Введение 3
Глава 1. Физическое воспитание детей 4-5 лет в дошкольном учреждении 5
1.1. Физическое развитие детей до 5 лет 5
1.2. Особенности физического воспитания детей 4-5 лет 15
1.3. Подвижные игры как средство физического воспитания
дошкольников 23
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Обоснование эффективности методики физического воспитания детей 4-5 лет в условиях ДОУ 33
3.1. Содержание экспериментальной методики 33
3.2. Обоснование эффективности экспериментальной методики 36
Выводы 40
Практические рекомендации 41
Список использованной литературы 42
Приложения
Дошкольный возраст - важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. В этом возрасте необходимо своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, а так же формировать осознанную потребность в двигательной активности.
Имеется богатый опыт развития физических качеств дошкольников. Большинство специалистов отмечают, что одним из наиболее эффективных средств физического воспитания для детей являются подвижные игры. При этом широко используются как игры с предметами (мячи, кубики, обручи и т.д.), так и сюжетно-ролевые игры без предметов. Потребность в движении у дошкольников очень высокая, при этом объем занятий по физическому развитию не позволяет эту потребность удовлетворить. Эти занятия с детьми средней группы проводятся 3 раза в неделю по 20 минут [25]. При этом очень много времени уделяется прогулкам. Их продолжительность должна составлять не менее 4 часов ежедневно [25]. При этом содержание прогулок строго не регламентировано.
В связи с этим мы сформулировали проблему, каким образом использовать время прогулок для эффективного физического воспитания в дошкольном учреждении.
Цель нашего исследования: повышение эффективности физического воспитания детей 4-5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: организация физического воспитания детей 4-5 лет в рамках прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: методика использования подвижных игр с детьми 4-5 лет в рамках прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности физического развития детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать рекомендации по организации физического
воспитания детей в условиях ДОУ.
3. Разработать методику использования подвижных игр с детьми 4-5 лет в рамках прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения и проверить ее эффективность.
4. Разработать практические рекомендации по организации физического воспитания в ДОУ с детьми 4-5 лет.
Гипотеза: предполагается, что использование на прогулках подвижных игр, в основе которых лежат основные естественные движения (бег, прыжки, метания, лазание) эффективно отразится на развитии физических качеств дошкольников 4-5 лет.
Новизна исследования заключается в том, что была разработана методика физического воспитания детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения, в основе которой лежит использование подвижных игр на прогулках.
Практическая значимость работы определяется возможность применения разработанной нами методики воспитателями в условиях ДОУ.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы; 2) Педагогическое наблюдение; 3) Анализ собственной профессиональной деятельности в качестве воспитателя в дошкольном учреждении; 4) Педагогический
эксперимент; 5) Тестирование физической подготовленности; 6) Методы математической статистики.
1. Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста является недостаточная сформированность основных функциональных систем организма, а также бурно протекающие процессы развития. При этом процессы развития в значительной мере можно оптимизировать при своевременном целенаправленном воздействии на ребенка.
2. К основным рекомендациям, которые необходимо учитывать при организации физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, можно отнести следующие:
- широко использовать средства физической культуры не только в рамках занятий по физическому развитию, но и в рамках ежедневных прогулок;
- основными средствами развития физических качеств у дошкольников должны являться подвижные игры.
3. Разработанная нами методика использования на прогулках подвижных игр, в основе которых лежат основные естественные движения (бег, прыжки, метания, лазание) показала свою эффективность в ходе проведенного педагогического эксперимента. Об этом свидетельствуют достоверные отличия в пользу экспериментальной группы практически по всем показателям тестирования (P<0,05).
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й.Адашкявичене. - М.: Просвещение, - 1992.
2. Аршавский И.А. Физическое развитие дошкольников / И.А.Аршавский, Б.М.Громов. - 2002. - 245с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Белкин. - М.: «Академия»
2000. -192с.
4. Волошина Л.Н. Программа “Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ” / Л.Н.Волошина, Т.Н.Курилова // Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет: учеб.-метод. пос. - Гном и Д, - 2004. - 112 с.
5. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. Учреждений / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 175с.
6. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Л.Д.Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304с.
7. Губерт К.Д. Воспитание дошкольников / К.Д.Губерт, М.Г.Рысс. - 2003. - 329с.
8. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 3-4 лет. Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. - 2001. - 336с.
9. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
10. Кистяковская М.Ю. Развитие движений детей первого года жизни: монография докт. дис. / М.Ю.Кистяковская. - М., - 1978.
11. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
/ М.Ю.Кистяковская и др. - М., - 1978.
12. Кистяковской М.Ю. Изучения основных двигательных умений / М.Ю.Кистяковская, Е.Н.Вавилова. - 2004. - 306с.
13. Кожухова Н.Н. Педагогическая практика студентов с дополнительной подготовкой «Руководитель физического воспитания» в дошкольном учреждении: учеб. Пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова, под ред. С.А. Козловой. - М.: ВЛАДОС, - 2005. - 216с.
14. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова - М.: ВЛАДОС, - 2003. - 192с.
15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга детей / М.М.Кольцова. - М., - 1992.
16. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях / Т.О.Крусева. - Ростов н/Д: Феникс, - 2005. - 253с.
17. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. - М., - 2000.
18. Лайзайне С.Я. Обучение детей движениям / С.Я. Лайзайне. - 2004. - 209с.
19. Лях В.И. Двигательные способности дошкольников: основы теории и методики развития / В.И.Лях - М.: Терра-Спорт, - 2000. - 192 с.
20. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, - 1986.
21. Программа воспитания в детских учреждениях / В.И.Логвинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - 2004. - 289с.
22. Прокопенко В.И. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и школе: учеб.-метод. пособие / В.И.Прокопенко, Л.Н.Волошина. - Екатеринбург, - 2002.
23. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А.Рунова. - М., - 2000.
24. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10.
25. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13. (с редакцией от 27.08.2015 г.)
26. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Э.Я.Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», - 2006. - 368 с.
27. Степаненкова Э.Я. Физиология организма детей / Э.Я. Степаненкова. -
2001. - 267с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.
29. Филлипова С.О. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / С.О.Филлипова. - СПб., - 2007.
30. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина. - М., - 1996.
31. Юрко Г.П. Особенности физического развития детей / Г.П.Юрко, Р.Г.Сорочек. - 1963. - 198с.
32. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. - М., - 1978.