навыков к творчеству / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 66 с.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Баранова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 45 с.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.Д. Бим-Бам. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей /
Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
10. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1997. - 28 с.
11. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл./
И.Ф. Ведин. - Рига: Изд-во Знание, 1987. - 212 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном
возрасте. /Л.С, Выготский. - М.: Академия, 1967 - 376 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Рипол-Классик, 2017. - 528 с.
14. Газман О.С. Неклассическое воспитание./ О.С. Газман. -
М.: МИРОС, 2002. - 112 с.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург.// Вопросы психологии - 1994. -№ 3. - С. 5-7
16. Горностай П.П. Личностный выбор: психология отчаяния инадежды: моногр. / П.П. Гоностай, за ред. Т. М. Титаренко. - К.: Миллениум, 2005. - 336 с.
17. Горностай П.П. Психология личности : словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 320 с.
18. Горячева Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики. Гуманизация воспитания в современных условиях. / Е.И. Горячева - М.: УВЦ Инноватор, 1995. - 234 с.
19. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011. - 77 с.
20. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 78 с.
21. Демичева В.В. Кружковая работа по предмету - одно из средств развития познавательной деятельности в процессе ознакомления с культурой разных народов / В.В. Демичева // Начальная школа. - 2015. - №10. -С.34-37.
22. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. -М.: Академия, 2000. - 384с.
23. Зотов В.В. Взаимосвязь интеллектуального и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: Дис. .канд. филос. наук. / В.В. Зотов. - Курск: Изд. центр «Юмекс», 1997. - 139 с.
24. Исаев И.Ф. моделирование внеурочной образовательной деятельности в условиях реализации новых стандартов общего образования. / И.Ф. Исаев // Организация внеурочной деятельности с учащимися в условиях реализации новых образовательных стандартов: материалы Всерос. Нуч.-практ. конф., Белгород, 20-21 марта 2012 г. / Отв. ред. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд- во БелГУ, 2012. - 200 с.
25. Клевцова Л.Е. Развитие творческих способностей школьников / Л.Е. Клевцова // Начальная школа. - 2009. - № 10. - С. 80-83.
26. Кобзарь Б.С. Внеурочная воспитательная работа в школах и группах продленного дня. / Б.С. Кобзарь. - Киев: Рад.шк., 1984. - 154 с.
27. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. / Л.Н. Коган. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.
28. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 448с.
29. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова. - М.: Владос, 2003. - 90 с.
30. Крылова Н.Б. Культурология образования. / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пос. для студ. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. - 464 с.
32. Кухаронак В.Г. Стимулирование творческой активности учащихся / В.Г. Кухаронак // Адукацыя i выхаванне. - 2000. - №3. -С.23-26.
33. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М.: Академия, 2001. - 367 с.
34. Лейтес Н.С.О признаках детской одарённости / Н.С. Лейтенс// Вопросы психологии, 2003. - № 4. - С. 11-13.
35. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. - М.: Просвещение, 2000. - 254 с.
36. Маслоу А. Психология бытия. / А.Маслоу. - М.: Академия, 1997. - 300 с.
37. Маслоу. Мотивация и личность / А.Маслоу, Пер.
А.М. Татлыбаевой. - СПб.:Евразия, 1999. - 478 с.
38. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников /
A. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2002. - 155 с.
39. Мислер Н. В начале было тело./ Н. Мислер. - М.: Искусство -XXI век, 2011. - 448 с.
40. Митина Л.М.. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. / Л.М. Митина, И.А.Володарская. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1989. - 72 с.
41. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный прогресс. (Методолого-социологический аспект) Автореф. .канд. филос. наук./B. И. Муляр. - Киев, 1990. - 16 с.
42. Низиенко Е.Л. Приложение. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования./ Е.Л. Низиенко. // Вестник образования. - 2011. - № 11. -C.12-16.
43. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева; под общ.ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 206 с.
44. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. - М.: Прогресс, 2002. - 401 с.
45. Россиянская Е.Р. Большая психологическая энциклопедия./ Под ред. Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. - М.:ЭКСМО, 2007. - 357 с.
46. Рубинштейн C.JL Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - 168с.
47. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы / Н.М. Скоркина. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2002. - 72 с.
48. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М.: Академия, 2002. - 576 с.
49. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 28-32.
50. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности./ Е.Т. Соколова. - М.: Московский университет, 1989.- 210 с.
51. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного воспитания различных видов искусства. М: Прометей, 1990. - 369 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. -
6- е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
53. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Офиц. сайт]. URL: http:ZZzakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения 15.05.2018).
54. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации /
Г.К. Чернявская // Социально-политический журнал, 1996. - № 4. - 75 с.
55. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности: методол. пробл.: Дис. д-ра филос. наук.; Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб, 1994. - 263с.
56. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. /Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
57. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ