СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Понятие, уровни и методы изучения личностной тревожности 6
1.2 Психолого-педагогические условия личностной тревожности в
подростковом возрасте 12
1.3 Стиль семейного воспитания, как фактор личностной тревожности
подростков 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обсуждение 29
2.3 Рекомендации школьному психологу по работе с тревожными
подростками 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Понятие, уровни и методы изучения личностной тревожности 6
1.2 Психолого-педагогические условия личностной тревожности в
подростковом возрасте 12
1.3 Стиль семейного воспитания, как фактор личностной тревожности
подростков 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обсуждение 29
2.3 Рекомендации школьному психологу по работе с тревожными
подростками 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Для ребенка ближайший круг общения есть семья, в котором формируются его отношение с внешним миром и психика. Влияние родителей на детей многопланово и безусловно, особенно в подростковом возрасте. Институт семьи является важнейшим условием его развития и становления и по этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка.
В психолого-педагогической литературе представлено огромное количество работ, которые изучают типы отношения родителей к ребенку в зависимости от их влиянием на развитие его личности, поведения и особенностей характера (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).
Демонстративны и убедительны исследования и наблюдения, которые посвящены влиянию нарушенных или неправильных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной практике и науке детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.
Отечественными психологами предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также типов родительского отношения, способствующих возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Однако мы считаем, что такого количества исследований по этой теме недостаточно, и вопрос уровня личностной тревожности подростков из семей с разным стилем воспитания и связи стиля семейного воспитания.
Возникновение тревожности является одним из следствий нарушений в воспитании ребенка. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и эмоциональное на развитие ребенка. В
подростковом возрасте, когда ребенок входит во взрослую жизнь,
воздействие тревожности становится особо значимо.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы: как связаны личностная тревожность подростков и стиль семейного воспитания?
Цель исследования: изучить характер связи личностной тревожности подростков и стиля семейного воспитания
Объект исследования: личность подростков в условиях семейного воспитания.
Предмет исследования: характер связи между личностной
тревожностью подростков и стилем семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и оценить предлагаемые в психолого-педагогической
литературе подходы к изучению проблемы связи личностной тревожности подростков и семей с разным стилем воспитания.
2. Разработать модель эмпирического исследования связи личностной
тревожности и стиля семейного воспитания.
3. Изучить особенности тревожности у подростков и характер ее связи с стилем семейного воспитания.
4. Разработать практические рекомендации школьному психологу по работе с тревожными подростками.
Гипотеза исследования:
Существует связь между личностной тревожности подростков и стилем семейного воспитания, а именно: высокий уровень личностной тревожности подростков будет коррелировать с авторитарным стилем семейного воспитания.
Теоретическую основу исследования составили представления о личностной тревожности подростков (Астапов В. М., Божович Л.И., Гришина Н.В., Прихожан А.М. и другие); и представления о стилях семейного воспитания (Варга А.Я., Дружинин В.Н., Смирнова Е.О. и другие)
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: проведение методик.
3. Методы качественной и количественной обработки эмпирический данных (критерий Спирмена)
4. Методы анализа и интерпретации данных
Диагностические методики: Методика оценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин) Методика Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом диагностики уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Методика «Опросник родительского отношения» (ОРО) (Варга А.Я. и Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращаюшихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
База исследования: В исследовании приняло участие 63 учащихся 7-9 классов в возрасте 13-16 лет МБОУ «№20 СОШ» г. Белгорода и 63 родителей.
В психолого-педагогической литературе представлено огромное количество работ, которые изучают типы отношения родителей к ребенку в зависимости от их влиянием на развитие его личности, поведения и особенностей характера (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).
Демонстративны и убедительны исследования и наблюдения, которые посвящены влиянию нарушенных или неправильных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной практике и науке детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.
Отечественными психологами предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также типов родительского отношения, способствующих возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Однако мы считаем, что такого количества исследований по этой теме недостаточно, и вопрос уровня личностной тревожности подростков из семей с разным стилем воспитания и связи стиля семейного воспитания.
Возникновение тревожности является одним из следствий нарушений в воспитании ребенка. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и эмоциональное на развитие ребенка. В
подростковом возрасте, когда ребенок входит во взрослую жизнь,
воздействие тревожности становится особо значимо.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы: как связаны личностная тревожность подростков и стиль семейного воспитания?
Цель исследования: изучить характер связи личностной тревожности подростков и стиля семейного воспитания
Объект исследования: личность подростков в условиях семейного воспитания.
Предмет исследования: характер связи между личностной
тревожностью подростков и стилем семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и оценить предлагаемые в психолого-педагогической
литературе подходы к изучению проблемы связи личностной тревожности подростков и семей с разным стилем воспитания.
2. Разработать модель эмпирического исследования связи личностной
тревожности и стиля семейного воспитания.
3. Изучить особенности тревожности у подростков и характер ее связи с стилем семейного воспитания.
4. Разработать практические рекомендации школьному психологу по работе с тревожными подростками.
Гипотеза исследования:
Существует связь между личностной тревожности подростков и стилем семейного воспитания, а именно: высокий уровень личностной тревожности подростков будет коррелировать с авторитарным стилем семейного воспитания.
Теоретическую основу исследования составили представления о личностной тревожности подростков (Астапов В. М., Божович Л.И., Гришина Н.В., Прихожан А.М. и другие); и представления о стилях семейного воспитания (Варга А.Я., Дружинин В.Н., Смирнова Е.О. и другие)
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: проведение методик.
3. Методы качественной и количественной обработки эмпирический данных (критерий Спирмена)
4. Методы анализа и интерпретации данных
Диагностические методики: Методика оценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин) Методика Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом диагностики уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Методика «Опросник родительского отношения» (ОРО) (Варга А.Я. и Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращаюшихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
База исследования: В исследовании приняло участие 63 учащихся 7-9 классов в возрасте 13-16 лет МБОУ «№20 СОШ» г. Белгорода и 63 родителей.
Теоретический анализ проблемы связи уровня личностной тревожности подростков и стиля семейного воспитания позвонил сделать следующие выводы.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
Причины подростковой тревожности различны: физиологические изменения организма, социальная реакция на изменения их физического облика, сексуальное развитие подростков, отношения между родителями и ребенком и другие.
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношение с внешним миром. Влияние родителей на детей, безусловно, и многопланово, особенно в подростковом возрасте. Если в семье нет должностной гармони и чувств, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности;
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания;
Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что существует, связь между уровнем личностной тревожности подростков будет коррелировать с авторитарным стилем воспитания.
Проведенное исследование доказывает данную гипотезу и дает возможность сделать следующие заключения:
Проблема тревожности подростков, и коррекции личностной и ситуативной тревожности, является весьма актуальной. При этом причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных.
Социальным фактором развития тревожности является стиль семейного воспитания. Дети, которые растут и развиваются в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, которые связанны со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем, в том числе и к развитию личностной тревожности.
Качественными особенностями стиля семейного воспитания как фактора возникновения личностной тревожности являются: эмоциональное отвержение ребенка, чрезмерный уровень требований к нему со стороны родителя, гиперпротекция, неустойчивость стиля воспитания.
Качественными особенностями детско-родительских отношений как фактора низкой тревожности являются: эмоциональное принятие ребенка, высокий уровень требований и запретов к нему, отсутствие в семье конфликтов по поводу его воспитания.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
Причины подростковой тревожности различны: физиологические изменения организма, социальная реакция на изменения их физического облика, сексуальное развитие подростков, отношения между родителями и ребенком и другие.
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношение с внешним миром. Влияние родителей на детей, безусловно, и многопланово, особенно в подростковом возрасте. Если в семье нет должностной гармони и чувств, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности;
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания;
Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что существует, связь между уровнем личностной тревожности подростков будет коррелировать с авторитарным стилем воспитания.
Проведенное исследование доказывает данную гипотезу и дает возможность сделать следующие заключения:
Проблема тревожности подростков, и коррекции личностной и ситуативной тревожности, является весьма актуальной. При этом причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных.
Социальным фактором развития тревожности является стиль семейного воспитания. Дети, которые растут и развиваются в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, которые связанны со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем, в том числе и к развитию личностной тревожности.
Качественными особенностями стиля семейного воспитания как фактора возникновения личностной тревожности являются: эмоциональное отвержение ребенка, чрезмерный уровень требований к нему со стороны родителя, гиперпротекция, неустойчивость стиля воспитания.
Качественными особенностями детско-родительских отношений как фактора низкой тревожности являются: эмоциональное принятие ребенка, высокий уровень требований и запретов к нему, отсутствие в семье конфликтов по поводу его воспитания.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Связь стилей семейного воспитания с показателями эгоидентичности и
рефлексии старших подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Влияние стиля семейного воспитания на тревожность в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



