РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «В РИТМЕ ТАНЦА»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность и особенности развития творческой самореализации
младших школьников 8
1.2. Структура и содержание внеурочной деятельности
младших школьников (на примере кружка «В ритме танца») 20
1.3. Педагогические условия развития творческой самореализации
младших школьников во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Практическая работа по развитию творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «в ритме танца») 40
2.1. Диагностика уровня развития творческой самореализации
младших школьников 40
2.2. Содержание работы по развитию творческой самореализации
младших школьников средствами кружка «В ритме танца» ... 48
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность и особенности развития творческой самореализации
младших школьников 8
1.2. Структура и содержание внеурочной деятельности
младших школьников (на примере кружка «В ритме танца») 20
1.3. Педагогические условия развития творческой самореализации
младших школьников во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Практическая работа по развитию творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «в ритме танца») 40
2.1. Диагностика уровня развития творческой самореализации
младших школьников 40
2.2. Содержание работы по развитию творческой самореализации
младших школьников средствами кружка «В ритме танца» ... 48
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложения
В наше время общество остро нуждается в творчески развитых людях, так как все блага и условия, которые мы имеем на сегодняшний день, созданы креативностью мышления и творческим подходом к делу. Потому именно эти личные качества заслужили одно из главенствующих мест в ряде требуемых черт личности работников. Ведь творчески реализованные работники могут принести намного больше плодов в своей сфере деятельности, а значит и обществу в целом.
Творческая самореализация личности предполагает расширение границ человеческого потенциала в сфере творчества. Творческое развитие играет важную роль в самореализации личности, так как она способствует развитию креативного мышления, использованию ресурсов приобретения навыков, использованию своих умений через нестандартное мышление.
Так самореализация личности является процессом раскрытия индивидом всех его потенциальных возможностей и задатков с последующим развитием данных способностей и доведением полученных навыков до рефлексивного уровня.
Проблема развития творческой самореализации личности интересует педагогов-практиков, психологов, руководителей дополнительного образования. Младший школьный возраст является самым благоприятным для развития креативности, положительных качеств личности, её самореализации, гибкой адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни.
Многие исследователи считают, что традиционная система образования уделяет недостаточное внимание развитию творческой самореализации, хотя и имеет широкое распространение в образовательном пространстве школы.
Проблема развития творческой самореализации школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени: разработчики идей по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из этих идей недоступны для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.
Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведин, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинов, В.В. Зотов, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, О.Ю. Рыбаков, Л.А. Цыренова, Г.К. Чернявская и др.).
Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, Л.Л. Коростылевой, Л.П. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.
В экспериментальных исследованиях Р.М. Грановской, В.Н. Дружинина, Б.Б. Коссова, А. А. Леонтьева, Т.Н. Ковальчук, Н.Э. Вишневой, Г.В. Тереховой, Н.Ф. Вишняковой и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеурочной деятельности.
Самореализация как одна из основных идей обозначена в парадигме личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Она рассматривается как ведущее направление в теории о единстве профессионального и личностного развития (Л.М. Митина); главная цель в организации эвристического обучения (А.В. Хуторской); основное звено в разработке В.П. Лаврентьевым культурного аспекта педагогики самореализации личности; один из механизмов развития и саморазвития человека (О.С. Газман, Е.И. Горячева, Н.Б. Крылова и др.).
Актуальность самореализации иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» (Раздел II, статья 14), а неразработанность в педагогике вопросов, касающихся самореализации, свидетельствует о начальном становлении данной проблемы в комплексе педагогических исследований. На наш взгляд, наибольшую эффективность приобретает процесс развития творческой самореализации во внеурочной деятельности при организации кружка «В ритме танца».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческой самореализации младших во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»)
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс развития творческой самореализации младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»).
Гипотеза исследования: развитие творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца») будет эффективным, если:
1) обеспечить субъектную позицию младшего школьника в практической реализации творческого потенциала;
2) сформировать представление у учащихся об основах танцевального искусства.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. Определить сущность и особенности развития творческой самореализации младших школьников.
2. На основе анализа педагогической литературы изучить структуру и содержание внеурочной деятельности младших школьников.
3. Обосновать педагогические условия развития творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Организовать практическую работу по развитию творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме
исследования);
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы);
- тестирование;
- анкетирование;
- беседа;
- наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, описаны различные формы, приемы, средства, методы, направленные на развитие творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «В ритме танца», которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе 3 «Б» класс МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание внеурочной деятельности, проблемы развития творческой самореализации во внеурочной деятельности в начальной школе.
Вторая глава содержит описание практической работы по развитию творческой самореализации во внеурочной деятельности средствами кружка «В ритме танца».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 57 источников.
В приложении помещены планы-конспекты внеурочных занятий.
Творческая самореализация личности предполагает расширение границ человеческого потенциала в сфере творчества. Творческое развитие играет важную роль в самореализации личности, так как она способствует развитию креативного мышления, использованию ресурсов приобретения навыков, использованию своих умений через нестандартное мышление.
Так самореализация личности является процессом раскрытия индивидом всех его потенциальных возможностей и задатков с последующим развитием данных способностей и доведением полученных навыков до рефлексивного уровня.
Проблема развития творческой самореализации личности интересует педагогов-практиков, психологов, руководителей дополнительного образования. Младший школьный возраст является самым благоприятным для развития креативности, положительных качеств личности, её самореализации, гибкой адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни.
Многие исследователи считают, что традиционная система образования уделяет недостаточное внимание развитию творческой самореализации, хотя и имеет широкое распространение в образовательном пространстве школы.
Проблема развития творческой самореализации школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени: разработчики идей по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из этих идей недоступны для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.
Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведин, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинов, В.В. Зотов, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, О.Ю. Рыбаков, Л.А. Цыренова, Г.К. Чернявская и др.).
Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, Л.Л. Коростылевой, Л.П. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.
В экспериментальных исследованиях Р.М. Грановской, В.Н. Дружинина, Б.Б. Коссова, А. А. Леонтьева, Т.Н. Ковальчук, Н.Э. Вишневой, Г.В. Тереховой, Н.Ф. Вишняковой и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеурочной деятельности.
Самореализация как одна из основных идей обозначена в парадигме личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Она рассматривается как ведущее направление в теории о единстве профессионального и личностного развития (Л.М. Митина); главная цель в организации эвристического обучения (А.В. Хуторской); основное звено в разработке В.П. Лаврентьевым культурного аспекта педагогики самореализации личности; один из механизмов развития и саморазвития человека (О.С. Газман, Е.И. Горячева, Н.Б. Крылова и др.).
Актуальность самореализации иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» (Раздел II, статья 14), а неразработанность в педагогике вопросов, касающихся самореализации, свидетельствует о начальном становлении данной проблемы в комплексе педагогических исследований. На наш взгляд, наибольшую эффективность приобретает процесс развития творческой самореализации во внеурочной деятельности при организации кружка «В ритме танца».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческой самореализации младших во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»)
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс развития творческой самореализации младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»).
Гипотеза исследования: развитие творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца») будет эффективным, если:
1) обеспечить субъектную позицию младшего школьника в практической реализации творческого потенциала;
2) сформировать представление у учащихся об основах танцевального искусства.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. Определить сущность и особенности развития творческой самореализации младших школьников.
2. На основе анализа педагогической литературы изучить структуру и содержание внеурочной деятельности младших школьников.
3. Обосновать педагогические условия развития творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Организовать практическую работу по развитию творческой
самореализации младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «В ритме танца»).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме
исследования);
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы);
- тестирование;
- анкетирование;
- беседа;
- наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, описаны различные формы, приемы, средства, методы, направленные на развитие творческой самореализации младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «В ритме танца», которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе 3 «Б» класс МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание внеурочной деятельности, проблемы развития творческой самореализации во внеурочной деятельности в начальной школе.
Вторая глава содержит описание практической работы по развитию творческой самореализации во внеурочной деятельности средствами кружка «В ритме танца».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 57 источников.
В приложении помещены планы-конспекты внеурочных занятий.
Обществу нужны образованные, нравственные. предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому приоритетной целью современного образования в соответствии с ФГОС НОО является создание условий для всестороннего гармоничного развития личности, креативной, способной действовать в нестандартной ситуации, принимать нестандартные решения. Всему этому лучше всего может способствовать развитие творческой самореализации личности. У людей много потребностей, но самореализация личности - высшая.
В первой главе мы выяснили, что творческая самореализация личности - это целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно значимой творческой деятельности.
Младший школьный возраст - самый благоприятный период для творческой деятельности.
В данный возрастной период игровая деятельность сменяется познавательной. Любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности. Что и указывает на то, что развитие творческой самореализации на данном этапе имеет место быть.
Во второй главе на констатирующем этапе был выявлен уровень развития творческой самореализации младших школьников. Мы получили следующие результаты: у 10% обучающихся низкий уровень развития творческой самореализации, у 50% - средний уровень, у 40% - высокий уровень.
Формирующий этап включал в себя множество методов, форм и приемов работы для повышения уровня развития творческой самореализации младших школьников.
Безусловно, работа по развитию творческой самореализации младших школьников, проведенная нами не является законченной и требует дополни-тельных доработок. Однако первые ее результаты нам удалось увидеть уже в начале формирующего этапа.
В первой главе мы выяснили, что творческая самореализация личности - это целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно значимой творческой деятельности.
Младший школьный возраст - самый благоприятный период для творческой деятельности.
В данный возрастной период игровая деятельность сменяется познавательной. Любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности. Что и указывает на то, что развитие творческой самореализации на данном этапе имеет место быть.
Во второй главе на констатирующем этапе был выявлен уровень развития творческой самореализации младших школьников. Мы получили следующие результаты: у 10% обучающихся низкий уровень развития творческой самореализации, у 50% - средний уровень, у 40% - высокий уровень.
Формирующий этап включал в себя множество методов, форм и приемов работы для повышения уровня развития творческой самореализации младших школьников.
Безусловно, работа по развитию творческой самореализации младших школьников, проведенная нами не является законченной и требует дополни-тельных доработок. Однако первые ее результаты нам удалось увидеть уже в начале формирующего этапа.



