Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТЫ «ВОДА», «ВОЗДУХ», «ЗЕМЛЯ», «ОГОНЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.И.КУПРИНА

Работа №68175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепт как категория современной когнитивной лингвистики
1.1. Понятие «концепта» и «концептосферы» 6
1.2. Соотношение значения, понятия и концепта 12
1.3. Структурная организация концепта 17
1.4. Концептуальная метафора как способ концептуализации 21
ВЫВОДЫ 28
ГЛАВА II. Репрезентация концептов («Вода», «Земля», «Огонь», 29
«Воздух») на материале текстов А.И.Куприна
2.1. Концепт «Вода» в текстах А.И. Куприна 29
2.2. Концепт «Земля» в текстах А.И. Куприна 33
2.3. Концепт «Огонь» в текстах А.И. Куприна 35
2.4. Концепт «Воздух» в текстах А.И. Куприна 40
2.5. Экспериментальные исследования концептов первостихий 44
ВЫВОДЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Приложение

Понятие «концепт» связано как с лингвистикой, так и культурной составляющей человеческого существования. Арсенал культуры обладает набором общечеловеческих понятий, которые отражают мировоззрение, к примеру, человека или определенной нации. На этом основании следует, что каждое понятие национально специфично. Употребление слова в контексте дает возможность для формирования инварианта и соответствующей коннотации.
Анализ культурных концептов был начат еще М. Бубером, Л. Витгенштейном, Г.Х. фон Вригтом, М.Хайдеггером, Х.Г. Гадамером. В России этим занимались Н.Д. Артюнова, Д.С. Лихачев, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Ю.С. Степанов и др. Достижения ученых в области когнитивной лингвистики, концептологии связаны с именами ученых: А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, Д. Попова, И.А. Стернин и некоторые др.
Категория концепта (лат. Conceptus - понятие) относится к Пьеру Абеляру, который рассматривал концепт как форму «схватывания» смысла, «собрание понятий, замкнутых в воспринимающей речь душе», «связывание высказываний в одну точку зрения на тот или иной предмет при определяющей роли ума, преобразующего высказывания в льнущую к Богу мысль» (Неретина, 1994: 141).
Филологический анализ концептов позволяет как можно точнее определить позицию автора. Современная когнитивная лингвистика закрепила за собой представления о полевой организации структуры концепта. Когнитивные составляющие, которые представлены в словарной дефиниции концепта соотносятся с ядром концепта, а контекстуальные репрезентации смысла образуют его периферию (Бочегова, 2005).
Индивидуальный сознательный опыт писателя как культурное я языковое явление одновременно, становится неотъемлемой частью коллективного опыта в познании окружающей действительности. Д.С. Лихачев отмечает, что «далеко не все люди в равной мере обладают способностью обогащать «концептосферу национального языка...Особое значение принадлежит писателям...(особенно крестьянству)...чем богаче национальный, сословный, классовый, профессиональный, семейный и личный опыт человека, пользующегося концептом, тем богаче сам «концепт» (Лихачев, 1997).
Так как концепт есть «мыслительное образование», находящееся в сознании посредством образов, картин, имеет представление исследование концептосферы на материале авторских текстов, которые способны наиболее подробно и объективно определить имеющиеся слои концепта и полный спектр значений.
Актуальность дипломной работы обусловлена антропоцентрическим направлением исследования, связывающим человека, социум, а также бытие и когнитивный подход к материалу, возможностью в процессе работы определить потенциал слова в художественных произведениях А.И. Куприна.
Объект работы - концепты «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух».
Предмет работы - репрезентация концептов первостихий в художественных текстах А.И. Куприна.
Цель исследования состоит в описании и анализе концептов первостихий как ментальных и философских категорий в текстах А.И. Куприна.
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. Проанализировать понятие концепта и концептосферы;
2. Определить природу и сущность концепта;
3. Описать значимость данных концептов в философско- эстетическом мире А.И. Куприна;
4. Выявить признаки, формирующие концепты первостихий;
5. Описать специфику репрезентаций концептов первостихий в авторской реализации.
Научная новизна дипломной работы заключаются в том, что концептам первостихий, которые занимают особое место в ментальной и языковой картине мира, в современной науке не уделяется должного интереса и внимания к их описанию. Исследование данных концептов позволит целостному восприятию их особенностей, позволит осмыслить ментальное значение концептов воды, земли, огня и воздуха. В художественных текстах А.И.Куприна они воплощены с особой значимость в плане выражения ментального сознания и вместе с тем окружающего бытия. Представление первостихий в текстах писателя анализируется впервые, что также составляет научную новизну дипломного исследования.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования при написании курсовых работ; на уроках комплексного анализа текста, при изучении курса русской словесности.
На этапах работы использовались методы контекстуального анализа, наблюдения, сопоставления и обобщения материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В 1 главе дипломной работы мы рассмотрели понятие «концепта» и «концептосферы», изучили противоречивые точки зрения ученых по вопросу о соотношении значения, понятия и концепта, а также рассмотрели структуру концепта. В теоретической части дипломной работы представлен вопрос о концептуальной метафоре, в котором рассматривается история зарождения термина и виды классификаций метафоры. В 2 главе дипломной работы проведен анализ концептов «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух». Стихии мироздания являются неотъемлемой частью бытия человека, константы философской культуры, важнейшие пространственные и нравственные ориентиры. Художественные концепты «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух», представленные в художественных текстах А.И.Куприна, вбирают в себя абсолютное большинство концептуальных признаков языковых концептов и содержат в себе гораздо больший объем благодаря индивидуально-авторским смысловым приращениям. Концептуальное поле каждого из рассматриваемых концептов при всей сложности структуры актуализирует целостное сакральное пространство, границы которого расширяются от микромира (человека) до макромира (Космоса, Вселенной). Поэтому данные концепты обладают синкретичностью, образуют лексико-семантические, лексико-тематические, ассоциативные ряды. Слова-символы в модели художественного концепта обладают семантической нагрузкой, служат доминантами концептуального поля.
Проведенный ассоциативный эксперимент является показателем того, что исследуемые концепты в художественной речи являются наиболее выразительными, обладают дополнительными коннатативными значениями, репрезентируется не только при помощи лексем, но и с помощью метафор, эпитетов, сравнений и тд. Речь школьников отличалась конкретными значениями и поверхностными суждениями.



1. Абрамов, В.П. Семантические поля русского языка: Монография / В.П. Абрамов. - М.; Краснодар: Академия педагогических и социальных наук РФ, Кубанский государственный университет. 2003. - С. 338.
2. Абушенко, В.Л. Концепт / В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук // Постмодернизм: Энциклопедия. - Минск, 2001. - с .590 - 615.
3. Алефиренко, Н.Ф. Проблема вербализации концепта: Теоретическое исследование. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 326.
4. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф.Алефиренко - М.: Academia, 2002. - С. 394.
5. Алефиренко, Н.Ф. Концепт - понятие - категория в свете современной лингвокогнитивистики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №18 (89) /том 7/2010.
6. Алефиренко, Н.Ф. Концепт и значение в жанровой организации речи: Когнитивно-семасиологические корреляции / Н.Ф. Алефиренко // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып.4. Жанр и концепт.
7. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Ментальные действия. - М., 1993.
8. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / Ред.Н.Д. Арутюнова. - М.: Прогресс, 1990. - с. 5-32.
9. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М., 1999. - С. 896.
10. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: Антология / Под ред. проф. В.П.Нерознака. М.: Academia, 1997.
11. Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: ВГУ, 2001. - с. 52-57.
12. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П.Бабушкин - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
1996. -С. 103.
13. Балашова Л. В., Гришина Н. В. Концепт "воды" в языковом сознании человека Древней Руси / Л.В. Балашова, Н. В. Гришина // Мурзинские чтения: Динамика языка в синхронии и диахронии: материалы межвузовской научной конференции. Пермь, 2002. - С. 102-108.
14. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер, 1994
15. Блэк, М. Метафора // Теория метафоры / Отв. ред. Артюнова Н. - М.: Изд-во «Прогресс», 1990. - С. 156.
16. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика / Н.Н. Болдырев- Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. ун-та, 2000. - С. 123.
17. Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - с.18-36.
18. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. -Томск, 2006. 630с.
19. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. редактор В.Н. Телия. М.: АСТ - Пресс книга, 2006. - С. 784.
20. Брутян, Г.А. Язык и картина мира //НДВШ «Философские науки» 197, № 1. С. 109-110.
21. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание - М., Русские словари,
1997.
22. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов - М., Языки славянской культуры, 2001.
23. Виноградова, Л.Н. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд-е 2-е. М.: Междунар. Отношения, 2002. С. 180-182.
24. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // НДВШ. Филологические науки. 2001. №1. - С. 64.
25. Воркачев, С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С.Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. Вып.24. М.,2003. - с. 5-12.
26. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004. - С. 236.
27. Виноградова Л.Н. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд-е 2-е. М.: Междунар. Отношения, 2002. с.180-182.
28. Гак, В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 11-25.
29. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Санкт-Петербург; Москва, 1905. Т.1.
30. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. - М., 1994. - № 4. - С.21.
31. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке / В.З. Демьянков // Вопросы филологии, 2001. №1. - с. 35-47.
32. Домбровская, М.В. Концепт «дождь» в русской языковой картине мира / М.В. Домбровская // Русская сопоставительная филология, состояние и перспективы: Международная научная конференция. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004. - с.265-266.
33. Дэвидсон, Д. Что означают метафоры // Теория метафоры / Отв. ред. Н.Д.Артюнова. - М.: Изд-во «Прогресс», 1990. - С. 174.
34. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: учебник. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 382 с.
35. Залевская, А.А Психолингвистический подход к проблеме концепта / А.А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред . И.А. Стернина. - Воронеж: ВорГУ, 2001.
36. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. - с.75-80.
37. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик - Волгоград: Перемена, 2002. - 390с.
38. Карасик, В.И. Языковая личность: аспекты лингистики и лингводидактики: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 195.
39. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И.Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред. И.А. Стернина. - Воронеж: ВорГУ, 2001.
40. Караулов, Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста / Ю.Н. Караулов // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. Доклады и сообщения русских ученых. М.: ИОО "Лев Толстой", 1999. - с. 151 -158.
41. Колесов, В.В. Язык и ментальность. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. - С. 240.
42. Колесов, В.В. Концепт культуры: образ понятие - символ /В.В. Колесов // Вестник СПбГУ. 1992. Сер.2. Вып.З. (№16).
43. Колесов, В.В. Философия русского слова / В.В. Колесов. - СПб.: ЮНА, 2002.
44. Кошарная, С.А. Миф и язык / С.А.Кошарная - Белгород, 2002.-
С.287.
Кубрякова, Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова «Память» / Е.С. Кубрякова // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991.
45. Краткая энциклопедия славянской мифологии / сост. Шапарова Н.С. М.: АСТ, Астрель, Русские словари, 2001. - С. 624.
46. Кубрякова, Е.С., Демьянко, В.З., Панкрац, Ю.Т., Лузина, Л.Г.
Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. Ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.
47. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М., 1996. - С. 245.
48. Лагута, О.Н. Метафорология теоретические аспекты: О.Н. Лагута. - Новосибирск: НГУ, 2003. - Ч.1-2.
49. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: УРСС Эдиториал, 2004. - С.256.
50. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность - М.:
Просвещение, 1969. - С. 214
51. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред.
В.Н.Ярцева. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002.
52. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // ИАН СЛЯ. 1993. Т.52, №1. с.3-9.
53. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С.Лихачев // Русская словесность: Антология / Под ред. В.П.Нерознака.- М.: Academia, 1997.- 280-С.287.
54. Логический анализ языка: Культурные концепты. - М.: Наука, 1991.
55. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. Минск,
2004.
56. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А.Маслова. М.: Академия, 2001.
57. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие / В.А. Маслова. - М.: Флинта: Наука, 2004.- 296 с.
58. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т.2: / Гл. ред. С.А. Токарев - изд. 2 - е. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - С. 719.
59. Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. - М.,1995
60. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Кн.2. - Итало-советское изд-во СИРИН, 1990. - С.390.
61. Опарина, Е. О. Концептуальная метафора / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В.Н. Телия. - М.: Наука, 1988. - С. 65¬77.
62. Ортони, Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре // Теория метафоры / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Изд-во «Прогресс», 1990. - С. 215.
63. Петров, В. В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу / В. В. Петров // Вопросы языкознания. - 1990. - № 3. -С.135-138.
64. Попова, З.Д. Из истории когнитивного анализа в лингвистике// Методологические проблемы современной лингвистики - Воронеж, 2001.
65. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Понятие «концепт» в
лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 2000.
66. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2001.
67. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. - Воронеж: ВГУ, 2002. - С.313.
68. Приходько, Г.В. Концепт «ОГОНЬ» в картине мира русского народа / Г.В. Приходько // Наука. Университет. 2005. Материалы шестой научной конференции. Новосибирск, 2005. - С.86-89.
69. Поцепня, Д.М. Образ мира в слове писателя / Д.М. Поцепня. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1977. - 260с.
70. Прох, JI.3. Словарь ветров / JI.3. Прох. JL: «Гидрометеоиздат», 1983. Рахилина, Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики / Е.В. Рахилина // Известия АН СЛЯ, 2000. - Т. 59. - №3.
71. Рудакова, А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А.В. Рудакова. - Воронеж, 2002. - С. 69.
72. Серкин, В.П. Решение задачи о случайности/неслучайности количества групповых ассоциаций // Психодиагностика. - 2009. - №4. - с. 22-31.
73. Скляр, М.С. Концепт слова «стихия» в русском языке: Дисс. .к. филол. наук / М.С. Скляр. - М., 2006.
74. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / под ред.
С.М. Толстой. - М.: Международные отношения, 2002. - С.512.
75. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд. - М., 1999.
76. Слышкин Г.Г. Концептологический анализ институционального дискурса // Филология и культура. Материалы III Международной конференции, 2001, - с.34-36.
77. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: моногр. - Волгоград: Перемена, 2004. - с.34-56.
78. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта// Методологические проблемы современной лингвистики - Воронеж, 2001.
79. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи / И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. - 170с.
80. Степанов, Ю.С. «Константы. Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - С. 990.
81. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [электронный ресурс] / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - С.696
82. Сергеева, Е.В. Проблема интерпретации термина «концепт» в современной лингвистике // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века. - СПб.: Изд-во СПГУ, 1999. - С.126-129.
83. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - С. 695.
84. Телия, В.Н. Русская фразеология: Семантический,
прагматический, культурологический аспекты. - М., 1996. - 284 с.
85. Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. - М., 1988. - С. 203.
86. Телия, В. Н. Метафоризация и ее роль в создании русской языковой картины мира / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. -с. 173-204.
87. Уилрайт, Ф. Метафора и реальность. Теория метафоры. - М., 1990. - с. 82-119
88. Фразеологический словарь русского литературного языка. Сост.
A. И. Федоров - М.: АСТ, 2002. - С. 720.
89. Худяков, А.А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. с. 97 - 103.
90. Чернейко, Л. О. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа [Текст] / Л.О. Чернейко, В.А. Долинский // Вестник Московского университета. Сер.9.Филология. - 1996. - N6. - С. 20-41.
91. Чудинов, А.П., Будаев, Э.В. Вопросы когнитивной лингвистики. Вып.№ 4/2007.
92. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное
исследование политической метафоры (1991-2000) / А. П. Чудинов. -
Екатеринбург: УрГПУ, 2001. - С. 238.
93. Шабанова, Е. Л. Концептуальная метафора: Направления в исследовании (обзор) / Е. Л. Шабанова // Реферативный журнал. Языкознание 1999. - № 1. - с. 158-176.
94. Шведова, Н.Ю. К определению концепта как предмета языкознания / Н.Ю. Шведова //Языковая личность: текст, словарь, образ мира. Сб. статей. - М.: Изд-во РУДН, 2006
95. Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь /
B. Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 685.
Источники:
1.Куприн А. И. Собр. соч.: в 11 т. М.: издание «Московского книгоиздательства», 1908- 1917.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ