ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников навыков смыслового чтения текстов 8
1.1 Понятие смыслового чтения 8
1.2 Педагогические условия формирования навыков смыслового чтения на
уроках литературного чтения 13
1.3 Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения,
применяемые в обучении младших школьников 18
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности применения методов смыслового чтения в процессе обучения младших школьников литературному чтению 24
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения текстов
у младших школьников на констатирующем этапе педагогического эксперимента 24
2.2 Работа с системой методов и приемов, направленных на формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературного
чтения 29
2.3 Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения текстов
у младших школьников на контрольном этапе педагогического
эксперимента 34
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников навыков смыслового чтения текстов 8
1.1 Понятие смыслового чтения 8
1.2 Педагогические условия формирования навыков смыслового чтения на
уроках литературного чтения 13
1.3 Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения,
применяемые в обучении младших школьников 18
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности применения методов смыслового чтения в процессе обучения младших школьников литературному чтению 24
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения текстов
у младших школьников на констатирующем этапе педагогического эксперимента 24
2.2 Работа с системой методов и приемов, направленных на формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературного
чтения 29
2.3 Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения текстов
у младших школьников на контрольном этапе педагогического
эксперимента 34
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение
Мы живем в эпоху информационно-коммуникационных технологий. Осознанное получение информации посредством чтения является залогом успеха в обучении, а само чтение становится средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.
В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер [23], что определяет важность данного процесса в обучении. Чтение - это один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста, оно входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм общения [18]. Такое большое значение навыка чтения отражается и в ФГОС НОО.
Согласно стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, что в свою очередь вызывает необходимость в изменении содержания обучения. Это означает, что на всех уроках под учительским руководством учащиеся младших классов должны освоить несколько видов смыслового чтения [22].
Предмет литературное чтение в начальной школе благоприятен для формирования навыков смыслового чтения, так как он предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая состоит в освоении художественной литературы, развитии эстетического восприятия [41]. Для того чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, ученику необходимы сформированные навыки смыслового чтения.
Несмотря на стандарты, по данным исследования PISA-2018, Россия занимает 31 место по уровню читательской грамотности среди других стран- участниц [38], тем самым уступая большинству развитых стран. Именно
поэтому проблему смыслового чтения можно назвать приоритетной. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Над проблемой формирования навыков смыслового чтения у учащихся работали такие ученые, как В. Г. Асмолов, Ф. И. Буслаев, Л. А. Мосунова, Н.Н. Сметанникова, Т.И. Фисенко, К. Д. Ушинский и др. Анализ научных работ по теме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению данной задачи.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе будет проходить эффективнее, если:
• методы предтекстового этапа используются как основа повышения мотивации осмысленного чтения;
• учебные задания имеют творческий характер и разработаны с использованием технологии критического мышления;
• особое место в учебном процессе отводится смысловой стороне чтения.
На основании цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1) Раскрыть понятие смыслового чтения, его составляющие;
5
2) Определить педагогические условия процесса формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе;
3) Проанализировать методы и приемы смыслового чтения,
применяемые на уроках литературного чтения в начальных классах;
4) Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения у младших школьников;
5) Разработать педагогические рекомендации для учителей начальных
классов общих образовательных учреждений по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе обучения
литературному чтению.
Методы исследования: анализ методической и научной литературы, систематизация материалов, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент, описательный метод, абстрагирование, опрос, тестирование, беседа.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что эффективность выделенных нами педагогических условий формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе не подвергалась изучению, что в свою очередь позволяет обосновать самостоятельность и оригинальность сделанных выводов.
Практическая значимость. Разработаны и апробированы
педагогические рекомендации по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. Наш опыт может быть использован учителями начальной школы в любом общем образовательном учреждении и приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов.
База исследования: МОУ СОШ №34 города Комсомольска-на-Амуре, 4 «Б» и «В» классы.
В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер [23], что определяет важность данного процесса в обучении. Чтение - это один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста, оно входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм общения [18]. Такое большое значение навыка чтения отражается и в ФГОС НОО.
Согласно стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, что в свою очередь вызывает необходимость в изменении содержания обучения. Это означает, что на всех уроках под учительским руководством учащиеся младших классов должны освоить несколько видов смыслового чтения [22].
Предмет литературное чтение в начальной школе благоприятен для формирования навыков смыслового чтения, так как он предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая состоит в освоении художественной литературы, развитии эстетического восприятия [41]. Для того чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, ученику необходимы сформированные навыки смыслового чтения.
Несмотря на стандарты, по данным исследования PISA-2018, Россия занимает 31 место по уровню читательской грамотности среди других стран- участниц [38], тем самым уступая большинству развитых стран. Именно
поэтому проблему смыслового чтения можно назвать приоритетной. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Над проблемой формирования навыков смыслового чтения у учащихся работали такие ученые, как В. Г. Асмолов, Ф. И. Буслаев, Л. А. Мосунова, Н.Н. Сметанникова, Т.И. Фисенко, К. Д. Ушинский и др. Анализ научных работ по теме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению данной задачи.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе будет проходить эффективнее, если:
• методы предтекстового этапа используются как основа повышения мотивации осмысленного чтения;
• учебные задания имеют творческий характер и разработаны с использованием технологии критического мышления;
• особое место в учебном процессе отводится смысловой стороне чтения.
На основании цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1) Раскрыть понятие смыслового чтения, его составляющие;
5
2) Определить педагогические условия процесса формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе;
3) Проанализировать методы и приемы смыслового чтения,
применяемые на уроках литературного чтения в начальных классах;
4) Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения у младших школьников;
5) Разработать педагогические рекомендации для учителей начальных
классов общих образовательных учреждений по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе обучения
литературному чтению.
Методы исследования: анализ методической и научной литературы, систематизация материалов, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент, описательный метод, абстрагирование, опрос, тестирование, беседа.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что эффективность выделенных нами педагогических условий формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе не подвергалась изучению, что в свою очередь позволяет обосновать самостоятельность и оригинальность сделанных выводов.
Практическая значимость. Разработаны и апробированы
педагогические рекомендации по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. Наш опыт может быть использован учителями начальной школы в любом общем образовательном учреждении и приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов.
База исследования: МОУ СОШ №34 города Комсомольска-на-Амуре, 4 «Б» и «В» классы.
Формирование навыков смыслового чтения на данный момент является потребностью современного общества. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что умения чтения относятся к универсальным учебным действиям, поэтому данная тема актуальна.
Перед нами стояла цель выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Для достижения цели исследования, нам было необходимо решить ряд задач.
Первой задачей является анализ психолого-педагогической литературы на предмет понятия смыслового чтения и его составляющих. Нами были рассмотрены различные точки зрения на определение смыслового чтения. Мы установили, что под смысловым чтение подразумевается чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Мы изучили существующие стратегии формирования навыков смыслового чтения, определили соотношение УУД и изучаемых навыков. Данную задачу мы решили полностью.
Второй задачей, которую мы должны решить в исследовании данной темы стало изучение существующих педагогических условий формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Эту задачу мы полностью решили и определили, какие группы трудностей существуют при формировании данных навыков и создание каких педагогических условий снимают эти трудности.
Третьей задачей являлось анализ методов и приемов смыслового чтения применяемые на уроках литературного чтения в начальных классах. Данную задачу мы решили полностью и выяснили, что условно все методы можно разделить на три группы (предтекстовые, текстовые, послетекстовые), предложили варианты применения приемов формирования навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Далее перед нами стояла задача экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков смыслового на уроках литературного чтения в начальной школе. Для того чтобы решить эту задачу мы придерживались следующих шагов:
1. Выявить уровень сформированности навыков смыслового чтения у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе.
2. Создать и проверить на практике условия гипотезы исследования.
3. Выявить уровень сформированности навыков смыслового чтения у учащихся на контрольном этапе педагогического исследования. Обработать результаты, подвести итоги.
Итак, мы провели диагностику уровня сформированности смыслового чтения учащихся в 4 «Б» и 4 «В» классах на констатирующем этапе. Для этого мы использовали методики «Уровни сформированности навыков смыслового чтения» Понамаревой Т.Н., «Определение уровня развития чтения» Ясюковой Л. А. «Определение уровня анализа и оценки текста» Сапа А. В. Результат диагностики показал, что в экспериментальной группе уровни сформированности навыков ниже, чем в контрольной группе. Затем, в процессе формирующего эксперимента все уроки литературного чтения в экспериментальной группе в период с 10 сентября 2019 г. по 10 марта 2020 года проводились с применением методов и приемов, основанных на прогнозировании, развивающих критическое мышление, творческого характера и традиционные. Образовательный процесс строился таким образом, чтобы работа по формированию навыков смыслового чтения осуществлялась на каждом этапе работы с текстом, методы предтекстового этапа использовались как основа повышения мотивации осмысленного чтения, а при работе с текстом особое место отводилось смысловой стороне чтения, а не технической. Тем самым мы создали и проверили условия гипотезы исследования. После этого мы провели повторную диагностику. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Результаты экспериментальной группы значительно выше контрольной группы. А именно показатели навыков «развитие чтения» контрольной группы повысились на 3,2%, навыков «анализ и оценка текста» на 22,6% , а навыков «смысловое чтение» на 12,9%. В то время как в экспериментальной группе навыки «развитие чтения» повысился на 10,2% , навыки «анализ и оценка текста» на 46,6%, а навыки «смыслового чтения» на 49,8%. Это позволяет сделать вывод о том, реализованные нами условия, направленные на формирование навыков смыслового чтения на уроках по литературному чтению способствует наиболее эффективному формированию навыков смыслового чтения, что доказывает гипотезу исследования.
На основании результатов исследования нами были разработаны педагогические рекомендации для учителей начальных классов общих образовательных учреждений по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе обучения литературному чтению. В рекомендациях отражены этапы формирования навыков смыслового чтения, группы трудностей, с которыми может столкнуться педагог, пути их преодоления. Представлено построение урока литературного чтения с точки зрения формирования навыков смыслового чтения и примеры заданий. Тем самым мы внесли вклад в разрешение выявленной проблемы исследования.
Таким образом, цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
Наш опыт может быть использован учителями начальной школы в любом общем образовательном учреждении и приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов.
Перед нами стояла цель выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Для достижения цели исследования, нам было необходимо решить ряд задач.
Первой задачей является анализ психолого-педагогической литературы на предмет понятия смыслового чтения и его составляющих. Нами были рассмотрены различные точки зрения на определение смыслового чтения. Мы установили, что под смысловым чтение подразумевается чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Мы изучили существующие стратегии формирования навыков смыслового чтения, определили соотношение УУД и изучаемых навыков. Данную задачу мы решили полностью.
Второй задачей, которую мы должны решить в исследовании данной темы стало изучение существующих педагогических условий формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. Эту задачу мы полностью решили и определили, какие группы трудностей существуют при формировании данных навыков и создание каких педагогических условий снимают эти трудности.
Третьей задачей являлось анализ методов и приемов смыслового чтения применяемые на уроках литературного чтения в начальных классах. Данную задачу мы решили полностью и выяснили, что условно все методы можно разделить на три группы (предтекстовые, текстовые, послетекстовые), предложили варианты применения приемов формирования навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Далее перед нами стояла задача экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков смыслового на уроках литературного чтения в начальной школе. Для того чтобы решить эту задачу мы придерживались следующих шагов:
1. Выявить уровень сформированности навыков смыслового чтения у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе.
2. Создать и проверить на практике условия гипотезы исследования.
3. Выявить уровень сформированности навыков смыслового чтения у учащихся на контрольном этапе педагогического исследования. Обработать результаты, подвести итоги.
Итак, мы провели диагностику уровня сформированности смыслового чтения учащихся в 4 «Б» и 4 «В» классах на констатирующем этапе. Для этого мы использовали методики «Уровни сформированности навыков смыслового чтения» Понамаревой Т.Н., «Определение уровня развития чтения» Ясюковой Л. А. «Определение уровня анализа и оценки текста» Сапа А. В. Результат диагностики показал, что в экспериментальной группе уровни сформированности навыков ниже, чем в контрольной группе. Затем, в процессе формирующего эксперимента все уроки литературного чтения в экспериментальной группе в период с 10 сентября 2019 г. по 10 марта 2020 года проводились с применением методов и приемов, основанных на прогнозировании, развивающих критическое мышление, творческого характера и традиционные. Образовательный процесс строился таким образом, чтобы работа по формированию навыков смыслового чтения осуществлялась на каждом этапе работы с текстом, методы предтекстового этапа использовались как основа повышения мотивации осмысленного чтения, а при работе с текстом особое место отводилось смысловой стороне чтения, а не технической. Тем самым мы создали и проверили условия гипотезы исследования. После этого мы провели повторную диагностику. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Результаты экспериментальной группы значительно выше контрольной группы. А именно показатели навыков «развитие чтения» контрольной группы повысились на 3,2%, навыков «анализ и оценка текста» на 22,6% , а навыков «смысловое чтение» на 12,9%. В то время как в экспериментальной группе навыки «развитие чтения» повысился на 10,2% , навыки «анализ и оценка текста» на 46,6%, а навыки «смыслового чтения» на 49,8%. Это позволяет сделать вывод о том, реализованные нами условия, направленные на формирование навыков смыслового чтения на уроках по литературному чтению способствует наиболее эффективному формированию навыков смыслового чтения, что доказывает гипотезу исследования.
На основании результатов исследования нами были разработаны педагогические рекомендации для учителей начальных классов общих образовательных учреждений по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе обучения литературному чтению. В рекомендациях отражены этапы формирования навыков смыслового чтения, группы трудностей, с которыми может столкнуться педагог, пути их преодоления. Представлено построение урока литературного чтения с точки зрения формирования навыков смыслового чтения и примеры заданий. Тем самым мы внесли вклад в разрешение выявленной проблемы исследования.
Таким образом, цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
Наш опыт может быть использован учителями начальной школы в любом общем образовательном учреждении и приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов.



