ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолингвистические основы пересказа текста 11
1.2. Овладение пересказом текста в онтогенезе 18
1.3. Особенности навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой
психического развития 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Особенности сформированности пересказа и его предпосылок у старших
дошкольников с задержкой психического развития 38
2.2. Проектирование педагогической технологии формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
В последние годы возросло внимание специалистов в области специального (дефектологического) образования к изучению детей дошкольного возраста,
имеющих задержку психического развития. Под термином «задержка
психического развития» подразумевают различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Данное направление работы становится актуальным, с одной стороны, в связи с появление большого числа детей этой категории, а с другой, с необходимостью социализации детей данной категории в обществе и их подготовки к обучению в школе (Е.А. Екжанова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Исследования возможностей усвоения старшими дошкольниками с задержкой психического развития содержания основной образовательной программы дошкольного и, в последующем, начального общего образования указывают на необходимость формирования у этих детей предпосылок учебной деятельности, к которым относят познавательную активность, стойкую мотивацию к целенаправленной деятельности, аналитико-синтетическую мыслительную деятельность и психические процессы, обеспечивающие ее языковые и речевые средства общения, навыки программирования, регулирования и контроля собственной деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Важным компонентом предпосылок интеллектуальной готовности к овладению основной образовательной программой начального общего образования является наличие сформированной связной монологической речи, в частности пересказа, поскольку пересказ как результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление и передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания (А.М. Бородин, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова),
В литературе имеются многочисленные исследования указывающие на наличие нарушений пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития (Д.И. Бойков, Н. Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.). Однако особенности пересказа текста этих детей, причины его нарушения до настоящего времени остаются недостаточно изученными и разработанными. В связи с этим, актуальными сегодня остаются вопросы, связанные с раскрытием обусловленной связи несформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом с особенностями нарушения пересказа текста; с разработкой вопросов содержания коррекционно-педагогической работы по обучению детей данной категории пересказу текста.
Вопросы обучения старших дошкольников пересказу текста наиболее обстоятельно раскрыты на примере работы с детьми с нормальным уровнем психического и речевого развития (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Однако опыт работы учителей-логопедов и педагогов- дефектологов дошкольных образовательных организаций показывает, что применение данных методик в работе с детьми, имеющими задержку психического развития, малоэффективно, поскольку они, будучи направленными на формирование механизма структурно-семантического оформления связного высказывания, не учитывают специфические особенности нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, характерные для таких детей.
Осложняет ситуацию и неоднородность проявления самой задержки психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С, Певзнер, Т.Д. Пускаева) и вариативность нарушений пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, так как в настоящее время педагогическая технология обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития не достаточно научно разработана и не используется в практике работы, в связи с этим проблема поиска новых эффективных подходов к формированию навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития остается актуальной.
Обобщив данные, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
педагогическую технологию формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проектирование педагогической технологии формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития будет эффективной, если:
— обучение старших дошкольников с задержкой психического развития навыку пересказа построить с учетом логически обоснованной взаимосвязи между психическим и речевым развитием;
— разработать педагогическую технологию, предполагающую поэтапность формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития и включающую диагностический, основной и заключительный этапы;
— при проектировании педагогической технологии формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития учитывать взаимосвязь между уровнем сформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом текста, состоянием эмоционально-волевой сферы и содержанием коррекционно-педагогической работы.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2) Провести исследование психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом и особенностей восприятия, осмысления и воспроизведения текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
3) Разработать педагогическую технологию формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, М.С. Певзнер и др.); концепция Л, С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений, о ведущей роли обучения в процессе развития детей; положения о соотношении речи и мышления, о взаимосвязи эмоционально-волевого развития и становления речемыслительнои деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); современные научные представления о становлении речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е, Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); инициативные исследования, посвященные изучению речи детей с задержкой психического развития Е.А. Логиновой, С.В. Зориной, Т.В. Панченко, Е.В. Мальцевой.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) получены фактические данные о взаимосвязи несформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения навыком пересказа текста и особенностей пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития;
2) обоснована и разработана педагогическая технология формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования:
— подобраны приемы обучения старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста, ориентированные на учет их психологических и лингвистических предпосылок в овладении пересказом текста;
— материалы исследования могут быть использованы учителями- логопедами, педагогами-дефектологами и воспитателями групп компенсирующей направленности при обучении старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста.
База исследования: исследование проходило в трех дошкольных учреждениях г. Белгорода:
1. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
2. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгород. В исследовании приняло 5 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
3. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №67 г. Белгород. В исследовании приняло участие 4 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2016 - 01.05.2017 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
На втором этапе (01.05.2017 - 25.11.2017 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (25.11.2017 - 25.12.2017 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования были представлены в форме научных работ:
— материалы исследования были представлены в научно-практическом электронном журнале «Аллея науки» «Теоретическое обоснование проблемы развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития» (Томск, октябрь 2017 г.);
— в научной электронной библиотеке «Наука и Просвещение» «Особенности развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой развития речи» (Пенза, декабрь 2017 г.);
— в научной электронной библиотеке «Наука и Просвещение» «Особенности пересказа и его предпосылок у старших дошкольников с задержкой психического развития.» (Пенза, январь 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития зависит от сформированности психологических и лингвистических предпосылок в овладении пересказом текста.
2. Педагогическая технология обучения старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста объединяет диагностические, организационные и формирующие средства обучения и представлена в виде структурно-функциональной модели, которая позволяет внедрить ее в практику.
3. Предложенная педагогическая технология предполагает учет особенностей эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития, что и определяет ее эффективность.
Таким образом, можно сделать вывод, что пересказ является сложной психолингвистической деятельностью. Среди его основных характеристик выделяются цельность (содержательный компонент) и связность (внешнее планирование). Анализ лингвистической, психологической и
психолингвистической литературы показал, что в центре пересказа стоит текст.
Процессы, необходимые для овладения пересказом текста, созревают к старшему дошкольному возрасту. Овладение механизмом пересказа текста начинается с умения детьми понимать и осмысливать связное монологическое высказывание и только затем программировать собственное.
У детей старшего дошкольного возраста, которые имеют задержку психического развития, наблюдается несформированность как психологических, так и лингвистических предпосылок овладения пересказом. Недоразвитие когнитивных процессов, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мотивационной сферы, низкая работоспособность и нарушение внимания определяют ряд особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития, и, в свою очередь, существенно затрудняют деятельность ребенка по овладению пересказом текста.
Для того чтобы подтвердить имеющиеся данные нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений г. Белгорода. Результаты констатирующего этапа показали, что задания с предварительной установкой на запоминание дети с задержкой психологического развития получили следующие данные восприятия текста (72,4%), осмысление текста (62%), программирования собственного связного высказывания (79,25%). В заданиях без предварительной установки на запоминание дети с задержкой психического развития разделились на такие показатели восприятия текста (72,4%), осмысление текста (55,2%), программирования собственного связного высказывания (72,4%). С опорой на наглядность и без предварительной установки на запоминание дети с задержкой психического развития на уровне: восприятия текста (72,4%), осмысление текста (48,3%), программирования собственного связного высказывания (68,95%).
Полученные данные позволяют выделить у старших дошкольников с задержкой психического развития ряд особенностей при формировании психологических и лингвистических предпосылок овладения навыком пересказа текста. Это говорит о том, что для них следует адаптировать имеющиеся приемы обучения и воспитания, которые положительно влияют на усвоение умений и навыков навыка пересказа текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
В разработанной нами педагогической технологии обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития было выделено три этапа: диагностический, основной (подготовительный и обучающий) и заключительный. На каждом этапе учитываются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов, а также взаимосвязь между уровнем сформированности предпосылок овладения пересказом текста и содержанием коррекционной работы на всех этапах обучения.
В результате работы у старших дошкольников с задержкой психического развития сформируются представления о целостности и смысловых закономерностях пересказа текста.
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст]: монография / Т.В. Ахутина. - М.: Либроком, 2012. - 218 с.
2. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. - М. : Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
3. Биева, Е.Г. Когнитивный анализ понимания речевых сообщений
дошкольниками [Электронный ресурс] / Е.Г. Биева // Интернет-журнал «Филолог» - выпуск № 6. Дата обращения: 11.12.2017. Режим доступа:
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_139
4. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
5. Дети с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной / Электронная педагогическая библиотека. Дата обращения: 11.12.2017. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0303/7_0303-1.shtml
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: методическое пособие / В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь: антология мировой педагогики [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин // Электронная библиотека МГ11ПУ. Дата обращения: 28.12.2017. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/GMo-1985/GMo- 045.htm
9. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Р. Гальперин. - М.: Ленанд, 2015. - 144 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи: дневник научных наблюдений [Текст]/ А.Н. Гвоздев. - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 320 с.
11. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст]: библиотека дошкольного психолога / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - СПб.: Питер, 2006. - 80 с
12. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2000. - 64 с.
13. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики [Текст]: учебно¬
методическое пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2010. - 320 с.
14. Демьянчук, Р.В. Память у детей с разными формами задержки психического развитии [Текст]: диссертация кандидата психологических наук / Р.В. Демьянчук. - СПб., 2001. - 178 с.
15. Доблаев, Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших
предложений текста [Электронный ресурс] /Л.П. Доблаев // Вопросы психологии. Дата обращения: 05.01.2018. Режим доступа:
http: //www.voppsy.ru/issues/1983/836/836169.htm
16. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии [Электронный ресурс] / Т.М. Дридхзе // Дата обращения 25.10.2017. Режим доступа: http://www.klex.ru/mw9
17. Евсюткина, П.А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текста] / П.А. Евсюткина// Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 531-533.
18. Ермакова, Л.А. Нарушение формирования пространственных представлений у детей с резидуально-органической патологией [Электронный ресурс] / Л.А. Ермакова, Н.А. Малышева // Материалы интернет-конференции «А.Р. Лурия и психология 21 века». Дата обращения: 10.12.2012. Режим доступа: htpp// www, auditorium.ru.
19. Жаренкова, Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР
в специальной школе [Электронный ресурс] / Г.И. Жаренкова // Дефектология. Дата обращения: 05.01.2018. Режим доступа:
http: //www.shishkova.ru/library/j ournals/items/d8102 .htm
20. Жинкин, Н.И. Психолингвистика [Текст]: избранные труды / Н. И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
21. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: книга для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: КнигоМир, 2011. - 320 с.
22. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Залевская. - М.: Изд-во РГГУ, 2007. - 566 с.
23. Запорожец, А.В. Психология действия: избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ, 2000. - 736 с.
24. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: избранные психологические труды / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2007. - 432 с.
25. Иванова, О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ О.В. Иванова. - СПб, 2003. - 24 с.
26. Калмыкова, З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления
детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / З.И. Калмыкова // Дефектология. Дата обращения: 15.11.2017. Режим доступа:
http: //www.shishkova.ru/library/j ournals/items/d7806.htm
27. Королева, Н.К. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества [Текст] / Н.К. Королева, С.Н. Цейтлин, Ю.Л.
Проект // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - №4. - С.91-98
28. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2003.
29. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах «К 80-летию со дня рождения К.С. Лебединской». - 2005. - № 9. Дата обращения 20.12.2017. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah- 9/osnovnye-voprosy-kliniki-i-sistematiki-page231.
30. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2006. - 145 с.
31. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие для студентов / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. - 287 с.
32. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев // Книжный архив. Дата обращения: 01.11.2017. Режим доступа: http://www.klex.ru/cll
33. Леонтьев, А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в
условиях массовой коммуникации [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев // Книжный архив. Дата обращения: 01.11.2017. Режим доступа:
http: //www.klex.ru/mwa
34. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: монография / А.Р. Лурия. - М.: Книга по требованию, 2012. - 320 с.
35. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Мальцева // Российская государственная библиотека. Дата обращения: 25.10.2017. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000318169
36. Марковская, И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития [Электронный ресурс] / И.Ф. Марковская // Дефектология. Дата обращения: 15.01.2018. Режим доступа: http: //www.shishkova.ru/library/j ournals/items/d7706.htm
37. Маршалкин, А.П. Современный подход к диагностике различных форм задержки психического развития [Текст] / А.П. Маршалкин, Е.А. Порошина // Специальное образование. - 2011. - № 1. - С. 57-65.
38. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. МИкидзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
39. Никашина, Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой
психического развития [Электронный ресурс] / Н.А. Никашина // Дефектология. Дата обращения: 15.01.2018. Режим доступа:
http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d7205.htm
40. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: словарь / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2017. - 1376 с.
41. Панченко, Т.В. Обучение пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития. / Т. В. Панченко // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 10. - С. 148-156.
42. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]: детская психология / Ж. Пиаже. - М.: РИМИСИ, 2008. - 935 с.
43. Пускаева, Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Т.Д. Пускаева // Дефектология. Дата обращения: 15.01.2018. Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d8003.htm
44. Пушкова, И.Е. Обучение пересказу умственно отсталых
старшеклассников на уроках чтения [Текст]: диссертация кандидата
педагогических наук / И.Е. Пушкова. - М, 2003. - 169 с.
45. Саликова, Ю.Г. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ЗПР [Текст] / Ю.Г. Саликова И.Ю. Лебеденко //Дошкольное образование: опыт и перспективы развития : материалы Международной научно¬практической конференции (Чебоксары, 2 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 67-70.
46. Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст]: методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
47. Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]: учебно-методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - СПб.: Речь,2005. - 384 с.
48. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР [Текст]: книга для учителя / Е.С. Слепович. - Минск: Народный рассвет, 2009. - 64 с.
49. Слепович Е.С. Исправление речи у детей [Электронный ресурс] / Е. С. Слепович // Электронная педагогика. Дата обращения: 07.01.2018. Режим доступа: https://cyberpedia.su/8xc36.html
50. Сорокин, Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения [Текст]: методическое пособие / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.М. Шахнарович. - М.: Либроком, 2009. - 328 с.
51. Стебляк, Е.А. Коррекция распознавания и понимания интонаций у детей с задержкой психического развития [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук / Е.А. Стебляк. - СПб., 2002. - 208 с.
52. Стрекалова, Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Т.А. Стрекалова // Дефектология. Дата обращения: 05.01.2018. Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d8202.htm
53. Толстой, Л.Н. Читаем маме [Текст]: книжная полка малыша / Л.Н. Толстой. - М.:АСТ, 2016. - 64 с.
54. Ульенкова, У.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева, Н.В. Шутова // Высшее образование в России. - 2012. - №2. - С.105-109
55. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.М. Фрумкина. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
56. Халилова, Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи. Норма и речевая патология [Текст]: методическое пособие / Л.Б. Халилова. - М.: Парадигма, 2013. - 152 с.
57. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст]: учебное пособие / Л.С. Цветкова. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. - 320 с.
58. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Освоение ребенком родного языка [Текст]: методическое пособие / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 240 с.
59. Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования [Текст] / А.М. Шахнарович // Язык: история, теория, типология. - М.: Едиториал УРСС, 2000. - С. 35 - 52.
60. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:
Организационно-педагогические аспекты [Текст]: методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 136 с.
61. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: пособие для учителей и специалистов коррекционно- развивающего обучения / С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
62. Шошин, П.Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой
психического развития [Электронный ресурс] / П.Б. Шопин // Дефектология. Дата посещения: 02.01.2018. Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d8301 .htm
63. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст]: учебно-методическое пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 144 с.