ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФЕНОМЕНА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА
1.1. Вторичное сиротство как психосоциальный феномен
1.2. Профилактика вторичного сиротства: сущность, направления
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Опыт и проблемы организации профилактики вторичного сиротства в Белгородской области
2.2. Социальный проект «Центр профилактики вторичного сиротства»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В любом обществе есть дети, которые остались без попечения родителей, и государство в таком случае обязано брать на себя ответственность за этих детей. Такое явление определяют два понятия: «сиротство» и «социальное сиротство». Первое понятие подразумевает под собой тот случай, когда у ребенка умерли оба или один из родителей. Социальные сироты - это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав в силу разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания ребенка условия и др.) [2].
По состоянию на 2017 год в системе под названием «Банк данных детей сирот» состоит 56994 ребенка [3]. В Белгороде на учете в органах опеки и попечительства состоят 338 детей-сирот; 75 детей живут в детских домах и интернатных учреждениях.
Особого, внимания заслуживает проблема, которую называют вторичным сиротством. Под вторичным сиротством можно понимать отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. Из причин, по которым возникает феномен вторичного сиротства, можно выделить следующие: отсутствие должного правового регулирования устройства детей-сирот в семью и условий возвращения ребенка в интернатное учреждение; неподготовленность опекунов быть родителями; мотивация только на получение материальной выгоды опекунов; отсутствие взаимопонимания с ребенком.
Таким образом, можно сказать, что профилактика вторичного сиротства необходима, для того, чтобы предотвращать отказы от детей- сирот, которые наносят огромные душевные травмы детям.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация профилактики вторичного сиротства играет немаловажную роль в деятельности органов социальной защиты населения. Благодаря профилактическим мероприятиям, дети не получают психологических травм в связи с тем, что их предали приемные родители, и они снова оказываются в интернатном учреждении. Ведь, как известно, повторный отказ от ребенка наносит неизгладимую травму не только ребенку, но и приемным родителям, которые могут чувствовать свою несостоятельность в плане воспитания ребенка. Но материалов, посвященных глубоким исследованиям данного феномена очень мало, проблема требует детального изучения, а также разработку оптимальных технологий профилактики данного явления.
Степень научной разработанности проблемы. Вторичное сиротство является весьма актуальной проблемой исследования.
Сиротство, как социальное явление изучали не только отечественные ученые, но также и зарубежные исследователи. Вопросы социальной защиты детей-сирот, их жилищного обеспечения, образования, трудоустройства, а также другие проблемы, их жизнедеятельности, рассматриваются в рамках социологии семьи, такими учеными как: Д.С. Барашкова, С.Ю. Барсукова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, М.И. Несмеянова, Г.Г. Силласте и др.
В социологии семьи, феномен вторичного сиротства изучался:
А.И. Антоновым, С.Н. Буровой, А.Б. Любимовой. В рамках социологии детства, можно выделить труды Н.В. Васильевой, С.В. Кочнева, С.Н. Щегловой и др.
Способы профилактики социального сиротства изучали такие ученые как: В.А. Березина, Л.И. Виноградова О.И. Должина, В.Н. Ослон, и др.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области исследования феномена вторичного сиротства, принадлежат ученым: С.В. Березину, Ю.Б. Евдокимовой, Н.А. Иванову, Л.Н. Овчаровой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н. Поппель.
Источником вторичного сиротства, может быть неправильное воспитание ребенка и нарушение взаимодействия приемных родителей с ним, ведущих к дисгармонии семейных отношений, так считают ученые A. И. Захаров, Е.Т Соколова и А.С. Спиваковская.
Большую роль на психическое развитие ребенка влияет его общение с близкими взрослыми. Но у детей-сирот, отсутствует возможность близкого и родственного общения со взрослыми. Из-за чего в последствии возникают трудности при взаимодействии с приемными родителями, что может негативно сказаться на дальнейших взаимоотношениях, и может привести к возврату ребенка в интернатное учреждение. Данная проблема рассматривается в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского и других.
В современном обществе, семья, как социальный институт трансформируется, изменяя свои социальные функции. Современная семья перестает играть ведущую роль в социализации ребенка, организации его досуга. Из-за чего могут возникать недопонимания и отсутствовать сплоченность ребенка и родителей, что может приводить к вторичному сиротству, это точка зрения таких исследователей как: В.Г. Бочарова, С.В. Дармодехин, В.Д. Москаленко, И.Ю. Хамитова и других.
Профилактика вторичного и социального сиротства может происходить при активном взаимодействии органов социальной защиты с семьей, этому посвящены труды следующих ученых: А.И. Антонов, B. В. Бойко, А.Г. Волкова, Е.А. Воронова, И.В. Гребенникова, В.И. Зацепина,
C. А. Сорокина и др.
При выборе технологий, профилактики вторичного сиротства, необходимо брать во внимание особенности первичной социализации ребенка. В связи с этим необходимо отметить работы, которые посвящены совершенствованию первичной социализации ребенка в семье, среди которых можно выделить труды Л.И. Анзора, А.И. Антоновой, Е.А. Вороновой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.М. Осиповой, В.М. Середы и др.
Следует отметить, что основная направленность данных работ связана с изучением такого явления как социальное сиротство, лишь частично затрагивая феномен вторичного сиротства. Таким образом, проблемой исследования является поиск оптимальных форм и методов профилактики вторичного сиротства.
Объект исследования: вторичное сиротство как социальный феномен.
Предмет исследования: специфика профилактики вторичного сиротства на региональном уровне.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику профилактики вторичного сиротства, предложить пути ее совершенствования на региональном уровне.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы исследования феномена вторичного сиротства;
- определить направления и содержание профилактики вторичного сиротства в Белгородской области;
- разработать региональную модель профилактики вторичного сиротства.
Теоретико-методологическая основа исследования: четко разработанных и сформулированных теорий вторичного сиротства нет, но возможно изучение теорий и концепция сиротства в целом, которые отражают и причины возникновения феномена вторичного сиротства:
- функциональный подход (Э.Дюркгейм) - причиной сиротства могут быть потеря семьей ряда ее важнейших функций, под влиянием урбанизации, снижение семейной солидарности, из-за снижения ее членов;
- теория аномии (Р. Мертон). Аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу[22]. Девиантное поведение возникает из-за рассогласования между провозглашенными данной культурой целями, и социально одобряемыми целями их достижения. Касаемо вопросов сиротства, подразумевалось, что социальное сиротство можно рассматривать с двух позиций: самих сирот и общества в целом;
- теории девиации - изучение факторов, которые приводят к отклоняющемуся поведению, в проблеме социального сиротства рассматривали ряд ученых, с точки зрения различных подходов:
а) биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон);
б) психологический (З. Фрейд, А. Адлер);
в) социологический (Г. Беккер, С. Селлин, Т. Парсонс);
- теория привязанностей (Дж. Боулби) - психологическая модель, описывающая динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений, доказала огромную роль привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (приемными родителями) в формировании отношений ребенка и взрослого, а также обеспечения стабильности в их отношениях для нормального развития ребенка.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по данной проблеме, сравнение, синтез, моделирование) и эмпирические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос, контент - анализ документов).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: результаты анализа специальной литературы, результаты анализа специализированных интернет-сайтов по данной проблеме; интернет-сайтов учреждений социальной защиты населения Российской Федерации; научные публикации по заявленной теме; Федеральный закон от 24.04.2008 №48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Уставы, Положения, отчетная и внутренняя документации ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
В качестве экспериментальной базы исследования выступили также результаты социологического исследования «Причины и источники вторичного сиротства», которое было проведено автором в два этапа, на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в период с ноября по декабрь 2017 года и с апреля по май 2018 года. Информация была получена с помощью проведения анкетирования приемных семей, а также экспертного и массового опросов клиентов и специалистов МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» и ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Теоретико-практическая значимость состоит в уточнении и интерпретации понятий «вторичное сиротство» и «профилактика вторичного сиротства», путем анализа уже имеющихся определений, а также формулировки авторского. В данной работе описаны причины и источники возникновения феномена вторичного сиротства, а также основные формы профилактики данного явления. Выводы, полученные в результате исследования можно использовать в деятельности учреждений, которые занимаются решением данной проблемы, путем внедрения разработанных методов профилактики вторичного сиротства. Результаты исследования помогут определить слабые места в уже существующей системе профилактики вторичного сиротства, а также проследить необходимость изучения данного феномена.
Практическая значимость данной работы, прослеживается в возможном использовании результатов исследования, для профилактики вторичного сиротства на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», путем создания и внедрения в учреждении «Центра профилактики вторичного сиротства».
Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», в ходе прохождения производственной и преддипломной практик. Результаты исследования были обсуждены на рабочем совещании специалистов отделения подготовки и социального сопровождения выпускников из числа детей-сирот МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода». Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В данной дипломной работе, были освещены основные направления деятельности, связанные с профилактикой феномена вторичного сиротства. Выявлены основные особенности вторичного сиротства, как психосоциального феномена, проанализированы сущность и направления профилактики данного явления, изучен опыт и проблемы организации профилактики вторичного сиротства в Белгородской области, а также автором был предложен социальный проект «Центр профилактики вторичного сиротства».
Вторичное сиротство - это отказ от ранее установленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка [7]. Как уже было выявлено ранее, данный феномен очень тесно связан с такими понятиями как «сиротство» и «социальное сиротство». Ведь именно в контексте этих понятий, возможно детальное изучение теоретических основ явления вторичного сиротства.
Социальное сиротство - это явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения. Социальными сиротами являются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение [5]. Данное явление является довольно распространенным, и люди довольно информированны в данном вопросе, тогда как вторичное сиротство, это новое явление, которое является незнакомым обществу. Но в то же время, последствия, которые наносят возврат ребенка в интернатное учреждение, являются очень тяжелыми как для ребенка, так и для самих родителей. Именно поэтому, необходимо более детальное изучение данного феномена, создание большего количества теоретического материала, поможет не только специалистам в помощи семьям, которые могут столкнутся с проблемами, но и самим приемным родителям, которые смогут в любое время ознакомиться с материалами, и найти нужное решение.
Несомненно, проводится большая работа по профилактике вторичного сиротства. Некоммерческие организации создают проекты, которые направлены на профилактику не только социального, но и вторичного сиротства, но в то же время их не так много, и они не могут охватывать всех проблем, которые могут возникать у приемных семей. Однако школы приемного родителя, основная цель которых это подготовка приемных родителей к принятию ребенка в семью, не учитывают тот факт, что и самих детей необходимо готовить к этому событию. Ведь для ребенка, который вырос в условиях интернатного учреждения, незнакомы семейные условия жизни, они не получают достаточного тепла и внимания, и не знают, как нужно вести себя в семье. Именно поэтому могут возникать недопонимания с приемными родителями, которые провоцируют отказ от ребенка, и возврат в интернатное учреждение. И после повторного отказа, ребенка полностью замыкается, он считает, что его будут предавать всю жизнь, и что никому нельзя доверять. И поэтому, шанс попадания второй раз в семью, крайне низок у детей вторичных сирот.
Статистические данные указывают на то, что количество социальных сирот планомерно сокращается, однако вторичное сиротство с каждым годом приобретает негативную динамику. Связано это с тем, что подготовка приемных родителей не осуществляется в полной мере, что нет тщательного отбора кандидатов в приемные родители, а также не сформирована законодательная база, которая бы регулировала деятельность приемных родителей, устанавливала обязательный срок пребывания ребенка в семье, а также запрещала отказ от принятого на любую из форм семейного устройства ребенка в семью.
В Белгородской области, функционируют школы приемного родителя, которые в своей деятельности используют как теоретические, так и практические методы работы. В школах принимают участие специалисты различного профиля, а также приглашают экспертов, которые имеют непосредственное отношение к данной проблеме, в том числе и состоявшихся приемных родителей, которые делятся своим опытом, и помогают кандидатам в изучении наиболее часто встречающихся проблем.
И для более детального изучения данной проблемы, автором было проведено социологическое исследование «Причины и источники вторичного сиротства». В ходе исследования в анкетировании приняли участие приемные семьи, специалисты, работающие в данной области, а также обычные люди, которые на прямую не связаны с данным феноменом.
Результаты анкетирования были обработаны, и были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи в ходе воспитания приемных детей. Результаты анкетирования родителей, были сравнены с результатами анкетирования экспертов, и ответы совпали. Как выяснилось, и родители и эксперты указывают на то, что девиантное поведение ребенка является проблемой при взаимодействии с ним, что может указывать на то, что родителям не хватает родительской компетенции, которая бы несомненно помогла в решении данного вопроса. Но в то же время и социально-педагогическая запущенность ребенка, его неготовность жить в условиях семьи, затрудняет процесс адаптации. Однако подготовка ребенка, которая поможет в объяснении ему, как необходимо вести себя с родителями и новыми родственниками, исключит эту проблему.
Были выявлены и причины возникновения вторичного сиротства, что является актуальной и важной информацией для организации профилактики. Самыми распространенными причинами оказались психологическая неготовность приемных родителей, отсутствие педагогических навыков, а также конфликты и недопонимания в отношениях с приемным ребенком. Именно с этими вопросами родители и обращаются за помощью к специалистам. Это значит, что на данные проблемы, должен быть сделан упор, при проведении профилактических мероприятий.
Для решения всех вышеупомянутых проблем, автором был предложен и разработан социальный проект «Центр профилактики вторичного сиротства». Основная цель данного проекта, это снижение количества возвратов детей в интернатные учреждения. Были поставлены задачи, которые направлены на помощь приемным семьям, а также самим детям, в процессе адаптации и взаимодействия.
Данный проект, является инновационным решением, и методы, которые будут использовать в ходе его деятельности, будут носить профилактический характер. Планируется проведение лекций, практических занятий, вебинаров, приглашение экспертов, а также большой упор будет делаться на подготовку самого ребенка, к жизни в семье. Планируется и совместная деятельность ребенка с приемными родителями, чтобы облегчить процесс адаптации и взаимодействия. Таким образом будет проведена работа в самом начале, и оказана вся необходимая помощь.
В результате реализации проекта, планируется снижение количества возвратов детей, подготовка родителей к принятию ребенка в семью, а также формированию у них родительской компетенции, которая позволит правильно и успешно воспитывать ребенка, искореняя конфликты и недопонимания.
Функционирование центра, позволит оказывать широкий спектр услуг, которые будут формироваться с учетом личностно-ориентированного подхода. Также, еще большее количество детей и родителей, смогут получить помощь, в которой они нуждаются. Все теоретические материалы, которые будут разработаны в ходе работы центра, могут послужить основой для создания информационных буклетов для приемных родителей, а также специализированной литературы, освещающей данный феномен.
Можно сказать, что в ходе написания данной работы, были предложены инновационные методы, которые могут использоваться и другими субъектами Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. - http: //www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/12.02.2016/ (дата
обращения 20.05.2017)
2. .Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2016 года. - М.: Юрайт, 2016. - 64 с.
3. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 9. С. - 142¬143
4. Азарова, Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические
подходы / Е.Г. Азарова //. - М.: Контракт 2012; Информационно - правовая система «ГАРАНТ».
5. Антонов, А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М., 2015
6. Барябина, Е. Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов / Е. Н. Барябина // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2015. - С. 360.