Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВТОРИЧНОЕ СИРОТСТВО: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Работа №68132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФЕНОМЕНА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА
1.1. Вторичное сиротство как психосоциальный феномен
1.2. Профилактика вторичного сиротства: сущность, направления
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Опыт и проблемы организации профилактики вторичного сиротства в Белгородской области
2.2. Социальный проект «Центр профилактики вторичного сиротства»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. В любом обществе есть дети, которые остались без попечения родителей, и государство в таком случае обязано брать на себя ответственность за этих детей. Такое явление определяют два понятия: «сиротство» и «социальное сиротство». Первое понятие подразумевает под собой тот случай, когда у ребенка умерли оба или один из родителей. Социальные сироты - это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав в силу разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания ребенка условия и др.) [2].
По состоянию на 2017 год в системе под названием «Банк данных детей сирот» состоит 56994 ребенка [3]. В Белгороде на учете в органах опеки и попечительства состоят 338 детей-сирот; 75 детей живут в детских домах и интернатных учреждениях.
Особого, внимания заслуживает проблема, которую называют вторичным сиротством. Под вторичным сиротством можно понимать отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. Из причин, по которым возникает феномен вторичного сиротства, можно выделить следующие: отсутствие должного правового регулирования устройства детей-сирот в семью и условий возвращения ребенка в интернатное учреждение; неподготовленность опекунов быть родителями; мотивация только на получение материальной выгоды опекунов; отсутствие взаимопонимания с ребенком.
Таким образом, можно сказать, что профилактика вторичного сиротства необходима, для того, чтобы предотвращать отказы от детей- сирот, которые наносят огромные душевные травмы детям.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация профилактики вторичного сиротства играет немаловажную роль в деятельности органов социальной защиты населения. Благодаря профилактическим мероприятиям, дети не получают психологических травм в связи с тем, что их предали приемные родители, и они снова оказываются в интернатном учреждении. Ведь, как известно, повторный отказ от ребенка наносит неизгладимую травму не только ребенку, но и приемным родителям, которые могут чувствовать свою несостоятельность в плане воспитания ребенка. Но материалов, посвященных глубоким исследованиям данного феномена очень мало, проблема требует детального изучения, а также разработку оптимальных технологий профилактики данного явления.
Степень научной разработанности проблемы. Вторичное сиротство является весьма актуальной проблемой исследования.
Сиротство, как социальное явление изучали не только отечественные ученые, но также и зарубежные исследователи. Вопросы социальной защиты детей-сирот, их жилищного обеспечения, образования, трудоустройства, а также другие проблемы, их жизнедеятельности, рассматриваются в рамках социологии семьи, такими учеными как: Д.С. Барашкова, С.Ю. Барсукова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, М.И. Несмеянова, Г.Г. Силласте и др.
В социологии семьи, феномен вторичного сиротства изучался:
А.И. Антоновым, С.Н. Буровой, А.Б. Любимовой. В рамках социологии детства, можно выделить труды Н.В. Васильевой, С.В. Кочнева, С.Н. Щегловой и др.
Способы профилактики социального сиротства изучали такие ученые как: В.А. Березина, Л.И. Виноградова О.И. Должина, В.Н. Ослон, и др.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области исследования феномена вторичного сиротства, принадлежат ученым: С.В. Березину, Ю.Б. Евдокимовой, Н.А. Иванову, Л.Н. Овчаровой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н. Поппель.
Источником вторичного сиротства, может быть неправильное воспитание ребенка и нарушение взаимодействия приемных родителей с ним, ведущих к дисгармонии семейных отношений, так считают ученые A. И. Захаров, Е.Т Соколова и А.С. Спиваковская.
Большую роль на психическое развитие ребенка влияет его общение с близкими взрослыми. Но у детей-сирот, отсутствует возможность близкого и родственного общения со взрослыми. Из-за чего в последствии возникают трудности при взаимодействии с приемными родителями, что может негативно сказаться на дальнейших взаимоотношениях, и может привести к возврату ребенка в интернатное учреждение. Данная проблема рассматривается в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского и других.
В современном обществе, семья, как социальный институт трансформируется, изменяя свои социальные функции. Современная семья перестает играть ведущую роль в социализации ребенка, организации его досуга. Из-за чего могут возникать недопонимания и отсутствовать сплоченность ребенка и родителей, что может приводить к вторичному сиротству, это точка зрения таких исследователей как: В.Г. Бочарова, С.В. Дармодехин, В.Д. Москаленко, И.Ю. Хамитова и других.
Профилактика вторичного и социального сиротства может происходить при активном взаимодействии органов социальной защиты с семьей, этому посвящены труды следующих ученых: А.И. Антонов, B. В. Бойко, А.Г. Волкова, Е.А. Воронова, И.В. Гребенникова, В.И. Зацепина,
C. А. Сорокина и др.
При выборе технологий, профилактики вторичного сиротства, необходимо брать во внимание особенности первичной социализации ребенка. В связи с этим необходимо отметить работы, которые посвящены совершенствованию первичной социализации ребенка в семье, среди которых можно выделить труды Л.И. Анзора, А.И. Антоновой, Е.А. Вороновой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.М. Осиповой, В.М. Середы и др.
Следует отметить, что основная направленность данных работ связана с изучением такого явления как социальное сиротство, лишь частично затрагивая феномен вторичного сиротства. Таким образом, проблемой исследования является поиск оптимальных форм и методов профилактики вторичного сиротства.
Объект исследования: вторичное сиротство как социальный феномен.
Предмет исследования: специфика профилактики вторичного сиротства на региональном уровне.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику профилактики вторичного сиротства, предложить пути ее совершенствования на региональном уровне.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы исследования феномена вторичного сиротства;
- определить направления и содержание профилактики вторичного сиротства в Белгородской области;
- разработать региональную модель профилактики вторичного сиротства.
Теоретико-методологическая основа исследования: четко разработанных и сформулированных теорий вторичного сиротства нет, но возможно изучение теорий и концепция сиротства в целом, которые отражают и причины возникновения феномена вторичного сиротства:
- функциональный подход (Э.Дюркгейм) - причиной сиротства могут быть потеря семьей ряда ее важнейших функций, под влиянием урбанизации, снижение семейной солидарности, из-за снижения ее членов;
- теория аномии (Р. Мертон). Аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу[22]. Девиантное поведение возникает из-за рассогласования между провозглашенными данной культурой целями, и социально одобряемыми целями их достижения. Касаемо вопросов сиротства, подразумевалось, что социальное сиротство можно рассматривать с двух позиций: самих сирот и общества в целом;
- теории девиации - изучение факторов, которые приводят к отклоняющемуся поведению, в проблеме социального сиротства рассматривали ряд ученых, с точки зрения различных подходов:
а) биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон);
б) психологический (З. Фрейд, А. Адлер);
в) социологический (Г. Беккер, С. Селлин, Т. Парсонс);
- теория привязанностей (Дж. Боулби) - психологическая модель, описывающая динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений, доказала огромную роль привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (приемными родителями) в формировании отношений ребенка и взрослого, а также обеспечения стабильности в их отношениях для нормального развития ребенка.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по данной проблеме, сравнение, синтез, моделирование) и эмпирические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос, контент - анализ документов).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: результаты анализа специальной литературы, результаты анализа специализированных интернет-сайтов по данной проблеме; интернет-сайтов учреждений социальной защиты населения Российской Федерации; научные публикации по заявленной теме; Федеральный закон от 24.04.2008 №48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Уставы, Положения, отчетная и внутренняя документации ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
В качестве экспериментальной базы исследования выступили также результаты социологического исследования «Причины и источники вторичного сиротства», которое было проведено автором в два этапа, на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в период с ноября по декабрь 2017 года и с апреля по май 2018 года. Информация была получена с помощью проведения анкетирования приемных семей, а также экспертного и массового опросов клиентов и специалистов МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» и ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Теоретико-практическая значимость состоит в уточнении и интерпретации понятий «вторичное сиротство» и «профилактика вторичного сиротства», путем анализа уже имеющихся определений, а также формулировки авторского. В данной работе описаны причины и источники возникновения феномена вторичного сиротства, а также основные формы профилактики данного явления. Выводы, полученные в результате исследования можно использовать в деятельности учреждений, которые занимаются решением данной проблемы, путем внедрения разработанных методов профилактики вторичного сиротства. Результаты исследования помогут определить слабые места в уже существующей системе профилактики вторичного сиротства, а также проследить необходимость изучения данного феномена.
Практическая значимость данной работы, прослеживается в возможном использовании результатов исследования, для профилактики вторичного сиротства на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», путем создания и внедрения в учреждении «Центра профилактики вторичного сиротства».
Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», в ходе прохождения производственной и преддипломной практик. Результаты исследования были обсуждены на рабочем совещании специалистов отделения подготовки и социального сопровождения выпускников из числа детей-сирот МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода». Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе, были освещены основные направления деятельности, связанные с профилактикой феномена вторичного сиротства. Выявлены основные особенности вторичного сиротства, как психосоциального феномена, проанализированы сущность и направления профилактики данного явления, изучен опыт и проблемы организации профилактики вторичного сиротства в Белгородской области, а также автором был предложен социальный проект «Центр профилактики вторичного сиротства».
Вторичное сиротство - это отказ от ранее установленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка [7]. Как уже было выявлено ранее, данный феномен очень тесно связан с такими понятиями как «сиротство» и «социальное сиротство». Ведь именно в контексте этих понятий, возможно детальное изучение теоретических основ явления вторичного сиротства.
Социальное сиротство - это явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения. Социальными сиротами являются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение [5]. Данное явление является довольно распространенным, и люди довольно информированны в данном вопросе, тогда как вторичное сиротство, это новое явление, которое является незнакомым обществу. Но в то же время, последствия, которые наносят возврат ребенка в интернатное учреждение, являются очень тяжелыми как для ребенка, так и для самих родителей. Именно поэтому, необходимо более детальное изучение данного феномена, создание большего количества теоретического материала, поможет не только специалистам в помощи семьям, которые могут столкнутся с проблемами, но и самим приемным родителям, которые смогут в любое время ознакомиться с материалами, и найти нужное решение.
Несомненно, проводится большая работа по профилактике вторичного сиротства. Некоммерческие организации создают проекты, которые направлены на профилактику не только социального, но и вторичного сиротства, но в то же время их не так много, и они не могут охватывать всех проблем, которые могут возникать у приемных семей. Однако школы приемного родителя, основная цель которых это подготовка приемных родителей к принятию ребенка в семью, не учитывают тот факт, что и самих детей необходимо готовить к этому событию. Ведь для ребенка, который вырос в условиях интернатного учреждения, незнакомы семейные условия жизни, они не получают достаточного тепла и внимания, и не знают, как нужно вести себя в семье. Именно поэтому могут возникать недопонимания с приемными родителями, которые провоцируют отказ от ребенка, и возврат в интернатное учреждение. И после повторного отказа, ребенка полностью замыкается, он считает, что его будут предавать всю жизнь, и что никому нельзя доверять. И поэтому, шанс попадания второй раз в семью, крайне низок у детей вторичных сирот.
Статистические данные указывают на то, что количество социальных сирот планомерно сокращается, однако вторичное сиротство с каждым годом приобретает негативную динамику. Связано это с тем, что подготовка приемных родителей не осуществляется в полной мере, что нет тщательного отбора кандидатов в приемные родители, а также не сформирована законодательная база, которая бы регулировала деятельность приемных родителей, устанавливала обязательный срок пребывания ребенка в семье, а также запрещала отказ от принятого на любую из форм семейного устройства ребенка в семью.
В Белгородской области, функционируют школы приемного родителя, которые в своей деятельности используют как теоретические, так и практические методы работы. В школах принимают участие специалисты различного профиля, а также приглашают экспертов, которые имеют непосредственное отношение к данной проблеме, в том числе и состоявшихся приемных родителей, которые делятся своим опытом, и помогают кандидатам в изучении наиболее часто встречающихся проблем.
И для более детального изучения данной проблемы, автором было проведено социологическое исследование «Причины и источники вторичного сиротства». В ходе исследования в анкетировании приняли участие приемные семьи, специалисты, работающие в данной области, а также обычные люди, которые на прямую не связаны с данным феноменом.
Результаты анкетирования были обработаны, и были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи в ходе воспитания приемных детей. Результаты анкетирования родителей, были сравнены с результатами анкетирования экспертов, и ответы совпали. Как выяснилось, и родители и эксперты указывают на то, что девиантное поведение ребенка является проблемой при взаимодействии с ним, что может указывать на то, что родителям не хватает родительской компетенции, которая бы несомненно помогла в решении данного вопроса. Но в то же время и социально-педагогическая запущенность ребенка, его неготовность жить в условиях семьи, затрудняет процесс адаптации. Однако подготовка ребенка, которая поможет в объяснении ему, как необходимо вести себя с родителями и новыми родственниками, исключит эту проблему.
Были выявлены и причины возникновения вторичного сиротства, что является актуальной и важной информацией для организации профилактики. Самыми распространенными причинами оказались психологическая неготовность приемных родителей, отсутствие педагогических навыков, а также конфликты и недопонимания в отношениях с приемным ребенком. Именно с этими вопросами родители и обращаются за помощью к специалистам. Это значит, что на данные проблемы, должен быть сделан упор, при проведении профилактических мероприятий.
Для решения всех вышеупомянутых проблем, автором был предложен и разработан социальный проект «Центр профилактики вторичного сиротства». Основная цель данного проекта, это снижение количества возвратов детей в интернатные учреждения. Были поставлены задачи, которые направлены на помощь приемным семьям, а также самим детям, в процессе адаптации и взаимодействия.
Данный проект, является инновационным решением, и методы, которые будут использовать в ходе его деятельности, будут носить профилактический характер. Планируется проведение лекций, практических занятий, вебинаров, приглашение экспертов, а также большой упор будет делаться на подготовку самого ребенка, к жизни в семье. Планируется и совместная деятельность ребенка с приемными родителями, чтобы облегчить процесс адаптации и взаимодействия. Таким образом будет проведена работа в самом начале, и оказана вся необходимая помощь.
В результате реализации проекта, планируется снижение количества возвратов детей, подготовка родителей к принятию ребенка в семью, а также формированию у них родительской компетенции, которая позволит правильно и успешно воспитывать ребенка, искореняя конфликты и недопонимания.
Функционирование центра, позволит оказывать широкий спектр услуг, которые будут формироваться с учетом личностно-ориентированного подхода. Также, еще большее количество детей и родителей, смогут получить помощь, в которой они нуждаются. Все теоретические материалы, которые будут разработаны в ходе работы центра, могут послужить основой для создания информационных буклетов для приемных родителей, а также специализированной литературы, освещающей данный феномен.
Можно сказать, что в ходе написания данной работы, были предложены инновационные методы, которые могут использоваться и другими субъектами Российской Федерации.



1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. - http: //www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/12.02.2016/ (дата
обращения 20.05.2017)
2. .Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2016 года. - М.: Юрайт, 2016. - 64 с.
3. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 9. С. - 142¬143
4. Азарова, Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические
подходы / Е.Г. Азарова //. - М.: Контракт 2012; Информационно - правовая система «ГАРАНТ».
5. Антонов, А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М., 2015
6. Барябина, Е. Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов / Е. Н. Барябина // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2015. - С. 360.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ