Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №68233

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ 10
1.1. Комплексное сопровождение: понятие и сущность 10
1.2. Несовершеннолетние матери как объект комплексного сопровождения 25
2. СПЕЦИФИКА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ 45
2.1. Комплексное сопровождение несовершеннолетних матерей:
междисциплинарное ведение случая 45
2.2. Проблемы комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей (на примере Перинатального центра ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа») 58
2.3. Социальный проект «Никому не отдам», направленный на профилактику отказов несовершеннолетних матерей от новорожденных детей 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84


Актуальность исследования. В последние десятилетия в России наблюдается акселерация физиологического и полового развития подростков, что ведет к снижению возраста начала сексуальной жизни, рождению детей у несовершеннолетних девушек. Раннее начало сексуальной жизни российских подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков. Все это влечет за собой такое социальное явление, как материнство несовершеннолетних.
Несовершеннолетняя мать - это девушка, родившая и имеющая ребенка или детей до своего совершеннолетия.
Несовершеннолетнее материнство как социальная проблема в современном российском обществе практически не признается и депроблематизируется на публичных аренах [72]. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г., определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации [5]. В соответствии с данным документом, правительством отмечена проблема несовершеннолетнего материнства. Вместе с тем, как на федеральном, так и на региональном уровне практически не ведется более или менее систематизированная работа по оказанию помощи несовершеннолетним матерям.
Отсутствие у несовершеннолетних матерей изначально осознанного внутреннего желания иметь ребенка и благоприятной психологической настроенности на беременность влечет за собой ряд серьезных социально- психологических проблем. Раннее рождение ребенка уменьшает возможности получения полноценного образования, профессионального и культурного развития, социального статуса девушек-подростков.
Физиологическая и психологическая неготовность многих девочек- подростков к вынашиванию ребенка сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождением недоношенных, больных и травмированных младенцев. Помимо физической нагрузки, незрелая личность несовершеннолетней беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Почти для трети несовершеннолетних матерей их материнство является настолько нежелательным, что нередки криминальные попытки ее прерывания, что негативно сказывается на репродуктивном и психологическом здоровье.
Одной из ключевых проблем несовершеннолетних матерей является их психологическая незрелость, которая делает многих из них не готовыми к эффективному материнству.
Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается общественностью скорее как девиация, экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, поскольку, когда дело доходит до свершившегося факта рождения ребенка несовершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.
Именно эти матери нуждаются в дополнительной поддержке, так как большинство таких матерей имеют неблагоприятную семейную ситуацию, или являются воспитанницами и выпускницами детских домов и школ- интернатов. Несовершеннолетние матери не готовы к столь раннему материнству, имеют как физиологические, правовые, материальные, так и психологические проблемы и нуждаются в дополнительной поддержке, им необходима социальная, медицинская, психологическая, педагогическая поддержка со стороны социальных служб.
В настоящее время актуальным становится вопрос комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей.
Под комплексным сопровождением при этом понимается интегративная технология, в основе которой - создание условий для развития и саморазвития личности, которое в общем виде можно представить как особую форму осуществления пролонгированной социально-педагогической помощи - патронажа, предполагающей поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе социально¬педагогических, социально-педагогических, медико-социальных условий для восстановления социально-значимых связей и статуса несовершеннолетней мамы [66].
Система комплексного сопровождения позволяет выявить особенности социальной ситуации несовершеннолетних матерей, которая осложнена необходимостью ухода за новорожденным ребенком, трудностями в получении или продолжении образования, материальными сложностями, проблемами трудоустройства, высокой степенью социально-
психологической дезадаптации и депривации.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования в области материнства, психологии материнства, специфических особенностей материнства несовершеннолетних позволяют нам сказать, что материнство рассматривается с разных точек зрения: как культурно-исторический феномен (Ф. Ариес, Э. Бадинтер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Б. Корнел, М. Мид, К. Флейк-Хобсон, Э. Эриксон); биологическое инстинктивное поведение (Р. Дате, Р. Джелес, Д. Дьюсбери, И. Клифт, А. Коллинз, К. Лоренц, Н. Мартин, Х. Монтагнер, Н. Николсон, Д. Скузе, Н. Тинберген, К. Фабри, Л. Фаербэнкс, Р. Фоли, Р. Хайнд, Г. Харлоу);
психофизиологический феномен (И.А. Аршавский, А.С. Батуев, Ф.Р. Вульф, Е.В. Кушнеренко, Е.Б. Михайлова).
Особенности материнства несовершеннолетних представлены в работах Е.В. Андрюшиной, К. Блюм, В.И. Брутмана, Ю.А. Гуркина, С.Н. Ениколопова, Р.К. Игнатьевой, И.П. Катковой, Л. Клерман,
О.И. Лебединской, Р. Миллер, Р.Ж. Мухамедрахимова, М. Ньюкомб, М.С. Радионовой, С. Филд, М.Б. Хамошиной, А.В. Черникова, А. Элстер,
B. К. Юрьева.
Изучением проблем полового созревания, психологического воспитания подростков занимались И.С. Кон, который вопросы пола связывал с проблемами семьи, В.Е. Каган - уделял внимание детскому и подростковому эротизму, педагогической стратегии воспитания, способам корректирования девиантного поведения, связанного с нерешенностью сексуальных вопросов частью молодежи. Вопросы подростковой сексуальности и репродуктивного здоровья освещают социологи И.В. Журавлёва, И.С. Кон, А.В. Меренков, Т.М. Резер.
Социальный аспект несовершеннолетнего материнства, общественное и экспертное мнение по данной проблеме изучали отечественные авторы - Т.В. Бердникова, Т.И. Греченкова, Т.А. Гурко, Е.Л. Путинцева,
Т.Ю. Радиловская, С.В. Скутнева, А.В. Стукалова.
В работах А.И. Бабенко, Н.А. Деминой, Е.А. Островской,
Я.А. Петровой, Г.Г. Филипповой широко изучаются проблемы несовершеннолетнего материнства, связанные с вопросами здоровья, с анатомо-физиологической незрелостью женского организма в юном возрасте.
Исследованию проблемы беременности и родов в несовершеннолетнем возрасте, а также адаптации несовершеннолетних матерей и их детей в современных условиях посвящены работы М.А. Беляевой, В.П. Гончаровой.
Идеи сопровождения активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной,
C. В. Дудчик, Е.И. Ка заковой, Н.В. Клюевой, и др.
М.В. Красноярова и С.В. Сальцева исследовали проблему социально¬педагогического сопровождения юных матерей. Однако проблема комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей рассмотрена недостаточно.
Теоретический анализ показал, что в современной научной литературе проблеме комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей уделено недостаточно внимания, что позволяет нам констатировать недостаточное методическое и технологическое обеспечение комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей, отсутствие системного подхода к ее организации, неразвитость межведомственных связей, определяющих успешность данной деятельности.
Организация комплексного сопровождения является актуальным ресурсом, с одной стороны, поддержки несовершеннолетних матерей, не готовых физически, психологически, морально и материально к материнству, с другой, - профилактики социального сиротства в целом.
Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволяет сформулировать проблему исследования.
Объектом исследования является комплексное сопровождение несовершеннолетних матерей.
Предмет - специфика комплексного сопровождения
несовершеннолетних матерей.
Цель - раскрыть содержание комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Задачи:
- изучить теоретические основы комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей;
- раскрыть специфику комплексного сопровождения
несовершеннолетних матерей;
- выявить проблемы и разработать программу комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научно-теоретические концепции и положения отечественной и зарубежной психологии:
- положения о социальной детерминации материнства (Ф. Ариес, Э. Бадинтер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М. Мид, Э. Эриксон);
- положения о специфике родительско-детского взаимодействия (Н.Н. Авдеева, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, В.И. Перегуда, М.С. Радионова, Г.А. Свердлова);
- концепция личности как системы отношений В.Н. Мясищева, которая позволяет рассматривать материнское отношение как сознательную, избирательную в эмоционально-оценочном смысле, основанную на опыте психологическую связь матери с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях матери;
- концепция Р. В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене;
- представления о материнском отношении как о личностной составляющей родителя (Ж.В. Завьялова, Н.П. Коваленко), давшие возможность рассматривать материнское отношение не только как условие для развития ребенка, но и как часть личностной сферы самой матери.
Эмпирическая база исследования.
Информационную базу исследования составили периодические издания, труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, вторичный анализ социологических исследований по проблеме, статистические данные по несовершеннолетним матерям Перинатального центра ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы социологического исследования «Изучение проблем комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей», проведенного автором в 2015-2016 гг. на базе Перинатального центра ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа».
Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования; экспертный опрос; анализ статистических материалов, методы математической обработки данных .
Теоретико-практическая значимость: анализ теоретических основ изучения комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей позволил выявить сущность и основные направления комплексного сопровождения; раскрыть формы, методы и содержание комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей.
Выводы и рекомендации дипломной работы могут быть использованы в практике работы с несовершеннолетними матерями, как в социальных службах, так и в медицинских учреждениях. Также выводы и рекомендации могут быть полезны для последующего изучения проблемы и проведения исследований по данной проблеме.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы дипломного исследования апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Перинатальном центре ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа».
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковая беременность - не столько медицинская, сколько социальная проблема. Рост численности несовершеннолетних матерей привел к тому, что исследователи различных областей знаний начали изучать проблему ранней беременности.
Из-за психологической незрелости у «маленьких мам» возникает множество проблем. Социально-психологическое сопровождение
предполагает оказание всесторонней помощи юным мамам для выхода из кризисной ситуации.
Под комплексным сопровождением несовершеннолетних матерей понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия несовершеннолетней мамой развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, связанных с рождением ребенка. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
В каждом конкретном случае задачи комплексного сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается помощь и поддержка, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.
Результатом комплексного сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Таким образом, можно сказать, что комплексное сопровождение - это:
- во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
- во-вторых, интегративная технология, основа которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате - эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
- в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что несовершеннолетние матери имеют родительские права, предусмотренные Социальным кодексом и другими актами российского законодательства по вопросам охраны семьи. На несовершеннолетних родителей в полной мере распространяются также правила, касающиеся защиты родительских прав, лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, ограничения родительских прав и отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Однако следует учесть тот факт, что нормативно-правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов несовершеннолетних матерей в Российской Федерации не развита и требует от государства дополнительных мер.
Рассмотрев методы и формы, применяемые при комплексном сопровождении несовершеннолетних матерей, можно сказать, что они помогают адаптироваться несовершеннолетней матери к новой социальной роли и корректируют поведение этих матерей по отношению к своему ребенку. Наиболее оправданной технологией комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей является междисциплинарное ведение случая, которое предусматривает работу с конкретным человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, команды специалистов, работающих в данной сфере по отдельному (сопряженному) плану работы и задачам.
Изучая проблему организации комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей на региональном уровне, мы можем сказать, что существует определенный накопленный опыт, направленный на решение проблем данной категории. Однако следует заметить, что комплексное сопровождение несовершеннолетних матерей как направление социальной работы с данной категорией граждан недостаточно изучено и требует выработки новых путей совершенствования.
В городе Белгороде и в Белгородской области комплексное сопровождение несовершеннолетних матерей как отдельная отрасль социальной поддержки и защиты не развито. Вопросами помощи поддержки семей, оказавшихся в кризисной ситуации занимаются кризисное отделение «Мать и дитя» (на базе МБУСОССЗН «Козинский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» Грайворонского района), кризисный центр «Милосердие» (на базе ГУЗ «Белгородский областной специализированный дом ребенка»); Кризисный центр для женщин в трудной жизненной ситуации в г. Старый Оскол, православный кризисный центр помощи матери и ребенку, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» (на базе Марфо-Мариинского сестричества милосердия). Однако работа эта эпизодическая, и ведется, как правило, по запросу.
Нами было проведено исследование «Проблемы комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей», целью которого было: выявление и анализ проблем комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей. Исследование проводилось на базе Перинатального центра ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа».
Результаты исследования показали, что специфика организации комплексного сопровождения несовершеннолетних матерей обусловлена их психологической, эмоциональной и социальной незрелостью, препятствующей эффективному выполнению родительских функций. Именно поэтому нами был разработан и предложен социальный проект «Никому не отдам», направленный на профилактику отказов несовершеннолетних матерей от новорожденных детей, реализация которого позволит снизить риск развития социального сиротства, улучшить положение несовершеннолетних мам, сформировать у них устойчивую установку на родительство, организовать профилактическую работу по предупреждению ранней беременности среди подростков.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ