Психологическая готовность к профессиональной деятельности будущих педагогов - психологов
|
Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность психологической готовности к профессиональной
деятельности и ее структурные компоненты 8
1.2. Особенности развития личности будущих педагогов-психологов в ходе
профессиональной подготовки 16
1.3. Педагогические условия формирования психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов- психологов 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ — ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Результаты и их обсуждения 42
2.2.1 Исследование сформированности когнитивного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов психологов 43
2.2.2 Исследование сформированности мотивационного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов — психологов 45
2.2.3 Исследование сформированности оценочного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов — психологов 49
2.2.4 Исследование сформированности деятельностного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов- психологов 52
2.3 Практические рекомендации по развитию психологической готовности к
профессиональной деятельности педагогов-психологов на основе результатов эмпирического исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность психологической готовности к профессиональной
деятельности и ее структурные компоненты 8
1.2. Особенности развития личности будущих педагогов-психологов в ходе
профессиональной подготовки 16
1.3. Педагогические условия формирования психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов- психологов 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ — ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Результаты и их обсуждения 42
2.2.1 Исследование сформированности когнитивного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов психологов 43
2.2.2 Исследование сформированности мотивационного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов — психологов 45
2.2.3 Исследование сформированности оценочного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов — психологов 49
2.2.4 Исследование сформированности деятельностного компонента
психологической готовности к профессиональной деятельности будущих
педагогов- психологов 52
2.3 Практические рекомендации по развитию психологической готовности к
профессиональной деятельности педагогов-психологов на основе результатов эмпирического исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Основой реформы существующей системы высшего профессионального образования является гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузах, подразумевающая необходимость целостного подхода к формированию личности будущего педагога-психолога - ее ценностных ориентаций, смыслов, идеалов. Главной задачей личностно-ориентированной психологии принято считать оказание содействия будущему психологу в определении своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру и к своей будущей профессиональной деятельности.
На этом основании личность будущего психолога является объектом пристального внимания ученых, посвятивших свои исследования изучению различных аспектов профессионального развития студентов на этапе обучения в вузе. Эти вопросы рассматриваются в контексте:
- специфики студенческого возраста, как важного этапа становления профессионального самосознания (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Вершловский С.Г., Кузьмина Н.В., Лебедчук П.В., Леонтьев А.А., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Рувинский Л.И., Чеснокова И.И. и др.);
- изучения развития профессионального самосознания, как центральной линии процесса становления личности будущего специалиста (Козиев В.Н., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Митина Л.М., Парыгин Б.Д., Саврасов В.П., Шавир П.А., и др.);
- выявления этапов и факторов становления будущего специалиста как субъекта деятельности (Анциферова Л.И., Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Кузьменкова О.В., Ткачев В.Н., т.д.);
- определения роли индивидуально-личностных особенностей формирования профессиональных способностей будущего педагога-психолога (Ананьев Б.Г., Гоноболин Ф.Н., Зимняя И.А., Кан-Калик В.А., Каптерев П.Ф., Коссов Б.Б., Климов Е.А., Кулюткин Ю.Н., Маркова А.К., Митина Л.М., Станкин М.И., Теплов Б.М., Щербаков А.И. и др.). Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем остаются мало изученными. Среди них - психологическая готовность студентов, как основная движущая сила его профессионального развития.
Актуальность исследования условий развития психологической готовности к профессиональной деятельности личности студентов педагогов- психологов обусловлена рядом факторов: внутренние условия, являющиеся основой развития процесса развития личности студентов обусловлены совокупностью устойчивых мотивов, характеризующихся ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, определяющие профессиональное развитие студентов; повысит стремление студентов к самореализации, к росту и интенсивному развитию в сфере учебно¬профессиональной деятельности; обеспечит формирование
профессиональных качеств, способностей, знаний и умений, а также рефлексии и интереса к будущей психолого-педагогической деятельности, что является системообразующим фактором развития студентов; устранит противоречия между сложившимися навыками деятельности студентов и реальными требованиями психолого-педагогической профессии.
Проблема: каковы особенности психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов?
Цель: изучение особенностей психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов.
Объект исследования: психологическая готовность к
профессиональной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования: компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов.
Задачи исследования:
1. Определить каковы особенности психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов - психологов?
2. Определить особенность психологической готовности к профессиональной деятельности и ее структурные компоненты.
3. Оценить отношение студентов к профессиональному обучению и направленность их психологической готовности.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем, что психологическая готовность к педагогической деятельности педагогов - психологов будет характеризоваться неравномерностью развития ее структурных компонентов, а именно: уровень развития деятельностного и оценочного компонента будет выше у студентов первого курса, а уровень когнитивного и мотивационного компонента у студентов пятого курса.
Диагностические методики:
1. Методика «Неоконченные предложения» Д. Сакса и С.Леви. Направлена на выявление представлений студентов о профессионально важных качествах педагога - психолога (когнитивный компонент).
2. Методика «Мотивация учебной деятельности» Т.И. Ильиной. Направлена на изучение характера учебно - профессиональной направленности студентов. (мотивационный компонент).
3. Методика «Определение самооценки студентов» С.А. Будасси. Направлена на определение уровня сформированности самооценки, своих профессионально важных качествах (оценочный компонент).
4. Тест «Оценка потребности в профессиональном развитии». Направлен на выявление уровня потребности в профессиональном развитии (деятельностный компонент).
Методологическую основу нашего исследования составляет
концепция Выготского Л.С. о развитии высших психических функций и вытекающие из нее принципы: единства психики и деятельности; единства внутренней психической и внешней практической деятельности; единства обучения и развития; а также принцип развития (психика рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
Теоретической основой нашего исследования являются представления:
- о механизмах профессионального развития личности педагога-психолога (этапы, направленность, движущие силы) (Вершловский С.Г., Елканов С.Б., Леонтьев А.Н., Митина Л.М.);
- условиях формирования психологической готовности личности будущего специалиста к профессиональной деятельности (Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Кузьменкова О.В. и др.).
База и сследования: В исследовании принимали участие студенты педагоги - психологи НИУ БелГУ психологического факультета: первого курса - 32 человека, пятого курса - 30 человек. Общее число испытуемых составило 62 человека.
На этом основании личность будущего психолога является объектом пристального внимания ученых, посвятивших свои исследования изучению различных аспектов профессионального развития студентов на этапе обучения в вузе. Эти вопросы рассматриваются в контексте:
- специфики студенческого возраста, как важного этапа становления профессионального самосознания (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Вершловский С.Г., Кузьмина Н.В., Лебедчук П.В., Леонтьев А.А., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Рувинский Л.И., Чеснокова И.И. и др.);
- изучения развития профессионального самосознания, как центральной линии процесса становления личности будущего специалиста (Козиев В.Н., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Митина Л.М., Парыгин Б.Д., Саврасов В.П., Шавир П.А., и др.);
- выявления этапов и факторов становления будущего специалиста как субъекта деятельности (Анциферова Л.И., Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Кузьменкова О.В., Ткачев В.Н., т.д.);
- определения роли индивидуально-личностных особенностей формирования профессиональных способностей будущего педагога-психолога (Ананьев Б.Г., Гоноболин Ф.Н., Зимняя И.А., Кан-Калик В.А., Каптерев П.Ф., Коссов Б.Б., Климов Е.А., Кулюткин Ю.Н., Маркова А.К., Митина Л.М., Станкин М.И., Теплов Б.М., Щербаков А.И. и др.). Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем остаются мало изученными. Среди них - психологическая готовность студентов, как основная движущая сила его профессионального развития.
Актуальность исследования условий развития психологической готовности к профессиональной деятельности личности студентов педагогов- психологов обусловлена рядом факторов: внутренние условия, являющиеся основой развития процесса развития личности студентов обусловлены совокупностью устойчивых мотивов, характеризующихся ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, определяющие профессиональное развитие студентов; повысит стремление студентов к самореализации, к росту и интенсивному развитию в сфере учебно¬профессиональной деятельности; обеспечит формирование
профессиональных качеств, способностей, знаний и умений, а также рефлексии и интереса к будущей психолого-педагогической деятельности, что является системообразующим фактором развития студентов; устранит противоречия между сложившимися навыками деятельности студентов и реальными требованиями психолого-педагогической профессии.
Проблема: каковы особенности психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов?
Цель: изучение особенностей психологической готовности к
профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов.
Объект исследования: психологическая готовность к
профессиональной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования: компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов.
Задачи исследования:
1. Определить каковы особенности психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов - психологов?
2. Определить особенность психологической готовности к профессиональной деятельности и ее структурные компоненты.
3. Оценить отношение студентов к профессиональному обучению и направленность их психологической готовности.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем, что психологическая готовность к педагогической деятельности педагогов - психологов будет характеризоваться неравномерностью развития ее структурных компонентов, а именно: уровень развития деятельностного и оценочного компонента будет выше у студентов первого курса, а уровень когнитивного и мотивационного компонента у студентов пятого курса.
Диагностические методики:
1. Методика «Неоконченные предложения» Д. Сакса и С.Леви. Направлена на выявление представлений студентов о профессионально важных качествах педагога - психолога (когнитивный компонент).
2. Методика «Мотивация учебной деятельности» Т.И. Ильиной. Направлена на изучение характера учебно - профессиональной направленности студентов. (мотивационный компонент).
3. Методика «Определение самооценки студентов» С.А. Будасси. Направлена на определение уровня сформированности самооценки, своих профессионально важных качествах (оценочный компонент).
4. Тест «Оценка потребности в профессиональном развитии». Направлен на выявление уровня потребности в профессиональном развитии (деятельностный компонент).
Методологическую основу нашего исследования составляет
концепция Выготского Л.С. о развитии высших психических функций и вытекающие из нее принципы: единства психики и деятельности; единства внутренней психической и внешней практической деятельности; единства обучения и развития; а также принцип развития (психика рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
Теоретической основой нашего исследования являются представления:
- о механизмах профессионального развития личности педагога-психолога (этапы, направленность, движущие силы) (Вершловский С.Г., Елканов С.Б., Леонтьев А.Н., Митина Л.М.);
- условиях формирования психологической готовности личности будущего специалиста к профессиональной деятельности (Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Кузьменкова О.В. и др.).
База и сследования: В исследовании принимали участие студенты педагоги - психологи НИУ БелГУ психологического факультета: первого курса - 32 человека, пятого курса - 30 человек. Общее число испытуемых составило 62 человека.
Проблема формирования личности педагога-психолога его
психологических черт, профессионально-важных качеств и педагогических способностей занимает центральное место, так как является неотъемлемым компонентом, определяющим процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
Поэтому основной задачей данного исследования стало изучение психолого-педагогических условий, определяющих особенности
формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Существует ряд аспектов по данному вопросу, которые являются недостаточно изученным. Так не существует однозначного определения, указывающего место психологической готовности в ходе профессиональной подготовки студентов, нет единообразия в понимании ее содержания, что свидетельствует о сложности и многоплановости данного явления. Кроме того, недостаточно изучены особенности проявления и становления процесса формирования психологической готовности студентов, его динамики, критериев, которые служат с одной стороны ориентировочной основой этого процесса, с другой - средством получения обратной информации о степени эффективности проводимой работы. Поэтому в данном исследовании нами была предпринята попытка изучения и выявление психологических особенностей формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, проявляющихся в ходе становления специалиста на различных этапах профессионального обучения. Это обусловлено тем, что профессионализация студентов вуза - сложный, многоаспектный и многофакторный процесс, в этот период происходит переоценка ценностей, изменение мотивации и отношения к выбранной специальности. Следовательно, необходимым условием успешной профессионализации является активная, сознательная саморегуляция личности, которая выражается в умении управлять своим поведением и своей деятельностью, характеризующей процесс профессионального становления и его направленность.
В теоретической части нашего исследования мы, опираясь на авторитетные источники, выявили сущность проблемы психологической готовности студентов, ее структурные компоненты, специфические особенности развития личности студентов-психологов в ходе профессиональной подготовки, а так же педагогические условия формирования психологической готовности студентов к определению профессиональных целей развития. Обозначили этапы этого процесса, определили мотивы, цели и направленность развития личности педагога- психолога в ходе профессионального развития. Это подтверждает важность и актуальность выбранной нами темы исследования. Определяя образ «Я - идеальный педагог-психолог», как личность, наделенную блоком профессиональных способностей, являющихся целью профессионального развития. Основной проблемой, препятствующей этому движению, по нашему мнению, является несоответствие направленности личностного смысла будущего педагога-психолога к профессиональной цели - «идеальный психолог». Это несоответствие может быть понято лишь через анализ порождающих его мотивов. Поэтому в экспериментальной части нашего исследования смыслообразующим ядром стало ценностно - смысловое самоопределение личности студентов.
Такой подход, согласно которому профессионально - ценностные ориентации своей выраженностью (уровнем) выступают факторами, определяющими успешность профессионального развития и
удовлетворенность студентов выбранной профессией, является наиболее продуктивным и адекватным целям нашего исследования, так как психологическая составляющая действий по профессиональному развитию лежит в сфере мотиваций, целеобразования, отношений, ориентаций. Поэтому осознание представленной цели и задач деятельности приводит к переоценке ее значимости в ряду других целей и вызывает соответствующие изменения в направленности профессиональной активности студентов.
Опираясь на предпосылки, изложенные нами в теоретической части нашего исследования и мнения ученых Зимней И.А. Марковой А.К., Митиной Л.М. и т.д., в ходе экспериментального исследования мы проанализировали следующие компоненты психологической готовности студентов:
- когнитивный компонент - это представление студентов о профессионально важных качествах;
- мотивационный компонент - это содержание учебно - профессиональной направленности студента;
- оценочный компонент - уровень сформированности самооценки, своих профессионально важных качеств.
- деятельностный компонент - выявление уровня в профессиональном развитии.
В процессе экспериментального исследования нами была предпринята попытка всесторонне проанализировать особенности психологической готовности студентов к профессиональному развитию, подробно рассмотреть их мотивационные, эмоциональные и поведенческие аспекты на разных этапах обучения профессиональной подготовки. Обобщая полученные результаты экспериментального исследования с теоретическими предпосылками по данному вопросу, мы можем сделать следующие выводы:
1. Способность студентов осознать цель своей деятельности - главное звено профессионального развития их личности. Поэтому в процессе профессионального становления студентов необходимо формировать цель профессионального развития - «идеальный педагог-психолог».
2. Самооценка выступает индикатором профессионального становления в отношении к уровню развития у студентов профессиональных способностей, следовательно, сформированная цель «идеальный учитель» дает студентам необходимые ориентиры, направляющие процесс профессионального развития.
3. Психологическая готовность, определяющая, целенаправленное планирование деятельности студентов и прогнозирование ее результатов, дает оценку управления собственным поведением, выступает в качестве основы всех аспектов адаптации студентов.
4. Уровень психологической готовности оценивается соответствием личностных смыслов студентов объективному значению профессиональной деятельности (система потребностей, ценностные ориентации, мотивации).
Таким образом, выполнив все намеченные задачи исследования, мы подтвердили выдвинутую гипотезы. Рекомендуемый комплекс мер поможет студентам оценить свои возможности к профессиональному развитию, чтобы вступая в новую жизнь, молодой педагог-психолог нес в себе потенциал, обеспечивающий достижение личностных и субъективно-деятельных целей. Как отмечала Рубинштейн С.Л. «только в творчестве создается и сам творец. Есть только один путь для создания большой личности - большая работа над большим творением». [55, с 27]. Следовательно, активность, вырастающая из отношения будущего педагога-психолога к главному делу своей жизни, доминирующая в структуре его личности, поможет ему постоянно искать новые резервы в себе и пытаться по-новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи в профессиональной деятельности и, одновременно, достигать более высокой ступени в своем развитии.
психологических черт, профессионально-важных качеств и педагогических способностей занимает центральное место, так как является неотъемлемым компонентом, определяющим процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
Поэтому основной задачей данного исследования стало изучение психолого-педагогических условий, определяющих особенности
формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Существует ряд аспектов по данному вопросу, которые являются недостаточно изученным. Так не существует однозначного определения, указывающего место психологической готовности в ходе профессиональной подготовки студентов, нет единообразия в понимании ее содержания, что свидетельствует о сложности и многоплановости данного явления. Кроме того, недостаточно изучены особенности проявления и становления процесса формирования психологической готовности студентов, его динамики, критериев, которые служат с одной стороны ориентировочной основой этого процесса, с другой - средством получения обратной информации о степени эффективности проводимой работы. Поэтому в данном исследовании нами была предпринята попытка изучения и выявление психологических особенностей формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, проявляющихся в ходе становления специалиста на различных этапах профессионального обучения. Это обусловлено тем, что профессионализация студентов вуза - сложный, многоаспектный и многофакторный процесс, в этот период происходит переоценка ценностей, изменение мотивации и отношения к выбранной специальности. Следовательно, необходимым условием успешной профессионализации является активная, сознательная саморегуляция личности, которая выражается в умении управлять своим поведением и своей деятельностью, характеризующей процесс профессионального становления и его направленность.
В теоретической части нашего исследования мы, опираясь на авторитетные источники, выявили сущность проблемы психологической готовности студентов, ее структурные компоненты, специфические особенности развития личности студентов-психологов в ходе профессиональной подготовки, а так же педагогические условия формирования психологической готовности студентов к определению профессиональных целей развития. Обозначили этапы этого процесса, определили мотивы, цели и направленность развития личности педагога- психолога в ходе профессионального развития. Это подтверждает важность и актуальность выбранной нами темы исследования. Определяя образ «Я - идеальный педагог-психолог», как личность, наделенную блоком профессиональных способностей, являющихся целью профессионального развития. Основной проблемой, препятствующей этому движению, по нашему мнению, является несоответствие направленности личностного смысла будущего педагога-психолога к профессиональной цели - «идеальный психолог». Это несоответствие может быть понято лишь через анализ порождающих его мотивов. Поэтому в экспериментальной части нашего исследования смыслообразующим ядром стало ценностно - смысловое самоопределение личности студентов.
Такой подход, согласно которому профессионально - ценностные ориентации своей выраженностью (уровнем) выступают факторами, определяющими успешность профессионального развития и
удовлетворенность студентов выбранной профессией, является наиболее продуктивным и адекватным целям нашего исследования, так как психологическая составляющая действий по профессиональному развитию лежит в сфере мотиваций, целеобразования, отношений, ориентаций. Поэтому осознание представленной цели и задач деятельности приводит к переоценке ее значимости в ряду других целей и вызывает соответствующие изменения в направленности профессиональной активности студентов.
Опираясь на предпосылки, изложенные нами в теоретической части нашего исследования и мнения ученых Зимней И.А. Марковой А.К., Митиной Л.М. и т.д., в ходе экспериментального исследования мы проанализировали следующие компоненты психологической готовности студентов:
- когнитивный компонент - это представление студентов о профессионально важных качествах;
- мотивационный компонент - это содержание учебно - профессиональной направленности студента;
- оценочный компонент - уровень сформированности самооценки, своих профессионально важных качеств.
- деятельностный компонент - выявление уровня в профессиональном развитии.
В процессе экспериментального исследования нами была предпринята попытка всесторонне проанализировать особенности психологической готовности студентов к профессиональному развитию, подробно рассмотреть их мотивационные, эмоциональные и поведенческие аспекты на разных этапах обучения профессиональной подготовки. Обобщая полученные результаты экспериментального исследования с теоретическими предпосылками по данному вопросу, мы можем сделать следующие выводы:
1. Способность студентов осознать цель своей деятельности - главное звено профессионального развития их личности. Поэтому в процессе профессионального становления студентов необходимо формировать цель профессионального развития - «идеальный педагог-психолог».
2. Самооценка выступает индикатором профессионального становления в отношении к уровню развития у студентов профессиональных способностей, следовательно, сформированная цель «идеальный учитель» дает студентам необходимые ориентиры, направляющие процесс профессионального развития.
3. Психологическая готовность, определяющая, целенаправленное планирование деятельности студентов и прогнозирование ее результатов, дает оценку управления собственным поведением, выступает в качестве основы всех аспектов адаптации студентов.
4. Уровень психологической готовности оценивается соответствием личностных смыслов студентов объективному значению профессиональной деятельности (система потребностей, ценностные ориентации, мотивации).
Таким образом, выполнив все намеченные задачи исследования, мы подтвердили выдвинутую гипотезы. Рекомендуемый комплекс мер поможет студентам оценить свои возможности к профессиональному развитию, чтобы вступая в новую жизнь, молодой педагог-психолог нес в себе потенциал, обеспечивающий достижение личностных и субъективно-деятельных целей. Как отмечала Рубинштейн С.Л. «только в творчестве создается и сам творец. Есть только один путь для создания большой личности - большая работа над большим творением». [55, с 27]. Следовательно, активность, вырастающая из отношения будущего педагога-психолога к главному делу своей жизни, доминирующая в структуре его личности, поможет ему постоянно искать новые резервы в себе и пытаться по-новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи в профессиональной деятельности и, одновременно, достигать более высокой ступени в своем развитии.
Подобные работы
- ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Динамика психологической готовности к профессиональной деятельности студентов медиков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016



