Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Проектная деятельность: сущность и основные типы проектов,
реализуемых дошкольной образовательной организацией 15
1.3. Педагогические условия развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2. Разработка проекта, связанного с развитием математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Одним из важных аспектов образовательной области «Познавательное развитие» является формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. В условиях дошкольной образовательной организации мы формируем и развиваем количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные представления.
В современных психолого-педагогических исследованиях находит свое отражение мысль о том, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития и обеспечивает готовность к обучению в школе (З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Е.В. Щербакова, Т.В. Тарунтаева).
Вопросы развития математических представлений у дошкольников освещали в своих работах такие ученые как А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова, О. Фунтикова, Т.Д. Рихтерман, и другие. З.А. Михайловой были предложены игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. М. Монтессори развивала идеи сенсорного воспитания для развития математических представлений у дошкольников. Е.В. Колесникова для развития математических представлений у дошкольников предлагала использовать малые фольклорные жанры. Н.М. Перова разработала дидактические игры для развития у детей пространственных, временных, геометрических и количественных представлений.
Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая разработали методику использования логических игр для дошкольников. В работах Е.И. Щербаковой, Р.Л. Непомнящей рассматривалась методика ознакомления дошкольников с величиной. Е.И. Щербакова и О. Фунтикова для развития временных представлений у детей предложили использовать объемную модель времени в виде спирали, которая позволяла наглядно показать динамику и основные свойства времени: необратимость, текучесть, периодичность.
Развитие математических представлений у дошкольников может решаться различными способами, в том числе и в рамках включения в проектную деятельность. В связи с введением ФГОС ДО возросла и роль проектной деятельности, это заключается, прежде всего, в том, что в нем отражается комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, увеличение доли самостоятельной и совместной деятельности детей, а данные позиции вполне могут быть реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.
Изучением общих вопросов, связанных с проектной деятельностью занимались такие ученые как: И.В. Штанько, Н.А. Виноградова, Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова. Л.Н. Волошина освещала в своих работах социально - игровые проекты для дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса была разработана технология проектной деятельности дошкольников.
Можно сказать о том, что именно проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста в проектной деятельности является недостаточно освещенной. В связи с этим мы выбрали следующую тему выпускной квалифицированной работы: «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности».
Проблема нашего исследования заключается в выявлении педагогических условий развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать
педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности, разработать проект, связанный с развитием математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Предметом данного исследования являются педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: успешно развиваться математические
представления у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будут, если:
-обогащать развивающую предметно-пространственную среду которая включает в себя разнообразные объекты, а также средства для экспериментирования с ними;
-развивать у детей исследовательскую активность, инициативность и самостоятельность;
-включать в работу родителей для осуществления партнерского взаимодействия взрослый - ребенок по реализации проекта, а также в целях помощи детям;
Для того чтобы подтвердить гипотезу исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность» и основные типы проектов, реализуемых в дошкольной образовательной организации.
3. Теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
4. Разработать проект, связанный с развитием математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, анкетирование;
- качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе проблема формирования и развития математических представлений у детей является весьма актуальной, так как данная позиция находит свое отражение и в ФГОС ДО, и в комплексных и парциальных образовательных программах в области «Познавательное развитие».
Вопросы развития математических представлений у дошкольников раскрывались учеными с позиции ознакомления с величиной (Е.И. Щербакова), с пространственно-временными отношениями (Т.Д. Рихтерман). Идею развития математических представлений в ходе сенсорного воспитания дошкольников развивала в своих трудах М. Монтессори. В практике дошкольных образовательных учреждений используются различные средства развития математических представлений: конструкторы, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, материалы М. Монтессори, модели, календари, конструкторы, познавательная литература, дидактические пособия и др.
Развивать математические представления можно в различных видах детской деятельности, в том числе и в рамках проектной, это связано с тем, что в ФГОС ДО обозначены такие позиции как увеличение доли самостоятельной и совместной деятельности, интеграция образовательных областей, которые вполне могут реализоваться в ней.
Вопросы, отражающие проектную деятельность, ее сущность, основные типы проектов, реализуемых в ДОО, освещали в своих работах такие ученые как: Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, И.В. Штанько, Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и другие. Л.Н. Волошина раскрывала в своих работах социально - игровые проекты для дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса было разработано пособие для педагогов дошкольных учреждений «Проектная деятельность дошкольников». Проблема развития математических представлений в процессе проектной деятельности на данном этапе является недостаточно освещенной. Проекты, связанные с развитием математических представлений разрабатывали А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева.
На основе анализа литературы нами были определены следующие педагогические условия, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности:
-обогащение развивающей предметно-пространственной среды, которая включает в себя разнообразные объекты, а также средства для экспериментирования с ними;
-развитие у детей исследовательской активности, инициативности и самостоятельности;
-включение в работу родителей для осуществления партнерского взаимодействия взрослый - ребенок по реализации проекта, а также в целях помощи детям.
Изучив теоретические вопросы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности, мы приступили выполнению практической части нашего исследования. В педагогическом эксперименте приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 города Белгорода. Эксперимент состоял из констатирующего этапа. Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении исходного уровня развития математических представлений у старших дошкольников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы также выявили критерии уровней развития математических представлений у старших дошкольников. Результаты нашего исследования были следующими: 1) высокий уровень был отмечен у 3 детей, что составляет 15%; 2) нормальный уровень был выявлен у 8 детей, что составило 40%; 3) уровень ниже среднего наблюдается у 5 детей, что составляет 25%; 4) низкий уровень развития математических представлений выявлен у 4 детей, что составляет 20%.
По результатам констатирующего этапа нами было выявлено, что особые трудности у детей возникли с выполнением заданий, целью которых было выявление умения ориентироваться в пространстве. Исходя из этого, мы разработали для детей старшего дошкольного возраста проект «Что такое пространство?». В нем работа осуществляется по трем направлениям: работа с детьми старшей группы, педагогами и родителями.
Так как пространство существует во времени, мы решили добавить в проект задания, связанные с временными представлениями. Данный проект может быть реализован в ДОО. Таким образом, все поставленные задачи решены, цель достигнута.



1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в
современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-68
3. Бабаева Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №9. - С. 29.-35.
4. Белошистая А. В. Что такое математическое развитие
дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. - № 1.- С. 6-17.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 400с.
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия , 2008. - 240 с.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность
дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:
Мозаика-Синтез, 2017. - 112с.
8. Веракса Н.Б., Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2012. - 80с.
9. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Специфика проектной деятельности: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: 2009. - 112с.
10. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной образовательной организации: современные подходы и технология. Учебно - методическое пособие.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 288с.
11. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, М.: 2008.- 208с.
12. Волошина Л.Н. Информационная поддержка совместной физкультурно - оздоровительной деятельности детей, педагогов, родителей. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.- 2014.-№2. - С. 64-65.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369с.
14. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2016. - 464с.
15. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2012.-144с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321с.
17. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64с.
18. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80с.
19. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: дисс. Канд. Пед. Наук : 13.00.07 - Санкт - Петербург, 2011. - 204с.
20. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2012.- 96 с.
21. Крамаренко О.К. Проектная деятельность: сотворчество детско - взрослого коллектива // Детский сад: теория и практика. - 2012 - №9 - С. 94 - 96.
22. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Под ред. Е.В. Колесниковой. - Издательство: Сфера, 2017. - 122с.
23. Мельникова Н.В. Математическое образование в ДОУ // Молодой ученый. -№2, 2013. - С. 77-79.
24. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ФОРУМ,2012. - 256с.
25. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей. - М.: Академия, 2015. - 360с.
26. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, А.М. Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384с.
27. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников - Москва: Просвещение, 2006 - 96с.
28. Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012.- № 1. - С. 64-70.
29. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. -М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
30. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: Мозаика-Синтез. 2000. - 112 с.
31. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно - воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова.- Центр инновационной педагогики, 2010.-64с.
32. Непомнящая Р.Л., Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова., Р.Л. Непомнящая. - М.: Детство - Пресс, 2010.¬144с.
33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
34. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в дошкольных образовательных учреждениях. Пос. для учителей и студентов пед. вузов. М.: АРКТИ, 2012. - 250с.
35. Перова М.Н. Дидактические игры по математике. М.: Просвещение, 2008. - 200с.
36. Поддьяков Н.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я.-2004. №2 - С.10-12.
37. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образовании: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина. М.: 2008. -368с.
38. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Режим доступа: http://www.rg.ru.2013/10/23obr-dok/.html
39. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. - СПб,2007. - 187с.
40. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 2010. - 250с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720с.
42. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений. - М., 1998.- 320с.
43. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: Детство - пресс, 2012.- 250с.
44. Фауск Ю.И. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис,2009.- 368с.
45. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4, 2012. - С. 75-78.
46. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития
дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 392с.
47. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. - М: Издательский центр «Академия», 2008. -272с.
48. Щербакова Е.И., О.Фунтикова. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. //Дошкольное воспитание.- 1986 - №7. - С. 58-64.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 400с.
50. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] :учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ