Ценностно-смысловая сфера подростков: возможности дистанционного психологического консультирования
|
Введение 3
1 Теоретический анализ ценностно-смысловой сферы подростков 7
1.1 Ценности и смыслы: сущностные характеристики в психологии 7
1.2 Психологические характеристики подросткового возраста 17
1.3 Дистанционное психологическое консультирование подростков 28
2 Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы подростков и 39
возможностей дистанционного психологического консультирования
2.1 Подготовка и проведение исследования 39
2.2 Результаты и анализ соотношения ценностно-смысловой сферы 45
подростков с психологическими особенностями этого возрастного периода
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложение А. Результаты по U- критерию Манна-Уитни, методика СЖО
Д. А. Леонтьева 80
Приложение Б. Результаты по U- критерию Манна-Уитни, методика Личности ценностей Ш. Шварца 81
Приложение В. Разработка тренинга
1 Теоретический анализ ценностно-смысловой сферы подростков 7
1.1 Ценности и смыслы: сущностные характеристики в психологии 7
1.2 Психологические характеристики подросткового возраста 17
1.3 Дистанционное психологическое консультирование подростков 28
2 Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы подростков и 39
возможностей дистанционного психологического консультирования
2.1 Подготовка и проведение исследования 39
2.2 Результаты и анализ соотношения ценностно-смысловой сферы 45
подростков с психологическими особенностями этого возрастного периода
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложение А. Результаты по U- критерию Манна-Уитни, методика СЖО
Д. А. Леонтьева 80
Приложение Б. Результаты по U- критерию Манна-Уитни, методика Личности ценностей Ш. Шварца 81
Приложение В. Разработка тренинга
Ценности и смыслы являются основными базисами в воспитательном процессе и процессе обучения, так как воздействуют на поведение индивида, ценностно-смысловая сфера является базовой основой каждой личности помогая осмыслить бытие и значение в жизни социума.
Ценностно-смысловая сфера является компонентом личности человека, выполняющая определенную роль, связанную с компонентами познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями.
Подростковый и юношеский возраста сильно связаны и являются одним из ответственных периодов формирования личности, включающие осознание смысла жизни и ее целей. Это главный период формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, а также с появлением в юношеском возрасте нового статуса - гражданина нашего государства, способного нести ответственность за свои поступки, регуляцию своего поведения.
Так как именно молодежь является потенциалом для развития нашего будущего исследование проблем юных людей вообще - веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.
Изучением особенностей ценностно-смысловой сферы занимались многие отечественные и зарубежные философы, культурологи, социологи и психологи: М. М. Бахтин [18], М. А. Дьячкова [7], П. С. Гуревич [5], Г. В. Залевский [8], В. В. Знаков [8], А. А. Ивин [2], В. Н. Карандашев [11], Д. А. Леонтьев [16], А. Лэнгле [9], А. А. Максименко [6], Н. Ф. Наумова [19], А. П. Садохин [4], В. С. Степин [1], В. Франкл [17], Ш. Шварц [11], Ю. А. Шрейдер [14].
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: О. И. Близнецова [21], С. О. Жунушова [23], А. А. Кон [26], О. С. Ноженкина [22], И. С. Реан [25], И. В. Шаповаленко [24], Н. В. Шалыгина [27], О. В. Фролова [29].
Теоретико-практическую базу в психологическом консультировании обозначили: Ю. Е. Алешина [32], К. Бремс [40], Ф. Е. Василюк [36], А. Л. Венгер [35], Д. В. Гартфельдер [49], М. А. Гулина [34], Д. Е. Запорожская [41], В. Г. Казанская [40], Н. В. Клюева [33], Р. Кочюнас [30], А. Г. Лидерс [42], В. Ю. Меновщиков [31, 37], М. Н. Панков [38], И. Б. Умняшова [41], Л. Б. Шнейдер [43], С. А. Чуганский [50].
Теоретический объект - ценностно-смысловая сфера подростков.
Эмпирический объект исследования: подростки Колледжа индустрии моды и красоты ВГУЭС.
Объект - ценностно-смысловая сфера подростков.
Предмет - ценностно-смысловая сфера в подростковом возрасте и возможности дистанционного психологического консультирования.
Цель - охарактеризовать особенности ценностно-смысловой сферы современных подростков в соответствии с психологическими характеристиками подросткового возраста и определить возможности дистанционного психологического консультирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести теоретический анализ ценностно-смысловой сферы человека и ее особенности в подростковом возрасте;
- рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
- изучить особенности и возможности дистанционного психологического консультирования.
- провести эмпирическое исследование выявления характеристик ценностно-смысловой сферы подростков;
- подготовить и реализовать сессии дистанционного психологического консультирования;
- оценить возможности сессии дистанционного психологического консультирования.
Общая гипотеза: характеристики ценностно-смысловой сферы современных подростков соотносятся с психологическими особенностями этого возрастного периода.
Частная гипотеза: дистанционное психологическое консультирование позволяет направленно воздействовать на ценностно-смысловую сферу подростков.
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические - методы психологической диагностики, включающей следующие методики: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО) [53], тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусена [54], морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной [55], ценностный опросник Ш. Шварца [11], а также психологическое консультирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена ценностно-смысловая сфера современных подростков в соотношении с классическим описанием психологических особенностей подросткового возраста, а также апробировано индивидуальное дистанционное психологическое консультирование подростков в области ценностей и смыслов личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- результаты исследования стали основой создания программы групповой психологической работы с подростками в области ценностно-смысловой сферы личности. Данная программа может быть использована в системе психолого-педагогических служб, а также работе отдельных психологов и педагогов, работающих с подростками;
- на основе исследования могут быть разработаны методические рекомендации для родителей и учителей по совершенствованию, развитию социокультурной деятельности подростков.
Положения на защиту:
1) Современные подростки отдают предпочтение современной культуре (духовному удовлетворению, природной гармонии, семейным отношениям и образованию). Ценностно-смысловая сфера, как компонент личности современных подростков, в разный возрастной период имеет особенности: в 16 лет наиболее важным является сфера чувств, в 17 - личные достижения, а в 18 преобладает желание автономности;
2) Основными запросами на дистанционное психологическое консультирование в области ценностей и смыслов у подростков являются: ощущение ненужности, потеря смысла достижений и внутренний конфликт социальных требований и личностных ценностей/смыслов. Дистанционное психологическое консультирование позволяет работать с этими запросами.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикации в сборнике материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников» - Ценности современного образования: психологические аспекты, в сборнике материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы» - Ценности современного российского образования, а также в статье, готовящейся к выпуске в Балтийском гуманитарном журнале.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ ценностно-смысловой сферы человека и ее особенности в подростковом возрасте, рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. Вторая глава содержит описание эмпирического исследования выявления характеристик ценностно-смысловой сферы подростков и возможностей дистанционного психологического консультирования. Работа включает в себя 3 рисунка, 7 таблиц, 3 приложений и состоит из 76 страниц.
Ценностно-смысловая сфера является компонентом личности человека, выполняющая определенную роль, связанную с компонентами познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями.
Подростковый и юношеский возраста сильно связаны и являются одним из ответственных периодов формирования личности, включающие осознание смысла жизни и ее целей. Это главный период формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, а также с появлением в юношеском возрасте нового статуса - гражданина нашего государства, способного нести ответственность за свои поступки, регуляцию своего поведения.
Так как именно молодежь является потенциалом для развития нашего будущего исследование проблем юных людей вообще - веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.
Изучением особенностей ценностно-смысловой сферы занимались многие отечественные и зарубежные философы, культурологи, социологи и психологи: М. М. Бахтин [18], М. А. Дьячкова [7], П. С. Гуревич [5], Г. В. Залевский [8], В. В. Знаков [8], А. А. Ивин [2], В. Н. Карандашев [11], Д. А. Леонтьев [16], А. Лэнгле [9], А. А. Максименко [6], Н. Ф. Наумова [19], А. П. Садохин [4], В. С. Степин [1], В. Франкл [17], Ш. Шварц [11], Ю. А. Шрейдер [14].
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: О. И. Близнецова [21], С. О. Жунушова [23], А. А. Кон [26], О. С. Ноженкина [22], И. С. Реан [25], И. В. Шаповаленко [24], Н. В. Шалыгина [27], О. В. Фролова [29].
Теоретико-практическую базу в психологическом консультировании обозначили: Ю. Е. Алешина [32], К. Бремс [40], Ф. Е. Василюк [36], А. Л. Венгер [35], Д. В. Гартфельдер [49], М. А. Гулина [34], Д. Е. Запорожская [41], В. Г. Казанская [40], Н. В. Клюева [33], Р. Кочюнас [30], А. Г. Лидерс [42], В. Ю. Меновщиков [31, 37], М. Н. Панков [38], И. Б. Умняшова [41], Л. Б. Шнейдер [43], С. А. Чуганский [50].
Теоретический объект - ценностно-смысловая сфера подростков.
Эмпирический объект исследования: подростки Колледжа индустрии моды и красоты ВГУЭС.
Объект - ценностно-смысловая сфера подростков.
Предмет - ценностно-смысловая сфера в подростковом возрасте и возможности дистанционного психологического консультирования.
Цель - охарактеризовать особенности ценностно-смысловой сферы современных подростков в соответствии с психологическими характеристиками подросткового возраста и определить возможности дистанционного психологического консультирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести теоретический анализ ценностно-смысловой сферы человека и ее особенности в подростковом возрасте;
- рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
- изучить особенности и возможности дистанционного психологического консультирования.
- провести эмпирическое исследование выявления характеристик ценностно-смысловой сферы подростков;
- подготовить и реализовать сессии дистанционного психологического консультирования;
- оценить возможности сессии дистанционного психологического консультирования.
Общая гипотеза: характеристики ценностно-смысловой сферы современных подростков соотносятся с психологическими особенностями этого возрастного периода.
Частная гипотеза: дистанционное психологическое консультирование позволяет направленно воздействовать на ценностно-смысловую сферу подростков.
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические - методы психологической диагностики, включающей следующие методики: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО) [53], тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусена [54], морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной [55], ценностный опросник Ш. Шварца [11], а также психологическое консультирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена ценностно-смысловая сфера современных подростков в соотношении с классическим описанием психологических особенностей подросткового возраста, а также апробировано индивидуальное дистанционное психологическое консультирование подростков в области ценностей и смыслов личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- результаты исследования стали основой создания программы групповой психологической работы с подростками в области ценностно-смысловой сферы личности. Данная программа может быть использована в системе психолого-педагогических служб, а также работе отдельных психологов и педагогов, работающих с подростками;
- на основе исследования могут быть разработаны методические рекомендации для родителей и учителей по совершенствованию, развитию социокультурной деятельности подростков.
Положения на защиту:
1) Современные подростки отдают предпочтение современной культуре (духовному удовлетворению, природной гармонии, семейным отношениям и образованию). Ценностно-смысловая сфера, как компонент личности современных подростков, в разный возрастной период имеет особенности: в 16 лет наиболее важным является сфера чувств, в 17 - личные достижения, а в 18 преобладает желание автономности;
2) Основными запросами на дистанционное психологическое консультирование в области ценностей и смыслов у подростков являются: ощущение ненужности, потеря смысла достижений и внутренний конфликт социальных требований и личностных ценностей/смыслов. Дистанционное психологическое консультирование позволяет работать с этими запросами.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикации в сборнике материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников» - Ценности современного образования: психологические аспекты, в сборнике материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы» - Ценности современного российского образования, а также в статье, готовящейся к выпуске в Балтийском гуманитарном журнале.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ ценностно-смысловой сферы человека и ее особенности в подростковом возрасте, рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. Вторая глава содержит описание эмпирического исследования выявления характеристик ценностно-смысловой сферы подростков и возможностей дистанционного психологического консультирования. Работа включает в себя 3 рисунка, 7 таблиц, 3 приложений и состоит из 76 страниц.
Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности подразумевает под собой ценности, под которыми человек подразумевает личностные смыслы, раскрытие собственного личностного потенциала и задатков, а также собственную мотивацию к развитию своей личности, осмысленность, то есть некую динамичную систему, деятельность которой возможна благодаря работе определенных механизмов.
Исходя из единого методологического подхода для изучения понятий «ценность» и «смысл», становится очевидным, что были разработаны достаточно различные понимания смысловой и ценностной сферах личности. Изучая проблематику исследуемых понятий, выстраивается одна задача, связанной с объединением в целое ранее по-разному возникших элементов в единую теоретическую систему. Данные понятия широко применяются в гуманитарных науках. Ценности используются для фиксации внимания на уникальном качестве определенных действий, предметов или явлений, а смыслы в широком понятие - это значение, более в узком - некое объяснение проявление поступков человека. Ценностно-смысловая сфера является компонентом личности человека, выполняющая определенную роль, связанную с компонентами познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями. Таким образом, стремление в наибольшей степени к полной самореализации в различных сферах жизнедеятельности - семейной, профессиональной, творческой в полной мере характеризует подростковый и юношеский возраста. Благодаря высокой продуктивности собственной деятельности и получение удовлетворенности от результатов собственной деятельности дают подростку чувство исполненности и помогают в формировании смысла жизни. Напротив, неспособность успешного включения в жизнь социума, обретение своего места в мире приводят к сложным переживаниям, к личностному застою. Ценностно-смысловая сфера подростков - компонент личности человека, которая выполняет определенную роль, связанную с составляющими познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями, которая закладывается именно в подростковом возрасте и во многом зависит от психологических особенностей современных подростков.
Подростковый возраст относятся к профессиональной группе - школе, так как именно она считается социальным институтом для данного возрастного периода, обучение для молодого человека как первый шаг вступления в профессиональную деятельность. Благодаря успешной мотивации в процессе учебной активности, вырабатывается квалифицированная профессиональная приспособленность, накладывающая блок различных преобразований на человека, заключающиеся в психомоторике, на создание и изменение уже имеющихся стереотипов речи и мышления, а также на его установки и ценностно-смысловую сферу в целом.
Психологическое консультирование - неотъемлемая профессиональная помощь в прогнозировании, решении и предостережении возникающих трудностей. Дистанционный формат взаимодействия с подростками является актуальным, так как именно подростки адаптированы к развивающимся технологиям, пользуясь преимуществами гаджетов, видеозвонков и интернет чатов.
Переход на дистанционный формат обучения лишь способствует развитию сферы дистанционного психологического консультирования, а практикующим психологам становится значительно легче работать с клиентами, опираясь на преимущества такого способа взаимодействия, а также пользуясь возможностью не подвергать себя опасности в связи с осложненной ситуацией в мире. При этом обозначенную проблематику и возможные затруднения можно считать о разрешимыми, что в целом не повлияет на дальнейшее развитие дистанционных технологий в психологическом консультировании.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования, следует, что личностная ценность, как традиции, отвечающая не только за обычаи и нормы, а также за культуру, поведение, бережное отношение к культурным и религиозным нормам и обычаям своей социальной группы, по показателям находящаяся в наименьшем соотношении, что определяет отношение современных подростков к процессу обучения, культуре поведения в студенческой среде и другим, об этом также говорит и то, что современные подростки соотносят себя с современным типом культуры, который предусматривает быструю адаптацию к различным делам, постоянную смену деятельность, развитые, но не близкие социальные контакты и хорошее материальное положение, подтверждающее статус. Разнородность теоретической базы и не подтверждение основных тезисов с эмпирическим исследованием основы ценностно-смысловой сферы говорит о необходимости расширять выборку, а также проводить большее количество сессий для уточнения трудностей, с которым сталкиваются молодые люди, чтобы дополнить теоретические данные уже о современных молодых людях. Рассматривая проблематику с теоретической стороны и подтверждая посредством указанной методики о личностных ценностях молодых людей, можно попытаться скорректировать их отношение не только к процессу обучения, но и в целом к социуму и культуре. Необходимо проработать не только рекомендации для преподавателей в отношении студентов, но и попытаться организовать направленное психологическое консультирование посредством групповой работы.
Таким образом, по результатам психодиагностики можно сказать, что обучающиеся в возрасте от 16 до 18 лет хорошо понимают и сопоставляют все возможности, намечая собственные цели в жизни, имея достаточно высокие остальные показатели, можно сказать, что молодые люди обладают целеустремленностью, они с легкостью дают оценку собственному прошлому, придающим осмысленность в будущем, а локус контроля-Я говорит о силе тестируемых личностей.
При проведении психологических консультаций с современными подростками, в качестве предлагаемых способов решения трудностей в формате личного дистанционного взаимодействия, обобщены результаты сессий, благодаря которым, разработан социально-психологический тренинг для очного взаимодействия с подростками в образовательной среде. Тренинг направлен на обеспечение личностного роста и улучшения качества жизни в образовательном процессе у участников, проводить который необходимо для адаптации студентов к измененной системе образования, в частности новой образовательной среды, смены учебного заведения, социализации в новой группе, приспособления к усовершенствованному процессу обучения, а также для понимания сущности выбранной специальности и поиск ценностей и смыслов в процессе обучения.
Исходя из единого методологического подхода для изучения понятий «ценность» и «смысл», становится очевидным, что были разработаны достаточно различные понимания смысловой и ценностной сферах личности. Изучая проблематику исследуемых понятий, выстраивается одна задача, связанной с объединением в целое ранее по-разному возникших элементов в единую теоретическую систему. Данные понятия широко применяются в гуманитарных науках. Ценности используются для фиксации внимания на уникальном качестве определенных действий, предметов или явлений, а смыслы в широком понятие - это значение, более в узком - некое объяснение проявление поступков человека. Ценностно-смысловая сфера является компонентом личности человека, выполняющая определенную роль, связанную с компонентами познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями. Таким образом, стремление в наибольшей степени к полной самореализации в различных сферах жизнедеятельности - семейной, профессиональной, творческой в полной мере характеризует подростковый и юношеский возраста. Благодаря высокой продуктивности собственной деятельности и получение удовлетворенности от результатов собственной деятельности дают подростку чувство исполненности и помогают в формировании смысла жизни. Напротив, неспособность успешного включения в жизнь социума, обретение своего места в мире приводят к сложным переживаниям, к личностному застою. Ценностно-смысловая сфера подростков - компонент личности человека, которая выполняет определенную роль, связанную с составляющими познания - мотивационным, когнитивным и аффективным, связанных отношениями со стимулирующими потребностями, которая закладывается именно в подростковом возрасте и во многом зависит от психологических особенностей современных подростков.
Подростковый возраст относятся к профессиональной группе - школе, так как именно она считается социальным институтом для данного возрастного периода, обучение для молодого человека как первый шаг вступления в профессиональную деятельность. Благодаря успешной мотивации в процессе учебной активности, вырабатывается квалифицированная профессиональная приспособленность, накладывающая блок различных преобразований на человека, заключающиеся в психомоторике, на создание и изменение уже имеющихся стереотипов речи и мышления, а также на его установки и ценностно-смысловую сферу в целом.
Психологическое консультирование - неотъемлемая профессиональная помощь в прогнозировании, решении и предостережении возникающих трудностей. Дистанционный формат взаимодействия с подростками является актуальным, так как именно подростки адаптированы к развивающимся технологиям, пользуясь преимуществами гаджетов, видеозвонков и интернет чатов.
Переход на дистанционный формат обучения лишь способствует развитию сферы дистанционного психологического консультирования, а практикующим психологам становится значительно легче работать с клиентами, опираясь на преимущества такого способа взаимодействия, а также пользуясь возможностью не подвергать себя опасности в связи с осложненной ситуацией в мире. При этом обозначенную проблематику и возможные затруднения можно считать о разрешимыми, что в целом не повлияет на дальнейшее развитие дистанционных технологий в психологическом консультировании.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования, следует, что личностная ценность, как традиции, отвечающая не только за обычаи и нормы, а также за культуру, поведение, бережное отношение к культурным и религиозным нормам и обычаям своей социальной группы, по показателям находящаяся в наименьшем соотношении, что определяет отношение современных подростков к процессу обучения, культуре поведения в студенческой среде и другим, об этом также говорит и то, что современные подростки соотносят себя с современным типом культуры, который предусматривает быструю адаптацию к различным делам, постоянную смену деятельность, развитые, но не близкие социальные контакты и хорошее материальное положение, подтверждающее статус. Разнородность теоретической базы и не подтверждение основных тезисов с эмпирическим исследованием основы ценностно-смысловой сферы говорит о необходимости расширять выборку, а также проводить большее количество сессий для уточнения трудностей, с которым сталкиваются молодые люди, чтобы дополнить теоретические данные уже о современных молодых людях. Рассматривая проблематику с теоретической стороны и подтверждая посредством указанной методики о личностных ценностях молодых людей, можно попытаться скорректировать их отношение не только к процессу обучения, но и в целом к социуму и культуре. Необходимо проработать не только рекомендации для преподавателей в отношении студентов, но и попытаться организовать направленное психологическое консультирование посредством групповой работы.
Таким образом, по результатам психодиагностики можно сказать, что обучающиеся в возрасте от 16 до 18 лет хорошо понимают и сопоставляют все возможности, намечая собственные цели в жизни, имея достаточно высокие остальные показатели, можно сказать, что молодые люди обладают целеустремленностью, они с легкостью дают оценку собственному прошлому, придающим осмысленность в будущем, а локус контроля-Я говорит о силе тестируемых личностей.
При проведении психологических консультаций с современными подростками, в качестве предлагаемых способов решения трудностей в формате личного дистанционного взаимодействия, обобщены результаты сессий, благодаря которым, разработан социально-психологический тренинг для очного взаимодействия с подростками в образовательной среде. Тренинг направлен на обеспечение личностного роста и улучшения качества жизни в образовательном процессе у участников, проводить который необходимо для адаптации студентов к измененной системе образования, в частности новой образовательной среды, смены учебного заведения, социализации в новой группе, приспособления к усовершенствованному процессу обучения, а также для понимания сущности выбранной специальности и поиск ценностей и смыслов в процессе обучения.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021



