Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки программ повышения конкурентоспособности организации 6
1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
организаций 6
1.2 Особенности программ повышения конкурентоспособности в
организациях сферы ресторанных услуг 13
1.3 Методы определения конкурентоспособности организации 19
Глава 2 Проблемы и перспективы развития
конкурентоспособности ресторана «IZUMI» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
ресторана «IZUMI» 27
2.2 Анализ состояния и проблемы развития
конкурентоспособности организации 37
2.3 Предложения по разработке программы
повышения конкурентоспособности ресторана и их обоснование... 48
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Актуальность темы исследования состоит в том, что конечная цель любого предприятия - это победа в конкурентной борьбе, где функционирование и деятельность любой организации невозможно без постоянного контроля и учета деятельности конкурентов. Существование в условиях конкурентной борьбы - обязательное составляющее жизнедеятельности предприятия. Подобное положение способствует выживанию и успешной работе тех организаций, которые способны производить по-настоящему качественные и актуальные на данный момент жизни товары и услуги, которые востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Обеспечение конкурентоспособности - это основная стратегическая задача любого предприятия. В настоящее время организации осваивают новые виды услуг и формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента, для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Изучается рынок и производится сбор необходимой информации, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка. Конкурентного преимущества компании достигают благодаря разработкам предложений, которые удовлетворяют запросы потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Но маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но и стратегии конкурентов, разрабатывать планирование долгосрочного выживания, что позволит успевать за изменениями, которые происходят в их окружении.
Каждое предприятие по-своему уникально, и процесс разработки стратегии для каждого предприятия уникален, ведь он зависит от позиции на рынке, динамики развития, потенциала, поведения конкурентов, состояния экономики в целом, культурной среды, географического расположения и еще многих других факторов.
Грамотные специалисты организации в области менеджмента постоянно контролируют действия и работу конкурентов, что позволяет удовлетворять возникающие запросы потребителей раньше и лучше других.
Для того чтобы в будущем сконцентрировать свои усилия там, где конкуренты слабее, необходимо изначально правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, а также выявить сильные и слабые стороны - это позволит расширить собственные возможности в конкурентной борьбе.
Само понятие - конкурентоспособность - очень сложное и разностороннее. Оно состоит из составляющих деятельность предприятия, такие как товар (услуга) и его основных характеристик: качество, технология производства, актуальность и доступность для конечных потребителей.
Объект исследования - деятельность ресторана «Izumi» и основные параметры его конкурентоспособности.
Предметом исследования являются методы повышения конкурентоспособности предприятия сферы ресторанных услуг.
Цель исследования заключается в теоретическом и прикладном обосновании направлений повышения конкурентоспособности организации сферы ресторанных услуг на примере ресторана «Izumi».
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности;
- выявить особенности формирования конкурентоспособности предприятий сферы ресторанных услуг;
- дать общую характеристику и проанализировать параметры конкурентоспособности ресторана «Izumi»;
- разработать предложения по программе повышения конкурентоспособности ресторана «Izumi».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции, оценки и повышения конкурентоспособности организаций и их продуктов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также первичные документы конкретного предприятия - ресторана «Izumi».
Методы исследования. Были использованы методы стратегического анализа, методы оценки и сопоставления параметров конкурентоспособности, методы экономического анализа, группировки, расчета показателей, а также SWOT - анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития повышения конкурентоспособности конкретной организации - ресторана «Izumi».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
В первой главе рассмотрев различные подходы к определению понятия конкуренции, было выявлено наиболее полное и точное определение исследуемого понятия «конкуренция - это оцененная в данный момент времени реальная и потенциальная способность предприятия без нарушения законодательства и в соответствии с принятой бизнес-этикой.
Изученные особенности категории «конкурентоспособность» с различных точек зрения отечественных ученых, позволили сформировать следующее его определение: конкурентоспособность - это оцененное внешней средой его превосходство над конкурентами на определенном рынке, обусловленное конкурентоспособным соотношением цены и качества производимых товаров или оказываемых услуг и работ, долей предприятия на рынке и уровнем потенциала, характеризующего способность успешно конкурировать с другими предприятиями.
Особенности развития программ повышения конкурентоспособности в ресторанах заключаются в разработке ценовой и неценовой методов ведения конкурентной борьбы предприятиями ресторанного бизнеса. При этом, ценовые методы используются между ресторанами бизнес-класса и одной ценовой ниши, а в остальных сегментах - неценовые методы.
Методы определения конкурентоспособности включают матричные методы; методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги предприятия; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы. Исследование существующих методов оценки конкурентоспособности продукции выявило отсутствие на данном этапе экономического развития универсального метода, совмещающего как количественную, так и качественную оценку.
Во второй главе проведенный финансовый анализ показал, что имущество ресторана «Izumi» образовано в основном за счет заемных средств. Внешнее финансирование направляется в основном на покупку оборотных активов. Снижение коэффициентов ликвидности в 2015-2017 годы означает возрастающий риск неплатежеспособности. Коэффициенты финансовой устойчивости также носят негативный характер, хотя и есть некоторое улучшение к 2017 году. Для повышения данных коэффициентов необходимо оптимизировать состав внеоборотных и оборотных активов, а также соотношения собственного и заемного капитала.
Выручка от продажи услуг имеет нестабильную тенденцию. Низкая выручка в 2015 году связана с экономической ситуацией в стране, в результате которой продажи значительно снизились. В дальнейшем предприятие смогло выйти из кризиса, в результате чего доходы выросли в 2016 году на 37592 тыс. руб., но в 2017 году снова снизилась на 13984 тыс. руб.
На сегодняшний день основным фактором, влияющим на прибыль от продажи услуг, является высокая себестоимость продаваемых товаров. В 2015 году она составила 97,2%, в 2016 году 95%, а в 2017 году 91,5%. Несомненным плюсом является рост чистой с 42 тыс. руб. в 2016 году до 2359 тыс. руб. в 2017 году. Благодаря данному росту выросли и показатели рентабельности, что указывает на улучшение эффективности деятельности предприятия.
Анализ конкурентоспособности показал, что рынок общественного питания в Краснодаре является высоко конкурентным. Ресторан «Izumi» имеет множество конкурентов, которые представляют опасность. Слабыми сторонами ресторана являются низкие производственные мощности и качество блюд. Это связано с тем, что на предприятии не хватает как персонала, так и современного оборудования.
Анализ портфеля услуг ресторана «Izumi» с помощью матрицы БКГ, показал, что услуги общественного питания и доставки еды занимают относительно большую долю рынка и развивается хорошими темпами. При этом данные услуги являются главной услугой ресторана «Izumi», поэтому необходимо поддерживать их рост путем дополнительных инвестиций.
STEP-анализ говорит о том, что ресторан «Izumi» не может в полной мере противостоять внешним угрозам и использовать возможности, предоставляемые внешней макросредой. SWOT-анализ выявил возможности дальнейшего развития ресторана «Izumi», среди основных внедрение новых технологий и усиления оснащения кухни новым современным оборудованием.
Ресторану «Izumi» прилагается использовать малую производственную линию Capkold, который размещается на 300 м2и обслуживается 2 сотрудниками. Данная технология является одной из наиболее новых и эффективных технологий, позволяющих решать проблему обеспечения качественным питанием большого количества людей в рамках одного предприятия с минимальными затратами сырья, расходами на энергию и трудозатратами.
Анализ экономической эффективности проекта выявил следующие положительные величины проекта: чистая приведенная стоимость - 848 тыс. руб; индекс рентабельности - 1,25 руб/руб; простой срок окупаемости - 1,6 года; дисконтированный срок окупаемости - 2,4 лет. Таким образом, программа по повышению конкурентоспособности будет приносить существенную прибыль ресторану «Izumi».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный
ресурс] // Консультант Плюс. правовой сайт. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru. (15.12.2017)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. (15.12.2017)
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. (15.12.2017)
4. Артеменко В.Г. Экономический анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2015. - 288 c.
5. Агаева А.Н., Васильченко Т.З. Сравнительная характеристика методов маркетинговых исследований / А.Н. Агаева // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». 2016. - 32 с.
6. Александров А.К. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебник / А.К. Александров. - Инфра-М, 2017. - 285 с.
7. Александрова Е.Н., Ташу А.А. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России / Е.Н. Александрова // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 1. -С.55-58.
8. Баскакова О.В. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2015. - 372 c.
9. Бесходарный А.А. Эффективность управления маркетингом: методика оценки / А.А. Бесходарный // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2017. - № 1. - С. 44 - 47.
10. Бурук А. Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения / А.Ф. Бурук // Мир экономики и управления. - 2016. - № 3. - С. 84-99.
11. Бусарина Ю.В., Карасиков А.В. Разработка маркетингового механизма управления отношениями с потребителями / Ю.В. Карасиков // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 284 - 291.
12. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
13. Ветрова В.А., Сажнева С.В. Особенности стратегий ценообразования в маркетинге / В.А. Ветрова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 11. - С. 200 - 202.
14. Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке / А.В. Волошин // фундаментальные исследования. - 2017. - № 42. - С. 330-338.
15. Гаджибек В.П. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятий / В.П. Габиджек // Вестник АГТУ. 2015. - № 8. - С. 65.
16. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
17. Грушенко В.И., Грушенко А.Ю. Методические материалы по разработке стратегии компании, ориентированной на потребителя / В.И. Грушенко. - Смоленск: СИБП, 2017. - 254 с.
18. Демихова А.С., Ольнева Т.Г., Ляпунова А.Н. Анализ в стратегическом маркетинге // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2016. - № 8. - С. 392 - 396.
19. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебник / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
20. Демин С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С. А. Демин // Вестник Омского университета. —2016.- № 3. - С. 325-329.
21. Егоршин А.П. Маркетинг организации: учебное пособие / А.П Егоршин. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.
22. Загородников С. В. Финансовый менеджмент. Краткий курс /
С.В. Загородников. - М.: Окей-книга, 2017. - 176 с.
23. Зимина И.П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом // Управленческие науки. - 2015. - № 1. - С. 48 - 51.
24. Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей / П.С. Завялов // Маркетинг. - 2016. - № 2. - С. 32.
25. Матвеева О.П., Сурженко А.В. Стратегия продаж: сущность и структура / О.П. Матвеева // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2015. - № 8. - С. 221.
26. Мостова В.Д. Особенности стратегического развития хозяйствующих структур на основе маркетингового подхода / В.Д. Мостова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017. - № 1. - С. 76 - 79.
27. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: учебник / Р.Б. Ноздрева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 446 с.
28. Океанова З.К. Маркетинг: учебник / З. К. Океанова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 424 с.
29. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях / А.И. Коваленко // Теоретическая конкуренция. - 2016. - №6.- С. 72.
30. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 107-109.
31. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2016. - 168 с.
32. Латфуллин Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента: учебник / Г.А. Латфуллин. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
33. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
34. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании / В.В. Назарова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2017. - № 3. - С. 393 - 414.
35. Нестерова М.М., Марченко Т.И. Роль оценки конкурентов в процессе разработки маркетинговой стратегии / М.М. Нестерова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - № 14. - С. 197 - 199.
36. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н.С. Носова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 256 с.
37. Пахомов А.П. Применять или не применять принцип Парето на практике? / А.П. Пахомов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2017. - № 11. - С. 5 - 12.
38. Погонев С.В., Шендо М.В. Формирование и реализация механизма управления конкурентоспособностью предприятия / С.В. Погоняев // Вестник АГТУ, 2017. - № 2. - С. 81-88.
39. Реброва Н.П. Основы маркетинга: учебник / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
40. Романова А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2016. - 176 с.
41. Романович Н.А., Агафонова М.С. Теоретические основы конкурентной среды предприятия / Н.А. Романович // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 1. - 205-210 с.
42. Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учебник / Г.А. Савчук. - Инфра-М, 2016. - 220 с.
43. Сорока С.А., Ивашкин М.В. Оценка факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ организации оптовой торговли / С.А. Сорока // Вестник Тихоокеанского государственного университета. -2017.- № 1. - С. 203 - 208.
44. Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е. А. Стародубцева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - № 4. - С. 132.
45. Тарасова Е.Е., Тимошенко Ю.Б. Оценка качества услуг предприятий общественного питания на основе маркетинговых исследований / Е.Е. Тарасова // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2018. - №
15.- С.42.
46. Тарасова Т.Ф., Повышение конкурентоспособности организации / Т.Ф. Тарасова // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2017. - №14.- С.18-21.
47. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
48. Фелештин В. И. Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» / В. И. Фелештин // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 3. - С. 401-409.
49. Ширяев В.И. Управление предприятием: Моделирование, анализ, управление / В.И. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 с.
50. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике / Ю.А. Яковлева // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 610-613.