ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИМОРСКОГО УФАС РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Введение 4
1 Организационно -правовые аспекты функционирования контрактной
системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 7
1.1 Сущность контрактной системы в сфере закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 7
1.2 Нормативно -правовое регулирование контрактной системы в сфере
закупок 17
1.3 Организационно -правовые аспекты деятельности ФАС по выявлению и
пресечению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок 28
2 Анализ деятельности Приморского УФАС России по выполнению
контрольных функций в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 32
2.1 Структура, функции и полномочия Приморского УФАС 32
2.2 Деятельность Приморского УФАС России по выявлению и пресечению
нарушений законодательства о контрактной системе 36
2.3 Результаты деятельности УФАС по ПК по выявлению и пресечению
нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок 48
2.4 Рекомендации по совершенствованию деятельности Приморского УФАС 53
Заключение 56
Список использованных источников
В настоящее время в российской экономике система государственных и муниципальных закупок является одним из важнейших элементов управления общественными финансами. Неудивительно, что с процедурами размещения заказов знакомы на всех управленческих уровнях, начиная от муниципальных образований и заканчивая федеральными органами власти - все они в роли заказчика занимаются закупкой товаров, работ, услуг для общественных нужд из средств соответствующих бюджетов. Однако существующая нормативно-правовая база в сфере государственных и муниципальных закупок часто не позволяет заказчикам приобретать необходимые блага требуемого качества, а также осуществлять закупки в сжатые сроки и по адекватной цене.
Актуальность темы обусловлена тем, что контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно совершенствуется, частые изменения создают трудности для участников процесса организации и проведения закупок и приводят к нарушениям законодательства. Выявление и пресечение этих нарушений гарантирует сохранение равных конкурентных условий для участников рынка, обеспечивает прозрачность происходящих процессов и влияет в том числе и на доверие общества к государству.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить контрактную систему в сфере закупок и деятельность Приморского УФАС по выявлению и пресечению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выявить проблемы в данной области и предложить варианты их решения.
Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику нормативно -правовых основ контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) проанализировать деятельность контрольного органа в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - Приморского УФАС России;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности Приморского УФАС России по выявлению и пресечению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объектом исследования являются функции государства по выявлению и пресечению нарушений законодательства о контрактной системе система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования является деятельность Приморского УФАС России по выполнению государственных функций по выявлению и пресечению нарушений законодательства о контрактной системе система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Методологическую основу исследования образуют такие методы научного познания, как формально -логический (анализ, синтез, обобщение), исторический, сравнительный, методы толкования норм права.
Анализ деятельности Приморского УФАС России основан на изучении контрактной системы в сфере закупок, нормативно -правовой базы функционирования контрактной системы, а также данных, полученных во время прохождения преддипломной практики.
Исследование основано на нормативно-правовых актах, относящихся к сфере закупок, и работах учёных, занимавшихся исследованиями в данной сфере. В первую очередь был проведён анализ теории и нормативно - правового регулирования сферы закупок, после чего был проведён анализ деятельности Приморского УФАС на основании результатов прохождения преддипломной практики и изучения регламентов ФАС по выполнению государственных функций, связанных с закупками.
Исследование основано на работах В.А. Галанова, О.А. Гришиной, С.Р. Шибаева, Ф.А. Тасалова и Л.В. Андреевой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
В рамках исследования была поставлена цель: изучить контрактную систему в сфере закупок и деятельность Приморского УФАС по выявлению и пресечению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выявить проблемы в данной области и предложить варианты их решения.
Введение контрактной системы в сфере закупок призвано повысить прозрачность расходования бюджетных средств и поддержать конкуренцию на рынках товаров, работ и услуг. Глобальность нововведений, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, вынуждает вводить новые нормы постепенно, поскольку даже при таком способе внедрения совершается большое количество нарушений.
Нарушения, совершаемые различными участниками закупочного процесса, приводят к таким проблемам, как неэффективное расходование бюджетных средств или ограничение конкуренции.
Для предотвращения подобных нарушений Федеральной антимонопольной службе даны полномочия контрольного органа в сфере закупок. Территориальные органы ФАС, и Приморское УФАС России в частности, исполняют государственные функции, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Деятельность Приморского УФАС России выражена в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчиков, проведении проверок и возбуждении дел, а также контроле за исполнением предписаний и определений о назначении административного наказания.
Приморское УФАС ежегодно рассматривает в среднем две тысячи жалоб и проводит столько же внеплановых проверок. Помимо этого проводятся плановые контрольные мероприятия и различные общественные обсуждения.
Цели работы - изучить контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг и проанализировать деятельность Приморского УФАС по выявлению и пресечению законодательства о контрактной системе в сфере закупок - была достигнута в процессе исследования.
В ходе исследования была выявлена тенденция увеличения числа жалоб и проверок в периоды вступления в силу поправок к законодательству о контрактной системе, которые влияют на значительное число участников закупочного процесса.
Так же были выявлены проблемы, связанные с публикацией информации о деятельности. В частности, часто нарушаются сроки размещения информации в Единой информационной системе. Также не всегда есть возможность ознакомиться с отчётами о деятельности Приморского УФАС из -за отсутствия материалов на официальном сайте.
В ходе работы были выработаны рекомендации по устранению упомянутых выше проблем. Предлагается доработать должностные инструкции сотрудников и вменить им в обязанности своевременное внесение данных в Единую информационную систему, предполагающее ответственность за неисполнение или несвоевременное исполнение этих обязанностей. Так же было предложено полностью перевести управление на электронный документооборот.
В целом по результатам исследования можно сделать вывод, что выявленные проблемы препятствуют разве что максимально быстрому ознакомлению заинтересованных лиц с информацией о поступающих жалобах и результатах контроля, за исключением лиц, уведомляемых в соответствии с законодательством.
1) Конституция Российской Федерации [Принята Всеобщим голосованием 12 декабря 1993г.]: [ред. от 21.07.2014]. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 63 с.
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный
ресурс]: от 31.07.1998 № 145-ФЗ: принят Гос. Думой 17.07.1998: [ред. от 28.12.2017]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http ://www. c o nsultant. ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
3) Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный
ресурс]: часть первая: от 30.11.1994 № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994: [ред. от 29.07.2017]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
4) Кодекс Российской федерации об административных нарушениях
[Электронный ресурс]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой
20.12.2001: [ред. от 14.05.2018]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
5) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: принят Гос. Думой 22.03.2013 [ред. от 28.12.2017]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
6) О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : от
25.12.2008 года № 273-ФЗ; принят Гос. Думой 19.12.2008
[ред. от 28.12.2017]. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=156929;dst=0;ts=9038FD1F8F305FCFD64141C1BCCB56E1;rnd=0.5999 209019355476.
7) Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федеральный закон от 9.02.2009 года № 8-ФЗ: принят Гос. Думой
21.01.2009 [ред. от 28.12.2017]. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156022;dst=0; ts=7822297BE45EE48EDF4B262D042200F2;rnd=0.8080335040576756.
8) Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.06.2004. № 331 [ред. от 17.02.2018] - Электрон. дан. - Режим доступа : http://base.garant.ru/12136347/.
9) Об утверждении Положения о размещении в единой
информационной системе информации о закупке [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 [ред. от 24.07.2014] - Электрон. дан. - Режим доступа : https://otc.ru/academy/articles/
postanovlenie_pravitelstva/.
10) Об определении полномочий федеральных органов
исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 [ред. от 14.04.2017] - Электрон. дан. - Режим доступа :
http ://base. garant. ru/70442112/.
11) О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188485/.
12) О порядке функционирования единой информационной системы
в сфере закупок [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 - Электрон. дан. - Режим доступа :
http ://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/71196222/.
13) Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей [Электронный ресурс] : Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2015 № 795 - Электрон. дан. - Режим доступа : https://rg.ru/2015/12/17/mineconom- dok.html.
14) Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс] : приказ Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15 - Электрон. дан. - Режим доступа : http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185085/ ae882917939e84b8d3c91c1bfaf535c818640420/.
15) Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : приказ Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 498 [ред. от 17.03.2016] - Электрон. дан. - Режим доступа : http ://base. garant. ru/70881846/.
16) Об утверждении административного регламента Федеральной
антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской федерации [Электронный ресурс] : приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 340 [ред. от
30.05.2017] - Электрон. дан. - Режим доступа : https://fas.gov.ru/
documents/593033.
17) Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства российской федерации [Электронный ресурс] : приказ
Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 339 [ред. от
16.02.2016] - Электрон. дан. - Режим доступа : http://moscow.fas.gov.ru/ page/6202.
18) Галанов, В.А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства./В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев// М., ИНФРА-М,
2010. - 236 стр.
19) Митьковская, И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] /И.В. Митьковская// Современные научные исследования и инновации. 2014. 379 № 10. Ч. 2 - Электрон. дан.- Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39593.
20) Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных
закупок России и США: сравнительно -правовое исследование.
Монография/Ф.А. Тасалов. - М.: Издательство «Проспект», 2014. - 215 с.
21) Алексеев А.Н. Совершенствование процесса управления закупками в регионах [Электронный ресурс] А.Н. Алексеев - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/sovershenstvovanie-protsessa- upravleniya-zakupkami-v-regionah.
22) Андреева, Л.В. «Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции» /Л.В. АНдреева //Юрист, 2013, N 14
23) Андреева, Л.В. «Чем вызвана реформа в сфере государственных и муниципальных закупок, и как понимать создаваемую контрактную систему?» [Электронный ресурс]. /Л.В. Андреева // Информационно- аналитический еженедельник «Аукционный Вестник» - Электрон. дан. - Режим доступа : www.auctionvestnik.ru.
24) Архалович, О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] /О.В. Архалович - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka. ru/article/n/printsipy-kontraktnoy-sistemy-v-sfere- zakupok.
25) Гринев В.П. Обзор подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок /В.П. Гринев // Право и экономика: журнал. - 2014. - № 4. - С.28 - 38.
26) Давыдова, Е.Ю. государственные закупки и формирование
инновационной экономики [Электронный ресурс] /Е.Ю. Давыдова, Г.А. Суязова - Электрон. дан. - Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-i-formirovanie-innovatsionnoy- ekonomiki
27) Дорошенко, Т.Г. К вопросу совершенствования механизма осуществления контроля закупок [Электронный ресурс] /Т.Г. Дорошенко, И.А. Суханова - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sovershenstvovaniya-mehanizma- osuschestvleniya-kontrolya-zakupok.
28) Король, А.Н., Елисеев, А.Е. Основные тенденции в развитии
закупочной деятельности [Электронный ресурс] /А.Н. Король,
А.Е. Елисеев - Электрон. дан. - Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-v-razvitii-zakupochnoy- deyatelnosti.
29) Кравцов, А.Д. Характер, масштаб и потенциал влияния
государственных закупок на экономику России [Электронный ресурс] /А.Д. Кравцов - Электрон. дан. - Режим доступа :
http s ://c yb erleninka. ru/artic le/n/harakter -mas s htab -i-po tentsial-vliyaniya- gosudarstvennyh-zakupok-na-ekonomiku-rossii.
30) Мамедова, Н.А. Оценка результативности деятельности ФАС
России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок [Электронный ресурс] /Н.А. Мамедова, К.С. Щербакова - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultativnosti-
deyatelnosti-fas-rossii-po-osuschestvleniyu-kontrolya-v-sfere-gosudarstvennyh- zakupok.
31) Матевосян, С.С. О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] /С.С. Матевосян // Научно-практический журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление» - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.journal-nio.com.
32) Медведева, Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками [Электронный ресурс] /Н.Г. Медведева - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teorii-i- praktike-gosudarstvennogo-kontrolya-za-goszakupkami.
33) Медведева, Н.Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками [Электронный ресурс] /Н.Г. Медведева - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-obespecheniya-sfery-upravleniya- gosudarstvennymi-i-munitsipalnymi-zakupkami.
34) Новокшонова, Н.А. Новое в законодательстве о закупках /Н.А. Новокшонова // Управление в современных системах - 2014 - №3 С. 17-21.
35) Першин, Д.А. Инфраструктура государственных и
муниципальных закупок [Электронный ресурс] /Д.А. Першин - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-
gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok.
36) Рукавишникова, Е.В. Система закупок товаров для
государственных нужд: правовые аспекты [Электронный ресурс] /Е.В. Рукавишникова - Электрон. дан. - Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-zakupok-tovarov-dlya-gosudarstvennyh- nuzhd-pravovye-aspekty.
37) Рыбникова, Г.И. Контроль государственных закупок в системе повышения эффективности бюджетного процесса [Электронный ресурс] /Г.И. Рыбникова, Тевосян К.М. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-gosudarstvennyh-zakupok-v-sisteme- povysheniya-effektivnosti-byudzhetnogo-protsessa.
38) Серова, О.А. Переход к федеральной контрактной системе в
России: централизация закупок и повышение их эффективности
[Электронный ресурс] /О.А. Серова, О.В. Архалович - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-k-federalnoy-kontraktnoy- sisteme-v-rossii-tsentralizatsiya-zakupok-i-povyshenie-ih-effektivnosti.
39) Улюкаев, А.В «Знаю, что говорю»/ А.В. Улюкаев // Российская газета от 29.11 2013. №270 (6246) с.6.
40) Урюпина, Н.А. Общественный контроль в системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] /Н.А. Урюпина - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-v-sisteme-zakupok- tovarov-rabot-uslug-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.
41) Черемухин, С.А. Государственные закупки: содержание и роль в развитии экономики [Электронный ресурс] /С.А. Черемухин - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/gosudarstvennye-zakupki- soderzhanie-i-rol-v-razvitii-ekonomiki.
42) Шмелева, М.В. Гражданско-правовое регулирование
контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации [Электронный ресурс] /М.В. Шмелева // Федеральный портал «Российское образование» - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.edu.ru.
43) Якушина, Е. В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования [Электронный ресурс] /Е.В. Якушина // Журнал «Вопросы Интернет Образования» - Электрон. дан. - Режим доступа :http://www.vio.uchim.info.