Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №68182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы интеллектуального развития младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка 8
1.1. Интеллектуальное развитие младших школьников как объекта
психолого-педагогического исследования 8
1.2. Развитие интеллектуальных умений младших школьников в
процессе обучения русскому языку 17
1.3. Особенности изучения простого предложения на уроках
русского языка в начальных классах 24
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по интеллектуальному развитию младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка 34
2.1. Диагностика интеллектуального развития младших школьников 34
2.2. Реализация педагогических условий интеллектуального
развития младших школьников при изучении простого
предложения на уроках русского языка 41
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение


Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими напрямую зависят от уровня интеллекта. Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Одним из важных направлений в решении этой проблемы выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Проблема возникновения и развития интеллекта рассматривается в трудах педагогов и психологов: А. Бине, Д. Векслера, П.Я. Гальперина, П. Гилфорда, Р. Зиглера, Д. Ричардса, Дж. Томпсона, М.А. Холодной, В.Штерна и других учёных.
Вопросы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста разрабатывались следующими педагогами: О.М. Перьковой, Л.Ф. Тихомировой, В.А. Худик, Л.С. Цветковой и др. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка получило своё обоснование в педагогических трудах Г.А. Бакулиной, М.В. Волковой, Н.В. Дембицкой, Е.А Обуховой.
Интеллектуальное развитие осуществляется систематически в учебном процессе. Любая грамматико-орфографическая тема, изучаемая на уроках русского языка, способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, в том числе и при изучении простого предложения.
Предложение - это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Работа над предложением, как одной из основной речевой единицей, является центральной в системе изучения русского языка в начальной школе. Теоретические основы, связанные с изучением предложения на уроках русского языка представлены в работах А.М. Ломова, Н.Н. Светловской, М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Г.А. Фомичевой и др.
Без развития практических умений пользоваться предложениями, в своей речи нельзя научить детей передавать содержание читаемого произведения, рассказать о виденном, пережитом, писать изложения и сочинения.
Поскольку предложение является основной единицей языка, без практического овладения которой ребёнок не сможет развивать свою речь, не сумеет составить связное высказывание в связи с прочитанной книгой, с рассматриваемой картиной, с наблюдениями за природой, работа над предложением проводится в начальных классах школы на уроках русского языка в связи с изучением фонетического, лексического, синтаксического материала, в связи с проведением орфографических упражнений.
Синтаксические упражнения, проводимые учителем на протяжении четырёх лет обучения, помогают детям разбираться в структуре простых предложений, сознательно составлять новые предложения.
Упражнения с готовыми предложениями и составленные самостоятельно детьми, помогают им осознать синтаксический строй русской речи и сознательно выразить свои собственные мысли в форме предложения.
В целом, только постоянное внимание учителя к устной и письменной речи, поможет учащимся понять законы построения предложения в русском языке, практически овладеть этими законами, правильно использовать простые предложения в практике общения.
Однако не каждый учитель достаточно четко представляет, как происходит интеллектуальное развитие учащихся в процессе усвоения простого предложения, и конечно, испытывает затруднения в организации такой работы на уроках русского языка.
В связи с этим мы решили остановить свой выбор на следующей теме исследования: «Интеллектуальное развитие младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия интеллектуального развития младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс изучения простого предложения на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия интеллектуального развития младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: Интеллектуальное развитие младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка будет эффективным, если:
- в организации учебного процесса учитываются психологические особенности развития младшего школьника;
- используются приёмы, направленные на развитие основных компонентов интеллекта (мышления, восприятия, внимания, памяти) в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
2) изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике;
3) организовать практическую работу по предмету исследования в начальных классах.
Методы исследования:
1) изучение теории вопроса;
2) изучение педагогического опыта;
3) наблюдение над учебным процессом;
4) эксперимент;
5) моделирование учебного процесса;
6) изучение продуктов деятельности учащихся;
7) математическая и графическая обработка результатов исследования.
В качестве базы экспериментального исследования выступает 3 класс МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий, обеспечивающих эффективное интеллектуальное развитие младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования. Определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и база исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методические основы интеллектуального развития младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка» описывается понятие интеллектуальное развитие, особенности интеллектуального развития и дается характеристика интеллектуальных умений младших школьников.
Во второй главе «Организация и проведение экспериментальной работы по интеллектуальному развитию младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка» представлены результаты диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников и содержание работы по реализации педагогических условий интеллектуального развития младших школьников при изучении простого предложения на уроках русского языка.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены общие выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 52 источников.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 56 страниц.
В приложении содержатся инструкции к диагностическим методикам, планы-конспекты уроков русского языка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что проблема изучения интеллектуального развития младших школьников остается актуальной. Поскольку от того, насколько сформированы такие интеллектуальные составляющие, как восприятие, память, мышление, внимание, зависит успешное обучение младших школьников.
Нами были изучены теоретические основы интеллектуального развития, представленные в работах А. Бине, Д. Векслера, П.Я. Гальперина, П. Гилфорда, Р. Зиглера, Д. Ричардса, Дж. Томпсона, М.А. Холодной, В.Штерна и других учёных.
Мы установили, что практически отсутствуют теоретические исследования, в которых бы речь шла о развитии интеллектуальных составляющих в процессе изучения простого предложения на уроках русского языка.
В ходе теоретического изучения проблемы настоящего исследования мы установили, что подразумевается под термином «интеллектуальное развитие», «восприятие», «внимание», «мышление», «память» и рассмотрели, кто из современных учёных и учителей-практиков занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с интеллектуальным развитием учащихся начальных классов.
В ходе организации экспериментальной работы на базе третьего класса МБОУ «Лицей №10» нами была организована диагностика, в ходе которой мы установили недостаточный уровень интеллектуального развития учащихся экспериментального класса.
Анализ программ и учебников для начальной школы по русскому языку учебно-методического комплекта - «Перспективная начальная школа» показал, чтов упражнениях, помещённых в учебниках «Русский язык» хотя и предлагаются задания, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников, однако их недостаточно. Поэтому мы наполнили содержание уроков необходимыми приёмами, которые, на наш взгляд, способствовали активной мыслительной деятельности, способствующей развитию восприятия, внимания, мышления, памяти младших школьников. Считаем, что, использование специальных приёмов в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом будет способствовать развитию основных компонентов интеллекта (мышления, восприятия, внимания, памяти). Проведённое исследование позволяет утверждать, что экспериментальная работа, организованная нами в начальных классах, позволила улучшить результаты, полученные на констатирующем этапе.
К сожалению, ограниченные сроки выпускной квалификационной работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему интеллектуального развития при изучении простого предложения на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.



1. Абрамова М.Г. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие / М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малахова - М.: Академкнига/Учебник,2012.- 352 с.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. - М.: Просвещение, 1978. - 144с.
3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособ. для учителя, 2 класс / Г.А. Бакулина. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. - 224 с.
4. Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина, Е. А. Обухова,
Н.В. Дембицкая. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. - 216 с.
5. Бакулина Г.А. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективации / Г.А. Бакулина // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №1. - С.176-178.
6. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка / Бакулина Г.А. // Начальная школа. - 2003.- №1. - С. 32-38.
7. Бакулина Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективизации / Г. А. Бакулина. // Начальная школа. - 2007. - №1. - С. 39¬
43.
8. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. -
1997. - №5. - С.26-31.
9. Бондалетов В.Д. Стилистика русского языка: Учебное пособие / В.Д. Бондалетов, С.С. Вартапетова, Э.Н. Кушлина, Н.А. Леонова. - М.: Просвещение, 1982. - 286 с.
10. Бушуева Л.С. Учебные задания на развитие мыслительных операций на уроках русского языка / Л.С. Бушуева // Начальная школа. - 2002. - №2. - С.44-49.
11. Волкова М.В. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / М.В. Волкова. - Слободской: Знание, 2003. - 128 с.
12. Выготский Л.В. Мышление и речь. Психологическое исследование / Л.В. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
14. Десяева Н.Д. Стилистика современного русского языка: Учеб. пособ. для выс. учеб.завед. /Н.Д. Десяева, С.А. Арефьева. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
15. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О.М. Дьянченко // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.138-142.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1999. - 224с.
17. Жданова Р.А. О развитии отношения к учению у младших школьников / Р.А. Жданова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 365 с.
18. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 1984. - 152 с.
19. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников /
А.З. Зак. - М.: Просвещение, 1994. - 318 с.
20. Исаев А.М. Интеллект человека / А.М. Исаев. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 330 с.
21. Каленчук М.Л. Русский язык: 3 класс: в 3 ч. Ч.1 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - 3-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. -
Ч.1. - 160 с.
22. Каткова Л.В. Развитие познавательных потребностей младших школьников на уроках / Л.В. Каткова. - Волгоград, 1999. - 176 с.
23. Коростелева Е.Ю. Развитие памяти младших школьников в процессе обучения / Е.Ю. Коростелева // Вектор науки ТГУ. - 2010. - №1. - С.45-48.
24. Кустарёва В.Н. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В. А. Кустарёва, Н.К. Никитина, Н. С. Рождественский, Г.Ф. Суворова, Г.А.Фомичева, Е.Г. Шашкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 239 с.
25. Лаврова Н.М. Русский язык. Поурочное планирование в условиях формирования УУД: 3 класс: в 2 ч. Ч.1 / Н.М. Лаврова. - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 128 с.
26. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачёв. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
27. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. - М.: Просвещение, 1998. - 198 с.
28. Львов М.Р. Методика русского языка в начальных классах: Учеб. пособ. для студ. вузов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2000. - 472 с.
29. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка / М.Р. Львов. - М: Просвещение, 2004. - 576 с.
30. Мясоед П.А. Оценка интеллектуального развития младших школьников учителем / П.А. Мясоед // Вопросы психологии. - 2001. - №6. - С.89-102.
31. Перевозчикова В.В. Упражнения на развитие логического мышления (На примере изучения темы «Предложение») /
В.В. Перевозчикова // Начальная школа. - 2007. - №10. - С.1-4.
32. Подласый И.П. Педагогика: в 3 т. Т.1/ И.П. Подласый. - М.:
Владос, 1999. - 238 с.
33. Пономарев Я.А. Знание, мышление, умственное развитие / Я.А. Пономарев. - М.: Просвещение, 1967. - 264 с.
34. Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку по системе Л.В. Занкова / Русский язык в начальной школе. - 1997. - № 5. - С.41-45.
35. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач.обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
36. Рождественский Н.С. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Н.С. Рождественский, Г.А. Фомичева.
- М.: 1997. - 249 с.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
38. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 372 с.
39. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1999. - 383с.
40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта / Н.Ф. Талызина, Ю.В. Карпов - М.: Просвещение, 1987. - 178 с.
41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. / Н.Ф. Талызина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
42. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т.2 / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
43. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
44. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А. В. Басов - Ярославль: Академия развития, 1996. - 254 с.
45. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
47. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в
начальных классах: Пособие для учителей / Г.А. Фомичева. -М.:
Просвещение, 1981. - 159с.
48. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
49. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М: Прогресс, 2002. - 469 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
51. Шихова О.В. Педагогика и методика начального образования / О.В. Шихова. - Вологда: Русь, 2003. - 460с.
52. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1989. - 147 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ