Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №68128

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фразеологизмов во внеурочной деятельности в начальной школе 7
1.1. Лингвистические основы изучения фразеологизмов в начальной школе 7
1.2. Внеурочная деятельность в образовании младших школьников ...12
1.3. Методика изучения фразеологизмов в начальной школе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению учениками 3 класса фразеологизмов во внеурочной деятельности 31
2.1. Начальные представления о фразеологизмах у учащихся 3 класса
(по данным констатирующего эксперимента) 31
2.2. Реализация программы кружка «Эти удивительные
фразеологизмы» в 3 классе (по данным формирующего эксперимента) 40
2.3. Динамика сформированности представлений о фразеологизмах у
учащихся 3 классов (по данным контрольного эксперимента) 55
Заключение 65
Список литературы 69

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования. Речевое развитие является неотъемлемой частью жизни человека. Оно помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также речь управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам. Речевое развитие достигается при изучении разных разделов языкознания, одним из таких является фразеология.
Фразеология (греч. phrases - «выражение» и logos - «учение») - наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер, - фразеологизмах. Вопросы фразеологии изучали Н. Ф. Алефиренко, Ш. Балли, Т. И. Вендина, В. В. Виноградов, А. А. Гируцкий, Е. И. Диброва, П. А. Лекант, А. А. Реформатский, М. И. Фомина и др. ученые. Они рассматривали существенные признаки фразеологизмов, их классификацию, объём понятия.
На уроках русского языка в школе, наряду с изучением фонетики, грамматики, лексики, орфографии, особое внимание следует уделять знакомству учащихся с фразеологией: именно в ней проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Кроме того, фразеология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает их речь живой, выразительной, эмоциональной, создает предпосылки для более высокой степени восприятия художественных текстов. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает свои мысли. Изучение фразеологизмов важно для познания языка, его системы. Ознакомление школьников с фразеологическими сочетаниями способствует формированию у них научного мировоззрения, вооружает основами знаний о фразеологическом составе русского языка.
Значимость изучения фразеологизмов в развитии личности школьников повлияла на то, что данная тема включена в любую школьную программу по русскому языку. Достаточно большое количество часов на ее изучение, в том числе и теоретического характера, выделяется в среднем звене школы. Работа с фразеологизмами в начальной школе носит пропедевтический (подготовительный, предварительный) характер. Младшим школьникам даются самые общие сведения о данной единице языка. В основном все сводится к наблюдениям за употреблением фразеологизмов в речи. Пропедевтический характер изучения оправдан, поскольку он учитывает уровень развития младших школьников.
Вопросами изучения фразеологизмов в школе занимались такие ученые, как Н. М. Шанский, В. А. Багрянцева, Е. И. Литневская, В. В. Бабайцева, Л. С. Бушуева, В. Г. Горецкий, М. Р. Львов и др.
Насыщенность курса русского языка в начальной школе различным необходимым материалом из различных разделов языкознания допускает использование лишь ограниченного объема работы по теме «Фразеологизмы». Но учитывая значимость изучения данной темы, целесообразно предусмотреть возможность пропедевтического рассмотрения фразеологизмов во внеурочной деятельности. Особенно актуально это звучит в настоящее время, когда внеурочная деятельность, с учетом требований ФГОС, является неотъемлемым звеном в образовании младших школьников.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые, как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока- Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и др. Они рассматривали принципы внеурочной деятельности, разрабатывали её различные формы, направления, которые влияют на удовлетворение потребностей учащихся.
Сегодня активно разрабатываются программы внеурочной деятельности по различным направлениям работы. Поэтому целесообразно будет создать программу, направленную на пропедевтическое изучение фразеологизмов.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: «Как изучать фразеологизмы во внеурочной деятельности младших школьников?».
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность младших школьников в процессе изучения фразеологизмов во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - программа кружка по изучению младшими школьниками фразеологизмов на пропедевтическом уровне.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность программы кружка по пропедевтическому изучению фразеологизмов в 3 классе.
Гипотеза - пропедевтическое изучение младшими школьниками фразеологизмов в рамках кружковых занятий будет успешным, если:
1. Критериями отбора фразеологизмов станут:
1) доступность младшим школьникам с точки зрения лексического значения;
2) распространённость фразеологизмов в речевой практике;
3) целесообразность их использования в речевой практике младших школьников.
2. Знакомить учащихся сразу с группой фразеологизмов;
3. Типичная структура занятий будет включать в себя следующие этапы: мотивационный этап, этап сообщения темы занятия, этап включения учащихся в практическую деятельность с фразеологизмами, этап рефлексии;
4. Если использовать такие методы обучения, как показ презентации, беседа, восстановление деформированных фразеологизмов, нахождение в рассказе фразеологизмов, подбор к фразеологизмам антонимов и др.
Задачи исследования:
1. Выяснить лингвистические основы изучения фразеологизмов в начальной школе;
2. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности в образовании младших школьников;
3. Определить методику изучения фразеологизмов в начальной школе;
4. Выявить начальные представления учащихся 3 класса о фразеологизмах;
5. Выяснить условия пропедевтического изучения фразеологизмов в рамках кружка для младших школьников;
6. Выяснить динамику усвоения материала по теме «Фразеологизмы» после включения учащихся 3 класса в кружковые занятия соответствующей тематики.
Для того чтобы решить поставленные задачи, были использованы следующие методы научного исследования: анализ и обобщение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ результатов учебно - познавательной деятельности младших школьников.
Экспериментальная база исследования: исследовательская работа осуществлялась в МБОУ СОШ №19 г. Артёма, Приморского края, в 3 «Б» и 3 «А» классах.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Фразеология - золотая сокровищница русской культуры. Как наука о языке она способствует формированию деятельной языковой личности в условиях современной лингвистической ситуации.
Язык, будучи одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т.е. национальную культуру. Большую роль в её постижении отводится фразеологизмам. Они, как свёрнутые тексты, представляют собой важную составляющую «языка» культурных концептов. Фразеологизмы не только передаются следующим поколениям, но и формируют культурное самосознание народа - носителя языка. Не исключено, что изучение фразеологических оборотов (понимание и правильное употребление) в начальной школе может вызывать у детей затруднение. Изучение фразеологизмов - это высший этап овладения языком.
Проанализировав учебно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что на уроках русского языка в начальной школе не отводится должного внимания теме «Фразеологизмы». Нами было решено создать и экспериментально проверить программу кружка «Эти удивительные фразеологизмы» во внеурочной деятельности младших школьников.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно стандарту для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она обеспечивает подлинную вариативность образования, возможность выбора.
Нами была осуществлена внеурочная деятельность, связанная с пропедевтическим изучением в 3 классе фразеологизмов. Нами был проведён эксперимент, который включал в себя три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный). На каждом этапе перед нами стояли определённые цели и задачи.
Целью констатирующего этапа являлось: выяснить начальные представления младших школьников о фразеологизмах.
В ходе данного эксперимента решались следующие задачи:
1) выяснить понимание учащимися понятия «фразеологизм»;
2) установить, как учащиеся умеют выделять из предложений фразеологизмы;
3) уточнить знания учащимися конкретных фразеологизмов;
4) выяснить, как учащиеся могут использовать фразеологизмы в письменной речи;
5) выяснить, как учащиеся понимают лексическое значение отдельных фразеологизмов;
6) выяснить, как учащиеся могут подбирать к словам подходящие по смыслу фразеологизмы.
Для решения поставленных задач нами было разработано тестирование, которое включало в себя 7 заданий, связанных с темой «Фразеологизмы». Данное тестирование проводилось в образовательном учреждении г. Артёма МБОУ СОШ №19, 16. 02. 2018 года в 3-х (А, Б) классах. В нём приняли участие 24 ученика 3 «Б» (экспериментального) и 23 ученика 3 «А» (контрольного) классов. Анализируя качество выполнения заданий учащимися 3-х классов, были выявлены уровни владения материалом по теме «Фразеологизмы». В ходе выявления уровней было выяснено, что у школьников возникают трудности при объяснении понятия «фразеологизм», при нахождении фразеологизмов в тексте, при воспроизведении фразеологизмов, при подборе фразеологизмов с определёнными словами. Было выяснено, что 3 «Б» (экспериментальный) класс занимает более низкий уровень по сравнению с 3 «А» (контрольный) классом. Поэтому 3 «Б» класс был определён как экспериментальный класс.
Внеурочная деятельность входит в формирующий этап нашего эксперимента. Целью формирующего этапа являлось: проверить положения гипотезы. На данном этапе учащиеся 3 класса были включены в кружковую деятельность. В нём приняли участие 24 учащихся 3 «Б» (экспериментального) класса МБОУ СОШ №19 г. Артёма. Формирующий эксперимент проводился с 02.03.2018 по 11.05.2018 года. В ходе данного этапа педагогического эксперимента решались следующие задачи:
1) определить, какие фразеологизмы станут предметом наблюдения для учащихся;
2) выяснить содержание каждого занятия;
3) выяснить типичную структуру занятия;
4) установить формы работы с учащимися;
5) выявить наиболее эффективные методы и приёмы изучения фразеологизмов в рамках кружковых занятий.
Проанализировав программу кружка, мы выяснили, что условиями пропедевтического изучения в 3 классе фразеологизмов во внеурочной деятельности учащихся являются следующие положения:
1) распространённость фразеологизмов в речевой практике младших школьников;
2) доступность младшим школьникам с точки зрения лексического значения;
3) целесообразность использования фразеологизмов в речевой практике младших школьников;
4) использование на занятиях наглядных, словесных и практических методов обучения;
5) применение на занятиях фронтальной, групповой и парой работы;
6) использование одинаковой структуры занятий, которая в себя включает мотивационный этап, сообщение темы занятия, включение учащихся в практическую деятельность с фразеологизмами, рефлексию.
Для того чтобы проверить эффективность работы нашего кружка, был проведён контрольный эксперимент, который включал в себя тестирование, аналогичное тестированию констатирующего эксперимента.
В ходе данного эксперимента решались следующие задачи:
1) выяснить динамику понимания учащимися понятия «фразеологизм»;
2) выяснить динамику умения учащихся выделять из предложений фразеологизмы;
3) выяснить динамику знаний учащихся конкретных фразеологизмов;
4) выяснить динамику умения учащихся использовать фразеологизмы в письменной речи;
5) выяснить динамику умения учащихся понимать лексическое значение отдельных фразеологизмов;
6) выяснить динамику умения учащихся подбирать к словам подходящие по смыслу фразеологизмы.
Контрольный эксперимент был проведён 21.05.2018 года в образовательном учреждении МБОУ СОШ №19 г. Артёма в 3-х (А, Б) классах. В нём приняли участие 24 ученика 3 «Б» (экспериментального) и 23 ученика 3 «А» (контрольного) классов. В ходе данного тестирования также были выявлены уровни владения материалом по теме «Фразеологизмы». В ходе выявления уровней было выяснено, что учащиеся 3 «Б» (экспериментального) класса намного лучше объясняют значение понятия «фразеологизм», находят фразеологизмы в тексте, воспроизводят фразеологизмы, подбирают фразеологизмы с определёнными словами. Таким образом, уровень владения данной темой у учащихся 3 «Б» класса стал выше после включения школьников в кружковую деятельность по изучению темы «Фразеологизмы».
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
2. Андрианова, Т. М. Букварь: учебное пособие / Т.М. Андрианова. - М.: Астрель, 2014. - 112с.
3. Андрианова, Т. М., Илюхина, В. И. Учебник по русскому языку 1 класс / Т. М. Андрианова, В. И. Илюхина. - М.: Астрель, 2014. - 96 с.
4. Бобильова, Я.Н. Внеклассная воспитательная работа [Электронный
ресурс]: электронная статья. - Режим доступа:
http://klasnaocinka.com.ua/uk/article/vneklassnaya-vospitatelnaya-rabota.html
5. Бушуева, Л.С. Изучение фразеологических единиц в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 39-41.
6. Вендина, Т. И. Введение в языкознание: учебное пособие для педагогических вузов / Т. И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2001. - 288 с.
7. Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учебное пособие / А. А. Гируцкий. - М.: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
8. Голованова, Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня / Н. Ф. Голованова. - СПБ.: Детство-пресс, 2002. - 160 с.
9. Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А., Виноградская, Л. А. Азбука: учебное пособие / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2014.- 128с.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение,
2011. - 223с.
11. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.
12. Данилова, М. Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста / М.Р. Данилова. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 242-246.
13. Диброва, Е. И., Касаткин, Л. Л., Николина, Н. А., Щеболева, И. И. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: учебник для вузов: в 2 ч. - ч. 1: фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева - М.: Академия, 2001. - 544 с.
14. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 2 класс 1 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2014. - 144с.
15. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 2 класс 2 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2014. - 144с.
16. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 3 класс 1 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2014. - 143с.
17. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 3 класс 2 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2014. - 143с.
18. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 4 класс 1 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2014. - 144с.
19. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 4 класс 2 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2014. - 144с.
20. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие / И. Ю. Исаева. - М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 200 с.
21. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 1 класс / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 144с.
22. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 2 класс 1 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 144с.
23. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 2 класс 2 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 144с.
24. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 3 класс 1 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 168с.
25. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 3 класс 2 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 168с.
26. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 4 класс 1 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 162с.
27. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 4 класс 2 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 162с.
28. Караулов, Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия / Ю. Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. - 703 с.
29. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2011 - 176 с.
30. Лекант, П. А., Диброва, Е. И., Касаткин, Л. Л. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П. А. Лекант, Е. И Диброва, Л. Л. Касаткин. - М.: Дрофа, 2002. - 560 с.
31. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин. - М.: Русский язык, 1993. - 703 с.
32. Макарова, М.А. Фразеологизмы и их использование на уроках русского
языка в начальной школе [Электронный ресурс]: электронная статья. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/frazeologizmy-i-ih-
ispolzovanie-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole
33. Назаренко, В. В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность / В. В. Назаренко. - Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 103-107.
34. Почикеева, Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения // Методика преподавания. - 2014. - №6. - С. 23-28.
35. Федосеенкова, Н. В. Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе: методические рекомендации / Н. В. Федосеенкова. Петропавловск-Камчатский: КИПКПК, 2013. - 163 с.
36. Реформатский, А. А. Введение в языкознание: учебник для вузов / А. А. Реформаторский. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 536 с.
37. Ропацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С Ропацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - с. 110
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
39. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология. Ученик / М. И. Фомина. - М.: Высшая школа, 2001. - 415 с.
40. Ярцева, В. Н. Лингвистический Энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. - М.: Советская Энциклопедия, 1990. - C. 559-560.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ