ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1 Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования 13
1.2.Основные виды речевых нарушений у детей 20
1.3 Содержание и порядок оказания логопедических услуг детям с речевыми нарушениями 26
Глава II. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1 Изучение состояния услуг логопедической помощи с речевыми
нарушениями в условиях образовательной организации 37
2.2 Моделирование системы менеджмента качества оказания услуг
логопедического сопровождения в ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности
«Старт»» 48
2.3 Анализ результатов внедрения процессной модели управления в
образовательной организации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список литературы 65
В современных социально-экономических условиях качественного предоставления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной организации приобретает особую
актуальность.
Интерес к изучению совершенствования организации логопедической помощи в условиях общеобразовательной организации обусловлен рядом факторов. Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного и школьного возраста, а это требует охвата большой части детского населения (Л.С. Волкова, Л.Р. Давидович, И.В. Матюх, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Логопедическую помощь детям оказывают учреждения различного ведомственного подчинения, но их действия не всегда согласованы в работе. Это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования логопедической помощи в направлении единого коррекционного пространства.
В Российской Федерации актуальной остается проблема подготовки кадрового состава логопедов, осуществляющих логопедическую помощь детям, так как от этого зависит эффективность коррекционного процесса. Данная проблема порождена отсутствием в ряде случаев специального образования у педагогов, работающих логопедами.
Существующая система обучения детей с нарушениями речи построена с учетом не только неоднородности вида и формы речевой патологии, но и комплекса взаимосвязанных факторов, отражающих их личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие. На основе вариативности и степени выраженности расстройств речевой/языковой способности, характера их влияния на различные стороны психического развития разработаны научно-теоретические основы построения специального (коррекционного) педагогического процесса, система обучения детей с речевыми нарушениями.
Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную,
воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.
В настоящее время на основе комплексного разностороннего изучения различных видов нарушений речевой деятельности создана фундаментальная научная база для развития и функционирования сети образовательных организаций для детей с нарушениями речи, определены структура таких организаций и содержание образовательного коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия.
Современная образовательная система обучения детей с нарушениями речи должна развиваться в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности с особыми образовательными потребностями. Она должна представлять динамическую, развивающуюся структуру, характеризоваться наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации детей с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре.
Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, современные тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей, задач, содержания, форм получения образования детьми с нарушениями речи. Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями речи строятся на основе методологического подхода, предусматривающего непростое накопление суммы знаний, а формирование «академических» достижений обучающегося, трансформирование уровня полученных знаний в области «жизненной компетенции».
В связи с этим изменяется роль участников педагогического процесса. Акцент с получения учащимся готовой информации, транслируемой учителем, смещается на самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
Современный этап развития коррекционной педагогики, специальной психологии и логопедии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне реформ общего образования активно происходит модернизация содержания помощи детям в системе специальных (коррекционных) учреждений (Г. В. Баринова, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев).
Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины образования Российской Федерации, является понимание того, что качество образования в значительной мере зависит от управленческих средств, обеспечивающих условия, оценку и управление изменениями образовательного процесса на каждом этапе предоставления услуг. (К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Б.С .Вожов, Н.В. Вожова, Л.В. Пименова, М.М. Поташник).
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена активным формированием в настоящее время различных организационно-правовых форм и моделей коррекционно-развивающего образования и не разработанностью методики формирования и внедрения системы управления качеством логопедических услуг.
Проблема качества логопедической деятельности применительно к образовательному учреждению имеет внешнюю и внутреннюю стороны. С внешней стороны качество образования, реально получаемого детьми с речевыми нарушениями, определяет их успешность дальнейшего обучения в школе и качество последующей адаптации в жизни. С внутренней стороны
качество образования, предлагаемого детям, характеризует эффективность работы образовательного учреждения, заинтересованность и
удовлетворенность преподавателей условиями и результатами своего труда.
Таким образом, для образовательной организации актуальна двоякая роль и производителя услуги, и производителя готового образовательного продукта. Исходя из этого, качество образования представляет собой полиструктурное единство компонентов, характеристика которых отражает процесс и результат достижения диагностично заданной цели коррекционно- развивающего процесса. И, следовательно, качество представляет собой феномен, возникающий в системе отношений сторон, главными из которых выступают поставщик и потребитель. Потребитель является источником и/или носителем требований, поэтому именно он в конечном итоге осуществляет функцию оценивания и подтверждения качества. Отсюда следует, что потребитель должен быть ведущей (определяющей) стороной в указанной системе отношений.
Решение этих вопросов возможно только при разработке и внедрении процессного подхода к управлению логопедической помощью. Однако проблема качества логопедических услуг не всегда четко формулируется в современных терминах его обеспечения и оценки. В литературе деятельность образовательного учреждения как объекта работы по обеспечению качества не подвергалась структурированию и анализу на системном уровне.
Сложившаяся ситуация требует поиска новых и совершенствования имеющихся методов трактовки понятия качества и управления логопедических услуг в структуре деятельности образовательных организаций.
Цель исследования: на основе обобщения опыта деятельности образовательной организации смоделировать и экспериментально проверить процессную модель управления качеством предоставления логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Объект исследования: организация логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в образовательных организациях.
Предмет исследования: моделирование управления качеством
коррекционно-развивающей деятельности в рамках логопедического сопровождения в условиях образовательной организации для совершенствования предоставляемой коррекционно-развивающей помощи.
Гипотеза исследования: В развитии логопедической помощи есть существенные достижения, позволяющие обеспечить логопедическое сопровождение различных категорий детей логопедической помощью в различных институциональных условиях, и, вместе с тем, есть возможность и необходимость ее совершенствования. Мы предполагаем, что повышение эффективности логопедической помощи детям с речевыми нарушениями позволит обеспечить процессная модель управления качеством коррекционно-развивающей деятельности в условиях отдельной образовательной организации. На наш взгляд, это приведет к реальному повышению качества логопедической работы с детьми и улучшит на разных этапах состояние коррекционного.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ специальной научной литературы и изучить состояние теоретической и практической разработанности вопросов управления качеством предоставления коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями, уточнить определения терминов и понятий.
2. Изучить содержание и порядок оказания услуг логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в различных институциональных условиях.
3. Разработать и апробировать процессную модель системы менеджмента качества коррекционно-развивающего обучения в условиях образовательной организации с адаптацией стандартов 180 9001:2008.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
-концепция научного управления (В.Г. Афанасьев, И.Н. Герчикова, Ф.Тейлор, А. Файоль, Дж. Шелдрейк);
-теория управления образовательными учреждениями и педагогическим процессом (К.Ю. Белая, Ю.Л. Конаржевский, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник, В.П.Симонов, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
-педагогическая концепция личностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и деятельностного (В.В.Давыдов, А.В.Запорожец) подходов в обучении;
-теория педагогического моделирования и прогнозирования (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, Э.Г. Костяшкин, Е.А. Ямбург);
-системный подход к организации коррекционно-развивающей деятельности (Н.Н. Киосе, Г. А. Каше, Н .А .Виноградова, Л. Берталанфи, М.С. Каган, В. В. Коркунов, Г. Л. Смолян), педагогическому мониторингу и диагностике (Т.В. Фуряева, Н. Семаго, Г.В. Чиркина, И.Б. Иншакова) и коррекции речевых нарушений (Т.А. Ахутина, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, З.А. Репина);
- современные исследования о симптоматике и структуре речевого наушения у детей с общим недоразвитием речи (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Жукова Н.С. Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены особенности построения эффективной модели управления качеством логопедических услуг в общеобразовательной организации.
Анализ литературы показал, что в настоящее время очевидна тенденция роста числа детей имеющих речевые нарушения, но не имеющих возможности получать логопедическую помощь. Это происходит по различным причинам, одной из которых является повышающийся спрос на услуги логопедической помощи. Поэтому число организаций, которые могут оказать качественную логопедическую помощь, должно увеличиваться, чтобы все дети, нуждающиеся в помощи, могли ее получить.
Таким образом, управление качеством логопедических услуг в образовательной организации представляет собой непрерывный цикличный процесс скоординированной деятельности субъектов по достижению соответствия качества логопедических услуг требованиям основных заинтересованных сторон (детей с нарушениями речи и их родителей (законных представителей), специалистов - логопедов, других
педагогических работников.
Можно сделать обоснованный вывод об основном подходе к моделированию в исследуемой области - строгое соблюдение этапности .
Анализ опыта работы образовательной организации и литературных источников показала, что структура качества логопедической деятельности включает в себя взаимосвязанные компоненты:
а) качество организации образовательной среды (совокупность информационного, технического, кадрового, учебно-методического обеспечения);
б) процессуальный компонент (содержательный аспект коррекционно¬развивающей деятельности; формы, методы, технологии логопедической по¬мощи; уровень работы специалистов);
в) результирующий компонент (достижение поставленных целей, овладение детьми коммуникативными и познавательными компетенциями), который должен учитываться при определении критериально - оценочного комплекса мониторинга качества.
Для эффективной реализации модели управления качеством необходимо соблюдение следующих условий:
- относительно основных заинтересованных сторон: наличие
развернутой системы диагностики требований потребителей; наличие информационной и инновационной образовательной среды; установление устойчивых и активных связей с образовательными учреждениями, принимающими выпускников для дальнейшего обучения;
- относительно специалистов образовательного учреждения: наличие высокого уровня технологической, квалитативной, организационной, коммуникативной и методической компетентностей; присутствие инновационной культуры и мобильности, высокого педагогического и профессионального мастерства.
Предложенное в работе понимание качества логопедической деятельности обуславливает ведущую роль диагностики в управлении качеством коррекционно-развивающей работы.
Применение диагностического подхода к управлению качеством приводит к формулировке общего положения; решение коррекционно-развивающих задач в управлении логопедической деятельностью следует осуществлять с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться описанию и измерению.
В силу сложности и феноменологического многообразия предмета и методической неразработанности системных исследований в области управления качеством логопедической деятельности основные положения выпускной квалификационной работы были ограничены изучением процессных параметров качества коррекционно-развивающих услуг. Исследование показало, что в основу управления любой организацией, в том числе и логопедическим Центром, могут быть заложены различные подходы: структурный, функциональный, процессный, проектный и др. На протяжении нескольких десятилетий управление учреждениями ССО и их развитие осуществлялось в соответствии с функциональным подходом.
В результате принципиальных изменений, произошедших в системе образования, альтернативой ему может стать процессный подход, обладающий рядом преимуществ. Одним из главных достоинств данного подхода является обеспечение непрерывности управления в результате объединения процессов организации в единую систему.
Таким образом, в настоящее время процессный подход стал основополагающей базой современных подходов к управлению учреждениями и построению систем менеджмента качества. Свое практическое воплощение процессный подход получил в международных стандартах ИСО серии 9001:2008, являющейся наиболее разработанной методологией его внедрения при построении СМК образовательных учреждений.
1. Архипова, Е. Ф. Программа «От рождения до школы» о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации ФГОС ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / Е. Ф. Архипова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 3- C. 2 - 8.
2. Алтухова, Т.А., Российская Е.Н. Коммуникативная компетентность учи-теля-логопеда как условие развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного про-цесса в условиях реализации ФГОС . / Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская - Белгород., 2014.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. [Текст] / Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В., [и др.] - С-Пб.,2001.- 123 с.
4. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. [Текст]: Библиотека педагога-практика / Д.А. Белухин - М., 1997.- 302 с.
5. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. [Текст] / Е.В. Бондаревская - М., 1999.
6. Боскис, Р.М., Основы обучения и воспитания аномальных детей. .
[Текст] / Р.М. Боскис., Р.Е. Левина - М., 1965.
7. Борисова, Е.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях кабинета логопедической помощи [Текст] / Е. А. Борисова //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 14.
8. Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка. [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Л. Буланин- М., 2010.- 205 с.
9. Бурдье, П. Воспроизводство; элементы теории системы образования [Текст] / П. Бурдье, Ж.-К. Пассрон ; пер. Н. А. Шматко. - М. : Просвещение, 2007.-267 с.
10. Варенцова , Н.С. Развитие фонематического слуха. [Текст] / Н.С. Варенцова, Е.Н. Колесникова - М., 2007.
11. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном
учреждении Варенцова , Н.С. Развитие фонематического слуха. [Текст] / Н.С. Варенцова, Е.Н. Колесникова - М., 2007. // Молодой ученый. —
2013. — №3.
12. Васильева Г.Р. Изменение содержания дошкольного образования как фактор изменения его качества. Технологические аспекты управления качеством образования [Текст] : докл. и сообщения / Стерлитамак. гос. пед. ин-т, Учеб.-метод. центр МУУНО, г. Салават. - Салават-Стерлитамак :, 2013.
13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов. / Л.С. Волкова. С.Н.Шаховская - М., 2009. - 680с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский - М.,
2002., 352 с.
16. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1 [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова -. М., 2000.
17. Гриншпун Б.М. Дислалия [Текст]: Хрестоматия по логопедии (том I) / Б.М. Гриншпун // Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997.
18. Гриншпун, Б.М. Логопедия [Текст] / Б.М. Гриншпун. - М., 1989
19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1961.- 470 с.
20. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., 2000.
21. Егорова Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях введения ФГОС [Текст] / Е. Егорова // Вестник образования. -
2014. - № 14 (2788).
22. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. [Текст] / Т.Б Епифанцева / Под ред. Т.О. Епифанцева. Ростов н/Д., 2007.- 486 с.
23. Жаренкова, Г.И. Выявление недостатков речи. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. [Текст] / Г.И. Жаренкова - М.: Просвещение-1965. - 165 с
24. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. [Текст] / Н.И. Жинкин, М.,1966.
25. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.Е. Жукова, Д,Б. Эльконин , М.,
2003.
26. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
27. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. -
2004. - №7. - С. 127 - 132
28. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 480с. ,
29. Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова. - М., 1994
30. Ильин, В. В. Система управления качеством: российский опыт [Текст] / В. В. Ильин. - СПб.; Невск. проспект, 2007. - 224 с.
31. Информатизация общего среднего образования [Текст] : науч.-метод, пособие / ав. - сост. Д. Ш. Матрос. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 384 с.
32. Илюк, М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. [Текст] / М.А. Илюк - СПб.,2012. - 207 с.
33. Иншакова, О.Б. Логопедическое обследование. [Текст] : Альбом для логопеда / О.Б . Иншакова - М: Знание, 2009. - 376 с.
34. Каспарова, С. Логопедическая работа в школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования [Текст] / С. Каспарова, Ю. Дроздова // Коррекционно-развивающее образование. - 2014. - № 3.
35. Каше Г.А., Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи. [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, М., Просвещение , 1978. - 82 с
36. Киосе, Н.Н. Процессная модель управления качеством предоставления
коррекционно-развивающей помощи детям в условиях негосударственного логопедического центра. [Текст]: дис. канд. пед. наук 13.00.03 ,
Екатеринбург, 2012. - 189 с.
37. Киосе Н.Н., Копнов В.А. Определение качества логопедической деятельности как базового элемента разработки и внедрения эффективной системы менеджмента качества образовательного учреждения психолого-логопедического профиля // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.
38. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. -М . ; Зимородок : Карапуз, 2006.-418 с.
39. Коноваленко, В.В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период. [Текст] : Пособие для логопедов. - 2-е изд. / В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000-307 с.
40. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. [Текст] / Р.И. Лалаева, - М., 2004
41 Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] : Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / Р.Е. Левина / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 528с
42. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] : методический материал / Р. Е. Левина // Логопедия сегодня. - 2009. - №1(23) . - С. 6-19
43. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина / под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967.
44. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1951. - 120с
45. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] ; 5учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. -М . : Академия, 2003.
46. Лурия А.Р. Внимание и память. [Текст] / А. Р. Лурия, - М.: МГУ, 1975 - 106 с.
47. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специфические требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология -2010.-№ 5.
48. Н.Н. Малофеев, Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская - М., 2010.
49. Матюх, И.В. Группы кратковременного пребывания как модель оказания логопедической помощи детям с системным недоразвитием речи [Текст] / И.В. Матюх // Специальное образование. - 2012. - № 2.
50. Методы обследования речи детей [Текст]:: Пособие по диагностике речевых нарушений / ав.-сост. Проф. Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2013. - 240 с.
51. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. [Текст] / С.Г. Молчанов - Челябинск, 1998.
52. Новикова Г.П. Актуальные задачи и направления совершенствования дошкольного образования [Текст] / Г.П. Новикова // Пед. образование и наука. - 2011. - № 3, с. 9-18
53. Оскольская Н.А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста на основе моделирования коррекционно-развивающего процесса, [Текст]: автореферат дисс канд. пед. наук / Н.А.Оскольской - М., 2002
54. Левина Р. Е.Основы теории и практики логопедии [Текст]Р.Е. Левина, М. - 1967
55. Очерки по паталогии речи и голоса. [Текст] Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1963
56. Об утверждении и введении в действие федерального государственного
стандарта начального общего образования [Текст]: приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №373 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №661. 5.08.2013 // Российская газета. 2013
57. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. [Текст] / А.А. Плигин - Монография. М., 2003.
58. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст]: Учеб. Пособие для студентов де-фект.
Фак. Пед.инстит. / О.В. Правдина - М.: "Просвещение", 1973. - 272 с.
59. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] Учебно-методическое пособие под ред. Волосовец Т. В. - М: Парадигма, 2012.
60. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред.
В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
61. Рау, Е.Ф. Логопедия. [Текст] / Е.Ф. Рау, В.А. Синяк - М.: Просвещение -1969. -128 с
62. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования
педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков - М.: Издательская
корпорация
«Логос», 1999 - 272 с .
63. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. [Текст] / Е.Ф. Соботович - М.: Классик стиль - 2003. - 160 с.
64. Спирова Л.Ф. Нарушения речи у детей [Текст]; Хрестоматия по логопедии (том I) / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос 1997.- 560 с.
65. Столяренко Л.Д. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми [Текст] / Л.Д. Столяренко , М., 2002
66. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / ав. сост . Н.А. Виноградова, Н.В. Миклева, М.: Айри- пресс ,2012-124 с.
67. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб, для студентов вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. ; Дело,
2005. -448 с.
68. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015 г.).
[Электронный ресурс] Точка доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz- zakon-ob-obrazovanii-2013.
69. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи [Текст]: Книга для логопеда / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М: Импульс, 2011. - 285 с.
70. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. [Текст]: книга для логопеда / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова - М.: Импульс, 2011.
71. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова - М.: Импульс, 2015. - 426 с.
72. Филипович Е.И. Логопедическая работа в организациях общего и
специального образования [Текст]: программа профессиональной
переподготовки / Е.И. Филипович. - М.: Московский социально¬
гуманитарный институт, 2014.
73. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. / Т.Б. Филичева., Т.В. Туманова - М., 2000.
74. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. [Текст] / М.Ф. Фомичева - М., 2009.
75. Хватцев М.Е. Логопедия. [Текст]: Книга для преподавателей и студентов
педагогических учебных заведений / М.Е. Хватцев.,/ Под научной редакцией профессора Р.И. Лалаевой и профессора С.Н Шаховской - М., Владос - 2009.
- 272 с.
76 .Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб, пособие для студентов вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М. : Академия, 2007. - 382 с.
77. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика. [Текст] : Хрестоматия. Учебное пособие / Н.Х. Швачкин - М., 2004. - 330 с.
78. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст] / И.С. Якиманская - М., 1996. - 96 с.
79. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. [Текст] / Книга для учителя - логопеда, 2-е изд., доп./ А.В. Ястребова - М., Просвещение, 2009. - 160 с.
80. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. [Текст] / А.В. Ястребова - М.: Просвещение, 2010. - 219 с.