Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - Ш ВЕКА ДО Н.Э.)

Работа №68127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - III ВЕКА ДО
Н.Э.) 14
§ 1. Северное Причерноморье в целом 14
§ 2. Боспорское царство 31
§ 3. Херсонес 37
§ 4. Ольвия 40
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - III ВЕКА ДО
Н.Э.) 42
§ 1. Северное Причерноморье в целом 42
§ 2. Боспорское царство 48
§ 3. Херсонес 63
§ 4. Ольвия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность темы исследования. Бытие богов является плодом человеческой фантазии. Это осознанная ложь, которая, тем не менее, воспроизводилась и будет воспроизводиться на протяжении всех периодов существования человечества вне зависимости от научного прогресса. Однако, нереальное бытие богов, оставляло и оставляет вполне реальные отпечатки на телах материального мира посредством общества. В ходе трудовой деятельности, человек реализует мыслимые образы в осязаемые формы архитектуры,
графики, пластики, а также в структурах общественных учреждений. Поэтому, вопросы мутирования религиозных идей, несмотря на свою, внешне кажущуюся, бессодержательность, не могут не занимать историка, так как
именно они фактически, влияют на самый исторический процесс, а иногда
даже являются его внутренней причиной и перводвигателем.
Занимаясь исследованием божеств, историк не утверждает их действительность, но констатирует их воздействие на общество. Божество, в своем
чистом, «идеальном» виде лишено влияния на историю, однако, оно воплощается в ней посредством общественных институтов (жреческих организаций, церквей), которые уже сами мощнейшим образом влияют на историю и
преобразуют еѐ. Эта совокупность материальных и ритуальных действий, посредством которых идея обретает свое физическое воплощение называется
культом. Культы не существуют изолированно, они вступают во взаимоотношения с общественными институтами, главным из которых является государство. Многие культы, поддержанные силой и авторитетом государственных властей, обретают особый характер. Тандем власти и культа можно проследить во всех исторических периодах всех стран и народов. Современный
мир не является исключением. Поэтому, для современного человека, исследование государственных культов, в нашем случае, на примере государств3
античного Северного Причерноморья, весьма актуально по следующим поводам:
 знание государственных культов древности позволяет лучше понимать
многие аспекты взаимоотношений религиозных организаций с государствами современности;
 объекты материальной культуры, созданные под влиянием государственных культов античного Северного Причерноморья, влияли и до
сих пор влияют на материальную и духовную культуры, а также науку
государств нашего времени, частично занимающих указанные территории (России и Украины), поэтому знание истории этих культов, является необходимым базисом для изучения позднейших исторических периодов;
 углубление понимания значения многих распространенных сегодня в
России имен, таких как Дмитрий, Артем, Денис и др. невозможно без
знания античных государственных культов таких божеств как Деметра,
Артемида, Дионис в которых и корениться тайна их происхождения.
Из вышесказанного хорошо видно органическое единство истории, в
силу которого, казалось бы, отвлеченная от практики проблема древней истории, приобретает буквально повседневную важность и актуальность для
каждого современного читателя, интересующегося указанной тематикой.
Степень изученности проблемы. До настоящего времени в отечественной и зарубежной историографии не проводилось сравнительного анализа государственных культов полисов Северного Причерноморья (VI-III веков до Н.Э.). Однако, из всего написанного в России о древнегреческой религии вообще, можно выделить работу дореволюционного отечественного историка и религиоведа XIX века - Ф.Ф. Зелинского: «Древнегреческая религия», однако, по отношению к выбранной нами тематике, данное исследова4
ние имеет слишком обобщенный характер1, кроме того, Ф.Ф. Зелинский подходит к изучению и описанию древнегреческой религии не столько как ученный историк, сколько как поэт. Этот исследователь поистине любил и симпатизировал объекту своего исследования, потому воспел его с идеалистических позиций, не избегнув предвзятых сравнений с авраамическими религиями, о чем свидетельствуют выражения типа «… была отравлена ядом иудаизма»2 и т.д. Хотя, безусловно, это не может умалять остальных достоинств
его книги. Она по прежнему незаменимым подспорьем для тех, кто хочет не
просто изучить фактологический материал, но и прочувствовать древнегреческую религию, погрузившись в удивительную атмосферу еѐ многочисленных культов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы были собраны и статистически проанализированы доступные в литературе ссылки на археологические свидетельства существования культов божеств. Эти свидетельства, прошедшие отбор по определенным нами признакам (КЕ) были собраны в специальную таблицу, на основании которой были построены графики, на основании этих графиков нами
были сделаны выводы о существовании в трех крупных государствах Северного Причерноморья почитания определенного набора культов. Все эти
культы были проверены нами на соответствие критериям государственного
культа, которые мы выработали самостоятельно, опираясь на научную литературу, посвященную указанному вопросу. В результате отсева, мы получили
набор государственных культов божеств характерный для каждого государства или полиса. Нами было выяснено, что основными божествами, на почитании которых стояла религия эллинских государств Северного Причерноморья в период с VI по III век до н.э. были культы божеств сельскохозяйственного цикла (БСХЦ) – в эту группу нами были относимы все божества,
культы которых были так или иначе связаны с идеей циклической смерти и
возрождения природы. Эти божества суть Деметра, Персефона, Дионис, Сатир, Пан, Аполлон и им подобные. Все эти божества в Боспорском царстве и
в Ольвии имели государственный характер своего почитания, так как, характер находок говорит о том, что почитались они массово (всем обществом),
имели свои храмы и публичные алтари, в этих храмах служили в качестве
жрецов и приносили жертвы указанным божествам лица, принадлежащие к
царским фамилиям, а так же лица, относящиеся к высшим стратам античного
общества, иконография этих культов нашла своѐ отражение в атрибутах государственной символики, чеканилась на монетах, выпускаемых в храмах
этих же божеств.
Аналогичный характер почитания имели государственные божества и в
Херсонесе. Там, государственный статус имели культы таких божеств и героев, как Зевс, Артемида и Геракл. Почитание БСХЦ отсутствовало. В этом
выразился особый характер религии Херсонеса, близкий более классической
Греции, чем к другим государствам и полисам Северного Причерноморья.
Этот характер религии обусловлен происхождением Херсонеса, как торговой
колонии, основанной выходцами из Гераклеи, где указанные божества (Геракл, Зевс и Артемида) так же имели государственный характер почитания,
соответствующий всем выделенным нами критериям.
Проведенный сравнительный анализ выделенных нами государственных культов убедительно демонстрирует, что в отличии от классической
Греции, в анализируемый нами период, количественно, в Северном Причерноморье всѐ равно превалировали культы БСХЦ. Среди них самым почитаемым божеством был безусловно Сатир/Пан. Мы проанализировали общеизвестные мифологические аспекты почитания этого божества, а также, обращались распространенной дилемме трактовки иконографии Сатира/Пана на
пантикапейских монетах. Однако, нами так и не были вскрыты мотивы, по
которым малозначительное служебное божество было выдвинуто на первый
план почитания – решение этого вопроса представляет широкие перспективы
для дальнейших исследований. Так же нами было выяснено, что только для
Северного Причерноморья характерно обширное почитание Аполлона в ипостаси Врача (Ятроса), что обусловлено особыми климатическими условиями
региона. Ботанические же особенности региона, а именно – успешное произрастание здесь злаковых культур привели к выходу на первый план культов
Деметры и Персефоны, в то же время, как развитое в регионе виноделие способствовали почитанию культа Диониса. Почитание Геракла в Херсонесе,
было подстегиваемо расхожими мифами о подвигах этого героя, путешествовавшего в земли скифов через Северное Причерноморье.
Следует заметить, что самая репрезентативность нашего исследования,
а также выводы сравнительного анализа, основывающиеся на данном статистическом исследовании, не могут претендовать на высокие показатели истинности, так как материальные и временные ресурсы, выделенные для дипломной работы, явно недостаточны для обработки колоссальных объемов
информации, описания тысяч известных артефактов. Тем не менее, их нельзя
считать и вымышленными, так как даже то количество артефактов, что описано в общедоступной литературе, могут отразить реальное состояние практически настолько, насколько выборки, делаемые социологами по методу
Гэллапа, много лет подтверждают возможности таких выборочных исследований. Поэтому, наше исследование дает лишь методы, воспользовавшись
которыми в дальнейшем возможно будет провести более масштабный статистический анализ, основанный на более обширном описании артефактов
культового значения непосредственно из музейных фондов. Поэтому, указанная проблема, так же представляет богатые перспективы для дальнейших
исследований.



1. Аммиан Марцеллин. История / Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А.Сонни. Вып. III (кн. XXVI-XXXI). - Киев, 1908. - XI, 293, XXII с.
2. Геродот. История / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 696, [8] с. - (Историческая библиотека).
3. Демосфен. Речи / Пер. с греч. - В 3 тт. - М.: Ладомир, 1994.
4. Латышев, В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. - В 2 тт. - М., 1898 [Собрание текстов античной тра-диции о Северном Причерноморье в оригиналах и переводах].
5. Менандр. Герод. Комедии. Мимиамбы / Перев. с древнегреч. Г. Церете-ли. - М.: Искусство, 1984. - 293с.
6. Полидевк Юлий. Словарь // Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. - В 2 тт. - М., 1898 [Собра-ние текстов античной традиции о Северном Причерноморье].
7. Страбон. География в 17 книгах / пер., статья и ком. Г.А. Стратановско- го, под общ. ред. проф. С.Л. Утченко, ред. пер. проф. О.О. Крюгер. - М.: Наука, 1964. - 938 с.
Эпиграфические и изобразительные
8. Корпус боспорских надписей / Под ред. В.В. Струве. - М.-Л.: Наука, 1965. - 951 с.
9. Корпус боспорских надписей: Альбом иллюстраций (КБН-альбом) / Отв. ред. А.К. Гаврилов. - СПб.: Bibliotheca classica Petropolitana, 2004. - XVI, 432 с.
10. Надписи Ольвии / акад. наук СССР, ин-т археологии. - Л.: Наука, 1968. - 190 с.
Исследования
11. Ашик, А. А. Боспорское царство. Ч. 1. / А.А. Ашик. — М.: тип. Т. Ней¬
мана, 1848. — 119 с.
12. Блаватская, Т. В. Очерки политической истории Боспора в V - IV вв. до н. э. / Т.В. Блаватская. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 159 с.
13. Бондаренко, М. Е. Государственный культ Гермеса в античных городах Северного Причерноморья / М.Е. Бондаренко // ВМГУ. - 2007. Серия 8. История. № 2. - С. 80—91.
14. Бондаренко, М. Е. Институт эфебии и священные Гермеи в античных гос¬ударствах Северного Причерноморья / М.Е. Бондаренко // ДВАМ. - 2005. Вып. 7. - С. 85—93.
15. Бондаренко, М.Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья : автореф. дис. ... к-та ист. наук / М.Е. Бонда¬ренко. — М, 2007. — 23 с.
16. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство / В.Ф. Гайдукевич. - М-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 623 с.
17. Гайдукевич, В.Ф., Капошина, С.И. К вопросу о местных элементах в культуре античных городов Северного Причерноморья / В.Ф. Гайдукевич, С.И. Капошина // Советская археология. Т. 15. - М.-Л., 1951. - 345 с.
18. Гомеровские гимны. V. К Деметре. / пер., статья и ком. Г.Е. Вересаева под общ. ред. проф. С.Л. Яйленко, ред. пер. проф. О.О. Крюгер. - М., 1964. - 903 с
19. Грацианская, Л.И. "География" Страбона. Проблемы источниковедения / Л.И. Грацианская // Древнейшие государства на территории СССР. -М.: Наука, 1988. -С. 6-175.
20. Жебелев, А. Северное Причерноморье / А. Жебелев. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 378 с.
21. Журавлев, Д.В.; Завойкин, А.А. Свет и светильники в элевсинских таин-ствах (по материалам святилища «Береговой 4») / Д.В. Журавлев, А.А.
Завойкин // Боспорские чтения. Вып. VIII. - Керчь, 2007. - 106-113.
22. Завойкин, А.А. Боспор: Пантикапей и территориальное государство / А.А. Завойкин // Греки и варвары на Боспоре Киммерийском VII-I вв. до н.э. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. - 76-80.
23. Завойкин, А.А. Святилище Деметры и Коры на Фонталовском полуостро¬ве: природная среда и сакральная топография / А.А. Завойкин // ВДИ.
2006. №3. - 61-76.
24. Завойкин, А.А., Добровольская, Е.В. Боги, люди, животные и птицы в святилище Деметры и Коры на Фонталовском полуострове / А.А. Завой¬кин, Е.В. Добровольская // Боспорские чтения. Вып. VIII. - Керчь, 2007.- С. 117-125.
25. Зайцев, А.И. Греческая религия и мифология / А.И. Зайцев. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 208 с.
26. Захарова, Е.А. Культы древнегреческих героев Ахилла и Геракла в Се-верном Причерноморье, VI-I вв. до н.э. : дис... к-та. истор. наук / Е.А. За¬харова. — М., 2003. — 237 с.
27.Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия / Ф.Ф. Зелинский - К.: СИНТО, 1993. - 345 с.
28. Зубарь, В.М. Боги и герои античного Херсонеса/ В.М. Зубарь. - К.: Изда¬тельский дом «Стилос», 2005. - 188 с.
29.Золотарев, М.И. Монеты Херсонеса Таврического IV в. до н.э. - XIII в. Коллекция В.Н. Орехова в собрании Национального заповедника «Херсо¬нес Таврический». Каталог / М.И. Золотарев, Е.М. Кочеткова. - Севасто¬поль: «Каламо», 1999. - 141 с.
30. Каллистов, Д.П. Северное Причерноморье в античную эпоху / Д.П. Кал¬листов. - М.: Государственное учебно-педагогическое изд- во министер¬ства просвещения РСФСР, 1952. - 187 с.
31. Кобылина, М. М. Изображения восточных божеств в Северном Причер¬номорье в первые века нашей эры / М.М.Кобылина. — М.: Наука, 1978. — 216 с.
32. Кузина, Н.В. Дионисийская символика в погребальной обрядности насе¬ления античных центров Северного Причерноморья / Н.В. Кузина // Боспорские исследования. Вып. XVI. Симферополь—Керчь, 2007. С. 112—129.
33. Кузина, Н.В. К вопросу о роли культа Диониса в общественно-политической и культурной жизни Боспорского государства / Н.В. Кузи¬на // Боспорские исследования. Вып. XIX. Симферополь—Керчь, 2008. С. 33-46.
34. Кузина, Н.В. Культ Диониса в античных государствах Северного При-черноморья: содержание, общественно-политический аспект, локальная специфика : дис. ... к-та. истор. наук / Н.В. Кузина. - Нижний Новгород, 2008. — 334 с.
35. Кузина, Н.В. Культ Диониса и его роль в идеологии античных государств Северного Причерноморья / Н.В. Кузина // Из истории античного обще¬ства. Сборник научных трудов. Вып. 11. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 92-116
36. Кузина, Н.В. Особенности отправления культа Диониса в сакральных комплексах Северного Причерноморья / Н.В. Кузина // Боспорский фе-номен: Сакральный смысл региона, памятников, находок : материалы Международной научной конференции, СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа,
2007. Часть. I. С. 36-47.
37. Латышев, В. В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сцениче-ские древности. Ч. 1. / В.В. Латышев. — СПб., 1997. — 343 с.
38. Лауэнштайн, Д. Элевсинские мистерии / Д. Лауэнштайн. — М.: Энигма, 1996. — 368 с.
39. Маслеников, А. А. Сельские святилища античного Боспора (Загадки и ра- гадки) // БФ: Погребальные памятники и святилища. Т. 1. / А.А. Маслен¬ников. — СПб, 2002. — С. 194-197.
40. Масленников, А.А. Крымское Приазовье в античную эпоху (опыт регио¬нальной истории) / А.А. Масленников // Античный мир и варвары на юге
России и Украины: Ольвия. Скифия. Боспор. Запорожье: Дикое Поле, 2007. — С. 181-218.
41. Масленников, А.А. Сельские святилища Европейского Боспора / А.А. Масленников. - Тула: Гриф и К, 2007. - 564 с.
42. Масленников, А.А. Частное и публичное в сакральной практике сельско¬го населения Европейского Боспора / А.А. Масленников // Боспорские чтения. Вып. VIII. - Керчь, 2007. - 212-215.
43. Молев, Е.А. Боспор в период эллинизма / Е.А. Молев. — Нижний Новго¬род: Изд-во ННГУ, 1994. - 140 с.
44. Молев, Е.А. Боспор в период эллинизма: Монография / Е.А. Молев. - Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 1994. - 140 с.
45. Молев, Е.А. Сакральные граффити из Китея // БФ: Погребальные памят¬ники и святилища. Т.1. / Е.А.Молев. - СПб, 2002. — С. 146—151.
46. Молева, Н.В. Культ Диониса и театр на Боспоре / Н.В. Мо- лева // Ан-тичность и драматургия / Под ред. Н.Ф. Федосеева. - Керчь, 2003. - С. 65¬76.
47. Нефедов, К. Ю. Культ Перисада I на Боспоре: попытка исторической ре¬конструкции. Сакральное и власть в Античности / К.Ю Нефедов. — 2012. — № 2. — С. 117—122.
48. Нефедов, К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллшшзму (323-281 рр. до н. е.): Автореф. дис... к-та. 1стор. наук / К.Ю Нефедов. — Харкхв, 2001. — 17 с.
49. Нильсон, М. Греческая народная религия : пер. с англ. / М. Нильсон. — СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1998. — 218 с.
50. Поночевный, М.О. Географический очерк Босфорского царства / М.О. Поночевный // Кубанский сборник. Т.П. - Екатеринодар, 1891. - С . 10-25.
51. Ростовцев, М. И. Г осударство и культура Боспорского государства / М.И. Ростовцев // ВДИ. — 1989. — №2. — С.183 — 197.
52. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России / М.И. Ростовцев. - СПб.: издание ИАК, 1914. - 537 с.
53. Ростовцев, М.И. Эллинство и иранство на юге России. Общий очерк / М.И. Ростовцев. - Петроград: Огни, 1918. - 190 с.
54. Русяева, А.С. Религия и культы античной Ольвии / А.С. Русяева. — Киев, 1992. - 254 с.
55. Русяева, А.С. Земледельческие культы в Ольвии догетского времени / А.С. Русяева. - Киев, 1979. - 191 с.
56. Ручинская О.А. Религиозные обряды и празднества в общественной жиз¬ни античных городов Северного Причерноморья / О.А. Ручинская // Древности-1994. Харьковский историко-археологический ежегодник. - Харьков: АО «Бизнес Информ», 1994. - С. 73-86.
57. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. — М.: Изд-во полит. Лит., 1976. — 576 с.
58. Шауб, И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII-IV вв. до н.э.) / И.Ю. Шауб. — СПб., 2007. — 484 с.
59. Шевченко, О.К. Сакрализация Перисада I / О.К. Шевченко//. Сакрализа¬ция власти в античности. — 2012. — № 2.
60. Дюков Ю. Л. О моне-тах с изоб-ра-же-ни-ем льви-ной голо-вы и над-пи-сью АПОЛ // ВДИ. 1975. № 4. С. 71.
61. Яйленко, В.П. Тысячелетний боспорский рейх. История и эпигра- фика У!в. до н.э. - V в. н.э. / В.П. Яйленко. - М.: Гриф и К, 2010. - 740 с.
62. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. - М., 2010. - 247 с.
Электронные ресурсы
63. Круглов, Е.А. Наследие Малой Азии VII-III вв. до н.э. или вклад учения Эвгемера в концепт сакрализации власти в древности. [Электронный журнал] / Е.А. Круглов // САКРАЛЬНОЕ И ВЛАСТЬ В АНТИЧНОСТИ : исследовательский центр : [сайт] — № 1. - 2010-2011. Режим доступа: http://antika-vlast.at.ua/publ/stati_do_2011_goda/1
64. Григорьев, Д.В. Военная деятельность Перисада I как основание для его
обожествления. [ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ] / Д.В. Григорьев // СА-КРАЛЬНОЕ И ВЛАСТЬ В АНТИЧНОСТИ : исследовательский центр : [сайт] — № 2. 2011-2012. Режим доступа: http://antika-
vlast.at.ua/publ/vypusk_2_2012/5
65. Вахрамеева, А.В. Культ Деметры в сакральной жизни раннего Боспора [Электронный ресурс] / А.В. Вахрамеева // Laurea I. Античный мир и Средние века : Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадее- ва. Материалы. : [сайт] / ООО «НТМТ». — Харьков, 2015. - Режим до¬ступа: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/10801.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ