ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СЕРБИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ В 21 ВЕКЕ
|
Введение 3
Глава I. Сербия и европейская интеграция 10
1.1. Становление взаимоотношений Сербии и ЕС во второй половине XX
века по настоящее время 10
1.2. Сербия и проблема вступления в ЕС 13
1.3 Сербия в Совете Европы и ОБСЕ 29
1.4. Членство республики в Европейском агентстве по защите окружаю-щей среды и ЕБРР 35
Глава II. Сербская внешняя политика: российское направление 41
2.1. Сотрудничество Сербии и России в сфере экономики, культуры и науки 41
2.2. Сербо-русские отношения в контексте ЕАЭС 51
Глава III. Военно-политический вектор во внешней политике Сербии 56
3.1. Отношения Сербии и НАТО в 21 веке 56
Заключение 69
Библиографический список 72
Глава I. Сербия и европейская интеграция 10
1.1. Становление взаимоотношений Сербии и ЕС во второй половине XX
века по настоящее время 10
1.2. Сербия и проблема вступления в ЕС 13
1.3 Сербия в Совете Европы и ОБСЕ 29
1.4. Членство республики в Европейском агентстве по защите окружаю-щей среды и ЕБРР 35
Глава II. Сербская внешняя политика: российское направление 41
2.1. Сотрудничество Сербии и России в сфере экономики, культуры и науки 41
2.2. Сербо-русские отношения в контексте ЕАЭС 51
Глава III. Военно-политический вектор во внешней политике Сербии 56
3.1. Отношения Сербии и НАТО в 21 веке 56
Заключение 69
Библиографический список 72
Актуальность темы исследования. Научная актуальность постав-ленной проблемы обусловлена тем, что до сих пор вопросы, связанные с полным анализом отношений Сербии с европейскими структурами, Россией и североамериканским альянсом, не были подвергнуты полному анализу. ЕС рассматривает интеграцию Сербии в союз как один из способов обезопасить регион и разрядить затянувшуюся после межэтнических войн 1990-х годов напряженность. Власти Сербии полагают, что европейская интеграция необходима для преобразования страны и представляет собой единственный путь для окончательной стабилизации на Балканском полуострове. Возможная интеграция республики в НАТО и истоки русско-сербских связей так же представляют интерес у многих исследователей. Для России в начале XIX века Балканы превратились в одно из главных внешнеполитических направлений. Общественно-политические контакты с Россией сыграли большую роль в развитии народов Юго-Восточной Европы. Каждое повествование о русско- сербских отношениях неизбежно начинается с напоминания о том, что русские и сербы — народы одного славянского корня. Народы, чей язык, верования и культура происходят из одного источника. Оба народа в конце сред¬них веков пережили великие сокрушения, когда насильственно было при¬остановлено естественное развитие их государств, институтов и культур. Именно поэтому российское направление во внешней политике Сербии - од¬но из определяющих ее курс по сегодняшний день. Следующий вектор, который нельзя не затронуть в работе, это военно-политический, в данном случае отношения Сербии и НАТО. Через 16 лет после натовских бомбардировок Югославии Белград установил тесные связи с бывшим «агрессором». Многие наблюдатели сомневаются, что Сербии в итоге удастся сохранить свой нейтральный статус. В работе представлена попытка дать собственную оценку проблеме европейско-русско-сербских связей, включающей рассмотрение международной европейской политики, ее влияния на развитие внутренней жизни Сербии, а также ответить на вопросы: Зачем Сербии ЕС и НАТО? Ка¬кой характер носят отношения между Сербией и Россией в настоящее время? Каковы перспективы Сербии в контексте европейских интеграционных процессов?
Степень изученности проблемы. Условно всю использованную литературу можно подразделить на 3 группы: работы по изучению внешней политики Сербии относительно ЕС, России, а также труды, касающиеся истории отношений республики и НАТО. К первой группе можно отнести работу Шишелиной Л.Н. "Европейский Союз: проблемы конвергенции, расширения и соседства", в которой особый упор делается на мировой экономический кризис, который в очередной раз поставило под сомнение способность ЕС к единой внешней политике и политике безопасности . Труды Гришиной Р.П, С. Чирковича, Е.Ю. Гуськовой и Е.Г. Пономаревой служат основой для исследования данной проблематики, так как они одними из первых стали заниматься изучением курса внешней политики Сербии . Другой историк К.В. Никифоров уделил внимание государственным процессам на Балканах . Предпосылками и истинными причинами интеграции Сербии с ЕС занима¬лись П.Е. Кандель, А.В. Семиренко, А.В. Семенов, В.В. Асташин, Ю.А.Буланникова и политик, использовавший иной политический язык, ставший премьер-министром в 2001 . Его имя - Зоран Джинджич. Джинджич являлся политиком, который открыто и прямо говорил о проблемах. Целью его работы является анализ нового способа концептуализации Сербии, Европы и их взаимоотношений в книге "Путь Сербии в Европу", которая была из¬дана в 2005 г . Вторую группу составляют работы Ф.Б. Гринберг . В них формулируется положение о том, что Россия объективно сыграла положи¬тельную роль в ходе событий на Балканах. Кроме того, определена зависимость сербско-русских отношений от внешнеполитического курса России. Автор книг "Балканский тупик?. (Историческая судьба Югославии в XX веке)". и "Балканский узел, или Россия и "югославский фактор" в контексте политики великих держав на Балканах в XX веке" военный историк Н.В. Васильева значительное внимание уделила исследованию роли России (СССР) — важного геостратегического фактора на Балканах . В сборнике К.В. Никифорова "Из истории Сербии и русско-сербских связей. 1812-1912-2012" . работы посвящены ключевым моментам сербской истории за 200 последних лет и истории русско-сербских отношений. Другой автор Н. Кондратьева в своей статье "Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы" дала авторскую оценку перспектив развития отношений балканских государств с Россией в случае их вступления в ЕС . Арляпова Е.С. — кандидат полити¬ческих наук, в своей статье "Сербия и ЕАЭС: партнерство на расстоянии" анализирует российско-сербские торговые отношения и экономические связи на современном этапе с целью оценить перспективы сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем партнерстве — в формате Евразийского экономического союза . Третья группа представлена, в основном, статьями сербских исследователей вопроса о вступлении Сербии в НАТО, таки¬ми как Владимир Девти , Живадин ДовановиЙ , Дасмина Ву)и , Милан ДиниЙ , Никола Танаси и несколькими интернет-публикациями по данной проблематике . В целом, можно сказать, что достаточно материалов по проблеме вступления Сербии в ЕС, ключевым аспектам отношений с Россией, а вот возможная интеграция Сербии в НАТО требует дополнительного анализа.
Объект дипломной работы: внешняя политика Сербии в начале XXI века.
Предмет работы: отношения Сербии с европейскими организациями, Россией и НАТО в начале XXI века.
Хронологические рамки: хронологические рамки обусловлены при-мерной датой начала переговоров Сербии с ЕС о сотрудничестве и возможном вступлении республики в союз - 2000 г. по 2017 г. Но для полного анализа отношений Сербии с Россией и НАТО во второй и третьих главах сделан экскурс в более ранние периоды их сотрудничества, соответственно с конца XII века по 1990-ые гг.
Цель работы: проанализировать участие Сербии в общеевропейских интеграционных и военно-политических процессах в начале 21 века.
Задачи работы:
- выявить основные предпосылки и причины начала европейских интеграционных процессов в Сербии;
- проанализировать Соглашение Сербии о стабилизации и ассоциации с ЕС;
- рассмотреть участие Сербии в Совете Европы, ОБСЕ, Европейском агентстве по защите окружающей среды и ЕБРР;
- изучить современные сербско-российские отношения и их роль в общем комплексе внешнеполитических установок страны;
- подвести итоги и обозначить перспективы будущего сотрудничества Сербии с европейскими сообществами, Россией и НАТО.
Методология работы. В работе применяются общенаучные и специально-исторические методы: анализ предпосылок для настоящего сотрудничества Сербии с Россией и препятствующих вступлению государства в НАТО и синтез основных этапов подготовки Сербии к вступлению в европейские со¬общества, компаративный метод в сравнении роли участия Сербии в европейских организациях. Методологической основой дипломной работы также послужил метод обобщения. Его применение позволило в целом дать характеристику основным сферам взаимодействия Сербии и России.
Источниковая база. В работе были использованы различные виды источников. К ним относятся Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии на 2012 -2015 годы , Соглашение о сотрудничестве между НИУ "БелГУ" и Университетом г. Ниш от 25.10.2013 г. , Соглашение о сотрудничестве между НИУ "БелГУ" (Россия) и Институтом Политических Исследований (Республика Сербия) от 25.05.2015 г. , Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией от 24.05.2013. , сайт архива печати о Сербии , Договор о научно-образовательном сотрудничестве между Университетом в г. Белграде и НИУ "БелГУ" от 25.10.2013 г. ; Статистика внеш¬ней торговли России из Федеральной таможенной службы России . Также немаловажны такие источники, как сам текст Маастрихтского договора, Копенгагенские критерии и опубликованные материалы из Соглашения об ассоциации и стабилизации 2008 года .
Практическая значимость заключается в том, что его материалы могут быть использованы при дальнейшей разработке и при более детальном изучении российской и европейской политики на Балканах, а также взаимоотношениях Сербии с НАТО.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Итоги и предложения о перспективе сотрудничества с европейскими организациями, Россией и НАТО для Сербии описаны в заключении.
Степень изученности проблемы. Условно всю использованную литературу можно подразделить на 3 группы: работы по изучению внешней политики Сербии относительно ЕС, России, а также труды, касающиеся истории отношений республики и НАТО. К первой группе можно отнести работу Шишелиной Л.Н. "Европейский Союз: проблемы конвергенции, расширения и соседства", в которой особый упор делается на мировой экономический кризис, который в очередной раз поставило под сомнение способность ЕС к единой внешней политике и политике безопасности . Труды Гришиной Р.П, С. Чирковича, Е.Ю. Гуськовой и Е.Г. Пономаревой служат основой для исследования данной проблематики, так как они одними из первых стали заниматься изучением курса внешней политики Сербии . Другой историк К.В. Никифоров уделил внимание государственным процессам на Балканах . Предпосылками и истинными причинами интеграции Сербии с ЕС занима¬лись П.Е. Кандель, А.В. Семиренко, А.В. Семенов, В.В. Асташин, Ю.А.Буланникова и политик, использовавший иной политический язык, ставший премьер-министром в 2001 . Его имя - Зоран Джинджич. Джинджич являлся политиком, который открыто и прямо говорил о проблемах. Целью его работы является анализ нового способа концептуализации Сербии, Европы и их взаимоотношений в книге "Путь Сербии в Европу", которая была из¬дана в 2005 г . Вторую группу составляют работы Ф.Б. Гринберг . В них формулируется положение о том, что Россия объективно сыграла положи¬тельную роль в ходе событий на Балканах. Кроме того, определена зависимость сербско-русских отношений от внешнеполитического курса России. Автор книг "Балканский тупик?. (Историческая судьба Югославии в XX веке)". и "Балканский узел, или Россия и "югославский фактор" в контексте политики великих держав на Балканах в XX веке" военный историк Н.В. Васильева значительное внимание уделила исследованию роли России (СССР) — важного геостратегического фактора на Балканах . В сборнике К.В. Никифорова "Из истории Сербии и русско-сербских связей. 1812-1912-2012" . работы посвящены ключевым моментам сербской истории за 200 последних лет и истории русско-сербских отношений. Другой автор Н. Кондратьева в своей статье "Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы" дала авторскую оценку перспектив развития отношений балканских государств с Россией в случае их вступления в ЕС . Арляпова Е.С. — кандидат полити¬ческих наук, в своей статье "Сербия и ЕАЭС: партнерство на расстоянии" анализирует российско-сербские торговые отношения и экономические связи на современном этапе с целью оценить перспективы сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем партнерстве — в формате Евразийского экономического союза . Третья группа представлена, в основном, статьями сербских исследователей вопроса о вступлении Сербии в НАТО, таки¬ми как Владимир Девти , Живадин ДовановиЙ , Дасмина Ву)и , Милан ДиниЙ , Никола Танаси и несколькими интернет-публикациями по данной проблематике . В целом, можно сказать, что достаточно материалов по проблеме вступления Сербии в ЕС, ключевым аспектам отношений с Россией, а вот возможная интеграция Сербии в НАТО требует дополнительного анализа.
Объект дипломной работы: внешняя политика Сербии в начале XXI века.
Предмет работы: отношения Сербии с европейскими организациями, Россией и НАТО в начале XXI века.
Хронологические рамки: хронологические рамки обусловлены при-мерной датой начала переговоров Сербии с ЕС о сотрудничестве и возможном вступлении республики в союз - 2000 г. по 2017 г. Но для полного анализа отношений Сербии с Россией и НАТО во второй и третьих главах сделан экскурс в более ранние периоды их сотрудничества, соответственно с конца XII века по 1990-ые гг.
Цель работы: проанализировать участие Сербии в общеевропейских интеграционных и военно-политических процессах в начале 21 века.
Задачи работы:
- выявить основные предпосылки и причины начала европейских интеграционных процессов в Сербии;
- проанализировать Соглашение Сербии о стабилизации и ассоциации с ЕС;
- рассмотреть участие Сербии в Совете Европы, ОБСЕ, Европейском агентстве по защите окружающей среды и ЕБРР;
- изучить современные сербско-российские отношения и их роль в общем комплексе внешнеполитических установок страны;
- подвести итоги и обозначить перспективы будущего сотрудничества Сербии с европейскими сообществами, Россией и НАТО.
Методология работы. В работе применяются общенаучные и специально-исторические методы: анализ предпосылок для настоящего сотрудничества Сербии с Россией и препятствующих вступлению государства в НАТО и синтез основных этапов подготовки Сербии к вступлению в европейские со¬общества, компаративный метод в сравнении роли участия Сербии в европейских организациях. Методологической основой дипломной работы также послужил метод обобщения. Его применение позволило в целом дать характеристику основным сферам взаимодействия Сербии и России.
Источниковая база. В работе были использованы различные виды источников. К ним относятся Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии на 2012 -2015 годы , Соглашение о сотрудничестве между НИУ "БелГУ" и Университетом г. Ниш от 25.10.2013 г. , Соглашение о сотрудничестве между НИУ "БелГУ" (Россия) и Институтом Политических Исследований (Республика Сербия) от 25.05.2015 г. , Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией от 24.05.2013. , сайт архива печати о Сербии , Договор о научно-образовательном сотрудничестве между Университетом в г. Белграде и НИУ "БелГУ" от 25.10.2013 г. ; Статистика внеш¬ней торговли России из Федеральной таможенной службы России . Также немаловажны такие источники, как сам текст Маастрихтского договора, Копенгагенские критерии и опубликованные материалы из Соглашения об ассоциации и стабилизации 2008 года .
Практическая значимость заключается в том, что его материалы могут быть использованы при дальнейшей разработке и при более детальном изучении российской и европейской политики на Балканах, а также взаимоотношениях Сербии с НАТО.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Итоги и предложения о перспективе сотрудничества с европейскими организациями, Россией и НАТО для Сербии описаны в заключении.
Таким образом, вступление Сербии в ЕС, а также уже налаженное сотрудничество с вышеуказанными организациями может способствовать про¬движению ее интересов на общеевропейском пространстве. Сербия предпринимает множество инициатив по исправлению своих законов с целью воплощения европейских стандартов. Интеграционные процессы в Европе бы¬ли инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента. И, как известно, становление интеграционных процессов начиналось с объединения людей во имя безопасности перед лицом как внешних угроз, так и внутренних. Практически все страны балканского региона считают вступление в Европейский Со¬юз важнейшим приоритетом своей внешней политики. Интеграция в Евро¬союз позволит гарантировать благополучие и стабильность в регионе. Одна¬ко для этого необходимо создать эффективную экономику в регионе, не рас¬считывая на финансовую помощь ЕС. Для Сербии главная цель вступления в ЕС заключается в модернизации политической, юридической
и экономической структур. Правительство Сербии уверяет, что членство в ЕС является единственным способом сохранить самобытность и в будущем стать субъектом, а не объектом международных отношений. Часть сербского населения, наоборот, опасается, что за вступление в ЕС Сербии придется за¬платить национальной идентичностью — и страна превратится в конфедерацию региональных образований, в результате чего будет завершен развал Югославии.
Предполагается, что присоединение к Евросоюзу улучшит уровень жизни в стране. По данным сербского правительства, благодаря подписанию Соглашения о стабилизации и ассоциации сербские экспортеры заработали
1,5 млрд евро за счет экспорта в ЕС. 78% зарубежной помощи Сербия получила от государств-членов Евросоюза. Начиная с 2000 года ЕС предоставил
3,3 млрд евро на различные цели . Другой вопрос - новые промышленные объекты созданы не были, а финансовые средства исчезли. Европейские страны переносят часть своих производственных мощностей на территорию Сербии, но их объемы незначительны и мало отражаются на общей экономической ситуации. В сфере сельского хозяйства, скорее всего, сербы будут вынуждены сокращать посевные площади и объемы продукции по стандартам ЕС, как это происходило во всех странах Восточной Европы. Сербия, начиная с 2008 года, стоит перед выбором - или защита своей территориальной целостности, или членство в ЕС. Эту проблему долго игнорируемого выбора Сербия, в конце концов, должна будет решить. Но в долгосрочной перспективе ЕС не может не беспокоить сербская кандидатура в связи с давними крепкими связями Белграда с Москвой и его неготовностью присоединиться к НАТО. Многие страны-члены ЕС, особенно страны Центральной Европы, стремятся не допустить усиления влияния России на Балканах и требуют, чтобы Белград официально обозначил свои интересы в области без¬опасности, вступив в НАТО. Брюссель ожидает от Белграда, что тот возьмет на себя задачу стабилизации в регионе. Эти вопросы со временем могут стать препятствием для полной интеграции Сербии в Евросоюз, который сомневается в ее приверженности политическим целям Европы.
Многовековые связи сербской и русской культуры обусловлены рядом этнических и исторических обстоятельств. Сербский и русский народы, при¬надлежащие единой славянской общности, несмотря на географическую разъединенность, сближает не только сходство языков, но и некоторые повороты истории. Правда, исторические события время от времени, на более или менее долгий срок, прерывали не только культурное, но и государственное, политическое сотрудничество Сербии и России. Однако теперь, как кажется, созданы условия для всех видов сотрудничества между нашими странами. Балканы для России - это стратегически важный регион. Особые отношения традиционно связывали Россию с проживающими на Балканах славянскими (прежде всего, православными) народами. В русском национальном самосознании, несмотря на все катаклизмы советского времени, и сегодня суще¬ствует представление о славянской общности, о том, что именно Россия находится в центре славянского мира, в определенной мере отвечает за со¬хранность славянской культуры, призвана при необходимости ее защищать. Правительством Республики Сербии Российская Федерация декларируется как один из важнейших политических и экономических партнеров республики. В качестве определяющей характеристики российско-сербских отношений, носящих партнёрский и глубоко дружественный характер, указывается на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с устойчивой тенденцией к росту и перспективой перерастания со временем в действенное стратегическое партнерство с наивысшей степенью согласия в области международной политики и общим интересом двух стран развивать и в будущем двустороннее сотрудничество во всех его аспектах.
Перспективы вступления Сербии в НАТО не совсем ясны. Определяющим фактором для такого решения станет воля сербского народа. Последние исследования общественного мнения показали, что 90% сербов отрицательно относятся к перспективе вступления страны в НАТО. Сейчас внешне¬политический принцип Сербии - военный нейтралитет. Власти Сербии полагают, что в современном мире необходимо создание глобальной коалиции, которая будет способна бороться совместными усилиями с такими угрозами, как терроризм, неконтролируемая миграция и наркоторговля.
и экономической структур. Правительство Сербии уверяет, что членство в ЕС является единственным способом сохранить самобытность и в будущем стать субъектом, а не объектом международных отношений. Часть сербского населения, наоборот, опасается, что за вступление в ЕС Сербии придется за¬платить национальной идентичностью — и страна превратится в конфедерацию региональных образований, в результате чего будет завершен развал Югославии.
Предполагается, что присоединение к Евросоюзу улучшит уровень жизни в стране. По данным сербского правительства, благодаря подписанию Соглашения о стабилизации и ассоциации сербские экспортеры заработали
1,5 млрд евро за счет экспорта в ЕС. 78% зарубежной помощи Сербия получила от государств-членов Евросоюза. Начиная с 2000 года ЕС предоставил
3,3 млрд евро на различные цели . Другой вопрос - новые промышленные объекты созданы не были, а финансовые средства исчезли. Европейские страны переносят часть своих производственных мощностей на территорию Сербии, но их объемы незначительны и мало отражаются на общей экономической ситуации. В сфере сельского хозяйства, скорее всего, сербы будут вынуждены сокращать посевные площади и объемы продукции по стандартам ЕС, как это происходило во всех странах Восточной Европы. Сербия, начиная с 2008 года, стоит перед выбором - или защита своей территориальной целостности, или членство в ЕС. Эту проблему долго игнорируемого выбора Сербия, в конце концов, должна будет решить. Но в долгосрочной перспективе ЕС не может не беспокоить сербская кандидатура в связи с давними крепкими связями Белграда с Москвой и его неготовностью присоединиться к НАТО. Многие страны-члены ЕС, особенно страны Центральной Европы, стремятся не допустить усиления влияния России на Балканах и требуют, чтобы Белград официально обозначил свои интересы в области без¬опасности, вступив в НАТО. Брюссель ожидает от Белграда, что тот возьмет на себя задачу стабилизации в регионе. Эти вопросы со временем могут стать препятствием для полной интеграции Сербии в Евросоюз, который сомневается в ее приверженности политическим целям Европы.
Многовековые связи сербской и русской культуры обусловлены рядом этнических и исторических обстоятельств. Сербский и русский народы, при¬надлежащие единой славянской общности, несмотря на географическую разъединенность, сближает не только сходство языков, но и некоторые повороты истории. Правда, исторические события время от времени, на более или менее долгий срок, прерывали не только культурное, но и государственное, политическое сотрудничество Сербии и России. Однако теперь, как кажется, созданы условия для всех видов сотрудничества между нашими странами. Балканы для России - это стратегически важный регион. Особые отношения традиционно связывали Россию с проживающими на Балканах славянскими (прежде всего, православными) народами. В русском национальном самосознании, несмотря на все катаклизмы советского времени, и сегодня суще¬ствует представление о славянской общности, о том, что именно Россия находится в центре славянского мира, в определенной мере отвечает за со¬хранность славянской культуры, призвана при необходимости ее защищать. Правительством Республики Сербии Российская Федерация декларируется как один из важнейших политических и экономических партнеров республики. В качестве определяющей характеристики российско-сербских отношений, носящих партнёрский и глубоко дружественный характер, указывается на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с устойчивой тенденцией к росту и перспективой перерастания со временем в действенное стратегическое партнерство с наивысшей степенью согласия в области международной политики и общим интересом двух стран развивать и в будущем двустороннее сотрудничество во всех его аспектах.
Перспективы вступления Сербии в НАТО не совсем ясны. Определяющим фактором для такого решения станет воля сербского народа. Последние исследования общественного мнения показали, что 90% сербов отрицательно относятся к перспективе вступления страны в НАТО. Сейчас внешне¬политический принцип Сербии - военный нейтралитет. Власти Сербии полагают, что в современном мире необходимо создание глобальной коалиции, которая будет способна бороться совместными усилиями с такими угрозами, как терроризм, неконтролируемая миграция и наркоторговля.
Подобные работы
- Проблемы и перспективы российской внешней торговли в рамках создания Евразийского экономического союза
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1990-2016 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СЕРБИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Роль Европейского Союза и Евразийского Экономического Союза в современных интеграционных процессах
The role of The Europe Union and The Eurasia Economic Union in the modern integration processes
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Опыт европейской интеграции на примере Хорватии, Сербии, Черногории
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ТУРЦИИ НА БАЛКАНАХ В 1990-2010-Е ГГ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЮГОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И СОЗДАНИЕ КОРОЛЕВСТВА СЕРБОВ, ХОРВАТОВ И СЛОВЕНЦЕВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Македония, Сербия, Черногория: проблемы национальной идентичности и перспективы вступления в Европейский Союз
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020



