ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
1.1. Понятие «фонематические процессы» и их развитие в онтогенезе 9
1.2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности и его проявления у
детей дошкольного возраста 16
1.3. Современные подходы к изучению проблемы психического и речевого
развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
2.1. Организация и анализ результатов изучения особенностей фонематических процессов у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 32
2.2. Комплексная система формирования фонематических процессов у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
1.1. Понятие «фонематические процессы» и их развитие в онтогенезе 9
1.2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности и его проявления у
детей дошкольного возраста 16
1.3. Современные подходы к изучению проблемы психического и речевого
развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
2.1. Организация и анализ результатов изучения особенностей фонематических процессов у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 32
2.2. Комплексная система формирования фонематических процессов у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
В период, когда ребенок знакомится с окружающей его средой, происходит также и речевое развитие. Этому способствуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Сформированность сенсорного опыта в дошкольном возрасте является базой для полноценного обучения в общеобразовательном учреждении.
Развитие звуковой культуры речи - одна из основных задач формирования речи в младшем дошкольном возрасте, потому что данный возраст считается одним из благоприятных.
В теории и практике дошкольной педагогики, начиная с самых ее истоков, например в работах Я.А. Коменского, М. Монтессори, О. Декроли, Ф. Фребеля и других, особое значение придавалось сенсорному воспитанию детей.
Проведенный А.В. Запорожцем анализ действующих программ сенсорного воспитания показал, что во всех этих программах отсутствует раздел, посвященный формированию музыкального и фонематического слуха.
Для детей дошкольного возраста фонематический слух является базовой платформой для формирования смысловой и звуковой сторон языка, а также речевого опыта детей в целом. Данная особенность была освящена в работах Н.И. Жинкина, А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Е.В. Кирилловой и др.
Формирование фонематического слуха неразрывно связано с формированием фонематических процессов, таких как анализ, синтез, восприятие, представления, дифференциации. По мнению Д.Б. Эльконина, ГЛ. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других ученых, для звукового анализа должны быть развиты следующие умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове.
Но воспитание таких важных умений происходит с трудом у дошкольников, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для этого возраста уровнями внимательности, гиперактивности (чрезмерной активности), импульсивности (несдержанности).
На сегодняшний день наблюдается увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Согласно исследованиям Л.О. Бадалян от 4 до 10% детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста имеют данный синдром.
На первых этапах работы с данными детьми уже возникают трудности: сложности выполнения предъявляемых инструкций, концентрации на задании, довести задание до финала. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто делают хаотичные движения, вспыльчивые, эмоционально неустойчивые.
По мнению О.И. Политика, проявляющиеся нарушения в области мнестических процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности взаимосвязаны с расстройствами слухового гнозиса. Данные особенности выражаются в неправильной оценке звуковых комплексов из серии последовательных звуков, в невозможности воспроизвести их.
Сведений о целенаправленных исследованиях фонетических процессов и о специфике их преодоления у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нам найти не удалось. Вместе с тем, именно своевременность формирования фонетических процессов во многом определяет готовность детей к овладению грамоте. В силу этого предполагаемое сравнительное изучение фонетических процессов у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и нормально развивающихся дошкольников являются крайне актуальными и необходимыми. На наш взгляд, изучение особенностей развития фонематических процессов у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности предоставляет интерес для логопедической теории и практики.
Обобщив все данные, можно выделить проблему исследования: каковы условия формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Цель исследования: теоретически обосновать комплексную систему работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Объект исследования: процесс формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Предмет исследования: комплексная система работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что компоненты фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сформированы неоднородно и отмечаются качественным своеобразием, которое необходимо учитывать при выборе путей коррекции фонематических компонентов речи. Комплексная система работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности будет успешной при применении комплексного и дифференцированного подходов.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
2) Проанализировать уровень сформированности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
3) Разработать комплексную систему работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о поэтапном формировании умственных действий (Д.Б. Эльконина); теоретическое положение о двух уровнях развития, связи обучения и развития (Л.С. Выготского); положение о взаимодействии речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе речи (В.И. Бельтюкова); положение о многоуровневом процессе фонемного различения (Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.А. Чистович).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; теоретически обоснована комплексная система работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методического обеспечения комплексной системы работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В исследовании были использованы следующие методы:
— теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-
педагогической литературы;
— эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент (констатирующий);
— качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение (МДОУ) «Детский сад № 17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области», Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад общеразвивающего вида № 76», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 20 детей, которые имеют по заключению ПМПК «общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития» и в анамнезе присутствует заключение специалиста «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.10.2016 - 01.11.2016 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
На втором этапе (01.11.2016 - 01.04.2017 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (01.04.2017 - 22.12.2017 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отмечаются нарушения развития психических процессов, которые влияют на трудности формирования речи, а все это в дальнейшем приводит к сложностям обучения и воспитания ребенка, поскольку влияют на его когнитивные процессы.
2. При определении основных направлений комплексной системы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходимо исходить из уровней сформированности фонематических процессов.
3. Система работа по формированию фонематических процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности строится на основе комплексного и дифференцированного подходов с применением игр и упражнений, которые учитывают особенности слухового восприятия рассматриваемой категорией детей.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены в сборнике статей победителей II Международной научно-практической конференции: «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, 30 октября 2016 г.); в сборнике III Международной научно-практической конференции: «Научные исследования: теория, методика и практика» (Чебоксары, 19 ноября 2017 г.)
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Развитие звуковой культуры речи - одна из основных задач формирования речи в младшем дошкольном возрасте, потому что данный возраст считается одним из благоприятных.
В теории и практике дошкольной педагогики, начиная с самых ее истоков, например в работах Я.А. Коменского, М. Монтессори, О. Декроли, Ф. Фребеля и других, особое значение придавалось сенсорному воспитанию детей.
Проведенный А.В. Запорожцем анализ действующих программ сенсорного воспитания показал, что во всех этих программах отсутствует раздел, посвященный формированию музыкального и фонематического слуха.
Для детей дошкольного возраста фонематический слух является базовой платформой для формирования смысловой и звуковой сторон языка, а также речевого опыта детей в целом. Данная особенность была освящена в работах Н.И. Жинкина, А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Е.В. Кирилловой и др.
Формирование фонематического слуха неразрывно связано с формированием фонематических процессов, таких как анализ, синтез, восприятие, представления, дифференциации. По мнению Д.Б. Эльконина, ГЛ. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других ученых, для звукового анализа должны быть развиты следующие умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове.
Но воспитание таких важных умений происходит с трудом у дошкольников, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для этого возраста уровнями внимательности, гиперактивности (чрезмерной активности), импульсивности (несдержанности).
На сегодняшний день наблюдается увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Согласно исследованиям Л.О. Бадалян от 4 до 10% детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста имеют данный синдром.
На первых этапах работы с данными детьми уже возникают трудности: сложности выполнения предъявляемых инструкций, концентрации на задании, довести задание до финала. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто делают хаотичные движения, вспыльчивые, эмоционально неустойчивые.
По мнению О.И. Политика, проявляющиеся нарушения в области мнестических процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности взаимосвязаны с расстройствами слухового гнозиса. Данные особенности выражаются в неправильной оценке звуковых комплексов из серии последовательных звуков, в невозможности воспроизвести их.
Сведений о целенаправленных исследованиях фонетических процессов и о специфике их преодоления у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нам найти не удалось. Вместе с тем, именно своевременность формирования фонетических процессов во многом определяет готовность детей к овладению грамоте. В силу этого предполагаемое сравнительное изучение фонетических процессов у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и нормально развивающихся дошкольников являются крайне актуальными и необходимыми. На наш взгляд, изучение особенностей развития фонематических процессов у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности предоставляет интерес для логопедической теории и практики.
Обобщив все данные, можно выделить проблему исследования: каковы условия формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Цель исследования: теоретически обосновать комплексную систему работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Объект исследования: процесс формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Предмет исследования: комплексная система работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что компоненты фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сформированы неоднородно и отмечаются качественным своеобразием, которое необходимо учитывать при выборе путей коррекции фонематических компонентов речи. Комплексная система работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности будет успешной при применении комплексного и дифференцированного подходов.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
2) Проанализировать уровень сформированности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
3) Разработать комплексную систему работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперативности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о поэтапном формировании умственных действий (Д.Б. Эльконина); теоретическое положение о двух уровнях развития, связи обучения и развития (Л.С. Выготского); положение о взаимодействии речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе речи (В.И. Бельтюкова); положение о многоуровневом процессе фонемного различения (Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.А. Чистович).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; теоретически обоснована комплексная система работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методического обеспечения комплексной системы работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В исследовании были использованы следующие методы:
— теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-
педагогической литературы;
— эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент (констатирующий);
— качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение (МДОУ) «Детский сад № 17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области», Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад общеразвивающего вида № 76», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 20 детей, которые имеют по заключению ПМПК «общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития» и в анамнезе присутствует заключение специалиста «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.10.2016 - 01.11.2016 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
На втором этапе (01.11.2016 - 01.04.2017 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (01.04.2017 - 22.12.2017 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отмечаются нарушения развития психических процессов, которые влияют на трудности формирования речи, а все это в дальнейшем приводит к сложностям обучения и воспитания ребенка, поскольку влияют на его когнитивные процессы.
2. При определении основных направлений комплексной системы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходимо исходить из уровней сформированности фонематических процессов.
3. Система работа по формированию фонематических процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности строится на основе комплексного и дифференцированного подходов с применением игр и упражнений, которые учитывают особенности слухового восприятия рассматриваемой категорией детей.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены в сборнике статей победителей II Международной научно-практической конференции: «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, 30 октября 2016 г.); в сборнике III Международной научно-практической конференции: «Научные исследования: теория, методика и практика» (Чебоксары, 19 ноября 2017 г.)
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Мы рассмотрели феномен СДВГ с точки зрения современных подходов. Определили, что незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.
Изученная литература, помогла определить основные направления работы, методы и приемы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ. Несмотря на то, что изученные нами работы не направлены на формирование фонематических процессов у старших дошкольников с СДВГ, они могут стать базой для создания комплексной системы по данной проблеме для этих детей.
СДВГ является не единственной трудностью, с которой приходится сталкиваться ребенку, существует целый ряд сопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем сама патология. У детей отмечаются легкие когнитивные нарушения: снижение объема кратковременной и долговременной памяти, недостаточная сформированность вербально-логического мышления, низкая способность к абстрактному мышлению, сложности с устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью и распределением внимания.
Затем, в практической части мы рассмотрели уровень сформированности фонематических процессов у старших дошкольников с СДВГ. Анализ результатов показал, что 55% исследуемых дошкольников с СДВГ находятся на среднем уровне развития, а 45% - имеют низкий уровень развития фонематических процессов.
Эти данные говорят о том, что дошкольники с СДВГ нуждаются в правильно организованной комплексной системе работы. При выборе стратегии работы с дошкольниками с СДВГ по формированию фонематических процессов необходимо основываться на дифференцированном и комплексном подходах и учитывать возраст детей с СДВГ, уровень их речевого развития и специфику нарушений, а также педагогические условия организации и проведения занятий, которые основываются на игровых приемах.
Изученная литература, помогла определить основные направления работы, методы и приемы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с СДВГ. Несмотря на то, что изученные нами работы не направлены на формирование фонематических процессов у старших дошкольников с СДВГ, они могут стать базой для создания комплексной системы по данной проблеме для этих детей.
СДВГ является не единственной трудностью, с которой приходится сталкиваться ребенку, существует целый ряд сопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем сама патология. У детей отмечаются легкие когнитивные нарушения: снижение объема кратковременной и долговременной памяти, недостаточная сформированность вербально-логического мышления, низкая способность к абстрактному мышлению, сложности с устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью и распределением внимания.
Затем, в практической части мы рассмотрели уровень сформированности фонематических процессов у старших дошкольников с СДВГ. Анализ результатов показал, что 55% исследуемых дошкольников с СДВГ находятся на среднем уровне развития, а 45% - имеют низкий уровень развития фонематических процессов.
Эти данные говорят о том, что дошкольники с СДВГ нуждаются в правильно организованной комплексной системе работы. При выборе стратегии работы с дошкольниками с СДВГ по формированию фонематических процессов необходимо основываться на дифференцированном и комплексном подходах и учитывать возраст детей с СДВГ, уровень их речевого развития и специфику нарушений, а также педагогические условия организации и проведения занятий, которые основываются на игровых приемах.



