Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность психологической готовности к профессиональной
деятельности и ее структурные компоненты 8
1.2. Особенности развития личности будущих педагогов-психологов в ходе
профессиональной подготовки 16
1.3. Педагогические условия формирования психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов- психологов 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ — ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Результаты и их обсуждения 42
2.2.1 Исследование сформированности когнитивного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов психологов 43
2.2.2 Исследование сформированности мотивационного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов — психологов 45
2.2.3 Исследование сформированности оценочного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов — психологов 49
2.2.4 Исследование сформированности деятельностного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов- психологов 52
2.3 Практические рекомендации по развитию психологической готовности к
профессиональной деятельности педагогов-психологов на основе результатов эмпирического исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Основой реформы существующей системы высшего профессионального образования является гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузах, подразумевающая необходимость целостного подхода к формированию личности будущего педагога-психолога - ее ценностных ориентаций, смыслов, идеалов. Главной задачей личностно-ориентированной психологии принято считать оказание содействия будущему психологу в определении своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру и к своей будущей профессиональной деятельности.
На этом основании личность будущего психолога является объектом пристального внимания ученых, посвятивших свои исследования изучению различных аспектов профессионального развития студентов на этапе обучения в вузе. Эти вопросы рассматриваются в контексте:
- специфики студенческого возраста, как важного этапа становления профессионального самосознания (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Вершловский С.Г., Кузьмина Н.В., Лебедчук П.В., Леонтьев А.А., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Рувинский Л.И., Чеснокова И.И. и др.);
- изучения развития профессионального самосознания, как центральной линии процесса становления личности будущего специалиста (Козиев В.Н., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Митина Л.М., Парыгин Б.Д., Саврасов В.П., Шавир П.А., и др.);
- выявления этапов и факторов становления будущего специалиста как субъекта деятельности (Анциферова Л.И., Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Кузьменкова О.В., Ткачев В.Н., т.д.);
- определения роли индивидуально-личностных особенностей формирования профессиональных способностей будущего педагога-психолога (Ананьев Б.Г., Гоноболин Ф.Н., Зимняя И.А., Кан-Калик В.А., Каптерев П.Ф., Коссов Б.Б., Климов Е.А., Кулюткин Ю.Н., Маркова А.К., Митина Л.М., Станкин М.И., Теплов Б.М., Щербаков А.И. и др.). Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем остаются мало изученными. Среди них - психологическая готовность студентов, как основная движущая сила его профессионального развития.
Актуальность исследования условий развития психологической готовности к профессиональной деятельности личности студентов педагогов- психологов обусловлена рядом факторов: внутренние условия, являющиеся основой развития процесса развития личности студентов обусловлены совокупностью устойчивых мотивов, характеризующихся ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, определяющие профессиональное развитие студентов; повысит стремление студентов к самореализации, к росту и интенсивному развитию в сфере учебно¬профессиональной деятельности; обеспечит формирование
профессиональных качеств, способностей, знаний и умений, а также рефлексии и интереса к будущей психолого-педагогической деятельности, что является системообразующим фактором развития студентов; устранит противоречия между сложившимися навыками деятельности студентов и реальными требованиями психолого-педагогической профессии.
Проблема: каковы особенности психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов?
Цель: изучение особенностей психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов.
Объект исследования: психологическая готовность к
профессиональной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования: компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов.
Задачи исследования:
1. Определить каковы особенности психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов - психологов?
2. Определить особенность психологической готовности к профессиональной деятельности и ее структурные компоненты.
3. Оценить отношение студентов к профессиональному обучению и направленность их психологической готовности.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем, что психологическая готовность к педагогической деятельности педагогов - психологов будет характеризоваться неравномерностью развития ее структурных компонентов, а именно: уровень развития деятельностного и оценочного компонента будет выше у студентов первого курса, а уровень когнитивного и мотивационного компонента у студентов пятого курса.
Диагностические методики:
1. Методика «Неоконченные предложения» Д. Сакса и С.Леви. Направлена на выявление представлений студентов о профессионально важных качествах педагога - психолога (когнитивный компонент).
2. Методика «Мотивация учебной деятельности» Т.И. Ильиной. Направлена на изучение характера учебно - профессиональной направленности студентов. (мотивационный компонент).
3. Методика «Определение самооценки студентов» С.А. Будасси. Направлена на определение уровня сформированности самооценки, своих профессионально важных качествах (оценочный компонент).
4. Тест «Оценка потребности в профессиональном развитии». Направлен на выявление уровня потребности в профессиональном развитии (деятельностный компонент).
Методологическую основу нашего исследования составляет
концепция Выготского Л.С. о развитии высших психических функций и вытекающие из нее принципы: единства психики и деятельности; единства внутренней психической и внешней практической деятельности; единства обучения и развития; а также принцип развития (психика рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
Теоретической основой нашего исследования являются представления:
- о механизмах профессионального развития личности педагога-психолога (этапы, направленность, движущие силы) (Вершловский С.Г., Елканов С.Б., Леонтьев А.Н., Митина Л.М.);
- условиях формирования психологической готовности личности будущего специалиста к профессиональной деятельности (Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Кузьменкова О.В. и др.).
База и сследования: В исследовании принимали участие студенты педагоги - психологи НИУ БелГУ психологического факультета: первого курса - 32 человека, пятого курса - 30 человек. Общее число испытуемых составило 62 человека.
Проблема формирования личности педагога-психолога его
психологических черт, профессионально-важных качеств и педагогических способностей занимает центральное место, так как является неотъемлемым компонентом, определяющим процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
Поэтому основной задачей данного исследования стало изучение психолого-педагогических условий, определяющих особенности
формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Существует ряд аспектов по данному вопросу, которые являются недостаточно изученным. Так не существует однозначного определения, указывающего место психологической готовности в ходе профессиональной подготовки студентов, нет единообразия в понимании ее содержания, что свидетельствует о сложности и многоплановости данного явления. Кроме того, недостаточно изучены особенности проявления и становления процесса формирования психологической готовности студентов, его динамики, критериев, которые служат с одной стороны ориентировочной основой этого процесса, с другой - средством получения обратной информации о степени эффективности проводимой работы. Поэтому в данном исследовании нами была предпринята попытка изучения и выявление психологических особенностей формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, проявляющихся в ходе становления специалиста на различных этапах профессионального обучения. Это обусловлено тем, что профессионализация студентов вуза - сложный, многоаспектный и многофакторный процесс, в этот период происходит переоценка ценностей, изменение мотивации и отношения к выбранной специальности. Следовательно, необходимым условием успешной профессионализации является активная, сознательная саморегуляция личности, которая выражается в умении управлять своим поведением и своей деятельностью, характеризующей процесс профессионального становления и его направленность.
В теоретической части нашего исследования мы, опираясь на авторитетные источники, выявили сущность проблемы психологической готовности студентов, ее структурные компоненты, специфические особенности развития личности студентов-психологов в ходе профессиональной подготовки, а так же педагогические условия формирования психологической готовности студентов к определению профессиональных целей развития. Обозначили этапы этого процесса, определили мотивы, цели и направленность развития личности педагога- психолога в ходе профессионального развития. Это подтверждает важность и актуальность выбранной нами темы исследования. Определяя образ «Я - идеальный педагог-психолог», как личность, наделенную блоком профессиональных способностей, являющихся целью профессионального развития. Основной проблемой, препятствующей этому движению, по нашему мнению, является несоответствие направленности личностного смысла будущего педагога-психолога к профессиональной цели - «идеальный психолог». Это несоответствие может быть понято лишь через анализ порождающих его мотивов. Поэтому в экспериментальной части нашего исследования смыслообразующим ядром стало ценностно - смысловое самоопределение личности студентов.
Такой подход, согласно которому профессионально - ценностные ориентации своей выраженностью (уровнем) выступают факторами, определяющими успешность профессионального развития и
удовлетворенность студентов выбранной профессией, является наиболее продуктивным и адекватным целям нашего исследования, так как психологическая составляющая действий по профессиональному развитию лежит в сфере мотиваций, целеобразования, отношений, ориентаций. Поэтому осознание представленной цели и задач деятельности приводит к переоценке ее значимости в ряду других целей и вызывает соответствующие изменения в направленности профессиональной активности студентов.
Опираясь на предпосылки, изложенные нами в теоретической части нашего исследования и мнения ученых Зимней И.А. Марковой А.К., Митиной Л.М. и т.д., в ходе экспериментального исследования мы проанализировали следующие компоненты психологической готовности студентов:
- когнитивный компонент - это представление студентов о профессионально важных качествах;
- мотивационный компонент - это содержание учебно - профессиональной направленности студента;
- оценочный компонент - уровень сформированности самооценки, своих профессионально важных качеств.
- деятельностный компонент - выявление уровня в профессиональном развитии.
В процессе экспериментального исследования нами была предпринята попытка всесторонне проанализировать особенности психологической готовности студентов к профессиональному развитию, подробно рассмотреть их мотивационные, эмоциональные и поведенческие аспекты на разных этапах обучения профессиональной подготовки. Обобщая полученные результаты экспериментального исследования с теоретическими предпосылками по данному вопросу, мы можем сделать следующие выводы:
1. Способность студентов осознать цель своей деятельности - главное звено профессионального развития их личности. Поэтому в процессе профессионального становления студентов необходимо формировать цель профессионального развития - «идеальный педагог-психолог».
2. Самооценка выступает индикатором профессионального становления в отношении к уровню развития у студентов профессиональных способностей, следовательно, сформированная цель «идеальный учитель» дает студентам необходимые ориентиры, направляющие процесс профессионального развития.
3. Психологическая готовность, определяющая, целенаправленное планирование деятельности студентов и прогнозирование ее результатов, дает оценку управления собственным поведением, выступает в качестве основы всех аспектов адаптации студентов.
4. Уровень психологической готовности оценивается соответствием личностных смыслов студентов объективному значению профессиональной деятельности (система потребностей, ценностные ориентации, мотивации).
Таким образом, выполнив все намеченные задачи исследования, мы подтвердили выдвинутую гипотезы. Рекомендуемый комплекс мер поможет студентам оценить свои возможности к профессиональному развитию, чтобы вступая в новую жизнь, молодой педагог-психолог нес в себе потенциал, обеспечивающий достижение личностных и субъективно-деятельных целей. Как отмечала Рубинштейн С.Л. «только в творчестве создается и сам творец. Есть только один путь для создания большой личности - большая работа над большим творением». [55, с 27]. Следовательно, активность, вырастающая из отношения будущего педагога-психолога к главному делу своей жизни, доминирующая в структуре его личности, поможет ему постоянно искать новые резервы в себе и пытаться по-новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи в профессиональной деятельности и, одновременно, достигать более высокой ступени в своем развитии.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов ; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с. : ил. - (Б-ка педагога-практика).
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1980. - (Тр. действ. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]/А.А. Бодалёв.- М.: Педагогика, 2005.
5. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики : курс
лекций / Д. А. Белухин. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Изд- во НПО «МОДЭК», 1997. - Ч. 2. .— 304 с. - (Б-ка школьного
психолога).
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : [пер. с англ.] / Р. Бернс ; общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. - М. : Прогресс, 1986. - 420 с.
7. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности / АН СССР, Ин-т психологии ; под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1998. - С. 257-284.
8. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - М. , 1983. - Т. 5. - С. 257-321.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : краткий курс / Л. С. Выготский. - М. : Работник просвещения, 1926. - 348 с.
Ю.Гальперин, П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий / П. Я. Гальперин // Доклады на совещании по вопросам психологии, 3-8
июля 1953 г. / АПН РСФСР. - М., 1954. - С. 43-51.
11. Герасимов, Б. Н. Инновационные технологии в становлении и развитии профессионализма специалистов / Б. Н. Герасимов // Интеграция науки, образования и культуры : [материалы конф., Новосибирск, 23 окт. 1997 г.]. - Новосибирск, 1998.
12. Границкая, А. С. Научить думать и действовать : адапт. система обучения в шк. : кн. для учителя / А. С. Границкая. - М. : Просвещение, 1991. - 172 с.
13. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская ; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 392 с. : ил.
14. Деркач, А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта : [учеб. пособие для пед. ин-тов] / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Просвещение, 1985. - 335 с.
15. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс ; под ред. А. Петровской. - М. : Педагогика, 1991. - 367 с. - (Классики мировой психологии).
16. Дымов, Е. И. Психологическое просвещение, как одна из форм помощи молодежи / Е. И. Дымов // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент : материалы науч.-практ. конф., Курск, 25-27 апр. 2001 г. - Курск, 2001.
17. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
18. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. - М. : Просвещение, 1989. - 189 с. - (Учеб. пособие для пед. ин-тов).
19. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов ; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 166 с.
20. Забродин, Ю. М. Модель личности в психодиагностике : (для практ. психологов) / Ю. М. Забродин ; Всерос. науч.-практ. центр профориентации и психол. поддержки населения. - М. : Б. и, 1994. - Кн. 1. - 182 с.
21. Зеер, Е. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Е. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 6. - С. 35-44.
22. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя - Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 480 с.
23. Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки рос. психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - 2-е изд., уточн. и доп. - М. : Тривола, 1994. - 333 с.
24. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : [учеб. пособие] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2002. - 507 с. - (Мастера психологии).
25. Исаев, Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 57-67.
26. Качанов, Ю. Л. Семантические пространства социальной идентичности.
Социальная идентичность / Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко // Социальная идентификация личности : годич. отчет за 1993 г. по разд.
подпрограммы «Человек в кризис. обществе» общеинститут. прогр. «Альтернативы социал. преобразований в рос. о-ве» (руководитель В. А. Ядов) : [сб. ст.] / Рос. АН, Ин-т социол. - М., 1993. - С. 47-68.
27. Климов, Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е. А. Климов ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 398 с. : табл. - (Психологи Отечества : Избр. психол. тр. : в 70 т.).
28. Клюева, И. В. Программы социально-психологического тренинга / И. В. Клюева, М. А. Свистунов ; Яросл. науч.-производств. центр «Психодиагностика». - Ярославль : Содействие, 1992. - 68 с.
29. Ковалев, Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада / Г. А. Ковалев // Психологический журнал. - 1989. - Т. 2, № 1. - С. 127-136.
30. Козиев, В. Н. Психологический анализ профессионального
самосознания учителя : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Н. Козиев. - Л., 1980. - 205 с.
31. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 335 с.
32. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии / И. С. Кон // Психология самосознания : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара, 2003. - М., 2003. - С. 45-96.
33. Конопкин, О. А. Связь учебной успеваемости студентов с
индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О. А. Конопкин, Г. С. Прыгин // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. -С. 42-52.
34. Коротаев, А. А. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога / А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты : межвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ин-т. - Пермь, 1995. - С. 30-48.
35. Коссов, Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б. Б. Коссов ; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - (Б- ка педагога- практика).
36. Костюк, Г. С. Принцип развития в психологии / Г. С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии : [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т философии. - М., 1999. - С. 118-152.
37. Кочуров, В. Ф. Прогнозирование успешности педагогической
деятельности / В. Ф. Кочуров // Личность и прогнозирование : межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л. : Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 1985.
38. Краснорядцева, О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности : учеб. пособие / О. М. Краснорядцева. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 1998. - 112 с.
39. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей
школьников / В. А. Крутецкий ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. - соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 411 с. - (Психологи Отечества : избр. психол. тр. : в 70 т.).
40. Кузьменкова, О. В. Психологические особенности внутренних
противоречий профессионального развития учителя : дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / О. В. Кузьменкова. - М., 1997. - 148 с.
41. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 20-26.
42. Кулюткин, Ю. Н. Исследования познавательной деятельности учащихся вечерней школы / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - М. : Педагогика, 1977. - 152 с.
43. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
44. Миронова, Т. Л. Структура и развитие профессионального
самосознания : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Т. Л. Миронова. - М., 1999. - 436 с. : ил.
45. Митина, Л. М. Психологические аспекты труда учителя : учеб. пособие / Л. М. Митина. - Тула : Б. и., 1991. - 178 с.
46. Никитаев, В. Деятельностный подход к содержанию высшего
образования / В. Никитаев // Высшее образование в России. - 1997. - № 1. - С. 34-44.
47. Обозов, Н. Н. Психология делового общения. /Н.Н. Обозов. - Методическое пособие. — СПб.: МАПН, 1995 б.
48. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера : беседы психолога со старшеклассниками : кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1987. - 223 с.
49. Платонов, К.К. О системе психологии./ К.К. Платонов - М., 1985..
50. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; Акад. пед. наук СССР, АН СССР, Ин-т психологии. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1976. - 416 с.
51. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога : акмеология воспитания и обучения : кн. для учителей шк., преподавателей сред. спец. и высш. учеб. заведений : учеб. пособие / М. И. Станкин ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1998. - 365 с. - (Б-ка педагога-практика).
52.Чеснокова, И. И. Самосознание саморегуляция, самодетерминация личности / И. И. Чеснокова // Проблемы психологии личности : сов.- фин. симп. : сб. / под ред. Е. В. Шороховой. - М., 1982. - С. 121-126.
53. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани ; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. - М. : Прогресс, 1969. - 544 с. : ил.
54. Штейнмец, А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / А. Э. Штейнмец. - СПб., 1993. - 344 с.
55. Щербаков, А. И. Совершенствование системы психолого¬
педагогического образования будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. - 1981. - № 5. - С. 13-21.