ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ (1991-2016 гг.)
|
Введение 1
Глава I. Эволюция внешнеполитического курса Азербайджанской
Республики в конце XX - начале XI вв 10
1.1 Основные приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики 10
1.2 Азербайджанская Республика в современных интеграционных процессах 26
Глава II. Основные направления развития отношений между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в 1991-2016 гг 33
2.1 Военно-стратегическое сотрудничество между Азербайджанской
Республикой и Российской Федерацией 33
2.2 Динамика развития торгово-экономических отношений между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в 1991-2016 гг 57
2.3 Гуманитарное сотрудничество между Азербайджанской Республикой и
Российской Федерацией 68
Заключение 76
Список источников и литературы
Глава I. Эволюция внешнеполитического курса Азербайджанской
Республики в конце XX - начале XI вв 10
1.1 Основные приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики 10
1.2 Азербайджанская Республика в современных интеграционных процессах 26
Глава II. Основные направления развития отношений между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в 1991-2016 гг 33
2.1 Военно-стратегическое сотрудничество между Азербайджанской
Республикой и Российской Федерацией 33
2.2 Динамика развития торгово-экономических отношений между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в 1991-2016 гг 57
2.3 Гуманитарное сотрудничество между Азербайджанской Республикой и
Российской Федерацией 68
Заключение 76
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования заключается в том, что между Россией и Азербайджаном на современном этапе имеется огромный экономический потенциал для сотрудничества. Реализация данного потенциала заключается в установлении взаимовыгодных отношений между данными странами в отношении обмена товарами, услугами, капиталом, рабочей силы. Для России и Азербайджана большое значение имеет формирование по своему периметру экономических и политических союзников. Именно поэтому установление между данными государствами стратегических отношений имеет большое значение. Взаимоотношения межу данными странами должны иметь долгосрочный характер, так как оно направлено на достижение общих стратегических целей, а именно достижение государственного суверенитета, обеспечение мира и стабильного развития региона, достижение глобальной экономической безопасности. Благодаря достижению вышеуказанных целей достигается развитие экономик России и Азербайджана. Стратегическое партнерство является необходимой стадией реальной экономической интеграции соседних стран.
Развитие взаимоотношений между Россией и Азербайджаном в постсоветский период было крайне неоднородно. Фактически в данном периоде реализовывалась концепция разноуровневой интеграции, которое заключалось в различных подходах к достижению регионального сотрудничества. Данный факт можно объяснить неоднородной готовности к интеграции. Укрепление сотрудничества между Россией, Казахстаном и Белоруссией привело к отчуждению Грузии, Украины и некоторых других стран. Поэтому данное сотрудничество осуществлялось на основании договоренностей и организации субрегиональных группировок.
Объектом исследования является внешняя политика Республики Азербайджан, внешняя политика Российской Федерации.
Предмет исследования: азербайджано-российские политические и торгово-экономические отношения.
Хронологические рамки: 1991-2016 гг. Нижняя граница исследования обусловлена распадом СССР и провозглашением независимости Азербайджана, верхняя граница исследования обусловлена доступностью данных.
Цель исследования: проследить динамику развития отношений Российской Федерации и Республики Азербайджан в конце ХХ - начале XXI вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики
- изучить участие Азербайджанской Республики в современных интеграционных процессах
- определить основные векторы военно-стратегического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией
- проследить динамику развития торгово-экономических отношений между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в 1991-2016 гг
- охарактеризовать гуманитарное сотрудничество между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией
Степень изученности проблемы. В отечественной литературе нашли свое отражение различные аспекты современных азербайджано-российских отношений. Важную роль при подготовке исследования сыграли материалы, подготовленные Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. В сборниках научный трудов затрагивается целый спектр проблем: транспортная политика, проблема статуса Каспия, а также нефтепроводов в Закавказье. Значительное внимание уделено Азербайджану, дается анализ его социально-экономического положения. В разделе "Россия и Закавказье - естественные партнеры" рассмотрены вопросы российско- азербайджанских экономических связей, торговли, российских инвестиций. Одним из признанных экспертов по внешней политике РФ на постсоветском пространстве является А. Малашенко, по его мнению, стратегия России в государствах Закавказья по-прежнему четко не определена. Автор подчеркивает, что векторы развития РФ и стран Закавказья не совпадают.
Монография К.С. Гаджиева "Геополитика Кавказа" - основательное исследование, подводящее итог внешнеполитического развития Кавказа и Закавказья в XX в. Автором проанализированы такие сложные вопросы как статус Каспийского моря, нефте- и газодобыча, а также нефтепроводы в регионе, роль ислама и национализма на Кавказе, интересы третьих стран в Закавказье. Автор подчеркивает ключевой статус Азербайджана в регионе и доказывает необходимость продвижения российско-азербайджанского сотрудничества.
Одной из ключевых проблем в международных отношениях региона является проблема статуса и раздела Каспийского моря. Она нашла свое отражение в целом ряде работ как статейного, так и монографического характера.
Роль третьих стран, в частности США, в Закавказье рассмотрена в работах М.А. Гусейнова, С. И. Чернявского и др. Авторы подчеркивают активную роль США в регионе, которые затрудняют проведение диалога между РФ и Азербайджаном и вытесняют российские интересы в регионе . Работы С.И. Чернявского особо значимы, т.к. автор долгое время работал в посольстве РФ в Азербайджане и привлекает широкий круг источников. Он подчеркивает дестабилизирующую роль армяно-азербайджанского конфликта в развитии отношений между РФ и Азербайджаном.
Зарубежные исследования проблем внешнеполитического развития Закавказья и политики РФ в регионе широко представлены. Работы Т. Светоховски освещают становление и развитие азербайджано-российских связей в их исторической динамике. Дж. Моллазаде, главный редактор издающегося в США журнала "Caspian Crossroads"и президент Американо-азербайджанского совета, также говорит о "наследстве империалистического поведения" России и о единственном способе для России избавиться от такого наследства - она "должна признать интересы США, Турции и Европы на Кавказе". Известный американский политолог З. Бжезинский подчеркивает ключевое геоэкономическое положение Азербайджана, являющегося "жизненно важной пробкой", контролирующей доступ к "бутылке" с богатствами бассейна Каспийского моря и Средней Азии.
Американские исследователи придерживаются двух основных подходов в оценке политики России на постсоветском пространстве. Ряд исследователей полагает, что в обозримом будущем ни одно государство не овладеет таким сочетанием интересов, силы и доступа к южным странам СНГ, чтобы выступить там в роли противовеса России. Ни США, ни другие западные державы, ни международные организации (НАТО, ОБСЕ) не смогут ослабить доминирования России в южном "ближнем зарубежье", что обуславливает необходимость сотрудничества западных стран с Россией. Другие настаивают на возможности и необходимости вытеснения РФ из пространства Центральной Азии и Закавказья.
Известная американская «фабрика мысли» - корпорация РЭНД в 2003 г. подготовила содержательное исследование, в котором эксперты оценивали возможности размещения американских войск в регионе. Азербайджан рассматривается как потенциальное место базирования войск НАТО, при этом особо отмечается его выгодное положение недалеко от Персидского залива.
Редактор журнала Central Asia Caucasus Analyst и известный специалист по Центральной Азии и Кавказу С. Корнелл рассматривает этнополитические конфликты на Кавказе и политику, России, США, Турции и Ирана. Отдельная глава его монографии посвящена политике России на Кавказе. Автор считает, что сразу же после распада СССР Россия попыталась восстановить свое влияние в ставших независимыми государствах Закавказья, автор называет это "реконкистой".
Проблемы армяно-азербайджанского конфликта нашли свое отражение в монографии Тома де Ваала. Автор изучает причины Карабахского конфликта и анализирует сложные аспекты международных отношений между странами, вовлеченных в него. Однако в его монографии уделяется мало внимания внутренним аспектам политики Азербайджана того времени и усилиям России по урегулированию о конфликта.
Источниковая база исследования представлена следующими группами: официально-документальные материалы, материалы информационных агентств и интернет-изданий, статистические и другие справочные материалы, мемуары.
Среди официально-документальных материалов, используемых в работе, можно выделить международные договора, соглашения, совместные декларации, концепции, заявления официальных лиц и тд. Большое количество официально-документальных материалов содержится во втором томе хрестоматии «Внешняя политика и безопасность современной России» и других сборниках документов.
Тексты международных договоров, соглашений и других нормативно-правовых документов, составляющих правовую основу российско- азербайджанских отношений опубликованы в отдельных сборниках, а также представлены на официальных сайтах Министерства иностранных дел Республики Азербайджан, Министерства иностранных дел РФ, а также на сайта посольств двух стран.
Динамика развития торгово-экономических связей прослеживается по статистическим данным, представленным в статистических ежегодниках, на сайте Государственного комитета статистики РФ, Государственного комитета статистики Азербайджана, Межгосударственного статистического комитета СНГ.
Мемуары политических деятелей двух стран проясняю некоторые аспекты принятия внешнеполитических решений, в ряде случаев позволяют выяснить истинные мотивы принятия политических решений.
Методология. В основе решения поставленных задач лежат принципы диалектического подхода к оценке эволюции азербайджано-российских отношений, принцип объективности и историзма. Кроме того, использованы основные положения системного подхода в исследовании международных отношений. Проблемно-хронологический принцип лежит в основе изложения материала.
Поставленные цель и задачи проведенного исследования, определили его структуру. Оно построено по проблемному принципу и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Развитие взаимоотношений между Россией и Азербайджаном в постсоветский период было крайне неоднородно. Фактически в данном периоде реализовывалась концепция разноуровневой интеграции, которое заключалось в различных подходах к достижению регионального сотрудничества. Данный факт можно объяснить неоднородной готовности к интеграции. Укрепление сотрудничества между Россией, Казахстаном и Белоруссией привело к отчуждению Грузии, Украины и некоторых других стран. Поэтому данное сотрудничество осуществлялось на основании договоренностей и организации субрегиональных группировок.
Объектом исследования является внешняя политика Республики Азербайджан, внешняя политика Российской Федерации.
Предмет исследования: азербайджано-российские политические и торгово-экономические отношения.
Хронологические рамки: 1991-2016 гг. Нижняя граница исследования обусловлена распадом СССР и провозглашением независимости Азербайджана, верхняя граница исследования обусловлена доступностью данных.
Цель исследования: проследить динамику развития отношений Российской Федерации и Республики Азербайджан в конце ХХ - начале XXI вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики
- изучить участие Азербайджанской Республики в современных интеграционных процессах
- определить основные векторы военно-стратегического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией
- проследить динамику развития торгово-экономических отношений между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в 1991-2016 гг
- охарактеризовать гуманитарное сотрудничество между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией
Степень изученности проблемы. В отечественной литературе нашли свое отражение различные аспекты современных азербайджано-российских отношений. Важную роль при подготовке исследования сыграли материалы, подготовленные Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. В сборниках научный трудов затрагивается целый спектр проблем: транспортная политика, проблема статуса Каспия, а также нефтепроводов в Закавказье. Значительное внимание уделено Азербайджану, дается анализ его социально-экономического положения. В разделе "Россия и Закавказье - естественные партнеры" рассмотрены вопросы российско- азербайджанских экономических связей, торговли, российских инвестиций. Одним из признанных экспертов по внешней политике РФ на постсоветском пространстве является А. Малашенко, по его мнению, стратегия России в государствах Закавказья по-прежнему четко не определена. Автор подчеркивает, что векторы развития РФ и стран Закавказья не совпадают.
Монография К.С. Гаджиева "Геополитика Кавказа" - основательное исследование, подводящее итог внешнеполитического развития Кавказа и Закавказья в XX в. Автором проанализированы такие сложные вопросы как статус Каспийского моря, нефте- и газодобыча, а также нефтепроводы в регионе, роль ислама и национализма на Кавказе, интересы третьих стран в Закавказье. Автор подчеркивает ключевой статус Азербайджана в регионе и доказывает необходимость продвижения российско-азербайджанского сотрудничества.
Одной из ключевых проблем в международных отношениях региона является проблема статуса и раздела Каспийского моря. Она нашла свое отражение в целом ряде работ как статейного, так и монографического характера.
Роль третьих стран, в частности США, в Закавказье рассмотрена в работах М.А. Гусейнова, С. И. Чернявского и др. Авторы подчеркивают активную роль США в регионе, которые затрудняют проведение диалога между РФ и Азербайджаном и вытесняют российские интересы в регионе . Работы С.И. Чернявского особо значимы, т.к. автор долгое время работал в посольстве РФ в Азербайджане и привлекает широкий круг источников. Он подчеркивает дестабилизирующую роль армяно-азербайджанского конфликта в развитии отношений между РФ и Азербайджаном.
Зарубежные исследования проблем внешнеполитического развития Закавказья и политики РФ в регионе широко представлены. Работы Т. Светоховски освещают становление и развитие азербайджано-российских связей в их исторической динамике. Дж. Моллазаде, главный редактор издающегося в США журнала "Caspian Crossroads"и президент Американо-азербайджанского совета, также говорит о "наследстве империалистического поведения" России и о единственном способе для России избавиться от такого наследства - она "должна признать интересы США, Турции и Европы на Кавказе". Известный американский политолог З. Бжезинский подчеркивает ключевое геоэкономическое положение Азербайджана, являющегося "жизненно важной пробкой", контролирующей доступ к "бутылке" с богатствами бассейна Каспийского моря и Средней Азии.
Американские исследователи придерживаются двух основных подходов в оценке политики России на постсоветском пространстве. Ряд исследователей полагает, что в обозримом будущем ни одно государство не овладеет таким сочетанием интересов, силы и доступа к южным странам СНГ, чтобы выступить там в роли противовеса России. Ни США, ни другие западные державы, ни международные организации (НАТО, ОБСЕ) не смогут ослабить доминирования России в южном "ближнем зарубежье", что обуславливает необходимость сотрудничества западных стран с Россией. Другие настаивают на возможности и необходимости вытеснения РФ из пространства Центральной Азии и Закавказья.
Известная американская «фабрика мысли» - корпорация РЭНД в 2003 г. подготовила содержательное исследование, в котором эксперты оценивали возможности размещения американских войск в регионе. Азербайджан рассматривается как потенциальное место базирования войск НАТО, при этом особо отмечается его выгодное положение недалеко от Персидского залива.
Редактор журнала Central Asia Caucasus Analyst и известный специалист по Центральной Азии и Кавказу С. Корнелл рассматривает этнополитические конфликты на Кавказе и политику, России, США, Турции и Ирана. Отдельная глава его монографии посвящена политике России на Кавказе. Автор считает, что сразу же после распада СССР Россия попыталась восстановить свое влияние в ставших независимыми государствах Закавказья, автор называет это "реконкистой".
Проблемы армяно-азербайджанского конфликта нашли свое отражение в монографии Тома де Ваала. Автор изучает причины Карабахского конфликта и анализирует сложные аспекты международных отношений между странами, вовлеченных в него. Однако в его монографии уделяется мало внимания внутренним аспектам политики Азербайджана того времени и усилиям России по урегулированию о конфликта.
Источниковая база исследования представлена следующими группами: официально-документальные материалы, материалы информационных агентств и интернет-изданий, статистические и другие справочные материалы, мемуары.
Среди официально-документальных материалов, используемых в работе, можно выделить международные договора, соглашения, совместные декларации, концепции, заявления официальных лиц и тд. Большое количество официально-документальных материалов содержится во втором томе хрестоматии «Внешняя политика и безопасность современной России» и других сборниках документов.
Тексты международных договоров, соглашений и других нормативно-правовых документов, составляющих правовую основу российско- азербайджанских отношений опубликованы в отдельных сборниках, а также представлены на официальных сайтах Министерства иностранных дел Республики Азербайджан, Министерства иностранных дел РФ, а также на сайта посольств двух стран.
Динамика развития торгово-экономических связей прослеживается по статистическим данным, представленным в статистических ежегодниках, на сайте Государственного комитета статистики РФ, Государственного комитета статистики Азербайджана, Межгосударственного статистического комитета СНГ.
Мемуары политических деятелей двух стран проясняю некоторые аспекты принятия внешнеполитических решений, в ряде случаев позволяют выяснить истинные мотивы принятия политических решений.
Методология. В основе решения поставленных задач лежат принципы диалектического подхода к оценке эволюции азербайджано-российских отношений, принцип объективности и историзма. Кроме того, использованы основные положения системного подхода в исследовании международных отношений. Проблемно-хронологический принцип лежит в основе изложения материала.
Поставленные цель и задачи проведенного исследования, определили его структуру. Оно построено по проблемному принципу и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Азербайджан - важный стратегический партнер России. В основе отношений двух стран - принципы равноправия и добрососедства, вековые традиции дружбы и взаимного уважения. Развитие взаимодействия между двумя странами способствует укреплению стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе.
Азербайджан является основным торговым партнером России среди стран СНГ — не членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Тем не менее, российско-азербайджанская торговля на фоне негативных тенденций за прошедший год демонстрировала спад. В стоимостных значениях товарооборот в 2015 году снизился с рекордной отметки более чем 4 миллиарда долларов в 2014 году до 2,8 миллиарда долларов. По итогам января-мая 2016 года товарооборот составил 568,5 миллионов долларов.
На рынке Азербайджана работают порядка 600 совместных предприятий и компаний со 100-процентным российским капиталом. В 2015 году российские инвестиции в Азербайджан составили более 210 миллионов долларов. По этому показателю Россия занимает шестое место среди зарубежных инвесторов. Суммарно российские прямые инвестиции в Азербайджан превышают 1,4 миллиарда долларов. Капвложения Азербайджана в Россию — порядка 1,0 миллиарда долларов.
Характеризуя ситуацию в Азербайджане в начале 1990-х годов, историк С. Чернявский пишет: «Разрушенная экономика, агрессия Армении в Нагорном Карабахе, поднимающий головы в ряде регионов страны сепаратизм, отсутствие работоспособных институтов государственной власти, хаос и анархия - вот состояние, в котором находился Азербайджан к середине 1993 года» [4, с. 29].
С приходом к власти в 1993 году Г. Алиева обстановка в республике стабилизируется и Азербайджан утверждается на мировой арене как суверенное государство, используя для этого все свои политические и экономические «козыри» [5].
20 сентября 1994 года в Гюлистане между Азербайджаном и 8 странами мира, в т. ч. и Россией, был подписан крупномасштабный международный договор, так называемый контракт века, о совместной разработке блока нефтяных месторождений - Азери-Чыраг-Гюнешли - в азербайджанском секторе Каспийского моря [6-8]. Сумма контракта оценивалась в 13 млрд американских долл. (USD). Это событие вызвало большой интерес к каспийскому региону всего мирового сообщества. Благодаря этому договору в последующие годы стало возможным заключение еще 27 международных контрактов с участием 41 нефтяной компании из 19 стран.
В 1995 году была принята новая Конституция Азербайджана, в которой подчеркивалось, что «Азербайджанская Республика строит свои отношения с другими государствами на основе принципов, предусмотренных в общепризнанных международно-правовых нормах».
Дальнейшее укрепление взаимоотношений между Азербайджаном и Россией получило развитие после официального визита президента Г. Алиева в Москву в июле 1997 года.
Во 2 квартале 2016 года товарооборот России с Азербайджаном составил 469 592 020 долл. США, уменьшившись на 32,98% (231 083 131 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Экспорт России в Азербайджан во 2 квартале 2016 года составил 312 177 999 долл. США, уменьшившись на 41,73% (223 520 854 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Импорт России из Азербайджана во 2 квартале 2016 года составил 157 414 021 долл. США, уменьшившись на 4,58% (7 562 277 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
В структуре импорта России из Азербайджана во 2 квартале 2016 года (и во 2 квартале 2015 года) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров.
В течение 1991-2015 годов в результате развития экономических связей между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в различных сферах экономики были открыты сотни предприятий с участием российского капитала. В 2014году в Азербайджане функционировало около 500 предприятий с участием российского капитала: 290 из них основано на 100%-м российском капитале.
Прямые инвестиции России в Азербайджан пока не получили достаточного развития и в 2014 г. составили лишь 0,21% всех прямых входящих инвестиций в Азербайджан в период с 1992 по 2010 год.
Несмотря на малый приток прямых инвестиций из России в Азербайджан, торговые отношения в годы независимости сохраняли тенденцию к росту.
Инвестиционная привлекательность Азербайджана для российских компаний сохраняется и в настоящее время. Согласно отчету "Doing Business - 2009", опубликованному Всемирным Банком, Азербайджан считается одним из лидеров в сфере регулирования бизнеса.
Для России, как активного игрока регионального и глобального уровня, необходимо положительное развитие отношений с Азербайджаном. Хотя проблемы отношений Москвы с Баку обусловлены именно несовпадением интересов в ряде случаев. Среди основных препятствий в развитии азербайджано-российских отношений можно выделить: деструктивная роль карабахскго конфликта; транспортировка каспийской нефти и газа в Европу; военно-политическое измерение Габалы; поставки российского оружия Армении.
Азербайджан является основным торговым партнером России среди стран СНГ — не членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Тем не менее, российско-азербайджанская торговля на фоне негативных тенденций за прошедший год демонстрировала спад. В стоимостных значениях товарооборот в 2015 году снизился с рекордной отметки более чем 4 миллиарда долларов в 2014 году до 2,8 миллиарда долларов. По итогам января-мая 2016 года товарооборот составил 568,5 миллионов долларов.
На рынке Азербайджана работают порядка 600 совместных предприятий и компаний со 100-процентным российским капиталом. В 2015 году российские инвестиции в Азербайджан составили более 210 миллионов долларов. По этому показателю Россия занимает шестое место среди зарубежных инвесторов. Суммарно российские прямые инвестиции в Азербайджан превышают 1,4 миллиарда долларов. Капвложения Азербайджана в Россию — порядка 1,0 миллиарда долларов.
Характеризуя ситуацию в Азербайджане в начале 1990-х годов, историк С. Чернявский пишет: «Разрушенная экономика, агрессия Армении в Нагорном Карабахе, поднимающий головы в ряде регионов страны сепаратизм, отсутствие работоспособных институтов государственной власти, хаос и анархия - вот состояние, в котором находился Азербайджан к середине 1993 года» [4, с. 29].
С приходом к власти в 1993 году Г. Алиева обстановка в республике стабилизируется и Азербайджан утверждается на мировой арене как суверенное государство, используя для этого все свои политические и экономические «козыри» [5].
20 сентября 1994 года в Гюлистане между Азербайджаном и 8 странами мира, в т. ч. и Россией, был подписан крупномасштабный международный договор, так называемый контракт века, о совместной разработке блока нефтяных месторождений - Азери-Чыраг-Гюнешли - в азербайджанском секторе Каспийского моря [6-8]. Сумма контракта оценивалась в 13 млрд американских долл. (USD). Это событие вызвало большой интерес к каспийскому региону всего мирового сообщества. Благодаря этому договору в последующие годы стало возможным заключение еще 27 международных контрактов с участием 41 нефтяной компании из 19 стран.
В 1995 году была принята новая Конституция Азербайджана, в которой подчеркивалось, что «Азербайджанская Республика строит свои отношения с другими государствами на основе принципов, предусмотренных в общепризнанных международно-правовых нормах».
Дальнейшее укрепление взаимоотношений между Азербайджаном и Россией получило развитие после официального визита президента Г. Алиева в Москву в июле 1997 года.
Во 2 квартале 2016 года товарооборот России с Азербайджаном составил 469 592 020 долл. США, уменьшившись на 32,98% (231 083 131 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Экспорт России в Азербайджан во 2 квартале 2016 года составил 312 177 999 долл. США, уменьшившись на 41,73% (223 520 854 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Импорт России из Азербайджана во 2 квартале 2016 года составил 157 414 021 долл. США, уменьшившись на 4,58% (7 562 277 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
В структуре импорта России из Азербайджана во 2 квартале 2016 года (и во 2 квартале 2015 года) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров.
В течение 1991-2015 годов в результате развития экономических связей между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в различных сферах экономики были открыты сотни предприятий с участием российского капитала. В 2014году в Азербайджане функционировало около 500 предприятий с участием российского капитала: 290 из них основано на 100%-м российском капитале.
Прямые инвестиции России в Азербайджан пока не получили достаточного развития и в 2014 г. составили лишь 0,21% всех прямых входящих инвестиций в Азербайджан в период с 1992 по 2010 год.
Несмотря на малый приток прямых инвестиций из России в Азербайджан, торговые отношения в годы независимости сохраняли тенденцию к росту.
Инвестиционная привлекательность Азербайджана для российских компаний сохраняется и в настоящее время. Согласно отчету "Doing Business - 2009", опубликованному Всемирным Банком, Азербайджан считается одним из лидеров в сфере регулирования бизнеса.
Для России, как активного игрока регионального и глобального уровня, необходимо положительное развитие отношений с Азербайджаном. Хотя проблемы отношений Москвы с Баку обусловлены именно несовпадением интересов в ряде случаев. Среди основных препятствий в развитии азербайджано-российских отношений можно выделить: деструктивная роль карабахскго конфликта; транспортировка каспийской нефти и газа в Европу; военно-политическое измерение Габалы; поставки российского оружия Армении.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЕЦКОЙ
РЕСПУБЛИКОЙ И РФ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Внешняя политика Российской Федерации 2000 - 2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Российско-Таджикские отношения на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СНГ во внешней политике Республика Казахстан (1992-2017 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСЛАМИСТСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020



