Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Понятие, уровни и методы изучения личностной тревожности 6
1.2 Психолого-педагогические условия личностной тревожности в
подростковом возрасте 12
1.3 Стиль семейного воспитания, как фактор личностной тревожности
подростков 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обсуждение 29
2.3 Рекомендации школьному психологу по работе с тревожными
подростками 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Для ребенка ближайший круг общения есть семья, в котором формируются его отношение с внешним миром и психика. Влияние родителей на детей многопланово и безусловно, особенно в подростковом возрасте. Институт семьи является важнейшим условием его развития и становления и по этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка.
В психолого-педагогической литературе представлено огромное количество работ, которые изучают типы отношения родителей к ребенку в зависимости от их влиянием на развитие его личности, поведения и особенностей характера (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).
Демонстративны и убедительны исследования и наблюдения, которые посвящены влиянию нарушенных или неправильных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной практике и науке детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.
Отечественными психологами предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также типов родительского отношения, способствующих возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Однако мы считаем, что такого количества исследований по этой теме недостаточно, и вопрос уровня личностной тревожности подростков из семей с разным стилем воспитания и связи стиля семейного воспитания.
Возникновение тревожности является одним из следствий нарушений в воспитании ребенка. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и эмоциональное на развитие ребенка. В
подростковом возрасте, когда ребенок входит во взрослую жизнь,
воздействие тревожности становится особо значимо.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы: как связаны личностная тревожность подростков и стиль семейного воспитания?
Цель исследования: изучить характер связи личностной тревожности подростков и стиля семейного воспитания
Объект исследования: личность подростков в условиях семейного воспитания.
Предмет исследования: характер связи между личностной
тревожностью подростков и стилем семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и оценить предлагаемые в психолого-педагогической
литературе подходы к изучению проблемы связи личностной тревожности подростков и семей с разным стилем воспитания.
2. Разработать модель эмпирического исследования связи личностной
тревожности и стиля семейного воспитания.
3. Изучить особенности тревожности у подростков и характер ее связи с стилем семейного воспитания.
4. Разработать практические рекомендации школьному психологу по работе с тревожными подростками.
Гипотеза исследования:
Существует связь между личностной тревожности подростков и стилем семейного воспитания, а именно: высокий уровень личностной тревожности подростков будет коррелировать с авторитарным стилем семейного воспитания.
Теоретическую основу исследования составили представления о личностной тревожности подростков (Астапов В. М., Божович Л.И., Гришина Н.В., Прихожан А.М. и другие); и представления о стилях семейного воспитания (Варга А.Я., Дружинин В.Н., Смирнова Е.О. и другие)
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: проведение методик.
3. Методы качественной и количественной обработки эмпирический данных (критерий Спирмена)
4. Методы анализа и интерпретации данных
Диагностические методики: Методика оценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин) Методика Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом диагностики уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Методика «Опросник родительского отношения» (ОРО) (Варга А.Я. и Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращаюшихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
База исследования: В исследовании приняло участие 63 учащихся 7-9 классов в возрасте 13-16 лет МБОУ «№20 СОШ» г. Белгорода и 63 родителей.
Теоретический анализ проблемы связи уровня личностной тревожности подростков и стиля семейного воспитания позвонил сделать следующие выводы.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
Причины подростковой тревожности различны: физиологические изменения организма, социальная реакция на изменения их физического облика, сексуальное развитие подростков, отношения между родителями и ребенком и другие.
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношение с внешним миром. Влияние родителей на детей, безусловно, и многопланово, особенно в подростковом возрасте. Если в семье нет должностной гармони и чувств, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности;
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания;
Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что существует, связь между уровнем личностной тревожности подростков будет коррелировать с авторитарным стилем воспитания.
Проведенное исследование доказывает данную гипотезу и дает возможность сделать следующие заключения:
Проблема тревожности подростков, и коррекции личностной и ситуативной тревожности, является весьма актуальной. При этом причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных.
Социальным фактором развития тревожности является стиль семейного воспитания. Дети, которые растут и развиваются в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, которые связанны со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем, в том числе и к развитию личностной тревожности.
Качественными особенностями стиля семейного воспитания как фактора возникновения личностной тревожности являются: эмоциональное отвержение ребенка, чрезмерный уровень требований к нему со стороны родителя, гиперпротекция, неустойчивость стиля воспитания.
Качественными особенностями детско-родительских отношений как фактора низкой тревожности являются: эмоциональное принятие ребенка, высокий уровень требований и запретов к нему, отсутствие в семье конфликтов по поводу его воспитания.
1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. - Ростов н/Д., 1998. - 256с.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. - С.60¬72.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2011, 134 с.
4. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и
коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология - 2002, № 1.
5. Астапов В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
6. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во:ПЕРСЭ, 2012. 146 с.
7. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. С. 32-41.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2010.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, - М., 1968, 464 с.
10. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2013. 544 с.
11. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. - Пенза, 2000 - 237с.
12. Варга А.Я. Дела семейные/ А.Я. Варга. - М., 1986
13. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. - М., 1986. - 206с.
14. Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М., 1995, 114 с.
15. Внешняя среда и психическое развитие ребенка под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999.
16. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2004.
17. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / /Вопросы психологии. - 1994. - №1. - С.56-66.
18. Головей Л.А., Рыбалко Е.Р. Практикум по возрастной психологии: Учебно-практическое пособие для психологов, педагогов. Изд.2-е, доп. - М.: 2002. - 694 с.
19. Гришина Н.В. Психология подростка. - СПб., 2012.
20. Давыдов В.В. "Российская педагогическая энциклопедия" М.: 1993 г.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.400 с.
22. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л., 1988.
23. Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 216с.
24. Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2013.
25. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С.14-21.
26. Ковалев С.В., Психология современной семьи. М., 1990 127 с.
27. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2004.
28. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002. - 464 с.
29. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия, 2011. 432 с.
30. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование - 2002, № 2.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2001.
32. Мэй Р. Смысл тревоги / перевод с английского: М. И. Завалова, А. Ю. Сибуриной. М.: Класс, 2001. 384 с. С. 215-221.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений.М. - 1998, с.601.
34. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал - 2002, № 1.
35. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания - М., 1991-76с. Практикум по возрастной психологии // Под ред. Л.Г. Головей, Е.Ф. Рыбалко - С. - Пб.: Речь, 2001 - 688 с.
36. Практическая психология: Учебник / Авторы: М.К. Тутушкина и др. - СПб. - 2002.
37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. - Воронеж, 2000 - 304 с.
38. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. - М.: 2004.
39. Психологические тесты: В 2 т. / Под ред.А. А. Карелина. - М.: Владос. - 2013. - 312 с.: ил.
40. Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2011.
41. Ремшмидт.Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М. 1994г.
42. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
43. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Ж. "Дошкольное воспитание", 1996, №4, с.11.
44. Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. / Под. Ред. Бодалева А.А., - М., 1991.102 с.
45. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. №4. С.6-13.
46. Социальная педагогика: Курс лекций/Под. общей ред. М.А.
Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
47. Столяренко А.М. Психология и педагогика - Москва, 2001 г.
48. Сячина С.Л. Важнейшие функции современной семьи // Соц. педагогика: новые исслед. Вып.1 - М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы.
- 2002. - С.68-73.
49. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- М., 1995г
50. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. - М., 1999. - 203с.
51. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: "Фолиум", 1996,48 с.
52. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003, 336 с.