Введение 3
Глава I Основные направления государственной энергетической политики 3
1.1. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации – проблемы и основные факторы развития 3
1.2. Система теплоснабжения Российской Федерации, приоритеты развития 3
1.3. Зарубежный опыт реформирования систем теплоснабжения 3
Глава II Энергетический комплекс Санкт-Петербурга 3
2.1. Система теплоснабжения Санкт-Петербурга 3
2.2. Проблемы развития отрасли, возможные пути реформирования 3
2.2.1. Реформирование с привлечением частного капитала 3
2.2.2. Реформирование путем реорганизации 3
Глава III Разработка основных направлений стратегического развития на примере ГУП «Топливно-энергетический комплекс» 3
3.1. История создания ГУП «ТЭК СПб», цели, вид деятельности 3
3.2. Особенности управления государственным унитарным предприятием 3
3.3. Организационная структура ГУП «ТЭК СПб» 3
3.4. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ГУП «ТЭК СПб» 3
3.4.1. Структура и динамика активов 3
3.4.2. Структура и динамика пассивов 3
3.4.3. Структура и динамика доходов 3
3.4.4. Структура и динамика себестоимости производства 3
3.4.5. Финансовые результаты, оценка и анализ финансовой устойчивости 3
3.4.6. SWOT - анализ 3
3.5. Стратегия развития ГУП «ТЭК СПб» 3
3.5.1. Миссия, цели, стратегические задачи 3
3.5.2. Стратегия развития в области производственной деятельности 3
3.5.3. Источники финансирования реализации стратегии 3
Заключение 3
Список используемой литературы 3
Приложения:
1. Структурная схема ГУП «ТЭК СПб» по состоянию на 01.01.2006 года
2. Объем реализации продукции (работ, услуг) ГУП «ТЭК СПб» за период 2001 – 2005 годы (в тыс.руб)
3. Себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) ГУП «ТЭК СПб» за период 2001-2005 годы (в тыс.руб)
4. Планируемая схема взаимодействия ГУП «ТЭК СПб» с органами государственного управления при установлении тарифа
Совокупность предприятий, установок и сооружений, обеспечивающих добычу и переработку первичных топливно – энергетических ресурсов, их преобразование и доставку потребителям в удобной для использования форме образует топливно – энергетический комплекс. К энергетическим предприятиям относят электростанции, котельные, предприятия тепловых и электрических сетей. Продукцией энергетического предприятия является электроэнергия и тепло, а главной задачей – бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией и теплом в необходимом количестве.
В энергетике имеют место связи и системы как внутри энергетического хозяйства, так и внешние связи с другими хозяйственными и отраслевыми системами и структурами, так как энергетические предприятия в отличие от других имеют определенные особенности. Энергетические предприятия не только производят продукцию, но и осуществляют ее транспортировку (передачу) и распределение. Топливно – энергетический комплекс (далее ТЭК) оказывает значительное влияние на функционирование и развитие экономики всех отраслей в целом. Это обусловлено не только значимостью ТЭК как инфраструктурного фактора обеспечения жизнедеятельности общества, но и существенным его влиянием на финансово-экономическую деятельность производительных сил.
В начале XXI века начавшийся экономический рост повлек за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны. Однако наличие ряда нерешенных проблем, которые более подробно рассмотрены в I Главе данной работы, тормозит развитие отрасли. Это требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, разработки новых систем реформирования и утверждения долгосрочных стратегических программ.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно–энергетический комплекс – финансово-устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима, в первую очередь, обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.
Для реализации поставленных целей Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»
Целью энергетической стратегии является определение путей достижения качественно нового состояния топливно-энергетического комплекса, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Приоритетными направлениями федеральной энергетической стратегии являются:
полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
В рамках основных направлений федеральной энергетической стратегии и с учетом принципиальных различий условий энергообеспечения и структуры региональных топливно-энергетических балансов Российской Федерации в настоящее время разрабатываются и внедряются программы реформирования топливно-энергетического комплекса в регионах для их дальнейшего развития.
В сложившихся условиях реформирования роль стратегического менеджмента на энергетических предприятиях существенно возрастает, так как во многом определяет исход проводимых реформ. Стратегический план управления фирмой должен охватывать все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Только комплексная разработка стратегии и дальнейшая ее реализация по всем направлениям приводит к желаемому результату. Целью данной аттестационной работы является определение основных стратегических направлений развития предприятия на примере Государственного унитарного предприятия «Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее ГУП «ТЭК СПб») с учетом ситуации на энергетическом рынке Санкт-Петербурга.
В I Главе аттестационной работы представлен анализ состояния энергетической отрасли в целом в Российской Федерации. Основные цели и задачи реформирования, необходимых для обеспечения надежного функционирования инженерно-энергетического комплекса. В связи с тем, что основной деятельностью ГУП «ТЭК СПб» является производство тепловой энергии, особое внимание будет уделено системе теплоснабжения. Подобная информация представляется существенной, в связи с тем, что проблемы энергетической отрасли в Российской Федерации характерны и для регионов. Таким образом, данная информация имеет определяющее значение при разработке стратегии на энергетическом предприятии в Санкт-Петербурге. Зарубежный опыт реформирования систем теплоснабжения.
Во II Главе работы проведено исследование ситуации на теплоэнергетическом рынке Санкт-Петербурга, об основных поставщиках тепловой энергии. Существующие проблемы отрасли в регионе, особенности управления ГУПами и возможные пути реформирования.
III Глава содержит анализ основных показателей деятельности ГУП «ТЭК СПб» и с его учетом определение основных направлений развития.
Реализация стратегии – это повседневная трудоемкая работа, ориентированная на выполнение конкретных действий по проведению мероприятий для совершенствования всей деятельности в целом и ее результатов. Именно на этом этапе менеджеры всех уровней управления должны выступать как единая команда, в которой знание и понимание процессов стратегического управления одинаково важно для менеджеров всех уровней. Широкое вовлечение в работу по реализации стратегии менеджеров предприятия всех уровней и звеньев является решающим фактором успешности всей работы. Поэтому они должны иметь четкое представление о том вкладе, который должен быть сделан ими лично, их управлениями, отделами и подразделениями для достижения целей стратегии.
Для реализации предложенных направлений по программе стратегического развития ГУП «ТЭК СПб» необходимо разработать комплекс подпрограмм, тактических планов, в которых осуществляется детализация заданий по более коротким периодам и преимущественно на среднем уровне менеджмента. Оперативные планы должны связать повседневную деятельность предприятия с целевыми установками и приоритетами стратегии.
Однако, нужно учесть, что для выполнения всего комплекса задач, направленных на развитие ГУП «ТЭК СПб» необходима не только слаженная работа специалистов предприятия, но и конструктивный диалог с властью, как на городском, так и на федеральном уровне.
В настоящее время находится в разработке проект закона «о теплоснабжении» введением в действие, которого планируется ввести в теплоснабжение оптовую конкуренцию там, где это возможно. Но, я думаю, что не стоит полагаться на оптовую конкуренцию как на механизм решения всех проблем. Под оптовой конкуренцией имеется в виду конкуренция между различными поставщиками тепла в рамках одной системы теплоснабжения. То есть конкуренция между различными компаниями в самом секторе централизованного теплоснабжения, а не видом энергоисточника.
Такая конкуренция не всегда возможна с технической точки зрения. Но, если система позволяет, способна служить стимулом для снижения затрат, что говорит об определенно положительном моменте оптовой конкуренции. Однако не стоит уделять слишком большое внимание этому фактору, надеясь, что именно такой тип конкуренции разрешит все проблемы сектора.
В первую очередь нужно создать необходимые условия для того, чтобы компании централизованного теплоснабжения были конкурентоспособными компаниям с другими системами теплоснабжения (децентрализованным), независимо от того существует такая конкуренция или не существует. При этом, компании будут заинтересованы в том, чтобы найти наиболее дешевый источник тепла, то есть закупать тепло из источников, которые сегодня не имеют широкое применение в России (например, тепло мусоросжигательных установок}
Законы
1. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ
(с изменениями от 26 декабря 2005 года)
Постановления
2. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 года
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года
Книги
3. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 380с.
4. Вахрушина М.А. Управленческий учет: от теории к современной практике. Учебно-практическое пособие. – Москва. – 168с.
5. Глухих В.А., Сафонов Л.П. Отчет о научно-исследовательской работе: Энергетическая программа Санкт-Петербурга на период до 2010 года Книга 2. Совершенствование и развитие системы управления субъектами ТЭК Санкт-Петербурга в условиях проведения реформ в России. – СПб. – 47с.
6. Коломийченко О.В., Ворожейкин В.Н. Государственное регулирование естественных монополий. Опыт, проблемы, перспективы. – Региональный общественный фонд поддержки журнала «Санкт-Петербургская панорама», СПб. – 2000. – 255с.
7. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 432с.:ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»)
8. Румянцева З.П.
«Общее управление организацией. Теория и практика» - М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с. - (серия «Высшее образование»)
9. Слепченок В.С. Опыт эксплуатации коммунального теплоэнергетического предприятия: Учебное пособие / СПб.: ПЭИПК, 2003. – 251с.
10. Томпсон А.А., Стрикленд А.ДЖ. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов Пер. с англ. Под. Ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576с.
11. Тренев В.Н., Ириков В.А., Ильдеменов С.В., Леонтьев С.В., Балашов В.Г. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 320с.
Периодические издания
12. Государственный контроль и надзор в энергетике: интервью с председателем Комитета по энергетике А.В. Бобровым // «Энергонадзор – информ» - 2005. - № 2. – С.4-7.
13. К вопросу «Об итогах работы инженерно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Санкт-Петербурга в период отопительного сезона 2004/2005г. и задачах на отопительный сезон 2005/2006 // «Энергонадзор – информ» - 2005. - № 2. – С.8 – 9.
14. Машков А.А. Проблемы энергетической безопасности (взгляд из Санкт-Петербурга) // Энергонадзор – информ» - 2005. - № 2. – С.14 - 16.
15.Кутобаев В.Б. «Преодоление кризиса коммунального теплоснабжения: энергосбережение или эффективное планирование?» // Энергонадзор – информ» - 2005. - № 1. – С.12 - 15.
16. «Энергетика: состояние и перспективы. Инженерно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга 2005 – 2006 годы: новый вектор развития» // Энергонадзор – информ» - 2005. - № 4. – С.10 – 13.
17. Машков А.А. «Основные положения проекта концепции закоа «Обэнергетической безопасности» // Энергонадзор – информ» - 2005. - № 4. – С.15 – 16.
Ресурсы удаленного доступа
18. Официальный сайт Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» - Режим доступа: http//www.gptek.spb.ru
19. Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации – Режим доступа: http//www.minprom.gov.ru