Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА»

Работа №68197

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Телесные мотивы в повести «Дьяволиада» 16
1.1. Телесность как таковая 16
1.2. Телесные мотивы, связанные с гностицизмом 27
Глава 2. Онейрические мотивы, мотивы безумия и двойничества в повести «Дьяволиада» 36
2.1. Онейрические мотивы 36
2.2. Мотив безумия 45
2.3. Мотив двойничества 52
Заключение 57
Список использованной и цитируемой литературы 60

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - один из самых известных и важных для русской литературы писателей ХХ века. Его на первый взгляд краткий 20-летний творческий путь отмечен созданием множества литературных произведений: четырех романов, четырнадцати пьес,
многочисленных рассказы, повестей, фельетонов, очерков . Художественный мир М. А. Булгакова в настоящее время вызывает постоянно растущий интерес со стороны научного сообщества, как российского, так и зарубежного .
Повесть «Дьяволиада» была впервые опубликована в 1924 году в альманахе «Недра» . Она сразу была замечена некоторыми критиками, среди которых значится и Е. А. Замятин, который, увидев в статье творческий потенциал писателя, положительно высказался по поводу его литературного будущего . Не подлежит сомнению также важное место данной повести в творчестве Булгакова как характерной работы ранней сатирической прозы.
Литературоведы, наряду с критиками, также обратили внимание на художественные достоинства повести. По мнению Е. А. Яблокова, творчество Булгакова является художественным целым, обладающим устойчивыми структурными свойствами . В этом краеугольном камне будущего романа «Мастер и Маргарита» уже достаточно явно прослеживаются индивидуальные черты стиля Булгакова. Сравнивая эти два произведения писателя, Т Степановская отметила ряд тем и мотивов, такие, как «мотив одиночества и отчуждения, бега, смерти как способа спасания собственного достоинства», которые намечаются в повести «Дьяволиада», а позже философски развёртываются в романе «Мастер и Маргарита» . По вышеперечисленным причинам исследователи не могли не обратить внимание на изучение первой повести писателя «Дьяволиада».
Анализу вопроса об особенностях поэтики сатирического в повести посвящены работы А. А. Гапоненкова, Н. П. Козлова, О. Л. Ликолаенко и Л. Б. Менглиновой, в которых показано булгаковское своеобразие в сатирическом изображении человека и мира . О влиянии кинематографа на поэтику повести писали Н. З. Кольцова и О. А. Неклюдова, делая вывод, что при построении нарратива автор использует кинематографические техники. Они убедительно доказали, что в повести обнаруживаются элементы разных ранних кинематографических жанров, некоторые образы персонажей похожи на типажи немого кино . Анализируя повесть с культурологических позиций, Т. Степановская рассматривает её как писательскую попытку предвидеть будущее России . Наблюдения о влиянии гоголевской традиции содержатся в статьях Ли На, Т. С. Фроловой и J. Karas .
В последние годы также появился ряд научных трудов, в которых предметом анализа становятся отдельные мотивы «Дьяволиады». Их авторы в основном делают акцент на отдельных функциональных мотивах, обходя вниманием цельную художественную структуру, в которую эти мотивы выстроены, и практикуя, тем самым, достаточно фрагментарный и неполный подход.
Христианские мотивы в повести проанализировала
М. В. Александрова . Исследователь утверждает, что название повести создаёт апокалиптическую атмосферу, и доказывает, что, хотя образы главных героев, Короткова и Кальсонера, внешне противопоставлены друг другу, по природе они очень близки. При этом автор подчёркивает мотив нечистой силы, воплощённый в обликах главных персонажей, а также мотив запаха серы, который намекает на Ад.
Наличие инфернальных мотивов дома и города в повести было отмечено Е. В. Белогуровой, которая утверждает, что правила советского быта лишили понятие дома его первоначального значения как основания «надежного и прочного человеческого быта» . По мнению исследователя, мотив подмен носит дьявольский характер. Перечисляя все вариации мотива подмен в повести, автор делает вывод о том, что целый город в произведении был захвачен сатаной и его свитой методом размещения своих учреждений и войск «в не предназначенных для них помещениях» , а трагедия делопроизводителя является результатом этих бесконечных подмен города. Присутствие инфернального мотива «заколдованного места» в повести также отметила Ли На, которая определила его как традиционный для русской литературы .
Важную роль телесности и телесных проявлений в повести отметила Л. П. Григорьева . На взгляд исследователя, отсутствие в произведении границы меж реальным и ирреальным конституируется в «мотиве исчезновения - появления тела», а феномен промежутка определяет недоверие автора к телесному, что могут объяснить «гностические причины» . Обозначая лейтмотив подмены тела, автор статьи справедливо замечает, что в систему телесных образов произведения входят также и зооморфные образы. Так, здесь обнаруживаются мотив птицы-змеи и мотив огненного змея .
Фольклорно-мифологические мотивы произведения были исследованы О. С. Бердяевой . Наблюдая за архетипическим мышлением субъекта, которое конструирует текст, и за более привычными литературными традициями в творчестве писателя, О. С. Бердяева отметила, что мистическое как важный творческий принцип Булгакова в данной повести прочно связан с фольклорным сюжетом и фольклорными персонажами. Исследователь делает вывод, что фольклорные цитаты, аллюзии и реминисценции играют принципиальную роль «в организации сюжета и композиции данной
повести» . Однако при этом нельзя сказать, что в работе были в достаточной степени рассмотрены все фольклорные мотивы произведения.
В тексте можно обнаружить также и традиционные литературные мотивы, такие как мотив сновидения, безумия, двойничества. Ж. Жаккар при анализе зеркальной структуры повести отмечает, что данное произведение безусловно «представляет собой некие вариации на тему двойников», и главный герой Коротков является жертвой «раздвоения, толкающего его к безумию и делающего его фигурой трагической» . Соглашаясь с ним в присутствии мотива двойничества, Л. П. Григорьева определяет феноменом двойственности пограничное состояние сознательного и бессознательного героя . Стоит отметить, однако, что мотив двойничества не был в достаточной степени развёрнут в работах этих исследователей. Хотя мотив безумия рассматривается как важный и сквозной для творчества Булгакова , и мотиву сна в творчестве Булгакова также было посвящено много литературных трудов , реализация этих образов в рассматриваемом нами произведении никогда не анализировалась.
Итак, актуальность данной магистерской диссертации обусловлена тем, что в настоящее время в современной литературоведческой науке отмечается интенсивный рост интереса к анализу мотивов и мотивной структуры художественной литературы как к перспективному методу научного исследования. Анализ мотивной структуры раннего творчества Булгакова дает возможность рассмотреть мотивные элементы всего ряда произведений писателя в целом. Хотя отдельные мотивы повести и были проанализированы ранее, однако цельный системно-структурный анализ мотивов данного произведения так и не был проведён, что и обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом исследования данной диссертации является мотивная структура повести «Дьяволиада».
В качестве предмета выступает ряд телесных, онейрических и прочих мотивов в повести.
Материалом для исследования служит повесть Булгакова «Дьяволиада». В качестве дополнительного материала выступают остальные произведения писателя.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить, выделить и проанализировать доминирующие мотивы повести, определить их функции и отметить художественное воплощение, выявить принципы организации мотивной структуры, а также доказать, что в фундаменте цельной мотивной структуры повести лежит гностическая идея.
Достижение данной цели представляется возможным при решении следующих задач:
1. проследить и выделить ведущие мотивы и определить их идейное содержание, характеризуя их семантику и механизмы их сцепления друг с другом;
2. показать принципы, закономерности и специфические особенности мотивной организации текста;
3. дать сравнительный анализ мотивных элементов нашего текста с элементами других произведений писателя и определить интертекстуальный потенциал обнаруженных в тексте мотивов.
В основу теоретической базы работы положены следующие научные труды, посвященные изучению общей поэтики Булгакова: М. О. Чудаковой, В.
25 26 27 28
В. Химич , В. М. Акимова , Б. М. Гаспарова , Е. А. Яблокова и др., а также литературоведческие труды по вопросу воплощению гностических учений в произведениях Булгакова: Г. Кругового , В. О. Кубышкиной , В. Григоряна и др.
Для решения поставленных задач в качестве рабочего нами принимается метод мотивного анализа.
Методологической базой данного диссертационного исследования послужили литературоведческие изыскания по истории и теории мотива таких выдающихся ученых, как: А. Н. Веселовский, А. Л. Бем, В. Я. Пропп, Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, М. М. Бахтин, А. П. Скафтымов, Г. В. Краснов, В. И. Тюпа, Б. М. Гаспаров, И. В. Силантьев и др.
Мотив широко принимается в современном литературоведении как одна из самых важных категорий исследования художественной литературы. По мнению Е. А. Богдановой, основы мотивного анализа дают
исследователям возможность рассмотреть творчество отдельного писателя как «систему, обладающую художественной целостностью» . Зато, как справедливо отметила Е. В. Шабалдина, в сегодняшней
научно-исследовательской практике понятие «мотив» страдает отсутствием четкого теоретического определения . В литературных словарях
определение понятия «мотив» дается путём перечисления различных интерпретаций литературоведов .
Настоящая диссертация не ориентируется на решение этой проблемы. Историей изучения и развития понятия мотива успешно занимался И. В. Силантьев . Делая обзор различных трактовок термина, ученый выделил несколько значимых интерпретаций: семантическая
(А. Н. Веселовский, А. Л. Бем, О. М. Фрейденберг), морфологическая (В. Я. Пропп, Б. И. Ярхо), дихотомическая (А. И. Белецкий, А. Л. Бем,
B. Я Пропп), структурно-семантическая (Е. М. Мелетинский,
C. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик, Д. М. Сегал, Б. Н. Путилов), тематическая (Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, А. П. Скафтымов), интертекстуальная (Б. М. Гаспаров, А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов), прагматическая или коммуникативная (Ю. В. Шатин, В. И. Тюпа и др.) .
В нашей работе внимание будет обращено на основные значения понятия «мотив» и его более спорные элементы в связи с понятием персонажа, действия, сюжета, темы и лейтмотива.
Следует отметить, что теорию мотива как литературоведческой категории впервые предложил А. Н. Веселовский. Исследователь со стороны семантического подхода акцентирует неразложимость мотива, определяя критерием его неразложимости «образный одночленный схематизм» , то есть, по словам Е. А. Богдановой, «семантическая и эстетическая целостность мотива» . Другим основным его качеством была признана повторяемость. Сторонники семантической интерпретации А. Л. Бем и О. М. Фрейденберг следовали за А. Н. Веселовским и развили его теорию. О. М. Фрейденберг отметила, что вся морфология персонажа является морфологией сюжетных мотивов . Таким образом она доказала, что персонаж семантически связывается с мотивом. А. Л. Бем исследовал взаимосвязь сюжета и мотива и сделал вывод, что мотив может изменяться, усложняться, связываться с другими, и в конце концов развивает сюжетную линию . Таким образом, семантическая интерпретация подчеркивает неразложимость и повторяемость мотива, и сближает его с понятием персонажа и сюжета.
Не соглашаясь с идеей А. В. Веселовского о неразложимости мотива, В. Я. Пропп, сторонник морфологического подхода, утверждал, что мотив «не одночленен и не неразложим» . По его мнению, в качестве критерия выделения мотива выступает «логическое отношение» , и он распадается на «компоненты логико-грамматической структуры высказывания - на набор субъектов, объектов и предикатов, выраженных в тех или иных фабульных вариациях», поэтому мотив как чисто морфологическая единица видится В. Я. Проппу несостоятельным . Отказавшись от понятия «мотив», он ввел термин функции действующего лица. Но по мнению И. В. Силантьева, «функция действующего лица» фактически является обобщенным названием
мотива . Как заметил Е. М. Мелетинский, многие функции, которые выделил В. Я. Пропп, являются «типичными мотивами» . Таким образом, мы можем заключить, что замена термина «мотив» термином В.Я. Проппа не слишком оправдана.
Сближая понятие структуры мотива и понятие структуры суждения, сам термин «мотив» Е. М. Мелетинский употребляет в значении одноактного микросюжета, основой которого является действие . М. М. Бахтин в своей работе заметил, что в структуре мотива важны не только персонаж и его действие, но также и хронотоп . Таким образом, мотив, согласно их мнению, является элементом сюжета.
Сторонниками тематического подхода являются Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский и А. П. Скафтымов . По Б. В. Томашевскому, мотив понимается через категорию темы, а тема, в свою очередь, - это то, что объединяет материал произведения. Темой обладает не только целое произведение, но и каждая часть текста, так, произведение представляется возможным разложить на тематические части вплоть до самой мелкой. Мотив при этом рассматривается как эта мельчайшая, «элементарная неразложимая тематическая единица произведения» . Исследователь подчеркивает, что «каждое предложение, в сущности, обладает своим мотивом» . Что касается отношений между мотивом, сюжетом и фабулой, Б. В. Томашевский определил фабулу как мотив в его «причинно-временной связи», а сюжет - совокупность мотивов, которая расположена в такой последовательности, как в тексте . Однако Б. Н. Путилов отметил, что большинство литературоведов придерживаются мнения А. Н. Веселовского о том, что мотив - это простейшая «семантически целостная повествовательная единица», которая обусловливает развитие сюжета . Итак, по мнению сторонников тематического подхода, мотив является элементарной единицей темы и главной составляющей фабулы и сюжета.
Учитывая фундаментальные значения понятия «мотив», мы следуем за ученым Б. М. Гаспаровым, исповедующим интертекстуальный подход мотивного анализа: он предельно широко трактует мотив как практически любой смысловой повтор: «любое смысловое “пятно” - событие, черта характер, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово и т. д.», единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте . При определении мотива он учитывает его следующие существенные признаки: 1) функционально-семантическая повторяемость мотива, что, как отметила Е. А. Богданова, принимается большинством литературоведов как важнейшая отличительная черта лейтмотива и мотива ; 2) устойчивость мотива в фольклорной и литературной традиции; 3) вариативность, то есть, наличие семантического инварианта мотива и его вариантов .
Научная новизна работы состоит в том, что в работе впервые предпринимается попытка цельного системно-структурного анализа мотивного комплекса повести «Дьяволиада» Булгакова.
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в дальнейшем изучении творчества Михаила Булгакова в целом.
Структура работы. Наша диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.
Во введении определяется актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описываются материалы, теоретическая и методологическая база, а также делается обзор научных трудов, посвященных анализу повести Михаила Булгакова «Дьяволиада» в разных аспектах, в том числе и в сфере мотивного анализа.
Первая глава посвящена анализу телесных мотивов в повести «Дьяволиада». Особо выделяются телесные мотивы, связанные с гностическими учениями. В этой главе доказывается, что использование телесных мотивов выражает авторское недоверие к телесности.
Во второй главе изложен анализ ряда мотивов - онейрических мотивов, мотивов безумия и двойничества в повести, которые поддерживают наше мнение о том, что гностические идеи оказывают большое влияние на творчество писателем повести «Дьяволиада».
В заключении работы представлены выводы, полученные в ходе исследования.
Основные положения диссертации были представлены в виде доклада на международной научной конференции «XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ» и отражены в публикации: Онирические мотивы в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XXXVIII
Международной научно-практической конференции / Под общ. ред.
С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017, С. 187-190.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная диссертационная работа представляет собой попытку системного анализа мотивной структуры повести Булгакова «Дьяволиада». В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что повесть «Дьяволиада» создана автором под влиянием гностических учений.
Описание феномена телесности используется писателем как важный способ выражать свое отношение к человеку и миру. В первой главе данной диссертации исследовались телесные мотивы в повести, особое внимание уделено тем телесным мотивам, связанным с гностицизмом. Прежде всего, мы обратились к мотиву запаха серы, который пронизывал всю структуру повести. Мотив запаха серы отсылал нас к библейской традиции (серный запах - признак инфернальности). В повести также обнаруживались другие библейские мотивы, например, мотив нечистой силы, который ярко воплотился в образе Кальсонера. Здесь упомянули ряд фольклорных мотивов, связанных с фантастическими фигурами персонажей. При описании портрета Кальсонера автор уделил большое внимание изображению его телесности. Мы отметили, что образ Кальсонера относился к персонажам «наполеоновского типа». В связи с внешностью Кальсонера мы обнаруживали мотив шара, который присутствовал в сне Короткова и на его последней сцене жизни. Мотив Наполеона в повести был связан с мотив музыки, что находило отражение в песне о пожаре в Москве. Далее анализировались мотив музыки, мотив опера, мотив голоса, мотив смеха, доказывалось, что с помощью введения в текст звуковых диссонансов создавалась звуковая картина мира Хаоса под возглавием дьявольской силы.
Как отметило множество исследователей, гностические учения оказали большое влияние на творчество Булгакова. В повести «Дьяволиада» влияние гностических идей также проявляется. Самый специфический признак гностицизма - идея мироотрицания. Так как. по мнению гностиков, мир создал не Бог а злой Демиург. Мотив гностического Демиурга находил отражение в образе Кальсонера. Во втором параграфе выделились нами такие мотивы, семантически связанные с мотивом главы, как мотив головы как яйца/шара, мотив болезни головы, мотив повреждения головы, мотив раннего глаза, и метафорический мотив декапитации, что доказало преимущественное внимание писателя к голове как важной сфере человеческого организма. В повести представлено множество различных видов трансформации тела, реализованных в ряде мотивов подмены тела: мотива метаморфозы, мотива превращения, мотива двойничества, особенно мотивов зооморфизаций тела, варьирующих ситуацию превращения человека в мифопоэтических животных, фигуры кота и петуха. В этих бесконечных телесных подменах выразилось отрицательное отношение автора к плотскости. Подчеркнули, что мотив смерти в повести также связан с идеей гностицизма, понимающей свободу как освобождение духа от телесности. Коротков человек гностический, который получил покой только после смерти. Можно сказать, что автор «спас» своего героя небытием - смертью.
Во второй главе через анализ нескольких мотивов: онейрических мотивов, мотив безумия и мотив двойничества мы пришли к выводу о том, что именно гностические учения оказали важнейшее влияние на формирование философских приоритетов писателя. По мнению гностиков, материю создает «несовершенный» творец Демиург. В зависимости от незавершённости этого «злого» начала, материальный мир, согласно гностицизму, несовершенен. Под влиянием этой идеи в повести Булгаков воссоздал подобный несовершенный мир, что находил себя в ряде онейрических мотивов, таких как мотив сновидения, лабиринта, тени, темноты, мотива мутного света, с помощью которых построено промежуточное пространство. Тесная связь мотива сновидения, мотива болезни и мотива вина была подробно рассмотрена. Особо отметили важную роль мотива лабиринта в сюжетно-повествовательной организации повести.
Далее мы обратили внимание на мотив числа, рассмотрели роль описания четких деталей в повести, проанализировали мотив темноты, и пришли к выводу о том, что пространство повести носит пограничный характер.
Пограничное психологическое состояние главного героя отражается в мотиве безумия, связанном с телесными страданиями. Безумное состояние заставляло главного героя попасти в промежуточное пространство. Мотив безумия в повести был тесно связан с мотивом дьявольской силы, которая довела главного героя до потери разума. Обнаруженный мотив бумаги как символ жестокой бюрократической системы в связи с мотивом змеи обретал инфернальный характер. Мы отметили, что безумное состояние главного героя отражалось на телесных страданиях, таким образом, связались мотив безумия и телесные мотивы.
Третий параграф второй главы посвящен анализу мотив двойничества в повести. Наметилось несколько пар двойников: Коротков - Колобков, Кальсонер бритый - Кальсонер бородатый, Коротков - Коротков в зеркале. Особенно было замечено, что мир в повести также двойной, и подлинный постепенно заменяется ложным. Мы увидели, что в повести мотив дома вступил в коллизию «Дома - Антидома», а также вспомнили о рассуждении гностиков об абсолютном дуализме в восприятии этических понятий добра и зла, и увидели, что в связи с этим Коротков в повести имел два начала - добро и зло.
Суммируя наблюдения, мы пришли к выводу о том, что доминирующие мотивы, такие как телесные мотивы, онейрические и прочие при тесном взаимодействии друг с другом составляют мотивную структуру повести, которую связывают именно гностические идеи.



1. Булгаков М. А. Багровый остров: Ранняя сатирическая проза. М.: Художественная литература, 1990. 479 с.
2. Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1989-1990.
3. Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего // Гоголь Н. В. Полное собр. соч.: В 14 т. T.3. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1938. С. 193-215.
Научная и критическая литература
4. Акатова О. И. Поэтика сновидений в творчестве М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2006. 23 с.
5. Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. М.: Народное образование, 1995. 56 с.
6. Александрова М. В. Христианские мотивы в фантастической повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» // Проблемы исторической поэтики. 2008. № 8. С. 533-537.
7. Арина Г. А. Психосоматический симптом как явление культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: изд-во МГУ, 1991. С. 45-54.
8. Асоян А. А. Сон как лабиринт // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 3-9.
9. Барковская Н. В. «Сумерки речи»: опыт изображения сна в русском модернизме начала ХХ века // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 39-47.
10. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
С. 130-145.
11. Белкин М. Ю. Поэтика диалогического в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 27 с.
12. Белогурова Е. В. Инфернальные мотивы дома и города в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Сборник научных статей международной школы-семинары «Ломоносовские чтения на Алтае». Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2013. С. 347-352.
13. Белогурова Е. В. Поэтика и семиотика Дома в творчестве М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2014. 34 с.
14. Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. Т. 23. Кн. 1. СПб., 1918. С. 226-245.
15. Бердяева О. С. Дьявольский мир в повести «Дьяволиада» (К вопросу о фольклорных традициях в творчестве М. А. Булгакова) // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2004. С. 81-87.
16. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М.: Просвещение, 1991. 206 с.
17. Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 432-449.
18. Богданова Е. А. Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2015. 216 с.
19. Богданова К. А. Врачи, пациенты, читатели: патографические тексты русской культуры XVIII-XIX веков. М.: ОГИ, 2005. 504 с.
20. Богомолов Н. А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 785 с.
21. Борисов А. А. Экспрессионистский вариант истолкования роли природы в реализации прагматической направленности художественного произведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-2 (25). С. 37-42.
22. Булгарова Б. А. Градуальная организация текстового семантического поля «Смех» (на материале произведений М. А. Булгакова): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 21 с.
23. Бэлза И. Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст - 1978. М.: Наука, 1978. С. 156-248.
24. Васильева М. Г. Н. В. Гоголь в творческом сознании М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2005. 25 с.
25. Великая Н. И. «Белая гвардия» М. Булгакова: Пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл // Творчество М. Булгакова. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1991. С. 28-48.
26. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
27. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. М.: Наука, 2002. 218 с.
28. Воспоминания о М. Булгакове: Сборник / сост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес. М.: Советский писатель, 1988. 528 с.
29. Галинская И. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 44. 1985. № 4. С. 366-378.
30. Гапоненков А. А. Поэтика сатирического в «Дьяволиаде» М. А. Булгакова // Филологические этюды. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1998. С. 98-101.
31. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1994. 304 с.
32. Голубков М. М. Мистика Москвы. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» как «пратекст» «московского текста» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, 2011. С. 67-80.
33. Голубович Н. В. Эволюция вторичной художественной условности в прозе М. А. Булгакова // Научные исследования в образовании. 2007. № 1. С. 40-42.
34. Горохов П. А., Южанинова Е. Р. Философия инфернального в творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова // Вестник ОГУ. 2008. №7 С. 19-24.
35. Григорян В. Искусство и православие. М. Булгаков [Электронный
ресурс] URL: http://www.mrezha.ru/vera/18/36.htm (дата обращения:
06. 10. 2016).
36. Григорьева Л. П. Наблюдения над образом тела в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» // Проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века. Вып. 30. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 25-31.
37. Грудкина Т. В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века (В. Ф. Одоевский, А. П. Чехов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Шуя, 2004. 19 с.
38. Дашевская О. А. Библейское начало в драматургии М. Булгакова: («Бег», «Адам и Ева») // Творчество М. Булгакова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. С. 115-129.
39. Дунаев М. М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита») [Электронный ресурс] URL:
http://www.ihtus.ru/l5.shtml (дата обращения: 21.12. 2016).
40. Жаккар Ж. О зеркальной структуре повести «Дьяволиада» Михаила Булгакова // Жаккар Ж. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: Избранные работы о русской словесности. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 325-334.
41. Загидуллина М. В. Ужасные существа в сновидениях героев Пушкина и Гоголя // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 112-119.
42. Замятин Е. А. О сегодняшнем и современном // Русский современник. 1924. № 2. С. 263-272.
43. Захаров В. Н. Библейский архетип «Двойника» Достоевского // Проблемы исторической поэтики: Исследования и материалы. Петрозаводск, 1990. С. 100-104.
44. Иванова Е. С., Алхуссейни С. Мотив безумия «гоголевского типа» в рассказе «Красная корона» М. А. Булгакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 42. 2016. С. 53-57.
45. Иванова Е. С., Попова И. М. Сон как способ символической репрезентации действительности (на материале повестей Н. В. Гоголя «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и романов М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», пьесы «Бег», фельетона «Похождения Чичикова») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (46). С. 86-90.
46. Иванова Е. С. Сон как характеристика героя в аспекте отношения к действительности (на материале произведений Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова) // Universum: филология и искусствоведение. 2014. № 2 (4). С. 1.
47. Иванова Е. С. Традиции Н. В. Гоголя в творчестве М. А. Булгакова: сон о двух крысах // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 1. С. 62-65.
48. Иванова Е. С. Художественное своеобразие мотива сна в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии.: сборник статей по материалам XXIX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С. 167-178.
49. Ищук-Фадеева Н. И. Сон как «everything and nothing» (Шекспир, Пушкин, Борхес) // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 10-20.
50. Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб.: Лань, 1998.
384 с.
51. Казин А. Он не заслужил света: «Мастер и Маргарита»: русский взгляд [Электронный ресурс] URL: http://www.rspp.su/sobor/kazin/master_mar garta.htm (дата обращения: 02.01.2017).
52. Казорина А. В. Внутренний мир героя и его представление в прозе М. Булгакова // Вестник ИГЛУ. 2009. № 2 (6). С. 29-34.
53. Казьмина О. А. Онирическое пространство в пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 54-56.
54. Кан Су Кюн. Диалог в эпических и драматических произведениях М. А. Булгакова: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2004. 196 с.
55. Капец О. В. Проблема добра и зла в наследии М. Бубера и М. Булгакова // Вестник АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013 . № 4 (128). С. 115-120.
56. Карасев Л. В. Метафизика сна // Сон - семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI-е Випперовские чтения (Москва, 1993). Milano: Edizioni Gabriele Mazzotta, 1994. С. 134-142.
57. Кельметр Э. В. Поэтика телесности в лирике Иннокентия
Анненского: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 26 с.
58. Кельметр Э. В. Поэтика телесности в лирике Иннокентия
Анненского: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 196 с.
59. Ким Су Чан. Комическое и фантастическое в прозе М. Булгакова (от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1997. 26 с.
60. Клецкая С. И. Сочиненные ряды глаголов как одно из основных языковых стилистических средств, характеризующих персонажей в прозе М. А. Булгакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1 (42). С. 88-91
61. Козлов Н. П. Гротеск в сатирической трилогии М. Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» // Содержательность форм в художественной литературе: Проблемы поэтики: Сб.ст. Самара: СГУ, 1991. С. 116-136.
62. Колесникова Ж. Р. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001. 15 с.
63. Колесникова Ж. Р. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001. 163 с.
64. Кольцова Н. З., Неклюдова О. А. К вопросу о кинематографической технике в творчестве М. Булгакова: От «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите» // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2015. С. 155-161.
65. Кондакова Ю. В. Гоголь и Булгаков: мистика творчества // Известия Уральского гос. ун-та. 2002. № 24. С. 152-170.
66. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. С. 69-81.
67. Круговой Г. Гностический роман Михаила Булгакова // Новый журнал. 1979. № 134 (Март). С. 47-81.
68. Кубышкина В. О. Тайное знание масонов как элемент гностической традиции в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник ТГПУ. 2016. № 7 (172) . С.162-167.
69. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Антология сатиры и юмора России ХХ века. Михаил Булгаков. Том 10. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 8-25.
70. Лёвшин В. А. Садовая 302-бис // Воспоминания о
Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. С. 164-191.
71. Лерман И. В. Образ дома в творчестве Булгакова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. 2010. № 1. С. 290-293.
72. Ликолаенко О. Л. Языком сатиры о проблемах человека и общества (М. Булгаков, «Дьяволиада») // Язык и культура: Третья международная конференция. Доклады. Ч. 50. Киев, 1994. С. 256-260.
73. Ли На. Миф о Москве в «Московской трилогии» М. А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые Яйца», «Собачье сердце»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. 22 с.
74. Ли На. Развитие гоголевский традиции в повести «Дьяволиада» М. А. Булгакова // Вестник РУДН. Серия Литературоведение, журналистика. 2014. № 3. С. 20-26.
75. Ли Сын Ок. Мотив «дом - антидом» в пьесе М.Булгакова «Зойкина квартира» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 214-218.
76. ЛихачевД. С. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с.
77. Лотман Ю. М. Сон - семиотическое окно // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. C.123-126.
78. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования. СПб.: Искусство, 2005. 845 с.
79. Лотман Ю. М. Роман Пушкина « Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1980. 416 с.
80. Лю Чуньмэй. Календарные мифы в русском языке и культуре // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 82-1. С. 209-216.
81. Маслечкина С. В. Передача экспрессивности в произведениях М. А. Булгакова и Э. М. Ремарка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 26 с.
82. Михаил (Чепель) Гностические и православные мотивы в романах М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». [Электронный
ресурс] URL:http://www.bogoslov.ru/text/3935781.html (дата обращения:
22.12.2016).
83. Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 635. Тарту, 1983. С. 115-125.
84. Менглинова Л. Б. Принцип сатирического обобщения в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 7. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985. С. 127-141.
85. Назиров Р. Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе. Сравнительная история фабул: автореф. дис. ... док. филол. наук. Екатеринбург, 1995. 46 с.
86. Назиров Р. Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870 - 1890 годов. Свердловск, 1980. С.94 - 107.
87. Нилова С. В. Время и пространство в произведениях М. А. Булгакова 20-х годов // Вестник НовГУ. 2007. № 41. С.63-65.
88. Окара В. И. Изучение особенностей индивидуально-авторского стиля М. А. Булгакова через анализ мотива прихода дьявола в его романах // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. № 1. С.121-125.
89. Океанская Ж. Л. Антисофийный сюжет Мастера и Маргариты в контексте Премудрости Соломоновой и опыт православной софиологии имени в мире Сталкера // Океанская Ж. Л. Ословесненный космос отца Сергия Булгакова: «Философия имени» в контексте поэтической метафизики конца Нового времени. Иваново-Шуя: Ивановская областная типография, 2009. С. 245-270.
90. Океанский В. П. Панин о Мастере и Маргарите // Океанский В. П. Культура Нового времени: герменевтический обзор. Шуя, 2011. С. 79-84.
91. Омори Масако Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в
контексте религиозно-философских идей В. С. Соловьева и
П. А. Флоренского: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 22 с.
92. Орлова О. А. Эсхатологические мотивы в творчестве М. А. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 29 с.
93. Панкратова М. Н. Онирический мотив: структура и особенности функционирования («Огненный Ангел» В.Я. Брюсова): дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. 154 с.
94. Петелин В. О «Письмах» М. Булгакова и о нем самом // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.10. Письма. Дневники. М.: Голос, 2000. С. 5-45.
95. Петров В. Б. Традиции эзотерических учений в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // European journal of literature and linguistics. 2016. № 3 С.45-50.
96. Попов П. С. Биография М. А. Булгакова. 1940 г. // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. Письма. Дневники. М.: Голос, 2000. С. 597-606.
97. Пропп В. Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 192 с.
98. Путилов Б. Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 74-86.
99. Ребель Г. М. Художественные миры романов Михаила Булгакова. М.: Директ-Медиа. 2013.172 с.
100. Ремизов А. М. Огонь вещей. М.: Советская Россия, 1989. 465 с.
101. Рогощенков И. К. Камо грядеши? (чье «Евангелие» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?) // Проблемы исторической поэтики. 2005. № 7. С. 605-618.
102. Руднев В. П. Сновидение и событие // Сон - семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI-е Випперовские чтения. М., 1993. С. 12-17.
103. Сахаров В. Примечания // Булгаков М. А. Багровый остров: Ранняя сатирическая проза. М.: Художественная литература, 1990. С. 441-478.
104. Савина Е. А. Мистические мотивы в прозе М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 18 с.
105. Сафронов Е. В. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск. 2008. 19 с.
106. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004.287 с.
107. Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Новосибирск: ИДМИ, 1999. 104 с.
108. Слободнюк С. Л. «Идущие путями зла» или «Дьяволы» «Серебряного века» (древний гностицизм и русская литература 1880-1930 гг.). СПб.: Алетейя, 1998. 432 с.
109. Соколов Б. В. Расшифрованный Булгаков: тайны «Мастера и Маргариты». М.: Эксмо: Яуза, 2010. 608 с.
110. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М.: Эллис Лак, 1997. 432 с.
111. Сорокина Л. М. Мотив безумия в романе М. А. Булгакова «Мастер
и Маргарита» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1.
С. 73-77.
112. Сорокина Л. М. Мотив безумия в романе М. А. Булгакова «Мастер
и Маргарита» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1.
С. 73-77.
113. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. С. 304-311.
114. Спесивцева В. В. Композиционно-синтаксическая трансформация гоголевского текста в киносценарии М. А. Булгакова «Необычайное происшествие, или Ревизор» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 18. С. 85-88.
115. Степановская Т. «Грядущие перспективы» и «Дьяволиада» Михаила Булгакова как попытка определить будущее России // Культурология: дайджест / РАН ИНИОН. 2004. № 2(29). С. 62-64.
116. Сухих И. Н. Сон: эстетическая феноменология и литературная типология // Пушкин и сны: сновидения в фольклоре, литературе и в жизни человека. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 29-38.
117. Тарасов А. В. М. А. Булгаков и кинематограф // Тарасов А. В. Визуальное высказывание: киномышление в русской культуре: монография. Шуя, 2013. С. 240-424.
118. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2002. 334 с.
119. Тамарченко Н. Д. Мотив // Тамарченко Н. Д., Стрельцова Л. Е. Литература путешествий и приключений. Путешествие в «чужую» страну. М.: Аспект Пресс, 1994. С. 229-231.
120. Урюпин И. С. Воплощение национально-культурного архетипа самозванца в творчестве М. А. Булгакова 1920-х годов // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2010. № 3. С. 15-24.
121. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса: автореф. дис. ... канд. филол. наук.
Елец, 2004. 24 с.
122. Фархетдинова Ф. Ф. Феномен безумия как философская основа сближения романов «Идиот» и «Мастер и Маргарита» // Вестник АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 2 (140). С. 207-212.
123. Федосеенко Н. Г. Мотив безумия в русской литературе и действительности 1830-1840-х годов // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Интерпретация текста: Сюжет и мотив. Вып. 4. Новосибирск, 2001. С.89-99.
124. Федунина О. В. Система снов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»: сквозные мотивы // Челябинский гуманитарий. 2011. № 2 (15). С. 42-45.
125. Федунина О. В. Форма сна и художественная память в романе ХХ века («Белая гвардия» М. А. Булгакова) // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С.90-97.
126. Фарино Е. Тело. Анатомия. Метаморфозы // Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 205-234.
127. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. СПб.: Азбука, 2011. 507 с.
128. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 445 с.
129. Фролова Т. С. Повести М. А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца») и гоголевская литературная традиция // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 3. Томск, 1982. С. 28-40.
130. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга. 1997. 576 с.
131. Химич В. В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. 332 с.
132. Химич В. В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995. 232 с.
133. Хомук Н. В. Ранняя проза М. А. Булгакова: Поэтика телесности. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2015. 152 с.
134. Хубулава Г. Г. Тема безумия в русской литературе // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. № 1. С. 61-70.
135. Целкова Л. Н. Мотив // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С. 202-209.
136. Чеботарёва В. А. О гоголевских традициях в прозе М. А. Булгакова // Русская литература. 1984. № 1. С. 166-176.
137. Честертон Г. К. Ортодоксия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, 2014. 208 с.
138. Чун Ен Хо. Цветосветовые мотивы и их значение в произведениях
М. А. Булгакова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31).
С. 210-214.
139. Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. 1979. № 2. С. 38-48, № 3. С.55-59.
140. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988. 672 с.
141. Шабалдина Е. В. Безумие как сквозной мотив в творчестве М. А. Булгакова (генезис, варианты реализации) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 175-180.
142. Шабалдина Е. В. Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: мотив безумия в повестях «Записки сумасшедшего», «Портрет» и романе «Мастер и Маргарита» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 2. С. 186-189.
143. Шабалдина Е. В. Образ сумасшедшего дома в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: к вопросу о реализации мотива безумия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. 3. Тамбов: Грамота,
2016. № 10. С. 57-59.
144. Шаймарданова Р. Т. Мир музыки в творчестве М. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 26 с.
145. Шалыгина С. Г. Понятие «Мотив» и его интерпретация в теории литературы и музыке // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 250-254.
146. Шаталова С. В. Воплощение животворящего / утверждающего начала через архаику смеха в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 211-216.
147. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993.
148. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение. 1998. 688 с.
149. Южанинова Е. Р. Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М. А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 2008. 23 с.
150. Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М.: РГГУ, 1997. 200 с.
151. Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 103 с.
152. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки славянской культуры, 2001. 424 с.
153. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.:
Советский писатель, 1983. 320 с.
154. Karas J. Фантастическое в творчестве М. Булгакова и Н. Гоголя («Петербургские повести», «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита») // Studia Rossica Posnaniensia. Т. 23. Poznan, 1993. С. 53-60.
Справочная литература
155. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1967.
156. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стб.
157. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
158. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: В 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
159. Философский словарь Владимира Соловьева / сост. Г. В. Беляев. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 463 с.
151 Урюпин И. С. Воплощение национально-культурного архетипа самозванца в


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ