ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолингвистические основы пересказа текста 11
1.2. Овладение пересказом текста в онтогенезе 18
1.3. Особенности навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой
психического развития 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Особенности сформированности пересказа и его предпосылок у старших
дошкольников с задержкой психического развития 38
2.2. Проектирование педагогической технологии формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолингвистические основы пересказа текста 11
1.2. Овладение пересказом текста в онтогенезе 18
1.3. Особенности навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой
психического развития 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Особенности сформированности пересказа и его предпосылок у старших
дошкольников с задержкой психического развития 38
2.2. Проектирование педагогической технологии формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
В последние годы возросло внимание специалистов в области специального (дефектологического) образования к изучению детей дошкольного возраста,
имеющих задержку психического развития. Под термином «задержка
психического развития» подразумевают различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Данное направление работы становится актуальным, с одной стороны, в связи с появление большого числа детей этой категории, а с другой, с необходимостью социализации детей данной категории в обществе и их подготовки к обучению в школе (Е.А. Екжанова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Исследования возможностей усвоения старшими дошкольниками с задержкой психического развития содержания основной образовательной программы дошкольного и, в последующем, начального общего образования указывают на необходимость формирования у этих детей предпосылок учебной деятельности, к которым относят познавательную активность, стойкую мотивацию к целенаправленной деятельности, аналитико-синтетическую мыслительную деятельность и психические процессы, обеспечивающие ее языковые и речевые средства общения, навыки программирования, регулирования и контроля собственной деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Важным компонентом предпосылок интеллектуальной готовности к овладению основной образовательной программой начального общего образования является наличие сформированной связной монологической речи, в частности пересказа, поскольку пересказ как результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление и передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания (А.М. Бородин, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова),
В литературе имеются многочисленные исследования указывающие на наличие нарушений пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития (Д.И. Бойков, Н. Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.). Однако особенности пересказа текста этих детей, причины его нарушения до настоящего времени остаются недостаточно изученными и разработанными. В связи с этим, актуальными сегодня остаются вопросы, связанные с раскрытием обусловленной связи несформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом с особенностями нарушения пересказа текста; с разработкой вопросов содержания коррекционно-педагогической работы по обучению детей данной категории пересказу текста.
Вопросы обучения старших дошкольников пересказу текста наиболее обстоятельно раскрыты на примере работы с детьми с нормальным уровнем психического и речевого развития (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Однако опыт работы учителей-логопедов и педагогов- дефектологов дошкольных образовательных организаций показывает, что применение данных методик в работе с детьми, имеющими задержку психического развития, малоэффективно, поскольку они, будучи направленными на формирование механизма структурно-семантического оформления связного высказывания, не учитывают специфические особенности нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, характерные для таких детей.
Осложняет ситуацию и неоднородность проявления самой задержки психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С, Певзнер, Т.Д. Пускаева) и вариативность нарушений пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, так как в настоящее время педагогическая технология обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития не достаточно научно разработана и не используется в практике работы, в связи с этим проблема поиска новых эффективных подходов к формированию навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития остается актуальной.
Обобщив данные, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
педагогическую технологию формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проектирование педагогической технологии формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития будет эффективной, если:
— обучение старших дошкольников с задержкой психического развития навыку пересказа построить с учетом логически обоснованной взаимосвязи между психическим и речевым развитием;
— разработать педагогическую технологию, предполагающую поэтапность формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития и включающую диагностический, основной и заключительный этапы;
— при проектировании педагогической технологии формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития учитывать взаимосвязь между уровнем сформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом текста, состоянием эмоционально-волевой сферы и содержанием коррекционно-педагогической работы.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2) Провести исследование психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом и особенностей восприятия, осмысления и воспроизведения текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
3) Разработать педагогическую технологию формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, М.С. Певзнер и др.); концепция Л, С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений, о ведущей роли обучения в процессе развития детей; положения о соотношении речи и мышления, о взаимосвязи эмоционально-волевого развития и становления речемыслительнои деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); современные научные представления о становлении речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е, Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); инициативные исследования, посвященные изучению речи детей с задержкой психического развития Е.А. Логиновой, С.В. Зориной, Т.В. Панченко, Е.В. Мальцевой.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) получены фактические данные о взаимосвязи несформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения навыком пересказа текста и особенностей пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития;
2) обоснована и разработана педагогическая технология формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования:
— подобраны приемы обучения старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста, ориентированные на учет их психологических и лингвистических предпосылок в овладении пересказом текста;
— материалы исследования могут быть использованы учителями- логопедами, педагогами-дефектологами и воспитателями групп компенсирующей направленности при обучении старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста.
База исследования: исследование проходило в трех дошкольных учреждениях г. Белгорода:
1. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
2. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгород. В исследовании приняло 5 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
3. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №67 г. Белгород. В исследовании приняло участие 4 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2016 - 01.05.2017 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
На втором этапе (01.05.2017 - 25.11.2017 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (25.11.2017 - 25.12.2017 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования были представлены в форме научных работ:
— материалы исследования были представлены в научно-практическом электронном журнале «Аллея науки» «Теоретическое обоснование проблемы развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития» (Томск, октябрь 2017 г.);
— в научной электронной библиотеке «Наука и Просвещение» «Особенности развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой развития речи» (Пенза, декабрь 2017 г.);
— в научной электронной библиотеке «Наука и Просвещение» «Особенности пересказа и его предпосылок у старших дошкольников с задержкой психического развития.» (Пенза, январь 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития зависит от сформированности психологических и лингвистических предпосылок в овладении пересказом текста.
2. Педагогическая технология обучения старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста объединяет диагностические, организационные и формирующие средства обучения и представлена в виде структурно-функциональной модели, которая позволяет внедрить ее в практику.
3. Предложенная педагогическая технология предполагает учет особенностей эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития, что и определяет ее эффективность.
имеющих задержку психического развития. Под термином «задержка
психического развития» подразумевают различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Данное направление работы становится актуальным, с одной стороны, в связи с появление большого числа детей этой категории, а с другой, с необходимостью социализации детей данной категории в обществе и их подготовки к обучению в школе (Е.А. Екжанова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Исследования возможностей усвоения старшими дошкольниками с задержкой психического развития содержания основной образовательной программы дошкольного и, в последующем, начального общего образования указывают на необходимость формирования у этих детей предпосылок учебной деятельности, к которым относят познавательную активность, стойкую мотивацию к целенаправленной деятельности, аналитико-синтетическую мыслительную деятельность и психические процессы, обеспечивающие ее языковые и речевые средства общения, навыки программирования, регулирования и контроля собственной деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Важным компонентом предпосылок интеллектуальной готовности к овладению основной образовательной программой начального общего образования является наличие сформированной связной монологической речи, в частности пересказа, поскольку пересказ как результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление и передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания (А.М. Бородин, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова),
В литературе имеются многочисленные исследования указывающие на наличие нарушений пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития (Д.И. Бойков, Н. Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.). Однако особенности пересказа текста этих детей, причины его нарушения до настоящего времени остаются недостаточно изученными и разработанными. В связи с этим, актуальными сегодня остаются вопросы, связанные с раскрытием обусловленной связи несформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом с особенностями нарушения пересказа текста; с разработкой вопросов содержания коррекционно-педагогической работы по обучению детей данной категории пересказу текста.
Вопросы обучения старших дошкольников пересказу текста наиболее обстоятельно раскрыты на примере работы с детьми с нормальным уровнем психического и речевого развития (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Однако опыт работы учителей-логопедов и педагогов- дефектологов дошкольных образовательных организаций показывает, что применение данных методик в работе с детьми, имеющими задержку психического развития, малоэффективно, поскольку они, будучи направленными на формирование механизма структурно-семантического оформления связного высказывания, не учитывают специфические особенности нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, характерные для таких детей.
Осложняет ситуацию и неоднородность проявления самой задержки психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С, Певзнер, Т.Д. Пускаева) и вариативность нарушений пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, так как в настоящее время педагогическая технология обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития не достаточно научно разработана и не используется в практике работы, в связи с этим проблема поиска новых эффективных подходов к формированию навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития остается актуальной.
Обобщив данные, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
педагогическую технологию формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проектирование педагогической технологии формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития будет эффективной, если:
— обучение старших дошкольников с задержкой психического развития навыку пересказа построить с учетом логически обоснованной взаимосвязи между психическим и речевым развитием;
— разработать педагогическую технологию, предполагающую поэтапность формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития и включающую диагностический, основной и заключительный этапы;
— при проектировании педагогической технологии формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития учитывать взаимосвязь между уровнем сформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом текста, состоянием эмоционально-волевой сферы и содержанием коррекционно-педагогической работы.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2) Провести исследование психологических и лингвистических предпосылок овладения пересказом и особенностей восприятия, осмысления и воспроизведения текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
3) Разработать педагогическую технологию формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, М.С. Певзнер и др.); концепция Л, С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений, о ведущей роли обучения в процессе развития детей; положения о соотношении речи и мышления, о взаимосвязи эмоционально-волевого развития и становления речемыслительнои деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); современные научные представления о становлении речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е, Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); инициативные исследования, посвященные изучению речи детей с задержкой психического развития Е.А. Логиновой, С.В. Зориной, Т.В. Панченко, Е.В. Мальцевой.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) получены фактические данные о взаимосвязи несформированности психологических и лингвистических предпосылок овладения навыком пересказа текста и особенностей пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития;
2) обоснована и разработана педагогическая технология формирования навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования:
— подобраны приемы обучения старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста, ориентированные на учет их психологических и лингвистических предпосылок в овладении пересказом текста;
— материалы исследования могут быть использованы учителями- логопедами, педагогами-дефектологами и воспитателями групп компенсирующей направленности при обучении старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста.
База исследования: исследование проходило в трех дошкольных учреждениях г. Белгорода:
1. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
2. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгород. В исследовании приняло 5 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
3. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №67 г. Белгород. В исследовании приняло участие 4 детей старшего дошкольного возраста, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2016 - 01.05.2017 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыка пересказа текста у старших дошкольников с задержкой психического развития.
На втором этапе (01.05.2017 - 25.11.2017 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (25.11.2017 - 25.12.2017 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования были представлены в форме научных работ:
— материалы исследования были представлены в научно-практическом электронном журнале «Аллея науки» «Теоретическое обоснование проблемы развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития» (Томск, октябрь 2017 г.);
— в научной электронной библиотеке «Наука и Просвещение» «Особенности развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой развития речи» (Пенза, декабрь 2017 г.);
— в научной электронной библиотеке «Наука и Просвещение» «Особенности пересказа и его предпосылок у старших дошкольников с задержкой психического развития.» (Пенза, январь 2018 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс формирования навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития зависит от сформированности психологических и лингвистических предпосылок в овладении пересказом текста.
2. Педагогическая технология обучения старших дошкольников с задержкой психического развития пересказу текста объединяет диагностические, организационные и формирующие средства обучения и представлена в виде структурно-функциональной модели, которая позволяет внедрить ее в практику.
3. Предложенная педагогическая технология предполагает учет особенностей эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития, что и определяет ее эффективность.
Таким образом, можно сделать вывод, что пересказ является сложной психолингвистической деятельностью. Среди его основных характеристик выделяются цельность (содержательный компонент) и связность (внешнее планирование). Анализ лингвистической, психологической и
психолингвистической литературы показал, что в центре пересказа стоит текст.
Процессы, необходимые для овладения пересказом текста, созревают к старшему дошкольному возрасту. Овладение механизмом пересказа текста начинается с умения детьми понимать и осмысливать связное монологическое высказывание и только затем программировать собственное.
У детей старшего дошкольного возраста, которые имеют задержку психического развития, наблюдается несформированность как психологических, так и лингвистических предпосылок овладения пересказом. Недоразвитие когнитивных процессов, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мотивационной сферы, низкая работоспособность и нарушение внимания определяют ряд особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития, и, в свою очередь, существенно затрудняют деятельность ребенка по овладению пересказом текста.
Для того чтобы подтвердить имеющиеся данные нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений г. Белгорода. Результаты констатирующего этапа показали, что задания с предварительной установкой на запоминание дети с задержкой психологического развития получили следующие данные восприятия текста (72,4%), осмысление текста (62%), программирования собственного связного высказывания (79,25%). В заданиях без предварительной установки на запоминание дети с задержкой психического развития разделились на такие показатели восприятия текста (72,4%), осмысление текста (55,2%), программирования собственного связного высказывания (72,4%). С опорой на наглядность и без предварительной установки на запоминание дети с задержкой психического развития на уровне: восприятия текста (72,4%), осмысление текста (48,3%), программирования собственного связного высказывания (68,95%).
Полученные данные позволяют выделить у старших дошкольников с задержкой психического развития ряд особенностей при формировании психологических и лингвистических предпосылок овладения навыком пересказа текста. Это говорит о том, что для них следует адаптировать имеющиеся приемы обучения и воспитания, которые положительно влияют на усвоение умений и навыков навыка пересказа текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
В разработанной нами педагогической технологии обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития было выделено три этапа: диагностический, основной (подготовительный и обучающий) и заключительный. На каждом этапе учитываются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов, а также взаимосвязь между уровнем сформированности предпосылок овладения пересказом текста и содержанием коррекционной работы на всех этапах обучения.
В результате работы у старших дошкольников с задержкой психического развития сформируются представления о целостности и смысловых закономерностях пересказа текста.
психолингвистической литературы показал, что в центре пересказа стоит текст.
Процессы, необходимые для овладения пересказом текста, созревают к старшему дошкольному возрасту. Овладение механизмом пересказа текста начинается с умения детьми понимать и осмысливать связное монологическое высказывание и только затем программировать собственное.
У детей старшего дошкольного возраста, которые имеют задержку психического развития, наблюдается несформированность как психологических, так и лингвистических предпосылок овладения пересказом. Недоразвитие когнитивных процессов, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мотивационной сферы, низкая работоспособность и нарушение внимания определяют ряд особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития, и, в свою очередь, существенно затрудняют деятельность ребенка по овладению пересказом текста.
Для того чтобы подтвердить имеющиеся данные нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений г. Белгорода. Результаты констатирующего этапа показали, что задания с предварительной установкой на запоминание дети с задержкой психологического развития получили следующие данные восприятия текста (72,4%), осмысление текста (62%), программирования собственного связного высказывания (79,25%). В заданиях без предварительной установки на запоминание дети с задержкой психического развития разделились на такие показатели восприятия текста (72,4%), осмысление текста (55,2%), программирования собственного связного высказывания (72,4%). С опорой на наглядность и без предварительной установки на запоминание дети с задержкой психического развития на уровне: восприятия текста (72,4%), осмысление текста (48,3%), программирования собственного связного высказывания (68,95%).
Полученные данные позволяют выделить у старших дошкольников с задержкой психического развития ряд особенностей при формировании психологических и лингвистических предпосылок овладения навыком пересказа текста. Это говорит о том, что для них следует адаптировать имеющиеся приемы обучения и воспитания, которые положительно влияют на усвоение умений и навыков навыка пересказа текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
В разработанной нами педагогической технологии обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития было выделено три этапа: диагностический, основной (подготовительный и обучающий) и заключительный. На каждом этапе учитываются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы и протекания высших психических процессов, а также взаимосвязь между уровнем сформированности предпосылок овладения пересказом текста и содержанием коррекционной работы на всех этапах обучения.
В результате работы у старших дошкольников с задержкой психического развития сформируются представления о целостности и смысловых закономерностях пересказа текста.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию навыка пересказа у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством
реализации проекта «Волшебные модели»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Подвижная игра как средство формирования связной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



