ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО 11
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект 11
психосоциального сопровождения
1.2. Психосоциальное сопровождение детей с ограниченными 22
возможностями: сущность, принципы, структура
1.3. Основные формы и методы психосоциального сопровождения детей с 33 ограниченными возможностями
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО 45
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Опыт психосоциального сопровождения детей с ограниченными 45
возможностями (на примере Областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. В. Лопань Белгородской области)
2.2. Диагностика проблем психосоциального сопровождения детей с 55
ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения (на основе социального исследования)
2.3. Программа психосоциального сопровождения детей с ограниченными 66 возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность диссертационного исследования.
Детская инвалидность представляет собой одну из наиболее острых проблем современного общества, требующих пристального внимания со стороны учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения. В кризисных периодах развития социума положение детей с ограниченными возможностями ухудшается, так как они остро ощущают свою зависимость, одиночество.
У детей с ограниченными возможностями затруднена возможность полноценных социальных контактов, обедняется когнитивная сфера, наблюдаются социально-психологические нарушения. В результате у них не формируются социальные связи, понижается социальный статус, что обусловливает необходимость оптимизации условий жизнедеятельности данной категории, для реализации и развития их потенциальных способностей.
Указанные обстоятельства актуализируют проблему разработки теоретических основ психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения, представляющего собой систему мер по оказанию психологической и социальной помощи в преодолении или смягчении жизненных трудностей, поддержании социального статуса детей-инвалидов, их полноценной жизнедеятельности, интеграции в общество, включения в систему общественных отношений.
Психосоциальное сопровождение детей с ограниченными возможностями предполагает взаимодействие сопровождающего и ребенка- инвалида (сопровождаемого), направленное на создание социально-психологических условий, максимально благоприятных для социализации ребенка-инвалида.
Важнейшим условием для успешного сопровождения детей с ограниченными возможностями является расширение сферы их самостоятельности, под которой понимается преодоление обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Становится очевидным, что в настоящее время психосоциальное сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационных учреждений требует качественных изменений, совершенствования форм, методов и технологий работы. Решение проблем детей с ограниченными возможностями становится объективной необходимостью и важнейшим условием развития современного российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время накоплен значительный опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания. Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С. Моздокова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, П.В. Романов, С.А. Фирсов, Е.И. Холостова.
Социологический подход к оценке инвалидности в разных интерпретациях использован И. Гоффманом (концепция стигматизации), К. Девисом (структурно-функциональный анализ). В отечественной социологии инвалидность исследовали Е.Р. Ярская-Смирнова (социокультурная теория нетипичности), Н.И. Скок (анализ социальной политики государства в отношении инвалидов).
Различные аспекты понятий «инвалидность» и «инвалидность детей» рассматриваются в исследованиях таких ученых, как О.С. Андреева, Н.Ф. Дементьева, Д.В. Зайцев, Д.И. Лаврова, А.В. Мартыненко, А.И. Осадчих, О.Н. Потапова, Д.П. Рязанов, В.С. Ткаченко, Н.Б. Шабалина.
В трудах выдающихся отечественных психологов П.П. Блонского и Л.С. Выготского заложены основы возрастной психологии, позволяющей понять особенности психического развития детей и подростков на разных возрастных этапах, включая и кризисные периоды развития.
Психосоциальный подход в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах Г. Гамильтона, М. Ричмонда, Х. Перлмана.
Исследованию сущности психосоциального подхода в системе социальной работы, стратегий поведения личности в трудной жизненной ситуации посвящены работы О.В. Красновой, М.А. Ситниковой, В.А. Халанской.
Термин «психосоциальное сопровождение» рассматривался с точки зрения характера отношений между сопровождаемым и сопровождающим (М.В. Абрамова, Б.Ф. Ломов,); уровня организации сопровождения (Н.Л. Васильева, М.В. Ермолаева); направленности на внутренний потенциал личности (В.Г. Белов, Н.Л. Васильева); анализа микросоциальных составляющих пространства детей-инвалидов - семьи, родственников, ближайшего окружения (Н.Н. Набойченко).
Особое значение для исследования проблем психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями имеют труды В.Г. Белова, в которых рассматриваются психофизиологический, индивидуально-психологический, личностный, микрогрупповой, социальный уровни сопровождения данной категории.
Отдельные аспекты психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями освещаются в диссертационных работах О.О. Андреевой, Л.В. Анниковой, М.А. Беляевой, С.В. Вахромеева, Е.Н. Куриленко, Е.А. Лаврентьевой, И.П. Прокопьева, Н.И. Сидоренко, Г.И. Спиридоновой, В.И. Тарасова.
Несмотря на теоретическую и практическую значимость проблемы психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями, в имеющихся публикациях затрагиваются только отдельные аспекты данного процесса, поэтому возникает потребность в научном осмыслении проблемы, которая недостаточно разработана.
Объект исследования - психосоциальное сопровождение детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - особенности психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра для детей и подростков.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями; разработать программу психосоциального сопровождения детей с инвалидностью в социально-реабилитационном центре.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание психосоциального сопровождения детей с инвалидностью.
2. Рассмотреть опыт психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре для детей и подростков (с. Веселая Лопань).
3. Выявить проблемы психосоциального сопровождения пациентов социально-реабилитационного центра разработать программу психосоциального сопровождения детей и подростков с инвалидностью.
Гипотеза исследования: повышение результативности психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения возможно при условии формирования психологической развивающей среды, определяющей условия и технологии социально-психологического развития детей данной категории.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения общепсихологической теории, разработанные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным; теории развития личности в процессе деятельности (Л.И. Божович); личностно-ориентированный подход (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); концепция психолого-социального сопровождения Н.Л. Васильева, социокультурная концепция нетипичности (Э.К. Наберушкина, Е.Р. Ярская-Смирнова).
Принципиальное значение для комплексного обоснования сущности и специфики психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения имеет применение принципов системного подхода.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Анализ документов различного уровня.
2. Анкетирование, экспертный опрос сотрудников ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты;
- отчетные документы ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
- результаты социального исследования «Диагностика проблем психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения», проведенного автором в марте - апреле 2017 г. на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань Белгородского района, включающего в себя анкетирование детей с ограниченными возможностями, получающих услуги в Центре, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями (N = 100); исследование также включало экспертный опрос (N = 15).
Научной новизной является то, что
- дано авторское определение понятия «психосоциальное сопровождение детей с ограниченными возможностями»;
- разработана программа психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения.
На защиту выносится следующее положение: в современных условиях модернизации системы социальной защиты населения особую значимость приобретает повышение эффективности психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения. Психосоциальное сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения можно представить, как систему мер, воздействий, условий и ресурсов, обеспечивающих планирование, реализацию, повышение эффективности деятельности, направленной на повышение социального статуса детей-инвалидов, преодоление жизненных трудностей и выработку результативной адаптационно-интеграционной стратегии.
Программа психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями предполагает формирование в условиях социально-реабилитационного учреждения социально-психологической развивающей среды, обеспечивающей восстановление основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса, комплексное развитие социокультурного потенциала детей и создание условий для выработки инновационных направлений данной деятельности, оценки качества ее организации и реализации.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: определена сущность и содержание психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями; изучен опыт психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями на примере Областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с.Веселая Лопань Белгородской области; диагностированы проблемы психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения; обоснована необходимость внедрения программы психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения как основы для их эффективной интеграции и социализации.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических и практических задач психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями; при подготовке студентов по направлению «Социальная работа» в рамках изучения учебных курсов «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Современные психотехнологии и психотехники в практике социальной работы».
Апробация результатов исследования. Работа выполнена по заказу Областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», где прошла апробацию в ходе преддипломной практики и получила одобрение специалистов центра.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Международной очной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2013-2015г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике» (Чебоксары, 2015); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние, проблемы и перспективы развития» (Москва - Берлин, 2014); Международной научно-практической конференции «Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» (Улан-Удэ, 2012-2013).
По теме диссертационного исследования опубликовано 11 статей в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 74 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 86 страницах и включает в себя 3 приложения.
В ситуации серьезных социально-экономических преобразований, происходящих в современном российском обществе, решение проблем психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями становится приоритетным направлением социальной политики государства.
В рамках настоящего исследования психосоциальное сопровождение детей с ограниченными возможностями представляет собой систему мер по оказанию психологической и социальной помощи в преодолении или смягчении жизненных трудностей, поддержании социального статуса детей- инвалидов, их полноценной жизнедеятельности, интеграции в общество, включения в систему общественных отношений, т.е. носит системный характер и осуществляется по установленным правилам в процессе взаимодействия государства, общественных и профессиональных сетей, социального партнерства и международных институтов.
Для оказания помощи детям с ограниченными возможностями с целью преодоления трудностей, с которыми они неизбежно сталкиваются, в государственной социальной политике предусматривается система гарантий, которая реализуется посредством системы социального обеспечения и социального обслуживания.
Первая из них представляет собой совокупность экономических мер, посредством которых удовлетворяются «особые потребности» детей с ограниченными возможностями - потребности, связанные с поддержанием и сохранением здоровья, развития, обучения, получения образования, профессиональной подготовки и т.п.
Вторая ориентирована в основном на предоставление услуг ребенку с нарушениями развития и его семье, которая реализуется через систему социальных учреждений - реабилитационных центров, образовательных учреждений, специализированных детских садов или групп в детских садах, школ и т.п.
Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. В отличие от взрослой инвалидность в детском возрасте накладывает ограничения не только на проявление личности ребенка-инвалида, но и на ее формирование.
В практике психосоциальной работы определены закономерности работы с данной категорией:
• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности инвалида;
• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиента.
Эффективность психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями невозможна без своевременной, адекватной и систематической диагностики, направленной на изучение проблемы детской инвалидности и формирование конкретных рекомендаций для организации мер сопровождения и поддержки.
С целью изучения проблем данной деятельности в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» нами было проведено социальное исследование.
В ходе проведенной диагностики выявлены следующие проблемы:
- проблемы организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями;
- проблемы повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг;
- необходимость всестороннего изучения потребностей каждого ребенка-инвалида;
- проблемы финансирования, укрепления материально-технической базы социально-реабилитационных учреждений;
- проблемы ресурсного обеспечения психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями, повышения квалификации и подготовки кадров;
- проблемы совершенствования механизмов социального партнерства в области психосоциального сопровождения детей-инвалидов.
Для решения выявленных проблем и повышения эффективности психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями приоритетное значение имеет разработка Программы психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения.
Цель программы: совершенствование деятельности по психосоциальному сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного учреждения.
Задачи программы:
- создание социально-психологических условий для максимального развития и социализации детей с ограниченными возможностями, сохранения их психологического здоровья;
- разработка и практическое внедрение инновационных форм и методов психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями;
- развитие личностных ресурсов детей с ограниченными возможностями, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала;
- укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, преодоление их изолированности, содействие развитию форм взаимной поддержки родителей детей-инвалидов;
- привлечение институтов гражданского общества, бизнес-сообщества к решению проблем детской инвалидности.
Основные направления Программы:
- оказание психологической помощи детям с ограниченными возможностями, предупреждение возможного неблагополучия в их психическом и личностном развитии;
- апробация инновационных технологий и методик психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями;
- профориентация детей с ограниченными возможностями, развитие системы трудового обучения;
- организация стажировок и обучения профессиональных кадров Центра.
Основными результатами Программы станут:
• создание предпосылок для максимально успешного развития детей и подростков с ограниченными возможностями;
• предотвращение психологических отклонений у детей с ограниченными возможностями, защита их психологического здоровья;
• развитие устойчивости к отрицательным социальным явлениям, повышение самооценки и стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями;
• внедрение в практику работы Центра инновационных технологий и методик психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями;
• создание эффективной системы межведомственной интеграции по решению проблем психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями;
• создание единой информационной среды по вопросам психосоциального сопровождения детей с ограниченными возможностями.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. -39с.
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: [федеральный закон от 24.11.95г., № 181-ФЗ: по состоянию на 01.06. 2017 г.] // Собрание законодательства РФ].
3. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): метод. пособие / под ред. А. А. Потапчук. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.
4. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 368с.
5. Андреева, О.С., Лаврова, Д.И. Технология социальной реабилитации инвалидов: методические рекомендации / О.С. Андреева, Д.И. Лаврова. - М.: Прогресс, 2000. - 56с.
6. Артюшина, Г.П. Основы медицинских знаний / Г.П. Артюшина, С.А. Игнатькова. - Москва: АКАДЕМА, 2005. - 560с.
7. Ахметова, Г.А. К вопросу о создании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры / Г.А. Ахметова // Организационно-методические аспекты развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями: сб. статей. - Нижний Новгород: Перспектива, 2007. - С. 39-43.
8. Беличева, С.А. Психологическая подготовка социальных,
психосоциальных работников, социальных педагогов для превентивной практики / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - №3. - С. 3-23.
9. Беличева, С.А. Обеспечение психического и физического здоровья ребенка в современных социокультурных условиях / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №1. - С.71-78.
10. Бернлер, Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М.: Институт молодёжи, 1992. - С.56-63.
11. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие для студентов / А.Ф. Бондаренко - М., 2000. - 94с.
12. Бронников, В.А., Кравцов, Ю.И. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов / В.А. Бронников, Ю.И. Кравцов. - Пермь: Изд-во ПГУ, 2010. - 530с.
13. Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в
психологической практике / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2005. - 283 с.
14. Воронцова, М.В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Воронцова. - Таганрог: РГСУ, 2009. - 290с.
15. Выготский, Л.С. Детская психология. Собр. соч. Т. 4. /Л.С. Выготский - М., 1982. - Т.1 - С. 27-45.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 254с.
17. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М: 2006. - 156 с.
18. Гудонис, В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением / В.П. Гудонис. - Воронеж: МПО «МОДЭК», 1999. - 278 с.
19. Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь. - 2001. - 76с.
20. Дмитриева, М.А. Оказание комплексной помощи детям-инвалидам / М.А. Дмитриева // Молодой ученый. - М., 2013. - №1. - С. 305-307.
21. Донцов, Д.А. Модели семейного психологического консультирования / Д.А. Донцов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №2. - С.26-35.
22. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80с.
23. Захарова, Г.И. Теория и методика психологического тренинга /
Г.И. Захарова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 45с.
24. Зверева, Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с
ограниченными возможностями / Н.Ю. Зверева. - М.: Прогресс, 2012. - 98с.
25. Злобина, А.С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом / А.С. Злобина // Известия Пензенского гос.пед.университета им. В.Г. Белинского. - Пенза, 2006. - №6. - С. 22-28.
26. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.В. Зозуля - Москва: Академия, 2005. - 195с.
27. Зубок Ю.А. Интеграция социальная / Ю.А. Зубок // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - С. 374-375.
28. Иванов, А.В. Инновационные технологии в системе социальной реабилитации инвалидов / А.В. Иванов // Социальная работа: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. - СПб, 2009. - С.70-72.
29. Иванов, А.В. Иппотерапия - эффективный комплекс мер, направленных на восстановление больных и инвалидов / А.В. Иванов // Социальное обозрение. - 2003. - № 1. - С. 201-214.
30. Кичерова, М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М.Н. Кичерова // Вестник Самарского государственного университета. - Самара, 2007. - № 5. - С. 132-142.
31. Козаков, В. Е. Аквафиштерапия в социальной реабилитации и адаптации инвалидов и пожилых граждан / В.Е. Козаков // Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики: материалы IV Международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Бахарева, М.С. Жирова и др.- Белгород: ИД «Белгород», 2012. - С. 316-318.
32. Колесникова, Г.Н. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.Н. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 87с.
33. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; под ред. Т.В. Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304с.
34. Коновалова, М.Д. Структура социальной компетентности у лиц с нарушенным зрением / М.Д. Коновалова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 21¬29.
35. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: учебное пособие / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2000. - 240 с.
36. Кремнева, Н. Центр слепоглухих в Финляндии / Н. Кремнева // Собеседник, 2005. - №2. - С. 27-30.
37. Кротова, С. И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: информ.- справочный материал для психологов / С.И. Кротова - М. : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2008. - 24 с.
38. Кузнецов, В.Е. Координация усилий и развитие всестороннего взаимодействия общественных организаций в рамках реализации программы «Доступная среда для инвалидов» / В.Е. Кузнецов // Безбарьерная среда и доступность для людей с инвалидностью: материалы научно-практической конференции. - М.: Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», 2011. - С. 34-36.
39. Лазарев, В.Ф., Долгушин, А.К. Модель центра медико-социальной
реабилитации детей-инвалидов / В.Ф. Лазарев, А.К. Долгушин. - М.:
Собеседник, 2012. - 84с.
40. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика / Г. Лейтц. - М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 352 с.
41. Леннер-Аксельсон, Б. Психосоциальная помощь населению /Б. Леннер- Аксельсон, М. Тюльфорс. - М.: Институт социальной работы, 1995. - 122с.
42. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2000. - 190 с.
43. Матафонова, Т. Ю. Психологические аспекты инвалидности / Т.Ю. Матафонова // ХХ Мерлиновские чтения: материалы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф., 19-20 мая 2005 г., Пермь / науч. ред. Б.А. Вяткин. - Пермь, 2005. - С. 270-276.
44. Менделевич, В.Д. Психологические особенности и реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации / В.Д. Менделевич. - Казань: Академия, 2003. - 53с.
45. Михайленко, Т.Н. Доступная среда для инвалидов по зрению / Т.Н. Михайленко. - Волгоград: Надежда, 2010. - 72 с.
46. Моздокова, Ю.С. Социально-культурная интеграция инвалидов: коммуникативно-деятельностный подход: монография / Ю.С. Моздокова. - М: «Поллукс», 2005. - 235 с.
47. Надымова, М.С. Современные основы социальной и психологической реабилитации в учреждениях социальной защиты населения / М.С. Надымова // Организационно-методические аспекты развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями: сб. статей. - Н. Новгород: Перспектива, 2007. - С. 56-60.
48. Ослон, В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи / В.Н. Ослон // Психологическая наука и образование. - 2015. - №2(7). - С.1-13.
49. Пашкова, А.В. Содержание и методика психосоциальной работы / А.В. Пашкова. - Ивантеевка МО: филиал РГСУ, 2010. - 52с.
50. Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе / С.В. Петрушин. - М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 256 с.
51. Потапова, И.А. Методы и содержание психосоциальной работы: учебное пособие / И.А. Потапова. - Астрахань: Астраханский университет, 2010. - 92с.
52. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999. - 256 с.
53. Пузиков, И.В. Технология ведения тренинга / И.В. Пузиков. - М.: Бизнес- книга, 2007. - 224 с.
54. Руленкова, Л.И., Смирнова, О.И. Аудиология и слухопротезирование / Л.И. Руленкова, О.И. Смирнова. - М.: Академия, 2003. - 122с.
55. Саломатина, И.В. Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями зрения и слуха / И.В. Саломатина // Дефектология, 1998. - № 5. - С. 23-28.
56. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы /Л.В. Сафонова - М.: Академия, 2006. - 224с.
57. Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
58. Сидоренко, Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 352 с.
59. Силласте, Г.К. Социальная помощь и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / Г.К. Силласте. - М, 2007. - 140с.
60. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности / Г.К. Смит; пер. с англ. Т. Саушкиной. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
61. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г. Ю. Бурлана и др.; - М.: Юристъ, 2007. - 204 с.
62. Сухих, В.Г. Региональные модели реабилитации инвалидов / В.Г. Сухих // Социологические исследования. - 2011. - №8. - С. 98-101.
63. Типсина, Н.М. Коррекционно-развивающие технологии в работе с речевыми нарушениями детей в условиях социально-реабилитационного центра / Н.М. Типсина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - №1. - С. 31-45.
64. Ульенкова, У.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. - М., 2005. - 116с.
65. Фосс, Г. Детский церебральный паралич и спектр лечебных возможностей / Губерт фон Фосс // Физиотерапия (Phisiotherapie). - 2007. - № 5. - С. 76.
66. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро - М.: Академия, 2002. - 192 с.
67. Халанская, В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 212с.
68. Хаирова, Н.Р. Опыт психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями / Н.Р. Хаирова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2013. - №2. - С. 71-77.
69. Ялпаева, Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / Н.В. Ялпаева. - М.: Прогресс, 2012. - 116с.
70. Ярская-Смирнова, Е.Р., Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.