ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Предпринимательство понятие, принципы, основные компоненты 8
1.2 Система менеджмента качества ее особенности и роль в современных
условиях 20
1.3 Система менеджмента качества как часть организационно-управленческой
компоненты предпринимательства 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КОМПОНЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.1 Анализ внедрения системы менеджмента качества 34
2.2 Анализ предприятия по всем видам деятельности, рынок, конкуренты 43
2.3 Анализ системы менеджмента качества на предприятии 64
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Методические подходы к внедрению СМК на предприятиях
3.2 Проект внедрения СМК на предприятии
3.3 Оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глубокий интерес отечественной науки и практики управления к
мировому опыту активизации человеческого фактора. В настоящее время тенденции управления персоналом носят глобальный характер и отражают поиски передовых компании в создании высокоэффективных систем реализации творческого и
производительного потенциала. В современных условиях одной из важнейших и
даже основной общеорганизационной целью становится качество. Развитие конкуренции между компаниями требует от управленцев на всех уровнях управления качественных и эффективных решений. Однако оценка качества является недостаточно хорошо изученной областью стратегического менеджмента в связи со сложностью и многообразием решений в разных областях управленческой деятельности, с одной стороны, и субъективными подходами к процессам принятия решений
- с другой [8] . Подход к разработке и внедрению СМК любой организации изложен в стандартах ISO 9001: 2008 и заключается в следующем:
- планирование СМК на основе выявленных требований потребителей (а
возможно, и других заинтересованных сторон), разработанной политики в области
качества и сформулированных целей по качеству, включающее определение процессов, действующих на предприятии, необходимых ресурсов и требований к
СМК;
- внедрение СМК, включающее распределение ответственности и делегирование полномочий отдельным подразделениям и должностным лицам, выделение
ресурсов, разработку методов для измерения результативности и эффективности
процессов и применение этих методов;
- разработка и применение процесса постоянного улучшения СМК.
Аргументы в пользу внедрения системы менеджмента качества (СМК):
Внедрение на предприятие и активное использование Системы менеджмента
качества (СМК), соответствующей стандартам серии ИСО (ISO) позволяет выделять и эффективно согласовывать течение всех бизнес-процессов. Такой управленческий подход даѐт организации следующие преимущества:
Выделение и исключение дублирующих процессов позволяет добиться значительного повышения эффективности производства;
Повышения эффективности производственных процессов и повышение качества выпускаемой продукции за счѐт строго контроля, своевременной корректировки и наладки процессов;
Значительное снижение затрат, сокращение числа брачной продукции, рекламаций и потерь;
Фактическое подтверждение грамотной организации производственных процессов.
Аргументы в пользу внедрения системы менеджмента качества (СМК) для
предприятий и организаций любых форм собственности и отраслей экономики
Внедряя систему менеджмента качества (СМК) и сертифицируя ее на соответствие международному стандарту ISO 9001, руководство предприятия инвестирует в самую ближайшую перспективу развития и совершенствования своей компании.
Внедрение в организации идей современного менеджмента качества предполагает значительное количество изменений, нововведений, не только единовременных, но, главное, постоянных. Человеческий аспект в этих изменениях является
фундаментальным, т.к. именно поведение людей в организации в конечном итоге
определяет, что и как можно изменить, какую это даст пользу.
Объект исследования – ЗАО «Томаровский мясокомбинат».
Предмет исследования - внедрение системы качества деятельности ЗАО
«Томаровский мясокомбинат».
Цель данной работы - изучение главных аспектов организации по разработке
и внедрению системы менеджмента качества на примере ЗАО «Томаровский мясокомбинат».
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты исследования организационно управленческих компонентов предпринимательства;6
Провести анализ организационно-управленческих компонентов на примере
предприятии;
Оценить эффективность мероприятий по внедрению системы менеджмента
качества на предприятии.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке,
теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, касающихся
методических и организационных основ разработки и мониторинга системы менеджмента качества на предприятии на основе требований международного
стандарта.
В работе на основании проведенного исследования сделан ряд выводов и
обобщений.
Малый бизнес обеспечивает экономический рост через эффективное использование элементов своего ресурсного потенциала.
Важнейшее экономическое и социальное значение малого предпринимательства связано с обеспечением занятости населения. Существует прямая
взаимосвязь между уровнем безработицы в регионе и степенью развития здесь
малого предпринимательства, наличием системы его поддержки со стороны государственных структур и общественных организаций.
Проблема развития малого предпринимательства - это общественная и
потому социально-политическая проблема. Подходы к государственной поддержки малого предпринимательства должны быть публичными. Общество
должно знать, что намечается делать в этой области и как осуществлять задуманное.
Экономическая эффективность может оцениваться на разном уровне –
народнохозяйственном и отдельного самостоятельного товаропроизводителя.
Для народного хозяйства и отрасли в целом, в первую очередь, важны показатели произведенной продукции и доходов на единицу совокупных затрат и ресурсов, а для коммерческого и хозрасчетного предприятия – окупаемость затрат, сумма реализованного валового дохода, прибыль и рентабельность, обеспечивающие его финансовую устойчивость.
Малый бизнес в России за последние годы претерпел изменения, которые
явились следствием влияния факторов больше внешней среды, чем внутренней.
Потребность в обеспечении стабильности доходов способствовало переходу
рабочей силы в более рентабельные отрасли. Возможность частного сектора
инвестировать собственные средства позволило вести инновационные разработки, поддерживаемые различными видами помощи государства.105
Управление качеством предполагает использование системного и процессного подходов. В настоящее время наиболее современные концепции
управления персоналом, такие как стратегически ориентированная и системно
ориентированная, базируются на принципах системного подхода.
В условиях современной рыночной экономики деятельность компании
осуществляется в постоянно меняющейся внешней конкурентной среде. Поэтому успешное функционирование компании связано с быстрыми и правильными решениями, которые осуществляют руководители всех уровней. Таким
образом, проблема оценки качества управленческих решений является ключевой для выживания и развития компании в условиях рынка.
Внедрение системы качества обычно идет в нескольких основных направлениях:
1) создание документированных систем качества;
2) взаимоотношения с поставщиками;
3) взаимоотношения с потребителями;
4) мотивация сотрудников к улучшению качества;
5) улучшение в области качества [7].
Система менеджмента качества нацелена на решение следующих основных задач:
достижение и поддержание качества услуг на уровне, обеспечивающем
постоянное удовлетворение установленных или предполагаемых требований
потребителя;
обеспечение уверенности потребителей и других заинтересованных лиц в
том, что требования к качеству предоставляемых организацией услуг будут
достигнуты;
обеспечение уверенности руководства организации и сотрудников в том,
что требования к качеству продукции выполняются и происходит улучшение
качества.
1. Азарова С.П. Применение современных методов и инструментов для оценки уровня конкурентоспособности предприятия сферы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: «ИИТиКОР», 2013. 72 с.
2. Алешин Б.С., Александровская Л.Н., Круглов В.И., Шолом А.М. Философские и социальные аспекты качества // Компас промышленной реструктуризации. 2014. N 4. - С. 64.
3. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов, обучаю-щихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд- во ОМЕГА-Л, 2013. — 408 с.: табл.
4. Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ: учебно¬
практическое пособие / К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2014. — 404 с.
5. Байдакова О.В. Особенности оценки конкурентоспособности товаров // Успехи современного естествознания. 2017. № 1
6. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Эко¬номика, 2013. - 325с.
7. Банк, В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, А.
B. Тараскина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — 344 с.
8. Бердникова Л. Ф. Информационное обеспечение финансового анализа / Л. Ф. Бердникова, С. П. Альдебенева // Молодой ученый. — 2014. — № 14. —
C. 131-136.
9. Бердникова Л. Ф., Бердников А. А. Стратегический анализ финансового состояния организации: сущность и методика / Л. Ф. Бердникова, А. А. Бердни¬ков// Карельский журнал. 2014. № 3. — С.43-45.
10. Бернстайн, Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Л. А. Бернстайн. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 624 с.: ил.
11. Большой экономический словарь. Справочное издание / Под ред. А. Н. Азриеляна. М.: Финансы и статистика, 2014. 855 с.
12. Братолюбов В.Б., Лозенко В.К. Система обеспечения и управления качеством - современная организация промышленного бизнеса. Часть1. Концепция системы, ее эволюция и тенденции развития. Основополагающие механизмы. Учебное пособие. - М.: Издательство МЭИ, 2011
13. Булеев, М. Методологические подходы к оценке уровня конкурентоспособности товаров и услуг // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2016. № 2.
14. Валдайцев С. В., Молчанов Н. Н., Пецольдт К. Малое инновацион¬ное предпринимательство; - М.: Проспект, 2013. - 538 с.
15. Васильева, Л. С. Финансовый анализ: учебник / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. — М.: КНОРУС, 2013. — 544 с.
16. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 452 с.
17. Губин В.Е., Губина О.В., Анализ рентабельности основной деятель¬ности торговой организации / Губин В.Е., Губина О.В., // Финансовый анализ. — 2014 — № 5. - с.34-36
18. Данилова О.А., Емельянов Р.А., Мхитарян А.Г. Качество продукции в рыночной экономике // Вестник Казанского ГАУ. 2015. N 3 (17)
19. Деминг Э. Выход из кризиса. - Тверь: Изд- во "Альба", 2016
20. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. — 2-е изд. — М.: Издательство «Дело и Сер-вис», 2013. — 336 с.
21. Дубинин С.К., Финансовый кризис 2014 -2015 гг.- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. // Журнал НЭА. 2015. - № 2 (26). с. 219-225.
Ефимова О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. М.: Бухгалтер¬ский учет, 2014. - 528 с.
23. Жулега, И. А. Методология анализа финансового состояния пред-приятия: монография / И. А. Жулега. — СПб.: ГУАП, 2013. — 235 с.: ил.
24. Инновационное предпринимательство; Юрайт - Москва, 2013. - 528 с.
25. Ионова, А. Ф. Финансовый анализ: учебник / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — 624 с.
26. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия: учеб. пособие / А.И. Ковалев, В.П. Привалов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Центр эко¬номики и маркетинга, 2014. 352с.
27. Ковалев В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетно¬сти (основы балансоведения): учеб. пособие / В..В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — 432 с.
28. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева [и др.]. — М.: Финансы и статистика, 2013. - 672 с.
29. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 446 с.
30. Костромитинов К.Н. Оценка состояния конкурентной среды. Иркутск: БГУЭП, 2017. 560 с.
31. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2013. - 440 с.
32. Кудрин А., Гурвич Е. Новая модель роста для российской экономи¬ки //Вопросы экономики. 2014. - № 12.
33. Лапуста М. Г. Предпринимательство. - М.: Инфра-М, 2013. - 384 с.
34. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник / И.В.Липсиц. 3-е изд, пе-рераб. и доп. М.: Экономист, 2013. 448 с.
35. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2017. 450 с.
36. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление
конкурентоспособностью: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.:Норма, 2008. 500 с.
37. Макаров, С.И. Основы предпринимательства / С.И. Макаров, М.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2013. - 224 с.
38. Макарова В.И., Новикова Н.А. Формы и виды конкуренции в разрезе
предпринимательской деятельности, факторы обеспечения ее
конкурентоспособности // Экономист. 2012. № 4. С. 3 - 8.
39. Малое предпринимательство России. Организация, экономика, управление. - М.: Феникс, 2013. - 384 с.
40. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономи-ка.- М.: Инфра-М, 2013. - 352 с.
41. Маренков Н.Л., Мельников В.П., Смоленцев В.П., Схиртладзе А.Г. Управление обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. М.: Национальный ин-т бизнеса; РнД: Феникс, 2014. 512 с.
42. Менеджмент качества и устойчивое развитие: материалы
Междунар. науч.-иракт. конф., Саранск, 22 - 23 мая 2012 г. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011.
43. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. СПб., 2016.;
44. Нелина В.В. Совершенствование систем менеджмента на основе требований стандартов ISO версии 2015 года // Научные труды КубГТУ. 2017. № 1.
45. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.М. Пястолов. 5-е изд.,стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2014. 336с.
46. Рубин Ю. Б. Предпринимательство. - М.: Синергия, 2014. - 864 с.
47. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 464 с.
48. Рыков В.М. Качество продукции - основной фактор ее конкурентоспособности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. №2.
49. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. 5-изд, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. - 536 с.
50. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА - М: Норма, 2015. - 425 с.
51. Салимова Т., Сырямина Л. Конкурентоспособность продукции продукции как следствие ориентации на потребителя // Практический маркетинг. 2016. N 6
52. Селезнева Н. Н. Анализ финансовой отчетности организации: учеб. пособие для студ.вузов / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2014, 583 с.
53. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалав¬ров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 с.
54. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / Под. ред. В.А. Новое издание, 2016. 450 с.
55. Стародубцева Е.А. К вопросу о трактовке понятия "конкурентоспособность предприятия" // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 11. С. 14 - 18.
56. Сырямина Л.В. Управление конкурентоспособностью продукции: основные принципы и составляющие // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 9. - С. 144 - 146.
57. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2015. 280 с.
58. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования // Адвокат. 2016. N 7. С. 10 - 12.
59. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 с.
60. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 224 с.
61. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности ком-мерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 208 с.