Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №68241

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 9
1.1. Особенности развития словарного запаса у младших
школьников 9
1.2. Формирование словарного запаса у младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью 14
1.3. Содержание работы по формированию словарного запаса у
младших дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью 20
1.4. Анализ педагогических подходов по использованию дидактических игр в процессе формирования словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 25
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 34
2.1. Изучение уровня сформированности словарного запаса у младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью 34
2.2. Методические рекомендации по формированию словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами
дидактических игр 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 71


Современная реформа образования требует новых подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Большое внимание государство уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право каждого человека на образование. При этом «создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Как и все дети, ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.
Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью выражаются в
нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В.Г. Петрова). Поэтому, одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является развитие речи и речевых форм общения.
Успешность этой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от точности и правильности понимания значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст. Поскольку базисом речевой организации человека является словарный запас, то различные недостатки его функционирования значительно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к дефицитарности социально-бытовой ориентировки (В.В. Воронкова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.).
В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.К Луцкина, А.Р. Маллер, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В. Тарасенко, Ж.И. Шиф, М.П. Феофанов). Проанализировано использование слов различных тематических групп (З.Д. Будаева, В.В.Воронкова, Г.И. Данилкина, Т.Н.Иванова, Н.В. Тарасенко, Т.К.Ульянова, Ж.И. Шиф). Исследователями отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем учащихся с нарушенным интеллектом (А.К.Аксенова, Г.М. Дульнев, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова).
Особенности словарного запаса у детей с интеллектуальной недостаточностью привлекали внимание многих авторов (Н.В. Павлова.
Л.Г. Парамонова, А.И. Дмитриева, Р.И. Лалаева и др.), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря. Причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Однако следует констатировать, что современная практика развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью организована
недостаточно эффективно, без учета индивидуальных речевых возможностей детей, объема их словарного запаса, соотношения активного и пассивного словаря. При существующем положении дел нельзя ожидать существенных сдвигов в развитии коммуникации, речевой практики ребенка, в приобретении им умений и навыков связно выражать свои мысли, которые в свою очередь должны стать основным средством формирования лексической системности, познания сущности слова, основой развития положительной динамики словаря, закрепления его в памяти, а в целом формирования речеслуховой и речемыслительной деятельности.
В этой связи представляется важным исследовать
особенности овладения словарным запасом и
возможности целенаправленного формирования словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Центральным местом в воспитании и обучении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является тезис о том, что между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием речи. Еще в 30-е годы Л.С.Выготский указывал на общность законов развития нормальных и аномальных детей. Можно полагать, что игра не менее значима для развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, чем для их нормально развивающихся сверстников.
Анализ ныне действующих программ по обучению и воспитанию младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью, методической литературы по развитию речи детей данной категории и проведенных наблюдений позволяет утверждать, что в настоящее время игровая деятельность недостаточно целенаправленно используется как средство активизации речевого общения детей данной категории.
Так, необходимость формированию словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр определила актуальность выбранной темы исследования.
Анализ литературных данных по речевому развитию детей с интеллектуальной недостаточностью, и в частности их словаря, позволил выявить противоречия:
- между потенциальными возможностями учащихся школ с
интеллектуальной недостаточностью и недостаточной разработанностью научно-методических основ
их речевого развития;
- между традиционными формами подачи словарного материала и
необходимостью разработки новых подходов
к методическому обеспечению занятий по развитию
словаря школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее значение для решения вопросов развития детей с интеллектуальной
недостаточностью обуславливают актуальность исследования.
Проблема исследования: каковы пути совершенствования
коррекционно-развивающей работы по формированию словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: методические рекомендации по
формированию словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: формирование словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет эффективной, если:
- коррекционно-развивающая работа по формированию словарного запаса будет проводиться систематически и последовательно;
- использование дидактических игр будет одним из основных методов в процессе формирования словарного запаса.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему исследования.
2. Организовать и провести изучение уровня сформированности словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработать методические рекомендации по формированию
словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр.
Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая база исследования: положения о
симптоматике и структуре речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, С.Я. Рубинштейн); концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (П.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.); лингвистические и психолингвистические представления о процессе развития лексики (O.E. Громова, М.Б. Елисеева, A.A. Залевская, A.B. Захарова, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская и др.); концепции о развития лексической стороны речи у детей с нарушениями интеллекта (Г.И. Данилкина, В.Г. Петрова, Н.В. Тарасенко, Г.М. Дульнев и др.); концепции о развивающем воздействии различных видов игр на психическое и социальное развитие школьников (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова и др.).
База исследования: ГБОУ «Алексеевская СКО Школа-интернат VIII вида», 1 «А» класс.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
Словарь современного младшего школьника - живая, развивающаяся система, совокупность слов естественного языка, значение которых учащийся понимает и может объяснить. Возрастные изменения
обусловлены гендерными, возрастными особенностями, социальным опытом школьника, его социокультурными и психофизиологическими особенностями.
Важными причинами бедности словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти. Нарушения лексического строя у детей с интеллектуальной
недостаточностью состоят в том, что дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла.
Дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов, а также выполняют функцию средства обучения. Дидактическая игра служит одним из основных средств формирования словарного запаса детей данной категории.
Проведенное экспериментальное исследование, позволяет нам констатировать следующее: высокий уровень сформированности пассивного словарного запаса наблюдается у 1ребенка, что составляет 1,4 %; средний уровень сформированности пассивного словарного запаса показали 5 детей, что составляет 54,2%; низкий уровень сформированности пассивного словарного запаса отмечен у 2 детей, что соответствует 29,1%.
О сформированности активного словарного запаса говорят следующие данные: высокий уровень сформированности активного словарного запаса не обнаружен; средний уровень сформированности активного словарного запаса показали 2 ребенка, что составляет 25%; низкий уровень отмечен у 6 детей, что соответствует 75%.
По результатам экспериментального исследования нами были разработаны методические рекомендации по формированию словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр. Методические рекомендации охватили три взаимосвязанных блока работы учителя-логопеда: работа с учащимися, работа с воспитателем во внеурочное время, работа с родителями.
В рамках блока - работа с учащимися, были рекомендованы два подэтапа: подготовительный - уточнение имеющихся слов и основной - формирование новых слов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в ходе проведения занятий с использованием дидактических игр. С этой целью был предложен примерный календарный план работы, разработаны картотеки дидактических игр по разным направлениям, даны примерные конспекты логопедических занятий по проблеме исследования.
В работе с воспитателями и родителями было рекомендовано проведение разнообразных мероприятий направленных на повышение компетенции по проблеме исследования, а именно: наглядное просвещение (стенды, буклеты, памятки), профессиональное консультирование (консультации), профессиональное просвещение (собрание, круглые столы, мастер-классы).
Данные методические рекомендации, направленные на организацию работы с учащимися, тесному сотрудничеству с воспитателями и взаимодействию с родителями по проблеме исследования позволят повысить эффективность логопедической работы в рамках формирования словарного запаса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учебник для студ. дефект. - М.: Владос, 2007.-316 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331c.
3. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академический Проект, 2000.- 176 с.
4. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе [Текст]: М.:
Просвещение, 2007. - С.263-269.
5. Барагузина Л.В. Дидактические игры в обучении младших школьников с нарушением интеллекта (методическое пособие) Электронный ресурс: http://docplayer.ru/amp/27198839-Igrovye-tehnologii-avtor-lyubov- vasilevna-baraguzina. html
6. Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ- интернатов [Текст] : Дисс. . канд. психол. наук.- СПб., 1995. - 198 с.
7. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов - М: Астрель, 2007. - 236 с.
8. Волков Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учебное
пособие. - М.: Академический Проект, 2006- 208 с.
9. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой [Текст] - М.:
Просвещение, 1991. -96с.
10. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст]. - М.: Акцидент, 1995. - 64с.
11. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / М. Ф. Гнездилов. — М.: Просвещение, 2005. - 275 с.
12. Григорович Л. А. Педагогика и психология [Текст]: уч. пособие для ВУЗов / Л. А. Григорович. — М.: Гардарики, 2007. - 480 с.
13. Гризик Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] : метод. пособие
для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2007. - 222 с.
14. Данилкина Г. И. Особенности обучения русскому
языку во вспомогательной школе (на материале 1-го класса) [Текст]: учебное пособие. Л., 1979. - 68 с.
15. Дмитриева А.И. Формирование словаря у учащихся специальных
(коррекционных) школ XIII вида [Текст]: Учебное пособие. - М.:
МПСИ, 2009. - 128 с.
16. Добромыслов В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики [Текст] / В. А. Добромыслов. — М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
17. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
18. Жукова Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург: Феникс 2007.- 316с.
19. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 томах. Том
1. Психическое развитие ребенка / Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1996. - 297 с. - URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26480.
20.Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А. Земская - М.: Академия, 2007. — 589 с.
21.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г Зикеев - М.: Академия 2012.- 200 с.
22. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст] - СПб: П-2, 2006. - 189 с.
23. Лаврентьева А. И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе[Текст] // Усвоение ребенком родного (русского) языка - СПб.: Образование, 1996. - 237 с.
24. Лалаева Р.И. Проблема исследования «чувства языка» у умственно
отсталых школьников [Текст] // Актуальные проблемы
специальной педагогики и специальной психологии: (Тезисы докладов). — М.: МГПУ, 1999. — С. 119-123.
25. Лапп Е.А. Организация логопедической работы в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие. - СПб., 2013.- 264 с.
26. Леонтьев А.А. Принципы психологического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности [Текст] // Проблемы развития психики. - М.: Артель, 2015. - 369 с.
27. Леонтьев А.А. Принципы психологического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности [Текст] // Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 2015. - 279 с.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: «Академия», 2004. - 352 с.
29. Лизунова Л.Р. Логопедические технологии /рабочая тетрадь/ Лизунова
Л.Р.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский
государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 46 с.
30. Львов М.Р. Основы развития младших школьников [Текст] / М.Р. Львов // Начальная школа. — 2011. — №7. — С. 8 — 13.
31. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение, 2012. - 415 с.
32.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Словари, 2002. - 452 с.
33. Павлова Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] : Дис. .канд. пед. наук. -М., 2002. -210 с.
34. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции [Текст] // Обучение во вспомогательной школе. — М.: МГПУ, 1999 - 213 с.
35. Петрова В. Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы
[Текст] / В. Г. Петрова. М.: Артель, - 176 с.
36. Петрова В.Г. Речь умственно отсталых школьников [Текст]: в сб.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. - М.: Просвещение, 2007. - С. 87-89.
37. Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка [Текст] / С.В. Плотникова. - Начальная школа,- 2012. - №10. - 297 с.
38. Плотникова С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения
словарем и методика его развития [Текст] : учеб. пособие / С.В. Плотникова. -Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007. - 216 с.
39. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова М.: Акодемия, 2009. - 272 с.
40. Селиверстова В.И. Понятийно - терминологический словарь логопеда. М.: Владос, 2011. - 290 с.
41. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] : Автореф. дисс. .канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 16 с.
42. Словарь по социальной педагогике / Авт.сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.- 389 с.
43. Тарасенко Н. В. Нарушения лексики у детей с умственной отсталостью [Текст] / Н. В. Тарасенко. — М.: Просвещение, 2003. - 176 с.
44. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст].
Учебно-методическое пособие - Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет. - 2008. - 51 с.
45. Федосеева Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Текст]: учебное пособие/ Федосеева Е.С., Ярикова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015.— 176 с.
46.Чиркина Г.В. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Г. В. Чиркина, Н. А. Никашина, Р. Е. Левина. — М. : Владос, 2011.— 374 с.
47. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы [Текст] / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 2007. - 482-511 с.
48.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ