Введение
Глава 1. Петербургская академическая капелла как объект речевой репрезентации в средствах массовой информации
Глава 2. Феномен медиатекстов о Петербургской академической капелле в изданиях разных типов
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования обусловлена значимостью в современной отечественной медиапрактике сферы досуга. Дискурс досуга становится одним из определяющих и ключевых аспектов современного медийного пространства. В нашей работе рассматривается информационная медиаречевая практика Петербургской академической Капеллы. Специфика тематических корпоративных медиатекстов с течением времени изменяется в связи с конкретными интересами Капеллы, что находит свое отражение, в частности, в сильных текстовых позициях. Капелла в нашем исследовании будет рассмотрена с точки зрения её коммуникативного участия в организации досуга. Как показывает материал исследования, публикации на страницах газетной и журнальной прессы, направленные на собственное продвижение капеллы, претерпевают семантическую деформацию, - этим обусловлена трансформация речевых жанров, используемых для реализации этих коммуникативных целей.
Новизна работы заключается в том, что в ней Петербургская академическая Капелла впервые рассматривается как объект речевой репрезентации в СМИ. В научном и журналистском дискурсе Петербургская академическая Капелла, играющая существенную роль в организации досуга петербуржцев, ранее не была изучена как транслятор собственной информационной деятельности в пространстве медиа.
Объектом исследования является информационная деятельность Петербургской академической Капеллы по продвижению своих творческих проектов.
Предметом исследования являются речевые способы и приемы реализации функции продвижения коммуникативных проектов Петербургской академической Капеллы.
Цель исследования: выявить обоснованную речевую и оптимальную коммуникативную модель, способствующую успешному функционированию воздействующих текстов и продвижению творческих проектов Петербургской академической Капеллы как организации в сфере культуры и досуга.
Для достижения цели в настоящем исследовании представляется необходимым решение следующих задач:
- создать терминологическую базу исследования, изучив и описав ключевые понятия;
- установить формы и средства выражения фактуальности, оценочности и побудительности в медиатекстах о Петербургской академической Капелле;
- проанализировать сильные текстовые позиции в исследуемых медиатекстах на основе заголовков и заголовочных комплексов;
- предложить альтернативную типологию заголовков медиатекстов, размещенных на официальном Интернет-портале Петербургской академической Капеллы;
- определить и зафиксировать изменения, связанные с образом подачи информации о Петербургской академической Капелле в средствах массовой информации в период с 2011 по 2015 год включительно;
Ключевые слова: дискурс, интенциональность, диалогичность, речевая репрезентация, контент, Капелла, продвижение, нарратив, воздействие, фактуальность, оценочность, побудительность, сильные текстовые позиции.
Методы исследования: интенционально-стилистическое описание смысловой структуры и речевой формы медийного текста, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа, выборочный метод, сравнительно-сопоставительный метод, описательный метод, интерпретация, функционально-стилистический и сравнительный анализ текстов.
Данное исследование но сит междисциплинарный характер. Теоретическую базу исследования составили работы учёных в области:
- публицистической речи и вербальной деятельности СМИ: Л.Р. Дускаева, Т.Л. Каминская, Л.Г. Кайда, В. Г. Костомаров, Г. Я. Солганик;
- филологии и риторики массовой коммуникации: Н.В. Муравьева,
А.А. Волков, А.А. Леонтьев, А.В. Полонский, В.Ф. Петренко;
- корпоративной прессы и особенностей PR-деятельности: Г.С. Мельник, Л.С. Агафонов, Д.А. Мурзин, С.А. Лучкина, О.В. Давыденкова, A. В. Яблонских;
- языка СМИ, медиалингвистики и медиастилистики: В.И.Коньков, К.B. Прохорова, Н.Д. Арутюнова, Я.Н. Засурский, М.А. Кронгауз, И.В. Рогозина, Т.Г. Добросклонская, Е.С. Кубрякова, Л.В. Цурикова, Ю.В. Рождественский, Н.В. Кузнецова.
Эмпирическая база исследования: медиатексты, размещенные в новостном архиве официального Интернет-портала Петербургской академической Капеллы, а также медиатексты печатных изданий, в том числе городской газетной и журнальной прессы, а также федеральных и общероссийских изданий в период с 2011 по 2015 год включительно. В настоящей работе исследовано более двухсот текстовых материалов, по священных тематике разноплановых мероприятий, проводимых в Петербургской академической Капелле.
Апробация исследования: основные результаты магистерского исследования были представлены на всероссийской с международным участием очно-заочной научной конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений «Слово и текст в культурном и политическом пространстве» (21 апреля 2017 г., Сыктывкар, Республика Коми, Россия), а также на очно-заочной научно-практической конференции студентов «Актуальные проблемы журналистики» (3 мая 2017 г., Томск, Россия) и отражены в двух научных публикациях.
Объектом исследования выступила информационная деятельность Петербургской академической Капеллы по продвижению своих творческих проектов. Предмет исследования - речевые способы и приемы реализации функции продвижения проектов Петербургской академической Капеллы.
Целью исследования было выявление обоснованной речевой и оптимальной коммуникативной модели, способствующей успешному функционированию воздействующих текстов и продвижению творческих проектов Петербургской академической Капеллы как организации в сфере культуры и досуга.
Для достижения цели в настоящем исследовании были решены следующие задачи:
- создана терминологическая базу исследования, изучены и описаны ключевые понятия работы;
- установлены формы и средства выражения фактуальности, оценочности и побудительности в медиатекстах о Петербургской академической Капелле;
- проанализированы сильные текстовые позиции в исследуемых медиатекстах на основе заголовков и заголовочных комплексов;
- предложена альтернативная типология заголовков медиатекстов, размещенных на официальном Интернет-портале Петербургской академической Капеллы;
- определены и описаны изменения, связанные с образом подачи информации о Петербургской академической Капелле в средствах массовой информации в исследованный период с 2011 по 2015 год включительно.
Проведенное нами исследование позволяет зафиксировать следующие выводы:
1. Медиатексты, размещенные на официальном Интернет-портале Петербургской академической Капеллы, закономерно отнести не к журналистским, а к PR-жанрам массовой коммуникации (в частности, к жанру пресс-релиза).
2. Фактуальность, оценочность и побудительность представлены во всём массиве проанализированных медиатекстов вне зависимости от типа издания, к которому они относятся, что позволяет нам заключить следующее: Петербургская академическая Капелла как речевой феномен равноценно отображена в изданиях разных типов. Исследованные медиатексты в первую очередь направленны на продвижение и PR Петербургской академической Капеллы как организации в сфере культуры и досуга.
3. В медиатекстах, посвященных тематике исторического развития Петербургской академической Капеллы или представляющих собой историческую справку и черты медиапортрета организации, оценка выражена сильнее и побуждения, что отражено в частотности ее употребления. Фактуальность в большинстве случаев проявляется в систематическом перечислении исторических фактов, в констатации фактов и обстоятельств, напрямую касающихся Петербургской академической Капеллы в настоящее время.
4. В информационно-речевой деятельности используются, как правило, предикативные заголовки, представляющие собой полные предложения с завершенной мыслью. В сильных текстовых позициях наиболее активны «заголовок-анонс» и «заголовок-отчёт». Предложенная в исследовании типология описывает речевые формы, манеру подачи и функциональный стиль заголовков медиатекстов, размещенных на официальном Интернет- портале Петербургской Академической Капеллы.
Кроме того, основываясь на проведенном исследовании 191-го заголовка, мы предложили свою типологию. Эта типология может быть основана на функциональных признаках. В исследованных сильных текстовых позициях наиболее часто встречались заголовки, которые мы можем условно обозначить как «заголовок-анонс» и «заголовок-отчет». Например, «Выставка работ Таи Аллилуевой пройдет в галерее Капеллы с 5 по 19 марта» или «Владислав Чернушенко провел мастер-класс для участников «Невских хоровых ассамблей». На наш взгляд, предложенная типология наиболее точно описывает речевые формы, манеру подачи и стиль заголовков медиатекстов, размещенных на официальном Интернет-портале Петербургской Академической Капеллы.
Анализ медиатекстов о Петербургской Академической Капелле позволил выявить, что в тех материалах, где побудительность не выражена прямо через модальность, побуждение присутствует в косвенно выраженном виде (через частотность и высокую концентрированность проявлений оценочности, через общую направленность текста).
В связи с тем, что большинство представленных текстов представляют собой афиши, побудительность в них задана изначально и присутствует априори, т.к. любая афиша, анонс или объявление о мероприятии так или иначе побуждают нас принять решение о том, чтобы посетить или не посетить анонсируемый концерт. («Если вы намерены отправиться в Капеллу, имеет смысл понять для себя, насколько вам важно видеть музыкантов»).
В публикациях, где медиатекст представляет собой обобщенную историческую справку о Капелле или её портрет, оценка выражена сильнее побуждения. («Зал Капеллы идеален в акустическом плане, но имеет проблемы с эргономикой зрительских мест»).
Фактуальность в большинстве случаев проявляется в перечислении исторических фактов, в констатации фактов и обстоятельств, напрямую касающихся Капеллы в настоящее время («Капелла - концертно-музыкальное учреждение, ведущее свою историю с XIII века»).
Оценочность в текстах представлена наиболее разнообразно и часто и представлена в основном с помощью использования оценочных прилагательных и причастий («Слушать классическую музыку без подготовки тяжело»; «Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролируют в России и за рубежом»).
Побудительность проявляется преимущественно в глаголах повелительного наклонения и, таким образом, в выражениях волеизъявления (например, «Либо идите до набережной р. Мойки и по ней, так даже ближе»; «Вам необходимо двигаться по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади»).
Примеры использования информативности содержатся в номинациях, отвечающих на ключевые вопросы информационной журналистики: «кто», «что», «где», «когда», «сколько», «с кем» и так далее.
Мы можем заключить, что фактуальность, оценочность и побудительность так или иначе представлены во всех проанализированных текстах о Капелле вне зависимости от типа издания.
На основании проведенного нами в исследовании функционально-стилистического анализа мы можем утверждать, что в материалах о Санкт- Петербургской Академической Капелле присутствуют примеры воздействия разного рода.
Таким образом, мы можем заключить, что фактуальность (она же информативность), и оценочность, и побудительность (или волеизъявление) представлены в текстах, в результате так или иначе направленных на продвижение Капеллы как организации в сфере культуры и искусства.
На наш взгляд, оптимальная речевая и коммуникативная модель медиатекстов для Интернет-портала петербургской академической Капеллы включает в себя следующие элементы: увеличение количества описательных конструкций, активное использование оценочности и побудительности, или волеизъявления, визуализацию текстов, не только номинативные и предикативные, но и в первую очередь семантически насыщенные заголовки, упор на сильные текстовые позиции, возможность читателя активно работать с текстом и функционально обоснованную гипертекстуальность.
1. Агафонов Л. С., Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: специальность 10.01.10 <Журналистика> / Агафонов Леонид Сергеевич; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва, 2008. - 24 с.
2. Антология мировой философии, т. 1, (ч. 2), М., 1969, с. 895— 97, 900—01;
3. Антонова, Любовь Геннадьевна. Медиатексты в современной массовой коммуникации. //Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей / С.- Петербургский гос. ун-т, Высш. школа журналистики и массовых коммуникаций, Каф. речевой коммуникации; отв. редакторы: Л. Р Дускаева, Н. С. Цветова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - С.74-80.
4. Артамонова, Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. - М., 2008. - С. 99 - 117.
5. Арутюнова, А. Ю., Диалогичность текста и категория связности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол.
наук: специальность 10.02.19 <Теория яз.> / Арутюнова
Анаида Юрьевна; [Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2007. - 22
6. Барбашов, В. П. Выражение интенционального значения в публицистическом тексте //Стилистика как речеведение: сборник научных трудов славянских стилистов, посвященный памяти профессора М. Н. Кожиной / под ред. Л. Р Дускаевой. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 266 с. / / В. П. Барбашов. - С . 186-191
7. Белякаева-Казанская Лариса Владимировна. Силуэты музыкального Петербурга. -.: Спб., 2001 год. - 500 с
8. Богуславская В . В . Моделирование текста : лингво социокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. - М., 2008, - 194 с.
9. Большой толковый социологический словарь. — М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999., - Т.1 - 544с., Т.2 - 528с.
10. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004. - 250 с.
11. Ван Дейк Т. Д. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989, - 308
12. Васильева, В. В., Горячев А. А. Курсовая работа по стилистике: Учеб. - методич. пособ. для студентов ф-та журналистики. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. — 90
13. с.
Волков, А.А. Филология и риторика массовой информации // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. - М., 2008. - С. 118 - 132.
14. Газетный заголовок. Сборник материалов. Составитель Р.
Шишкин. Источник по адресуhttp://zhurnalistika.net/
15. Голубенко, С. С., Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: специальность 17.00.02 <Музыкальное искусство> / Голубенко Святослав Сергеевич; [Нижегор. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки]. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с.
16. Государственная Академическая капелла имени М.И. Глинки. - Ленинград: [Музгиз], 1957. - 170 с.
17. Гутнер Г. Б., Огурцов А. П.: Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
18. Давыденкова, О. В., Социально-психологическая структура PR-сообщения как механизм формирования имиджа высшего учебного заведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: специальность 19.00.05 <Социальная психология> / Давыденкова Ольга Валентиновна; [Гос. ун-т упр.]. - Москва, 2009. - 19 с.
19. Дилтс,Р. Фокусы языка: изменение убеждений с помощью НЛП: [пер. с англ.] / Р Дилтс. - М. [и др.]: Питер, 2009. - 314 с.
20. Добросклонская Т.Г Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. - М., 2008. - 264 с.
21. Досуговая журналистика в России: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 27-28 мая 2009 г., г. Санкт-
Петербург / [под ред. Л.Р. Дускаевой, В.И. Шароградского]. - Санкт-Петербург: Астерион, 2009. - 150 с.
22. Дускаева, Л. Р Интенционально-стилистический анализ как направление изучения типологии речи //Стилистика как речеведение: сборник научных трудов славянских стилистов, посвященный памяти профессора М. Н. Кожиной / под ред. Л. Р Дускаевой. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 266 с. / /Л. Р Дускаева. - С .41-50
23. Дускаева, Лилия Рашидовна. Интенциональность медиаречи: онтология и структура. - С.10-16.
24. Ершов А.И., Старейший русский хор = The oldest Russian chorus: Ленингр. гос. акад. капелла им. М.И. Глинки, 1703-1978. - Ленинград: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1978. - 192 с.: ил.; 17 см
25. Ершов А. Старейший русский хор. Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки 1703-1978. Л. Советский композитор 1978г. 192с.
26. Журналистика сферы досуга: учебное пособие / С.- Петербургский гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций; под общ. ред. Л. Р Дускаевой, Н. С. Цветовой. - СПб.: СПбГУ. Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2012. - 303 с.
27. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей / состав. Г.Я. Солганик. - М., 2007. - С. 7 - 12.
28. Теория текста: учеб. пособие / авт.: Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комиссарова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин; под ред. А. А. Чувакина. - 3-е изд., стер. - М.:Флинта : Наука, 2012. - 223 с.
29. Родкин, Б.С. Альманах-справочник: Вся театр. -муз. Россия. 1914-1915: Справ. сост. Б.С. Родкин / Под ред. Петра Южного. - Петроград: Муз. -театр. изд-во Н. Давингоф и К°, [1914]. - [2], 184, 400 с.
30. Интернет-источник по адресуhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1828416
31. Интернет-источник по адресуhttp://discourseanalysi s .org/ada6/st42.shtml
32. Интернет-источник по адресуhttp://www.capella-spb.ru/ru/article/show/content/id/1
33. Интернет-источник по адресуhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA%D 1%81%D 1%82
34. Интернет-источник по адресу http://ifreestore.net/1153/66/
35. Иссерс , О . С . Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография / О. С. Иссерс. - 4-е изд., стереотип. - М.: КомКнига, 2006. - 284 с.
36. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики: учеб. пособие. - М., 2006. - 260 с.
37. Каминская Т.Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации : семантико-прагматическое исследование: Автореф. ... докт. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2009.
38. Кара-Мурза, Елена Станиславовна. Полиинтенциональность медиатекста (на материале путеводителя как досугового издания). // Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей / С.-Петербургский гос. ун-т, Высш. школа журналистики и массовых коммуникаций, Каф. речевой коммуникации; отв. редакторы: Л. Р Дускаева, Н. С. Цветова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. -- С .33-40.
39. Каталог духовно - музыкальных изданий Придворной певческой капеллы. - Петроград, 1915. - 24 с
40. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс Год: 1999 - 416 с.
41. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2006, - 448 с.
42. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. - М., 2008. - 244 с.
43. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 192 с.
44. Консон Г. Р., Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов: (на материале музыкального искусства): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения: специальность 17.00.09 <Теория и история искусства> / Консон Григорий Рафаэльевич; [Гос. классич. акад. им. Маймонида]. - Саратов, 2010. - 61 с.; 21 см. - Библиогр.: c. 57-61 (33 назв.)
45. Коньков, В. И. Стиль как речевая технология //Стилистика как речеведение: сборник научных трудов славянских стилистов, посвященный памяти профессора М. Н. Кожиной / под ред. Л. Р Дускаевой. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 266 с. / / В. И. Коньков. - С .131-137
46. Корнилова, Наталья Анатольевна. Фатика как фактор развития интернет-коммуникации //Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей / С.- Петербургский гос. ун-т, Высш. школа журналистики и массовых коммуникаций, Каф. речевой коммуникации; отв. редакторы: Л. Р Дускаева, Н. С. Цветова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - С .86-92.
47. Короченский А.П. Отечественная журналистская наука: между прошлым и будущим // Журналистика и медиаобразование в ХХ1 веке: сб. науч. тр. - Белгород, 2006. - С. 12 - 18.
48. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной ру сской стилистики. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.
49. Кронзауз М.А. Семантика. - М., 2005. С. 352
50. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов. - М., 2008. - С. 183 - 209.
51. Кузнецова Н. В., Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: специальность 10.02.01 <Рус. яз.> / Кузнецова Наталья Владимировна; [Тюмен. гос. ун-т]. - Тюмень, 2008. - 24 с.; 21 см. - Библиогр.: с. 23-24 (9 назв.)
52. Леонтьев А.А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. - М., 2008. - С. 133 - 145.
53. Лучкина С. А., PR-коммуникации в Интернете (на материале корпоративных ресурсов российского сегмента Сети) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. : спец. 10.01.10 / Лучкина Светлана Александровна; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики, Каф. экон. журналистики и рекламы. - Москва, 2005. - 26 с.
54. Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей: [по материалам докладов на международном научно-практическом семинаре, 7-8 декабря 2011 года] / отв. ред.: проф. Л.Р. Дускаева, доц. Н.С. Цветова. - Санкт-Петербург: С.- Петерб. гос. ун-т, 2012. - 249с.
55. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996. - 159 с.
56. Мирошниченко, А. «Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей».http://www.aka-media.ru/knowhow/687/
57. Музыкальный Ленинград, 1917-1957 (Текст): [Путеводитель- справочник]. - Л., 1958. - 527 с.
58. Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002. - Режим доступа:
http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=192&c_id=1365
59. Мурзин Д. А., Корпоративная пресса: современные типологические концепции: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: специальность 10.01.10 <Журналистика> / Мурзин Дмитрий Александрович; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - Москва, 2007. - 17 с.; 21 см. - Библиогр.: с. 17 (6 назв.)
60. Новые слова и значения: словарь - справочник по материалам прессы и литературы 90¬х годов XX века. ... СПб. Дмитрий Буланин 2014г. - 1392 с.
61. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. - Л.: Лениздат., 1970. - 264
62. с.
Орлова, А. Глинка. Летопись жизни и творчества. Москва, 1952 г. - 538 с.
63. Певческая Капелла Санкт-Петербурга. Иллюстрированный альбом. СПб. Славия-Интербук. 1994г. 110 с.
64. Петренко, В.Ф. Психосемантика массовых коммуникаций // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов. - М., 2008. - С. 170 - 182.
65. Петровская, И.Ф. Музыкальный Петербург, 1801-1917: Энциклопедический словарь - исследование -- Спб: Композитор. Санкт-Петербург, 2010. Кн.2: М-Я. Т. 11 - 568 с.
66. Подчасов, А.С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков: На материале российских и британских газет второй половины 1980-1990 годов, синтаксический аспект: автореф. дис. канд. филол. наук; специальность 10.01.10 - Журналистика. - М., 2001. - 21 с.
67. Полонский, А.В. Сущность и язык публицистики. - Политерра, Белгород, 2009. - 238 с.
68. Рогозина И. В. Медиа - картина мира: когнитивно - семиотический аспект. - Москва; Барнаул, 2003., - 289 с.
69. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. - М., 1979, - 224.
70. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2006. - 512 с.
71. Русский язык в массмедиа: из наблюдений над функционированием языковых единиц: очерки: [сборник] / С.- Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журналистики и массовых коммуникаций, Фак. журналистики; под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. - Санкт-Петербург: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013. - 193 с.
72. Садовый, Н.А. "Капелла". Лениздат, 1972 г. - 62 с.
73. Санкт-Петербургская Певческая Капелла - музыкальный лик России / [авт.-сост.: А.Н. Кручинина, В.А. Чернушенко]. - Санкт-Петербург: Лики России, 2004. - 60 с.
74. Семиотика (сборник трудов; ред. Ю. С. Степанов). М., 1983, - 640 с.
75. Смирнова Е. Д. Логика и философия. М., 1996, -304 с.
76. Смирнова Е.Д. Формализованные языки и проблемы логической семантики / Е.Д. Смирнова. - М.: МГУ, 1982. - 182
77. с.
Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н.А.
Кузьмина. - Омск, 2011. - 414 с.
78. Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ). В сб.: Язык современной публицистики: сб. статей/ сост. Г.Я. Солганик. - М., 2005
79. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977, с. 31—288;
80. Степанов Е. А., Диалогичность как онтологическая структура слова : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук : специальность 09.00.01 / Степанов Егор Александрович; [Том. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники]. - Томск, 2002. - 21 с.
81. Стилистика как речеведение: сборник научных трудов славянских стилистов, посвященный памяти профессора М. Н. Кожиной / под ред. Л. Р Дускаевой. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 266 с.
82. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
1949 г.
83. Тондл Л. Проблемы семантики. М., 1975, - 488с.
84. Федотова, Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды: учебно-метод. пособие по курсу "Методика конкретно-социологических исследований и журналистика" / Л. Н. Федотова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 80 с.
85. Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
86. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960— 1970.
87. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983, 840 с.
88. Философский энциклопедический словарь. 2010.
89. Финн В. К., О некоторых семантических понятиях для простых языков, в сб.: Логическая структура научного знания, М., 1965, 350 с.
90. Фреге Г. Избранные работы. М., 1997, с. 25—49;
91. Фуко М. Археология знания. К., 1996, 208 с.
92. Шак Т. Ф., Музыка в структуре медиатекста: (на материале художественного и анимационного кино): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения : специальность 17.00.02 <Музыкальное искусство> / Шак Татьяна Федоровна; [Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. - Ростов-на-Дону, 2010. - 46 с.
93. Шереметьева Н. М.Г. Климов - дирижер Ленинградской академической Капеллы. - Л.: Музыка, 1983 - 133 с.
94. Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М., 1974, 64 с.
95. Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912, с. 205—06, 268;
96. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013 г., - 322 с.
97. Яблонских А. В., Особенности подготовки текстов для эффективного PR-продвижения сайтов интернет-СМИ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.01.10 <Журналистика> / Яблонских Андрей Викторович; [Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2011. - 18 с.
98. Язык и наука 20 века. М., 1995, -432 с.